сгс материальные запасы 2020 что нужно знать
Подготовьтесь к работе по СГС «Запасы»
Минфин России выпустил письмо с рекомендациями о том, как вести учет запасов по новым правилам. Стандарт обязателен к применению с 1 января 2020 года.
Единицы учета
Согласно положениям стандарта (утв. Приказом Минфина РФ от 07.12.2018 № 256Н), учреждение вправе самостоятельно определять единицу учета для каждого вида запасов. В письме Минфина от 01.08.2019 № 02-07-07/58075 сказано, что выбор способа учета зависит от характера запасов, порядка их приобретения и (или) использования. Единицей учета может стать номенклатурная единица, партия или однородная группа запасов.
Учет по номенклатурным единицам. Этот способ стоит применять, когда в организации принят раздельный аналитический учет однородных запасов, у которых разные производители, артикулы, марки и пр. Это могут быть лекарственные средства, запчасти к автомобилям, ткани и пр.
Учет по партиям. Такой способ учета подходит для учета однородных запасов, которые закуплены у одного поставщика и поступили на склад организации одновременно. Они могут быть оформлены несколькими документами, но в одно и то же время. Партиями нельзя учитывать уникальные товары.
Учет по однородным группам. Способ позволяет упростить учет товаров разных марок, но схожего качества. Удобен в отношении часто сменяемых запасов, например бумаги для принтера в офисе, одноразовых стаканчиков в уличном бистро и пр.
Учетная политика
Определившись с правилами учета материальных запасов, учреждение закрепляет их в учетной политике. В документ вносятся сведения о принятом порядке:
Счета учета и КОСГУ
Чтобы правильно разнести запасы по счетам аналитического учета, бухгалтер должен хорошо знать Инструкцию № 157н, отраслевые законы и ОКПД 2. Зачастую выбор подстатьи зависит от целевого назначения объекта учета. Посмотрите на разные способы учета бутилированной воды в зависимости от способа использования:
Назначение | Группа материальных запасов | Счета поступления | Счета выбытия |
---|---|---|---|
Для питья, включена в меню-раскладку | Продукты питания | Дебет 0 401 20 272 Кредит 0 105 32 442 | |
Для питья посетителей учреждения (пациентов, школьников и пр.) | Прочие материальные запасы | Отражается на счете 0 105 х6 346 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов» |
Если у материальных запасов меняются условия использования, учреждение может реклассифицировать их в иную категорию объектов бухгалтерского учета. Стоимость при этом не меняется.
Списание запасов
Федеральный стандарт регламентирует и порядок списания материальных запасов. В ч. VI Приказа № 256Н перечислены критерии, по которым объекты учета считаются выбывшими. Например, если они использованы (потреблены) в деятельности субъекта учета, переданы другой организации государственного сектора и пр.
Бухгалтерам стоит обратить внимание и на условия, которые должно выполнить учреждение, чтобы корректно списать запасы.
В письме от 01.08.2019 № 02-07-07/58075 Минфин на примерах объясняет, как оформить выбытие товаров, испорченных в результате стихийного бедствия или хищения.
Сгс материальные запасы 2020 что нужно знать
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Емельянова Ольга
Ответ прошел контроль качества
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Пять новых СГС: примеры применения
Автор: Инна Хлевняк, бухгалтер-консультант Линии консультаций компании «ГЭНДАЛЬФ»
Материалы газеты «Прогрессивный бухгалтер», бюджетный выпуск, февраль 2020 г.
С 2020 г. нужно применять не семь, а пять новых стандартов. Два стандарта– «Непроизведенные активы» и «Информация о связанных сторонах» – Минфин отложил до 2021 г.
В учетной политике отражаем четыре из пяти
Один из пяти новых стандартов – «Бюджетная информация в бухгалтерской (финансовой) отчетности» – лишь обобщает правила составления отчетности в отношении бюджетных и плановых назначений. Различий с Инструкциями № 191н и № 33н в нем немного, да и они, вероятно, будут устранены при внесении последующих изменений в эти документы.
Остальные четыре стандарта учреждению необходимо отразить в учетной политике. Полноценно применять все новшества можно будет только после обновления инструкций по учету. До этого момента они применяются в части, не противоречащей этим инструкциям.
Напомним, что в учетной политике необходимо описать только те способы учета, которые нужны учреждению. Методы учета для операций, которые учреждение никогда не совершает, описывать не нужно.
В новых инструкциях обратите внимание на два вида положений. Одни учреждению потребуется прописать в учетной политике и применить на практике впервые. Другие уже могли быть в ней отражены, поскольку они предполагались прежними правилами или им не противоречили. С такими положениями нужно лишь свериться и по необходимости внести коррективы.
СГС «Запасы»
Стандарт «Запасы» утвержден Приказом Минфина РФ от 07.12.2018 №256н. Письмом Минфина РФ от 01.08.2019 № 02-07-07/58075 доведены Методические рекомендации по его применению.
С 1 января 2020 г. все учреждения государственного сектора должны отражать материальные запасы и незавершенное производство с учетом федерального стандарта.
Учет каких объектов применяется в стандарте
Правила стандарта используются при отражении материальных запасов на счете учета 105.00, формировании себестоимости и остатков незавершенного производства на счете 109.00
Обратите внимание на термины «запасы», «материальные запасы» и «материалы». В стандарте им даны точные определения, поэтому при ведении учета и составлении отчетности их больше нельзя использовать произвольно. Например, к запасам теперь относятся не только материальные запасы ( МЗ), но и незавершенное производство.
Закрепите в учетной политике:
порядок определения стоимости МЗ при их получении по необменной операции. Если справедливую стоимость оценить нельзя, теперь нужно использовать данные передающей стороны (п. 22);
способы учета незавершенного производства по услугам. Прежде они были предусмотрены только для продукции и работ (п. п. 7, 28);
правила отражения в составе продукции и товаров тех МЗ, которые предназначены для реализации, распространения безвозмездно или за символическую плату. Их необходимо переоценивать на каждую отчетную дату и создавать резерв под снижение стоимости (п. п. 31 – 32);
методы аналитического учета биологической продукции, которая стала признаваться особой подгруппой МЗ (п. 7).
Проверьте учетную политику на предмет следующего:
соответствует ли терминология новому стандарту. Запасами нужно называть совокупность МЗ и незавершенного производства. Материалами – только те МЗ, которые используются в течение не более чем 12 месяцев либо приобретены для обеспечения отдельных категорий граждан и организаций (п. п. 2, 7);
корректно ли выбраны единицы учета для каждого вида запасов и соответствующие им единицы измерения. Перечень единиц учета теперь ограничен тремя наименованиями: номенклатурная единица, партия и однородная группа. Другие единицы учета следует исключить. По партиям и однородным группам проверьте также, хватает ли данных аналитического учета для надлежащего контроля сохранности и движения запасов (п. 8);
установлена ли обязанность комиссии по поступлению и выбытию активов определять срок полезного использования МЗ, которые находятся в эксплуатации более 12 месяцев. Закрепление таких обязанностей предполагалось и ранее (п. 10);
соответствует ли СГС порядок определения первоначальной стоимости запасов. Например, пропорционально стоимости МЗ должны распределяться любые расходы, связанные с их приобретением, а не только затраты на заготовку и доставку. При обмене на некоммерческих условиях, кроме оплаты деньгами или их эквивалентами, МЗ учитываются по стоимости переданных взамен активов по данным бухучета (п. п. 14, 16, 18 – 19);
предусмотрены ли исключения из состава затрат, формирующих себестоимость изготовления продукции или других МЗ. К таким исключениям, например, относятся сверхнормативные потери и затраты на хранение вне производственного процесса (п. 20);
приведены ли правила переоценки до справедливой стоимости тех запасов (кроме товаров и продукции), которые отчуждаются в пользу не бюджетных организаций. Необходимость в такой переоценке была и ранее (п. 29);
не противоречит ли СГС порядок реклассификации МЗ. При переводе в другую группу или категорию объектов учета их стоимость не должна изменяться (п. 27);
указан ли порядок принятия решений о прекращении использования запасов и списания их с баланса при несоответствии критериям актива (пп. «в» п. 34).
Как правильно выбрать счета учета и КОСГУ
Выбор счета определен Инструкцией № 157н. Выбор соответствующей подстатьи статьи 340 КОСГУ зависит от целевого (функционального) назначения материального запаса. Рассмотрим несколько примеров.
Пример 1. Подстатья 341 КОСГУ.
Приобретение материальных запасов группы «Медикаменты и перевязочные средства», в том числе медицинских аптечек и санитарных сумок, перевязочных средств (вата, марля, бинты), шприцов, игл, катетеров и др. отражают в учете следующими записями:
Дт 0 106 34 341 Кт 0 302 34 73Х;
Дт 0 105 31 341 Кт 0 106 34 341.
Выбытие израсходованных материальных ценностей:
Дт 0 401 20 272 Кт 0 105 31 441.
В то же время расходы по приобретению (изготовлению) лекарственных препаратов и материалов, не предназначенных для применения в медицинских целях, надо относить на подстатью 346 КОСГУ.
Пример 2. Подстатья 342 КОСГУ.
Бутилированную питьевую воду, предусмотренную нормативами обеспечения питанием и включенную в меню-раскладку, включают в группу «Продукты питания» и ее приобретение учитывают следующим образом:
Дт 0 106 34 342 Кт 0 302 34 73Х;
Дт 0 105 32 342 Кт 0 106 34 342.
Выбытие израсходованной бутилированной воды отражают:
Дт 0 401 20 272 Кт 0 105 32 442.
Если воду покупают из-за того, что у учреждения отсутствует система централизованного питьевого водоснабжения либо есть заключение о признании водопроводной воды не соответствующей санитарным нормам, то проводки будут следующими:
Дт 0 106 34 349 Кт 0 302 34 73Х;
Дт 0 105 36 349 Кт 0 106 34 349.
Выбытие израсходованной воды в этом случае отражают следующим образом:
Дт 0 401 20 223 Кт 0 105 36 449.
Также если бутилированная питьевая вода приобретается для обеспечения питьевой водой граждан в период их пребывания в местах общественного пользования (например, в поликлиниках, многофункциональных центрах, школах), то такая вода включается в группу «Прочие материальные запасы» и отражается на счете 0 105 х6 346 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов».
Пример 3. Подстатья 343 КОСГУ.
Приобретение материальных запасов группы «Горюче-смазочные материалы» в виде твердого топлива (угля) для печного отопления отражается следующими бухгалтерскими записями:
Дт 0 106 34 343 Кт 0 302 23 73Х;
Дт 0 105 33 343 Кт 0 106 34 343.
Есть два варианта отражения выбытия таких запасов:
Следует отметить, что стоимость приобретенного природного газа, поступающего в учреждение по трубопроводу (не подлежащего хранению), относится на расходы текущего финансового периода – дебет счета 0 401 20 223.
Пример 4. Списание по средней стоимости.
Рассмотрим также выбытие запасов на конкретных примерах.
На складе учреждения на 1 марта числилось пять пачек бумаги для офисной техники по цене 255,80 руб. и одна пачка по цене 268,00 руб. В течение марта было приобретено еще две пачки бумаги по цене 319,21 руб. и выдано со склада и использовано четыре пачки. Стоимость выбывших пачек равна:
((255,80 * 5 + 268,00 + 319,21 * 2) / (5 + 1 + 2)) * 4 = 1 092,71 руб.
Списание бумаги – Дт 0 401 20 272 (0 109 00 000) Кт 0 105 36 000.
Пример 5. Выбытие в результате хищений, недостач, гибели или уничтожения.
Например, списание продуктов питания в результате недостачи отражают так:
В пределах норм естественной убыли – Дт 0 401 20 272 Кт 0 105 32 442;
Сверх норм естественной убыли – Дт 0 401 10 172 Кт 0 105 32 442;
Отражение суммы недостачи – Дт 0 209 74 56Х Кт 0 401 10 172.
Переход на применение положений СГС «Запасы»
Запасы, числящиеся на забалансовых счетах и подлежащие по новым правилам отражению в бухгалтерском учете в составе запасов должны быть отражены операциями в межотчетный период (от 31.12.2019 после формирования и сдачи отчетности за 2019 г.) через счет 0 401 30 000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов» по первоначальной стоимости. Обязательное условие – соответствие объекта критериям признания актива требованиям, установленным СГС «Концептуальные основы». Оформить операции следует документом «Бухгалтерская справка» (ф. 0504833).
При необходимости следует произвести реклассификацию и (или) переоценку запасов, учтенных до первого применения.
В результате при первом применении СГС финансовый результат сформируется от признания запасов, ранее неотраженных в бухгалтерском учете и от пересмотра балансовой стоимости запасов. При формировании отчета за 2020 г. результаты корректировки необходимо раскрыть в пояснениях к бухгалтерской (финансовой) отчетности обособленно от иной информации.
СГС «Резервы. Раскрытие информации об условных активах и условных обязательствах»
Утвержден стандарт приказом Минфина РФ от 30.05.2018 №124н. Письмом Минфина РФ от 05.08.2019 № 02-07-07/58716 доведены Методические рекомендации по его применению.
Стандарт применяется в отношении лишь пяти видов резервов:
по гарантийному ремонту (который будет осуществляться субъектом учета по требованию заказчиков в случаях, предусмотренных договором);
по претензиям и искам (обязанность, возникающая по результатам фактов хозяйственной жизни, в том числе по возмещении вреда);
по реструктуризации (обязанность, возникающая при принятии решения о реструктуризации деятельности, а также о реорганизации либо ликвидации субъекта учета);
по убыточным договорным обязательствам;
на демонтаж и вывод основных средств из эксплуатации (обязанность, возникающая по договору купли-продажи, пользования, иному договору, устанавливающему условия использования объекта имущества).
Закрепите в учетной политике:
порядок создания нового вида резерва – по убыточным договорным обязательствам (п. п. 6, 14, 24);
методику дисконтирования величины тех резервов, по которым предполагаемый срок исполнения обязательства превышает 12 месяцев после годовой отчетной даты (п. п. 17, 27);
способы формирования информации об условных активах и обязательствах для заполнения отчетности. В бухучете они не отражаются (п. п. 34 – 39, 42).
Проверьте учетную политику на предмет следующего:
соответствует ли стандарту порядок формирования и учета резервов по гарантийному ремонту (п. п. 6, 10, 21), по претензиям и искам (п. п. 6, 8, 11 – 12, 20, 22), по реструктуризации (п. п. 6, 13, 23) и на демонтаж и вывод основных средств из эксплуатации (п. п. 6, 15, 25 – 26, 31);
предусмотрено ли формирование резервов лишь в том случае, если момент предъявления требования и его размер не зависят от действий учреждения (п. 9);
исключаются ли из расчета суммы резерва, сопутствующие исполнению обязательства налоги и ожидаемые поступления (п. п. 18 – 19);
прописано ли условие о ежегодном пересмотре стоимостной оценки резерва (п. п. 26 – 27);
не противоречит ли порядок списания излишней суммы резерва правилу стандарта об отражении этой операции проводкой, обратной начислению (п. 29).
СГС «Долгосрочные договоры»
Утвержден стандарт приказом Минфина РФ от 29.06.2018 №145н. Методические рекомендации по его применению доведены письмом Минфина РФ от 28.10.2019 № 02-06-07/84752.
Стандарт регламентирует правила учета по тем договорам подряда и возмездного оказания услуг, срок действия которых превышает один год.
Отражаем в учетной политике:
порядок признания в учете доходов будущих периодов и дебиторской задолженности. Они отражаются на всю сумму долгосрочного договора при его заключении (п. п. 11, 16);
способы переноса предстоящих доходов на финансовый результат текущего периода. Обычно их нужно переносить равномерно в течение срока договора. Однако если вы выполняете работы или оказываете услуги неравномерно, можете предусмотреть другой порядок (п. п. 11, 16);
порядок аналитического учета, отложенного НДС при отражении в бухучете доходов до наступления момента возникновения базы по налогу (п. 13);
случаи ведения учета по стандарту в отношении договоров, не относящихся к долгосрочным, у которых период действия приходится на разные календарные годы (п. 5);
правила учета доходов, расходов, дебиторской задолженности и НДС при выполнении работ по договору строительного подряда (п. п. 6 – 10, 16).
СГС «Концессионные соглашения»
Утвержден стандарт приказом Минфина РФ от 29.06.2018 №146н. Методические рекомендации по его применению доведены письмом Минфина РФ от 28.10.2019 № 02-06-07/84753.
Стандартом руководствуются как уполномоченные органы, выступающие от имени концедента, так и учреждения, в случае если имущество передано в концессию без прекращения права оперативного управления этих учреждений.
Закрепите в учетной политике:
методику учета концессии уполномоченным органом на забалансовых счетах до момента введения соответствующих счетов в инструкции. Забалансовые счета используются для учета суммы инвестиций, предусмотренной соглашением и фактической, а также для учета имущества концедента, если в отношении такого имущества не прекращено право оперативного управления или хозяйственного ведения (п. п. 5, 7);
правила отражения уполномоченным органом предстоящих доходов в сумме превышения стоимости создания или реконструкции объекта над суммой обязательств по возмещению расходов концессионера (п. п. 7, 9);
способы учета уполномоченным органом доходов будущих периодов от концессионной платы, если их сумму можно определить (п. 10);
порядок учета на балансовых счетах учреждения объекта концессии, переданного без прекращения права оперативного управления, а также учета на забалансовых счетах предусмотренной соглашением суммы инвестиций (п. п. 5 – 6).
Проверьте учетную политику на предмет следующего:
соответствуют ли применяемые правила учета новому стандарту;
правильно ли распределены функции учета при передаче имущества в концессию без прекращения права оперативного управления (п. 5).
Минфин России разъяснил, как применять три новых федеральных стандарта
belchonock / Depositphotos.com |
Минфин России подготовил методические рекомендации по применению каждого из этих трех Стандартов.
В целях применения СГС «Запасы» разъяснены:
Несмотря на то, что начал применения СГС «Запасы» запланировано на 1 января 2020 года, Минфин неоднократно указывал на возможность применения его положений уже сейчас. Поэтому на некоторых наиболее актуальных моментах методрекомендаций остановимся подробнее:
1. Отнесение материальных ценностей на тот или иной счет аналитического учета определяется п. 118 Инструкции № 157н. Однако если положения Инструкции № 157н не позволяют с полной уверенностью отнести материальные запасы на тот или иной счет аналитического учета, следует руководствоваться положениями отраслевых нормативных правовых актов и Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008).
Для примера приведены шторы для интерьеров – согласно Общероссийскому классификатору они относятся к «Изделиям текстильным готовым (кроме одежды)», то есть являются мягким инвентарем, соответственно, учитывать их следует на счете 0 105 05 000 «Мягкий инвентарь».
2. Согласно Порядку применения КОСГУ выбор соответствующей подстатьи статьи 340 КОСГУ зависит от целевого / функционального назначения материального запаса. Методрекомендациями приведено несколько примеров определения нужной подстатьи с корреспонденциями счетов для учета отдельных видов матзапасов, в частности:
Обратите внимание! Расходы на приобретение / изготовление венков, цветов, а также оплата услуг по их изготовлению в целях возложения к памятникам и памятным знакам относятся на финансовый результат текущего года, отраженные согласно Порядку КОСГУ по подстатье 226, также должны быть учтены в составе материальных запасов на счете 0 105 00 000.
Также на примерах разъяснен порядок списания некоторых материальных запасов.
Изменения в федеральных стандартах
Автор: Коробейников С., эксперт журнала
Минфином внесены поправки в федеральные стандарты «Учетная политика»[1], «Запасы»[2] и «Основные средства»[3]. Рассмотрим их в статье.
Изменения в СГС «Учетная политика».
Поправки в стандарт внесены Приказом Минфина РФ от 19.12.2019 № 243н. Так, пункт 7 дополнен новым абзацем. Из него следует, что если полномочие по ведению бухгалтерского учета и (или) составлению и представлению бухгалтерской отчетности передано в соответствии с законодательством РФ другому государственному (муниципальному) органу и (или) учреждению (централизованной бухгалтерии), то совокупность способов ведения централизованной бухгалтерией бухгалтерского учета субъектов учета, в отношении которых она ведет бухгалтерский учет, составляет единую учетную политику при централизации учета. Единая учетная политика при централизации учета формируется централизованной бухгалтерией на основании положений стандарта, иных нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Также внесены уточнения в п. 8: учетная политика формируется главным бухгалтером субъекта учета или иным физическим (юридическим) лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета.
При этом акты, устанавливающие в целях организации и ведения бухгалтерского учета учетную политику субъекта учета, утверждаются руководителем субъекта учета, а в случае централизации учета – руководителем централизованной бухгалтерии, осуществляющей ведение бухгалтерского учета в соответствии с переданными полномочиями.
Изменения в СГС «Запасы».
Изменения в федеральных стандартах внесены Приказом Минфина РФ от 19.12.2019 № 241н. Некоторые поправки носят общий характер, например, слова «организации государственного сектора» заменены на слова «организации бюджетной сферы».
Приведем наиболее значимые новшества в таблице.
Норма стандарта
Новая редакция нормы
Единица бухгалтерского учета запасов выбирается субъектом учета самостоятельно с учетом положений, установленных в рамках формирования:
или учетной политики субъекта учета;
или единой учетной политики при централизации учета.
Выбор должен быть сделан таким образом, чтобы обеспечить формирование полной и достоверной информации об этих запасах, в том числе для представления внешним пользователям, а также надлежащий контроль за их сохранностью и движением
Если обменная операция не является обменной операцией на коммерческих условиях или справедливую стоимость ни полученных активов, ни переданных активов невозможно надежно оценить, оценка первоначальной стоимости полученных запасов осуществляется на основании стоимости переданных взамен материальных запасов или остаточной стоимости переданных в результате обменной операции основных средств (нематериальных активов).
Если данные о стоимости передаваемых взамен материальных запасов или об остаточной стоимости передаваемых взамен нефинансовых активов по каким-либо причинам недоступны, либо на дату передачи остаточная стоимость передаваемых взамен нефинансовых активов нулевая, субъектом учета отражаются приобретенные путем такой обменной операции запасы в условной оценке «один объект – 1 руб.»
Перевод материальных запасов в иную группу либо в иную категорию объектов бухгалтерского учета в связи с их реклассификацией не приводит к изменению их стоимости как в бухгалтерском учете, так и для целей оценки и раскрытия информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности. При этом и не предусматривает уточнения показателей на счетах расчетов и счетах санкционирования, связанных со счетами обязательств по приобретению материальных запасов, которые реклассифицируются в результате новых условий их использования
Затраты, произведенные субъектом учета в результате реализации готовой продукции, в том числе в процессе ее продвижения на рынке, относятся к издержкам обращения от реализации. При этом они не включаются в себестоимость готовой продукции, работ (услуг) и отражаются в составе расходов, относимых на финансовый результат текущего периода
При выбытии запасов, которые не могут обычным образом заменять друг друга, их стоимость может оцениваться по стоимости каждой единицы таких запасов
Изменения в СГС «Основные средства».
Поправки внесены Приказом Минфина РФ от 25.12.2019 № 253н. Уточнен порядок признания в учете и оценки объектов ОС, их реклассификации и амортизации. Приведем в таблице основные изменения в стандартах учета.
Норма стандарта
Новая редакция нормы
Объекты основных средств, которые не приносят субъекту учета экономических выгод, не имеют полезного потенциала и в отношении которых в дальнейшем не предусматривается получение экономических выгод, учитываются на забалансовых счетах. Такие счета должны быть утверждены:
или в рамках учетной политики учреждения;
или единой учетной политикой при централизации учета.
Обратите внимание: информация о данных объектах основных средств подлежит раскрытию в бухгалтерской (финансовой) отчетности
Если порядок эксплуатации объекта основных средств, являющегося комплексом конструктивно сочлененных предметов, требует замены отдельных составных частей, то затраты по такой замене, в том числе в ходе капитального ремонта, включаются в стоимость объекта основных средств в момент их возникновения. Эти случаи должны быть оговорены в учетной политике организации. Вместе с тем важно соблюдать критерии признания объекта основным средством, которые указаны в п. 8 стандарта. При возникновении такой ситуации стоимость объекта основных средств корректируется на документально подтвержденную стоимость заменяемых (выбываемых) частей.
Обратите внимание: субъект учета должен закрепить в учетной политике применение в бухгалтерском учете положений п. 27 ФСБУ «Основные средства» в отношении групп основных средств
Затраты на создание активов при проведении регулярных осмотров, являющихся обязательным условием их эксплуатации, на предмет наличия дефектов, а также при проведении ремонта формируют объем произведенных капитальных вложений с дальнейшим признанием в стоимости объекта основных средств только при условии соблюдения критериев, указанных в п. 8 стандарта. В этом случае учтенная ранее в стоимости объекта основных средств сумма затрат на проведение аналогичного мероприятия подлежит списанию в расходы текущего периода (на уменьшение финансового результата) с учетом накопленной амортизации.
Обратите внимание: учреждение должно закрепить в учетной политике применение п. 28 ФСБУ «Основные средства» при ведении учета основных средств, групп основных средств
Перевод объектов основных средств в группу «Инвестиционная недвижимость» или исключение их из нее должны осуществляться в отношении:
1) объектов недвижимости (части объекта недвижимости);
2) движимого имущества, составляющего с указанными объектами единые имущественные комплексы, используемые субъектом учета с целью получения платы за пользование имуществом (арендной платы) и (или) увеличения стоимости недвижимого имущества, в случае изменения в федеральных стандартах назначения их использования. Например, в следующих ситуациях:
при завершении использования объектов основных средств в ходе осуществления деятельности по выполнению работ, оказанию услуг либо для управленческих нужд в целях предоставления их по договору аренды либо по договору безвозмездного пользования;
при изменения в стандартах учета функционального назначения объектов основных средств, учтенных в составе группы «Инвестиционная недвижимость», в целях их использования в ходе выполнения учреждением полномочий, осуществления деятельности по выполнению работ, оказанию услуг либо для управленческих нужд
Метод начисления амортизации отражает предполагаемый способ получения будущих экономических выгод или полезного потенциала, заключенного в активе.
Напомним, что амортизация начисляется на объект основных средств в соответствии с учетной политикой одним из следующих методов:
методом уменьшаемого остатка;
пропорционально объему продукции (услуг).
Линейный метод начисления амортизации применяется в случае эксплуатации объектов основных средств в ходе выполнения субъектом учета государственных (муниципальных) полномочий (функций) либо для управленческих нужд при осуществлении деятельности по выполнению работ, оказанию услуг или в иных случаях, предусмотренных учетной политикой
Все перечисленные новшества, внесенные в стандарты, вступили в силу 16.02.2020 и подлежат применению с этой даты.
[1] Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Учетная политика, оценочные значения и ошибки», утв. Приказом Минфина РФ от 30.12.2017 № 274н.
[2] Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Запасы», утв. Приказом Минфина РФ от 07.12.2018 № 256н.
[3] Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства», утв. Приказом Минфина РФ от 31.12.2016 № 257н.