симметричное территориальное устройство означает что политико территориальные единицы

Формы политико-территориального устройства

Существуют две основные формы политико-территориального устройства: унитарная и федеративная. В последующих пунктах мы рассмотрим каждую из них в отдельности. Сейчас же остановимся на основных различиях между ними.

Главное различие между обеими формами заключается в том, что при унитарной форме территория государства состоит из политико-административных или административных единиц, тогда как при федеративной форме высшие территориальные единицы представляют собой государствоподобные образования или даже государства – субъекты федерации. Слово «штат», входящее в официальное название ряда федеративных государств и обозначающее субъект федерации (США, Мексики, Бразилии и др.) означает, как отмечалось, не что иное, как «государство» (ср. нем. Staat, англ. state, фр. état, исп. Estado). Соответственно для федеративной формы характерно конституционно установленное разграничение компетенции между федерацией в целом и ее субъектами, существование и границы которых обычно гарантированы конституцией, тогда как в унитарном государстве компетенция территориальных единиц, как и нередко само их существование и границы, устанавливается текущими актами центральной власти. Можно сказать, что субъекты федерации всегда обладают государственной автономией.

Этот критерий помогает и в случаях, когда различие между унитаризмом и федерализмом в конкретном государстве весьма невелико, как, например, в федеративных Венесуэле или Канаде, где штаты, соответственно провинции, не имеют конституций, а также в унитарных Испании или Италии, где высшие территориальные единицы также обладают государственной автономией. Впрочем, унитаризм территориального устройства обеих последних стран подтверждается еще и тем, что уставы (статуты) соответственно автономных сообществ Испании и областей Италии утверждаются актами центрального парламента, тогда как в федерациях их субъекты сами окончательно принимают свои конституции или равнозначные им акты.

Следует также указать на юридическое различие между федерацией и конфедерацией. В принципе оно заключается в том, что федерация – это форма территориального устройства государства, а конфедерация – это форма межгосударственного союза, то есть объединения независимых государств. Но выявить это различие практически тоже не всегда просто. Например, официальное французское и итальянское название швейцарского государства – Швейцарская Конфедерация*, но это название, пришедшее из истории, не отражает действительности, а именно того факта, что Швейцария по содержанию ее Конституции представляет собой федеративное государство. Конфедерация, как и федерация, может иметь общие органы типа парламента, правительства, верховного суда, однако юридическая специфика заключается в том, что в отличие от актов федеральных органов власти акты органов конфедерации, во всяком случае акты законодательной и исполнительной власти, не действуют непосредственно на территориях государств – членов конфедерации, а нуждаются в подтверждении (ратификации) их соответствующими органами, которые могут их и нуллифицировать, то есть отклонить. Впрочем, опыт западноевропейской интеграции показывает условность данного критерия. Европейский Союз несет в себе черты не только конфедеративные, но даже уже и федеративные, поскольку некоторые акты органов Союза имеют прямое действие на территориях государств-членов.

* В немецком официальном названии вместо термина «конфедерация» употреблено слово Eidgenossenschaft, означающее буквально «клятвенное товарищество».

Территориальное устройство может быть как симметричным, так и асимметричным. При симметричном территориальном устройстве государства политико-территориальные единицы, его непосредственно составляющие, имеют равный статус. Например, Германия состоит из 16 земель с одинаковым конституционно-правовым статусом, то есть имеет симметричное федеративное территориальное устройство. Асимметрично устроенные государства непосредственно состоят из территориальных образований, имеющих различный правовой статус. Так, в состав США наряду с 50 штатами входят федеральный округ Колумбия, свободно присоединившиеся государства (Пуэрто-Рико и др.), некоторые другие островные территории, не имеющие статуса штата, из чего можно сделать вывод об асимметричном территориальном устройстве этой страны. Что касается унитарных государств, то чисто симметричное устройство встречается нечасто: столицы обычно имеют несколько или существенно иной статус по сравнению с остальными территориальными единицами высшего уровня.

Асимметрия территориального устройства государства подчас обусловлена тем, что в нем имеются компактно проживающие инонациовальные группы, которым предоставлена национально-территориальная автономия (примеры приведены выше).

Некоторые конституции содержат перечень существующих политико-территориальных единиц высшего уровня – субъектов федерации (например, часть вторая преамбулы Основного закона для Федеративной Республики Германии 1949 г., ст. 43 Политической конституции Мексиканских Соединенных Штатов 1917 г.) или высших политико-административных единиц (в части второй § 58 Конституции Норвежского Королевства 1814 г. области перечислены в связи с указанием их представительства в Стортинге; в частях первой и второй ст. 5 Бельгийской конституции 1831 г. в редакции 1993 г. перечень провинций сохраняется, несмотря на последующую федерализацию и деление на три области – субъекта федерации). В большинстве же конституций в лучшем случае указаны виды территориальных единиц. Например, согласно части первой ст. 286 Политической конституции Колумбии 1991 года «территориальными единицами являются департаменты, округа, муниципии и аборигенные (indigenas) территории», а ст. 285 предусматривает возможность установления законом единиц вне общего территориального деления, на которые возлагается осуществление государственных функций и служб.

Крайне редко можно в конституциях встретить норму, определяющую минимальное число жителей, необходимое для образования территориальной единицы. Так, часть вторая ст. 5 Конституции Исламской Федеративной Республики Коморских островов 1978 года в редакции 1982 года устанавливает, что община может быть образована при наличии не менее 100 жителей (в первоначальной редакции этот минимум составлял пять жителей).

Источник

Симметричное и асимметричное государственное устройство

Сегодня все чаще федерации разделяют на симметричные и асимметричные. При данной классификации учитывается правовое положение субъектов, однородности административно-территориальных единиц.

Симметричные государства включают в себя только однородные, равноправные субъекты. Примером таких федераций являются Бразилия, Мексика, Аргентина.

Асимметричные федерации включают в свой состав неравноправные субъекты. В свою очередь они еще подразделяются на три группы:

— помимо субъектов федерации, существуют еще и другие территориальные образования, ими могут быть федеральные округа или территории, владения. Такими федерациями являются США, Австралия, Индия.

— федерация состоит из субъектов, но они не являются однородными. Прекрасным примером в данном случае может служить РФ, которая состоит из республик, краев, автономных округов и областей, областей, городов федерального значения.

— в третью группу входят федерации, которые состоят из однородных субъектов, но у них разное правовое положение в составе федерации. Иногда асимметрию такого рода называют «скрытой асимметрией». Примером такой федерации может являться Германия.

Другой вариант ответа

По степени однородности субъектов федерации принято различать симметричные и асимметричные федерации. Субъекты симметричной федерации одинаковы по своей природе и равны по правовому статусу. Абсолютно симметричных федераций в современном мире не существует. Однако исключения, существующие в симметричных федерациях (автономии, столицы федераций как федеральные округа), в целом не нарушают общего принципа равноправия субъектов федерации. В асимметричных федерациях субъекты федерации либо неоднородны по своей природе (например, национальные и территориальные субъекты федерации), либо неравноправны по своему статусу (конституционно или договорно закрепляются различные категории субъектов федерации, обладающие различным правовым статусом), либо различаются и по первому, и по второму основанию.

Простое (симметричное) устройство государства характеризуется тем, что все его составные части имеют равный статус. Например, земли в Австрии и Германии, воеводства в Польше и области в Белоруссии равноправны.

При сложном (асимметричном) государственно-территориальном устройстве составные части государства имеют различный статус. Так, в составе унитарной Украины наряду с областями, обладающим одинаковым статусом, имеется Крымская автономная республика, имеющая особый статус. Сицилия, Сардиния и другие области Италии в соответствии с Конституцией этой страны имеют особые формы и условия автономии согласно специальным статутам, утвержденным конституционными законами. Страна Басков, Каталония, Галисия, Андалусия и другие регионы Испании имеют автономию. В каждом из самоуправляющихся регионов работает избираемая населением ассамблея, которая издает законы, действующие на территории региона. Великобритания, будучи унитарным государством, состоит из исторически сложившихся частей — Англии, Шотландии, Уэльса и Северной Ирландии. Административно-территориальное деление этих частей различно: в Англии и Уэльсе это графства. Северная Ирландия делится на округа, Шотландия на области. Самостоятельной административно территориальной единицей является Большой Лондон.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Симметричное и асимметричное государственное устройство

Симметричное и асимметричное государственное устройство

Симметричное и асимметричное государственное устройство

Источник

Устройства

симметричное территориальное устройство означает что политико территориальные единицы. Смотреть фото симметричное территориальное устройство означает что политико территориальные единицы. Смотреть картинку симметричное территориальное устройство означает что политико территориальные единицы. Картинка про симметричное территориальное устройство означает что политико территориальные единицы. Фото симметричное территориальное устройство означает что политико территориальные единицы симметричное территориальное устройство означает что политико территориальные единицы. Смотреть фото симметричное территориальное устройство означает что политико территориальные единицы. Смотреть картинку симметричное территориальное устройство означает что политико территориальные единицы. Картинка про симметричное территориальное устройство означает что политико территориальные единицы. Фото симметричное территориальное устройство означает что политико территориальные единицы симметричное территориальное устройство означает что политико территориальные единицы. Смотреть фото симметричное территориальное устройство означает что политико территориальные единицы. Смотреть картинку симметричное территориальное устройство означает что политико территориальные единицы. Картинка про симметричное территориальное устройство означает что политико территориальные единицы. Фото симметричное территориальное устройство означает что политико территориальные единицы симметричное территориальное устройство означает что политико территориальные единицы. Смотреть фото симметричное территориальное устройство означает что политико территориальные единицы. Смотреть картинку симметричное территориальное устройство означает что политико территориальные единицы. Картинка про симметричное территориальное устройство означает что политико территориальные единицы. Фото симметричное территориальное устройство означает что политико территориальные единицы

симметричное территориальное устройство означает что политико территориальные единицы. Смотреть фото симметричное территориальное устройство означает что политико территориальные единицы. Смотреть картинку симметричное территориальное устройство означает что политико территориальные единицы. Картинка про симметричное территориальное устройство означает что политико территориальные единицы. Фото симметричное территориальное устройство означает что политико территориальные единицы

симметричное территориальное устройство означает что политико территориальные единицы. Смотреть фото симметричное территориальное устройство означает что политико территориальные единицы. Смотреть картинку симметричное территориальное устройство означает что политико территориальные единицы. Картинка про симметричное территориальное устройство означает что политико территориальные единицы. Фото симметричное территориальное устройство означает что политико территориальные единицы

Территориальная организация власти и формы государственного

Государство объединяет разнородные (в этническом, религиозном, языковом,

культурном отношениях) социальные общности, поэтому возникает потребность

обеспечить взаимодействие этих общностей и целостность государства. Управление

большим государством, имеющим значительную территорию и многочисленное

население, из центра достаточно трудно, что предполагает создание довольно сложной

Устойчивость государственных институтов, всей политической жизни общества

во многом зависит от формы государственного устройства. Форма государственного

устройства отражает территориальную структуру государства, соотношение между

государством и его составными территориальными единицами.

Важно уточнить, что территория – один из основных признаков государства и

важнейший элемент познания сущности государства как формы политической

организации общества – представляет собой фундамент построения системы органов

государственной власти и местного самоуправления, направленный на успешное

решение проблем рациональной организации государства.

Под территориальной организациейследует понимать определенные правила

обустройства как составных частей государственной территории, так и государства в

целом; при этом территориальная организация государства обеспечивает установление

соответствующих взаимосвязей между территориальными единицами, а также

осуществление публичной власти на основе деления территории.

Когда мы говорим о территориальной структуре государства, то имеем в виду,

прежде всего, форму территориальной организации власти. Территориальное

устройствогосударства – это, с одной стороны, форма территориальной организации

власти, а с другой – система взаимоотношений государства как целого с его

составными частями (территориями). Характер этих взаимоотношений определяет две

основные формы государственно-территориального устройства: унитарную и

федеративную. Третья форма государственного устройства – конфедерация – это уже

не территориальное объединение составных частей государства, а обычно объединение

суверенных государств, которые обладают собственным территориально-

Политико-территориальное устройствогосударства это способ политической

и территориальной организации государства, система взаимосвязей людей,

проживающих в центре и различных регионах, распределения власти на территории

государства между центральными и местными органами государственной власти.

Большинство государств мира имеет унитарное территориальное устройство.

Унитарное – единое государство с единой конституцией и гражданством, с единой

системой органов власти и судопроизводства, где функционирует единая система

законодательства, единая правовая и денежная системы. Унитарное государство

характеризуется централизованным руководством административно-территориальными

единицами и отсутствием обособленных (самостоятельных) государственно-

территориальных образований. Это единое, неделимое, составляющее одно целое

государственно-территориальное устройство. Вместе с тем различают два типа

современного унитарного государства – централизованные и децентрализованные

В централизованных унитарных государствах подчинение регионов центру

осуществляется через должностные лица, назначенные центральными органами власти.

К такому типу унитарного государства можно отнести Казахстан, Нидерланды,

Узбекистан, Финляндию. В децентрализованных унитарных государствах региональные

органы власти формируются независимо от центральных, поэтому их правовые

отношения строятся на началах децентрализации. Такими унитарными государствами

являются Великобритания, Испания, Италия, Новая Зеландия, Япония.

Нередко современные унитарные государства делят на государства с

симметричным и асимметричным территориальным устройством.

Государство с симметричным административно-территориальным устройством

симметричное территориальное устройство означает что политико территориальные единицы. Смотреть фото симметричное территориальное устройство означает что политико территориальные единицы. Смотреть картинку симметричное территориальное устройство означает что политико территориальные единицы. Картинка про симметричное территориальное устройство означает что политико территориальные единицы. Фото симметричное территориальное устройство означает что политико территориальные единицы

характеризуется тем, что его территориальные части имеют равный политико-правовой

статус. Например, воеводства в Польше или области в Белоруссии равноправны. В

государстве с асимметричным административно-территориальным устройством его

территориальные части имеют различный политико-правовой статус. Такие

характерные особенности присущи Италии, где Сицилия, Сардиния и некоторые другие

территориальные единицы имеют особые формы и условия автономии, причем статус

этих автономий определяется отдельными конституционными законами. Асимметричный

статус имеют и многие регионы Испании (Каталония, Галисия). В последние годы

Италия, Испания, Нидерланды и Франция, оставаясь формально унитарными,

используют в государственно-территориальном устройстве отдельные элементы

В современных унитарных государствах нередко существует несколько звеньев

административно-территориальных единиц в зависимости от численности населения и

территориальных размеров государства. Существует двухзвенное, трехзвенное и

четырехзвенное административно-территориальное деление. Обычно самыми крупными

территориальными единицами являются губернии, области, провинции; эти

территориальные единицы делятся на округа, районы, уезды и т. п. Некоторые

небольшие государства вообще не имеют административно-территориальных делений.

Территориальную организацию федеративного государства можно рассматривать

как систему, состоящую из следующих составных частей: политико-территориальной

организации (в Российской Федерации – республики, края, области и т. д.),

административно-территориальной организации субъектов федерации (города, районы,

поселки и т. д.), экономико-территориальной организации (зонально-экономический

регион, экономический район субъекта федерации, муниципальная единица) и

ведомственной организации (управления, отделы и т. д.).

Принято считать, что в условиях федерации как на уровне центра, так и

территориальных частей присутствуют основные структурные элементы государства:

законодательная, исполнительная, судебная власть, другие части государственного

аппарата и т. д. При этом наличие данных элементов гарантировано нормами

конституционного права и они не могут быть произвольно ликвидированы центральной

Федерация– это, прежде всего, комплекс территорий, имеющих специфические

признаки, характеризующие само государство. Но эти территории не являются

государствами, они государствоподобные, так как представляют собой

территориальные единицы государства (их обычно называют государственно-

территориальными образованиями) и не имеют суверенитета, т. е. независимой и

неограниченной от внешних факторов верховной власти, поскольку суверенитет –

атрибут государства и не присушего территориальным единицам.

Федеративное государственное устройствохарактеризуется объединением

двух или нескольких территориальных единиц – субъектов федерации (штатов, земель,

провинций, кантонов, республик, областей) в одно государство. Эти территории

обладают значительной политической, экономической и культурной

самостоятельностью, имеют собственное административно-территориальное деление и

В федеративных государствах действуют высшие федеральные органы власти и

высшие органы власти на уровне субъектов федерации, т. е. существуют два уровня

государственной власти – федеральный и региональный.

Полномочия органов власти обоих уровней имеют конституционное или иное

законодательное разграничение. Для федераций характерно наличие двойной

правовой системы, нередко двойного гражданства, двухпалатного парламента, одна из

палат которого представляет интересы субъектов федерации, а вторая –

Выделяется три наиболее известные формы федерации: договорная,

централистская и кооперативная. При этом следует подчеркнуть, что конкретные

формы федерации постоянно меняются, отражая различные варианты

взаимоотношений между федеральной властью и субъектами федерации.

Договорная форма федерации рассматривает федерацию как объединение

государств, передающих на основе договора некоторые права новообразованным

центральным органам власти. Централистская форма федерации предполагает, что вся

социально-экономическая и политическая жизнь в отдельных частях государства

должна осуществляться на основе решений федеральных органов. Кооперативная

форма федерации основывается на социально-экономическом сотрудничестве между

федеральным центром и субъектами федерации.

Известны также две основные формы образования федераций: на основе союза

и на основе автономии субъектов федерации. Принято считать, что большинство

федераций, созданных первоначально на основе союза, с течением времени в ходе

процессов централизации превратилось фактически в федерации, основанные на

автономии субъектов, не имеющих права выхода из ее состава. В последние годы

используется качественно новое понятие «европейский федерализм» – особая форма

политического союза государств Западной Европы, где политическая интеграция

основывается на слиянии государственных структур в более широкую

межгосударственную общность с созданием новых институтов власти и передачей им

части суверенных прав национальных политических органов. В мире сложились два

основных принципа построения федерации – национально-территориальный и

Конфедерацияобъединяет самостоятельные государства для решения общих

актуальных проблем (военных, энергетических, финансовых и др.). Конфедерацию

нельзя назвать формой государственного устройства. Это временный

межгосударственный союз, образованный на основе международного договора, члены

которого полностью сохраняют свой государственный суверенитет.

Основные признаки конфедерации: 1) отсутствие единой территории; 2)

неограниченное право выхода из союза; 3) центральное правительство зависит от

правительств независимых государств, поскольку содержится на их средства; 4)

финансовые средства на общие цели, единую политику формируются из взносов

членов союза; 5) вооруженные силы конфедерации находятся под общим

командованием; 6) общая согласованная международная политика не исключает

самостоятельной позиции членов конфедерации в конкретных вопросах; 7) юридически

все члены равноправны, но реально приоритетную роль в конфедерации играет

государство с более высоким военно-экономическим потенциалом.

Конфедерации обычно недолговечны – они либо распадаются, либо

трансформируются в федерацию. Однако принцип конфедерализма может стать

стимулирующим фактором современных интеграционных процессов (в развитии

Источник

Территориальное устройство

Территориальное устройство — способ, которым отдельные территориальные единицы интегрируются в общую структуру организации государства.

По этому признаку все страны подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные.

Унитарная форма

Унитарное государство имеет такую форму административно-территориального управления, при которой в стране существует единая законодательная и судебная власть. Такое государство не имеет в своем составе самоуправляющихся образований. Оно подразделяется на административно-территориальные единицы: департаменты, области, районы и т. д. Большинство государств современного мира — унитарные.

Федеративная форма

Федеративное государство имеет такую форму административно-территориального устройства, при которой наряду с едиными (федеративными) законами и органами власти существуют также отдельные территориальные единицы (республики, провинции, земли, штаты и т. д.), имеющие собственные законодательные, исполнительные и судебные органы власти. Важнейшие вопросы государственной жизни (оборона, внешняя политика, финансовая деятельность и др.) находятся в ведении федерации.

На состояние 1993 г. в мире насчитывалось 21 федеративное государство. В ряде случаев такое устройство находит отражение в самих названиях этих государств:

Федеративное устройство может быть обусловлено многими причинами. Например, в России, Бельгии, Индии, Нигерии оно связано, в первую очередь, с национально-этническими принципами деления, а в ФРГ, Австралии, США — с историко-географическими особенностями.

Конфедеративная форма

Конфедерация — форма объединения независимых государств для достижения ограниченных (военных, внешних, экономических) целей. Встречается крайне редко и в настоящее время в названии лишь одного государства закреплена эта форма правления — Швейцарская Конфедерация.

Полезное

Смотреть что такое «Территориальное устройство» в других словарях:

Административно-территориальное устройство Третьего рейха — Великогерманская империя Основная статья: Третий рейх Администра … Википедия

АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО (деление) — разделение территории унитарного государства или субъектов федеративного государства на определенные части: области, провинции, губернии, департаменты и т.п., в соответствии с которым строится и функционирует система местных органов. Может быть… … Юридический словарь

Административно-территориальное устройство Московской области — это территориальная организация Московской области, представляющая собой систему административно территориальных единиц, установленная для осуществления функций государственного управления с учетом исторических и культурных традиций,… … Официальная терминология

Административно-территориальное устройство — деление территории государства на определенные части (административно территориальные единицы), в соответствии с которыми строится система местных органов гос ной власти и органов местного самоуправления. А. т.у. существует в любом государстве,… … Энциклопедия права

АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО — (ДЕЛЕНИЕ) разделение территории унитарного государства или территории субъектов федеративного государства на определенные части: области, провинции, губернии, департаменты и т.п., в соответствии с которым строится и функционирует система местных… … Юридическая энциклопедия

АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО — деление территории государства на части административно территориальные единицы, в рамках которых осуществляется управление государственными делами и(или)самоуправление населения (местное самоуправление), создаются органы государственной власти… … Энциклопедический словарь конституционного права

АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — территориальная организация субъекта Федерации, в соответствии с которой строится и функционирует система его органов государственной власти и органов местного самоуправления. Понятие А. т.у. используется в государствоведении и в политической… … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

административно-территориальное устройство — административно территориальное деление разделение территории унитарного государства или субъектов федеративного государства на определенные части: области, провинции, губернии, департаменты и т.п., в соответствии с которым строится и… … Большой юридический словарь

Административно-территориальное устройство — деление территории государства на части: области, провинции, губернии, департаменты и т. п. А. т. у. любого государства обусловлено его классовой природой, задачами и функциями; цель его в наиболее эффективной организации и… … Большая советская энциклопедия

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *