сильфида что это такое
СИЛЬФИДА
Смотреть что такое «СИЛЬФИДА» в других словарях:
СИЛЬФИДА — франц. sylphide, вероятно от лат. sylvanus, лесной бог. Элементные воздушные духи женского пола. Им приписывали красоту и кроткое любовное влияние. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней … Словарь иностранных слов русского языка
сильфида — ы, ж. silphide f., нем. Sylphide. 1. Жен. к сильф. Мифические духи женского пола, им приписывают красоту и крепкое любовное влияние. Михельсон 1883. Духи женского пола, обитающие в воздухе и всегда готовые к услугам людей. Павленков 1911. Декабрь … Исторический словарь галлицизмов русского языка
Сильфида — (иноск.) граціозная, воздушная, красавица (намекъ на мифологическихъ сильфидъ, духовъ, обитающихъ воздухѣ. Ср. Вы сами знаете давно. Что нѣжнымъ взоромъ вы Армида, Что легкимъ станомъ вы Сильфида. А. С. Пушкинъ. Ушаковой. Сильфы и Сильфиды… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
сильфида — сущ., кол во синонимов: 1 • дух (136) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
сильфида — (иноск.) грациозная, воздушная, красавица (намек на мифологических сильфид, духов, обитающих воздух Ср. Вы сами знаете давно. Что нежным взором вы Армида, Что легким станом вы Сильфида. А.С. Пушкин. Ушаковой. Сильфы и сильфиды обитающие в… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
Сильфида — ж. жен. к сущ. сильф Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
сильфида — сильфида, сильфиды, сильфиды, сильфид, сильфиде, сильфидам, сильфиду, сильфид, сильфидой, сильфидою, сильфидами, сильфиде, сильфидах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
сильфида — сильф ида, ы … Русский орфографический словарь
сильфида — (1 ж); мн. сильфи/ды, Р. сильфи/д … Орфографический словарь русского языка
сильфида — ы; ж. [франц. sylphide] Трад. поэт. В кельтской и германской мифологии, в средневековом фольклоре многих европейских народов: бесплотное существо в образе женщины, олицетворяющее стихию воздуха. Танцующие сильфиды. Грациозная с. Лёгкая, как с.… … Энциклопедический словарь
История создания
Появление музыкального спектакля было случайным. Датский балетмейстер Август Бурнонвиль планировал показать постановку в исполнении национального балета, но у него не хватило средств, чтобы оплатить созданные Шнейцхоффером мелодии. Тогда он обратился к Герману Левенскольду, который написал музыку, обогатив произведение национальными мотивами. В основу либретто положена фантастическая новелла французского писателя Шарля Нодье «Тильби».
Премьера спектакля состоялась на сцене Гранд Опера в Париже в 1832 году. Она вошла в историю балета. Музыкальное произведение в оригинальной постановке исполняется на всех крупных сценах мира. В России с балетом публика познакомилась в 1835 году. Премьера в Мариинском театре не осталась незамеченной. Постановка имела оглушительный успех.
В настоящее время творческий коллектив Михайловского театра восстановил спектакль в первоначальном виде. Зрители могут не только насладиться великолепным исполнением, но и увидеть изготовленные вручную костюмы и созданные по старинным гравюрам декорации.
Действующие лица
Балетная постановка состоит из двух актов. Главными действующими лицами являются:
Сильфида — это фантазия, мечта, воплощенная в образе крылатой девушки. Обитатели фантастического царства лишены бытовых примет. Танец главной героини позже будет назван классическим, поскольку он тонко передает движения души и помогает увидеть незримое.
Сюжет спектакля
Автор балета «Сильфида» положил в основу произведения шотландские легенды и сказки. Действие разворачивается в старинном замке зажиточного крестьянина Джеймса, где идет подготовка к его свадьбе с прекрасной девушкой Эффи. Устав от приготовлений, молодой человек задремал в кресле.
Вдруг в комнате появляется крылатая девушка. Она склоняется над спящим юношей и нежно целует его в лоб. Джеймс просыпается и хочет дотронуться до прекрасной феи, но она ускользает. Девушка постоянно находится в движении, поэтому Джеймсу так и не удается поймать ее. Чудесное видение взволновало молодого человека. Он долго не может прийти в себя от увиденного.
В комнате появляется соперник Джеймса Гурн, влюбленный в его невесту. Он понимает, что мыслями его друга владеет не Эффи, но ничего не может доказать. Жениха больше не интересует подготовка к торжеству. Он постоянно думает о прекрасной девушке. Джеймс расспрашивает друзей о красавице, но никто ее не видел. Главный герой признается, что влюблен в нее. Гурн начинает ухаживать за Эффи, но она его отвергает.
В замок приходит старая ведьма. Она желает погреться около камина. Джеймс не хочет видеть ее в комнате, где недавно находилась прелестная Сильфида, и прогоняет колдунью. Рассердившись, ведьма насылает на молодого человека проклятье. Эффи просит Мэдж погадать ей. Старуха говорит девушке, что Джеймс ее больше не любит и прочит ей в женихи Гурна.
Во время свадьбы появляется Сильфида. Ее может видеть только влюбленный юноша. Играя, Сильфида забирает кольца. Она признается Джеймсу в любви. Он бросает невесту и уходит вслед за ней в страну духов, совсем не заботясь о последствиях.
В своем царстве Сильфида напоила Джеймса чистой водой и угостила ягодами. Ее сестры развлекают его волшебными танцами.
Сильфида не позволяет юноше дотронуться до себя. Когда Джеймс пытается обнять ее, девушка ускользает.
В чаще непроходимого леса злая колдунья готовит страшную месть. Она заколдовала шарф, который вручила юноше, убедив его, что так он сможет удержать Сильфиду. Джеймс разыскивает возлюбленную и накидывает ей на плечи заколдованный шарф. В этот момент происходит непоправимое: крылышки Сильфиды поникают, и она умирает.
Оказывается, удержать дух невозможно, он должен быть свободным. Джеймс остается наедине со своим горем. Вдалеке слышатся веселые песни и смех — это свадьба Гурна и Эффи. Подруги уносят Сильфиду на облака. Джеймс понимает, что все время гнался за мечтой, не обращая внимания на людей, которые его любят и желают ему настоящего счастья.
Настроение и художественные средства
Необычная форма спектакля и новаторская постановка сделали основоположником танцевального романтизма балет «Сильфиду». Краткое содержание его либретто передает мысль автора о несовместимости тонкого и возвышенного с повседневной жизнью, о постоянном противоречии духовного идеала и земного бытия.
Основным выразительным средством постановки стал танец, который вытеснил пантомиму и наполнил сцены происходящего глубоким лирическим содержанием. Воздушность образа главной героини подчеркивает условный костюм: прозрачные крылышки за спиной, длинный тюник белого цвета и лиф, открывающий руки и плечи.
Персонажами реального мира стали шотландские крестьяне, одетые в национальные костюмы. Их танцы строятся на фольклорных элементах.
Интересные факты
«Сильфида» — это первый балет, в котором танец кордебалета в ряде эпизодов повторяет па исполнителей главных партий. Благодаря такому эффекту усиливается впечатление от спектакля. Другие интересные факты о спектакле:
Балетный спектакль «Сильфида». Признанный шедевром эпохи романтизма, не утратил своего очарования. Он продолжает покорять зрителей сказочным сюжетом и красотой хореографического исполнения. Постановка дарит эстетическое наслаждение и заставляет задуматься о настоящих ценностях.
Когда древние мудрецы говорили, что сильфы (сильфиды) живут в элементе воздуха, они имели в виду не столько естественную атмосферу Земли, сколько некую эфирную духовную субстанцию.
В то время считали, что сильфы обитают на облаках или в окружающем воздухе, но их настоящим домом являются вершины гор.
В этом отношении они больше напоминают фей, но с несколько иной организацией и предназначением. Внешне сильфы выглядят как красивые девушки с прозрачными с радужным отливом крыльями, похожими на крылья стрекоз; именно их почему-то чаще всего путают с фейри из кельтских преданий.
По сути, крылья этих существ выполняют лишь декоративную функцию, поскольку для полета они не нужны. Длинные волосы могут быть как обычного цвета, так и любого другого: голубого, лилового или зеленого. Сильфы носят легкие свободные накидки, обычно того же оттенка, что и волосы.
Они дружелюбны и любопытны. Все они от природы способны к левитации, умеют становиться невидимыми, наделены способностями к магии, особенно связанной со стихией воздуха. Они неожиданно появляются и тут же исчезают с быстротой молнии.
Сильфы редко спускаются на землю. Они живут либо высоко в горах, где строят жилища в гротах, пещерах, либо в ветвях высоких деревьев, на которых вьют гнезда. Они не слишком ценят богатство, хотя любят красивые и диковинные вещи.
У сильфид нет мужчин, они ищут себе пару среди других рас, предпочитая эльфов. Свив гнездо, сильфа откладывает в него большое яйцо, и через 6 месяцев на свет появляется новорожденная сильфочка. Живут сильфы невероятно долго, почти вечно и никогда не стареют — всегда выглядят молодыми и удивительно привлекательными.
Многие полагали, что сильфы, саламандры и нимфы были причастны к оракулам древних; и, возможно, они были как раз теми, кто говорил из глубин земли и с воздушных высот. Древние греки считали, что каждому из «корней», или стихий, на которые они делили Вселенную, принадлежат особые духи.
А в XVI веке швейцарский алхимик и врач Парацельс придал этой идее новый смысл, дав духам собственные имена: гномы — это духи земли, нимфы — духи воды, саламандры — огня, а сильфы, или сильфиды, — духи воздуха. Все эти названия греческого происхождения. В принципе сильфы занимают промежуточное положение между сверхъестественными и естественными существами, благодаря чему о них всегда помнили романтические поэты и писатели.
Считалось, что сильфы могут принимать человеческий облик в уменьшенном виде, правда, на очень короткое время. К людям они обычно относятся с интересом и нередко принимают их в свое общество. Говорили, что некоторым посчастливилось даже пожить некоторое время среди этих существ. Сами сильфы тоже время от времени спускаются на землю.
Примятая трава на зеленых лужайках носит следы их волшебных танцев при луне.
Некоторые полагали, что именно сильфы были музами; эти духи собирались вокруг фантазий мечтателя, артиста, поэта и вдохновляли его тайным знанием красоты и чудес природы. Они пробуждали тягу к новым знаниям и давали вдохновение, очищая и возвышая творческий разум.
Характер у сильф радостный, изменчивый, эксцентричный. Редкие качества, отмеченные у гениальных людей, происходят как раз от сотрудничества с сильфами, но при этом отмечаются их непоследовательность и непостоянство. «Дети воздуха» не имеют своего дома и бродят с места на место, являя собой стихийных духов-кочевников, невидимых, но вездесущих сил в разумной активности Вселенной.
Их работе мы обязаны появлением и слабого дуновения, и мощнейших ураганов. Сильфам древние приписывали работу по моделированию снежинок и собиранию облаков. Последнее они совершали с помощью духов воды — ундин, поставлявших влагу.
Некоторым сильфам приходится часто заниматься проблемами людей, облегчая их боль и страдание, кроме того, одной из их забот является помощь только что умершим детям. Они также играют роль временных ангелов-хранителей. Согласно древним верованиям, каждому человеку предназначена определенная сильфа.
Она помогает поддерживать наше ментальное тело. Поэтому более всего на этих духов воздействуют наши мысли. Они помогают усвоению организмом кислорода из воздуха, которым мы дышим. Нечистоплотность и курение влияют на их состояние и искажают качество их воздействия на нашу жизнь.
Сильфы хорошие помощники в охране дома и собственности. Их энергия может быть столь сильной, что грабители побоятся даже появляться поблизости. Сильфы активны, подвижны, у них очень быстрые движения и речь. Их трудно заметить, поскольку они невероятно изменчивы. Они умны, проницательны, но могут быть и бесстрастными, отчужденными. К ним обращаются за помощью в разрешении вопросов, связанных с информацией и интеллектом.
Есть у сильфид и более важное предназначение. Дело в том, что человеку, обладающему астральным зрением, земная атмосфера может казаться наполненной сгустками кроваво-коричневого тумана. Эти астральные сгустки представляют собой не что иное, как скопления отрицательной энергии, излучаемой в пространство сознаниями большинства представителей человечества.
Низкий духовный уровень людей, их алчность, зависть, ненависть друг к другу наполняют астральные и эфирные слои планеты удушающим коричневым газом, чрезмерные скопления которого нарушают равновесие природных стихий и провоцируют различные катаклизмы — землетрясения, наводнения, ураганы и т. п.
Неустанный труд воздушных элементалей спасает планету и человечество от многих неведомых нам опасностей. Романтичные, веселые маленькие создания в действительности продлевают жизнь Земле, спасая ее и саму Природу от конгломератов отрицательной энергии.
Впрочем, многие формы существования и творчества сильф трудно передать словами или образами, а некоторые невозможно даже понять, поскольку их пребывание в земном пространствует практически недоступно человеческому разумению и логическому осмыслению.
сильфида
Смотреть что такое «сильфида» в других словарях:
СИЛЬФИДА — франц. sylphide, вероятно от лат. sylvanus, лесной бог. Элементные воздушные духи женского пола. Им приписывали красоту и кроткое любовное влияние. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней … Словарь иностранных слов русского языка
сильфида — ы, ж. silphide f., нем. Sylphide. 1. Жен. к сильф. Мифические духи женского пола, им приписывают красоту и крепкое любовное влияние. Михельсон 1883. Духи женского пола, обитающие в воздухе и всегда готовые к услугам людей. Павленков 1911. Декабрь … Исторический словарь галлицизмов русского языка
Сильфида — (иноск.) граціозная, воздушная, красавица (намекъ на мифологическихъ сильфидъ, духовъ, обитающихъ воздухѣ. Ср. Вы сами знаете давно. Что нѣжнымъ взоромъ вы Армида, Что легкимъ станомъ вы Сильфида. А. С. Пушкинъ. Ушаковой. Сильфы и Сильфиды… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
СИЛЬФИДА — СИЛЬФИДА, сильфиды, жен. (от греч. silphe моль, мотылек). 1. То же, что сильф, но представляемое существом женского рода (книжн.). || перен. Об изящной, с легкой фигурой, женщине (книжн. устар.). «Легким станом вы сильфида.» Пушкин. 2. только мн … Толковый словарь Ушакова
сильфида — сущ., кол во синонимов: 1 • дух (136) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
сильфида — (иноск.) грациозная, воздушная, красавица (намек на мифологических сильфид, духов, обитающих воздух Ср. Вы сами знаете давно. Что нежным взором вы Армида, Что легким станом вы Сильфида. А.С. Пушкин. Ушаковой. Сильфы и сильфиды обитающие в… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
Сильфида — ж. жен. к сущ. сильф Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
сильфида — сильфида, сильфиды, сильфиды, сильфид, сильфиде, сильфидам, сильфиду, сильфид, сильфидой, сильфидою, сильфидами, сильфиде, сильфидах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
сильфида — сильф ида, ы … Русский орфографический словарь
сильфида — (1 ж); мн. сильфи/ды, Р. сильфи/д … Орфографический словарь русского языка
Сильфида
В истории музыкального театра балет «Сильфида» занимает особое место. Премьера балета, состоявшаяся 12 марта 1832 года на сцене Гранд Опера в Париже, ознаменовала начало блистательной эпохи балетного искусства — эпохи романтизма.
«Сильфида» поразила современников художественным совершенством, значительностью поэтического содержания, созвучного их умонастроению. Ведущая тема романтизма — разлад мечты и действительности — получила на балетной сцене впечатляющую наглядность.
Сюжет балета навеян шотландскими легендами. Его непосредственный источник — фантастическая повесть Ш. Нордье «Трильби», существенно переработанная сценаристом. На первый взгляд, это обычная балетная сказка — крестьянин Джеймс, оставив дом и невесту ради прелестной девы воздуха Сильфиды, невольно губит свою избранницу. Но за сюжетными перипетиями встает столь дорогая романтикам прошлого века мысль о несовместимости поэзии и прозы жизни, о непреодолимом противоречии между духовным идеалом и чувственно-земным бытием.
Сильфида – пленительный дух воздуха. В балете она и в самом деле парит словно бабочка. После встречи с Джеймсом, нимфа исчезает в камине. В начале XIX века зрителей поразили не только трюки, напоминающие цирковые, но и новая манера исполнения. Именно в этом спектакле балерина Мария Тальони впервые встала на пуанты.
В 1832 году в Париже Филиппо Тальони поставил балет «Сильфида» для своей дочери – знаменитой Марии Тальони.
Мария Тильони в роли «Сильфиды»
Мария родилась в семье балетмейстера и хореографа Филиппо тильони. Девочка не обладала ни балетной фигурой, ни привлекательной внешностью. Несмотря на это, отец решил сделать из неё балерину.
1827г Мария покорила парижскую публику в «Венецианском карнавале», с тех пор она часто танцевала в парижской Гранд-Опера. Получила приглашение из Лондона выступить в театре Ковент-Гарден. В марте 1832г в парижской Гранд-Опера состоялась премьера «Сильфиды», ознаменовавшего начало эпохи балетного романтизма. Именно Мария тогда ввела в балет пачку и тогда же впервые продемонстрировала танец на пуантах-пальцах ног.
Воздушность и строгую красоту «сильфидного» танца подчеркивал условный балетный костюм: лиф, открывающий плечи и руки, длинный тюник из белого газа, чуть подсвеченного голубым, прозрачные крылышки за спиной. Сильфида — вольная мечта, поэтическая фантазия, материализовавшаяся в образе крылатой девы, принесла мировую славу Марии Тальони.
В 1837г Мария и Филиппо Тальони приехали в Россию. Для петербургского дебюта они выбрали «Сильфиду». Балет имел оглушительный успех. О нем заговорили как о сенсации. Марию Тальони награждали самыми громкими эпитетами.
«Идеал танца», «калейдоскоп нежности, легкости, грации», «в каждом жесте, в каждом колебании стана кроется роскошная поэма», «она живет в воздухе, это ее родная стихия», — в таких и подобных им выражениях высказывались русские критики. Тальони восхищались Гоголь и Герцен, Белинский и Огарев. Она приводила зрителей в исступление. Театр, заполненный сверху до низу, сотрясался от рукоплесканий, гудел от восторженных криков.
Шедевр романтической поры не утратил прежнего очарования. Его поэзия пленяет наших современников, как некогда пленяла современников Мария Тальони, а первозданная красота хореографии дарит высокое эстетическое наслаждение и исполнителям, и зрителям.
Сказка о Сильфиде
(краткое содержание балета)
Действие I
Замок в Шотландии
Утром, в день своей свадьбы с Эффи, Джеймс дремлет в кресле. Рядом с ним коленопреклоненная крылатая фигура — Сильфида. Она целует его в лоб, и он в смущении просыпается. Завороженный видом воздушной девы, он пытается ее поймать, но она ускользает от него; на минуту задерживается у камина и улетает в трубу. Взволнованный Джеймс будит своих товарищей, но никто из них не видел Сильфиду.Появляется Гурн, соперник Джеймса, и узнает, что кто-то другой, а не Эффи, завладел мыслями Джеймса.
Приготовления к свадьбе в самом разгаре. Но Джеймс едва замечает Эффи; ее расположения пытается добиться Гурн, которого она не замечает. Джеймс присоединяется к свадебным хлопотам. Эффи предается мечтам о замужестве, но Джеймс постепенно осознает, что его мысли далеки от происходящего в замке.
Незаметно в дом проникает старуха Мэдж, чтобы погреться у огня. Джеймс, ощутив ее зловещее присутствие, не может сдержать неудовольствия. Ему невыносимо видеть старуху сидящей на том же месте, где он в последний раз видел Сильфиду. Он приказывает ей уйти, но Эффи успокаивает жениха и убеждает его разрешить Мэдж погадать гостям. Мэдж предсказывает Эффи свадьбу с Гурном. Обозленный Джеймс угрожает старухе, та проклинает его. Эффи уходит переодеваться к свадьбе, оставляя Джеймса одного, в сильном смятении.
Сильфида снова является Джеймсу, объявляя свою любовь к нему. Она утверждает, что они должны принадлежать друг другу. Входит Гурн в надежде, что он застанет Джеймса за разговором с другой женщиной.Он пытается открыть Эффи глаза на эту странную ситуацию, но она не слушает его.
Однако стоит начаться свадебным торжествам, Сильфида появляется вновь. Не в силах сопротивляться ее чарам, Джеймс следует за ней в лес, оставив Эффи с разбитым сердцем.
В глухой чаще скрытая туманом Мэдж строит планы мести. В волшебном котле сотворит она шарф, чарам которого ничто не сможет сопротивляться. Когда туман рассеивается, появляются Джеймс и Сильфида, которая показывает ему свое царство. Она подноситему ягоды и воду, но избегает его объятий. Чтобы развеять его грусть, Сильфида зовет своих сестер. Лес наполняется девами воздуха, они танцуют для Джеймса. Но ни разу ему не удается дотронуться доСильфиды.
Эффи и друзья Джеймса ищут его по всему лесу. Гурн находит его берет, но Мэдж убеждает его хранить молчание. Гурн делает Эффи предложение, и та принимает его с одобрения старухи Мэдж. Все покидают лес, чтобы сыграть свадьбу Эффи и Гурна.
Отчаявшийся Джеймс ищет свою Сильфиду. Мэдж убеждает его, что сотканный ею волшебный шарф поможет поймать ее. Появляется Сильфида: она и в самом деле не может сопротивляться чарам шарфа. Она позволяет Джеймсу накинуть его на плечи, и в этот миг он целует ее. Но его объятия смертельны: крылышки Сильфиды опадают на землю. В отчаянии Джеймс видит вдали свадебную процессию, героем которой мог бы быть он сам. Мэдж заставляет его смотреть на то, что он потерял, и Джеймс понимает, что потерял все в погоне за недостижимым.