сикомора что это дерево
Сикомор
Царство: | Растения |
Отдел: | Покрытосеменные |
Класс: | Двудольные |
Порядок: | Розоцветные |
Семейство: | Тутовые |
Род: | Фикус |
Вид: | Сикомор |
Сикомо́р (лат. Fícus sycómorus ) — один из видов рода фикус семейства Тутовые. Древнейшая плодовая культура, вечнозелёное дерево, обликом, размером и прочностью напоминающее дуб. Дерево высотой до 40 м с раскидистой кроной. Родиной считается Египет. Произрастает в Восточной Африке и в Передней Азии; имеет твёрдую древесину. Сикомор до сих пор культивируют из-за съедобных плодов (оранжево-розовые фиги 25-50 мм в диаметре) в Иордании и на Кипре. Иногда сикомором называют явор, а также планеру водную — дерево семейства вязовых из Северной Америки. Интересные фактыСсылкиПримечания1. Наука и жизнь № 6/гл.ред. Е. Л. Лозовская.:М.,2011 — 144 стр. ISSN 0028-1263 ПолезноеСмотреть что такое «Сикомор» в других словарях:СИКОМОР — вид фигового дерева, раст. в Египте; также название платана и явора. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907. СИКОМОР иначе, платан, или явор, дерево из породы фиговых. Полный словарь иностранных слов,… … Словарь иностранных слов русского языка СИКОМОР — (библейская смоковница) дерево из рода фикус семейства тутовых. В Вост. Африке. Древесина твердая, прочная (в Др. Египте использовалась на гробы для мумий). С древности культивируется из за съедобных плодов. Сикомор иногда называют явор, а также… … Большой Энциклопедический словарь СИКОМОР — СИКОМОР, дерево немецкий клен, явор, Acer pseudoplatanus. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля СИКОМОР — (библейская смоковница), дерево из рода фикус. Растет в Восточной Африке. Древесина твердая, прочная (в Древнем Египте использовалась на саркофаги). С древности культивируется ради съедобных плодов … Современная энциклопедия СИКОМОР — СИКОМОР, сикомора, муж. (греч. sykomoros тутовое дерево, египетская смоковница) (бот.). 1. т.н. библейская смоковница, дерево из сем. тутовых с крепкой древесиной и со съедобными плодами, напоминающими винную ягоду, фигу. 2. Дерево, разновидность … Толковый словарь Ушакова СИКОМОР — сикомора, библейская смоковница (Ficus sycotnorus), дерево из рода фикус. Растёт в Эфиопии и нек рых др. странах Центр. Африки; в культуре с античных времён (ради сладких соплодий), гл. обр. в странах Сев. Африки и Аравийского п ова. Древесина… … Биологический энциклопедический словарь сикомор — сущ., кол во синонимов: 9 • библейская смоковница (2) • дерево (618) • планера (3) … Словарь синонимов Сикомор — название древесных растений: Platanns occidentalis и AserPseudoplananus … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона Сикомор — евр. шикма Сикомор ( Ficus Sycamorus), одно из самих частых деревьев в Египте, встречается нередко в самых жарких частях Палестины. Это огромное дерево до 17 ти метров высоты, с толстым стволом и раскидистыми ветвями, с сердцевидными листьями,… … Словарь библейских имен сикомор — а; м. [греч. sykomoros] Южное дерево сем. тутовых с твёрдой древесиной и съедобными плодами; библейская смоковница. * * * сикомор библейская смоковница, дерево из рода фикус семейства тутовых. В Восточной Африке. Древесина твёрдая, прочная (в… … Энциклопедический словарь Растения в Библии: СикомораСочные соцветия («фиги») развиваются в верхней части кроны на олиственных побегах второго года и более поздних, а в нижней части ствола – на побегах безлистных. Как обычно для рода Ficus, размножение сикоморы жестко связано с наличием в среде ос-опылителей, для которых соцветия сикоморы (они же фиги, ботанический термин для названий соцветия – сиконий) являются местом развития. Сиконии сикомор мелкие, до 2 см в диаметре. У сикоморы сиконии одинаковые (в отличие от смоковницы) и содержат три типа цветков – мужские, женские короткостолбиковые (галловые) и женские длинностолбиковые (плодущие). Осы-опылители (Ceratosolen arabicus) выводятся непосредственно в сиконии. Далее осы действуют вполне «осмысленно»: «Самцы ос срезают пыльники, а самки при помощи специальных щеточек на ножках счищают пыльцу в специальный кармашек на теле» (Жизнь растений в 6-ти томах. М.: Просвещение, 1980. Т. 5. Ч.1. С. 271. Описанные особенности строения и действий ос – срезание пыльников и загрузка пыльцы в специальные емкости на телах самок – решительно не поддаются никакому стандартному эволюционному объяснению). Оплодотворенные и загруженные пыльцой самки прогрызают туннель наружу (отверстие сикония полностью зарастает), и самки перелетают на сиконии молодые и откладывают яйца в женские цветки двух типов: в короткостолбиковые в завязь, в длинностобликовые – выше нее (поскольку не хватает длины яйцеклада). При каждой откладке пыльца высыпается из кармана на теле осы небольшими порциями, и происходит опыление. Плод в короткостобликовых цветках не развивается, поскольку завязь выедает личинка осы. Однако, если короткостолбиковый цветок опылен, но личинка не развилась, плод может образоваться. Опыленные длинностолбиковые цветки всегда развивают плоды, поскольку личинка в них не развивается. Сиконии сикомора вполне съедобны и могут быть использованы как настоящие смоквы (они мельче настоящих смокв, но и уход за сикоморами несколько проще). В частности, сбором съедобных сикониев занимался пророк Амос (Ам. 7:14). Основная ценность сикоморы – в быстрорастущем прямом стволе, пригодном для любых строительных работ. Септуагинта использует в эпизодах с упоминанием сикоморы греческое слово συκάμινους, вне Септуагинты означающее тутовое дерево. В Новом Завете сикомора упомянута только один раз (использован неологизм (?) συκομορέα), в описании единственного посещения Иисусом Христом города Иерихона: … некто, именем Закхей, …забежав вперед, взлез на смоковницу (ἐπὶ συκομορέαν), чтобы увидеть Его… (Лук.19:2-4), тогда как термин συκάμινους использован в своем обычном значении «тутовое дерево» (Лук.17:6, в Синодальном переводе «смоковница»). Сикомор — вечнозеленое дерево из глубины вековИстинное же растение относится к роду фикусовых из семейства тутовых. У дерева мелкие съедобные плоды, меньше чем у инжира (по вкусу они несколько преснее и водянистее). Растение все еще культивируют для сбора плодов в Иордании и на Кипре. В других областях сикомор давно уже вытеснили плоды бананов, виноград и цитрусовые культуры — эти плоды и вкуснее и их легче собирать. Чем же интересно это растение?Истинное же растение относится к роду фикусовых из семейства тутовых. У дерева мелкие съедобные плоды, меньше чем у инжира (по вкусу они несколько преснее и водянистее). Растение все еще культивируют для сбора плодов в Иордании и на Кипре. В других областях сикомор давно уже вытеснили плоды бананов, виноград и цитрусовые культуры — эти плоды и вкуснее и их легче собирать. Плодоносные ветки у сикоморы называют столоны. По внешнему виду столоны напоминают грозди винограда, только они толще и короче. Грозди появляются по несколько раз за сезон тепла. Фига является соплодием, а не плодом. Цветы растения расположены на дне фиги, их очень много. Когда входное отверстие фиги закрывается, самцы насекомых-опылителей проделывают в плоде узкий проход для самок, собирают тычинки в кучки. Самки пробираются через отверстия к срезанным тычинкам и собирают пыльцу. В процессе сбора они обрывают крылья, которые закупоривают отверстия. Некоторые сикоморы способны образовать фиги без опыления, но нужна помощь людей. Уход за сикоморой сложен потому, что каждый из плодов надсекается работником вручную, а плодов на дереве может быть до нескольких тысяч и обрабатывать приходится их все. Это очень монотонная работа, хоть и не требующая высокой квалификации. Труд этот называется «надсекать сикоморы», что сродни нашему «бить баклуши». Наряду с финиковой пальмой, сикомора является одним из главных священных растений в местах своего распространения. Это не удивительно, ведь такое древнее и величественнейшее дерево не могло не привлечь к себе внимание наших предков. В честь дерева назывались различные области Древнего Египта, так появилось название «Земля Сикоморы», место, где произрастала «Сикомора Юга». А ведь именно сикомора поспособствовала формированию представления о вечной жизни у египтян. Растение является одним из символов Древа Жизни. О нем упоминается в «Книге Мертвых» и в «Текстах Пирамид» — на этом дереве «подобно птицам сидят боги». Хозяйкой дерева, а по совместительству и Богиней сикоморы, является Хатхор — великая богиня неба, плодородия и любви. Считается, что находится дерево на тропе в иной мир, а Хатхор существует (обитает) в стволе дерева и питает умерших соком и плодами его. Плоды и сок дают человеку новые духовные силы и способность двигаться дальше. Но куда же мифология без магии, верно? Вот и сикомору издревле использовали маги. Египтяне верили, что листья растения способствуют «многим вещам» и использовали их в качестве амулета. В других областях распространения сикомора, сок дерева используют для очистительных обрядов, для борьбы с враждебными сущностями. На сайте http://drunemeton.itersuum.ru/sikomora.htm рассказывается, как в Амхаре изготавливают магические предметы под названием «гома»: Утром на коре дерева острым камнем пробиваются многочисленные глубокие отверстия. Металлические предметы, типа ножа и топора, считаются для этого непригодными. Через отверстия вытекает млечный сок. Свежий сок жидкий, сладковатый со специфическим мягким вкусом, на зубах застывает пленкой. Поскольку сок быстро густеет на воздухе, для сбора необходимого количества сырья отверстий должно быть пробито достаточно много. Под воздействием воздуха и жаркого африканского солнца сок густеет и превращается в полупрозрачную красновато-коричневую массу. Через несколько часов, обычно уже ближе к вечеру, эфиоп возвращается к дереву и собирает эту массу. Предварительно он заготавливает сухие прутики любых имеющихся под рукой кустов. Длина этих прутиков обычно составляет около 40—60 см, а толщина — миллиметров 5—7. Собранный загустевший сок сикоморы сборщик небольшими порциями жует, в результате чего он становится непрозрачным и розовато-бежевым. Кроме того, меняются его физические свойства, он становится эластичным, по консистенции очень похожим на обычную жевательную резинку. Подготовленная таким образом масса по спирали тонким слоем наматывается на сухой прутик, так что он в конце концов оказывается целиком и равномерно ею покрыт. Оставляется лишь небольшой участок с одного из концов прута, за который его можно держать или закрепить. Дерево сикомор необыкновенно живучее, если землю вокруг умирающего (засыхающего) дерева взрыхлить и удобрить, то оно снова пробудится и покроется молодой листвой и свежими плодами. Возможно именно эта живучесть объясняет способность дерева расти «в объятиях другого»: фикусы, к которым относится и сикомора, довольно часто растут «один в другом». Любое семя одного фикуса, попавшее в трещину на коре другого, способно прорасти и начать существовать так. При этом, корни растения будут тянуться вниз, а крона вверх — все по законам природы. Вот только в некоторых областях существуют такие фикусы, которые «душат» своего «хозяина». Однако, существуют и такие, которые способны жить без нанесения урона «хозяину» и со временем формируют два тесно переплетенных и равных по высоте дерева. В садах и парках, где дерево используется в качестве декоративного украшения, возможны некоторые неудобства для людей, ведь у сикоморы очень много плодов, а если их не собирать, они будут падать на землю, таким образом получаются сильно засоренные территории вблизи отдыха людей. Полезные свойстваГоворя о пользе сикоморы, можно упомянуть, что ее плоды характеризуются высоким содержанием калия, способствующего расширению и расслаблению кровеносных сосудов. Тахикардия, боль в груди, гипертония, венозная недостаточность, бронхит, коклюш, кашель, бронхиальная астма, болезнь желудка, анемия, склонность к тромбозам, — вот список недугов, при которых рекомендуют употреблять плоды сикоморы. История одного дерева, пережившего несколько эпох: полуторатысячелетняя сикамораВот так живешь в Нетании и даже не догадываешься, что есть что-то подобное. Очень интересный пост получился 🙂 Не могли бы Вы подсказать точное местоположение и как лучше всего туда добраться? Самолёты Второй мировой войны, которые всё ещё стоят на вооруженииНетрудно догадаться, какие именно. Дуглас DC3 Дакота и их варианты, которых наклепали столько, что в гражданской авиации их хватит ещё не на один век. Немудрено, что при таком достатке запчастей и техподдержке со стороны частных авиационных производителей они до сих пор применяются в качестве военных бортов. Крупнейшим военным эксплуатантом этих самолётов является ЮАР. Эскадрилья 35, сформированная 15 февраля 1945 года, изначально была укомплектована Каталинами, Сандерлендами, Гарвардами, Спитфайрами, Оксфордами и Вентурами. Однако в 1957 году союзники им подкинули тяжёлые противолодочные самолёты Авро Шеклтон, чтобы эффективнее перехватывать советские подводные лодки. Собственно, на этих Шеклтонах они и гоняли по ноябрь 1984 года, покуда было реально их поддерживать в лётном состоянии. Однако песец подкрался незаметно, замену добыть не удалось, и ЮАР остались без противолодочной авиации. Не прошло и года, как они придумали, чем заткнуть эту брешь. У них же до сих пор был огромный транспортный флот из DC3/C-47! Грузоподъёмность, конечно, не шеклтоновская, но шо имеем, то имеем. Сначала переоборудовали четыре стоковые старые Дакоты, которые были в варианте учебных навигационных самолётов. В 1994 году их заменили заменили на «новые» модернизированные по самые помидоры Турбо-Дакоты в исполнении C-47TP. Модернизацию произвела американская компания Baslair. Конечно, Шэклтоны они так и не заменили, но за такой бюджет вполне нормальное решение. Некоторые модернизированы в танкеры грузоподьёмностью 3000 литров воды. Используются для того, чтобы прибивать пыль в сухую погоду, для профилактики заболеваний дыхательных путей и для улучшения видимости на авиабазах и в аэропортах. Модернизированные уже знакомым нам Баслэйром самолёты в 1994 году получили турбовинтовые моторы. Примечательно, что два борта, из которых сделали эти ганшипы, принимали непосредственное участие во Второй мировой войне. Один принадлежал ВВС США и использовался в высадке в Нормандию, другой принадлежал ВВС Великобритании. К слову, о Королевских ВВС Великобритании. У них стоит на вооружении один немодернизированный С-47, он является частью мемориальной эскадрильи Battle Of Britain Memorial Flight. Наряду с ним вахту памяти несут Авро Ланкастер, шесть Спитфайров, два Харрикейна и два Чипманка (канадского производства). В США в составе 6-й эскадрильи специального назначения ещё числится один ганшип AC-47. Также в Боевом учебном подразделении, которое специализируется на освоении старой техники США, НАТО, СССР и Китая, есть один BT-67. В ВВС Гватемалы, Мали и Мавритании тоже летают по одному BT-67, используются в качестве транспортов. Возможно, в ВВС Северной Кореи до сих пор живы несколько Ли-2, но инфа непроверенная. В ближайшее время количество этих самолётов на вооружении бедных стран только увеличится. Баслэйр продолжает добывать фюзеляжи Дакот и модернизировать их. Так почти 85-летние куски дюраля возвращаются на военную службу в наши дни. История Земли за 24 часаМы часто рассуждаем про далекий космос, неведомые миры и непостижимые законы, забывая обращать внимание на то, что рядом – наш дом. Давайте исправим эту оплошность и поговорим про старушку Землю. Именно старушку – вы сейчас поймете, насколько она не молода. Наша планета существует треть времени жизни Вселенной и за это время повидала немало. Чтобы не путаться в огромных цифрах, давайте сравним историю Земли с сутками. Итак, 4 миллиарда 567 миллионов лет назад запустились наши образные 24 часа – молодая звезда по имени Солнце оставила после своего рождения тот еще беспорядок. Пространство было заполнено плотным газом и пылью, образующими вращающийся вокруг нового светила протопланетный диск. Области диска с бОльшим количеством вещества притягивали к себе газ и пыль, наращивая массу и становясь все плотнее. С ростом массы зарождающаяся планета, как снежный ком, притягивала больше вещества. Прошло всего 6 минут (20 миллионов лет), а наша Земля превратилась из протопланеты в самостоятельный объект молодой Солнечной системы. Да уж, она точно не была похожа на тихую голубую планету, какой мы видим ее сейчас. Это был настоящий ад: вся поверхность Земли была раскалена и расплавлена. Один сплошной океан лавы, в который непрерывно что-то сыпалось из космоса. Планета то и дело сталкивалась с маленькими и большими космическими телами. Есть мнение, что одно из таких столкновений привело к появлению Луны в 00:12 часов по нашему образному времени. К 3 часам утра планета остыла достаточно, чтобы на ней начал конденсироваться пар, образуя гидросферу. Тут и там начали появляться моря, температура которых доходила до +90°С. Тяжелая бомбардировка метеоритами уже почти завершилась и примерно в это же время на Земле начала появляться примитивная жизнь. Планета все еще не выглядела дружелюбной: кипящие моря и лавовые реки не кончались. Непрерывный вулканизм выбрасывал тонны вещества из недр, наполняя атмосферу углекислым газом, азотом и водяным паром. В промежутке между 03:00 и 05:30 появляются первые доядерные организмы – прокариоты. У этих примитивных одноклеточных нет даже ядра, но они успешно населяют остывающую планету, которая все больше становится пригодной к жизни. К 09:20 появляется полноценная земная кора, способная формировать континенты. В это же время бактерии познали, что такое фотосинтез. Благодаря этому атмосфера медленно начала наполняться кислородом. Но таким новшеством бактерии сами себя загнали в ловушку, изменив облик Земли до неузнаваемости. Уже в 11 часов утра случилась так называемая Кислородная катастрофа. Бактерии увеличили концентрацию кислорода и уменьшили количество метана и углекислого газа, которые создавали парниковый эффект. Температура опустилась настолько, что буквально вся Земля превратилась в один большой снежный шар. Лед был даже на экваторе. Гуронское оледенение – так назвали этот период, закончилось лишь в час дня, продлившись 300 миллионов лет. С началом потепления произошел скачок в эволюции, и у простейших появилось ядро в клетке. Наступила эпоха эукариотов. Долгое время на Земле царило великое затишье. С 14:30 до 20:15 не происходило абсолютно ничего. Ученые назвали этот период «скучный миллиард». Он начался 1,8 миллиарда лет назад и закончился 720 миллионов лет назад. В эволюции жизни не происходили очевидные скачки, да и климат оставался одинаковым на протяжении всего этого времени. Идиллию нарушил очередной ледниковый период, который опять произошел из-за повышения уровня кислорода. Продлился он недолго: начавшаяся в 20:40 вулканическая деятельность вновь запустила парниковый эффект, что спровоцировало дальнейшую эволюцию жизни. Дальше счет идет «на минуты»: 21:48 – образуются Уральские горы, появляются первые земноводные. 22:07 – первые деревья и семена. Это дало возможность растениям быстро распространиться по всей суше. Появились первые пресмыкающиеся. 22:25 – произошло самое массовое вымирание за всю историю жизни на Земле. За 20 тысяч лет исчезло 95% всех видов растений и животных на суше и в океане. Ученые до сих пор не могут установить причину этой катастрофы. На восстановление разнообразия жизни ушло более 30 миллионов лет. Но исчезновение одних видов, дало возможность развития других. 22:40 – появляются первые динозавры. 22:56 – первые сумчатые млекопитающие. Расцвет эпохи динозавров. 23:03 – суперконтинент Пангея разделился на два континента – Лавразию и Гондвану. Начался дрейф материков. 23:12 – первые птицы. 23:18 – первые цветковые растения. 23:39 – произошла еще одна катастрофа – вымирание динозавров. 23:42 – первые парнокопытные и древние киты. 23:52 – появление первых человекообразных обезьян. …За 80 секунд до полуночи появляются австралопитеки, за 15 секунд – предки добывают огонь, а за 4 секунды – появляется человек разумный, который всего за 0,3 секунды до конца суток успевает населить Северную и Южную Америку. Начался новый день. Сегодняшний день. Что он нам принесет? Поживем – увидим. Пошла первая секунда. Поставьте лайк, если задумались, что динозавры вымерли всего 20 минут назад и подписывайтесь, если еще не с нами. Космос – это интересно! Пятничный выпуск. Правда ли, что Пётр I учредил медаль «За пьянство»?Во многих книгах и СМИ можно встретить рассказ об очень тяжёлой медали, которой царь в качестве наказания якобы награждал алкоголиков. Мы проверили достоверность этой истории. (Спойлер для ЛЛ: скорее всего, неправда. Ни в одном документе это не зафиксировано, возможно медаль существовала как локальное наказание, не имеющее отношение к царю. С неумеренным употреблением алкоголя на службе Пётр боролся несколько радикальнее.)
Начнём с того, что при изучении публикаций, упоминающих медаль «За пьянство», бросаются в глаза отличия во внешнем виде награды. На части предметов мы видим монограмму Петра I и упоминание 1714 года, на других этих элементов нет. В некоторых случаях концы звезды вытянуты больше, в некоторых меньше. На одной из фотографий надпись «За пьянство» сделана по дуге, на других буквы ровные (правда, иногда буква «В» оказывается выше остальных). В одном из случаев на месте привычной нам буквы «Я» стоит буква «Ѧ» (юс малый), упразднённая при Петре I, в других — что-то скорее похожее на современную «А». Отличаются также форма крепления, соединяющего медаль с ошейником, форма звеньев цепи и другие детали. Вероятно, значительная часть представленных в интернете изображений — либо фотографии современной сувенирной продукции, изготовленной «по мотивам» исторической награды, либо любительские копии. В авторитетных источниках чаще всего можно встретить одно из двух изображений. Материалы в крупных СМИ о медали «За пьянство» (зачастую вместе с этой фотографией) начали появляться только в конце 2013 года, их иллюстрировал этот снимок. Многие из тех публикаций были посвящены новости — медаль выставили на торги. В каталоге аукционного дома «Знакъ» лот описан так:
Несмотря на то что речь идёт о копии начала XX века, а не оригинале, медаль при начальной стоимости в 45 000 руб. ушла с молотка за 220 000 руб. По данным «Коммерсанта», покупателем стал коллекционер и учредитель Музея истории телесных наказаний в Москве Валерий Переверзев. Значительное число более ранних упоминаний также связаны с разнообразными любительскими музеями. Так, в 2011 году (за два года до аукциона) медаль показали в репортаже «Первого канала» к годовщине отмены телесных наказаний. Съёмки проводили в том же Музее истории телесных наказаний, комментарий давал тот же Валерий Переверзев, а в кадре продемонстрировали сразу две разные медали «За пьянство». В 2009 году эту же награду упоминали в публикации о выставке «Тайны Средневековья» в Волжске, а в 2004-м — в рассказе об открывшемся в Петербурге Музее русской водки. В 2018 году Мемориальный музей купцов Демидовых в Туле представил копию награды, с которой мог сфотографироваться любой посетитель. Из крупных музеев, насколько нам удалось обнаружить, медаль «За пьянство» упоминает только Государственный исторический музей (ГИМ) в Москве. Там её сфотографировала искусствовед Софья Багдасарова. Об этом экспонате ГИМ нередко рассказывает в соцсетях, при этом в разное время описывает его по-разному. Так, в 2016 году аккаунт ГИМ в Facebook сообщал:
Это описание совпадает с тем, которым Багдасарова в 2008 году снабдила фотографию в Wikimedia Commons. При этом в 2018 году также в Facebook музей сделал другой пост, в котором описание медали приобрело «канонический» вид: награду весом 6,8 кг ввёл Пётр I в 1714 году с целью борьбы против пьянства, её вешали на шею в полицейском участке, а носить медаль нужно было целую неделю. Эту же версию ГИМ изложил в твите в 2019 году. При этом в каталоге на официальном сайте музея нам не удалось обнаружить такой экспонат. Мы обратились в ГИМ с просьбой о комментарии, пресс-служба передала наш запрос в отдел металла. Сотрудники этого подразделения в ответ прислали описание экспоната из музейного каталога: «Ошейник с чугунной восьмиконечной звездой и надписью «За пьянство»». По данным хранителей, предмет поступил в коллекцию в 1930 году из Военно-исторического музея и изготовлен во второй половине 1710-х годов из железа и чугуна, его вес — 4,1 кг. Также в ответе отдела металла ГИМ была полностью процитирована статья «Википедии» о медали «За пьянство», в которой изложена распространённая версия об указе Петра I. Каких-либо пояснений о связи экспоната с содержанием статьи наши собеседники не дали. На уточняющие вопросы сотрудники ГИМ не ответили, ограничившись утверждением, что «публикацией информации о предметах в Facebook» они не занимаются. С. Хлебовский. Ассамблея при Петре I (1858 год, ГРМ) Более ранние упоминания необычной награды можно встретить в нескольких источниках советского времени. Так, в 1988 году о медали «За пьянство» рассказали в литературно-художественном журнале «Байкал». В 1972 году её упомянули в сборнике «Сельское хозяйство Киргизии», а годом ранее — в работе «Советское административное законодательство на страже общественного порядка». Отметим, что эти тексты не были подготовлены профессиональными историками, а в академических публикациях найти подтверждение нам не удалось. Самое ранее упоминание медали как введённой Петром I награды, которое мы смогли найти, датируется февралём 1965 года. Тогда в журнале «Огонёк» в рубрике «Забавные мелочи» появилась небольшая заметка за подписью В. Коган:
Текст сопровождался изображением награды — то ли рисунком, то ли фотографией не лучшего качества. При этом в доступных нам дореволюционных текстах о семикилограммовой награде ничего не сообщается, равно как и в изученных нами академических исследованиях. Указ или любой другой документ об учреждении медали «За пьянство» отсутствует как в «Полном собрании законов Российской империи», так и в сборнике «Законодательные акты Петра I», подготовленном в Академии наук СССР. По словам исследователей, царь, напротив, поощрял продажу спиртных напитков — за счёт этого пополнялась казна. При этом чрезмерное пьянство при несении службы наказывалось куда более жестоко, чем ношением очень тяжёлой медали. Происхождение необычной награды в прошлом году изучал наш коллега Алексей Бороненко. Кандидат исторических наук Андрей Захаров, к которому он обратился за комментарием, заявил, что «нигде, ни в каких исторических источниках о такой медали не говорится», и высказал гипотезу, что «это могла быть разовая шутка, которую потом преувеличили». В экспозиции ГИМ, по свидетельству Бороненко, этот экспонат выставлен как медаль, которую вешали рабочим на заводах Демидовых. Опрошенные нашим коллегой работники музея сообщили, что Пётр I к этой награде никакого отношения не имел. Её использовали
Вероятно, медаль «За пьянство» существовала в петровское время — в подлинности самого предмета сотрудники ГИМ уверены. Однако её бытование было строго локальным — подобный предмет надевали в качестве наказания на заводах Демидовых. В свою очередь, версия о том, что Пётр I ввёл аналогичную меру повсеместно, впервые прозвучала только в середине 1960-х годов и не подтверждается доступными историческими источниками и академическими исследованиями. Впрочем, это не помешало ей стать популярной, а владельцам многочисленных любительских музеев — выставлять довольно сильно отличающиеся друг от друга медали якобы времён Петра I под видом подлинных артефактов. Наш вердикт: скорее всего, неправда Традиционно уточняю, что в сообществах отсутствуют спам, реклама и пропаганда чего-либо (за исключением здравого смысла), а в день обычно публикуем не больше двух постов. Правда ли, что нос Большого сфинкса был отбит по приказу Наполеона?Согласно распространённой легенде, знаменитое египетское сооружение лишилось носа по вине французского полководца. Мы проверили, правда ли это. (Спойлер для ЛЛ: неправда)
Можно было бы привести ещё одну книжную цитату – на первый взгляд, профессиональную:
Однако здесь есть очень важный момент, а именно, личность автора цитаты. Зовут его Анатолий Фоменко, и он – создатель печально известной «Новой хронологии», в которой изложен альтернативный взгляд на мировую историю, не имеющий ничего общего с реальностью. Поэтому обратимся к заключениям настоящих историков. В 1798 году тогда ещё генерал Наполеон Бонапарт возглавил поход французской армии с целью завоевать Египет, превратить его во французскую колонию и подорвать господство Великобритании в Восточном Средиземноморье. Несмотря на ряд громких побед, в итоге французская армия вынуждена была отступить, а Наполеон бросил её и вернулся в Париж досрочно – после того, как понял, что итоговое поражение неминуемо. Тем не менее, поход имел и важное культурное значение, поскольку Бонапарт включил в свою экспедицию передовых учёных. В итоге в Европе многократно вырос интерес к древним цивилизациям Востока, а Розеттский камень, обнаруженный в ходе экспедиции, открыл возможность для расшифровки древнеегипетской письменности. Что же случилось с одной из главных достопримечательностей Египта в дни пребывания там Наполеона? Факты говорят, что ничего особенного. Например, сохранились рисунки датского капитана Фридриха Нордена, сделанные в 1737 году и опубликованные 18 лет спустя в книге «Путешествие из Египта в Нубию»: Как легко заметить, уже тогда, задолго до прибытия Наполеона, нос у Сфинкса отсутствовал практически полностью и с тех пор почти не изменился. Возможно, наполеоновские солдаты и тренировали на колоссальной фигуре свою меткость, однако без каких-либо заметных последствий для памятника. Что же стало причиной утраты великим творением древности немаловажного элемента? Версии на этот счёт разнятся. Ещё в XV веке египетский арабский историк Абуль Аббас аль-Макризи обвинил в вандализме суфийского фанатика Мухаммеда Саима аль-Даха. Якобы в 1378 году, узнав, что египетские крестьяне до сих пор приносят подношения сфинксу в надежде на хорошей урожай, Саим аль-Дах пришёл в такую ярость, что отбил у гигантской фигуры нос. Суфий дорого заплатил за это – толпа местных жителей растерзала его. Согласно немецкому исламоведу и историку Ульриху Харману, эту версию подтверждает ряд других значительных арабских учёных Средневековья. И как минимум в 1546 году об этом недостатке узнали европейцы – страну посетил французский натуралист Пьер Белон, который впоследствии сообщил, что сфинкс «уже не несёт на себе печати грации и красоты, которыми так восхищался [арабский учёный] Абдул-Латиф в 1200 году». Некоторые авторы предполагают, что окончательно обезобразилось лицо Большого сфинкса после выстрелов со стороны мамлюков в XVIII веке. По ещё одной версии, сами египетские фараоны пытались таким образом прервать загробную жизнь своих предшественников, которая якобы зависела от цельности мумии или памятника. Существует и естественнонаучная теория – некоторые учёные считают, что причиной всему стали ветер и резкие колебания температуры воздуха. Выходит, арабская пословица «Мир боится времени, а время боится пирамид» не распространяется на соседа и ровесника этих величественных сооружений. Так или иначе, но к утрате сфинксом своего носа Наполеон Бонапарт, как мы убедились, отношения не имеет. Ещё нас можно читать в Телеграме, в Фейсбуке и в Вконтакте. Традиционно уточняю, что в сообществах отсутствуют спам, реклама и пропаганда чего-либо (за исключением здравого смысла), а в день обычно публикуем не больше двух постов. Говорил ли Цицерон: «Чем ближе крах империи, тем безумнее её законы»?Ч. Маккари. Цицерон произносит речь против Катилины (1888) Древнеримскому философу зачастую приписывают фразу о том, что судьбу государства можно предсказать по развитию его законодательства. Мы проверили, корректна ли такая атрибуция. (Если вам показалось, что в проверяемых цитатах есть какой-то остросоциальный подтекст, то вам показалось. Наверное.)
В сочинениях Цицерона цитату про зависимость между качеством законов и близким разрушением государства мы обнаружить не смогли. Её не упоминают авторитетные учёные, занимающееся Античностью, или авторы комментариев к текстам философа. При поиске похожих фраз на английском языке упоминания в серьёзных источниках также найти не удалось — в основном она встречается на сайтах с коллекциями цитат, форумах и в социальных сетях. Не исключено, что приписываемая Цицерону фраза — это искажённая цитата из сочинения другого античного автора, историка Тацита. В его «Анналах» встречается выражение Corruptissima re publica plurimae leges. Его переводят по-разному, среди вариантов: «Больше всего законов было издано в дни наибольшей смуты в республике», «В самом испорченном государстве больше всего законов» и «Чем ближе государство к падению, тем больше в нём законов». UPD: Внимательный пикабушник @alexmix абсолютно справедливо указал тут #comment_218593186, что во времена Цицерона никакой империи в древнем Риме ещё не было. Спасибо ему за это 🙂 Ещё нас можно читать в Телеграме, в Фейсбуке и в Вконтакте. Традиционно уточняю, что в сообществах отсутствуют спам, реклама и пропаганда чего-либо (за исключением здравого смысла), а в день обычно публикуем не больше двух постов. Четыре удивительных истории в фотографиях«Слоновья нога» под Чернобыльской АЭС, героизм Оливера Сиппла, второй человек, поднявшийся на Эверест, и настоящий корабль-призрак. Четыре удивительных истории в фотографиях. То ли бьющиеся о берег волны, то ли складки струящейся тканиЭту фигуру танцующей девушки сделали из глины почти две с половиной тысячи лет назад. В начале 19 века ее обнаружили в Керчи на месте древнего города Пантикапея (Крым). Правдива ли история про английских лучников, средний палец и происхождение выражения f#ck you?В соцсетях можно встретить забавную историю о том, что происхождение известного жеста и не менее распространённого ругательства берёт начало от битвы при Азенкуре, состоявшейся в 1415 году. Мы проверили, так ли это на самом деле. (Спойлер для ЛЛ: неправда) Современные учёные придерживаются мнения, что демонстрация среднего пальца приобрела своё символическое значение задолго до Столетней войны. По словам антрополога Десмонда Морриса, «это один из самых древних из известных нам жестов». Специалист уверен, что он происходит из первобытных времён, а его символика довольно проста: средний палец — пенис, сжатые пальцы — тестикулы. Использование подобного жеста можно встретить уже в античные времена. Так, в сочинениях Диогена Лаэртского упоминается история, связанная с Диогеном Синопским — якобы тот указал на Демосфена именно средним пальцем со словами:
Жест сохранился и в Древнем Риме. Например, в эпиграмме Марциала говорится:
В другой его эпиграмме рассказывается о старике, который хвастается отменным здоровьем и демонстрирует врачам «неприличный» палец. Использование этого жеста в Древнем Риме описывает и американский исследователь Энтони Корбелл. Но вернемся к Столетней войне. Современные историки, занимающиеся этим историческим периодом, не согласны с популярной в интернете байкой. Энн Карри, профессор Университета Саутгемптона и бывший вице-президент Королевского исторического общества, посвятила целую книгу битве при Азенкуре. В ней исследовательница пишет:
Схожую оценку даёт и американский историк Джон Киган. Возможный первоисточник популярной легенды — хроника XV века, написанная французом Жаном де Вавреном. В ней говорится, что в своей речи перед битвой английский король Генрих V якобы заявил:
Подлинность этого утверждения весьма сомнительна — присутствие французского хрониста при выступлении английского короля в условиях войны представляется маловероятным. Ещё нас можно читать в Телеграме, в Фейсбуке и в Вконтакте. Традиционно уточняю, что в сообществах отсутствуют спам, реклама и пропаганда чего-либо (за исключением здравого смысла), а в день обычно публикуем не больше двух постов. Аудиоверсии проверок в виде подкастов c «Коммерсантъ FM» доступны в Simplecast, «Яндекс.Подкасты», Apple Podcasts, «ЛитРес», Soundstream. Самые старые ветряные мельницы в мире, которые работают до сих порВ деревне Наштифан (Иран) до сих пор вращаются одни из самых старых ветряных мельниц в мире, которые, возможно, являются самой ранней конструкцией ветряной мельницы в мире. Сделанные из натуральной глины, соломы и дерева, они перемалывают зерно в муку уже более 1 000 лет. Правда ли, что после революции большевики попытались обобществить женщин?Согласно распространённому мнению, после революции 1917 года новая власть предприняла попытку разрушить институт брака и сделать социалистических женщин общими. Мы проверили, происходило ли такое. (Спойлер для ЛЛ: неправда)
Как известно, события 1917 года в России способствовали укреплению роли женщины в общественной жизни страны. В январе 1918 года III Всероссийский съезд Советов утвердил Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа, которая предоставила женщинам равные политические права с мужчинами. А в июле 1918 года первая Конституция РСФСР закрепила эти права и юридическое равенство мужчины и женщины. На фоне таких подвижек разговоры об «использовании женщин большевиками» выглядят несколько странно. Если мы обратимся к трудам главных идеологов коммунизма — Карла Маркса и Фридриха Энгельса, — то у них не только нет слов в поддержку обобществления женщин, но и всячески критикуется подобный подход:
А что же с «отменой постоянного владения женщинами с 1 января 1918 года»? В Декрете ВЦИК и СНК о гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния, принятом 18 (31) декабря 1917 года, ничего об упразднении брака как такового нет — более того, допускается даже его церковная разновидность. Да, на первый план выходит гражданский брак, но гражданский не в смысле фактический, незарегистрированный, а в смысле узаконенный в загсе. В те же дни появился Декрет о расторжении брака, но развод не есть отмена института брака. Тем не менее если обратиться к прессе 1918 года, то окажется, что на тему угнетения российских женщин писали немало, особенно на Западе. В частности, там встречались заголовки вроде «Большевики обобществляют женщин, накладывая табу на создание семьи», «Полигамия по-советски», «Социализм узаконил проституцию» и «Большевики отбросили Россию на задворки цивилизации». Чуть позднее в Сенате США во время слушания о положении дел в России произошёл следующий диалог между членом комиссии сенатором Кингом и прибывшим из Советской России американцем Саймонсом, позднее напечатанный в журнале «Красная новь»: Позднее анархисты заявили, что убийство Уварова — это «акт мести и справедливого протеста» за разгром анархистского клуба и за издание от имени анархистов Декрета об отмене частного владения женщинами. Декрет Уварова был датирован 28 февраля 1918 года и включал в себя преамбулу и 15 параграфов. В преамбуле излагались мотивы издания документа: вследствие социального неравенства и законных браков «все лучшие экземпляры прекрасного пола» находятся в собственности буржуазии, чем нарушается «правильное продолжение человеческого рода». Согласно декрету, с 1 января 1918 года все женщины в возрасте от 17 до 32 лет (кроме имеющих более пяти детей) изымались из частного владения и объявлялись «достоянием (собственностью) народа». Документ определял правила регистрации женщин и порядок пользования «экземплярами народного достояния». Распределение «заведомо отчуждённых женщин» должно было осуществляться саратовским клубом анархистов. Мужчины имели право пользоваться одной женщиной «не чаще четырёх раз в неделю в течение трёх часов». А в конце июня 1918 года в Москве, в здании биржи на Мясницкой улице, прошёл судебный процесс уже над неким Мартыном Хватовым, владельцем мануфактурной лавки. Хватову инкриминировали изготовление и расклеивание на заборах и домах Москвы аналогичного Декрета об обобществлении российских девиц и женщин, изданного якобы Московской свободной ассоциацией анархистов и вступавшего в силу на этот раз 1 мая 1918 года. Пункты декрета были аналогичны уваровским. На суде выяснилось, что Хватов уже успел на практике отчасти реализовать некоторые параграфы фальшивого документа. Он приобрёл в Сокольниках избу из трёх комнат, которой дал имя «Дворец любви коммунаров». Посещавших «дворец» (и плативших за это) он именовал семейной коммуной, а сам пользовался «благами цивилизации» бесплатно. Тем не менее суд поступил мягко и постановил лишь конфисковать дом любви и заработанные деньги, а вот самого Хватова освободить. Впрочем, на следующий день затейник, как и Михаил Уваров, был убит в собственной лавке группой анархистов, что говорит о некотором смешении этих двух историй. Тем не менее по стране начали появляться различные варианты декрета. Так, в Вятке правый эсер Виноградов, переписав текст хватовского «сочинения» из газеты «Уфимская жизнь», напечатал его под названием «Бессмертный документ» в газете «Вятский край». Распространение также получил декрет Владимирского совета об объявлении женщин с 18 до 32 лет государственной собственностью. Газета «Владимирские вести» писала:
А в Екатеринодаре летом 1918 года имела хождение бумага следующего содержания:
В годы Гражданской войны в России слухи о декрете взяли на вооружение белогвардейцы, начав широко использовать его в агитации населения против советской власти. Сообщают даже, что при аресте в январе 1920 года адмирала Колчака в кармане его френча был обнаружен текст хватовского декрета. Тем не менее нам важно понять, что думали об этих инициативах большевики, то есть власть. А их реакция была резко отрицательной. В феврале 1919 года В. И. Ленин получил жалобу Кумысникова, Байманова, Рахимовой на комитет бедноты деревни Медяны Чимбелевской волости Курмышевского уезда. Они писали, что комбед распоряжается судьбой молодых женщин, «отдавая их своим приятелям, не считаясь ни с согласием родителей, ни с требованием здравого смысла». Ленин сразу же направил телеграмму Симбирскому губисполкому и губернской ЧК: «Немедленно проверьте строжайше, если подтвердится, арестуйте виновных, надо наказать мерзавцев сурово и быстро и оповестить всё население. Телеграфируйте исполнение». Выполняя распоряжение председателя Совнаркома, Симбирская губчека провела расследование по жалобе. Было установлено, что национализация женщин в Медянах не вводилась, о чём председатель ЧК телеграфировал 10 марта 1919 года Ленину. Через две недели председатель Симбирского губисполкома Гимов в телеграмме на имя Ленина подтвердил сообщение губчека и дополнительно доложил, что «Кумысников и Байманов проживают в Петрограде, личность Рахимовой в Медянах никому не известна». Тем не менее даже эти действия не спасли от распространения информации о фальшивке за рубеж. 31 октября 1918 года декрет был упомянут в британском журнале The New Europe. В итоге, как уже отмечалось, слухи дошли даже до Сената США. Таким образом, история об обобществлении женщин в СССР основана на нескольких фейковых декретах, никак не связанных с властью и реализовывавшихся их же авторами, частными лицами. Напоследок отметим, что обобществление куриц, вопреки приведённому в начале заявлению президениа, в Советской России тоже не производилось. Вот что говорилось в уставе, по которому крестьяне вступали в колхоз:
Ещё нас можно читать в Телеграме, в Фейсбуке и в Вконтакте. Традиционно уточняю, что в сообществах отсутствуют спам, реклама и пропаганда чего-либо (за исключением здравого смысла), а в день обычно публикуем не больше двух постов.
|
---|