система социального рейтинга в китае 2021 что это

Как в Китае граждан делят на хороших и плохих

Систему социального рейтинга называют самым амбициозным проектом Китая в области социальной инженерии со времен «Великой пролетарской культурной революции». Та революция, мягко говоря, была явлением неоднозначным. Система социального рейтинга также подвергается критике со стороны правозащитников. В полную силу она должна заработать в Китае в этом году. Отдельные люди в Беларуси, которые получают площадку для высказываний в СМИ, призывают присмотреться к китайскому опыту, внедрить его. Что это за опыт? Рассказываем.

В Китае собираются построить справедливое общество таким, каким его видят государственные чиновники. Ожидается, что каждый из 1,5 млрд китайских граждан получит личную оценку, которая будет меняться в зависимости от его поведения. Критики называют это усилением государственного контроля над жизнью граждан.

В полную силу проект заработает уже к концу 2020 года. Система социального рейтинга (или доверия, кредита) представляет собой базы данных и инициативы, которые отслеживают и оценивают надежность людей, компаний и государственных учреждений. Этим строчкам в базах данных присваивают определенный социальный рейтинг. Те, у кого рейтинг высокий, имеют определенные «плюшки». «Плохиши» с низкими оценками попадают под разного рода ограничения.

Менеджерами этих записей, которые выставляют оценки и снимают баллы, являются Национальная комиссия развития и реформ, Народный банк Китая и судебная система страны. Они управляют базами на основе данных, которые поступают из финансовых, судебных и правительственных документов, органов по регистрации гражданских отношений, кредитных платформ. Принимаются во внимание и различные аспекты участия в общественной жизни — от поведения в социальных сетях до записей в трудовой книжке.

Впервые план создания такой системы Госсовет Китая озвучил в 2014 году. Она похожа на кредитный рейтинг граждан в других государствах мира. Однако там у системы нет той глубины, которая свойственна китайскому проекту. Речь идет уже не только о личных финансах, кредитовании, но и об оплате счетов, уголовных и административных делах.

В случае с коммерческими предприятиями система отслеживает информацию о налоговых отчислениях, выплатах по банковским кредитам и трудовые споры. К тому же у предприятий запрашивают информацию об их партнерах и поставщиках. Их рейтинги также влияют на рейтинг предприятия, которое с ними работает.

Впервые о системе социального рейтинга, которая выйдет за границы исключительно финансовых отношений, заговорили в 2011 году. Тогдашний премьер Госсовета Китайской Народной Республики Вэнь Цзябао заявил, что более глубокая система станет «хорошей моральной гарантией реформирования и развития социалистической экономики, политики, культуры и общества», обеспечит честность, самодисциплину, надежность и взаимное доверие. А нечестные обманщики будут наказаны.

Как это выглядит на практике?

Проект масштабный и общенациональный. Но от региона к региону местные власти вольны допускать самодеятельность в некоторых его деталях.

В мегаполисе Нанкин полиция начала наказывать нарушителей ПДД, занижая их социальный рейтинг. Например, граждан, которые пересекают дорогу в неположенном месте пять и более раз в году, теперь считают ненадежными. Их вызывают на профилактическую беседу или выписывают предупреждение. При более серьезных проступках нарушители становятся фигурантами публичной базы данных позора.

В Пекине местные власти предлагали снижать социальный рейтинг для тех, кто ест или занимает более одного места в поездах метро.

В городе Жунчэн граждан сортируют по рейтингу. Отличникам, которые волонтерствуют, сдают кровь или занимаются другой полезной активностью, выставляют меньший счет за коммунальные услуги, проводят им бесплатный медосмотр. Их же заносят на доску почета.

система социального рейтинга в китае 2021 что это. Смотреть фото система социального рейтинга в китае 2021 что это. Смотреть картинку система социального рейтинга в китае 2021 что это. Картинка про система социального рейтинга в китае 2021 что это. Фото система социального рейтинга в китае 2021 что это

Свой рейтинг граждане могут проверять в онлайне с помощью специального приложения. Однако пока что далеко не все из жителей города даже в курсе существования системы социального рейтинга.

Мини-программа для WeChat в провинции Хэбэй показывает людей в радиусе 500 метров, которые находятся в финансовом черном списке. Издание Xinhua писало, что в другой провинции пошли еще дальше и добавили звуковое предупреждение, когда граждане звонят «паразиту»: «Здравствуйте, народный суд округа Пуань напоминает вам, что человек, номер которого вы набрали, включен в список дискредитированных лиц, будьте осторожны, если вы общаетесь с ним».

Как работает система?

Система социального доверия призвана стимулировать граждан и компании быть добросовестными. За плохое поведение приготовлен «кнут», за хорошее — «пряник». При этом «кнуты» и «пряники» могут меняться в зависимости от решения местных и региональных властей.

Хорошее поведение поощряют — например, освобождают от необходимости вносить обязательный депозит при аренде государственного жилья либо уделяют приоритетное внимание при оказании медицинской помощи.

В 2019 году Европейская торговая палата провела оценку системы корпоративного социального рейтинга в Китае и подготовила отчет: механизм вознаграждения компаний отстает в своем развитии по сравнению с механизмами санкций. Это не только штрафы. Компанию могут внести в черный список тех, кто будет чаще подвергаться инспекциям и аудитам, ограничениям в землепользовании или выдаче инвестиционных разрешений. Такие компании могут быть исключены из системы субсидий или налоговых скидок, столкнуться с ограничениями в отношении госзакупок. К тому же такие компании будут публично названы ненадежными. Последнее касается и простых людей с негативным рейтингом.

система социального рейтинга в китае 2021 что это. Смотреть фото система социального рейтинга в китае 2021 что это. Смотреть картинку система социального рейтинга в китае 2021 что это. Картинка про система социального рейтинга в китае 2021 что это. Фото система социального рейтинга в китае 2021 что это

В списке неблагонадежных могут оказаться и местные органы управления. Они обязаны предоставлять информацию о состоянии своих финансов в централизованную систему. Если они не могут заплатить подрядчикам вовремя или подделывают данные, то попадают в список «плохишей». В таком случае чиновники не смогут покупать билеты на самолеты, поезда и паромы выше экономкласса, им запретят оплачивать крупные счета в дорогих отелях, покупать или ремонтировать недвижимость и так далее. То есть система контролирует благонадежность не только граждан или частных компаний, но и государственных чиновников, которые неэффективно исполняют свои обязанности.

От черной метки можно избавиться. Для этого необходимо на протяжении определенного времени поддерживать хорошую кредитную историю и, естественно, расплатиться с долгами. Но это касается только меток, полученных за незначительные или мелкие правонарушения. После серьезных проступков так просто обелиться не получится.

Какие претензии предъявляются к системе?

Китайскую систему социального рейтинга часто критикуют, вспоминая Джорджа Оруэлла и его роман «1984». Мол, государство пытается регулировать каждый аспект поведения своих граждан, внедряет систему массового наблюдения и санкций.

Согласно документу China Internet Report 2019, в системе социального рейтинга уже были записи о 1,02 млрд граждан и 28 млн компаний. Хоть пока и в ограниченном режиме, но система уже работает. Год назад сообщалось о 20,5 млн аннулированных билетов на самолет и 5,7 млн билетов на высокоскоростные поезда. Они были куплены людьми, за которыми числились долги или которые были уличены в «неблагонадежном» поведении. Всего на тот момент 13,7 млн человек в Китае были признаны неблагонадежными. Они находятся в публичной базе данных.

Есть претензии к информационной безопасности этих баз данных. Утечка может иметь серьезные последствия, так как в них содержатся крайне чувствительные данные. Возникают вопросы и морально-этического характера — к тактике общественного порицания, к самим санкциям.

К тому же многие данные могут быть неполными. Профессор финансов из Университета Цинхуа Ляо Ли оценил, что только у половины из миллиарда граждан, уже внесенных в базу, кредитная история является полной и исчерпывающей. У остальных из-за плохих систем регистрации и учета, а также раздробленности источников данных эта история не может быть полной. А потому и сам рейтинг может быть недостоверным.

Внесение компаний в список неблагонадежных может использоваться и как элемент торговых войн. Та же Европейская торговая палата подчеркивала, что в черный список могут внести, кроме прочих, компании, которые создают угрозу национальным или общественным интересам, нарушают законные права и интересы клиентов. Формулировка довольно размытая — ее можно применить к иностранным фирмам, конкурирующим на рынке Китая с местными компаниями.

Источник

Задумайтесь, пока ещё свободны: Что нам готовят в «цифровом раю»

Введение системы социального рейтинга или, как её ещё называют, системы социального кредита в Китае – вопрос практически решённый. Возможно ли введение аналогичной системы у нас, в России? Об этом в студии «Первого русского» ведущая Анна Шафран беседовала с советником президента «Сколтеха», экспертом в области международного регулирования искусственного интеллекта и сквозных технологий Юрием Цветковым.

Интересно, что большинство жителей Поднебесной против системы социального кредита не возражают. Более того, если судить по социологическим исследованиям, они считают, что общество, основанное на чётких и однозначных правилах, будет более справедливым.

Но удивляться тут нечему, считает Анна Шафран, – к такой системе китайцев подготовила конфуцианская мораль, по которой страна жила тысячелетиями. А вопросы справедливости очень важны для китайцев после «столетия унижения» – так в Поднебесной именуют период между 1839-м и 1949 годом, когда древнейшая страна, по сути, утратила субъектность и суверенитет и превратилась в лоскутное одеяло, которое делили между собой англичане, французы, японцы и Российская Империя.

Социальный рейтинг делит всех жителей Китая на четыре неравные касты. Первая – граждане класса А – обладают всем комплексом прав. У категории B прав поменьше. С – ещё меньше. И наконец, D – это абсолютные парии, аналог неприкасаемых в индийской кастовой системе.

Граждан низших категорий могут всячески воспитывать: запретить покупку билетов на поезд и самолёт, ограничить бронирование отелей, а если, скажем, человек с невысокой категорией пришёл в кино – его лицо могут показать на экране перед началом сеанса и рассказать, что это злостный неплательщик налогов или алиментов.

Свой рейтинг можно повысить: для этого надо сдавать кровь, заниматься волонтёрством, раздельно собирать мусор – ну и совершать прочие социально одобряемые поступки. Но, разумеется, путь вверх гораздо труднее, чем путь вниз. Потерять баллы рейтинга гораздо проще, чем приобрести.

Система социального рейтинга держится на двух китах. Во-первых, это повсеместное проникновение системы распознавания лиц, причём маски для этой системы не помеха. И во-вторых, это присутствие человека в многочисленных базах данных – банковских, медицинских, полицейских, которые обмениваются между собой информацией в режиме реального времени.

Возникает вопрос: возможна ли подобная система в нашей стране? К примеру, в Москве уже установлено более 200 тысяч камер видеонаблюдения с системой распознавания лиц, и их число неуклонно растёт, как и количество электронных баз, в которых есть информация о большинстве из нас, начиная с самой большой базы – «Госуслуги» – и кончая компактными базами по месту работы.

Компьютерная игра, перенесённая в реальность

Анна Шафран: – Юрий, давайте более детально расскажем нашим зрителям, в чём заключается суть этой китайской системы социального рейтинга.

Юрий Цветков: – В Китае, как вы уже отметили, эта концепция работает «в полный рост» и каждый год в неё добавляются новые элементы. Основа работы этой системы очень проста.

Технологии искусственного интеллекта, бурно развивающиеся в последнее время, позволяют обрабатывать большие массивы данных со скоростью, которая ещё недавно казалась невозможной. Для государства очень заманчиво иметь проанализированные сведения о жизнедеятельности граждан – это помогает понять, что происходит с обществом, какие у него потребности, что нужно поменять.

В принципе, это очень полезно для планирования, а как мы знаем, экономика в Китае плановая, поэтому властям надо понимать, как живёт население, какие у него есть проблемы и так далее. Однако эта система работает в две стороны. Собирая информацию о людях, об «объектах исследования», система может формировать и мнение о каждом из них и отражать картину поведенческого паттерна человека.

Поэтому и возникает большой соблазн разделить людей на некие категории: граждане, которые являются показательным примером, граждане, которые недотягивают до высшей планки, и дальше вниз по лестнице, вплоть до «проблемных граждан», которым надо исправляться.

Когда система даёт оценку конкретному гражданину, она предлагает и возможности для того, чтобы у человека появилась мотивация «исправиться», поднять свой рейтинг. Это как в компьютерной игре, где происходит погоня за какими-то достижениями. Эту игру переносят в реальный мир.

Для восточной цивилизации, для Азии, этот путь социальной дифференциации в целом является понятным, потому что в этой парадигме общество там развивалось многие тысячелетия и гражданам достаточно ясны правила этой «игры». Но в других частях света применение системы социального рейтинга – решение неоднозначное, несущее множество скрытых рисков. И прежде всего это риск потери личной свободы и права выбора.

Система искусственного интеллекта, «зашитая» в социальный рейтинг, предполагает определённый алгоритм действий человека. То есть у человека теряется ощущение возможности что-то создавать, генерировать идеи и свободно распоряжаться своей судьбой. Он знает, что у него есть только два пути – правильный и неправильный.

Если человек хочет иметь определённый набор благ или пользоваться какими-то привилегиями, он должен следовать по пути благонадёжного гражданина, нравится ему это или нет. И, что самое важное, мы видим это по промежуточным результатам китайского опыта: человек может скатиться в самый низ социальной пирамиды, не совершив ни одного противоправного поступка.

Если раньше, что в Китае, что в России, что в других странах, критерии добропорядочности определялись законами, то при введении социального рейтинга можно оказаться на дне пирамиды, лишиться всех благ и оказаться на одной ступеньке с людьми, которые преступили закон. Это один из самых страшных рисков.

К разговору в студии подключилась по скайпу доктор медицинских наук, профессор кафедры неврологии РНИМУ им. Николая Пирогова, врач-невролог высшей категории Любовь Соколова.

Насколько опасен социальный мониторинг?

– Любовь Петровна, к вам вопрос: насколько эта система социального рейтинга способствует или нет психологическому комфорту в обществе? И насколько эта система применима к нам?

Любовь Соколова: – Внедрение любых, даже самых прогрессивных нововведений всегда вызывает разные мнения. И всегда появляются опасения, будь то новый вид транспорта или полёты в космос. Это касается и введения социального мониторинга – есть и плюсы, есть и минусы.

Но когда мы слишком углубляемся в вопрос «А чем нам это угрожает?», переживая о том, что будут ограничены какие-то наши свободы, – это уже проявление повышенной тревожности. Как врач я вам скажу: тревожиться мы всегда будем.

Если рассматривать этот социальный мониторинг с точки зрения положительного эффекта, то это хорошо для планирования. Кстати, это может быть хорошо и для диагностики заболеваний. Социальный мониторинг может пригодиться как при профилактике правонарушений, так и для выявления различных психоаффективных расстройств, всплеск которых мы наблюдаем в последнее время.

Что касается ограничений выбора и личных свобод. Когда люди начинают говорить об этом, многие забывают, что возможность выбора у нас есть каждую секунду, каждый миг. Решение о том, сделать сегодня утром зарядку или нет, человек принимает сам, и никто не сможет его в этом ограничить. А от этого может зависеть, к примеру, придётся ли ему завтра менять тазобедренный сустав или не придётся. Это связанные вещи. Но это как-то никого не волнует.

Но когда люди начинают говорить: «Ой, меня сняли на камеру, опять какой-то QR-код придумали. » – они не вспоминают, сколько уже этих кодов было в нашей жизни, ИНН или тех же номеров мобильных телефонов. Насколько всё это реально влияет на нашу жизнь?

Я не верю, что этот социальный мониторинг сможет существенно повлиять на наши свободы, если его попытаются внедрить у нас.

Почему попытка нас классифицировать вызывает тревожность

– Тем не менее в Китае уже есть исследования, которые говорят о том, что уровень тревожности граждан заметно повысился именно в связи с системой социального мониторинга. И это при том, что китайцы гораздо более подготовленные к такой системе.

Л.С.: – Это спорный вопрос. Действительно ли китайцы начали больше тревожиться из-за введения социального мониторинга? У них ведь и других поводов для этого немало.

С другой стороны, когда нас хотят как-то классифицировать, то поневоле начнёшь тревожиться. Но я не верю, что это станет возможным в России. Да и что значит – раздавать блага, исходя из того, в каком ты классе находишься? Какие блага? Возможность кредитования? А счастье можно измерить кредитованием? Счастье невозможно измерить количеством благ, которые получает человек в результате того, к какому классу его отнесли.

Те категории, которые ценны: счастье, здоровье – они действительно определяются классом, к которому меня отнесли? Никто нам не может дать благо быть здоровым или счастливым. И где мера того, что сделает нас счастливыми? Одному для этого надо много денег, другому – возможность принимать глобальные решения, а третьему для счастья нужно иметь возможность творить.

– Так вы какой из этого вывод делаете? Что система социального мониторинга, делящая людей на касты, которая вводится в Китае, в принципе не влияет на то, как человек ощущает себя в окружающем пространстве? Я правильно вас понимаю?

Л.С.: – Скажем так: в какой-то степени влияет, а в какой-то – нет. На людей, неуверенных в себе, наверное, влияет. Я бы даже сказала так: в той стране, где все блага раздаёт государство, наверное, это может повысить уровень тревожности. Потому что в этом случае всё будет зависеть от того, что человеку дадут или не дадут.

Но в той стране, где в большей степени всё зависит от самого человека, если многое в жизни человека определяется его собственными усилиями, тревожности будет меньше.

Система социального рейтинга по-китайски – это «чёрный ящик»

– Слова Любови Петровны для меня – это яркий пример того, что ни в коем случае нельзя смотреть на ту или иную проблему исключительно с одного ракурса. Если смотреть на проблему социального рейтинга с психологической точки зрения, то тут не всё так однозначно. Но когда всё это коснётся лично нас, когда нам будет предложена ситуация, в которой мы окажемся поделёнными на эти самые касты? Вот вам будет комфортно?

Ю.Ц.: – Совершенно некомфортно. Давайте посмотрим на этот вопрос с точки зрения демографии. Одна из проблем социального рейтинга состоит в том, что человек может даже не понять, в какой момент что-то пошло не так и это повлияло на его планы на дальнейшую жизнь.

К примеру, человек рассчитывал получить повышение по службе и соответствовал всем необходимым требованиям, но ему вдруг отказали, потому что система социального мониторинга решила, что этот человек неблагонадёжен. А причина может быть в том, что этот человек к определённому возрасту не выполнил программу по детям.

Система оценивает поведение человека и принятые им решения, даже если он не нарушал закон, в комплексе. После этого человеку выставляется оценка. И даже если на каком-то этапе он не чувствует дискомфорта, то это не означает, что он не поймёт это завтра, когда столкнётся с последствиями влияния социального рейтинга и его не выпустят за границу, он не получит повышения по службе и так далее.

И в этот момент человек начнёт задумываться: а как же так? У людей есть желание понимать природу вещей. И, упав в этом социальном рейтинге, человек попытается понять, что же с ним нет так. Законов он не нарушает, налоги исправно платит, никого не оскорбляет. Но почему-то он упирается в стеклянный потолок, потому что система считает, что он недотягивает до определённого уровня благонадёжности и образцовости. И это нарушает его планы на жизнь.

Ведь вроде бы мы вправе свободно распоряжаться своей жизнью. А тут получается – свободны, да не до конца. Потому что есть некие правила игры, которые нам даже не объяснили толком. Ведь система китайского социального рейтинга – это «чёрный ящик», который может породить всё что угодно. И люди не могут толком понять, по каким критериям системой принимаются те или иные решения. А отмотать цепочку назад и что-то выяснить невозможно.

Между тем человек, пытаясь выяснить, что с ним не так, может далеко зайти – до напряжения и даже депрессии. А пытаясь поднять свой рейтинг, человек станет искать какие-то пути, вплоть до неправовых. Любую идею можно довести до абсурда.

В чьих руках находятся рычаги системы мониторинга?

– То есть это всё иллюзии, когда нам говорят, что социальный рейтинг позволит иметь полную прозрачность и в перспективе полностью искоренить коррупцию? На самом же деле это система, у которой тоже есть рычаги, и они находятся в руках у определённых людей, с которыми можно попытаться договориться.

– Совершенно верно. Если мы представим, что эта система полностью автономна и существует сама по себе, то это будет реализованный сценарий очередного фильма про Терминатора и человечеству уже пора закачивать своё существование.

Но, к счастью, интеллектуальные системы ещё не настолько умны и в ближайшие 50-100 лет не поумнеют. Поэтому контроль за ними осуществляют люди, которые тренируют и вкладывают определённые алгоритмы в эту интеллектуальную систему.

Искусственный интеллект – это машина, работающая на данных. И чем больше данных она получила, тем лучше она ориентируется. Соответственно, как машина данные обрабатывает и какой логикой принятия решений она пользуется, зависит от людей, которые её программировали.

И тут возникает вопрос: а кто дал право этой группе программистов и разработчиков определять, что такое хорошо, а что такое плохо? Почему их мнение должно считаться особенным? И тут мы из области психологии переходим в область права.

С одной точки зрения, хорошо, когда государство понимает, чем живёт общество, и ему намного проще решить, где лучше построить больницу, куда провести дорогу или разбить парк. Но это только верхушка айсберга. А в глубине скрывается возможность заниматься социальной инженерией и задавать векторы поведения общества. О развитии общества здесь говорить невозможно.

У человека должно быть право выбора, и его нельзя нарушать. Можно поступиться какими-то свободами, скажем, ради всеобщей безопасности, но нельзя лишать людей права выбора. Это очень важный психологический момент. И по опыту Китая мы видим, как система социального мониторинга сводит это право на нет.

Ничего не забудется: система запомнит любой «хайп» и будет учитывать его постоянно

– Но ведь если подумать и примерить на себя эту систему социального рейтинга, всё видится совсем не радужно. Возьмём Александра Пушкина. С точки зрения этой системы, он был бы абсолютный маргинал: человек скандальный, вечно в какие-то истории попадал, даже на дуэлях дрался, постоянно жил в долг, даже Царь за него некоторые долги платил. Сидел, писал себе какие-то стишки, только бумагу тратил, на которой можно было бы бухгалтерский отчёт написать…

– А всё потому, что машина оценивает бездушно. По сути, она чуть сложнее шахматного компьютера и действует, исходя из данных, которые были в неё заложены. И пример с Александром Сергеевичем очень показателен. На самом деле, при внедрении социального рейтинга нет гарантии того, что система на вас не «набросится» и не сожрёт.

Мы говорим, что интернет помнит всё. Да, но каждое скандальное событие довольно быстро перекрывается следующим «хайпом». Однако система мониторинга действует иначе: она не только запоминает негативные события, но и постоянно учитывает их при каждом анализе, срезая рейтинг этому человеку.

Представьте, что этот социальный рейтинг был бы введён в России лет двадцать назад. И наши некоторые политики за свои высказывания или поступки в прошлом сейчас не просто в Думу не смогли бы избираться – их бы давно уже не было на политическом ландшафте.

В системе социального рейтинга есть психологические риски, есть огромные технологические риски, потому что система несовершенна, а система права задвигается на второй план. Готово ли к этому человечество?

А ведь человечество предупреждали, куда двигаться нельзя

Завершая программу, Анна Шафран напомнила, что писатели прошлых лет в своих антиутопиях пытались предупредить человечество, в каком направлении двигаться нельзя. Но то ли адепты тотальной цифровой слежки за людьми не читали эти книги, то ли, наоборот, очень внимательно читали и сделали соответствующие выводы, как не допустить описанных в антиутопиях способов обойти систему.

Временами дело доходит до прямых заимствований даже не из антиутопий, а из Откровения Иоанна Богослова – я сейчас говорю о предложении сделать людям татуировки с куар-кодами, чтобы ходить по ресторанам. Региональные власти тогда очень быстро отменили эту систему – я надеюсь, в том числе и потому, что тоже заметили слишком явную аналогию между своими действиями и предсказаниями Апокалипсиса.

Система цифрового рейтинга заставляет вспомнить роман Евгения Замятина «Мы», написанный 100 лет назад. Там действие разворачивалось в 32 веке, похоже, что человечество справилось быстрее.

Унификация, отказ от индивидуальности и как закономерный итог – полный отказ от фантазии и творческой мысли, превращение, по сути, в биороботов, существующих по чётким правилам и неспособных отклониться ни на шаг от заданной программы, – вот о чём предупреждал Замятин, и ровно к этому ведут человечество сторонники системы социального рейтинга. Возможно, для кого-то это рай, но мне кажется, что именно так может выглядеть ад.

Свобода разума, свобода воли – это неотъемлемая часть человеческой личности. Отказываясь от свободы, человек отказывается от образа и подобия Божьего. Удивительно, что многие атеисты и трансгуманисты мнят себя поборниками абсолютной свободы, но что они в итоге предлагают людям? Цифровой концлагерь, тотальное подчинение бездушной машине, отсутствие самой идеи свободы.

Обратите внимание на ту спешку и торопливость, с какой нам предлагают цифровизировать всё и вся. Быстрее, а то отстанем, а то не успеем! По сути, люди даже не успевают задуматься, как оказываются винтиками огромной бездушной системы, которой неизвестно кто управляет.

Давайте не будем торопиться. Давайте обсуждать перспективы и проговаривать опасения. Ведь мы же свободные люди. Пока ещё свободные люди. Или уже нет?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *