сибириада о чем сюжет
Сибириада (фильм)
Сибириада (фильм)
«Сибириада» — советский четырёхсерийный художественный фильм, в 1979 г. удостоенный специального приза жюри Каннского кинофестиваля — второй по значимости престижной награды после «Золотой пальмовой ветви».
Содержание
Краткое содержание
Фильм повествует о судьбе двух сибирских семей — Соломиных и Устюжаниных, об их трёх поколениях в 1900-1920-е, 1930-1940-е и 1960-е годы. Действие фильма разворачивается в глухом сибирском селе Елань. В начале фильма показывается дореволюционное время и рассказывается о двух сверстниках: парне из бедной семьи Устюжаниных и девушке из богатой семьи Соломиных, которая пользуясь положением своей семьи, всячески досаждает ему. Также рассказывается о том, как отец парня занят строительством бревенчатой дороги через лес. Когда парень и девушка повзрослели, они влюбляются. Их союзу препятствует семья девушки, чьи прихвостни избивают бедного парня и бросают на произвол судьбы. Во время революции девушка уходит из семьи в стремлении связать свою жизнь с тем, кого любит по-настоящему.
Спустя много лет, парень возвращается в родную деревню со своим сыном-подростком и сообщает о том, что той богатой девушки уже давно нет на свете — она была убита много лет назад. Их сын подросток, в свою очередь, становится инженером-геологом, и возвращается в деревню своего отца, чтобы заняться поиском нефти.
Краткое содержание (альтернативный вариант)
Суть противостояния двух семей гораздо глубже, чем простое деление на «бедных» и «богатых». В первом фильме («Афанасий») прослеживается предыстория обоих родов. Устюжанины, по словам малолетнего Коли, все такие: «что в голову втемяшится — колом не вышибешь». Его отец, Афанасий, бывший когда-то лучшим охотником, уже много лет подряд, в одиночку, «идя за звездой», рубит через тайгу никому не нужную дорогу. Вместо утонувшей матери в доме живет молчаливая дурочка, а сам Коля регулярно ворует продукты из склада магазина, принадлежащего многолюдной семье Соломиных, которые всегда стремились жить основательно, а потому и зажиточно. Коля не видит в этом воровстве ничего плохого — тем более, что приводит в дом Родиона, беглого террориста-народовольца, которого тоже нужно кормить. Сверстница Коли Настя Соломина, девочка сильная и смелая, с малолетства активно помогающая семье по хозяйству, несколько раз застает Колю с поличным, колотит его, а однажды даже заставляет голышом на морозе бегать по двору.
Террорист Родион одержим идеей утопического социализма, и всегда носит с собой книгу Томмазо Кампанеллы «Город солнца». Идеи Родиона производят сильное впечатление на Колю Устюжанина, знающего Родиона лишь с доброй, домашней стороны. Когда за Родионом приходит полиция и увозит его после неудачной попытки второго побега, у Коли остается острое ощущение несправедливости, а Родион наказывает ему верить, что когда-нибудь и в глухой Сибири построят «города Солнца». Родион дарит Коле свой амулет, сделанный из каторжной цепи, позже этот амулет перейдет к сыну Коли.
Следующий фильм («Анастасия»), показывает деревню в год революции. Николай стал видным, залихватским парнем, но по-прежнему не имеет никакого постоянного занятия, ничего толком не умеет, кроме небольшой помощи отцу, который до сих пор рубит свою дорогу через таежные болота. Николай и Настя влюблены друг в друга; Настя, несмотря на то, что Николай ей «не пара», и семья не одобряет их отношений, все равно хочет быть с ним, а ему льстит любовь девушки, но он не может забыть ее происхождения. Когда Настя приходит к Николаю в лес, намереваясь отдаться ему, и между делом говорит, что пришла весть о революции, тот сразу теряет к ней интерес, возбужденно заявляя: «теперь мы вас к ногтю прижмем!». Настя обижается, и в отместку обещает выйти замуж за дальнего родственника, Филиппа Соломина. Филипп, серьезный, работящий парень, вроде и рад этому, но понимает, что Настя его не любит. Николай, одумавшись, приходит просить прощения, но Настя непреклонна. В итоге Николай, встав в картинной позе на колени возле ее дома, начинает кричать и угрожать, после чего ее родственники оттаскивают его на берег реки, избивают, бросают в лодку и пускают по течению. В эту же ночь в тайге умирает отец Николая. Рано утром Настя, поняв, что не хочет жить без Николая, уходит из дома, догоняет лодку и уплывает вместе с ним.
В фильме «Николай — сын Афанасия» действие происходит в тридцатые годы. Николай, вместе с Настей успешно добравшийся до населенной части страны, стал большевиком, воевал с белыми казаками (при этом погибла Настя), и теперь прислан из центра для освоения полезных ископаемых Сибири. С собой Николай привез малолетнего сына Алексея, который тоже успел проникнуться «партийным» духом. Тем временем выясняется, что Филипп Соломин, после неудачи с Настей тоже уехавший из деревни, поступил на учебу в академию. Николай, будучи авторитетным представителем партии, собирает сельчан на собрание, где в «добровольно-принудительном» порядке предлагает им продолжить строительство дороги, которое начал его отец, чтобы по ней везти в тайгу импортные бурильные станки. Сельчане вначале отказываются из-за того, что дорога ведет на Чертову Гриву, «плохое место на болотах», но тут Ерофей, старший из Соломиных, неожиданно первым соглашается участвовать. Его примеру следуют остальные. Отказывается только Спиридон Соломин, обиженный на Николая за то, что не уберег Настю. Николай арестовывает его и отправляет в город. На строительстве дороги сельчане все больше опасаются Чертовой Гривы, и Николай с сыном, чтобы показать пример, отправляются туда, обнаруживают там прямой выход на поверхность природного газа, и едва не погибают при его возгорании. На следующий день Спиридон, сбежав от охраны, возвращается в деревню и убивает Николая. Теперь уже Алексей, потрясенный смертью отца, бежит в лодке из деревни, поклявшись отомстить Спиридону.
В фильме «Тая» показаны сороковые годы. Накануне войны повзрослевший Алексей, убежав из детдома, с трудом добирается до Елани, чтобы найти Спиридона. Истощенного, без сознания, его на берегу находит юная Тая Соломина, и Вечный дед, таинственный лесной житель, выхаживает Алексея. Алексей изображает перед Таей искушенного городского парня, и Тая, неиспорченная девушка, сразу влюбляется в него. В Елань приезжает военком для мобилизации людей в армию, романтически настроенный Алексей записывается одним из первых. К этому времени на Чертовой Гриве уже несколько месяцев работают бурильщики, которые вот-вот доберутся до нефти, но военком не дает им даже трех дней, у него приказ — всех направить в войска. Доводы руководителя бригады о том, что нефть гораздо важнее для обороны, чем несколько человек, на него не действуют, и бурение прекращается. Отплывая на барже от Елани, Алексей, чтобы подразнить Таю, спрашивает, будет ли она его ждать, и девушка со слезами обещает ждать всю жизнь.
Фильм «Алексей — сын Николая» повествует о шестидесятых годах. В прологе показана сцена военных лет, когда Алексей, солдат морской пехоты, спасает от гибели кавторанга, члена Военного совета, не подозревая, что это Филипп Соломин, и получает за это орден. После войны Алексей, получив множество боевых наград, становится мастером-бурильщиком, много работает по стране, потом вспоминает, что в его родной деревне пытались найти нефть, но помешала война. Алексею удается уговорить своего начальника добиться в верхах разрешения продолжить бурение в Сибири. Бригада приезжает в Елань, где Алексей встречает старого Спиридона, который успел повоевать в штрафбате, «искупив вину кровью», и даже получив медаль. К этому времени у Алексея уже не остается ненависти к Спиридону, он даже в чем-то рад ему, как родственнику. Тогда же Алексей, давно забывший Таю, встречает ее снова, поначалу даже не узнав. Она же все эти годы любила его и узнала с первого взгляда. Выследив Алексея в лесу, Тая соблазняет его, но ветреный Алексей относится к этому подчеркнуто небрежно, и не видится с нею почти два месяца, занятый на буровой. Когда Алексей снова вспоминает о Тае, выясняется, что у нее в доме живет начальник буровой, из-за чего между мужчинами возникает конфликт.
Тем временем Филипп, занимающий должность первого секретаря обкома, безуспешно пытается противостоять строительству в области крупной ГЭС, в результате чего большие площади земель должны быть затоплены, как «бросовые». Но вопрос о строительстве уже решен, в Москве лелеют мечту о создании «крупнейшего в мире рукотворного моря», спасти ситуацию может только обнаружение в области богатых залежей нефти. В ходе инспекционной поездки, пролетая на вертолете над Еланью, Филипп просит высадить его и забрать на обратном пути, чтобы он мог пообщаться с сельчанами. В селе Филипп встречает Алексея, но воспринимает его, лишь как сына когда-то знакомого ему Николая, Алексей же воспринимает Филиппа, лишь как «большого босса».
В финале фильма Спиридону, радующемуся, что «кончились Устюжанины, во всему свету кончились», Тая сообщает, что носит ребенка от Алексея. Так два рода, много лет противостоявших друг другу, наконец-то сошлись вместе.
Содержание фильма «Сибириада». Какие актеры снимались. Исполнители главных ролей. Кадры из фильма. Дата выхода.
Афанасий. Начало века. Действие происходит примерно в 1907 году в сибирском селе Елань, где живут два рода: Устюжанины и Соломины. Афанасий Устюжанин, бывший когда-то лучшим охотником села, забросил все свои дела и уже много лет подряд в одиночку рубит через тайгу никому не нужную дорогу в направлении ярчайшей звезды. Его сын Коля ворует продукты из склада, принадлежащего зажиточным Соломиным. Сверстница Коли Настя Соломина застаёт его с поличным и соглашается отдать пельмени, если он голым пробежит по снегу, а его одежду в этот момент она отдаёт цепному псу. Коля, выдержавший испытание, приводит в дом Родиона Климентова, беглого террориста-народовольца, идеи которого производят на мальчика сильное впечатление. Но вскоре Родиона задерживает жандармская полиция. На прощание Климентов дарит Коле обрывок цепи, на которой сидел в тюрьме.
Анастасия. Годы двадцатые. Примерно 1918 год. Повзрослевшие Николай и Анастасия влюблены друг в друга. Узнав о революции, Николай подзадоривает Анастасию, говорит, что теперь «кулакам» Соломиным несдобровать. Анастасия обижается и в отместку решает выйти замуж за своего дальнего родственника, Филиппа Соломина. Однако Филипп понимает, что она его не любит. Николай просит прощения, но Анастасия позорит его перед всем селом, а Соломины избивают и выгоняют его из Елани, бросив в лодку и пустив её по течению. В тот же день от сердечного приступа умирает Афанасий Устюжанин. Одумавшись, Анастасия наутро догоняет лодку и уплывает с Николаем.
Николай, сын Афанасия. Годы тридцатые. 1932 год. Николай стал большевиком-красноармейцем, воевал с белыми казаками, и теперь приезжает из центра для освоения полезных ископаемых Сибири. С собой Николай привёз сына Алёшу. Филипп Соломин, тоже уехавший из села, поступил на учёбу в академию и женился. Николай агитирует сельчан продолжить строительство дороги на Чёртову Гриву, которое начал его отец. Отказывается только брат Анастасии Спиридон Соломин, не простивший Николаю гибель сестры и являющийся противником советской власти. Николай арестовывает его и отправляет в город. Сельчане строят дорогу в очень тяжёлых условиях, пробираясь через болота и топи. Из-за нечеловеческого труда умирает глава рода Соломиных Ерофей. Николай с сыном обнаруживают на Чёртовой Гриве выход природного газа на поверхность и едва не погибают. Спиридон, сбежав из-под ареста, убивает Николая. Алёша бежит из села.
Тая. Годы сороковые. 1941 год. Накануне Великой Отечественной войны Алексей, убежав из детдома, добирается до Елани, чтобы расправиться со Спиридоном за убийство отца. Его в бессознательном состоянии находит юная Тая Соломина и влюбляется в него. Вечный Дед выхаживает Алексея. От Вечного Деда Алексей узнаёт, что Спиридон сидит шестой год за убийство отца. Идет мобилизация. В Елань приезжает военком, и несовершеннолетний Алексей записывается добровольцем в армию. Плачущая Тая прощается с ним и говорит, что будет ждать его хоть всю жизнь. На Чёртовой Гриве уже восемь месяцев работают бурильщики, но военком не даёт им закончить работу.
Тофик Рустамов, геолог из Азербайджана, обещавший Алексею, что они будут бурить нефть на Чертовой Гриве, на самом деле должен ставить буровую в другом месте, прямо рядом с Еланью, по директиве из Москвы. Алексей, за многие годы забывший Таю, встречает её снова. Тая приходит к Алексею и между ними случается связь, однако после этого Алексей не встречается с ней два месяца, занятый работой на буровой. Когда же он решает навестить Таю, выясняется, что у неё в доме живёт Тофик. Взбешённый таким поворотом событий Алексей допускает ошибку во время работы на буровой, в результате в скважину проваливается бурильная труба.
Филипп. Годы шестидесятые. Филипп, занимающий должность первого секретаря обкома, пытается противостоять строительству в области самой мощной в мире ГЭС, так как её строительство приведёт к затоплению обширной площади земель области, включая его родное село Елань. Спасти ситуацию может только обнаружение в области залежей нефти. Приехав в Елань, Филипп встречает Алексея, но поначалу они не узнают друг друга. Алексей, поругавшись с Тофиком, решает уехать и зовёт с собой Таю. Она сообщает ему, что беременна и отказывается уезжать. Выйдя из дома, Алексей слышит шумы со стороны буровой. Он бежит туда и видит, как над скважиной поднимается мощный фонтан нефти.
В финале фильма Спиридон узнаёт от Таи о том, что род Устюжаниных ещё не закончен, так как она носит ребёнка от Алексея. На фоне пожара и разрушения Еланевского кладбища происходит встреча Филиппа со всеми жившими и умершими героями фильма, его родными и друзьями, которые всё равно живы в его памяти.
Фильм «Сибириада» поначалу был типичным госзаказом. В 1974 году Михалкова-Кончаловского вызвал к себе председатель Госкино СССР Филипп Ермаш и предложил поставить фильм к очередному съезду КПСС о жизни нефтяников. Режиссёр согласился, и съёмки начались. По мере работы над картиной производственно-индустриальная тема отошла на второй план, и создателей больше заинтересовали темы столкновения людских поколений и судеб. Режиссёр называет жанр картины «поэма в шести сказах».
В основу «нефтяной» линии фильма легла многолетняя борьба Героя Социалистического Труда Фармана Курбан оглы Салманова за поиск нефти в Тюменской области в конце 1950-х годов.
Фильм был снят в производственном формате «УФК» на киноплёнке фирмы «Kodak». В то время она закупалась за валюту за границей и выдавалась только избранным режиссёрам.
Съёмки фильма велись в окрестностях Томска, возле деревни Нагорный Иштан, затем фильм доснимался в Тверской области. Тверские деревни, в частности Савинские горки Торжокского района, изображали в фильме дореволюционную и советскую Сибирь.
После выхода «Сибириады» появилась одноимённая виниловая пластинка с музыкой из кинофильма; туда вошли как инструментальные композиции Эдуарда Артемьева, так и исполняемые в фильме цыганские песни, а также русская народная песня «Красота ли моя». Пластинка выпущена французской компанией «Le Chant du Monde» в 1979 году.
кадры из фильма «Сибириада»
«Сибириада» Великий фильм о Сибири
Андрей Кончаловский, Артур Пелешян, Леонид Эйдлин
Валентин Ежов, Андрей Кончаловский
Леван Пааташвили, Борис Травкин
Александр Адабашьян, Николай Двигубский
Премьера: январь 1980
Владимир Самойлов, Наталья Андрейченко, Никита Михалков, Людмила Гурченко, Игорь Охлупин, Виталий Соломин, Сергей Шакуров, Павел Кадочников, Елена Коренева, Евгений Леонов-Гладышев, Константин Григорьев, Евгений Перов, Иван Дмитриев, Михаил Кононов, Евдокия Алексеева, Володя Левитан, Руслан Микаберидзе, Максим Мунзук, Николай Скоробогатов, Владимир Симонов, Всеволод Ларионов, Николай Бармин, алентина Березуцкая, Константин Забелин, Александр Потапов, Анна Фроловцева, Георгий Штиль, Геннадий Юхтин, Александр Яковлев, Александр Январёв, Надежда Бутырцева, Велта Жигуре, Александр Забелин, Ирина Купченко, Виталий Леонов, Екатерина Мазурова, Наталья Назарова, Леонид Плешаков
Жанр: драма, исторический фильм, мелодрама
В «Сибириаде» события происходят по условным законам искусства, ведь не зря авторы назвали ее поэмой. У каждого героя фильма есть своя правда, и каждый из них готов отстаивать ее до конца. И когда неукротимая стихия пылающей долгожданной нефти, переливаясь, бушует огромным факелом, звучит реквием трагической и памятной для всех нас эпохе.
Александр Федоров
Летом 1974 года Андрею Кончаловскому предложили снять фильм к съезду партии – о нефтяниках Сибири. Идея заинтересовала. Понимал, что берется за что-то очень трудное: материал неподатлив – чистый гранит, но это-то и увлекало! Вместе с драматургом Валентином Ежовым начали искать идею будущего фильма. По ходу работы все дальше уходили от собственно темы нефти. Выходили на иной пласт размышлений – о человеке и среде, породившей его. Нефть ведь не самоцель. Она лишь средство сделать жизнь на земле лучше. Именно в этот период Андрей Кончаловский открыл для себя работы Александра Чижевского, ученого, который писал о неразрывности человека и космоса. Постепенно стало понятно, что картина получится об истории века, которая поместится в истории одной деревни.
В «Сибириаде» нет плохих героев. Все хорошие. Нет палачей и жертв. Все жертвы. С этой точки зрения картина стала не только не «госзаказовской», соцреалистической, но изначально чуждой официальной идеологии. Самому себе этой картиной Кончаловский доказал, что нет скучных историй, все может быть предметом искусства. Режиссерская профессии – искусство интерпретации.
Зрители приняли «Сибириаду» очень хорошо. В Томске, где снимались многие сцены, просмотр проходил во Дворце спорта, в зале на 15 000 человек, пять часов подряд с коротким перерывом. Пятнадцатитысячный зал в напряженной тишине следил за экраном. Слышно было, как у кого-то упал номерок, когда Спиридон убивал Кольку Устюжанина. Мертвая тишина. Волнующие мгновения.
«Сибириада» стала для Андрея Кончаловского мостом в другой мир. В 1979 году фильм получил Специальный приз жюри Каннского кинофестиваля. Кончаловский добился от властей разрешения на год уехать за границу…»
Людмила Гурченко (исполнительница роли Таи) о работе в фильме «Сибириада»:
«Никто из режиссеров так не знает женской природы, как Андрей. Никто! Никто не умеет возбудить женщину, не будучи с ней близким. Дать ей крылья, чтобы она взлетела и почувствовала, что она ах! Ну, это ах! Это в Андрее Кончаловском есть. И больше, наверное, ни в ком. У меня любимая первая сцена в этом фильме. Это была первая сцена в советском кино, когда показан половой акт. Ну, акт показывать нельзя. И тогда сказал наш начальник Ермаш, что это вырежется. Андрей говорит, что я так сниму, что вы не вырежете!. И он накрыл нас плащ-палаткой. Никита на локти встал. А потом уже когда нужно какое-то там движение мы сделали его под плащ-палаткой».
Сергей Шакуров о работе в фильме «Сибириада»:
«Я не говорю про сегодняшний день, это вообще такую картину на сегодня поднять невозможно. Она по тем временам чудовищно тяжелая. Сценарий и вся эта тема сибирская с нефтью и так далее. С колоссальным количеством артистов, массовки!! И он с этим замечательно справился и работал очень легко. Да, как ни странно. Есть очень мучительные режиссеры, которые все вымучивают и себя в том числе. И с языком на боку потом заканчивается каждая съемка. А Андрей работал очень легко, весело, играл в футбол с нами в перерывах между съемками».
Сибириада о чем сюжет
Фильм-поэма «Сибириада» начинался как типичный госзаказ в 1974 году, когда председатель ГосКино СССР Филипп Ермаш вызвал к себе Андрея Сергеевича и предложил снять к очередному съезду КПСС фильм о жизни нефтяников. Однако работа над госзаказом переросла в настоящее авторское кино и киношедевр, удостоившийся специального приза Жюри Каннского кинофестиваля в 1979 году, уступив пальму первенства знаменитейшему фильму Френсиса Форда Копполы «Апокалипсис сегодня». Как сказал позднее сам Андрей Сергеевич Кончаловский: «Вместе с работой над сценарием, а потом и над фильмом мы выходили на иной пласт размышлений – о человеке и среде, породившей его. Нефть, как и все прочее, на что направлены усилия производства, не самоцель. Она лишь средство сделать жизнь на земле лучше».
Фильм состоит из четырех серий, каждая из которых в свою очередь разделена на главы, посвященные конкретным судьбам конкретных людей. Каждая серия фильма как отдельный фильм про отдельную эпоху в глухой и затерянной в сибирской тайге деревушке. Многим нравятся только первые две серии, так как они меньше всего заидеологизированы, тогда как две последние в общем то и посвящены непосредственно советским нефтяникам. Хотя на мой взгляд и последние серии прекрасно вписываются в общую канву киноэпопеи и, как написал один зритель на форуме Кинопоисковика: «После просмотра фильма хочется поступить в техникум, отучиться на бурильщика 6 разряда и уехать в Сибирь добывать нефть. Хочется идти вперед с сильной советской властью, хочется жить в обществе честных и добрых людей, хочется любить жизнь и верить в свои цели.»
В заключении хотелось бы сказать, что если вы не смотрели «Сибириаду», то многое потеряли, или еще не видели. Фильм достоин того, чтобы занять свое место на полке в каждом доме или квартире. Он помогает понять душу русского народа, он впечатляет, он заставляет задуматься о своей земле, о себе в этой стране, он заставляет гордиться своей родиной, своей сложной историей, он рассказывает о том как трудно дается нефть в нашей стране, каких усилий стоит её добыча, как трудно проходило освоение того, за счет чего сейчас живем все мы.
Интересные факты о фильме:
Фильм «Сибириада» был снят на плёнке фирмы «Kodak», которая в те времена закупалась за валюту за границей и выдавалась исключительно избранным режиссёрам.
В 1979 году во Франции компанией «Le Chant du Monde» был выпущен саундтрек к фильму «Сибириада» (фр. Siberiade) — виниловая пластинка композитора Эдуарда Артемьева с музыкой к одноимённому кинофильму Андрея Михалкова-Кончаловского.
В фильме используется музыкальная композиция Эдуарда Артемьева «Поход» (по другим источникам «Смерть героя»), которая в 2000 году была использована группой ППК в композиции «Resurrection» («Воскрешение»), занявшей в 2001 году третье место в британских чартах и ставшей первым подобным успехом российских музыкантов на западном рынке поп-музыки.
Фильм основан на реальных событиях. В основу двух последних частей легла история многолетней «борьбы» Заслуженного геолога Российской Федерации Фармана Курбан оглы Салманова с партийной бюрократией за поиск нефти в Тюменской области в конце 1950-х годов.
Для съемок фильма в павильоне «Мосфильма» построили целую сибирскую деревню. Деревня должна была быть как бы с семнадцатого столетия, поэтому искусственно «старили» каждое бревно.
Целый год «Сибириаду» не решались выпустить на экраны страны, так как Андрей Михалков-Кончаловский женился в это время на француженке и собирался покинуть СССР после завершения работы над фильмом.
Название: Сибириада
Год выпуска: 1978
Киностудия: Мосфильм
Длительность: 261 мин. (4 серии)
Жанр: драма, исторический фильм
Режиссеры: Андрей Кончаловский, Леонид Эйдлин
Автор сценария: Андрей Кончаловский, Валентин Ежов
Оператор: Леван Пааташвили
В ролях: Владимир Самойлов, Виталий Соломин, Евгений Перов, Сергей Шакуров, Михаил Кононов, Павел Кадочников, Наталья Андрейченко, Елена Коренева, Евгений Леонов-Гладышев, Игорь Охлупин, Никита Михалков, Людмила Гурченко, Леонид Плешаков, Александр Потапов, Николай Скоробогатов, Георгий Штиль, Геннадий Юхтин, Валентина Березуцкая, Анна-Мария Гравер, Максим Мунзук, Константин Григорьев, Александр Январёв, Александр Панкратов-Чёрный, Александр Яковлев, Миша Бабуров, Володя Левитан, Ярослава Хлопова, Алеша Тюркин, Руслан Микаберидзе, Иван Дмитриев, Всеволод Ларионов, Сергей Полежаев, Анатолий Смыков, Дмитрий Бузылёв-Крэцо и др.