северо двинский канал что соединяет

Северо-Двинская система (Северо-Двинский водный путь)

северо двинский канал что соединяет. Смотреть фото северо двинский канал что соединяет. Смотреть картинку северо двинский канал что соединяет. Картинка про северо двинский канал что соединяет. Фото северо двинский канал что соединяет

Действующих старых каналов в России не так много и Северо-Двинская система относится к одной из существующих и работающих. Она не входит в состав Единой глубоководной системы Европейской части России. Северо-Двинская система соединила бассейн Волги с Северной Двиной, а по этой реке можно добраться до Архангельска и Белого моря.

Для справки: Река Малая Северная Двина образуется слиянием рек Сухона и Юг у города Великий Устюг в Вологодской области. Далее она течет на север, в сторону Архангельска и около города Котлас сливается с рекой Вычегрой и с этого места называется Большой Северной Двиной. После Архангельска река впадает в Двинскую губу Белого моря.

Карта Северо-Двинской системы

Основные характеристики

Описание

Вот уже более 180 лет Северо-Двинская система существует и работает, соединяя бассейн Волги и Северную Двину. Водный путь проходит от реки Шексны, притока Волги, до реки Сухоны и Северной Двины. Северо-Двинский канал включает следующие сооружения и водоемы:

Водораздельная часть, состоящая из нескольких каналов и озер:

Далее следуют водоемы и шлюзы, ведущие к реке Сухоне, с которой начинается Северная Двина:

История Северо-Двинской системы

Еще в X–XI веках была налажена доставка грузов из бассейна реки Волги до Двины, тогда существовал так называемый волок, участок суши между Благовещенским и Никольским озерами, через который суда с товарами тащили сухим путем, то есть волоком.

Суда с грузами шли по Волге, затем по Шексне, речке Славянке и Благовещенскому озеру, далее волоком — до Никольского озера, по реке Порозовице и Кубенскому озеру, реке Сухоне и Двине.

Иногда считают, что идея создать водный путь из Санкт-Петербурга в Архангельск принадлежит Петру Первому. На самом деле императору не был нужен конкурирующий с Петербургом морской порт и своим указом в 1716 году он сократил поставки в порт Архангельск товаров, которые предназначались для дальнейшей «заморской торговли», а с 26 ноября 1721 года в Архангельск разрешалось возить товары только из соседних областей, примыкающих непосредственно к Двине.

Позже эта блокада была снята, но ввозить в Архангельск можно было лишь товары для внутреннего потребления. Только при Петре III в 1762 году городу вернули статус торгового порта.

В целях строительства Северо-Двинского канала в 1823 году были проведены изыскания на месте древнего волока, в водоразделе реки Шексны и реки Порозовицы, впадающей в Кубенское озеро. В 1825 году начались работы по строительству Топорнинского канала между рекой Шексной и озером Сиверское.

Работами руководил управляющий путями сообщения Российской империи родной брат императрицы Марии Федоровны герцог Александр Фридрих Карл фон Виртембергский. Его имя канал носил вплоть до Октябрьской революции. На канале были построены 13 шлюзов. Первые суда прошли по водному пути в 1828 году.

По новой трассе суда шли по реке Шексне, водораздельному каналу, Сиверскому озеру и реке Порозовице, впадающей в Кубенское озеро. Затем водный путь продолжался по реке Сухоне, вытекающей из Кубенского озера и Двине до Архангельска и Белого моря.

Вместе с тем, водный путь был неглубок и по нему могли проходить суда с осадкой не более одного метра и водоизмещением не более 160 тонн. Летом из-за мелеющей Сухоны движение судов было затруднено. В связи с этим в 1834 году по проекту инженера Вячеслава Шишкова у истока Сухоны на Кубенском озере была построена плотина «Знаменитая» и шлюз, превратившие озеро в водохранилище.

Основная реконструкция сооружения проходила с 1916 по 1921 годы. Трасса была спрямлена и вместо 13 шлюзов были сооружены 7 новых, в том числе была построена бетонная плотина «Знаменитая» и новый шлюз. Теперь по каналу могли проходить суда длиной 150 метров, шириной 12 метров, с осадкой до 1,8 метра и водоизмещением 1000 тонн.

На строительстве было занято большое число военнопленных, так в апреле 1917 года из более 9,5 тысяч рабочих 6085 человек были военнопленными. Из техники использовались 7 землечерпалок.

Со строительством Беломорско-Балтийского канала значение Северо-Двинской системы стало уменьшаться, поскольку новый путь был более удобным. Однако, во время Великой Отечественной войны, когда Беломорканал и Кировская железная дорога были перерезаны, водный путь по Двине стал жизненно необходимым. Поступающие по ленд-лизу грузы необходимо было вывозить из Архангельска в центральные районы страны. Для этого на Северо-Двинском канале были проведены дноуглубительные работы и увеличена высота плотины «Знаменитая».

В послевоенные годы Северо-Двинская система поддерживалась в работоспособном состоянии, но все же ее деревянные конструкции постепенно дряхлели и, казалось, что они доживают последние дни. В 1964 году во время реконструкции Волго-Балтиского канала был разобран и затоплен Шекснинским водохранилищем ставший ненужным один из шлюзов. Но в конце 1990-х годов было решено сохранить водный путь и в 2000-х годах началась его реконструкция.

В последнее время участок канала, проходящий через национальный природный парк Русский север, все больше привлекает внимание как перспективный туристический маршрут, ведущий к замечательным архитектурным и художественным памятникам Белозерья — Горицкому, Ферапонтову и Кирилло-Белозерскому монастырям, а также Ильинской церкви у Ципиной горы.

Кроме того, Северо-Двинская система, включающая старинные каналы и деревянные гидротехнические устройства, представляет интерес как памятник науки и техники XIX века.

Источник

Северо-Двинский канал

Северо-Двинский канал — судоходный канал, соединяющий реку Шексну, впадающую в реку Волгу и являющуюся часть Волго-Балтийского канала и реку Сухону, впадающую в Северную Двину. Расположен в Вологодской области (Россия). Канал был построен с 1825 по 1828 годы и официально открыт 23 августа 1828 года. Его главным предназначением было создание водного пути между Санкт-Петербургом и Архангельском. Транзитная навигация на канале длится с 5 мая по 15 октября — времени работы шлюзов. Северо-Двинский канал относится к внутренним водным бассейнам разряда «Р» (по классификации Российского Речного Регистра). Обслуживанием канала и поддержанием судоходной обстановки занимается ФБУ «Администрация «Севводпуть».

северо двинский канал что соединяет. Смотреть фото северо двинский канал что соединяет. Смотреть картинку северо двинский канал что соединяет. Картинка про северо двинский канал что соединяет. Фото северо двинский канал что соединяет
Фото: wikimapia.org

Северо-Двинская шлюзованная система пересекает водораздел рек Шексны и Сухоны и состоит из ряда каналов, озер и рек. Протяженность искусственных водных путей составляет 127 км. В составе Северо-Двинской системы — 4 гидроузла, на которых расположены: 6 шлюзов, 6 водоподпорных плотин, 2 заградительные плотины, 5 искусственных судоходных каналов, 4 понтонные переправы. Гарантированная глубина на участке от шлюза №2 до шлюза №7 — 160 / 180 см, ширина судового хода — 20 метров, радиус закругления — 200 метров.

Канал берет начало у населенного пункта Топорня на реке Шексне, проходит через Сиверское озеро, затем Покровское, Зауломское, Пигасово и Кишемское озера, реку Иткла, Благовещенское озеро, реку Порозовица и затем по Кубенскому озеру из которого берет свое начало река Сухона.

После постройки водный путь получил название канал Александра Виртембергского — в честь управляющего путями сообщения Российской империи в 1822—1833 годах, герцога вюртембергского Александра Фридриха Карла фон Вюртембергского.

Изначально на канале было 14 шлюзов, которые строились под суда длиной до 27 метров, шириной до 8 метров и осадкой до 1 метра. С 1861 года шлюзы канала неоднократно модернизировались из-за увеличения габаритов судов. К началу 1900-х годов шлюзы были рассчитаны на прием судов длиной до 42,6 метров, шириной до 8,5 метров и осадкой в 1,4 метра. После проведения в 1882—1889 годах дноуглубительных работ количество шлюзов на канале сократили до 10. В 1916—1921 годах была проведена капитальная реконструкция канала во время которой вместо 9 старых шлюзов были построены 6 новых шлюзов. Изменились снова и габариты камер, которые были рассчитаны на прием судов длиной 150 метров, шириной 12 метров и осадкой 1,8 метра.

После ввода в эксплуатацию Волго-Балтийского канала и образования Шекснинского водохранилища был затоплен шлюз №1 Северо-Двинского канала. Таким образом, сейчас на канале 6 шлюзов, нумерация которых начинается с №2 и идет до №7. До второй половины 2010-х годов шлюзы канала были деревянными, но после реконструкции, начатой в 2013 году, все они стали железобетонными.

северо двинский канал что соединяет. Смотреть фото северо двинский канал что соединяет. Смотреть картинку северо двинский канал что соединяет. Картинка про северо двинский канал что соединяет. Фото северо двинский канал что соединяет
Фото: Ирина Василевич

Пассажирские перевозки по каналу

До второй половины 1980-х годов по каналу проходил маршрут регулярного пассажирского рейса Вологда — Кириллов, на котором работали теплоходы проекта 331 — «Артем Коровин», «Николай Яковлев» и «Александр Клубов».

Круизы по каналу

С первой половины 2000-х и до первой половины 2010-х годов по каналу раз в навигацию выполнялся круизный рейс на теплоходе «Николай Яковлев». После 2012 года подобных рейсов по каналу не проводится.

Грузоперевозки по каналу

Грузоперевозки по каналу в настоящее время минимальны. Основной груз — лесоматериалы и незначительное количество нерудных грузов (песок, щебень).

Шлюзы на Северо-Двинском канале:

Карта Северо-Двинского канала:

северо двинский канал что соединяет. Смотреть фото северо двинский канал что соединяет. Смотреть картинку северо двинский канал что соединяет. Картинка про северо двинский канал что соединяет. Фото северо двинский канал что соединяет
Увеличить

Озера на Северо-Двинском канале (от Шексны к Сухоне):

Озеро Сиверское
Озеро Покровское
Озеро Пигасово
Озеро Кишемское
Озеро Татаровское
Благовещенское озеро
Кубенское озеро

Населенные пункты на Северо-Двинском канале:

Васняково (деревня)
Волокославинское (село)
Карботка (деревня)
Кириллов (город)
Красново (деревня)
Суховерхово (деревня)
Топорня (деревня)
Устье (село)
Шера (деревня)

Мосты на на Северо-Двинском канале (от Шексны к Сухоне):

Мост в Топорне у шлюза №2
Понтонный мост в городе Кириллове
Понтонный мост у деревни Поздышка
Автомобильный мост на трассе А-119 (Вологда — Медвежьегорск)
Автомобильный мост в деревне Волокославинское

Источник

Северо-Двинский водный путь. Канал имени Герцога Вюртембергского.

Действующих старых каналов в России не так много и Северо-Двинская система относится к одной из существующих и работающих.
Она не входит в состав Единой глубоководной системы Европейской части России.

Северо-Двинская система соединила бассейн Волги с Северной Двиной, а по этой реке можно добраться до Архангельска и Белого моря.

северо двинский канал что соединяет. Смотреть фото северо двинский канал что соединяет. Смотреть картинку северо двинский канал что соединяет. Картинка про северо двинский канал что соединяет. Фото северо двинский канал что соединяет

Для справки:
Река Малая Северная Двина образуется слиянием рек Сухона и Юг у города Великий Устюг в Вологодской области.
Далее она течет на север, в сторону Архангельска и около города Котлас сливается с рекой Вычегрой и с этого места называется Большой Северной Двиной.
После Архангельска река впадает в Двинскую губу Белого моря.

Карта Северо-Двинской системы

северо двинский канал что соединяет. Смотреть фото северо двинский канал что соединяет. Смотреть картинку северо двинский канал что соединяет. Картинка про северо двинский канал что соединяет. Фото северо двинский канал что соединяет

Вот уже более 180 лет Северо-Двинская система существует и работает, соединяя бассейн Волги и Северную Двину.
Водный путь проходит от реки Шексны, притока Волги, до реки Сухоны и Северной Двины.

Северо-Двинский канал включает следующие сооружения и водоемы:
Водораздельная часть, состоящая из нескольких каналов и озер:
От Шексны начинается самый протяженный Топорнинский канал длиной 6 км, на котором, установлены заградительные ворота, позволяющие закрывать водораздельную часть сооружения и проводить ее ремонт. На канале построены шлюзы №2 и №3

северо двинский канал что соединяет. Смотреть фото северо двинский канал что соединяет. Смотреть картинку северо двинский канал что соединяет. Картинка про северо двинский канал что соединяет. Фото северо двинский канал что соединяет

северо двинский канал что соединяет. Смотреть фото северо двинский канал что соединяет. Смотреть картинку северо двинский канал что соединяет. Картинка про северо двинский канал что соединяет. Фото северо двинский канал что соединяет

Кузьминский канал длиной 1,17 км с понтонной переправой
Озеро Покровское
Речка Поздышка с прорытым в ней каналом длиной около 2 км
Зауломское озеро, ставшее водохранилищем, уровень воды в нем поднят плотиной
1-й и 2-й Вазеринские каналы длиной 2,08 км и 2,99 км соответственно, разделенные небольшим озером Пигасово
Небольшое Кишемское озеро и Кишемский канал длиной 2,65 км с заградительными воротами, позволяющими закрывать водораздельную часть и проводить ее ремонт.

Еще в X-XI веках была налажена доставка грузов из бассейна реки Волги до Двины, тогда существовал так называемый волок, участок суши между Благовещенским и Никольским озерами, через который суда с товарами тащили сухим путем, то есть волоком.

Иногда считают, что идея создать водный путь из Санкт-Петербурга в Архангельск принадлежит Петру Первому.
На самом деле императору не был нужен конкурирующий с Петербургом морской порт и своим указом в 1716 году он сократил поставки в порт Архангельск товаров, которые предназначались для дальнейшей «заморской торговли», а с 26 ноября 1721 года в Архангельск разрешалось возить товары только из соседних областей, примыкающих непосредственно к Двине.

Позже эта блокада была снята, но ввозить в Архангельск можно было лишь товары для внутреннего потребления.
Только при Петре III в 1762 году городу вернули статус торгового порта.

В целях строительства Северо-Двинского канала в 1823 году были проведены изыскания на месте древнего волока, в водоразделе реки Шексны и реки Порозовицы, впадающей в Кубенское озеро.
В 1825 году начались работы по строительству Топорнинского канала между рекой Шексной и озером Сиверское.

Работами руководил управляющий путями сообщения Российской империи родной брат императрицы Марии Федоровны герцог Александр Фридрих Карл фон Виртембергский.
Его имя канал носил вплоть до Октябрьской революции.

На канале были построены 13 шлюзов. Первые суда прошли по водному пути в 1828 году.

По новой трассе суда шли по реке Шексне, водораздельному каналу, Сиверскому озеру и реке Порозовице, впадающей в Кубенское озеро. Затем водный путь продолжался по реке Сухоне, вытекающей из Кубенского озера и Двине до Архангельска и Белого моря.

Вместе с тем, водный путь был неглубок и по нему могли проходить суда с осадкой не более одного метра и водоизмещением не более 160 тонн.
Летом из-за мелеющей Сухоны движение судов было затруднено.
В связи с этим в 1834 году по проекту инженера Вячеслава Шишкова у истока Сухоны на Кубенском озере была построена плотина «Знаменитая» и шлюз, превратившие озеро в водохранилище.

Основная реконструкция сооружения проходила с 1916 по 1921 годы.
Трасса была спрямлена и вместо 13 шлюзов были сооружены 7 новых, в том числе была построена бетонная плотина «Знаменитая» и новый шлюз.
Теперь по каналу могли проходить суда длиной 150 метров, шириной 12 метров, с осадкой до 1,8 метра и водоизмещением 1000 тонн.

На строительстве было занято большое число военнопленных, так в апреле 1917 года из более 9,5 тысяч рабочих 6085 человек были военнопленными. Из техники использовались 7 землечерпалок.

Источник

Северо-Двинский канал часть 1

Теперь уже и не вспомнить когда закралась в голову эта мысль. Может в своих поездках на Кольский, когда по трассе Р-5 “Вологда – Медвежьегорск” мы пересекаем Северодвинский канал, может позже, когда собирали о нем информацию. Мысль эта крепла, развивалась, и к концу прошлого 2013 года мы уже твердо знали, что летом пойдем именно туда…

Похоже это самый древний канал из ныне действующих. Предназначение его – соединить бассейны рек Северная Двина и Волга и получить, таким образом, выход южных и центральных областей России к Белому морю. Первые серьёзные изыскания проводились еще с 1823 года. Строительство, начатое в 1825 году, под руководством тогдашнего начальника управления путей сообщений – герцога Александра Вюртембергского, родного брата императрицы Марии Федоровны, было закончено в рекордно короткий срок – 3 года, и в 1828 по каналу пошли первые суда. Уже действующая тогда Мариинская система, нынешний Волго – Балт, позволили кратчайшим путем доставлять грузы из Петербурга в Архангельск по двум каналам – Мариинскому и Северодвинскому.

северо двинский канал что соединяет. Смотреть фото северо двинский канал что соединяет. Смотреть картинку северо двинский канал что соединяет. Картинка про северо двинский канал что соединяет. Фото северо двинский канал что соединяет

Герцог Александр Вюртембергский.

северо двинский канал что соединяет. Смотреть фото северо двинский канал что соединяет. Смотреть картинку северо двинский канал что соединяет. Картинка про северо двинский канал что соединяет. Фото северо двинский канал что соединяет

северо двинский канал что соединяет. Смотреть фото северо двинский канал что соединяет. Смотреть картинку северо двинский канал что соединяет. Картинка про северо двинский канал что соединяет. Фото северо двинский канал что соединяет

Подробная карта водной части маршрута

Необходимо отметить, что водный путь из Астрахани к Белому морю на то время уже был. В 1822 году было закончено строительство Северо-Екатерининского канала, соединившего бассейны рек Волга и Северная Двина. Проект был крайне неудачным и в дальнейшем при строительстве возникло много трудностей… но канал протяженностью 19 км. всё же был построен, хотя строился он целых 36 лет!

Практические шаги по строительству канала начались лишь с царствования Екатерины II. По её указу в 1781 г. на место стройки была отправлена комиссия из инженеров для составления проекта. Через четыре года она завершила работу и представила проект. В 1786 г.на будущем канале приступили к земляным работам. Место строительства представляло собой сплошное царство лесов и непроходимых болот. Безлюдье. Крайне суровые зимы, продолжительностью полгода. Наконец, в 1822 г., преодолев огромные трудности, строительство было закончено и канал открыли для прохода судов.

северо двинский канал что соединяет. Смотреть фото северо двинский канал что соединяет. Смотреть картинку северо двинский канал что соединяет. Картинка про северо двинский канал что соединяет. Фото северо двинский канал что соединяет

12 км Северо-Екатерининского канала

северо двинский канал что соединяет. Смотреть фото северо двинский канал что соединяет. Смотреть картинку северо двинский канал что соединяет. Картинка про северо двинский канал что соединяет. Фото северо двинский канал что соединяет

Шлюз Святой Екатерины

северо двинский канал что соединяет. Смотреть фото северо двинский канал что соединяет. Смотреть картинку северо двинский канал что соединяет. Картинка про северо двинский канал что соединяет. Фото северо двинский канал что соединяет

Шлюз Святого Александра

Таким образом, строился канал 36 лет, израсходовав более 1 млн. рублей. Плохой уход за водной системой, отсутствие средств на ремонтные работы, разрушение гидротехнических устройств – всё это привело к тому, что в 1838 г. канал был официально упразднен, прослужив всего 16 лет. Но канал существует до сих пор. Начинается он в деревне Канава, и по нему можно перебраться с Вычегды на Каму разве что на небольшой лодке. Фото – kultnasledie.rkomi.ru/

Возвращаемся к нашему Северодвинскому: Канал построен, судоходство идёт полным ходом. Габариты пути нового канала полностью соответствовали габаритам Мариинской системы, что, способствовало его растущей популярности. Длинна шлюза – 27,7 метра, ширина – 8,25 и проходными глубинами 1,8 метра. Все это позволяло при прохождении обеих систем пользоваться однотипными судами, что для купцов было очень удобно т.к. исключалась промежуточная перевалка грузов. Конечно, тогда не было ни теплоходов, ни электричества, ни прочих благ цивилизации. В шлюзы баржи заводили конной тягой, проводка по каналу шла бурлаками, а по озёрам – под парусами. По берегам стояли будки бакенщиков, которые вечерами выходили в канал и зажигали своё хозяйство, так как движение по каналу порой было круглосуточным. Грузооборот постоянно рос, и за время своего существования Северодвинская водная система постоянно реконструировалась. Углублялся фарватер, увеличивались габариты шлюзов. Самые серьёзные изменения были проведены период с 1916 г. по 1921 г. силами военнопленных первой мировой. В то время на реконструкции канала работало около 8000 человек. В 1897 г. была построена железная дорога до Архангельска, и потребность в канале стала уменьшаться, а в 1933 г, когда началось движение по Беломорско – Балтийскому каналу, совсем упала. В 1964г. в результате устройства Шекснинской плотины и подъема воды в р. Шексна первый шлюз в Топорне был затоплен, но нумерацию оставили прежней и Северодвинская система теперь начинается со шлюза №2.

северо двинский канал что соединяет. Смотреть фото северо двинский канал что соединяет. Смотреть картинку северо двинский канал что соединяет. Картинка про северо двинский канал что соединяет. Фото северо двинский канал что соединяет

Канал герцога Вюртембергского. Фото — https://regionavtica.ru/

В 90-х годах финансирование канала было слабым, деревянные конструкции попросту догнивали, и, казалось бы, участь его предрешена. Однако, было решено сохранить Северо-Двинскую водную систему, и в 2000-х годах началась ее очередная реконструкция, продолжающаяся и по сей день.

«Дабы навсегда сохранить память Ваших трудов на пользу Государства по ведомству путей
сообщения… повелеваю именовать оный канал — каналом герцога Александра Вюртембергского».
Николай I. Высочайший Указ. 23 августа 1828г.

Подготовка к этой поездке ничем особенным не отличалась, мы лишь усилили навигационную часть программкой SAS Planet, что оказалось совсем не лишним. В последних версиях САСа стали доступны навигационные карты Навионикса с буями глубинами и пр. судоходной обстановкой, которые мы успешно скачали за неделю до старта. Общий объем карт получился около 12 Гб. В добавок ко всему силами супруги был изготовлен стояночный тент и небольшой генакер.

северо двинский канал что соединяет. Смотреть фото северо двинский канал что соединяет. Смотреть картинку северо двинский канал что соединяет. Картинка про северо двинский канал что соединяет. Фото северо двинский канал что соединяет

Сшили стояночный тент на лодку

северо двинский канал что соединяет. Смотреть фото северо двинский канал что соединяет. Смотреть картинку северо двинский канал что соединяет. Картинка про северо двинский канал что соединяет. Фото северо двинский канал что соединяет

… и генакер площадью 6,5 м/кв

северо двинский канал что соединяет. Смотреть фото северо двинский канал что соединяет. Смотреть картинку северо двинский канал что соединяет. Картинка про северо двинский канал что соединяет. Фото северо двинский канал что соединяет

Генакер площадью 6,5 м/кв

И ещё: решено было опробовать приготовление еды из сушеных компонентов собственного приготовления. Водная часть маршрута была рассчитана на 4 суток + 1 день запасной, и необходимости в этом не было. Но мы решили попробовать. Сушили в основном мясо, лук, картофель, немного капусты и свеклы.

северо двинский канал что соединяет. Смотреть фото северо двинский канал что соединяет. Смотреть картинку северо двинский канал что соединяет. Картинка про северо двинский канал что соединяет. Фото северо двинский канал что соединяет

Одна заправка репчатого лука около 1,5 кг. Время сушки часов 5-6

северо двинский канал что соединяет. Смотреть фото северо двинский канал что соединяет. Смотреть картинку северо двинский канал что соединяет. Картинка про северо двинский канал что соединяет. Фото северо двинский канал что соединяет

1,5 кг. предварительно тушеного мяса. Время сушки 7-8 часов.

северо двинский канал что соединяет. Смотреть фото северо двинский канал что соединяет. Смотреть картинку северо двинский канал что соединяет. Картинка про северо двинский канал что соединяет. Фото северо двинский канал что соединяет

Все что осталось от приличного вилка капусты за 3 часа сушки.

Сушеные продукты в походе имеют ряд преимуществ – малый вес и объём, приличный запас витаминов и длительный срок хранения. Для нас незаменимы в водных походах когда вся грузоподъемность корабля отдана под топливо.

северо двинский канал что соединяет. Смотреть фото северо двинский канал что соединяет. Смотреть картинку северо двинский канал что соединяет. Картинка про северо двинский канал что соединяет. Фото северо двинский канал что соединяет

1,5 кг. мяса после сушки. Можно хранить 2-3 месяца при обычной температуре.

северо двинский канал что соединяет. Смотреть фото северо двинский канал что соединяет. Смотреть картинку северо двинский канал что соединяет. Картинка про северо двинский канал что соединяет. Фото северо двинский канал что соединяет

Картофель не понравился… готовиться долго и по вкусу далек от оригинала

северо двинский канал что соединяет. Смотреть фото северо двинский канал что соединяет. Смотреть картинку северо двинский канал что соединяет. Картинка про северо двинский канал что соединяет. Фото северо двинский канал что соединяет

Сушеные продукты плюс мука и крупы на 10 суток полноценного питания 2 человек

После зимы собрали лодочку, опробовали движок, погрузив его дейдвуд в бочку с водой… покидали все это в машину и тронулись в путь. Маршрут знакомый – через Сергач на Ярославль, дальше до Вологды и налево до Шексны.

За два дня добрались до п. Шексна, где предварительно был забронирован домик в доме отдыха ”Парус”. Уютные домики на 2-3 человека, горячая и холодная вода, душ. На территории чисто и ухожено, тут не то, что окурок, пепел стряхивать было как то неловко. Близость водоема, удобный для спуска лодок берег, и тот факт, что директор сам по жизни водно-моторник, и проблемы лодочной братии ему хорошо знакомы, наверное предопределило направление деятельности – отдых на воде, заправка яхт и лодок топливом, продуктами, и т.д. Одним словом – нам понравилось.

северо двинский канал что соединяет. Смотреть фото северо двинский канал что соединяет. Смотреть картинку северо двинский канал что соединяет. Картинка про северо двинский канал что соединяет. Фото северо двинский канал что соединяет

Сухопутная часть маршрута

северо двинский канал что соединяет. Смотреть фото северо двинский канал что соединяет. Смотреть картинку северо двинский канал что соединяет. Картинка про северо двинский канал что соединяет. Фото северо двинский канал что соединяет

п. Шексна. Турбаза «Парус»

северо двинский канал что соединяет. Смотреть фото северо двинский канал что соединяет. Смотреть картинку северо двинский канал что соединяет. Картинка про северо двинский канал что соединяет. Фото северо двинский канал что соединяет

Разместились, съездили за бензином, в ближайшем салоне приобрели Северо-Западную симку для интернета. На всем протяжении маршрута сотовая связь была… чаще Мегафон, чуть реже МТС, но без связи не оставались. Интернет же был необходим для приема погодного файла GRIB, опять же в подготовке к предстоящему походу по Баренцеву морю.

северо двинский канал что соединяет. Смотреть фото северо двинский канал что соединяет. Смотреть картинку северо двинский канал что соединяет. Картинка про северо двинский канал что соединяет. Фото северо двинский канал что соединяет

северо двинский канал что соединяет. Смотреть фото северо двинский канал что соединяет. Смотреть картинку северо двинский канал что соединяет. Картинка про северо двинский канал что соединяет. Фото северо двинский канал что соединяет

северо двинский канал что соединяет. Смотреть фото северо двинский канал что соединяет. Смотреть картинку северо двинский канал что соединяет. Картинка про северо двинский канал что соединяет. Фото северо двинский канал что соединяет

Машинку оставили у домика

Пока готовим лодку немного истории: Как уже говорилось, что необходимость в водном пути до Архангельска назрела давно. Северо-Екатерининский не устраивал ни по качеству ни по габаритам судоходного пути, а так же по отдалённости от Мариинской системы по которой шли караваны из Питера в центральную Россию, и дальше в низовья Волги. Ещё до строительства Северодвинской водной системы, здесь пролегал путь имеющий название «Славянского волок», который действовал с 10 века. В его состав входили: река Славянка от Сизьминского разлива до Никольского озера, собственно сам волок от Никольского Торжка до села Волокославинское и река Прозовица до Кубенского озера. Волок этот был, как сейчас говорят, частным, и передавался по наследству. В конце XVI века принадлежал княгине Феодосье (жене князя Давида Кемского), а после ее смерти, перешел к сыну Дмитрия Донского – Андрею. Перетаскиванием судов по волоку занималось проживавшее в этом районе население, для которого данная работа являлась важным источником дохода. Иван Грозный в 1576 году пожаловал волок вместе с землями и крестьянами волости Кирилло-Белозерскому монастырю. В 1602 году, по инициативе монастырских властей и с разрешения Бориса Годунова, на волоке был устроен Торжок, который способствовал оживлению торговли и активизации перевозок в данном районе.

И Кирилло-Белозерский монастырь, и село Волокославинское с его разводным понтоном, и сам Сизьминский будут впереди… а пока лодочка собрана, бензин и снаряга загружены, и около часа пополудни мы покинули гостеприимный «Парус». Через четверо суток, описав дугу к северо-востоку в 220 км., мы снова вернёмся сюда, но всё по порядку.

северо двинский канал что соединяет. Смотреть фото северо двинский канал что соединяет. Смотреть картинку северо двинский канал что соединяет. Картинка про северо двинский канал что соединяет. Фото северо двинский канал что соединяет

северо двинский канал что соединяет. Смотреть фото северо двинский канал что соединяет. Смотреть картинку северо двинский канал что соединяет. Картинка про северо двинский канал что соединяет. Фото северо двинский канал что соединяет

Готовы к спуску на воду

северо двинский канал что соединяет. Смотреть фото северо двинский канал что соединяет. Смотреть картинку северо двинский канал что соединяет. Картинка про северо двинский канал что соединяет. Фото северо двинский канал что соединяет

Загрузка лодочки небольшая: нас двое, бензин и снаряжение около 200 кг и Мерк на 70% гашетки уже обеспечивает глиссирование. Это была самая экономичная поездка – на 220 км мы спалили всего 70 литров. Принимаем прогноз, к вечеру обещают грозовой фронт и усиление ветра. У встречного сухогруза запрашиваем обстановку в Сизьминском.
— Раздувает, волна больше метра – не суйтесь.
Не суйтесь так не суйтесь, и пройдя около 40 км встаем на ночевку перед самым выходом в Сизьминский разлив.

северо двинский канал что соединяет. Смотреть фото северо двинский канал что соединяет. Смотреть картинку северо двинский канал что соединяет. Картинка про северо двинский канал что соединяет. Фото северо двинский канал что соединяет

Грузим шмурдяк и бензин

северо двинский канал что соединяет. Смотреть фото северо двинский канал что соединяет. Смотреть картинку северо двинский канал что соединяет. Картинка про северо двинский канал что соединяет. Фото северо двинский канал что соединяет

Первые километры пройдены

северо двинский канал что соединяет. Смотреть фото северо двинский канал что соединяет. Смотреть картинку северо двинский канал что соединяет. Картинка про северо двинский канал что соединяет. Фото северо двинский канал что соединяет

Волго-Балтийский канал. р. Шексна

Берега здесь низменные, заболоченные. Только с 3-4 подхода находим хорошее месть для ночёвки. Грозовой фронт подошел вовремя и изрядно нас намочил, но дров здесь предостаточно и к отходу все было высушено. Часть на газу, часть на разогретых трубах. Хотя дождь шел всю ночь, мелкий и противный. Стоянка N59°33,580′ и E38°27,704′

северо двинский канал что соединяет. Смотреть фото северо двинский канал что соединяет. Смотреть картинку северо двинский канал что соединяет. Картинка про северо двинский канал что соединяет. Фото северо двинский канал что соединяет

Готовим ужин из «сухофруктов»

северо двинский канал что соединяет. Смотреть фото северо двинский канал что соединяет. Смотреть картинку северо двинский канал что соединяет. Картинка про северо двинский канал что соединяет. Фото северо двинский канал что соединяет

Разогретые трубы отличное место для сушки

северо двинский канал что соединяет. Смотреть фото северо двинский канал что соединяет. Смотреть картинку северо двинский канал что соединяет. Картинка про северо двинский канал что соединяет. Фото северо двинский канал что соединяет

Дождь будет лить всю ночь

На первой же стоянке опробовали нововведения:1 – GPS датчик GlobalSat BU-353 при низкой облачности «поймал» 8 спутников и дальше пойдем по SAS с картами Навионикса. 2 – «сухофрукты» полностью оправдали надежды, но банку Йошкар-Олинской всё-же кинули в котелок. Все сушёное понравилось, кроме картошки – возможно не так посушили.

северо двинский канал что соединяет. Смотреть фото северо двинский канал что соединяет. Смотреть картинку северо двинский канал что соединяет. Картинка про северо двинский канал что соединяет. Фото северо двинский канал что соединяет

«Сухофрукты» дело хорошее, но банка Иошкар-Олинской не помешает.

северо двинский канал что соединяет. Смотреть фото северо двинский канал что соединяет. Смотреть картинку северо двинский канал что соединяет. Картинка про северо двинский канал что соединяет. Фото северо двинский канал что соединяет

Датчик увидел 8 спутников, для низкой облачности хороший результат

северо двинский канал что соединяет. Смотреть фото северо двинский канал что соединяет. Смотреть картинку северо двинский канал что соединяет. Картинка про северо двинский канал что соединяет. Фото северо двинский канал что соединяет

«Шексна-шлюз» далеко… тех кто в Сизьменском принимаем хорошо.

К утру погода наладилась, появилось солнце, и мы готовимся продолжить маршрут. Впереди Сизьминский разлив.

северо двинский канал что соединяет. Смотреть фото северо двинский канал что соединяет. Смотреть картинку северо двинский канал что соединяет. Картинка про северо двинский канал что соединяет. Фото северо двинский канал что соединяет

«Ландыш майский» – краснокнижный однако.

северо двинский канал что соединяет. Смотреть фото северо двинский канал что соединяет. Смотреть картинку северо двинский канал что соединяет. Картинка про северо двинский канал что соединяет. Фото северо двинский канал что соединяет

северо двинский канал что соединяет. Смотреть фото северо двинский канал что соединяет. Смотреть картинку северо двинский канал что соединяет. Картинка про северо двинский канал что соединяет. Фото северо двинский канал что соединяет

Выходим в Сизьминский

Свое название разлив получил от реки Сизьмы, левого притока Шексны. Образовался вследствие строительства плотины Шекснинской ГЭС в 1964 году.посёлке Шексна. Тянется он на 20 км в длину и местами достигает такой же ширины. Здесь находился один из наиболее сложных для судоводителей участков – знаменитые Ниловецкие пороги, протянувшиеся на несколько верст. Этот участок был опасен скоростью течения, небольшими глубинами и извилистым фарватером. Всего в районе теперешнего Сизьменского разлива было три шлюза и плотины Мариинской системы: «Ниловицы», «Ковжа» и «Черная Гряда» которые создавали подпор 1-2 метра каждая и скрывали многочисленные пороги и перекаты. Не доходя до Топорни около 2 км, будет ещё один затопленный шлюз – N35 «Деревенька» на старом русле Шексны.

северо двинский канал что соединяет. Смотреть фото северо двинский канал что соединяет. Смотреть картинку северо двинский канал что соединяет. Картинка про северо двинский канал что соединяет. Фото северо двинский канал что соединяет

Проглядываются многочисленные изгибы старого русла Шексны.

северо двинский канал что соединяет. Смотреть фото северо двинский канал что соединяет. Смотреть картинку северо двинский канал что соединяет. Картинка про северо двинский канал что соединяет. Фото северо двинский канал что соединяет

Затопленный шлюз Мариинской системы №36 «Ниловицы»

северо двинский канал что соединяет. Смотреть фото северо двинский канал что соединяет. Смотреть картинку северо двинский канал что соединяет. Картинка про северо двинский канал что соединяет. Фото северо двинский канал что соединяет

Затопленный шлюз Мариинской системы №35 «Деревенька»

Солнце поднималось, а с ним и ветерок, и мы быстренько перекусив отправились в путь. Будто кто-то бросил пригоршню буёв в воду и они разбрелись по водоёму. Понять логику не просто, но САС планет помогает. Неоднократно пытались уйти под берег, но пеньки, неизменно возвращали нас на судовой ход, в старое русло Шексны. Здесь идём на 5 канале, точнее шли, пока не залили рацию. За нами “пассажир”. Прёт километров 25-30. Нам иди с такой скоростью сложно, но идём. Если он нас не слышит, то пусть хоть видит. Фоток здесь нет, только видео на выходе в Сизьминский. Часам к 11, слегка подмокнув в Сизьминском, мы подошли к Топорне, откуда и начинается Северо-Двинская водная система.

северо двинский канал что соединяет. Смотреть фото северо двинский канал что соединяет. Смотреть картинку северо двинский канал что соединяет. Картинка про северо двинский канал что соединяет. Фото северо двинский канал что соединяет

В Сизьминском разливе у острова Розбуй раздуло до метра.

северо двинский канал что соединяет. Смотреть фото северо двинский канал что соединяет. Смотреть картинку северо двинский канал что соединяет. Картинка про северо двинский канал что соединяет. Фото северо двинский канал что соединяет

Заходим в подходной канал Северо-Двинской шлюзовой системы.

северо двинский канал что соединяет. Смотреть фото северо двинский канал что соединяет. Смотреть картинку северо двинский канал что соединяет. Картинка про северо двинский канал что соединяет. Фото северо двинский канал что соединяет

Рацию пришлось разобрать и сушить. Без связи в канал не пустят.

Топорня – местечко в Кирилловском районе Вологодской области с населением в 134 человека. Именно так описан этот населённый пункт в Википеди, и в некотором смысле незаслуженно кратко. Как населённый пункт он действительно небольшой но чистый и ухоженный, но как узловую точку в водной системе России его значение переоценить сложно.
В Топорне сходятся практически все водные пути европейской части страны, посудите сами:
1. На север, по Волго-балту, до Онежского озера. Далее налево по Свири и Ладоге в Балтийское море
2. На север, по Волго-балту, до Онежского озера. Далее прямо до Повенца и по Беломоро-Балтийскому до Беломорска.
3. На восток по Северо-Двинской системе, дальше по Сухоне до Северной Двины, а по ней до Архангельска.
4. На юг, по Шексне на Волгу до Астрахани и Каспийского моря
5. На юг, до Волгограда, и далее по Волго-Донскому, до Азовского и Черного морей

северо двинский канал что соединяет. Смотреть фото северо двинский канал что соединяет. Смотреть картинку северо двинский канал что соединяет. Картинка про северо двинский канал что соединяет. Фото северо двинский канал что соединяет

Подходной канал на SAS planet

северо двинский канал что соединяет. Смотреть фото северо двинский канал что соединяет. Смотреть картинку северо двинский канал что соединяет. Картинка про северо двинский канал что соединяет. Фото северо двинский канал что соединяет

Подходной канал на картплоттере

северо двинский канал что соединяет. Смотреть фото северо двинский канал что соединяет. Смотреть картинку северо двинский канал что соединяет. Картинка про северо двинский канал что соединяет. Фото северо двинский канал что соединяет

Подходной канал на карте СДШС

В подходном канале стоит Речной-90, чуть дальше пристань местного маломерного флота, куда мы и направились на очередную просушку. Маленько обстучали и подсушили рацию, зовём шлюз на 3 канале:
— ”Второй шлюз, я 42-34”
— ”На связи второй”
— ”День добрый, маломерный 42-34 снизу. Прошу разрешение на шлюзование”
— ”Сейчас уточню у диспетчера”

Минут через 20…
— ”Мотолодка второму”
— ”На связи 42-34”
— ”Возьмем вас, но только с попутным”
— ”А когда он планируется?”
— ”Не знаю, “Речной-90” пойдет в этом направлении, а когда – не знаю”
— ”Ясно, будем ждать. Спасибо”

северо двинский канал что соединяет. Смотреть фото северо двинский канал что соединяет. Смотреть картинку северо двинский канал что соединяет. Картинка про северо двинский канал что соединяет. Фото северо двинский канал что соединяет

Топорня, начало Северо-Двинской системы

северо двинский канал что соединяет. Смотреть фото северо двинский канал что соединяет. Смотреть картинку северо двинский канал что соединяет. Картинка про северо двинский канал что соединяет. Фото северо двинский канал что соединяет

Причал местного флота

северо двинский канал что соединяет. Смотреть фото северо двинский канал что соединяет. Смотреть картинку северо двинский канал что соединяет. Картинка про северо двинский канал что соединяет. Фото северо двинский канал что соединяет

Снова промокли, сушимся

Читал, что раньше маломерных шлюзовали за деньги, причем все официально… то ли 500 р. за весь канал, то ли 600. Потом перестали, оно и понятно – сбрасывать несколько тысяч тонн воды из-за одной лодки неразумно. Но мы не в обиде, хорошо что вообще берут надувных. Погода наладилась, ветра стих, солнце. Переодеваемся, сушимся. Даже отдохнули маленько. Спать на банках удобно. Ширина Титана два с лишним, тут и подголовник и ноги опять же не свисают. Часа через три Речной-90 идёт в шлюз, ну и мы за ним.

Видео: Выходим на маршрут и Сизьминский разлив

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *