сей самый дух свидетельствует духу нашему что мы дети божии

Послание к Римлянам, глава 8 Римлянам, гл 8

Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его. А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности. Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас.

Итак, братия, мы не должники плоти, чтобы жить по плоти; ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете.

Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии. Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!» Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божии. А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться.

Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас. Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего. Ибо мы спасены в надежде. Надежда же, когда видит, не есть надежда; ибо если кто видит, то чего ему и надеяться? Но когда надеемся того, чего не видим, тогда ожидаем в терпении.

Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными. Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по воле Божией.

Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу. Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями. А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил.

Источник

Послание к Римлянам, глава 8 Римлянам, гл 8

Итак, нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу, потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти.

Как закон, ослабленный плотью, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти, чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу.

Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу – о духовном.

Поэтому живущие по плоти Богу угодить не могут.

Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его.

А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности.

Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас.

Итак, братья, мы не должники плоти, чтобы жить по плоти, ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете.

Ибо все водимые Духом Божиим – сыны Божии.

Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!» Этот самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии.

А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться.

Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с той славой, которая откроется в нас.

Ибо творение с надеждой ожидает откровения сынов Божиих, – потому что творение покорилось суете не добровольно, но по воле Покорившего его, – в надежде, что и само творение освобождено будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих.

Ибо знаем, что все творение совокупно стенает и мучится доныне; и не только оно, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего.

Ибо мы спасены в надежде. Надежда же, когда видит, не есть надежда; ибо если кто видит, то чего ему и надеяться?

Но когда надеемся на то, чего не видим, тогда ожидаем в терпении.

Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших, ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными.

Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по воле Божией.

Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу. Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братьями.

А кого Он предопределил, тех и призвал; а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил.

Что же сказать на это? Если Бог за нас, кто против нас? Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего? Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их. Кто осуждает? Христос Иисус умер, но и воскрес. Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас. Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч, как написано: «За Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обреченных на заклание»?

Но все это преодолеваем силой Возлюбившего нас.

Источник

Толкования Священного Писания

Содержание

Толкования на Рим. 8:16

Свт. Иоанн Златоуст

Самый Дух спослушествует духови нашему, яко есмы чада Божия

Гомилии на Послание к Римлянам.

Свт. Григорий Нисский

Согласно речению [апостола] Павла, Дух Божий должен сосвидетельствовать духу нашему, но нельзя проверять свойственное нам нашим же судом.

О цели жизни по Богу и об истинном подвижничестве.

Свт. Феофан Затворник

Самый Дух спослушествует духови нашему, яко есмы чада Божия

Спослушествует, συμμαρτυρεΐ, — сосвидетельствует. Свидетельствует наш дух, что мы чада Божии, и сосвидетельствует ему Дух Святой. Два свидетеля, при коих станет всякий глагол (см.: 2 Кор. 13, 1), следовательно, и глагол о чадстве нашем Богу. Дух наш и по естеству может свидетельствовать о сем, как услышали некоторые из мудрецов и на основании того утверждали, что мы — род Божий (см.: Деян. 17, 28). Но это свидетельство в падшем глухо и почти неслышно за шумом, внутри нас деющимся. Но когда восстановляется дух наш благодатию Божиею, тогда свидетельство его делается ясным и ясно слышится. Хотя оно — дар благодати, как дар благодати и самое восстановление духа нашего в правах и силе его; но поелику благодать приискренне сочетавается с духом нашим и становится едино с ним, то все благодатное чрез наш дух действуется, — им приемлемо будучи от Духа Божия, им же возвещается во внутреннем мире нашем. Почему пред сим и сказал Апостол: о Немже вопием: Авва Отче! Дух благодати дает нашему духу силу и дерзновение так вопиять, но вопием мы. Сему-то гласу, из глубины духа нашего исходящему, сосвидетельствует самый Дух. Как? Вероятно, особым некиим свидетельством, не из глубины духа нашего исходящим, но хотя в духе, однако ж совне слышимым и в нем отражающимся, от Духа же Божия идущим. Если мы за свидетельство духа нашего примем детское чувство к Богу, состоящее в простоте несомненного доверия Богу и предания себя Ему, яко не могущему оставить нас ни в чем; то за свидетельство Духа можно принять удостоверение, что такое отношение к Богу истинно, необманчиво и Самому Богу угодно (см.: Экумений).

Но можно сие место понимать не как новое удостоверение в чадстве Богу, а как вывод из предыдущего, так: прияли мы Духа сыноположения; таким образом самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы чада Божии. Духу нашему — будет: нашему чувству, нашему сознанию, — вследствие чего и вопием: Авва Отче! Святой Златоуст говорит: «мне дает силы, говорит Апостол, не только слово (Авва Отче! ), но и причина, порождающая слово. Ибо произношу оное по внушению Духа; что еще яснее выразил Апостол в другом месте, сказав: посла Бог Духа Сына Своего в сердца наша, вопиюща: Авва Отче! (ср.: Гал. 4, 6). — Что значит: Дух спослушествует духови! — Утешитель, говорит Апостол, свидетельствует о сообщенном нам даровании. Ибо слово сие есть не только голос дарования, но и голос Утешителя, подавшего дар. Сам Он посредством дарования научил нас выговаривать слово сие. А когда свидетельствует Дух, остается ли место недоумению? Если бы обещал то человек или Ангел, Архангел или другая какая сила, иные были бы вправе усомниться; но когда высочайшее Существо и дарует сие, и свидетельствует о сем тем словом, как велено произносить в молитве, тогда может ли кто сомневаться в достоинстве? Если царь кого-нибудь жалует и при всех объявляет чин его, никто из подданных не осмелится тому противоречить».

Но оба эти понимания не противоречат друг другу. Что в первом говорится раздельно, то во втором утверждается в совокупности. Важнее для нас остановиться вниманием на том, сколь таинственно сие свидетельство. Блаженны христиане, к которым пиша Апостол утверждал, что они имеют такое свидетельство. Оно было для них осязательно ясно. В наше время оно порождает только изумление. Догматически мы не можем не полагать, что так должно быть, но опытным в том удостоверением кто из нас похвалится? Одолел нас дух мира. И движения Духа Божия мало внятны нам. Но это не колеблет той истины, что верные Духу Божию, действительно, носят в себе сие свидетельство Духа, или постоянно слышат его. Кто же верен Духу? Кто водится Духом. — Опять таинственно. Вот понятнее: кто, духом живя в Боге, ревнует всячески благоугождать Богу исполнением воли Его, выраженной в заповедях, — кто таков, тот непременно доходит до чувства чадства Богу и слышит в себе свидетельство о том Духа. Это — верх роста, — конец пути. Но удостоверяют, что и в самом начале дается ощутить сие. — О такой практической стороне сего свидетельства пишет Амвросиаст: «когда мы действуем добре и когда Дух Святой ради сего пребывает в нас; тогда гласу тому и духу нашему, взывающему в молитве: Авва Отче, — сей Дух Божий, пока пребывает в нас, дает свидетельство, что мы не неразумно говорим: Авва Отче. Ибо достойную гласа сего жизнь изъявляем, так как то и есть верное свидетельство о чадах (что они чада), когда чрез Духа видится в них отчий знак (отчий нрав и дух жизни)».

Толкование послания апостола Павла к Римлянам.

Прп. Ефрем Сирин

Толкование на послания божественного Павла. К Римлянам.

Прп. Исаак Сирин

Слово 53.

Блаж. Феодорит Кирский

Толкования на послания святого Павла.

Блаж. Феофилакт Болгарский

Сам Утешитель свидетельствует о сообщенном нам даровании. Ибо мы выговариваем слово «Авва» не без свидетеля и не сами от себя, но это есть дар Утешителя; и Он научил нас говорить так в молитвах Духом, то есть дарованием.

Толкования на послание к Римлянам.

Ориген

Комментарии на Послание к Римлянам.

Амвросиаст

Свидетельство сыновей в том, что через Духа в них виден был знак Отца.

Комментарий на Послание к Римлянам.

Лопухин А.П.

Толковая Библия.

Источник

Апостола Павла послание к римлянам 8:16

Толкования:

Амвросиаст

Свидетельство сыновей в том, что через Духа в них виден был знак Отца.

Блаж. Феодорит Кирский

Блаж. Феофилакт Болгарский

Сам Утешитель свидетельствует о сообщенном нам даровании. Ибо мы выговариваем слово «Авва» не без свидетеля и не сами от себя, но это есть дар Утешителя; и Он научил нас говорить так в молитвах Духом, то есть дарованием.

Лопухин А.П.

Толковая Библия.

См. также Толкование на Рим. 8:12

Ориген

Прп. Ефрем Сирин

Прп. Исаак Сирин

Свт. Григорий Нисский

Согласно речению [апостола] Павла, Дух Божий должен сосвидетельствовать духу нашему, но нельзя проверять свойственное нам нашим же судом.

Свт. Иоанн Златоуст

Самый Дух спослушествует духови нашему, яко есмы чада Божия

Свт. Феофан Затворник

Самый Дух спослушествует духови нашему, яко есмы чада Божия

Спослушествует, συμμαρτυρεΐ, — сосвидетельствует. Свидетельствует наш дух, что мы чада Божии, и сосвидетельствует ему Дух Святой. Два свидетеля, при коих станет всякий глагол (см.: 2Кор. 13, 1 ), следовательно, и глагол о чадстве нашем Богу. Дух наш и по естеству может свидетельствовать о сем, как услышали некоторые из мудрецов и на основании того утверждали, что мы — род Божий (см.: Деян. 17, 28 ). Но это свидетельство в падшем глухо и почти неслышно за шумом, внутри нас деющимся. Но когда восстановляется дух наш благодатию Божиею, тогда свидетельство его делается ясным и ясно слышится. Хотя оно — дар благодати, как дар благодати и самое восстановление духа нашего в правах и силе его; но поелику благодать приискренне сочетавается с духом нашим и становится едино с ним, то все благодатное чрез наш дух действуется, — им приемлемо будучи от Духа Божия, им же возвещается во внутреннем мире нашем. Почему пред сим и сказал Апостол: о Немже вопием: Авва Отче! Дух благодати дает нашему духу силу и дерзновение так вопиять, но вопием мы. Сему-то гласу, из глубины духа нашего исходящему, сосвидетельствует самый Дух. Как? Вероятно, особым некиим свидетельством, не из глубины духа нашего исходящим, но хотя в духе, однако ж совне слышимым и в нем отражающимся, от Духа же Божия идущим. Если мы за свидетельство духа нашего примем детское чувство к Богу, состоящее в простоте несомненного доверия Богу и предания себя Ему, яко не могущему оставить нас ни в чем; то за свидетельство Духа можно принять удостоверение, что такое отношение к Богу истинно, необманчиво и Самому Богу угодно (см.: Экумений).

Но можно сие место понимать не как новое удостоверение в чадстве Богу, а как вывод из предыдущего, так: прияли мы Духа сыноположения; таким образом самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы чада Божии. Духу нашему — будет: нашему чувству, нашему сознанию, — вследствие чего и вопием: Авва Отче! Святой Златоуст говорит: «мне дает силы, говорит Апостол, не только слово (Авва Отче! ), но и причина, порождающая слово. Ибо произношу оное по внушению Духа; что еще яснее выразил Апостол в другом месте, сказав: посла Бог Духа Сына Своего в сердца наша, вопиюща: Авва Отче! (ср.: Гал. 4, 6 ). — Что значит: Дух спослушествует духови! — Утешитель, говорит Апостол, свидетельствует о сообщенном нам даровании. Ибо слово сие есть не только голос дарования, но и голос Утешителя, подавшего дар. Сам Он посредством дарования научил нас выговаривать слово сие. А когда свидетельствует Дух, остается ли место недоумению? Если бы обещал то человек или Ангел, Архангел или другая какая сила, иные были бы вправе усомниться; но когда высочайшее Существо и дарует сие, и свидетельствует о сем тем словом, как велено произносить в молитве, тогда может ли кто сомневаться в достоинстве? Если царь кого-нибудь жалует и при всех объявляет чин его, никто из подданных не осмелится тому противоречить».

Но оба эти понимания не противоречат друг другу. Что в первом говорится раздельно, то во втором утверждается в совокупности. Важнее для нас остановиться вниманием на том, сколь таинственно сие свидетельство. Блаженны христиане, к которым пиша Апостол утверждал, что они имеют такое свидетельство. Оно было для них осязательно ясно. В наше время оно порождает только изумление. Догматически мы не можем не полагать, что так должно быть, но опытным в том удостоверением кто из нас похвалится? Одолел нас дух мира. И движения Духа Божия мало внятны нам. Но это не колеблет той истины, что верные Духу Божию, действительно, носят в себе сие свидетельство Духа, или постоянно слышат его. Кто же верен Духу? Кто водится Духом. — Опять таинственно. Вот понятнее: кто, духом живя в Боге, ревнует всячески благоугождать Богу исполнением воли Его, выраженной в заповедях, — кто таков, тот непременно доходит до чувства чадства Богу и слышит в себе свидетельство о том Духа. Это — верх роста, — конец пути. Но удостоверяют, что и в самом начале дается ощутить сие. — О такой практической стороне сего свидетельства пишет Амвросиаст: «когда мы действуем добре и когда Дух Святой ради сего пребывает в нас; тогда гласу тому и духу нашему, взывающему в молитве: Авва Отче, — сей Дух Божий, пока пребывает в нас, дает свидетельство, что мы не неразумно говорим: Авва Отче. Ибо достойную гласа сего жизнь изъявляем, так как то и есть верное свидетельство о чадах (что они чада), когда чрез Духа видится в них отчий знак (отчий нрав и дух жизни)».

Источник

Римлянам 8 глава

Послание к Римлянам апостола Павла
Синодальный перевод → Комментарии МакДональда

К. Святой Дух — сила для праведной жизни (Гл. 8)

В этой главе продолжается тема праведной жизни. В главах 6 и 7 Павел уже ответил на вопросы: «Может ли учение Благой Вести о спасении благодатью по вере допускать или поощрять греховную жизнь?» и «Призывает ли Благая Весть стремиться к праведности через соблюдение закона?» Теперь он переходит к вопросу: «Что побуждает христианина жить праведной жизнью?»

Здесь мы замечаем, что все местоимения первого лица, характерные для предыдущей главы, отодвигаются на задний план и на первое место выходит Личность Святого Духа. Это — ключ к пониманию всей главы. Победа достигается не нашими силами, но силой живущего в нас Святого Духа.

На основании текста этой главы А. Дж. Гордон составил список из семи пунктов, где перечисляет действия Святого Духа, Который: освобождает нас для служения (ст. 2); дает силу для служения (ст. 11); дает победу над грехом (ст. 13); руководит в служении (ст. 14); свидетельствует об усыновлении (ст. 16); поддерживает в служении (ст. 26); помогает в молитве (ст. 26).

8:1 Из долины отчаяния и поражения апостол попадает на победные высоты и восторженно восклицает: «Нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе!»

Эти слова содержат двойной смысл. Во-первых, Бог больше не обвиняет нас за наши грехи, потому что мы пребываем во Христе. Находясь в Адаме, мы были под проклятием, но теперь, поскольку Христос свободен от осуждения, в Нем это освобождение имеем и мы. Поэтому мы можем бросить следующий вызов:

Подойдите к моему благословенному Спасителю,
Исследуйте Его с Божьей позиции,
И если найдете на Иисусе хотя бы одно пятно,
Можете считать нечистым и меня.

Также эти слова означают, что теперь человек освобождается от самоосуждения, описанного в седьмой главе. Сначала мы проходим через описанные в той главе ужасные переживания, чтобы понять, что неспособны исполнить требования закона своими усилиями, но не останавливаемся на этом. В следующем стихе говорится, почему же этого осуждения больше нет. (Широко распространено мнение о том, что слова «которые. живут не по плоти, но по духу» были неправильно переписаны со ст. 4. Тем не менее они есть в большинстве рукописей и могут быть дополнительным описанием людей, живущих во Христе.)

8:2 Духовный закон жизни во Христе Иисусе освободил нас от закона греха и смерти. Эти два закона, или принципа, в корне противоположны. Основа закона Святого Духа — сила для праведной жизни верующих. Принцип живущего в человеке греха заключается в том, чтобы привести его к смерти. Это похоже на закон всемирного тяготения. Когда мы подбрасываем мячик, он падает на землю, так как весит больше, чем вытесненный им воздух. Но если мы подбросим живую птицу, то она, хотя и тяжелее воздуха, улетит ввысь. Закон жизни птицы побеждает закон тяготения. Таким же образом Святой Дух дает нам жизнь Господа Иисуса Христа, делая верующих свободными от греха и смерти.

8:3 Закон не мог дать людям возможность исполнить его священные требования, но там, где не справился закон, победила благодать. Каким образом? Давайте посмотрим!

Закон был бессилен сделать нас праведными, так как был ослаблен плотью, и проблема заключалась не в нем, а в падшей природе человека. Закон был дан уже грешным людям, которые не могли ему подчиняться. Но тут вмешался Бог и послал Сына Своего в подобии плоти греховной. Заметьте, что Господь Иисус принял не грешную плоть, а лишь ее подобие. Он не сделал никакого греха (1Пет 2:22), не знал греха (2Кор 5:21), и в Нем не было греха (1Ин 3:5). Когда Христос пришел на землю в облике человека, то походил на грешных людей. Но, став безгрешной Жертвой, Он осудил грех во плоти.

Иисус умер не только за грехи, которые мы совершили (1 Петр. 3:18), но и за нашу греховную природу. Другими словами, так же как Он заплатил за то, что мы делаем, Он заплатил и за то, кто мы есть, и этим самым осудил грех

во плоти. Наша греховная сущность не заслуживает никакого прощения, так как она осуждена. Прощаются же только совершенные нами греховные дела.

8:4 И теперь оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу. Когда мы отдаем себя во власть Святого Духа, Он Сам наполняет нас силой любить Бога и любить ближнего, а это, в конечном счете, и есть требование закона.

В первых четырех стихах этой главы Павел повторяет основные выводы своих рассуждений с 5:12 по 7:25. В 5:12−21 он говорил о главенстве Адама и Христа и здесь опять показывает, что осуждение, унаследованное нами от единения с Адамом, снимается через единение со Христом. Далее, в шестой и седьмой главах он обсуждал ужасающую проблему греховной сути человеческого естества и теперь торжественно провозглашает, что «закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти». Также часть предыдущей главы Павел посвятил рассуждениям о законе, а в этой говорит, что все требования закона полностью удовлетворяет жизнь, контролируемая Святым Духом.

8:5 Живущие по плоти, то есть необращенные люди, руководствуются плотским мировоззрением. Они подчиняются влечениям плоти и живут для того, чтобы удовлетворять желания своей испорченной природы. Они угождают своему телу, которое через какое-то короткое время обратится в прах.

Живущие же по духу, то есть истинные верующие, поднялись выше плоти и крови и живут уже для вечных ценностей. Сферой их интересов является Слово Божье, молитва, прославление Бога и христианское служение.

Помышления духовные — жизнь и мир. Дух Божий выступает гарантом того, что мы действительно имеем жизнь и будем иметь ее вечно.

8:8 Таким образом, неудивительно, что живущие по плоти Богу угодить не могут. Подумайте об этом! Ни один из поступков неспасенного человека не может нравиться Богу — никакие добрые дела, никакие религиозные ритуалы, никакие жертвы, абсолютно ничто. Первое, что мы должны сделать, — это осознать свою греховность и верой принять Христа. И только тогда мы впервые увидим на Божьем лице одобрительную улыбку.

8:9 Когда человек получает рождение свыше, он начинает жить не по плоти, а по духу. Эта жизнь происходит как бы в другом измерении. Так же, как рыба живет в воде, а человек в воздухе, верующий живет в Духе. И не только он живет в Духе, но и Дух живет в нем. Таким образом, тот, в ком нет Духа Христа, не принадлежит Христу.

Здесь возникает вопрос, является ли Дух Христов Духом Святым. На основании контекста можно утверждать, что это одно и то же.

8:10 Благодаря служению Духа Христос находится в верующем. Мысль о том, что Господь жизни и славы обитает в нашем теле, поистине восхитительна, особенно если мы помним, что из-за греха это тело подлежит смерти.

Здесь можно возразить, что мы еще не мертвы, как утверждает этот стих. Да, но силы смерти действуют в нашем теле, и оно неизбежно умрет, если Господь не придет раньше.

В противоположность телу, дух жив для праведности. И хотя прежде он был мертв для Бога, теперь он оживлен благодаря смерти и воскресению Господа Иисуса Христа и тому, что нам вменилась праведность Божья.

8:11 Мысль о предстоящей смерти не должна тревожить нас и повергать в отчаяние. В нас живет Святой Дух, и это является гарантией того, что точно так же, как Он воскресил из мертвых Иисуса, Он оживит и наши смертные тела. Это и есть последний этап искупления, когда наши тела будут прославлены подобно славному телу Спасителя.

Почему же Павел пишет такие слова уже обращенным христианам? Неужели этим самым он подразумевает, что кто-то из них может погибнуть? Нет, но апостол в своих посланиях постоянно предупреждает и призывает к самопроверке, понимая, что в каждой общине могут находиться люди, не имеющие истинного рождения свыше.

Вторая часть этого стиха описывает состояние, свойственное истинным верующим. Благодаря действию Святого Духа они умерщвляют дела плотские, наслаждаются вечной жизнью уже сейчас и войдут в ее полноту, когда покинут эту землю.

8:14 Еще одной характеристикой истинных верующих является то, что они водимы Духом Божьим. В этом стихе Павел говорит не о каких-то отдельных случаях Божьего вмешательства в жизнь некоторых выдающихся христиан. Наоборот, он пишет о всех сынах Божьих, что все они водимы Духом Божьим. Здесь не стоит вопрос о степени преданности Святому Духу, а говорится о новых отношениях с Ним, зарождающихся в момент обращения.

Усыновление подразумевает принятие в Божью семью со всеми правами и обязанностями совершеннолетних детей. Новообращенный не должен ждать, когда его приобщат к участию в общем духовном наследии; он получает его при вступлении в семью, и это относится ко всем верующим, мужчинам и женщинам, мальчикам и девочкам.

8:15 Живущие по закону подобны малым детям, которые, как покорные слуги, подчиняются всем окружающим и постоянно боятся наказания.

Но когда человек рождается свыше, он рождается не в положении слуги. Он вводится в дом Божий не как раб. Он получает Духа усыновления, то есть принимается в Божью семью на правах взрослого сына. Благодаря новому духовному чувству он, взирая на Бога, взывает к Нему: «Авва, Отче!» Арамейское слово «авва», оставшееся без перевода, означает ласкательную форму слова «отец», что-то типа «папа» или «папочка». Даже если по-русски мы и не решаемся обращаться к Богу с такими словами, Писание говорит нам, что Тот, Кто выше всех, для нас и ближе всех.

Под словами «Дух усыновления» может подразумеваться Дух Святой, Который дает верующему ощутить свое сыновнее положение. (В данном случае слово «Дух» употребляется в альтернативном значении и означает не дух человека, а стремление противостоять рабству. Все слова в оригинальных рукописях были написаны с большой буквы, то есть это ошибка переводчиков.) Также это может обозначать некое осознание или особый подход к пониманию усыновления, противоположный духу рабства.

В Послании к Римлянам слово «усыновление» используется в трех различных значениях. Здесь оно относится к осознанию своего сыновства, которое Дух Святой производит в душе верующего. В 8:23 оно описывает будущее событие, когда тело верующего будет окончательно искуплено или прославлено. В 9:4 его смысл заключается в прошлом призвании Израиля быть Божьим сыном (Исх 4:22).

В Галатам 4:5 и Ефесянам 1:5 это слово обозначает акт присвоения верующему статуса сына со всеми вытекающими из этого правами и обязанностями. Каждый верующий становится чадом Божьим потому, что рождается в семье, Отцом которой является Бог. Но он также становится и сыном Божьим, то есть вступает в особые отношения с Отцом, подразумевающие все права совершеннолетнего сына. В НЗ слово «усыновление» ни разу не используется в его современном смысле, то есть принятия ребенка чужих родителей как своего.

8:16 В новообращенном христианине появляется новое чувство того, что он стал Божьим сыном, и это говорит ему Святой Дух через Божье Слово. Сей Самый Дух свидетельствует духу верующего, что он — член Божьей семьи. Когда христианин читает Библию, Святой Дух говорит ему, что на основании веры в Спасителя он стал Божьим чадом.

8:17 Факт членства в Божьей семьей дает ошеломляющие привилегии. Все дети Божьи — Его наследники. А наследник со временем получает все имущество отца. Именно это здесь и имеется в виду. Все, что принадлежит Отцу, принадлежит и нам. Конечно же, мы еще не вступили в полноправное владение всем творением, но ничто не может воспрепятствовать этому в будущем. Также мы еще и сонаследники Христу. Когда Он вернется, чтобы принять скипетр власти над всей вселенной, мы разделим с Ним правление над имением Отца.

Павел, продолжая фразу словами «если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться», вовсе не ставит героические страдания необходимым условием спасения. Также он не выделяет некий элитный круг особых страдальцев, претерпевших более тяжкие мучения, чем остальные. Скорее, он говорит, что все христиане страдают вместе с Христом и все христиане с Ним и прославятся. Это «если» по смыслу можно было бы заменить на «так как». Конечно же, кто-то ради Христа страдает больше других и удостоится большей награды. Но все, кто признает Иисуса Господом и Спасителем, противостоят жестокости мира, терпят унижения и оскорбления.

8:18 Но самые тяжкие страдания, которые мы переносим ради Христа на земле, покажутся нам ничтожным пустяком, когда Он призовет нас и публично признает перед всем воинством небес. И даже невыносимая боль, перенесенная мучениками за веру, будет вспоминаться им лишь как укус комара, когда Господь увенчает их головы венцами жизни. Во Втором послании к Коринфянам (4:17) Павел называет нынешние страдания легкими и кратковременными, а будущую славу — безмерной и вечной. Везде, где бы он ни говорил о предстоящей славе, слова блекнут перед их непередаваемым величественным смыслом. (На иврите слово «слава» — производное от глагола «быть тяжелым», и иудеи понимали игру слов, которая непонятна на греческом языке.) Если бы мы только могли осознать всю ожидающую нас славу, то все нынешние страдания показались бы нам весьма незначительными.

8:19 Здесь Павел, используя прекрасный высокохудожественный стиль, описывает, как все творение с нетерпением ожидает того времени, когда мы предстанем перед изумленным миром в качестве сынов Божьих. Это произойдет тогда, когда Господь Иисус вернется править этим миром и мы вернемся вместе с Ним.

Хотя мы уже сыны Божьи, мир пока не признает нас. Тем не менее весь мир ожидает светлого будущего, а оно не придет до тех пор, пока не вернется Царь со Своими святыми. «Все творение встало на цыпочки, чтобы созерцать прекрасную картину идущих к ним сынов Бога,» — так перефразировал этот стих Дж. Б. Филлипс.

8:20 Преступление Адама повлияло не только на его потомков, но и на все творение, как живое, так и неживое. Вся земля проклята из-за него. Дикие животные умирают насильственной смертью. Болезни поражают птиц, зверей, рыб и пресмыкающихся. Последствия грехопадения прокатились штормовой волной по всему творению.

Таким образом, как пишет Павел, вся тварь покорилась суете, разочарованию и беспорядку, и не по своему выбору, но по повелению Божьему, в результате непослушания назначенного главы — человека.

Слово «в надежде» в конце стиха связано с продолжением фразы в следующем: «в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства».

8:21 Все творение вспоминает прекрасное время в Едемском саду. Теперь же оно видит весь этот кошмар, пришедший вместе с грехом. Но остается надежда, что идиллия еще вернется и сама тварь освобождена будет от рабства тлению, чтобы наслаждаться свободой прекрасного золотого века, когда Божьи дети откроются в славе.

8:22 Мы живем в стонущем, плачущем и страдающем мире. Вся тварь рыдает, стенает и мучится от боли, как при родах ребенка. Музыка всей природы перешла на минорные тона. Земля сотрясается от катастроф. Проклятие смерти висит над каждой живой тварью.

8:23 И верующие не составляют исключения. Хотя мы имеем начаток Духа, гарантирующего будущее избавление, мы все еще стенаем, ожидая пришествия того славного дня. Сам Святой Дух и есть наш начаток. Так же как первая горсть собранного зерна служит залогом всего последующего урожая, Святой Дух является залогом или гарантией того, что все грядущее наследство будет нашим.

В Ефесянам (1:14) Павел пишет, что Он «есть залог наследия нашего, для искупления удела Его. » В некотором смысле мы уже усыновлены, то есть введены в семью Божьих детей. Но во всей полноте наше искупление совершится тогда, когда мы получим прославленные тела. Это Павел и имеет в виду, когда говорит об искуплении тела нашего. Наш дух и душа уже искуплены, а тела станут таковыми во время восхищения Церкви (1Фес 4:13−18).

8:24 Мы спасены в надежде. В момент обращения мы еще не получили всех благ, которые предназначены спасенным. Из этого положения мы и взираем на будущее полное избавление от греха, болезни и смерти. Если бы мы уже получили все эти благословения, то нам больше не на что было бы надеяться. Мы всегда надеемся только на то, что еще должно произойти в будущем.

8:25 Наша надежда на избавление от самого присутствия греха и его убийственных последствий основана на Божьем обещании, и поэтому у нас нет оснований хоть как-то сомневаться в том, что все будет исполнено. Вот почему мы ожидаем в терпении.

8:26 Святой Дух, как и надежда, поддерживает и подкрепляет нас в немощах. Мы часто сталкиваемся с различными трудностями в нашей молитвенной жизни. Мы не знаем, о чем и как нам нужно молиться. Часто наши просьбы эгоистичны, невежественны и ограниченны. Но Дух приходит к нам на помощь, чтобы поддержать нас в немощи, ходатайствуя за нас воздыханиями, которые невозможно выразить словами. В этом стихе говорится о воздыханиях, или стенаниях, Духа, а не наших, хотя мы тоже можем стенать.

Здесь содержится какая-то тайна, ведь мы пытаемся разобраться в невидимом духовном мире, где великая Личность и великие силы что-то делают для нашей пользы. И хотя мы ничего в этом не понимаем, нас поддерживает и укрепляет знание того факта, что даже стон может быть самой духовной молитвой.

8:27 Если Бог может испытывать сердца людей, то Он также может понять и мысли у Духа, даже если ум способен выразить их лишь в форме стенаний. При этом важно помнить, что молитвы Святого Духа всегда соответствуют воле Божьей и поэтому всегда служат нашему благу. Это, как показывает следующий стих, имеет для нас весьма важное значение.

8:28 Все, что совершает Бог в жизни любящих Его и призванных по Его изволению, содействует им ко благу. Но зачастую нам начинает казаться, что это не так! Мы периодически переживаем разные скорби, трагедии, разочарования, неудачи, утраты и потери, и нам бывает трудно понять, какую же пользу мы можем извлечь из них. Но следующий стих дает нам ответ: все, что Бог допускает в нашей жизни, предназначено для того, чтобы сделать нас подобными образу Сына Его. Понимание этого поможет убрать вопросительные знаки из наших молитв.

Нашу жизнь контролируют не безликие силы, как то случай, фортуна или судьба, но наш прекрасный Господь, Который слишком мудр, чтобы ошибаться, и слишком любит нас, чтобы причинить вред.

8:29 Павел прослеживает последовательность этапов Божественного плана прославления Его сынов. Прежде всего, Бог предузнал нас еще от вечности. И это не была просто информация о некоторых людях, так как Он и так знал каждого, кто должен родиться. Это относится к тем, кому Он предопределил быть подобными образу Сына Своего. То есть это предузнание имело вполне конкретную цель. Далее, Бог не просто предузнал тех, кто в один прекрасный день покается и поверит. На самом деле Его предузнание гарантирует последующее обращение человека.

Однажды нечестивые грешники преобразятся в образ Христа, и это одно из наибольших чудес благодати и удивительной истины Божественного откровения. Конечно же, речь не идет о том, что мы будем наделены Божественными атрибутами, или же о том, что мы будем внешне похожи на Христа; это сходство будет нравственным: мы будем абсолютно свободны от греха и получим славные тела, подобные Его телу.

В тот день Он предстанет как первородный между многими братьями. Первородство подразумевает высшее звание, достойное высшей чести. Он не будет Одним среди равных, но Тем, Кто получит превосходнейшее место и положение среди Своих братьев и сестер.

8:30 Все, кто предопределен к спасению, в свое время будут призваны. Они не просто услышат проповедь Благой Вести, но и ответят на призыв. И хотя Бог призывает всех людей (всеобщий призыв), отвечают лишь немногие (актуальный, или направленный, призыв).

А все, кто ответит, будут оправданы, то есть получат перед Богом статус безгрешных. Благодаря жертве Христа они оденутся в праведность Божью и, таким образом, получат доступ к Его престолу.

Те, кто оправдан, будут и прославлены. На самом деле мы еще не прославлены, но это обязательно произойдет.

Наше прославление неизменно состоится, и поэтому о нем можно говорить уже в прошедшем времени, как будто мы его уже получили.

Этот отрывок — одно из самых ярких мест НЗ, говорящих о вечной безопасности верующего. Из каждого миллиона предузнанных и предопределенных Богом ко спасению каждый лично будет призван, оправдан и прославлен. Ни один не потеряется! (Сравните со словом «все» в Ин 6:37.)

8:31 Рассматривая каждое отдельное звено в общей золотой цепи нашего искупления, мы приходим к однозначному выводу. Если Бог за нас, в том смысле, что Он Сам особо выделил нас, то никто ничего не сможет сделать против нас. (Это любимый стих Ж. Кальвина.) Если Всемогущий на нашей стороне, никакая иная сила не может разрушить Его планы.

8:32 Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас. Какие прекрасные слова! Ни в коем случае нельзя допустить, чтобы они стали для нас обыденными и в результате утратили свою силу в нашей жизни.

Логика рассуждений Павла вполне очевидна. Если Бог уже дал нам величайший подарок, неужели Он станет жалеть для нас чего-то меньшего? Если Он уже уплатил наивысшую цену, станет ли Он колебаться в выплате гораздо меньшей суммы? Если Он так много совершил для нашего спасения, отпустит ли Он нас после этого? Как Он с Ним не дарует нам и всего?

«На языке неверия этот вопрос звучит как: «Почему это Он что-то должен давать?», а на языке веры: «А почему Он не должен дать?»» — пишет Макинтош. (C.H. Mackintosh, других данных нет.)

8:33 Мы все еще находимся в зале суда, но произошли важные изменения. Оправданный грешник сидит на скамье подсудимых; раздается призыв всем обвинителям выступить со своими обвинительными заключениями.

Но не находится ни одного желающего! Почему? Потому что Сам Бог оправдал этого человека, и кто теперь может его обвинять?

Мы лучше поймем смысл этого и следующего стихов, если вставим после каждого вопроса слова «никто, потому что. ». Таким образом, этот стих будет звучать так: «Кто будет обвинять избранных Божьих? Никто, потому что Бог оправдывает их». Без этой вставки может создаться впечатление, что речь идет о Боге, Который собирается обвинить избранного, что как раз и пытается опровергнуть Павел.

8:34 Второй вызов! «Есть ли здесь кто-нибудь, кто может осудить этого человека?» Никто, потому что Христос умер вместо Своего подзащитного, воскрес из мертвых и теперь восседает одесную Бога и ходатайствует за нас.

Если Господь Иисус, Которому Отец отдал весь суд, не говорит ни слова в наше осуждение, а молится за нас, то это значит, что больше никто ни в чем не сможет нас обвинить.

8:35 Здесь вера бросает последний вызов: «Найдется ли здесь хоть кто-нибудь, кто сможет отлучить верующего от любви Христа?» Павел исследует всевозможные препятствия, приводящие к разделениям в разных сферах жизни человека. Но ни одно из них не имеет власти. Ни смертоносные удары скорби, несущие страдания и тесноту, ни чудовищные мучения, доставляющие невыносимую боль телу и разуму, ни зверства гонений с их пытками и расправой над теми, кто пытается противостоять. Бессильны и страшный призрак голода, который изнуряет, истощает и иссушает тело до сходства со скелетом, и нагота, грозящая нуждой и беззащитностью. Не под силу это ни устрашающей опасности, ни смертоносному мечу.

8:36 Если бы хоть что-то из этого списка могло отлучить верующего от Христа, это давно бы уже произошло, так как жизненный путь христианина представляет собой постоянную смертельную опасность. Именно это имел в виду псалмопевец, когда говорил, что из-за нашего единения с Господом нас умерщвляют каждый день, как овец, обреченных на заклание (Пс 43:23).

8:37 Вместо того чтобы отдалять нас от любви Христа, все это только приближает нас к Нему. Мы не только преодолеваем все это, но более чем преодолеваем. (В английской Библии этот стих звучит так: «Все это мы более чем преодолеваем силой Того, Кто возлюбил нас».) Мы не просто торжествуем над грозными силами, но этим самым приносим славу Богу, благословение окружающим и благо себе. Мы порабощаем наших врагов и устремляемся вверх через препятствия. Но все это мы совершаем не своими силами, а только силой Возлюбившего нас. Только могущество Христа может обратить горечь в сладость, немощь в силу, трагедию в торжество и скорбь в блаженство.

8:38 Апостол еще не закончил свое исследование. Он пытается отыскать во всей вселенной хоть что-нибудь, способное отделить нас от Божьей любви, но одно за другим все предположения рушатся — ни смерть со всеми ее угрозами, ни жизнь со всеми ее обольщениями, ни ангелы, ни Начала, полные сверхъестественной силы и знания, ни силы, будь то человеческие или ангельские, ни настоящее, постоянно обрушивающееся на нас, ни будущее, пугающее своей неизвестностью,

8:39 ни высота, ни глубина, то есть все, что находится в сфере измерения и пространства, включая все потусторонние и оккультные силы. (Эти слова использовались, например, в астрологии.) И в заключение, чтобы убедиться в том, что упомянул все возможное, Павел добавляет: ни другая какая тварь.

Итак, в результате расследования он пришел к следующему выводу: ничто не может отлучить нас от любви Божьей во Христе Иисусе, Господе нашем.

Неудивительно, что эти победоносные слова были песней на устах погибающих за веру мучеников и девизом тех, кто жил мученической жизнью.

II. ИСТОРИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ: БЛАГАЯ ВЕСТЬ И ИЗРАИЛЬ (Гл. 9−11)

С девятой по одиннадцатую главу Послания к Римлянам Павел как бы отвечает иудейскому оппоненту на вопрос, нарушил ли Бог Свои обещания избранному народу, иудеям, даровав, согласно Благой Вести, спасение как иудеям, так и язычникам? Ответ Павла включает прошлое (гл. 9), настоящее (гл. 10) и будущее Израиля (гл. 11).

В этом разделе много говорится о Божьем предопределении и человеческой ответственности. Девятая глава является ключом к библейскому пониманию высшего Божьего избрания. А в следующей главе говорится о другой столь же серьезной стороне этого вопроса — ответственности человека.

БОЖЬЕ ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕКА

Когда мы говорим о высшей власти Бога, мы понимаем, что Он управляет всем, что происходит во вселенной, и может сделать все, что захочет. Но при этом мы осознаем, что Он не может совершить ничего неправильного, несправедливого и неправедного, ибо Он Бог. Таким образом, называя Его всемогущим, мы просто утверждаем, что Бог есть Бог. Нам не нужно остерегаться этой мысли или чувствовать за нее вину. Это — славная истина, и она побуждает нас лишь к поклонению.

По Своей суверенной воле Бог выбрал, или избрал, для Себя некоторых людей. Но в той же Библии написано, что Божье избрание подразумевает и ответственность человека. Так же как верно то, что Бог избирает людей к спасению, верно и то, что люди получают спасение через конкретное волевое решение. Божья часть спасения заключена в словах: «Все, что дает Мне Отец, ко Мне придет», а человеческая — в продолжении этого стиха:

«и приходящего ко Мне не изгоню вон» (Ин 6:37). Мы, верующие, радуемся, что Бог предызбрал нас во Христе еще до сотворения мира (Еф 1:4).

Но мы также верим, что всякий, кто захочет, может пить воду жизни даром (Откр 22:17). Д. Л. Муди проиллюстрировал связь между этими двумя сторонами истины следующим образом.

Когда мы подходим к двери спасения, мы видим на ней табличку: «Всякий желающий может войти». А когда мы проходим в нее, то, обернувшись, читаем над дверью: «Избран по предузнанию Божьему». Таким образом, ответственность человека встречает нас, когда мы подходим к двери спасения, а истина о суверенном Божьем предопределении — истина для тех, кто уже вошел в Божью семью.

Как же получается, что Бог Сам избирает для Себя конкретных людей и в то же время делает заслуживающее доверия предложение спасения всему человечеству? Как можем мы совместить эти два утверждения? Честно признаться, мы не можем это сделать.

Для человеческого рассудка это несовместимо. Но Библия содержит оба эти учения, и поэтому нам нужно верить им обоим, признавая, что проблема возникает не в Божьем, а в нашем, человеческом рассудке. Эти две истины — как две параллельные прямые, которые сольются лишь в бесконечности.

Некоторые пытаются совместить высшее предопределение и ответственность человека, говоря, что Бог предвидел, кто поверит в Спасителя, и именно тех определил к спасению.

Это утверждение они основывают на Римлянам 8:29 («кого Он предузнал, тем и предопределил») и на 1 Петра 1:2 («избранным по предведению Бога Отца»). Но такая точка зрения не замечает того факта, что Божье предвидение и является определяющим. Он не просто знает заранее, кто поверит в Спасителя, но Он предопределяет этот результат, привлекая к Себе конкретных людей.

Для спасенного человека Божье предопределение — источник неустанного изумления. Верующий, оглядываясь по сторонам и видя вокруг себя так много людей с лучшим, чем у него, характером, личностными качествами и привычками, постоянно задает себе вопрос: «Почему же Господь избрал именно меня?»

Почему я был создан, чтобы слышать Твой голос
И успеть войти, пока еще есть место,
В то время как тысячи делают неверный выбор
И голодают, вместо того чтобы войти?

Неверующие люди не должны использовать учение о предопределении для оправдания их неверия. Нельзя говорить: «Я не избран, поэтому ничего не могу поделать». Единственный способ узнать о своей избранности — раскаяться в своих грехах и принять Господа Иисуса Христа как Спасителя (1Фес 1:4−7).

Также и христиане не должны использовать учение о предопределении, оправдывая отсутствие ревности в свидетельстве. Нельзя говорить: «Если они избраны, то все равно будут спасены». Только Бог знает Своих избранных. Нам заповедано проповедовать Евангелие всему миру, так как Бог предлагает спасение каждому человеку в отдельности. Люди же отвергают Благую Весть из-за ожесточенности своих сердец, а не потому что Божье желание дать спасение всем неискреннее.

В данном случае следует остерегаться двух ошибок. Первая — это выбрать лишь какую-то одну из точек зрения, например, верить в высшее предопределение Божье и отвергать участие человека в своем спасении.

Вторая ошибка — делать больший акцент на чем-то одном в ущерб другого. Библейским подходом к этой проблеме будет вера в высшее предопределение Божье и равная ей вера в ответственность человека. Только так можно удержать эти две доктрины в правильном библейском равновесии.

А теперь давайте перейдем к девятой главе Послания к Римлянам и последуем за мыслью возлюбленного апостола.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *