синтоизм что это такое

Синтоизм. Основные идеи, Суть, Принципы и Философия

Эта древняя система верования японцев, в которой в качестве объектов почитания и поклонения стали многие божества и духи умерших предков. Учение буддизма значительно повлияло на развитие синтоизма, основанного на поклонении чему-то внешнему.

История развития Синтоизма

Почему на флаге Японии восходящее солнце?

Собственно, как систематизированной или традиционной религией синтоизм становится в VII-VIII веках нашей эры. И как многие знают, символом Японии является солнце, и название существует соответствующее Страна Восходящего Солнца – это в честь главной богини Солнца Аматэрасу. Согласно традиции синтоизма с нее начинается родословная императорского рода.

Суть Синтоизма

Согласно синтоизму и его сути, многие природные явления или силы природы могут обладать своей духовной основой или сущностью. А то, что обладает духовной сущностью, согласно синтоизму и есть бог или Ками (с японского).

Другими словами, это обожествление того, что может вызвать какие-либо эмоции, скажем гора или камень, небо, земля, птица и другие. И здесь мы даже находим удивительные вещи, ведь в синтоизме считается, что люди рождены именно богами, а не сотворены, как например, в христианстве.

И даже есть одна также поразительная история, когда католик спросил у синтоиста – как же выглядит Бог, то он ответил просто «а мы танцуем». Это красивый ответ, не так ли, даже скорее в духе религии для просветленных — Дзен Буддизма, о сути которого мы уже писали отдельно.

Основные идеи Синтоизма

Одной из важнейших и основных идей Синтоизма, является достижение гармонии с божествами через очищение и устранение всего лишнего, что мешало постижению окружающего мира и быть в гармонии с ним.

Так же следует отметить, что идеи Синтоизма служили и интересам всей страны, ведь если человек становится чистым сердцем, то он живет в гармонии с природой и Богами, а потому и страна в целом становится процветающей.

Здесь мы также видим идею того, что человек умиротворенный и относящийся с уважением и состраданием к другим, обретает покровительство у богов и у Будды, да и вся страна также обретает божественное покровительство.

Хотя с 18 века синтоизм стал отделяться от буддизма и развиваться отдельно, а буддизм оставался государственной религией до 1886 года.

Как Конфуций играл роль объединения Китая, так и синтоизм с его идеями божественности императорской семьи играл свою роль в сплочении японского государства.

Принципы Синтоизма

Причем считается, что и боги, и люди и духи умерших, просто сосуществуют друг с другом, поскольку все находятся в круговороте перевоплощений.

Принципы синтоизма основаны также на том, что если человек живет с чистым и искренним сердцем и видит мир таким как он есть, то он уже по этой причине добродетелен и находится на своем месте.

В синтоизме зло – это отсутствие гармонии, ненависть и эгоизм, нарушение общего порядка, существующего в природе.

Религиозные обычаи и ритуалы синтоизма

Религия синтоизм построена на ритуалах, обычаях и храмовых служениях. Считается, что все в этом мире изначально гармонично, как и сам человек. Однако злые духи пользуются слабостями человека и его низкими помыслами. Вот почему нужны божества в синтоизме – они являются опорой человеку, для поддержания чистого сердца и обеспечивая ему защиту.

Существую целые сборники книг, как правильно выполнять обряды богов, как в обычных храмах, так и в храмах императорского двора. Синтоизм служил сплочению японского народа, ведь считается, что сначала существовали именно боги, и они дали рождение, как Японии, так и династии китайских императоров.

Позднее японцы пошли еще дальше и стали считать императора «отцом», а остальных японцев «сынами» его, и что боги живут во всех них. Так Япония с посыла синтоизма становится страной «особой» (избранной) нации.

Синтоизм государственная религия Японии

В 1868 году Синтоизм в Японии становится государственной религией, до 1947 года, когда приняли новую конституцию и почему-то император перестал считаться живым богом.

Что касается современного синтоизма, то и в настоящее время в Японии существуют десятки тысяч храмов, где проводятся ритуалы божеств или духов предков. Храмы обычно строят на природе, в красивых местах.

Центральным местом в храме является алтарь, на котором ставится какой-то предмет, в котором находится дух божества. Этим предметом может быть и камень, и часть дерева, и даже табличка с надписью.

Философия Синтоизма

В своей основе традиция Синтоизм и её философия основана на обожествлении и поклонении природным силам. Жившие боги, создавшие людей Японии, воплощаются в духов природы, к примеру, в духа горы, камня, реки.

Про солнце вообще отдельный разговор. Так богиня Солнца Аматэрасу Омиками – является главным божеством японского синтоизма, да и просто всей Японии, как основатель императорского рода.

И потому согласно философии синтоизма люди должны поклоняться данным божествам, как уважение их родословной и для защиты, а также для покровительства от этих божеств и духов природы.

Так же в философию Синтоизма входит и понятие добродетели, сочувствие к окружающим, и сильное уважение к старшим. Признается изначальная безгрешность и добродетель души.

Места для поклонения там где ты есть

Как мы уже говорили, на синтоизм большое влияние оказал Буддизм, долгое время бывший государственной религией. Характерной чертой Синтоизма является то, что от верующих не требуется частое посещение храмов, достаточно приходить в праздники. Можно и дома выполнять молитвы предкам и духам.

Вывод

Вполне очевидно, что японский синтоизм имел своей целью сплочение народа, развитие гармонии между людьми и природой, а также развитие духа единства. Кроме того, синтоизм практически не находит противоречий с другими основными мировыми религиями, ведь тех же предков почитают почти везде.

Так человек может быть, например, одновременно и синтоистом, и буддистом. И как показывает опыт синтоизма – главное это гармония.

Возможно когда-нибудь, все религии даже придут к одной религии или лучше сказать к одной вере, вере в гармонию, любовь, и подобные однозначно ценные и необходимые каждому разумному и успешному человеку вещи.

Что ж, поэтому мы всем желаем гармонии и благополучия, и не забывайте посещать наш портал, где можно будет узнать много интересного про духовный мир. А в одной из следующих статьей мы так и попробуем подвести общий знаменатель под все основные мировые религии и верования общества и попытаемся понять почему религии вообще существуют, ну и конечно, не забудьте прочесть о сути и философии буддизма, так сильно повлиявшего на историю, философию и суть синтоизма.

Источник

СИНТОИЗМ — религия Японии. Развитие и обряды

Синтоизм. Редко встречаются движения философского или религиозного характера, которые имели бы такую национальную направленность, как синтоизм. Синтоизм – это прежде всего глубокое выражение древней культуры японцев. В этом отношении его можно сравнить со многими анимистскими религиями черной Африки, обряды которых ограничиваются определенной этнической группой.

Синтоизм, что это

Синтоизм («синто» – буквально «путь богов») – религия, возникшая в Японии и распространенная исключительно среди японцев. Древнейшие свидетельства о вероучении синтоизма запечатлены в книге «Кодзики» («Запись о древних делах», 712 г.). Существенной стороной синтоизма является поклонение красоте природы (гора Фудзи, цветущие деревья и т.п.).

Синтоизм сложился в VI-VII вв. Верховным божеством в синтоизме считается богиня Аматэрасу, (Аматэрасу-о-миками – «великая священная богиня, сияющая на небе», либо «владычествующая на небе») – богиня солнца, глава пантеона синтоистских богов, положившая начало божественной императорской династии. Можно сказать, что флаг Японии – символ синто. Само название страны (Нихон) состоит из двух китайских иероглифов: «ни» («солнце») и «хон» («восход»), откуда возникло название «Страна восходящего солнца». Однако солнце не играет главную иерархическую роль среди божеств синтоизма: каждое божество независимо и имеет свое место.

Будучи языческой религией, синтоизм представляет собой чистый политеизм – в его вероучении «путь богов», т.е. совокупная воля всех божественных существ, признается единственной определяющей силой человеческой судьбы. Религия синтоизма обожествляет силы природы, животных и знаменитых людей. Эти божества по-японски называются «ками» (китайский эквивалент – «син»). «То» или «до» означает «путь» или «метод» (кит.-яп.). Буквально «синто» – «путь богов».

«Ками» («боги») чаще всего внушают почтительный страх. Среди них находятся горы, животные (например, тигр, змея, волк) и сам император. Один из имперских министров IX в. признается ками каллиграфии. Количество ками составляло 800 млн, и Японию называют «Синкоку» – «страна божеств».

Синтоизм не знает верховного Бога, а небо, вопреки китайским верованиям, является не божеством, а обителью ками.

Ками в синтоизме не разделены на добрых и злых и не ограничены никаким стоящим над ними законом; в то же время они жестко привязаны к конкретным природным стихиям, во многих случаях даже топографически. Такое дробление божественных сил, с одной стороны, не позволяет выстроить четкой иерархии синтоистских богов, а с другой – ограничивает пантеон синтоизма богами, олицетворяющими исключительно местные, характерные именно для Японии природные стихии, что и замыкает синтоизм национальными рамками.

Одной из могучих стихий Японии, равносильной природным, но не природной, а социальной, стал император, культ которого прочно вошел в практику синтоизма и приобрел наибольший размах и теоретическое обоснование в конце XIX – начале XX вв. в вероучении тэнноизма (так называемый «имперский синтоизм»). Почитание императора обязано своим существованием концепции «Исэ синто», возникшей в период монгольского нашествия (1261-1281 гг.) и придававшей наибольшее значение почитанию «прародительницы» императорского дома Аматэрасу (центр этого почитания находился в святилище Исэ дзингу. Развитие «Исэ синто» во второй половине XVI в. привело к возникновению нового культа, допускающего обожествление какого-то лица при жизни, при этом основанием была не принадлежность к императорскому роду, а крупные политические и общественные деяния.

Историческое развитие синтоизма

До первого контакта Японии с китайской цивилизацией, к V в. н. э., синтоизм был лишь комплексом верований, мифов и обрядов. Это была разновидность политеистического анимизма, которая по обилию божеств напоминает как некоторые античные религии, так и анимизм черной Африки.

В эту эпоху Япония практически не знала ни письменности, ни живописи, ни скульптуры, чем, возможно, объясняется отсутствие идолов.

Китай, способствуя введению буддизма в Японии в 552 г., вызвал двойной эффект: с одной стороны, создалась амальгама синтоистских и буддистских обрядов, а с другой стороны, возникла защитная реакция синтоизма с оттенком национализма. Религия синтоизма сформировалась к VIII в., мифы объединились, и ками-хранители различных племен или деревень были возведены в национальный ранг.

Это движение, призванное укрепить имперское правительство сопровождалось стремлением записать древние традиции и составить мифологию, учредить корпус служителей культа и «официальные» ритуалы. Увеличивалось также количество храмов.

Вся история религии Японии с тех пор – сменяющие друг друга тенденции то в сторону буддизма, то в сторону синтоизма. Первые упоминания в источниках о проникновении буддизма относятся к началу VI в. В 538 г. посольство корейского королевства Пэкче, прибывшее в Ямато, преподнесло царю несколько буддийских сутр. Начиная с VIII-IX вв. для Японии характерен буддийско-синтоистский синкретизм.

Под термином «синкретизм» понимается, во-первых, выражение одной религии на языке и в культовых действиях другой, во-вторых, симбиоз двух или более религий в рамках одного общества, в-третьих, непротиворечивое соединение двух вероучений. В первом смысле говорят, например, об афрохристианстве, во втором – о рёбусинто, в третьем – о любом комбинированном язычестве.

Рёбусинто («путь буддизма в синто») – вероисповедный комплекс, возникший из соединения буддизма и синтоизма. Согласно представлениям рёбусинто, прилагая усилия одного рода, вы, благодаря ответу богов, получаете приятное обыденного опыта, а прилагая усилия иного рода вы, благодаря закону кармы и помощи бодхисаттв, приближаетесь к свободе от всех стремлений. При этом силы богов, бодхисаттв, и кармы признаются в равной степени реальными, поэтому в той или иной ситуации человек может смело опираться на каждую из этих сил, однако на всю жизнь он может избрать только одну миссию – миссию успеха в этом мире (синтоизм) или миссию освобождения от стремлений (буддизм).

В эпоху Мейдзи, в 1868 г., когда Япония была открыта для западной цивилизации, правительство приняло решение о разделении синтоизма и буддизма. Буддистским служителям культа было запрещено совершать богослужение в синтоистских храмах.

Синтоизм в этот период проявляется в четырех формах:

Четыре формы синтоизма смешиваются и составляют основу системы духовных ценностей страны. Вот почему синтоизм стал привилегированной сферой партикуляризма и, следовательно, японского национализма. Только синтоизм мог способствовать обожествлению императора, что помогало реализации устремлений японского империализма.

Поражение Японии в 1945 г. привело к ослаблению влияния этого инструмента синтоизма, действовавшего со времен Мейдзи. Император Хирохито согласился ограничить синтоизм ролью такой же религиозной организации, как и другие. Он утверждал, что преданность своему народу не зависит от веры подданных в его божественность и отменил дотации, предоставляемые правительством синтоистским храмам. Приверженность синтоистов к императору от этого не уменьшилась, а храмы по-прежнему процветают и сегодня.

В сущности, синтоизм не имеет установленного вероучения, а включает в себя обряды, имеющие характерные особенности для каждой из деревень..

Обряды синтоизма

Общественная жизнь японцев намного больше пронизана религией синтоизма, чем их личная жизнь. Эта религия общения с природой, где все священно: небесные светила, реки, предки, выдающиеся люди – присутствует во всех японских традициях. В борьбе сумо, в которой сталкиваются два полуобнаженных колосса, пытающихся вытолкнуть друг друга из круга, – спорт почти вторичен по сравнению с ритуалами: борцы бросают горсть соли, чтобы очистить арену, они балансируют то на одной, то на другой ноге, чтобы сокрушить силы зла, а что касается арбитра, то он происходит из семьи, специализирующейся в этом ремесле, и одет как синтоистский жрец.

Театр но, созданный в XV в., — не что иное, как чтение эпических легенд синтоистского толка. И «икебана» (искусство цветочного оформления) толкуется в терминах синтоизма: цветы должны располагаться так, чтобы подчеркивать три плоскости: небо, человека и землю. Икебана может также трактоваться в терминах буддистской медитации. Совместное купание (о-фуро), существовавшее до американской оккупации 1945 г., также представляет собой ритуал общения с природой.

Зато атмосфера веселья, царящая на синтоистских церемониях, хорошо подходит к таким событиям, как рождение или свадьба; 90% японских свадеб совершаются по синтоистскому ритуалу.

Союз супругов скрепляется тем, что они трижды отпивают саке из одной чаши. Однако традиционный банкет, на который приглашают семью и сослуживцев, стоит дорого, поэтому многие молодожены предпочитают свадьбу за рубежом по другому ритуалу. Это дешевле и включает свадебное путешествие.

Семьи охотно посещают синтоистский храм по воскресеньям. Удовольствие доставляет прогулка в его садах, во время которой совершается ритуал очищения: пьют воду из священных фонтанов, пользуясь деревянными стаканчиками, надетыми на длинные жердочки.

Синтоизм предусматривает многочисленные паломничества, часто в горы, где, по преданию, находятся ками. Мораль синтоизма очень простая, она заключается в том, что следует избегать больших грехов: лжи, убийства, прелюбодеяния и т. д.

По своей природе синтоизм является совместимым с другими религиями, так как он не отличается цельностью. На протяжении всей своей истории синтоизм приспособился к буддизму и конфуцианству, а сегодня у него не возникает проблем в отношении христианства. Современная жизнь еще больше освободила его от сверхъестественного, однако он остается цементирующей силой, обеспечивающей единство японской нации.

Можно удивляться тому, что такая примитивная религия, как синтоизм, выжила в такой высокоразвитой стране, как Япония. Синтоизм по своему представлению о вселенной очень отставал от технической эволюции Японии. Сельское хозяйство и социальная структура Японии достигли уровня (насколько можно судить со стороны), намного превышающего духовное состояние, выражаемое синтоизмом.

Можно провести интересную параллель с японской письменностью, которая одновременно и примитивна, и сложна. Ее без труда можно было заменить латинским алфавитом, более совершенным и лучше приспособленным к японской фонетике. Тем не менее японцы предпочитают сохранять архаичную систему, которая принадлежит им и позволяет защитить свою индивидуальность. Это же характерно и для синтоизма.

Однако синтоистское мышление легко приспосабливается к современному обществу, помогая моделировать и развивать его: любовь к природе способствует экологическим движениям, необходимость постоянного обновления способствует развитию общества потребления, а забота о красоте не могла не повлиять на дизайн и красоту японских изделий.

Источник

Синтоизм (Синто) — что это такое, суть, религия и философия.

Синтоизм – это древняя историческая религия Японии, которая основана на вере в существование множества богов и духов, проживающих локально в определенных святынях или во всем мире, например, богине Солнца Аматерасу. Синтоизм имеет анимистические аспекты, то есть убеждение, что духи пребывают в естественных неодушевленных предметах, фактически, во всех вещах. Для синтоизма первоочередная задача заключается в том, что человек живет в гармонии с природой. Этимологически, синтоизм или «синто» можно перевести как – Путь Богов.

Синтоизм суть религии – кратко.

Простыми словами, синтоизм – это не совсем религия в классическом понимании этого термина, а скорее философия, идея и культура основанная на религиозных верованиях. В синтоизме не существует определенных канонических священных текстов, нет формальных молитв и обязательных ритуалов. Вместо этого, варианты поклонения очень сильно различаются в зависимости от святыни и божества. Очень часто в синтоизме принято поклонятся духам предков, которые согласно верованиям, постоянно окружают нас. Из вышесказанного можно сделать вывод, что синтоизм — это очень либеральная религия, нацеленная на создание всеобщего блага и гармонии с природой.

синтоизм что это такое. Смотреть фото синтоизм что это такое. Смотреть картинку синтоизм что это такое. Картинка про синтоизм что это такое. Фото синтоизм что это такое

Происхождение религии. Где возник Синтоизм.

В отличие от многих других религий, Синтоизм не имеет основателя и определенной точки зарождения во времени. Народы древней Японии долго практиковали анимистические верования, поклонялись божественным предкам и общались с духовным миром через шаманов. Многие из этих практик перекочевали в так называемую первую признанную религию – Синто (Синтоизм). Это случилось в период культуры Яёй примерно с 300-го года до нашей эры по 300-й год нашей эры. Именно в этот период некоторым природным явлениям и географическим особенностям были дани имена различных божеств.

В синтоистских верованиях, сверхъестественные силы и сущности известны как – Ками. Они управляют природой во всех ее формах и обитают в местах особой природной красоты. Помимо условно благосклонных духов «Ками», в синтоизме присутствуют злые сущности – демоны или «Они» которые в основном невидимы и могут обитать в разных местах. Некоторые из них представлены как гиганты с рогами и тремя глазами. Власть «Они», обычно носит временный характер, и они не представляют собой неотъемлемую силу зла. Как правило, для того чтобы их успокоить, требуется выполнить определенный ритуал.

Основные понятия и принципы в синтоизме.

синтоизм что это такое. Смотреть фото синтоизм что это такое. Смотреть картинку синтоизм что это такое. Картинка про синтоизм что это такое. Фото синтоизм что это такое

Синтоизм боги.

Как и во многих других древних религиях, божества «синто» представляют важные астрологические, географические и метеорологические явления, которые когда-либо случались и считались влияющими на повседневную жизнь.

Богами создателями считаются: Богиня творения и смерти — Идзанами и ее муж Идзанаги. Именно их принято считать создателями островов Японии. Дальше по иерархии, верховными божествами принято считать богиню солнца – Аматерасу и ее брата Сусаноо –бога моря и бури.

К другим значимым божествам в синтоизме можно причислить бога-богиню Инари, которая считается покровительницей риса, плодородия, торговли и ремесленничества. Посланник Инари — лиса, популярная фигура в храмовом искусстве.

синтоизм что это такое. Смотреть фото синтоизм что это такое. Смотреть картинку синтоизм что это такое. Картинка про синтоизм что это такое. Фото синтоизм что это такое

Также в синтоизме особым почтением пользуются так называемые – «Семь богов счастья»:

Вообще пантеон синтоистских богов очень велик и в него входят различные божества, отвечающие практически за все аспекты человеческой жизни.

синтоизм что это такое. Смотреть фото синтоизм что это такое. Смотреть картинку синтоизм что это такое. Картинка про синтоизм что это такое. Фото синтоизм что это такое

Святыни и алтари в Синтоизме.

В Синтоизме священное место может принадлежать сразу же нескольким «Ками» и несмотря на это, в Японии насчитывается более 80 тысяч разнообразных святилищ. Некоторые природные объекты и горы также могут считаться святынями. Ранние святыни были просто горными алтарями, на которые выкладывали подношения. Затем, вокруг таких алтарей возводились украшенные здания. Святыни легко идентифицируются наличием священных ворот. Самые простые — это всего лишь два вертикальных столба с двумя более длинными поперечинами, что символически отделяют священное пространство святыни от внешнего мира. Подобными святилищами обычно управляет и опекается главный жрец или старейшина, а местное сообщество финансирует эту работу. Помимо общественных святилищ, у многих японцев в домах существуют маленькие алтари, посвященные предкам.

Самая важная святыня Синтоизма — это Великая святыня Исе (Храм Исэ), посвященная Аматерасу со вторичной святыней богине урожая Тоёукэ.

синтоизм что это такое. Смотреть фото синтоизм что это такое. Смотреть картинку синтоизм что это такое. Картинка про синтоизм что это такое. Фото синтоизм что это такое

Синтоизм и Буддизм.

Буддизм прибыл в Японию в VI веке до нашей эры в рамках процесса китайской колонизации. Эти системы убеждений практически небыли в оппозиции. Как Буддизм, так и Синтоизм нашли взаимное пространство, чтобы процветать бок о бок на протяжении многих веков в древней Японии. В период 794-1185 годов нашей эры некоторые синтоистские «ками» и буддистские бодхисаттвы были формально объединены, чтобы создать единственное божество, создав таким образом Рёбу Синто или «Двойной синто». В результате изображения буддийских фигур были включены в синтоистские святыни, а некоторые синтоистские святыни управлялись буддийскими монахами. Официальное разделение религий произошло аж в 19 веке.

Источник

Что такое Синтоизм

Синтоизм (или синто) — это национальная религия жителей Японии.

Синтоизм в японском языке означает «путь богов».

В синтоизме нет правил того, чего делать нельзя. Религия содержит, скорее, этические нормы и правила поведения. Синтоизм — это образ жизни, манера поведения японца-синтоиста, способ мыслить, которые формируют его характер.

Во что верят синтоисты?

Синтоисты (то есть последователи этой религии) верят в ками.

Ками может принимать любую форму. Это не только дух. Ками может быть и камень, и какое-то красивое место, и любое природное явление.

Если заботиться о ками, то они будут помогать: приносить удачу, деньги, счастье.

История возникновения синтоизма

В Японии синтоизм существует совместно с другой национальной религией — буддизмом.

Хотя буддизм возник в Китае, в 6 веке его идеи достигли Японии. Идеи синтоизма, который уже существовал среди японцев, смешались с некоторыми идеями буддизма.

У синтоизма нет основоположника. До того, как синтоизм стал официальной религией, он, скорее, был культом.

Его последователи были анимистами. По идеям анимизма у всего вокруг есть душа.

Синтоизм и буддизм

С появлением буддизма, а затем и конфуцианства менялся и синтоизм. Так, считалось, что ками — это одна из форм Будды.

Идеи буддизма всё более активно принимались на уровне государства и даже внедрялись в политику. Чтобы усладить ками, император должен был выполнять определённые ритуалы.

Синтоизм и буддизм существовали неразрывно друг от друга вплоть до середины 19 века.

Затем произошло разделение двух религий. Святилища синтоизма, обряды и идеи перестали включать буддистские элементы.

Сейчас же синтоизм — это этический кодекс японцев. Но он признан и на государственном уровне.

Читайте подробнее про Буддизм.

Основные идеи синтоизма

Хоть синтоизм и называется религией, он отличен от нашего понимания религии.

1. Синтоизм — это образ жизни, поведение и мысли, которым следуют японцы и которые являются частью их менталитета.

2. Синтоизм — это очищение от всего плохого, забота о здоровье и соблюдение гармонии, уважение семейных ценностей.

3. У синтоизма нет основателя. К тому же эта религия не пропагандируется в других странах, а передаётся из поколения в поколение в Японии.

4. В синтоизме есть святилища (дзиндзя). Это храм для синтоистов.

5. В синтоизме есть многочисленные обряды и фестивали (мацури).

Мацури — это красочные, полные радости и очень шумные праздники. Торжественные церемонии сочетаются с бурным весельем.

Во время мацури по улицам проносят макеты дзиндзя или их изображения.

6. В синтоизме нет другого мира, кроме нашего. Ками существуют в одном мире с людьми.

7. В синтоизме нет богов. Есть только ками. Ками — это и духи, и места, и природа — горы и реки, и природные явления.

8. Ками — это не какое-то всемогущее существо. Они могут быть плохими и хорошими.

Читайте подробнее про Анимизм. Узнайте также, что такое Этика.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *