шел в комнату попал в другую
Шел в комнату, попал в другую
Шел в комнату, попал в другую
Из комедии «Горе от ума» (1824) А. С. Грибоедова (1795—1829). Фамусов, застав Молчалина около комнаты Софьи, сердито спрашивает его (действ. 1, явл. 4): «Ты здесь, сударь, к чему?» Софья, оправдывая присутствие Молчалина, говорит отцу:
Я гнева вашего никак не растолкую,
Он в доме здесь живет, великая напасть!
Шел в комнату, попал в другую.
Полезное
Смотреть что такое «Шел в комнату, попал в другую» в других словарях:
диалогизм — ы. В теории речевой коммуникации: слово, оборот или особое построение речи, свойственное диалогу1, например, повторение одного и того же слова в новой реплике. Счастливые часов не наблюдают. Не наблюдайте, ваша власть; Шел в комнату, попал в… … Учебный словарь стилистических терминов
пословица — ПОСЛО´ВИЦА афористическое народное изречение, обычно двухчастной формы, этим и отличается П. от одночастной поговорки. П. выражает собой народную мудрость. Будучи элементарной формой поэтической речи, народная П. часто пользуется такими… … Поэтический словарь
Пушкин, Александр Сергеевич — — родился 26 мая 1799 г. в Москве, на Немецкой улице в доме Скворцова; умер 29 января 1837 г. в Петербурге. Со стороны отца Пушкин принадлежал к старинному дворянскому роду, происходившему, по сказанию родословных, от выходца «из… … Большая биографическая энциклопедия
Достоевский, Федор Михайлови — писатель, родился 30 октября 1821 г. в Москве, умер 29 января 1881 г., в Петербурге. Отец его, Михаил Андреевич, женатый на дочери купца, Марье Федоровне Нечаевой, занимал место штаб лекаря в Мариинской больнице для бедных. Занятый в больнице и… … Большая биографическая энциклопедия
Фроленко, Михаил Федорович — русский политический деятель. Род. в 1848 г., учился в Технологич. институте в Петербурге, потом в Петровской академии в Москве, курса не кончил; в 1873 г. поступил в кружок чайковцев (см.) и стал вести революционную пропаганду среди рабочих; в… … Большая биографическая энциклопедия
Дебогорий-Мокриевич, Владимир Карпович — Дебогорий Мокриевич В. К. [(1848 1926). Автобиография написана в марте 1926 г. в Болгарии.] Родился я 12 мая 1848 г. недоноском, семимесячником, так что мать, по ее рассказам, долгое время держала меня в вате. Развивался я необыкновенно медленно … Большая биографическая энциклопедия
Ломоносов, Михаил Васильевич — — ученый и писатель, действительный член Российской Академии Наук, профессор химии С. Петербургского университета; родился в дер. Денисовке, Архангельской губ., 8 ноября 1711 г., скончался в С. Петербурге 4 апреля 1765 года. В настоящее… … Большая биографическая энциклопедия
Убийство Павла I — Убийство императора Павла I, гравюра из французской исторической книги, 1880 е годы Убийство Павла I, переворот 1801 года гибель российского императора Павла I в ночь с понедельника 11 (23) марта 1801 на… … Википедия
Семейство кошачьи — (Felidae)* * Кошачьи действительно, как пишет Брем, представляют собой самый совершенный тип хищников иными словами наиболее специализированные представители отряда. Семейство включает 36 видов, группируемых в 10 12 родов (хотя разные… … Жизнь животных
Ростопчин, граф Феодор Васильевич — — обер камергер, Главнокомандующий Москвы в 1812—1814 гг., член Государственного Совета. Род Ростопчиных родоначальником своим считает прямого потомка великого монгольского завоевателя Чингисхана — Бориса Давидовича Ростопчу,… … Большая биографическая энциклопедия
Шел в комнату попал в другую
Скромна, а ничего кроме
Проказ и ветру на уме.
Минуй нас пуще всех печалей
И барский гнев, и барская любовь.
(Лиза, действ. 1, явл. 2)
Счастливые часов не наблюдают.
(София, действ. 1, явл. 3)
Друг. Нельзя ли для прогулок
Подальше выбрать закоулок?
Не надобно иного образца,
Когда в глазах пример отца.
Шел в комнату, попал в другую.
(София, действ. 1, явл. 4)
Ах! матушка, не довершай удара!
Кто беден, тот тебе не пара.
Подписано, так с плеч долой.
Грех не беда, молва не хороша.
(Лиза, действ. 1, явл. 5 )
Вот, например, полковник Скалозуб:
И золотой мешок, и метит в генералы.
(Лиза, действ. 1, явл. 5 )
Мне все равно, что за него, что в воду.
(София, действ. 1, явл. 5)
Делить со всяким можно смех.
(София, действ. 1, явл. 5)
Ах! если любит кто кого,
Зачем ума искать и ездить так далеко?
(София, действ. 1, явл. 5)
Чуть свет уж на ногах! и я у ваших ног.
(Чацкий, действ. 1, явл. 7)
Блажен, кто верует, тепло ему на свете! –
(Чацкий, действ. 1, явл. 7)
(Софья, Чацкий, действ. 1, явл. 7)
Сам толст, его артисты тощи.
(Чацкий, действ. 1, явл. 7)
Когда ж постранствуешь, воротишься домой,
И дым Отечества нам сладок и приятен!
(Чацкий, действ. 1, явл. 7)
Числом поболее, ценою подешевле?
(Чацкий, действ. 1, явл. 7)
Господствует еще смешенье языков:
Французского с нижегородским?
(Чацкий, действ. 1, явл. 7)
А, впрочем, он дойдет до степеней известных,
Ведь нынче любят бессловесных.
(Чацкий, действ. 1, явл. 7)
Но если так: ум с сердцем не в ладу.
(Чацкий, действ. 1, явл. 7)
Три года не писал двух слов!
И грянул вдруг как с облаков.
Хотел объехать целый свет,
И не объехал сотой доли.
(Чацкий, действ. 1, явл. 9 )
Что за комиссия, * Создатель,
Быть взрослой дочери отцом!
Читай не так, как пономарь, *
А с чувством, с толком, с расстановкой.
Противу будущей недели:
К Прасковье Федоровне в дом
Во вторник зван я на форели.
Что за тузы в Москве живут и умирают!
Она не родила, но по расчету
По моему: должна родить.
— Пусть я посватаюсь, вы что бы мне сказали?
— Сказал бы я, во-первых: не блажи,
Именьем, брат, не управляй оплошно,
А, главное, поди-тка послужи.
— Служить бы рад, прислуживаться тошно.
— Вот то-то, все вы гордецы!
Спросили бы, как делали отцы?
Учились бы на старших глядя:
(Чацкий, Фамусов, действ. 2, явл. 2)
Свежо предание, а верится с трудом,
(Чацкий, действ. 2, явл. 2)
Что говорит! и говорит, как пишет!
— Кто служит делу, а не лицам.
— Строжайше б запретил я этим господам
На выстрел подъезжать к столицам.
(Чацкий, Фамусов, действ. 2, явл. 2)
Пожало-ста при нем не спорь ты вкривь и вкось
И завиральные идеи эти брось.
— Как вам доводится Настасья Николавна?
Мы с нею вместе не служили.
Вы повели себя исправно:
Давно полковники, а служите недавно.
— А, батюшка, признайтесь, что едва
Где сыщется столица, как Москва.
— Дистанции * огромного размера.
— Вкус, батюшка, отменная манера;
Возьмите вы от головы до пяток,
На всех московских есть особый отпечаток.
К военным людям так и льнут.
А потому, что патриотки.
Прошедшего житья подлейшие черты.
(Чацкий, действ. 2, явл. 5)
Когда из гвардии, иные от двора
Кричали женщины: ура!
И в воздух чепчики бросали!
(Чацкий, действ. 2, явл. 5)
Шутить и он горазд, ведь нынче кто не шутит!
(Лиза, действ. 2, явл. 11)
Ах! злые языки страшнее пистолета.
(Молчалин, действ. 2, явл. 11)
Скажите лучше, почему
Вы с барышней скромны, а с горнишной повесы?
(Лиза, действ. 2, явл. 12)
Ну! люди в здешней стороне!
Она к нему, а он ко мне,
А как не полюбить буфетчика Петрушу!
(Лиза, действ. 2, явл. 14)
Я странен, а не странен кто ж?
Тот, кто на всех глупцов похож;
(Чацкий, действ. 3, явл. 1)
Мне весело, когда смешных встречаю,
А чаще с ними я скучаю.
(Чацкий, действ. 3, явл. 1)
Но чтоб иметь детей,
Кому ума недоставало?
(Чацкий, действ. 3, явл. 3)
К перу от карт? и к картам от пера?
(Чацкий, действ. 3, явл. 3)
— Нет-с, свой талант у всех.
Умеренность и аккуратность.
— Чудеснейшие два! и стоят наших всех.
(Молчалин, Чацкий, действ. 3, явл. 3)
Чины людьми даются,
А люди могут обмануться.
(Чацкий, действ. 3, явл. 3)
Мы покровительство находим, где не метим.
(Молчалин, действ. 3, явл. 3)
А смешивать два эти ремесла
Есть тьма искусников, я не из их числа.
(Чацкий, действ. 3, явл. 3)
Пустейший человек, из самых бестолковых.
(Чацкий, действ. 3, явл. 3)
Я глупостей не чтец,
(Чацкий, действ. 3, явл. 3)
В мои лета не должно сметь
Свое суждение иметь.
(Молчалин, действ. 3, явл. 3)
— Шампанское стаканами тянул.
— Бутылками-с, и пребольшими
— Нет-с, бочками сороковыми.
— Ну вот! великая беда,
Что выпьет лишнее мужчина!
(Хлестова, Наталья Дмитриевна, Загорецкий (с жаром), Фамусов, действ. 3, явл. 21)
Чинов не хочет знать! Он химик, он ботаник,
(Княгиня, действ. 3, явл. 21)
— Сергей Сергеич, нет! Уж коли зло пресечь:
Забрать все книги бы да сжечь.
— Нет-с, книги книгам рознь. А если б, между нами,
Был ценсором * назначен я,
Насмешки вечные над львами! над орлами!
Хотя животные, а все-таки цари.
(Фамусов, Загорецкий (с кротостию), действ. 3, явл. 21)
Все врут календари.
(Хлестова, действ. 3, явл. 21)
Воскреснем ли когда от чужевластья мод?
Чтоб умный, бодрый наш народ
Хотя по языку нас не считал за немцев.
(Чацкий, действ. 3, явл. 22)
Послушай! ври, да знай же меру;
(Чацкий, действ. 4, явл. 4)
Да умный человек не может быть не плутом.
(Репетилов, действ. 4, явл. 4)
Хозяину, где доведется жить,
Начальнику, с кем буду я служить,
Слуге его, который чистит платья,
Швейцару, дворнику, для избежанья зла,
Собаке дворника, чтоб ласкова была.
(Молчалин, действ. 4, явл. 12)
Бывало, я с дражайшей половиной
(Фамусов, действ. 4, явл. 14)
В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов,
(Фамусов, действ. 4, явл. 14)
(Чацкий, действ. 4, явл. 14)
Ах! Боже мой! что станет говорить
Княгиня Марья Алексевна!
(Фамусов, действ. 4, явл. 15)
Comments
(Тверской, Пречистенский) были излюбленным местом прогулок дворянского общества.
Егерскими полками в царской армии назывались особые, легко вооруженные и
подвижные стрелковые полки.
было множество различных магазинов, принадлежавшим преимущественно французским
купцам: книжных, кондитерских («бисквитных лавок»), модных нарядов и т.д.
Мушкетерскими назывались в старое время пехотные полки, в которых солдаты были
Обер-офицерами назывались офицеры, имевшие младшие чины от прапорщика до капитана;
А. С. Грибоедов (1795 – 1829), «Горе от ума», 1824 (01, 8)
И дым Отечества нам сладок и приятен. — цитата, восходящая к «Одиссее» Гомера и к латинской пословице: «Et fumus patriae est dulcis» («И дым отечества сладок»), поставленной, между прочим, эпиграфом к журналу «Российский музеум» (1792 — 1794). В русской литературе XVIII — начала XIX в. это выражение встречается у нескольких авторов. Ближайший источник цитаты — стихотворение Г. Р. Державина «Арфа» (1798):
Мила нам добра весть о нашей стороне:
Отечества и дым нам сладок и приятен.
Реплика Молчалина: «Мне завещал отец. » и т. д. разительно напоминает слова А. Н. Радищева в его «Житии Ф. В. Ушакова»: «Большая часть просителей думают, и нередко справедливо, что для достижения своей цели нужна приязнь всех тех, кто хотя мизинцем до дела их касается; и для того употребляют ласки, лесть, ласкательство, дары, угождения и все, что вздумать можно, не только к самому тому, от кого исполнение просьбы их зависит, но ко всем его приближенным, как то к секретарю его, к секретарю его секретаря, если у него оный есть, к писцам, сторожам, лакеям, любовницам, и если собака тут случится, и ту погладить не пропустят» («Житие Ф. В. Ушакова» было впервые издано в 1789 г., без имени Радищева; вошло в «Сочинения» Радищева, изданные в 1806 — 1811 гг. и, очевидно, известные Грибоедову).
ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: Горе от ума
НАСТРОЙКИ.
СОДЕРЖАНИЕ.
СОДЕРЖАНИЕ
А.С.Грибоедов
Горе от ума
Комедия в четырех действиях
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
Павел Афанасьевич Фамусов, управляющий в казенном месте.
Софья Павловна, дочь его.
Лизанька, служанка.
Алексей Степанович Молчалин, секретарь Фамусова, живущий у него в доме.
Александр Андреевич Чацкий.
Полковник Скалозуб, Сергей Сергеевич.
Наталья Дмитриевна, молодая дама, Платон Михайлович, муж ее — Горичи
Князь Тугоуховский и княгиня, жена его, с шестью дочерями.
Графиня-бабушка, Графиня-внучка — Хрюмины.
Антон Антонович Загорецкий.
Старуха Хлёстова, свояченица Фамусова.
Репетилов.
Петрушка и несколько говорящих слуг.
Множество гостей всякого разбора и их лакеев при разъезде.
Действие в Москве в доме Фамусова.
ДЕЙСТВИЕ I
Гостиная, в ней большие часы, справа дверь в спальню Софьи, откудова слышно фортопияно с флейтою, которые потом умолкают. Лизанька среди комнаты спит, свесившись с кресел. (Утро, чуть день брезжится.)
(вдруг просыпается, встает с кресел, оглядывается)
Светает. Ах! как скоро ночь минула!
Вчера просилась спать — отказ.
«Ждем друга». — Нужен глаз да глаз,
Не спи, покудова не скатишься со стула.
Теперь вот только что вздремнула,
Уж день. сказать им…
Эй! Софья Павловна, беда.
Зашла беседа ваша за ночь.
Вы глухи? — Алексей Степаныч!
Сударыня. — И страх их не берет!
Ну, гость неприглашенный,
Быть может, батюшка войдет!
Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.
Действие первое, явление 4
София, Лиза, Молчалин, Фамусов.
Что за оказия! Молчалин, ты, брат?
Зачем же здесь? и в этот час?
И Софья. Здравствуй, Софья, что ты
Так рано поднялась! а? для какой заботы?
И как вас бог не в пору вместе свел?
Он только что теперь вошел.
Друг, нельзя ли для прогулок
Подальше выбрать закоулок?
А ты, сударыня, чуть из постели прыг,
С мужчиной! с молодым! — Занятье для девицы!
Всю ночь читает небылицы,
И вот плоды от этих книг!
А все Кузнецкий мост, и вечные французы,
Оттуда моды к нам, и авторы, и музы:
Губители карманов и сердец!
Когда избавит нас творец
От шляпок их! чепцов! и шпилек! и булавок!
И книжных и бисквитных лавок!
Позвольте, батюшка, кружится голова;
Я от испуга дух перевожу едва;
Изволили вбежать вы так проворно,
Я скоро к ним вбежал!
Я помешал! я испужал!
Я, Софья Павловна, расстроен сам, день целый
Нет отдыха, мечусь как словно угорелый.
По должности, по службе хлопотня,
Тот пристает, другой, всем дело до меня!
Но ждал ли новых я хлопот? чтоб был обманут.
Вот попрекать мне станут,
Что без толку всегда журю,
Не плачь, я дело говорю:
Уж об твоем ли не радели
Об воспитаньи! с колыбели!
Мать умерла: умел я принанять
В мадам Розье вторую мать.
Старушку-золото в надзор к тебе приставил:
Умна была, нрав тихий, редких правил.
Одно не к чести служит ей:
За лишних в год пятьсот рублей
Сманить себя другими допустила.
Да не в мадаме сила.
Не надобно иного образца,
Когда в глазах пример отца.
Смотри ты на меня: не хвастаю сложеньем;
Однако бодр и свеж, и дожил до седин,
Свободен, вдов, себе я господин.
Монашеским известен поведеньем.
Осмелюсь я, суда́рь.
Ужасный век! Не знаешь, что начать!
Все умудрились не по ле́там,
А пуще дочери, да сами добряки,
Дались нам эти языки!
Берем же побродяг, и в дом и по билетам,
Чтоб наших дочерей всему учить, всему —
И танцам! и пенью́! и нежностям! и вздохам!
Как будто в жены их готовим скоморохам.
Ты, посетитель, что? ты здесь, сударь, к чему?
Безродного пригрел и ввел в мое семейство,
Дал чин асессора и взял в секретари;
В Москву переведен через мое содейство;
И будь не я, коптел бы ты в Твери.
Я гнева вашего никак не растолкую.
Он в доме здесь живет, великая напасть!
Шел в комнату, попал в другую.
Попал или хотел попасть?Да вместе вы зачем? Нельзя, чтобы случайно.
Да вместе вы зачем? Нельзя, чтобы случайно.
Горько. Шёл в комнату попал в другую
Съёмка под свадебное видео даёт выразительный и современный киноязык. В подборе актёров, от главных персонажей до самых мимолётных, и то, как они работают – авторская точность. Пошлость показана не пошло: смешно, а местами вдруг трогательно. Эффект узнавания порождает смех, а потом сменяется жалостью: Господи, какие мы…
Перед нами предстаёт русский свадебный карнавал. Площадной театр, где плохой вкус возведён в приём. (Из мировых аналогов, пожалуй, самый близкий – фильмы Кустурицы). Но всё это со смыслом и замыслом. Здесь свадебная пошлость лишь форма для авторского высказывания. И оно в финале обретает плоть и полный голос, что для многих зрителей может оказаться вполне неожиданным (та самая «другая комната», с которой начал). Старый способ изгнать демонов – назвать их по имени, узнать в лицо. Посмотреть и не отвести глаз. Нечто подобное происходит на этом свадебном карнавале. Герои доходят до ручки, до края, до полного свинства, чтобы стать наконец-то людьми. И проступают в финале на почти гоголевских рылах человеческие лица.
Финал фильма – особый разговор. Здесь не только авторское высказывание, здесь что-то очень похожее на катарсис происходит. А это теперь птица редкая. Вымершее мифическое животное. И главная проблема современного искусства как раз в отсутствии катарсиса. За что мы хвалим фильмы? «Было смешно», «интересно», «классная история», «атмосфера», «прекрасная игра актёров», «умное, тонкое кино»… И никто не говорит о катарсисе. О нём забыли. Все наши похвалы относятся к вещам важным, а порой необходимым, но недостаточным. Конечно, до сих пор спорят, что же имел в виду Аристотель. Оставим споры теоретикам искусства. Ясно одно, что в конце подлинного произведения со зрителем (или читателем) должно произойти некое очищение. Должно что-то произойти. Он должен уйти из зала другим. Иначе всё зря. Потраченное впустую время жизни. Конечно, эффект очищения может случиться или не случиться, получиться или не получиться. Но автор просто обязан на него ориентироваться. Это та планка, та высота, ради которой совершается прыжок. А уж перепрыгнет, возьмёт высоту или нет – Бог весть. В «Горько» эта планка есть.
Смею предсказать, что «Горько» ждёт большой зрительский резонанс. И это будут очень разные люди: от самых простых зрителей до очень продвинутых пользователей. Каждый сможет найти в фильме своё. Кто-то просто «тупо поржёт», кто-то увидит яркую социальную сатиру на современную Россию. А кто-то увидит прячущееся за внешней бравадой нежное объяснение в любви. Родителям, родным, стране, в конце концов. Потому что страна – это и есть мы, а не те ребята, что сидят наверху. И хоть родная наша страна, как нам спел когда-то Юра-музыкант, уродина – а мы в ней, по матери, уроды – но она нам нравится…
Вот я и договорился до того, что «Горько» вроде как получается патриотическое кино. Но так оно, наверное, и есть. Потому что сделано с любовью. Которая не закрывает глаза, не раскрашивает людей или историю, а любит то, что есть, независимо от приглядности предмета любви. А патриотизм, если, кто забыл – это любовь к своему, родному, пускай, и пепелищу, а не ненависть к чужому.