система эйдосов что это
Система эйдосов что это
К раткое описание системы «ЭЙДОС»
Система «ЭЙДОС» разработана автором в 1992 году и постоянно совершенствуется (вплоть до настоящего времени).
Система является отечественным лицензионным программным продуктом предназначена для:
1. Разработки оптимальных адаптивных методик идентификации (тестирования) и прогнозирования состояний сложных систем, выработки рекомендаций по управлению ими, а также разработки супертестов в самых различных предметных областях;
2. Эксплуатации этих оптимальных методик в промышленном режиме при массовой обработке информации;
3. Углубленного анализа результатов тестирования, включающего ранговый (информационный) и кластерно-конструктивный анализ эталонных описаний классов распознавания и признаков, а также анализ достоверности заполнения исходных данных.
Отличия системы “ЭЙДОС” от аналогов:
От экспертных систем система “ЭЙДОС” отличается тем, что для ее обучения от экспертов требуется лишь само их решение о принадлежности того или иного объекта или его состояния к определенному классу, а не формулирование правил (продукций) или весовых коэффициентов, позволяющих прийти к такому решению (система генерирует их сама, т.е. автоматически).
От систем статистической обработки информации система “ЭЙДОС” отличается прежде всего своими целями, которые состоят в следующем:
– формирование обобщенных образов исследуемых классов распознавания и признаков по данным обучающей выборки (т.е. обучение);
– исключение из системы признаков тех из них, которые оказались наименее ценными для решения задач системы;
– вывод информации по обобщенным образам классов распознавания и признаков в удобной для восприятия и анализа текстовой и графической форме (информационные или ранговые портреты);
– сравнение распознаваемых формальных описаний объектов с обобщенными образами классов распознавания (распознавание);
– сравнение обобщенных образов классов распознавания и признаков друг с другом ( кластерно-конструктивный анализ);
– расчет частотных распределений классов распознавания и признаков, а также двумерных матриц сопряженности на основе критерия X 2 и коэффициентов Пирсона, Чупрова и Крамера ;
– результаты кластерно-конструктивного и информационного анализа выводятся в форме семантических сетей и когнитивных диаграмм.
Таким образом, система «ЭЙДОС» выполняет за исследователя-аналитика ту работу, которую при использовании систем статистической обработки ему приходится выполнять вручную, что чаще всего просто невозможно при реальных размерностях данных. Поэтому система «ЭЙДОС» называется аналитической.
1. Восприятие: интенсиональное (дискретное) представление чувственного образа конкретного объекта в форме совокупности признаков;
2. Присвоение формальных (знаковых) имен: экстенсиональное (континуальное) представление чувственного образа конкретного объекта в форме принадлежности к некоторым градациям определенных смысловых шкал;
3. Обобщение (синтез, индукция) : формирование обобщенных образов различных категорий объектов на основе одновременного использования экстенсиональных и интенсиональных описаний конкретных объектов, которые используются в качестве примеров;
4. Анализ обобщенных образов (дедукция) : выявление общего и особенного для каждого обобщенного образа;
5. Анализ признаков : выявление общего и особенного в смысловом содержании каждого признака;
6. Абстрагирование : определение для каждого признака его вклада в различие друг от друга обобщенных образов; контролируемое и корректное удаление незначимых признаков с сохранением всей существенной информации;
7. Классификация обобщенных образов : определение сходств и различий обобщенных образов друг с другом; объединение сходных образов в кластеры; формирование биполярных систем наиболее непохожих кластеров, т.е. конструктов образов;
8. Классификация признаков : определение сходств и различий признаков по их смыслу; объединение сходных по смыслу признаков в кластеры; формирование биполярных систем наиболее непохожих кластеров, т.е. конструктов признаков;
9. Содержательное сравнение обобщенных образов : определение признаков, по которым заданные два образа несопоставимы, которыми они сходны и которыми они отличаются друг от друга;
10. Содержательное сравнение признаков : определение элементов смысла, по которым заданные два признака несопоставимы, которыми они сходны и которыми они отличаются друг от друга;
11. Распознавание (идентификация) конкретных объектов : сравнение чувственного образа конкретного объекта со всеми обобщенными образами.
Система генерирует 50 видов различных двухмерных и трехмерных графических форм и более 50 видов различных текстовых форм. Имеется подробное руководство по системе типографского качества, объемом 250 листов.
Основные характеристики Системы “ЭЙДОС”:
1. Обеспечивается достоверность распознавания обучающей выборки: на уровне 90% (интегральная валидность ), которая повышается после оптимизации системы признаков, т.е. после исключения признаков с низкой селективной силой;
2. Система обеспечивает одновременно обработку до 4000 классов распознавания и 4000 признаков, причем признаки могут быть не только качественные (да/нет), но и количественные, т.е. числовые;
4. В системе имеется научная графика, обеспечивающая высокую степень наглядности, а также естественный словесный интерфейс при обучении Системы и запросах на распознавание.
Области возможного применения Системы “ЭЙДОС”:
– синтез адаптивных систем автоматизированного управления сложными системами в различных предметных областях;
– определение профессиональной пригодности (оптимальной профессиональной принадлежности), перспектив обучения и профессиональной деятельности, в том числе в специальных областях, требующих от человека специфических способностей и адекватного поведения в экстремальных ситуациях и в измененных формах сознания;
– исследования по политологии, социологии и прикладной психологии, в том числе на основе обработки больших объемов информации, полученной в результате мониторинга в краткие сроки по распределенной многомашинной технологии;
– медицинская диагностика, мониторинг динамики состояний больных, изучение взаимосвязей между лечебными воздействиями и эффектом, определение гомеопатических типов, и т.д.;
– анализ и прогнозирование биржевых ситуаций, прогнозирование курсов валют и ценных бумаг, изучение тенденций фондового рынка;
– другие применения в любых областях, в которых возникают задачи идентификации и прогнозирования ситуаций или состояний сложных объектов по внешним признакам;
– изучение влияния факторов различной природы на количество и качество результатов деятельности; использование выявленных зависимостей для разработки обоснованных рекомендаций.
Система Эйдосов. Как выглядят цифры?
Это основа основ в мнемотехнике, именно с нее все и начинается. Давайте разбираться
0 у нас будет батоном. Логичнее было бы представить мяч, но вспоминаем о правиле составления образов — он должен быть конкретным. Поэтому для того, чтобы не возникало споров о том, какой мяч представлять: волейбольный, футбольный или баскетбольный, возьмем батон
Цифра 1.
Можно также выделить несколько вариантов (стрела, копьё, огурец). Чтобы не путаться и не расходиться во мнениях, возьмем копьё
Цифра 2.
Очень просто и вполне логично — это у нас будет лебедь
Цифра 3.
Ее мы закодируем как трезубец Посейдона
Цифра 4.
Сначала она может показаться сложной для кодирования, но если оглядеться вокруг себя, все станет понятно. Это у нас с вами будет перевернутый стул
Цифра 5.
Крюк подъемного крана похож на цифру 5. Да и в принципе крюк на него похож. Можно закодировать цифру как кран или пирата с крюком вместо руки
Цифра 6.
Открытый навесной замок
Цифра 7.
Здесь тоже может быть несколько вариантов, но самым очевидным и общепринятым будет коса
Цифра 8.
Для ее кодирования берем очки, все очень просто
Цифра 9.
Если вы подумали про перевернутый замок, то немного ошиблись. Так велика вероятность запутаться при декодировании образов, поэтому мы берем поварешку
Вспомните игру в дартс. В стандартной версии красная точка в середине дает 10 баллов, а мы обычно говорим «попал в яблочко». Поэтому 10 у нас будет яблоком
Вы можете придумать свои образы. Но я рекомендую использовать те, что перечислены выше. Хотя бы для начала.
Сейчас ваша задача – запомнить все эти образы. Проще всего это сделать, составив табличку.
30 лет системе «Эйдос» – одной из старейших отечественных универсальных систем искусственного интеллекта, широко применяемых и развивающихся и в настоящее время
Цели и функции системы «Эйдос». Пользовательский интерфейс, технология разработки и эксплуатации приложений управления знаниями в системе «Эйдос». Технические характеристики и обеспечение эксплуатации системы «Эйдос» (версии 12.5), ее перспективы.
Рубрика | Программирование, компьютеры и кибернетика |
Вид | статья |
Язык | русский |
Дата добавления | 26.04.2017 |
Размер файла | 1,5 M |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Луценко Евгений Вениаминович
Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия
Ключевые слова: СИСТЕМА ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА, АВТОМАТИЗИРОВАННЫЙ СИСТЕМНО-КОГНИТИВНЫЙ АНАЛИЗ, УПРАВЛЕНИЕ ЗНАНИЯМИ, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Универсальная когнитивная аналитическая система «Эйдос», по-видимому, является одной из первых реально работающих отечественных универсальных систем искусственного интеллекта, широко применяемых и развивающихся и в настоящее время. Математическая модель Универсальной когнитивной аналитической системы «Эйдос», а также методика численных расчетов (алгоритмы и структуры данных) и функциональная структура системы разработаны автором в 1979 году, когда он работал старшим инженером на вычислительном центре Краснодарского медицинского института http://lc.kubagro.ru/aidos/Auto0700.htm и занимался разработкой математических моделей и алгоритмов медицинских диагностических систем. Впервые математическая модель системы «Эйдос» прошла экспериментальную апробацию в ходе численного эксперимента в 1981 году. С 1981 по 1992 система «Эйдос» неоднократно реализовалась автором в предметно-зависимых приложениях на платформе Wang (на компьютерах Wang-2200с) в среде персональной технологической системы «Вега» (1983 год) [23], во многом функционально аналогичной MS Excel (включая деловую графику), но опережавшей его лет на 10. Два акта внедрения ранней версии системы «Эйдос» (1987 год) приведен ниже.
— 3 доктора экономических наук;
— 2 доктора технических наук;
— 4 кандидата психологических наук;
— 1 кандидат технических наук.
С 1999 по 2002 год система «Эйдос» применялась в учебном процессе в Кубанском государственном технологическом университете (КубГТУ) при преподавании дисциплин: «Новые информационные технологии в учебном процессе», «Комплексные технологии в науке и образовании». С 2002 года и по настоящее время система «Эйдос» применяется в Кубанском государственном аграрном университете (КубГАУ) и Адыгейском государственном университете (АГУ) при преподавании дисциплины «Интеллектуальные информационные системы», а в КубГАУ также и при преподавании дисциплин: «Основы теории управления» и «Компьютерные технологии в строительной науке и образовании» (магистерский курс).
Цели и основные функции системы «Эйдос». Универсальная когнитивная аналитическая система «Эйдос» (система «Эйдос») является отечественным лицензионным программным продуктом 18, созданным с использованием официально приобретенного лицензионного программного обеспечения. Система «Эйдос» включает базовую систему, ряд систем окружения и программные интерфейсы импорта данных из внешних баз данных различных стандартов.
По системе «Эйдос» и различным аспектам ее практического применения имеется более сотни публикаций автора с соавторами, в т.ч. 10 монографий и три учебных пособия с грифами УМО и министерства 1.
Система «Эйдос» является программным инструментарием, реализующим теоретическую концепцию, математическую модель и методику численных расчетов Системно-когнитивного анализа (СК-анализ) [5] и обеспечивает реализацию следующих основных функций:
1. Синтез и адаптация семантической информационной модели предметной области, включая активный объект управления и окружающую среду.
2. Идентификация и прогнозирование состояния активного объекта управления, а также разработка управляющих воздействий для его перевода в заданные целевые состояния.
3. Углубленный анализ семантической информационной модели предметной области.
Синтез содержательной информационной модели предметной области
Синтез модели в СК-анализе осуществляется с применением подсистем: «Словари», «Обучение», «Оптимизация», «Распознавание» и «Анализ». Он включает следующие этапы:
1) формализация (когнитивная структуризация предметной области);
2) формирование исследуемой выборки и управление ею;
3) синтез или адаптация модели;
4) оптимизация модели;
5) измерение адекватности модели (внутренней и внешней, интегральной и дифференциальной валидности), ее скорости сходимости и семантической устойчивости.
Идентификация и прогнозирование состояния объекта управления, выработка управляющих воздействий
Данный вид работ осуществляется с помощью подсистем «Распознавание» и «Анализ». Эти подсистемы обеспечивают: ввод распознаваемой выборки; пакетное распознавание; вывод результатов распознавания и их оценку, в т.ч. с использованием данных по дифференциальной валидности модели.
Углубленный анализ содержательной информационной модели предметной области
Этот анализ выполняется в подсистеме «Типология», которая включает:
1. Информационный и семантический анализ классов и признаков.
2. Кластерно-конструктивный анализ классов распознавания и признаков, включая визуализацию результатов анализа в оригинальной графической форме когнитивной графики (семантические сети классов и признаков).
3. Когнитивный анализ классов и признаков (когнитивные диаграммы и диаграммы Вольфа Мерлина).
Эйдетика — методика, позволяющая хранить в памяти тонны информации: правда или миф?
Чтобы быть успешным, современный человек должен уметь удерживать в памяти огромное количество информации. Никакие записные книжки, заметки и «напоминалки» в смартфонах не способны охватить всё. Особенно, если дело касается некоторых мелочей. Они могут быть не только визуальными (например, какой режим работы указан на входе в новый магазин), но и вкусовыми (какой вкус был в прошлый раз у ликёра), слуховыми (кому принадлежит этот голос, доносящийся из телевизора в другой комнате), а также обонятельными, двигательными и тактильными.
Думаете, все эти мелочи невозможно удерживать и воспроизводить при необходимости? На самом деле современные техники и приёмы развития памяти позволяют это делать. При регулярных тренировках человек способен надолго запоминать самые незаметные детали в больших объёмах. Имя методики, которая помогает всё это реализовать на практике, — эйдетика.
Общая информация
Что это такое
Эйдетика — это методика для развития памяти, мышления и воображения посредством ярких образов. Она позволяет активно запоминать и быстро воспроизводить любые детали. Но самое главное — она признана одним из ведущих направлений, способствующих формированию неординарного мышления. К ней можно обратиться в любом возрасте. Конечно, больших результатов добьются те, кто регулярно занимается с малых лет. Но, как показывает практика, для взрослых она тоже полезна.
Из истории
Повышенный интерес к эйдетике возник в последнее десятилетие. Многие думают, что это инновационная методика, разработанная учёными XXI века. На самом деле это ошибочное мнение.
Ещё в Древней Греции человек-эйдетик, обладающий идеальной зрительной (эйдетической) памятью, привлекал внимание учёных, философов и мыслителей того времени. Уже тогда они задумывались над тем, как её можно максимально развить. В античных манускриптах есть даже простейшие упражнения — они и положили начало эйдетике.
Всплеск интереса к данному учению наблюдался в начале ХХ века в Западной Европе. Первые подробные описания содержатся в работах сербского учёного Виктора Урбанчича (1907 год). Его идеи подхватил немецкий психолог и философ Эрик Йенш (20-е гг.). Большой вклад в развитие эйдетики внесла марбургская школа психологии, основателем которой был Йенш. В России её теорией и практикой занимались П. П. Блонский, А. Р. Лурия, Л. С. Выготский. Однако после Второй мировой волна пошла на спад.
На сегодняшний день в России она неразрывно связана с именем И. Ю. Матюгина — доктора педагогических наук. В своих трудах он обосновал основные принципы метода, подробно описал её инструментарий и применяемые техники. Благодаря ему, по всей стране открываются Школы эйдетики, предлагающие заниматься людям все возрастов.
Основные понятия
Следует понимать разницу между понятиями «эйдетика» и «эйдетизм».
Эйдетизм — способность запоминать мельчайшие детали увиденного, нередко сопровождаемые при этом дополнительными образами — визуальными, вкусовыми, слуховыми, обонятельными, двигательными, тактильными. Например, известный русский композитор Николай Рахманинов мог лишь один раз взглянуть на ноты и отыграть записанное в них музыкальное произведение от начала до конца. Подобным даром обладали многие знаменитости.
Эйдетическая память по-другому называется зрительной или фотографической. Она может быть врождённой или приобретённой, т. е. сознательно развитой в течение жизни. В первом случае люди, обладающие такой способностью, воспринимаются окружающими как феномены. Но в психологии это обычный вид памяти — наряду с сенсорной, пространственной и социальной. А психотерапевты утверждают, что это и вовсе патология, так как люди, обладающие такой сверхъестественной способностью, часто страдают галлюцинациями, эпилепсией и прочими тяжёлыми психическими расстройствами.
Эйдетический образ (ЭО) — субъективное представление предмета спустя некоторое время после непосредственного контакта с ним. Отличается отчетливостью, деталями, стабильностью (сохраняется в памяти на продолжительный срок). Чаще всего бывает зрительным или акустическим. Именно его формирование происходит во время занятий эйдетикой.
Эйдетическое мышление (ЭМ) — способность при обработке информации любого рода (синтезе, анализе, обобщении, сравнении) обращать внимание на мельчайшие детали и сохранять их в памяти для дальнейшего активного использования. Выдающиеся математики, для которых важна каждая цифра, стараются развивать ЭМ на протяжении всей жизни. И помогает им в этом эйдетика.
Эйдетическое воображение (ЭВ) — яркая фантазия, позволяющая человеку в деталях представить всё у себя в сознании, хотя на самом деле такого никогда не происходило. Причём эти образы настолько чёткие, что возникает некое дежавю. Ощущаются запахи, дуновение ветра, слышатся голоса, произносящие что-то с разной интонацией, кожа чувствует прохладу или прикосновения, словно это было наяву.
Развитию всех этих психических категорий успешно способствует эйдетика. Если ею заниматься долго и всерьёз, итогом станет эйдетическое восприятие, которое полностью преображает жизнь человека. Он начинает осознавать окружающий мир в виде ярких, запоминающихся образов. Это упрощает повседневные задачи, способствует быстрому реагированию даже на самые неожиданные ситуации, помогает быть успешным в разных сферах.
Происхождение. Термин «эйдетика» восходит к древнегреческому слову «εἶδος», которое переводится как «образ, вид, облик».
Польза
Основная задача эйдетики — развитие памяти и внимания. Однако этим её польза для личностного совершенствования не ограничивается. Она способна оказать гораздо более многогранное воздействие:
Эйдетика добивается всего этого тем, что при запоминании материала активно используются яркие, часто неожиданные образы и эмоциональные компоненты. Тем самым процесс становится интересным, мотивированным и существенно упрощается.
Поэтому эйдетический метод развития памяти сейчас так активно внедряется в детские сады и школы. Воспитатели, учителя и родители прекрасно знают, как трудно заинтересовать маленького непоседу учёбой и выучить с ним что-то. Игровой деятельности надолго не хватает. Если в сочетании с ней использовать наглядные образы, дело пойдёт проще и гораздо быстрее.
Ещё более полезным метод эйдетики становится в старших классах и в студенчестве, когда приходится учить огромное количество материала. Если умело использовать наглядно-эмоциональные образы, это перестанет быть проблемой и существенно облегчит подготовку к экзаменам.
Методы
Главные инструменты эйдетики — ассоциации и акровербальная техника.
Работа с ассоциациями
Ведётся по двум направлениям: цепной метод и метод зрительных ассоциаций.
Цепной метод
Суть: связать между собой логическими цепочками можно даже самые отдалённые друг от друга предметы.
Упражнение: подбираются 10-15 совершенно разных слов (абсолютно любых: пуговица, фастфуд, правительство, закон, кактус, дедушка, палец, удовольствие, грамота, скотч). Задание: составить из них связный рассказ или просто логическую цепочку. Примерный текст: Правительство издало закон получать от фастфуда максимум удовольствия, за что будут выдавать грамоты с кактусами. Дедушка этому так обрадовался, что порезал палец — пришлось перематывать скотчем.
Согласно эйдетике, чем несуразнее получится логическая цепочка, тем ярче будут эйдетические образы. Забыть серого зайчика и жёлтое солнышко легко, потому что они типичны и будничны. А вот грамота с кактусом, закон о фастфуде, дедушка с пальцем, перемотанным скотчем, — это свежо и необычно. Результат — все 10 слов останутся в памяти.
Зрительные ассоциации
Суть: привязка той информации, которую необходимо запомнить, к конкретному месту, человеку, ситуации. Своеобразное «якорение» из НЛП.
Применение на практике. Например, при объяснении тем по русскому языку «Этимология» или «Однокоренные слова». Учитель демонстрирует классу веретено и часы и просит найти между ними что-то общее. Естественно, это два совершенно разных предмета, никак не связанных между собой. Но оказывается, что веретено вертится, как стрелки на часах. Поэтому исторически слова веретено, вертеться и время — близкородственные и однокоренные. В дальнейшем ученику достаточно будет вспомнить эти две вещи, чтобы воспроизвести данную информацию.
Акровербальный метод
Без него редко обходится тренировка памяти с помощью эйдетики, хотя его активно используют мнемотехника, нейробика, НЛП и другие направления.
Суть: чтобы облегчить запоминание учебного материала, он «зашифровывается» в стихотворения, различные аббревиатуры, коды, песни и даже анекдоты. Во-первых, получается наглядно. Во-вторых, увлекательно и познавательно. В-третьих, легко запоминается. Ученик легко выучивает две строчки весёлого стишка, который в нужный момент вызывает в его подсознании необходимые образы и ассоциации. И вместо рифмы он рассказывает правило по русскому языку.
Эйдетика имеет в своём арсенале множество и других методик для развития идеальной зрительной памяти, образно-ассоциативного мышления и повышения концентрации внимания:
Регулярно занимаясь эйдетикой, можно неплохо развить способность быстро и без принуждения запоминать максимальное количество самой разной информации.
Эйдетика для детей
Особую значимость эйдетика приобретает на занятиях с детьми. Их психика и когнитивные способности подобны пластилину. Если работать над развитием зрительной памяти и образно-ассоциативного мышления, начиная с раннего возраста (например, регулярно организовывать такие занятия для дошкольников), это принесёт отличные результаты.
Такие дети быстро сменяют игровую ведущую деятельность на учебную, активно втягиваются в процесс школьного обучения. У них редко возникают проблемы с заучиванием материала. Это позволяет им быть успешными в учёбе и реализовывать своё творческое начало (под воздействием хорошо сформированного эйдетического воображения).
Программа занятий (в качестве примера)
Примерная образовательная программа для воспитателей дошкольных образовательных учреждений и преподавателей начальной школы и «Развитие памяти детей методами эйдетики».
Упражнения
Упражнения по эйдетике могут включать в свои занятия воспитатели детского сада, учителя начальных классов и психологи, работающие с маленькими детьми. Также их обязательно должны взять на вооружение родители, желающие всесторонне развить своего малыша.
Основные упражнения по эйдетике для детей дошкольного возраста позволят понять, как правильно организовать занятие и вести дальнейшую работу в данном направлении.
Зрительная прорисовка
Техника используется при изучении цифр. Детям раздаются листы бумаги с объёмными контурами изучаемой цифры. Они должны увидеть в ней фигуру какого-либо животного, человека, вещи и дорисовать. Например, ноль — зеркало, восьмёрка — кукла-неваляшка, тройка — змейка и т. д. В дальнейшем при воспроизведении цифры они будут вспоминать именно этот образ и быстро называть то, что требует учитель.
Мысленная прорисовка
При заучивании какого-либо стихотворения нужно, чтобы ребёнок максимально представил то, что в нём описывается. Можно воссоздать звуки леса или шум прибоя, брызнуть на кожу капельки воды, включить слайды на проекторе с нужными иллюстрациями. Дайте задание подробно описать, что он чувствует, ощущает, думает. Такое проговаривание закрепит эйдетические образы в памяти.
Эйдетика — уникальная современная методика для развития внимания, памяти и особого типа мышления. Она показывает отличные результаты и позволяет работать не только с детками. Это прекрасная возможность самосовершенствоваться, чтобы не стоять на месте и постоянно добиваться всё новых высот.