синдром вегетативной дисфункции у детей что это такое

Почему надо лечить ВСД у детей и как?

синдром вегетативной дисфункции у детей что это такое. Смотреть фото синдром вегетативной дисфункции у детей что это такое. Смотреть картинку синдром вегетативной дисфункции у детей что это такое. Картинка про синдром вегетативной дисфункции у детей что это такое. Фото синдром вегетативной дисфункции у детей что это такое

Расхожая точка зрения – ВСД не существует. Почему ни в коем случае нельзя игнорировать симптомы у детей?

Есть мнение, что ВСД – это несуществующий диагноз. Ребенок жалуется на головную боль, потому что не выспался или капризничает. Похожая точка зрения – ВСД не опасна, так как никаких органических изменений при этом не фиксируется. Но медицинские наблюдения за детьми с синдромом вегетативной дисфункции показывают, что игнорировать этот диагноз нельзя, так как имеет отдаленные последствия.

Как могут проявляться симптомы дистонии

Частым симптомом ВСД у детей является головная боль. Голова может болеть при изменениях погоды, после напряженного дня в школе, утром после пробуждения, от голода, от физической усталости, от избытка эмоций. Психологические и неврологические расстройства при дистонии нередко принимаются родителями и педагогами за невоспитанность, капризность, плохой характер. Но если не уделять внимания причине такого поведения, а именно ВСД, то они будут усугубляться.

Симптомы со стороны сердца, легких и бронхов, пищеварительной системы могут маскировать ВСД под другие соматические заболевания. При этом без должной диагностики источник проблемы долго остается не выявленным, и стандартное лечение не дает ожидаемых результатов. Со временем экстрасистолия, как следствие нарушенной вегетативной регуляции, может закрепиться и вызвать развитие аритмии с экстрасистолами во взрослом возрасте. Дисбаланс в работе пищеварительных желез может стать причиной хронического панкреатита, холецистита. Избыточная возбудимость симпатического отдела вегетативной нервной системы нередко является ведущим патогенетическим звеном для образования эрозий и язвы желудка и двенадцатиперстной кишки, хронических колитов.

Одним из частых проявлений дистонии у детей является склонность к аллергическим воспалениям кожи. Такие заболевания могут протекать длительно, плохо поддаваясь лечению. При этом площадь поражения постепенно разрастается, а симптомы становятся более выраженными.

Принципы лечения ВСД

Решение проблем со здоровьем начинается с диагностики. В зависимости от ведущих симптомов, ребенка осматривает невролог, гастроэнтеролог, кардиолог, дерматолог. Но окончательный вердикт «вегетативная дисфункция» вынесет невролог.

Лечение ВСД у ребенка связано в первую очередь с уменьшением эмоциональной и умственной нагрузки, которой он подвержен ежедневно. При нарушенном балансе между симпатическим и парасимпатическим отделами вегетативной нервной системы, любое излишнее напряжение может спровоцировать недомогание. Школьники часто страдают от симптомов ВСД во время учебного времени, а на каникулах чувствуют себя хорошо. Если ребенок стал плохо учиться, чаще болеть – скорее всего, он просто слишком устал, что вызвало проявление симптомов.

Помните, оставляя без внимания и лечения дистонию у ребенка на значительное время, вы рискуете его здоровьем, так как механизмы нарушенной регуляции постепенно закрепляются, и в дальнейшем скорректировать их будет в разы сложнее. Вегетососудистая дистония, не скомпенсированная в детстве, может стать причиной хронических заболеваний во взрослом возрасте.

синдром вегетативной дисфункции у детей что это такое. Смотреть фото синдром вегетативной дисфункции у детей что это такое. Смотреть картинку синдром вегетативной дисфункции у детей что это такое. Картинка про синдром вегетативной дисфункции у детей что это такое. Фото синдром вегетативной дисфункции у детей что это такое

Элтацин ® действует мягко, постепенно снижая интенсивность проявления симптомов ВСД у ребенка, помогает переживать возрастные кризисы и улучшить успеваемость в школе.

Источник

Синдром вегетативной дисфункции у детей и подростков

1 ФГБУН «Институт мозга человека им. Н.П. Бехтеревой РАН», Санкт-Петербург, Россия;

2 ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» Минздрава России, Санкт-Петербург, Россия

Цель исследования. Изучение клинических и психофизиологических проявлений синдрома вегетативной дисфункции у детей и подростков и оценка эффективности его лечения препаратом нооклерин.

Материал и методы. Обследовали 53 пациентов в возрасте от 10 до 15 лет с синдромом вегетативной дисфункции. Всем пациентам были проведены неврологический осмотр, оценка вегетативных нарушений с помощью «Опросника для выявления признаков вегетативных нарушений» А.М. Вейна и визуальной аналоговой шкалы (10-балльный вариант) для оценки интенсивности головной боли и утомления, определение уровня тревожности с помощью шкалы Спилбергера—Ханина, вычисление индекса Кердо, коэффициента Хильдебранта, электрокардиограмма с клиноортостатической пробой, электроэнцефалограмма, психофизиологический тест TOVA.

Результаты и заключение. Клиническая картина заболевания характеризовалась проявлениями астеновегетативного синдрома. Данные электроэнцефалографического исследования свидетельствовали о дефиците активирующих влияний и преобладании синхронизирующих влияний таламических структур, следствием чего был недостаточный уровень активации корковых структур. Получены доказательства высокой клинической эффективности препарата нооклерин.

Ключевые слова: синдром вегетативной дисфункции у детей и подростков, соматоформная дисфункция вегетативной нервной системы, нооклерин.

Под синдромом вегетативной дисфункции (СВД) понимают полисистемные расстройства, возникающие в результате нарушения деятельности надсегментарных вегетативных структур. Клинические проявления СВД (рубрика G.90 по МКБ-10) характеризуются полиморфизмом, при котором в патологический процесс вовлекаются многие системы организма, при этом ведущее место отводится расстройствам сердечно-сосудистой системы. Симптоматика СВД зависит от возраста ребенка, вегетативного тонуса, эмоциональных нарушений.

В клинической практике используют разные синонимы СВД: вегетососудистая дистония, вегетативный невроз, вегетоз, нейроциркуляторная дистония, нейроциркуляторная астения. В нашей стране это заболевание традиционно рассматривается как психовегетативный синдром, или СВД. А.М. Вейн [1] рассматривал СВД как полисистемные расстройства, возникшие в результате нарушения деятельности надсегментарных вегетативных структур [1]. Данный термин подчеркивает облигантность и приоритет психических нарушений и не ограничивает вегетативные расстройства рамками одной системы [2]. При этом необходимо учитывать механизм соматизации, который, согласно J. Lipowsky [3], определяется как склонность переживать психологический стресс на физиологическом уровне. Одним из важнейших отличительных признаков рассматриваемого расстройства считается соматосенсорное усиление (англ.: somatosensory amplification), под которым понимают стабильное свойство личности усиленно фокусировать внимание на соматических симптомах, из-за чего усиливается субъективное восприятие физических ощущений и повышается опасность того, что эти неприятные физические ощущения будут ошибочно расценены как болезненные [4].

В современной психиатрии СВД чаще всего рассматривается как «Соматоформная дисфункция вегетативной нервной системы» (по МКБ-10 рубрика F45.3). Данное понятие объединяет группу психогенных заболеваний, характеризующихся патологическими симптомами, напоминающими соматическое заболевание, но при которых по результатам обследования не обнаруживается никаких морфологических проявлений, хотя при этом часто имеются неспецифические функциональные нарушения. По данным R. Lieb и соавт. [5], данная патология встречается у 9—12,6% детей. Жалобы, которые предъявляются больными, представлены так, будто они обусловлены физическим расстройством той системы или органа, которые в основном или полностью находятся под влиянием вегетативной нервной системы, т.е. сердечно-сосудистой, желудочно-кишечной или дыхательной систем и др.

В генезе данной патологии принято выделять генетические, конституциональные, социальные, психогенные и соматогенные факторы. В психиатрии традиционно доминирует психоцентрический подход, предусматривающий оценку этого расстройства как составляющую психопатологических нарушений, исторически основанный на работах психоаналитической направленности. Клинические проявления СВД разнообразны: головные боли, боли в области сердца, боли в животе, а также многие другие симптомы, с которыми пациенты обращаются, как правило, в первую очередь к неврологам и терапевтам (кардиологам, гастроэнтерологам). Однако за всеми этими жалобами могут стоять нарушения психической сферы, которые выявляются при тщательном расспросе (сниженное настроение, упадок сил и др.), кроме того, часто присутствуют раздражительность, чувство внутренней напряженности. Обострение заболевания провоцируется, как правило, не физической нагрузкой, а эмоционально значимыми стрессовыми ситуациями.

По мнению В.Н. Мясищева [6], причина патологии — результат взаимодействия психогенных факторов с аномалиями (врожденными или приобретенными) вегетативной иннервации. Причинами расстройств вегетативной регуляции являются наследственная предрасположенность, патология перинатального периода, последствия черепно-мозговых травм и нейроинфекций, очаги хронического воспаления и соматические заболевания, чрезмерные физические нагрузки, неблагоприятные условия внешней среды и др.

Говоря о развитии СВД у подростков, необходимо помнить о нейроэндокринных перестройках, активно протекающих в пубертатном периоде. Согласно Л.С. Выготскому [7], существует пятый возрастной кризис — кризис подросткового возраста (около 13 лет). Кроме этого, следует помнить о роли семейной и школьной дезадаптации в генезе СВД. Под школьной дезадаптацией понимают нарушения приспособления личности школьника к условиям обучения в школе, которое выступает как частное явление расстройства у ребенка общей способности к психической адаптации в связи с какими-либо патологическими факторами [8].

Симптоматика СВД характеризуется выраженным клиническим полиморфизмом. При клинической диагностике СВД следует учитывать общую направленность вегетативных изменений (симпатикотоническая, ваготоническая, смешанная). Оценивая динамику клинических синдромов в зависимости от типа вегетативного гомеостаза и возраста ребенка, О.Е. Талицкая и С.Б. Шварков [9] отметили, что у детей с ваготонией клинические проявления возникали в более раннем возрасте и отличались большим разнообразием, чем при смешанном и симпатикотоническом типах вегетативного гомеостаза.

Цель работы — исследование клинико-психофизиологических проявлений СВД и оценка эффективности лечения данного расстройства у детей и подростков препаратом нооклерин.

Материал и методы

Исследуемую группу составили 53 пациента в возрасте от 10 до 15 лет, страдающих cоматоформными дисфункциями. Критериями отбора служили диагностические признаки соматоформной дисфункции вегетативной нервной системы (по МКБ-10). В исследование включены только пациенты с перманентным течением заболевания и исходным парасимпатическим вегетативным тонусом. Пациенты с кризовым течением и исходным симпатическим вегетативным тонусом в исследуемую группу не включались.

Средний возраст больных составил 13,2±2,1 года. В группе преобладали девочки — 34 (64,2%).

У всех пациентов проводились сбор клинического анамнеза, неврологическое обследование, оценка вегетативных нарушений с помощью «Опросника для выявления признаков вегетативных нарушений» А.М. Вейна. Интенсивность головной боли и утомления оценивались с помощью визуальной аналоговой шкалы (ВАШ). Психологическое обследование включало в себя определение уровня тревожности с помощью шкалы самооценки Спилбергера—Ханина.

Для оценки функционального состояния сердечнососудистой и вегетативной нервной систем применяли методики: вычисление индекса Кердо, коэффициента Хильдебранта, электрокардиограмму с клиноортостатической пробой (КОП).

Регистрация электроэнцефалограммы (ЭЭГ) проводилась с помощью 24-канального цифрового электроэнцефалографа Мицар-ЭЭГ-202 с 19 мостиковых хлорсеребряных электродов, расположенных на поверхности головы в соответствии с международной системой 10—20.

Количественная оценка нарушений внимания и импульсивности проводились с помощью психофизиологического теста TOVA (The Test of Variables of Attention) — теста непрерывной деятельности, позволяющего оценить количество пропусков значимых стимулов (ошибки невнимательности) и количество ложных нажатий (ошибки импульсивности) по отношению к нормативным данным. Тест основан на предъявлении испытуемому значимых и незначимых стимулов в виде геометрических фигур.

Нооклерин назначали в дозе 1—2 г в сутки: детям 10— 12 лет — по 1 /2 чайной ложке утром и днем, подросткам 13—15 лет — по 1 чайной ложке утром и днем в течение 6 нед. Другой терапии в этот период не проводилось (кроме симптоматического приема анальгетических средств во время приступов головной боли). Эффективность лечения оценивали через 60 сут после начала терапии.

Безопасность препарата определялась на основании данных о случаях нежелательных явлений или побочных реакций.

Контрольную группу составили 30 практически здоровых детей и подростков возрасте от 10 до 15 лет.

Обработку полученных результатов проводили с использованием статистического пакета программы Statistica 6,0. Статистический анализ данных ЭЭГ осуществляли с помощью двухфакторного дисперсионного анализа для повторных измерений с факторами: номер пробы (до и после курса лечения; число уровней — 2) и локализации электродов (число уровней — 19). Поскольку данные до и после лечения были получены на одних и тех же индивидах, для проверки гипотезы об эффекте лечения по динамике клинико-психологических показателей применялся парный критерий Вилкоксона.

Результаты

Основными жалобами в исследуемой группе были головные боли — у 39 (73,5%) больных, гипотимии — у 36 (67,9%), головокружение несистемного характера — у 24 (45,3%), чувство нехватки воздуха — у 22 (41,5%), обмороки — у 10 (18,9%). Показатель вегетативных нарушений (по опроснику А.М. Вейна) оказался значительно выше, чем в контрольной группе (табл. 1).

Головные боли в исследуемой группе были представлены головными болями напряжения (ГБН) в 27 (41,5%) случаях, мигренью в 13 (24,5%), сочетанием ГБН и мигрени в 4 (7,5%) случаях. У 38 (71,7%) подростков отмечались жалобы на утомляемость, общую слабость, истощаемость, вялость, дневную сонливость. Необходимо отметить, что показатели утомляемости по ВАШ в исследуемой группе оказались значительно выше, чем в контрольной (см. табл. 1).

синдром вегетативной дисфункции у детей что это такое. Смотреть фото синдром вегетативной дисфункции у детей что это такое. Смотреть картинку синдром вегетативной дисфункции у детей что это такое. Картинка про синдром вегетативной дисфункции у детей что это такое. Фото синдром вегетативной дисфункции у детей что это такое

Необходимо отметить, что эти жалобы возникали во время учебного дня и не проходили после отдыха.

Используя классификацию Н.А. Белоконь и соавт. [10], состояние детей можно было определить как вегетососудистую дистонию: параcимпатикотонический вариант; перманентное течение.

Индекс Кердо позволил определить у пациентов наличие вегетативной дисфункции с превалированием парасимпатических влияний (см. табл. 1). Межсистемный (кардиореспираторный) вегетативный тонус, который оценивался с помощью коэффициента Хильдебранта, имел в основном эйтонический характер. ЭКГисследование с КОП выявило преобладание гиперпарасимпатикотонического вегетативного обеспечения.

При психологическом исследовании по шкале Спирбергера—Ханина было отмечено значительное повышение среднего уровня тревожности (как реактивной, так и личностной) в исследуемой группе по сравнению с контрольной (см. табл. 1).

Психофизиологическое исследование TOVA показало, что у пациентов в исследуемой группе наблюдалось выраженное повышение показателей невнимательности, ложных тревог (импульсивность) и времени реакции по сравнению с соответствующими показателями в контрольной группе. Обращают на себя внимание существенное возрастание числа ошибок и увеличение времени реакции во второй половине теста (табл. 2).

Источник

Вегето-сосудистая дистония у детей

синдром вегетативной дисфункции у детей что это такое. Смотреть фото синдром вегетативной дисфункции у детей что это такое. Смотреть картинку синдром вегетативной дисфункции у детей что это такое. Картинка про синдром вегетативной дисфункции у детей что это такое. Фото синдром вегетативной дисфункции у детей что это такое

Вегето-сосудистая дистония у детей – симптомокомплекс функциональных расстройств со стороны различных систем, обусловленных нарушением регуляции их деятельности вегетативной нервной системой. Вегето-сосудистая дистония у детей может проявляться кардиальным, респираторным, невротическим синдромами, вегетативно-сосудистыми кризами, синдромом нарушения терморегуляции. Диагностика вегето-сосудистой дистонии у детей включает функциональное обследование сердечно-сосудистой, нервной, эндокринной систем (ЭКГ, ЭЭГ, ЭхоКГ, ЭхоЭГ, РЭГ, реовазография и др.). В лечении вегето-сосудистой дистонии у детей используется медикаментозное, физиотерапевтическое, психологическое воздействие.

синдром вегетативной дисфункции у детей что это такое. Смотреть фото синдром вегетативной дисфункции у детей что это такое. Смотреть картинку синдром вегетативной дисфункции у детей что это такое. Картинка про синдром вегетативной дисфункции у детей что это такое. Фото синдром вегетативной дисфункции у детей что это такое

Общие сведения

синдром вегетативной дисфункции у детей что это такое. Смотреть фото синдром вегетативной дисфункции у детей что это такое. Смотреть картинку синдром вегетативной дисфункции у детей что это такое. Картинка про синдром вегетативной дисфункции у детей что это такое. Фото синдром вегетативной дисфункции у детей что это такое

Причины

Причины формирования вегето-сосудистой дистонии у детей чаще носят наследственный характер и обусловлены отклонениями в структуре и функционировании различных отделов вегетативной нервной системы по материнской линии. Развитию вегето-сосудистой дистонии у ребенка способствует осложненное течение гестации и родов: токсикозы беременной, гипоксия плода, внутриутробные инфекции, стремительные или затяжные роды, родовые травмы, энцефалопатии и пр.

Особая роль в развитии вегето-сосудистой дистонии у детей принадлежит различным психотравмирующим воздействиям – конфликтам в семье и школе, педагогической запущенности ребенка, гиперопеке, хроническим или острым стрессам, повышенным школьным нагрузкам. Предрасполагающими факторами вегето-сосудистой дистонии у детей могут выступать соматические, инфекционные, эндокринные заболевания, нейроинфекции, аллергозы, очаговые инфекции (хронический тонзиллит, кариес, фарингит, синусит), аномалии конституции, анемия, черепно-мозговые травмы.

Непосредственными триггерами вегетативной дисфункции в большинстве случаев служат неблагоприятные метеоусловия, климатические особенности, неблагополучная экологическая обстановка, гиподинамия, дисбаланс микроэлементов, чрезмерная физическая нагрузка, нерациональное питание, нарушение режима дня, недостаточный сон, гормональная перестройка пубертатного периода. Проявления вегето-сосудистой дистонии у детей манифестируют в периоды активного роста ребенка, когда функциональная нагрузка на организм особенно велика, а нервная система лабильна.

Вегетативные нарушения сопровождаются разнообразными реакциями симпатической и парасимпатической систем, обусловленными нарушением выработки кортикостероидов, медиаторов (ацетилхолина, норадреналина), биологически активных веществ (простагландинов, полипептидов и др.), нарушением чувствительности сосудистых рецепторов.

Классификация

При постановке диагноза вегето-сосудистой дистонии у детей учитывается ряд критериев, которые являются определяющими в различении форм синдрома. По преобладающим этиологическим признакам вегето-сосудистая дистония у детей может иметь психогенную (невротическую), инфекционно-токсическую, дисгормональную, эссенциальную (конституционально-наследственную), смешанную природу.

В зависимости от характера вегетативных расстройств различают симпатикотонический, ваготонический и смешанный варианты вегето-сосудистой дистонии у детей. С учетом распространенности вегетативных реакций вегето-сосудистая дистония у детей может носить генерализованную, системную или локальную форму.

Согласно синдромологическому подходу в течение вегето-сосудистой дистонии у детей различают кардиальный, респираторный, невротический синдромы, синдром нарушения терморегуляции, вегетативно-сосудистые кризы и др. По степени тяжести вегето-сосудистая дистония у детей может быть легкой, среднетяжелой и тяжелой; по типу течения – латентной, перманентной и пароксизмальной.

Симптомы вегето-сосудистой дистонии у детей

Для кардиального синдрома вегето-сосудистой дистонии у детей характерно развитие приступообразной кардиалгии, аритмии (синусовой тахикардии, брадикардии, нерегулярной экстрасистолии), артериальной гипотонии или гипертензии. В случае преобладания кардиоваскулярных расстройств в структуре вегето-сосудистой дистонии, говорят о наличии нейроциркуляторной дистонии у детей.

При ведущем респираторном синдроме развивается одышка в покое и при физическом напряжении, отмечаются периодические глубокие вздохи, чувство нехватки воздуха. Нарушение терморегуляции при вегето-сосудистой дистонии у детей выражается в возникновении непостоянного субфебрилитета, ознобов, зябкости, плохой переносимости холода, духоты и жары.

Реакции пищеварительной системы могут характеризоваться тошнотой, повышенным или пониженным аппетитом, немотивированными болями в животе, спастическими запорами. Со стороны мочевыделительной системы типична склонность к задержке жидкости, отекам под глазами, учащенному мочеиспусканию. У детей с вегето-сосудистой дистонией часто имеется мраморная окраска и повышенная сальность кожи, красный дермографизм, потливость.

Вегетативно-сосудистые кризы могут протекать по симпатоадреналовому, вагоинсулярному и смешанному типу, однако у детей они встречаются реже, чем у взрослых. В детском возрасте кризы обычно имеют ваготоническую направленность, сопровождаясь ощущениями замирания сердца, нехватки воздуха, потливостью, брадикардией, умеренной гипотонией, посткризовой астенией.

Диагностика вегето-сосудистой дистонии у детей

Дети с вегето-сосудистой дистонией нуждаются в консультации педиатра, а также (в соответствии с ведущими причинами и проявлениями) детского невролога, детского кардиолога, детского эндокринолога, детского гастроэнтеролога, детского отоларинголога, детского офтальмолога.

Для оценки функционального состояния ЦНС у детей с вегето-сосудистой дистонией проводится ЭЭГ, РЭГ, ЭхоЭГ, реовазография.

В ходе диагностики исключается другая патология, имеющая сходные клинические проявления: ревматизм, инфекционный эндокардит, ювенильная артериальная гипертензия, бронхиальная астма, психические расстройства и др.

Лечение вегето-сосудистой дистонии у детей

При выборе методов лечения вегето-сосудистой дистонии у детей учитывается этиология и характер вегетативных нарушений. Предпочтение отдается немедикаментозной терапии. Общие рекомендации включают нормализацию режима дня, отдыха и сна; дозированные физические нагрузки; ограничение травмирующих воздействий, консультацию семейного и детского психолога и пр. При вегето-сосудистой дистонии у детей положительным эффектом обладают курсы общего массажа и массажа шейно-воротниковой зоны, ИРТ, физиопроцедур (электрофореза на воротниковую зону, эндоназального электрофореза, гальванизации, электросна), ЛФК. Полезны водные процедуры: плавание, лечебный душ (циркулярный, веерный, душ Шарко), общие ванны (скипидарные, радоновые, хвойные, углекислые).

Прогноз и профилактика вегето-сосудистой дистонии у детей

Последовательная профилактика, своевременная диагностика и лечение вегетативных нарушений позволяют существенно ослабить или устранить проявления вегето-сосудистой дистонии у детей. В случае прогредиентного течения синдрома в дальнейшем у детей может развиться различная психосоматическая патология, вызывающая психологическую и физическую дезадаптацию ребенка.

Профилактика вегето-сосудистой дистонии у детей включает предотвращение действия потенциальных факторов риска, общеукрепляющие мероприятия, гармонизацию развития детей. Дети с вегето-сосудистой дистонией должны находиться на диспансерном учете у специалистов и получать систематическое превентивное лечение.

Источник

Расстройство вегетативной нервной системы у детей

Общая информация

Краткое описание

Одобрен
Объединенной комиссией по качеству медицинских услуг
Министерства здравоохранения Республики Казахстан
от «19» апреля 2019 года
Протокол №63

Расстройство вегетативной нервной системы – это вегетативная дисфункция, которая является самостоятельным заболеванием, имеет полиэтиологическое происхождение и объединяет 3 ведущих синдрома – психовегетативный, вегето-сосудисто-трофический и прогрессирующей вегетативной недостаточности.

Периферическая вегетативная недостаточность– комплекс вегетативных проявлений, возникающих при поражении (как правило, органическом) периферического (сегментарного) отдела вегетативной нервной системы, причиной которых выступают инфекционные, эндокринные, системные и метаболические заболевания.

Пароксизмальная вегетативная недостаточность – это клинико- патогенетическая форма вегетативной дисфункции, которая характеризуется вегетативными кризами (пароксизмами), которая является результатом.

МКБ-10
КодНазвание
G90Расстройства вегетативной [автономной] нервной системы
G90.0Идиопатическая периферическая вегетативная невропатия
G90.1Семейная дизавтономия [Райли-Дея]
G90.2Синдром Горнера
G90.3Полисистемная дегенерация
G90.8Другие расстройства вегетативной [автономной] нервной системы
G90.9Расстройство вегетативной [автономной] нервной системы неуточненное

Дата разработки/пересмотра протокола: 2014 год (пересмотр в 2019 г.)

Сокращения, используемые в протоколе:

АДартериальное давление
АЛаТаланинтрансфераза
AСаTаспартатаминотрансфераза
ВНСвегетативная нервная система
ВПРврожденный порок развития
ВСДвегето-сосудистая дистония
ЖКТжелудочно-кишечный тракт
ИФАиммуноферментный анализ
КФКкреатининфосфокиназа
ЛФКлечебная физкультура
ЛДГлактатдегидрогеназа
МРТмагниторезонансная томография
МАОмоноаминооксидаза
НЦДнейроциркуляторная дистония
ОАКобщий анализ крови
ОАМобщий анализ мочи
ПНСпериферическая нервная система
ПЦРполимеразная цепная реакция
ПМСПпервичная медико-санитарная помощь
ПЭПперинатальная энцефалопатия
РЭГреоэнцефалография
СВДсиндром вегетативной дистонии
СОЭскорость оседания эритроцитов
СССсердечно-сосудистая система
СМЖспинномозговая жидкость
СПИДсиндром приобретенного иммунодефицита
СДВГсиндром дефицита внимания и гиперактивности
УЗДультразвуковая диагностика
УЗДГультразвуковая допплерография
ЦНСцентральная нервная система
ЧССчастота сердечных сокращений
ЧМТчерепно-мозговая травма
ЧДчастота дыхания
ЭКГэлектрокардиография
ЭЭГэхоэнцефалограмма
ЭЭГ-видеомониторингвидеомониторинг электроэнцефалограммы
ЭНМГэлектронейромиография

Пользователи протокола: педиатры, детские неврологи, врачи общей практики.

Категория пациентов: дети.

Шкала уровня доказательности:

АВысококачественный мета-анализ, систематический обзор РКИ или крупное РКИ с очень низкой вероятностью (++) систематической ошибки результаты которых могут быть распространены на соответствующую популяцию.
ВВысококачественный (++) систематический обзор когортных или исследований случай-контроль или Высококачественное (++) когортных или исследований случай-контроль с очень низким риском систематической ошибки или РКИ с невысоким (+) риском систематической ошибки, результаты которых могут быть распространены на соответствующую популяцию.
СКогортное или исследование случай-контроль или контролируемое исследование без рандомизации с невысоким риском систематической ошибки (+). Результаты, которых могут быть распространены на соответствующую популяцию или РКИ с очень низким или невысоким риском систематической ошибки (++ или +), результаты которых не могут быть непосредственно распространены на соответствующую популяцию.
DОписание серии случаев или неконтролируемое исследование или мнение экспертов.
GPPНаилучшая фармацевтическая практика.

синдром вегетативной дисфункции у детей что это такое. Смотреть фото синдром вегетативной дисфункции у детей что это такое. Смотреть картинку синдром вегетативной дисфункции у детей что это такое. Картинка про синдром вегетативной дисфункции у детей что это такое. Фото синдром вегетативной дисфункции у детей что это такое

Автоматизация клиники: быстро и недорого!

— Подключено 300 клиник из 4 стран

синдром вегетативной дисфункции у детей что это такое. Смотреть фото синдром вегетативной дисфункции у детей что это такое. Смотреть картинку синдром вегетативной дисфункции у детей что это такое. Картинка про синдром вегетативной дисфункции у детей что это такое. Фото синдром вегетативной дисфункции у детей что это такое

Автоматизация клиники: быстро и недорого!

Мне интересно! Свяжитесь со мной

Классификация

— кардиальные;
— васкулярные (гипертензивные или гипотензивные).

— генерализованная форма (вагоинсулярные, симпатоадреналовые или смешанные кризы);
— локализованная форма (церебральный, кардиальный, абдоминальный, дыхательный и т.д.).

Бывает первичная и вторичная периферическая вегетативная недостаточность.
Первичные формы:

Диагностика

МЕТОДЫ, ПОДХОДЫ И ПРОЦЕДУРЫ ДИАГНОСТИКИ

Диагностические критерии

Жалобы и анамнез:

ЖалобыХарактер жалоб при вегетативной дисфункцииНаправление обследования
Цефалгия, головокруженияпульсирующая головная боль в одной половине головы с тошнотой, рвотой.исключение наличия у детей сосудистых и ликвородинамических нарушений.
Кардиалгииболи колющие, иррадиирущие в лопатку, руку, возникающие при волнении, переутомлении, перемене погоды, не связанные с физическими нагрузками, купирующиеся приемом седативных средств. Дети жалуются на ощущение сердцебиения в области сердца, неприятные ощущения в области сердца.Необходимо исключить кардиалгию.
Со стороны органов дыханияОдышка во время умеренной физической нагрузки, пароксизмы невротического кашля, которые проходят при седативной терапии, у детей с ВД возможны приступы одышки в ночное время, при волнении.высокое содержание ацетилхолина, снижение активности сывороточной холинэстеразы говорит в пользу ВД. Необходимо исключение локального процесса (инфекция, бронхиальная астма)

При ваготонии склонность к покраснению кожных покровов, кисти рук цианотичны, влажные и холодные на ощупь, мраморность кожных покровов, общий гипергидроз, склонность к угревой сыпи в пубертате, нередки проявления нейродермита, различные аллергические реакции по типу крапивницы, отека Квинке. У этой категории детей могут быть склонность к задержке жидкости, преходящие отеки на лице. Дети склонны к полноте, гипотермии, гипотонии АД.
При симпатикотонии кожные покровы у детей бледные, сухие, сосудистый рисунок не выражен. Кожа на кистях рук сухая, холодная, иногда проявляются экзематозные проявления, зуд. Дети с симпатикотонией чаше худые, хотя имеют повышенный аппетит. Склонность к гипертермии, к повышению АД.

ПризнакиСимпатоадреналовыйВагоинсулярный
Частота возникновенияЧастоРедко
Наличие предвестниковОтсутствует, внезапное началоИмеются слабость, разбитость, тревожность
Частота пульсаРезкая тахикардияБрадикардия или тахикардия
Артериальное давлениеПовышеноСнижено
Приступ одышкиОтсутствуетПрисутствует
ПотливостьНе выраженаЗначительная
Озноб, похолодания конечностейИмеютсяОтсутствуют
Болевые ощущенияВ области сердцаГоловная боль, боль в животе

Лабораторные исследования:
Общий анализ крови, биохимический анализ крови в пределах возрастной нормы.

Схема диагностики
синдром вегетативной дисфункции у детей что это такое. Смотреть фото синдром вегетативной дисфункции у детей что это такое. Смотреть картинку синдром вегетативной дисфункции у детей что это такое. Картинка про синдром вегетативной дисфункции у детей что это такое. Фото синдром вегетативной дисфункции у детей что это такое

Характер вегетативных нарушений
синдром вегетативной дисфункции у детей что это такое. Смотреть фото синдром вегетативной дисфункции у детей что это такое. Смотреть картинку синдром вегетативной дисфункции у детей что это такое. Картинка про синдром вегетативной дисфункции у детей что это такое. Фото синдром вегетативной дисфункции у детей что это такое

Дифференциальный диагноз

Диагностические критерииВегетативные пароксизмыКардиогенные синкопыСосудисто- церебральные приступыПриступы эпилептической
природы
Синкопальные проявленияГоловокружение, слабость, дурнота, потливость, нехватка воздуха, мелькание перед глазами, бледность, звон в ушах,
наличие гипо- и ангидроза, отсутствие вагальной реакции, замедления ритма сердца во время приступа
Могут отсутствовать или возможны ощущение перебоев, боли в сердцеМогут отсутствовать или возникают кратковременное головокружение, боль в затылке, шее, тошнота, общая слабостьМогут отсутствовать или развиваются кратковременно в виде ауры
Клинические проявления синкопального состоянияБледность, редкое глубокое дыхания, слабый нитевидный пульс, резкое падение АДБледность и цианоз, частое и поверхностное дыхание, пульс редкий или отсутствует, иногда тахикардия.
АД снижено
бледность может быть акроцианоз, дыхание поверхностное, пульс редкий, АД разноеАкроцианоз, дыхание частое, шумное, нерегулярное, периодически апное, пульс редкий, АД
разное
Наличие судорог во время потери сознанияПри глубоком обморокеМогут бытьРедкоМогут быть
Серия повторных
синкоп
РедкоОчень редкоЧасто
Скорость возвращения сознанияБыстро и полностьюМедленно, период дезориентации
Клинические проявления постсинкопального периодаОбщая слабость, головная боль, головокружение, потливостьОбщая слабость, дискомфорт, боль в области сердца, головная боль в области сердца, головная больОбщая слабость, общая головная боль, боль в шее, затылке, наличие неврологических расстройств (дизартрия, парезы и т.д.)Оглушенность сонливость, заторможенность, адинамия, невнятная речь, головная боль
Диагностические критерииНейрогенные синкопы (вазодепрессорный синкоп)Кардиогенные синкопыСосудисто- церебральные синкопыСинкопы Эпилептической природы
Провоцирующие факторыСтрах, испуг, взятие крови,
лечение зубов, вегетативный криз, душное помещение, длительное стояние, голод, переутомление
Физическая нагрузка, прекращение нагрузки, эмоциональные факторы, отсутствие провоцирующих факторовРезкий поворот головы, разгибание головы, без явной причины
Положение в котором наступил обморокВертикальноеЧаще вертикально если, лежаЧаше вертикальное, но может быть в любом положении
Прикус языкаНетРедкоНет

ЕстьМочеиспусканиеПри глубоком обморокеАнамнез болезниЧасто в детстве, пубертатном периоде, при
эмоциях, при длительном стоянииНаблюдение и лечение у кардиологаЛечение у невропатолога по поводу шейного остеохондроза, органических нарушения нервной системы.Дополнительные методы исследованияПсихологическое исследование- аффективные нарушения: исследование вегетативной сферы вегетативная дистонияИзменения на ЭКГ, при холтеровском мониторирование при электрофизиолог ическом исследованииИзменение допплерографии магистральных артерии, изменение на РЭГ, остеохондроз на спондилограммах шейногоотдела позвоночника

Дифференциальный диагноз вегетососудистой дистонии при употреблении медикаментозных препаратов или токсических веществ

Ослабления симпатической активностипри употреблении клонидина, метилдопы, резерпина, барбитуратов, альфа- и бета-адреноблокаторов
Усиление симпатических эффектовупотребления амфетаминов, кокаина, трициклических антидепрессантов, ингибиторов МАО и бета-адреномиметиков.
Усиление парасимпатической активностиупотреблении холиномиметиков (таких, как пилокарпин, бетанехол), или ингибиторов холинэстеразы (пиридостигмин), или
фосфорорганических пестицидов.
Ослабление парасимпатической активностипри употреблении антидепрессантов, фенотиазинов, антихолинэргических препаратов, ботулотоксина

Лечение

Препараты (действующие вещества), применяющиеся при лечении
Амитриптилин (Amitriptyline)
Диазепам (Diazepam)
Карбамазепин (Carbamazepine)
Пиридоксин (Pyridoxine)
Пиридоксин (Pyridoxine)
Преднизолон (Prednisolone)
Тиамин (Thiamin)
Цианокобаламин (Cyanocobalamin)

Лечение (амбулатория)

ТАКТИКА ЛЕЧЕНИЯ НА АМБУЛАТОРНОМ УРОВНЕ [9]

Медикаментозная терапия включает в себя:
· седативная и анксиолитическая терапия;
· метаболическая терапия;
При симпатоадреналовых кризах – карбамазепин, бензодиазепин.

Перечень основных лекарственные средств, имеющих 100% вероятность применения:

Лекарственная группаМеждународное непатентованное наименование ЛССпособ примененияУровень доказательности
Противосудорожные препаратыДиазепамтаблетка 5мг

Диазепам 1-12 мес первоначально 250 микрограмм/кг 2 раза в день

Лечение (стационар)

ТАКТИКА ЛЕЧЕНИЯ НА СТАЦИОНАРНОМ УРОВНЕ

Медикаментозное лечение

Перечень основных лекарственных средств (вероятность использования 100%):

Лекарственная группаМеждународное непатентованное наименование ЛССпособ примененияУровень доказательности
Противосудорожные средстваДиазепамДиазепам 1-12 мес первоначально 250 микрограмм/кг 2 раза в день

Детям 1–5 лет первоначально 2.5мг 2 раза в день Детям 5–12 лет первоначально 5 мг 2 раза в день
Детям 12–18 лет первоначально 10 мг 2 раза в день; максимальная общая доха в сутки 40 мг.С

Хирургическое вмешательство: нет.

Госпитализация

ПОКАЗАНИЯ ДЛЯ ГОСПИТАЛИЗАЦИИ С УКАЗАНИЕМ ТИПА ГОСПИТАЛИЗАЦИИ:

Показания для экстренной госпитализации:

Информация

Источники и литература

Информация

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ВНЕДРЕНИЯ ПРОТОКОЛА

Список разработчиков протокола с указание квалификационных данных:

Указание на отсутствие конфликта интересов: нет.

Условия пересмотра протокола: пересмотр протокола через 5 лет после его опубликования и с даты его вступления в действие или при наличии новых методов с уровнем доказательности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *