система проход для грузовиков что это такое
Ассоциация международных
автомобильных перевозчиков
Создана в 1974 году
Рекомендации Пограничной службы по обустройству «технологических проходов» в грузовых отсеках транспортных средств
25.05.2021
В рамках полномочий, установленных статьей 50 Закона Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. № 4730-I «О Государственной границе Российской Федерации», должностные лица пограничных органов в автомобильных пунктах пропуска на казахстанском участке Государственной границы Российской Федерации осуществляют досмотр транспортных средств, перевозящих товары, не помещенные под процедуру таможенного транзита и перемещаемые без таможенного контроля.
Минтранс России направил в АСМАП разработанные Пограничной службой рекомендации международным автоперевозчикам по мерам, позволяющим сократить время досмотра и не прибегать к полной выгрузке товара,
В документе говорится о необходимости организации технологических проходов внутри грузовых отсеков транспортных средств для обеспечения максимально возможного доступа к перевозимым грузам сотрудников Пограничной службы, осуществляющих досмотр.
Просим использовать указанные рекомендации при осуществлении перевозок.
Документ для скачивания:
В обращении АСМАП по вопросам контроля на российско-казахстанской границе, ранее направленном в Министерство транспорта Российской Федерации, отмечалось, что устранению проблемы будет способствовать оснащение пунктов пропуска через казахстанский участок Государственной границы Российской Федерации инспекционно-досмотровыми комплексами
Дмитрий Егоров
Проход — еще одно ключевое понятие ТОС
Еще одним фундаментальным «открытием» Теории ограничений является понятие «Проход» (Throughput). Вообще, это понятие, его ценность, особенности учета и использования заслуживают отдельной книги. По этому поводу существует отдельная литература, источники на русском языке приведены в сноске[1].
Словарь TOCICO дает следующее определение понятия Проход:
«Проход (Т) — это скорость, с которой система генерирует „единицы цели“. Использование: Поскольку Проход — это скорость, то он всегда выражается в единицах цели в единицу времени (например: час, день, месяц или год) или на единицу продукции. Если единицами измерения цели являются деньги, то Проход будет выражаться в объеме денег за период времени и на единицу продукции. В случае расчета Прохода за период времени Проход будет рассчитываться как Выручка за период минус Абсолютно-переменные затраты за период, деленный на выбранный интервал времени. В случае расчета Прохода на единицу продукции Проход будет рассчитываться как Цена реализации минус Абсолютно-переменные издержки на единицу продукта»[2].
С точки зрения самого расчета величины Прохода, он мало чем отличается от Валовой или Маржинальной прибыли с одним немаловажным дополнением: в расчет берутся только АБСОЛЮТНО-ПЕРЕМЕННЫЕ ЗАТРАТЫ, то есть затраты, меняющиеся с каждой единицей проданной продукции.
Что это? Для товаров — это закупочная стоимость товара, для производства — это в первую очередь материалы, материалы и еще раз материалы. Кроме материалов к абсолютно-переменным затратам может быть отнесена прямая сдельная оплата труда, агентское и комиссионное вознаграждение, привязанное к сумме сделки. Транспортные расходы — это уже вопрос для отдельного разбирательства, здесь нет универсального ответа. Силовая электроэнергия, амортизация и все остальные ПРЯМЫЕ расходы не являются абсолютно-переменными.
Сдельная заработная плата заслуживает короткого отдельного комментария. На большинстве предприятий нашей страны, особенно производственных, в той или иной форме присутствуют сдельные расценки: через нормочасы, через сдельную расценку на единицу времени, но когда начинаешь детально разбираться с этой ситуацией, то оказывается, что эта заработная плата — условно-сдельная, то есть она сдельная, только пока у предприятия есть достаточно стабильная загрузка. Как только предприятие не может гарантировать достаточную загрузку, оно почти автоматически переходит к оплате некоего «среднего», или «справедливого», заработка по одной простой причине: найти юристов и экономистов проблемы не представляет, а вот рабочие руки для производства — это жуткий и все более усиливающийся дефицит. Мы не будем здесь разбираться с вопросом: для каких целей предприятие использует имитацию сдельной оплаты труда. Просто подчеркну, что абсолютно-переменными затратами является только прямая сдельная система оплаты, то есть только случай, если вы НИЧЕГО не заплатите своим рабочим, если по какой-либо причине вынуждены будете остановить производство. Напоминаю, что по трудовому законодательству, в случае вынужденного простоя вы обязаны заплатить сотруднику в размере не менее 2/3 его среднего заработка. А это значит, что если речь не идет о низкоквалифицированном СЕЗОННОМ труде, прямая сдельная оплата труда является незаконной.
Зачем я акцентирую на этом внимание? Дело в том, что если бы валовая или маржинальная прибыль на предприятиях рассчитывалась как выручка (или цена) минус абсолютно-переменные затраты, то в абсолютном денежном выражении Проход бы равнялся величине Валовой или Маржинальной прибыли. К сожалению, на большинстве предприятий маржинальная прибыль рассчитывается как выручка (цена) минус ПРЯМЫЕ затраты, которые включают в себя и те затраты, которые не являются абсолютно-переменными. Если на вашем предприятии такую ошибку не сделали, то в абсолютных величинах Проход у вас будет равен Валовой или Маржинальной прибыли.
Но это еще не все. Не так давно мои коллеги, с которыми мы выполнили порядка 20 проектов по постановке и автоматизации бюджетного управления и управленческого учета, задали мне вопрос: «Скажи, ну вот что такого нового сделано в Теории ограничений, чего бы мы не делали в своих проектах? В конце концов, выделение абсолютно-переменных затрат и расчет маржинальности с учетом только переменных затрат не нов и уж точно — не революционен». И они правы.
Действительно, внятное, четкое и логически обоснованное разделение затрат на условно-постоянные и абсолютно-переменные — это полезно, но это не прорыв. Прорывом является добавление параметра времени как важного фактора, который нужно учитывать при принятии решений. Благодаря Теории ограничений время добавлено в операционное пространство принятия решения.
Вернемся еще раз к определению: Проход — это скорость. Скорость — это первая производная по времени, Проход обязательно меряется относительно времени. Такое определение Прохода неизбежно привело к возникновению производного от него понятия: Проход на единицу ограничения в единицу времени (общепринятое обозначение: T/CU, но мне больше нравится dT/dtогр).
Давайте попробуем познакомиться с этим подходом, не погружаясь в детали.
Общепринятой конвенциональной целью коммерческой организации является 4М, или ММММ (Make More & More Money), — зарабатывать как можно больше денег сегодня и в будущем. Неважно, истинно это утверждение или ложно. Даже если деньги не являются конечной целью коммерческой организации, отсутствие достаточного денежного потока блокирует ее развитие, поэтому зарабатывание денег, даже не являясь конечной целью, является критически важным условием существования организации.
Еще важное одно замечание: прибыль — это не деньги, наличие прибыли является необходимым, но недостаточным условием зарабатывания денег, поэтому она не может являться целью организации.
Деньги, которые зарабатывает организация, можно рассчитать по формуле:
FCF = TS — TVC — OE — delta I
FCF — свободный денежный поток, деньги, которые могут быть изъяты из организации или направлены на развитие без вреда для обеспечения текущей финансовой стабильности компании,
TS — выручка компании,
TVC — абсолютно-переменные затраты,
OE — операционные расходы, то есть все расходы, которые не являются абсолютно-переменными.
delta I — изменение инвестиций, под инвестициями понимаются любые активы, кроме денег в кассе и на расчетных счетах.
Поскольку Проход — это выручка минус абсолютно-переменные затраты:
то формулу можно преобразовать:
FCF = T — OE — delta I
В большинстве организаций любят заниматься сокращением расходов, исходя из понятной предпосылки, что чем меньше у нас расходов при тех же доходах, тем больше наша прибыль. Вот только реальность часто оказывается иной. Строго говоря, разница между операционными расходами и инвестициями — небольшая. И те и другие направлены на создание и поддержание необходимой мощности, только операционные расходы списываются в течение отчетного года, а инвестиции на большем горизонте времени.
С определенной точки зрения, различение между операционными расходами и инвестициями даже опасно. Поясню: запасы товара, готовой продукции или сырья и материала — это инвестиции. Они нужны для того, чтобы быть в состоянии справиться с неопределенностью рыночного спроса и обеспечить надежность системы. Но если их вывести за пределы рассмотрения, то может оказаться ситуация, когда вся прибыль (а иногда и больше) будет «закопана» на складе, а компания попадет в ситуацию жесточайшей нехватки наличности.
Но давайте посмотрим на ситуацию вот еще под каким углом зрения: каков потенциал улучшения в области сокращения операционных расходов и инвестиций? В самых смелых теоретических мечтах операционные расходы и инвестиции не могут быть ниже нуля. Ну не бывает в природе отрицательных расходов. На практике этот теоретический предел просто недостижим. Все, что вы можете — это удерживать эти параметры в пределах некой константы, которая обеспечивает вас достаточной мощностью, снижение ниже которой грозит «организационной дистрофией» — неспособностью справиться с реальным рыночным спросом.
У Прохода же возможности улучшения гораздо выше и шире, но и неопределенность наших действий больше. И еще один важный момент, если ваш Проход за период превысил операционные расходы, то каждый дополнительный рубль Прохода — это Чистая прибыль компании, а значит, увеличение прохода на несколько процентов может привести к увеличению прибыли в разы.
Будучи ограниченными рамками обзора основ Теории ограничений, обратим внимание еще только на один момент. От чего зависит величина Прохода, которую зарабатывает компания? Модель организации как системы потоков ясно показывает, что объем Прохода, который может заработать компания, определяется ее пропускной способностью, то есть уровнем использования ее активного ограничения. Чем больше Прохода способно пропустить через себя ограничение, тем больше возможная прибыль компании. Поэтому максимально использовать ограничение — это максимизировать показатель Прохода в единицу времени ограничения.
[1] Томас Корбетт. Управленческий учет по ТОС. Учет прохода. Киев. Издательство «Необхiдно i достатньо», 2009.
[2] THE TOCICO DICTIONARY. Second Edition, 2012 © TOCICO.
Алтайские пограничники объяснили необходимость технологических проходов в грузовиках 10:30, 15 мая 2021 Версия для печати
В приграничных регионах европейской части России производители продуктов питания жалуются на заторы на границе. Причина — новые правила раскладки товара в грузовых машинах. Требуется организация проходов внутри транспорта для доступа пограничников. В Алтайском крае проблемы заторов нет, перевозчики заранее информированы о нововведениях и большинство их соблюдает. Но местные пограничники еще раз напоминают правила перевозки грузов и объясняют, как избежать траты времени.
Обустройство технологических проходов — требование закона. Его нововведения своевременно доводили до грузоперевозчиков, в том числе сразу после заседания межправительственной комиссии по сотрудничеству России и Казахстана, проходившего 24 ноября 2020 года. Нам нем представители двух стран договорили о единых критериях к оборудованию технологических проходов, которые позволят сократить время, необходимое для проведения пограничного контроля.
В случаях отсутствия проходов, а также при перевозке насыпных грузов, логистику перевозок целесообразно строить через пункты пропуска, оборудованные инспекционными-досмотровыми комплексами.
В зависимости от характера груза и особенностей грузовых помещений осмотр может осуществляться как с применением технических средств пограничного контроля, так и сотрудниками визуально, в связи с чем проход по конструктивным особенностям целесообразно оборудовать по центру грузового помещения шириной 60-70 см, высотой от потолка до пола, который должен обеспечивать передвижение пограничника. При этом допускается:
— оборудование прохода не на всю длину грузового помещения (наличие груза у дальней стенки грузового помещения шириной 1 метр);
— отсутствие прохода в «тентованном» грузовом помещении, при условии возможности демонтажа тента по обеим сторонам грузового помещения при перевозке неделимого крупногабаритного груза, а также при перевозке леса-кругляка.
Нет прохода? Давай, до свидания!
Не успел начаться сельхозсезон, а на границе Казахстана с Россией перевозчиков сельхозпродукции ждал сюрприз: уже скопились десятки фур…
Первые, кто от этого пострадал, – сельхозпроизводители Туркестанской области. Именно у нас созревает первый урожай как в теплицах, так и на открытом грунте. При переходе российской границы водителей заставляли разгружать часть товара, чтобы таможенники и пограничники смогли проникнуть внутрь фургонов. Перевозчики начали выражать недовольство, часть жалоб пришла на WhatsApp газеты. Что же произошло на границе, попытался разобраться «ЮК».
Новые требования
22 марта в Москве состоялись переговоры заместителя премьер-министра РК Р. Скляра с заместителем председателя правительства Российской Федерации Ю. Борисовым.
На встрече рассматривались актуальные вопросы двустороннего сотрудничества в рамках программы совместных действий в области казахстанско-российской промышленной кооперации.
Согласно этим критериям, с 1 апреля перевозчикам необходимо оборудовать по центру кузова технологический проход шириной до 0,7 м, чтобы обеспечить передвижение представителя государственного контрольного органа вдоль всего грузового помещения. Допускается наличие груза у дальней стенки полуприцепа/прицепа шириной 1-1,5 м.
При организации перевозок тентированными грузовиками, так называемыми еврофурами, необходимо предоставить возможность для пограничников открыть тент по обеим сторонам автомобиля для осмотра груза, а оставлять проход не надо.
Таким образом, водители, не проинформированные об обязательных нормах, узнали о новых правилах при пересечении границы и поставили под сомнение законность действий российских пограничников.
Лишь 12 апреля 2021 года с разъяснениями по данному вопросу выступил сотрудник Восточно-Казахстанского филиала НПП «Атамекен».
Картина маслом
«В целях предотвращения возможных инцидентов на границе при поставке грузов из Казахстана в Россию нашим экспортерам следует внимательно ознакомиться и соблюдать критерии загрузки большегрузных транспортных средств, выдвинутые российской пограничной службой», — советует начальник отдела АПК Палаты предпринимателей ВКО Аскар Жакупбаев.
Если фура забита товаром так, что нет возможности осмотреть ее сверху вниз, а также вдоль и поперек, машину разворачивают и отправляют на нейтральную территорию.
По словам водителей, застрявших на пункте пропуска Маштаково, никого не волнует, что груз нельзя подвинуть или выгрузить. Российские пограничники предлагают нанять кран.
В создавшейся ситуации истекают сроки не только доставки товаров, но и сроки годности продуктов.
Удивительно, но застрявшим водителям ничем не могут помочь наши пограничники.
По данным коллег сетевого издания Западно-Казахстанской области «Надежда», в департаменте пограничной службы КНБ РК по ЗКО разводят руками и говорят, что с казахстанской стороны никаких препятствий для пересечения границы нет.
«На казахстанском пункте пропуска грузовики проходят проверку за несколько минут. Въезжающий после наших проверок из Казахстана транспорт на российский погранпункт должен соответствовать требованиям технического прохода. Если такого прохода нет, большегруз не пропускают на территорию России: его разворачивают, и он едет на нейтральную территорию, потом возвращается на казахстанский погранпост. Здесь водители и осуществляют перегруз в соответствии с новыми требованиями», — прокомментировали ситуацию сетевому изданию в пограничной службы КНБ РК по ЗКО.
Единственное, что смогли порекомендовать наши пограничники водителям, так это изменить привычную логистику и осуществлять переход границы через пункты пропуска, оборудованные специальными инспекционными досмотровыми комплексами (СИДК), в простонародье — рентгенами. Это Озинки (Саратовская область), Маштаково (Оренбургская область), Бугристое (Челябинская область), Петухово (Курганская область), Казанское (Тюменская область).
Но, как мы видим из материала коллег и на видео, присланных в редакцию «ЮК», даже на тех пунктах пропуска, как Моштаково, где есть рентген, проход большегрузов проблематичен.
Равноправные партнеры или как?
Для понимания ситуации приведем несколько комментариев пользователей соцсетей под постами с видео и фото с пунктов пропуска.
Кирилл Павлов, журналист, эксперт по сельскому хозяйству, г. Шымкент: «Россия таким образом оставляет себе пространство для маневра. Причем это ощутимо не столько для Казахстана, сколько для Узбекистана, так как для наших южных соседей Россия – основной рынок сбыта. На самом деле разрешить создавшуюся ситуацию можно. Для России оборудовать еще четыре-пять пунктов аппаратами сканирования не проблема. Но она не будет этого делать, чтобы оставлять за собой рычаги влияния. С нашей стороны также надо заниматься решением этого вопроса. Но пока или некогда, или некому. Поэтому обязательно оставляйте технологический проход в грузовике и не давайте российской стороне поводов не пустить нашу продукцию, ибо конкуренция в этом году будет на всех уровнях и цепляться будут до любой мелочи».
Сейтжан Жаксыбаев, юрист, г. Нур-Султан: «Да какие тут правила? Экономическая война!»
Туребеков Нурлан, с. Тамерлановка Туркестанской области: «Раньше (в 90-ых годах – авт.) проход в кузове делали еще на стадии погрузки товара. Это было основное требование при пересечении границы. Причем проход делался по стандартам, чтобы мог пройти человек и служебная собака. Сейчас даже не знаю, как обстоит дело, но лучше тогда ехать через те посты, где есть рентген. И вообще, пора бы уже досмотр грузов на границе делать совместно с сопредельной стороной, было бы гораздо быстрее и эффективнее».
Свои комментарии по ситуации, сложившейся на границе, дал фермер из Туркестанской области, глава ТОО «DALA-FRUIT.KZ» Б. Алиев: «Соседи как всегда сами придумывают что хотят. А наша таможня и пограничники только удивляются. На деле выходит, что одна сторона давит, а другая не может защитить своих товаро- и сельхозпроизводителей и перевозчиков. Нужны жесткие политические рычаги влияния. Например, закрыть транзит товаров, следующих транзитом из Средней Азии в Россию. И все вопросы и проблемы утрясутся».
Последнее предложение в комментарии весьма спорное. Да и проблем и натянутых отношений с нашими южными соседями не избежать.
Если вопрос не решается на государственном уровне, остается лишь выполнять требования российской стороны и верить ее пограничной службе, которая уверяет, что в перспективе с обустройством всех пунктов пропуска СИДК необходимость оборудования «технологических проходов» в транспортных средствах отпадет.
11 слов сленга водителей дальнобойщиков: расшифровка
Топ-11 слов жаргона водителей-дальнобойщиков.
Так уж повелось, что в каждой профессии есть свой сленг, состоящий из жаргонных слов, большинство из которых посторонним людям непонятны. Например, у врачей «жаба» – это стенокардия, «сникерс» – прямоугольная цистерна для воды на современных пожарных автомобилях, слово «кастомер» скорее поймут только менеджеры. Естественно, есть свой жаргон и у автомобилистов. Но наибольший интерес представляет сленг водителей-дальнобойщиков, чьи жаргонные слова вошли в обиход и обычных водителей.
Мы собрали для вас некоторые профессиональные термины, применяемые водителями большегрузов, чтобы вы могли в полной мере хотя бы немного оценить уникальную культуру, сложившуюся в среде дальнобойщиков.
1. «Зубочистки», «буратинотранс» и «воровайка»
Очевидно, что у того, кто придумывал эти термины для дальнобойщиков, было отличное чувство юмора. Как вы уже поняли по фотографии, эти три слова означают перевозку бревен на лесовозе. Только вот смысл этих слов совершенно разный. «Зубочистки» – это бревна, которые перевозит лесовоз. Это значение было заимствовано из американского сленга дальнобойщиков (Toothpicks).
«Буратинотранс» – так называют лесовозы в Ленинградской области. «Воровайка» – это грузовые машины-лесовозы, которые занимаются перевозкой незаконно вырубленного леса. Чаще всего так называют лесовозы в Сибири, где часто встречаются незаконные делянки по вырубке леса.
2. «Плечевая»
Очень редко рядом с водителем-дальнобойщиком находится кто-то другой. Сегодня все чаще водители грузовиков ездят в одиночку. Так компании-перевозчики экономят на затратах на перевозку. Но иногда рядом с водителями можно встретить девушку, которую водители-дальнобойщики называют «плечевая».
Как вы могли уже догадаться, это девушки-проститутки, работающие на трассах, зарабатывающие на слабости дальнобойщиков. У американских дальнобойщиков таких девушек легкого поведения называют «чехлом на сиденье». Но иногда так называют и простых пассажиров-автостопщиков. Кстати, некоторые дальнобойщики в радиоэфире на своем канале часто называют всех красивых девушек простым словом «мышка».
3. «Доеры»
Гаер, гаец, гаишник, дпсник и т. д. – все эти жаргонные словечки знакомы большинству обычных автолюбителей. Но у дальнобойщиков для сотрудников ГИБДД есть свое обозначение. Например, «доеры» или «даеры» на языке водителей грузовиков означают сотрудников ДПС, которые часто выходят на охоту, останавливая все фуры подряд, в надежде по-быстрому насобирать побольше протоколов. Некоторые нечистые на руку гаишники не прочь за счет дальнобойщиков наполнить свои карманы и банковскими купюрами. Сами понимаете, почему именно такими словами водители грузовиков называют сотрудников полиции. В Белоруссии сотрудников дорожной полиции называют «даильник» (от абр. «ДАИ»).
4. «Машинка» или «машинка работает»
У водителей-дальнобойщиков уже давно пользуется популярностью способ общения друг с другом с помощью рации на специальном радиоканале, где водители не только делятся впечатлениями о дорогах России, но и предупреждают о дпсных засадах, о треногих камерах фотовидеофиксации, о залегшем в кустах гаишнике с ручным радаром замера скорости. Обычно на радиоканале об этом предупреждают так: «машинка работает. » или просто «машинка».
5. «Вертолет», «дятел», «перевертыш» и «догнать»
Вы когда-нибудь проезжали мимо места ДТП? Обычно вы просто смотрите на аварию и едете дальше своей дорогой. Но многие дальнобойщики, увидев аварию, сообщают другим водителям фур о случившемся. В первую очередь это необходимо в случае образования большого затора, который чаще всего случается как раз из-за нас, простых автолюбителей, глазеющих на происшествие (обычно рядом с аварией все начинают притормаживать, чтобы лучше рассмотреть последствия аварии). Предупредив других водителей о ДТП, многие дальнобойщики в случае пробки предпочтут заранее выбрать маршрут объезда, чтобы сэкономить топливо.
Естественно, как и в других случаях, для аварий у водителей грузовиков есть свой сленг. Так, например, «вертолет» означает, что автомобиль перевернулся. Такой автомобиль еще называют «перевертыш».
Дальнобойщики очень не любят, когда водители легковых автомобилей нарушают Правила дорожного движения. Особенно тех, кто своими действиями создает на дороге опасную ситуацию. Таких водителей дальнобойщики прозвали «дятлами». Если вы слышите от дальнобойщика слово «догнать», знайте, что речь идет об автомобиле, который ударил впереди идущую или стоящую машину.
Есть еще несколько смешных слов, которые также относятся к ДТП: «бутерброд» и «гамбургер» – это столкновение нескольких машин. А «поцеловаться» на жаргоне дальнобойщиков означает несильное лобовое столкновение машин.
6. «Тянуть контрабас» и «арбузтранс»
В каждой профессии есть множество как технических слов, так и сленговых, с элементами юмора. Знаете, что у врачей означает «валежник»? Палату с лежачими больными. Есть что-то в этом роде и у дальнобойщиков. Например, выражение дальнобойщиков «тянуть контрабас» подразумевает перевозку контрабандного груза. Но больше юмора в слове «арбузтранс» – так водители-дальнобойщики называют перегруженные КамАЗы, перевозящие овощи. Чаще всего так называют перегруженные фуры 05 региона. Также КамАЗы этого региона часто именуют «пол-литра». К грузовикам 15 региона приклеилось прозвище «полторашка» (груженые КамАЗы с номерами Дагестана и Северной Осетии).
7. «Козел», «колхоз», «кондер», «Машка», «кукурузер» и другие
Особенный интерес в жаргоне дальнобойщиков представляют слова, обозначающие другие автомобили. Тут, по всей видимости, творчество тех, кто придумывал эти слова, граничит с невероятно большим чувством юмора и гениальностью. Например, «колхоз» – это 469-е УАЗики. «Козлом» называют внедорожник ГАЗ-69. А как вы думаете, какое прозвище у дальнобойщиков получили одни из самых популярных в России грузовиков?
Так, например, КамАЗ чаще всего называют «кондером», а МАЗ получил прозвище «Мазурик» или «Мурзик». Кстати, низкорамные МАЗы также называют «мазеныш» или «зубреныш». Низкорамные КамАЗы называют «камазеныш» или «смерть бычка». Иногда КамАЗы также называют «потомок Чингиз Хана». Как видите, названия не обидные, чего не скажешь о грузовиках MAN, которые получили кличку «Машка». Фуры Scania получили прозвище «скамейка».
Есть прозвища и для обычных автомобилей. Например, «кукурузером» называют внедорожники Toyota Land Cruiser, а «коротыш» – это трехдверный внедорожник Mitsubisi Pajero. А как думаете, что означает «маргарин»? Такое прозвище получили автомобили Москвич.
8. «Прокатиться на спонсоре», «пролететь со свистом» и «повело»
Вы замечали, как иногда большегрузные автомобили пристраиваются за другими фурами? Порой таким образом водитель фуры, пристраиваясь в хвосте другой грузовой машины, прячется от камер фотовидеофиксации. Но чаще водители встают за другой фурой, идущей с подходящей скоростью, чтобы не обращать внимание на камеры контроля скорости. Это на жаргоне дальнобойщиков называется «прокатиться на спонсоре».
«Пролететь со свистом» – то есть проехать большой участок дороги без остановок на высокой скорости. Слово «повело» означает опасную ситуацию у автомобиля с прицепом. Это начальная стадия «ножниц», когда ситуацию еще можно исправить и еще можно выровнять прицеп. «Ножницы» – фигура, которую образуют тягач и прицеп при движении, когда прицеп выносит на встречную полосу.
9. «Чайник», «чекист» и «подснежник»
Каких-то только странных и смешных слов не встречается у водителей-дальнобойщиков. Многие слова водителей фур уже давно вошли в обиход обычных автолюбителей. Например, всем давно известно значение слова «чайник» – неопытный водитель, которого также называют «дятел». Этим термином уже давно пользуются и водители легковых автомобилей. А вот «чекист» – это сугубо профессиональный жаргон дальнобойщиков, означающий продавца поддельных чеков с АЗС, с платных стоянок, гостиниц, кафе и т. д. По этим «левым» документам дальнобойщики после рейса получают в бухгалтерии деньги за понесенные в дороге непредвиденные расходы.
А как вы думаете, что такое «подснежник»? Нет, это не весенний редкий цветок. Так называют водителей или автомобиль, который выезжает на дорогу только в теплое время года. То есть водитель не использует автомобиль в зимнее время.
10. «Передничек», «слюнявчик» и «цементовоз»
«Передничек», «слюнявчик» – так водители-дальнобойщики называют яркие жилетки сотрудников ГИБДД. А знаете, что такое «цементовоз» на Украине? Нет, это не грузовик, перевозящий сухой цемент. Это транспортное средство, перевозящее сотрудников полиции. Так же называют в некоторых регионах Украины автомобили ГАИ.
11. «Несвежий светофор» и «посадить»
Интересно, кто же в каждой профессии придумывают жаргонные слова, которые очень часто смешно звучат, особенно когда узнаешь их истинное значение? Но кто бы ни были эти люди, они заслуживают уважения, поскольку не каждый из нас сможет придумать крылатые слова, которыми потом будут пользоваться тысячи людей.
Вот пример. Надо отдать должное тому, кто с таким юмором придумал одним словом назвать неприятную ситуацию на дороге, когда несколько больших автопоездов двигаются на большой скорости и, приближаясь к перекрестку, могут не успеть пройти на зеленый сигнал светофора. В этом случае на жаргоне дальнобойщиков говорят, что «светофор несвежий». Обычно водители сообщают об этом таким словосочетанием, чтобы избежать проезда перекрестка на красный свет или резкого торможения.
«Да что же это такое! Посади его!» – можно услышать в разговоре на радиоканале дальнобойщиков. Какой смысл кроется в этой фразе? Чаще всего слово «посади» означает принудительно заставить другое транспортное средство сбросить скорость.