система телематики на грузовом транспорте что это
МОНИТОРИНГ ГРУЗОВИКОВ
Система телематики грузового автотранспорта
МОНИТОРИНГ ГРУЗОВИКОВ
Система телематики грузового автотранспорта
Решаемые задачи
Учет времени работы двигателя по режимам нагрузки
Контроль расхода топлива по режимам нагрузки двигателя
Контроль объема топлива в баках, заправок и сливов
Выявление неисправностей в работе двигателя и ЭБУ
Контроль нагрузки на ось, предотвращение штрафов за перегруз
Около половины расходов автопарков составляет топливо и техобслуживание грузовиков. Снижение затрат на ГСМ и ТО может помочь автотранспортному предприятию повысить эффективность эксплуатации техники, а освободившиеся средства направить на развитие и расширение бизнеса.
Решение Технотон для телематики грузового автотранспорта позволяет:
Телематика грузового автотранспорта помогает внедрить т.н. интеллектуальное техническое обслуживание (predictive maintenance) автопарка — производить обслуживание грузовика и замену топливных фильтров и других расходных элементов по износу, т.е. в зависимости от режимов эксплуатации и выработанного ресурса.
Лекция 11 Система телематики на грузовом транспорте
Системы телематики на грузовом транспорте внедряются в рамках автоматизированных навигационных систем диспетчерского управления грузовыми перевозками. В функциональной структуре диспетчерской системы должны учитываться транспортные характеристики перевозимых в сообщении грузов. Транспортная характеристика грузов, учитываемая в функциональной структуре системы, представляет собой совокупность: физико-механических и физико-химических свойств; объемно-массовых характеристик; параметров тары и упаковки; характеристик опасности; специфических свойств грузов
У каждой номенклатуры груза своя транспортная характеристи- ка, которая определяет режим перевозки, способы погрузки, разгрузки, перегрузки и хранения, а также требования к техническим средствам выполнения этих операций.
Транспортная характеристика определяет специфику решений задач, связанных с диспетчерским управлением и общей рационализацией перевозочного процесса: подбора целесообразных типов и моделей подвижного состава; выбора погрузочно-разгрузочных средств и грузозахватных устройств; выбора складского оборудования; выбора средств упаковки и пакетирования; разработки рациональных способов и схем погрузки-разгрузки и перевозки и т.д.
Существующая технология диспетчерского управления работа- ми по перевозкам грузов должна реализовывать в полном объеме: оперативное (текущее) планирование; учет и контроль; оперативный анализ; оперативное регулирование производственного процесса, в том числе при возникновении сбойных ситуаций на дорожной сети; получение оперативных справок о ходе процесса; получение отчетных данных о выполнении транспортной работы. В связи с этим структура системы включает в себя следующие функциональные элементы (подсистемы): подсистему «Оперативное планирование»; подсистему «Автоматизированный учет, контроль и анализ маршрутизированного движения транспорта, выполняющего перевозки грузов»; подсистему «Оперативное регулирование движения подвижного состава»; подсистему «Оперативный анализ движения»; подсистему «Формирование отчетных данных об исполненном движении»; подсистему «Сервисное обеспечение системы»; геоинформационную подсистему.
Для реализации функций указанных подсистем применяются комплексы аппаратно-программных и технологических средств, в том числе: 1) комплекс диспетчеризации, включающий в себя: программно- технологические средства, информационные средства, средства вы- числительного комплекса, включая серверное, сетевое оборудование, автоматизированные рабочие места штатных специалистов;
2) комплекс радиооборудования и связи, включающий в себя бортовой радионавигационный комплект и комплекс средств связи и обмена данными в том числе коммутаторы, маршрутизаторы, оконечное оборудование линий связи.
Дата добавления: 2018-05-10 ; просмотров: 1475 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Автопарк на «коротком поводке»
Большинство производителей грузовиков уже предлагают собственные телематические системы, которые постоянно совершенствуются и дополняются новыми функциями. Всё чаще их рекомендуют использовать не только в автотранспорте одной марки, но и планируют распространять на разные модели грузовиков, схожие по своему функционалу.
Телематические системы, такие как интеллектуальная транспортно-информационная система ИТИС-КАМАЗ, при грамотной их эксплуатации, могут снизить расход топлива и повысить эффективность работы автопарка. Они позволяют более эффективно планировать использование транспортных средств, предоставляют водителям важную на маршруте информацию, и позволяют менеджерам автопарка лучше контролировать их работу, упрощая деятельность офисных сотрудников.
Iveconnet для грузовиков Iveco
Система предоставляет доступ к двум пакетам, разработанным под непосредственные функции водителя и менеджера автопарка Iveconnect Drive и Iveconnect Fleet.
MAN TeleMatics для автотранспортных компаний
Обмен данными между грузовиком и менеджером компании осуществляется через мобильную телефонную связь GPRS и распространяется на территории всей Европейской части. Интерфейс MAN TeleMatics позволяет подключаться ко всем распространенным программам пересылки. Современные технологии шифрования защищают данные перевозчика от несанкционированного доступа.
Система, предлагаемая для грузовиков Mercedes, позволяет экономно управлять автопарком благодаря объединению данных о технике вождения, обслуживания грузовика, его местоположения, наличия связи с водителем и информации о рабочем времени. В результате производитель гарантирует снижение расхода топлива на 5-15 процентов.
На веб-сайте доступна оценка технического состояния конкретного грузовика с указанием интервалов осмотра отдельных узлов с интервалом обслуживания, а также информации о показателях давления воздуха в шинах. Благодаря системе регистрации маршрутов можно запросить сведения о периоде простоя грузовика, уровне топлива в баке, показания одометра или текущий вес автомобиля.
Телематическая система ИТИС-КАМАЗ
Это интеллектуальная транспортная информационная система, которая контролирует расход топлива, рекомендует лучшие заправки, находящиеся в ближайшем доступе, а также указывает на дату вероятного выхода из строя узлов и компонентов грузовика. ИТИС-КАМАЗ встроен в бортовую систему электрооборудования, подключён к общей диагностической линии.
Это позволяет считывать информацию о состоянии эксплуатационных параметров и передавать собранные данные по сотовой связи в сервисный центр. Помимо этого, в топливный бак монтируется датчик уровня топлива (ДУТ), что предотвращает несанкционированный слив топлива.
В начале декабря прошлого года тягач КАМАЗ-5490 Т5 был оснащён оборудованием, запускающим систему ИТИС в действие. Теперь дилеры смогут устанавливать систему по желанию клиентов на любые модели. А новое семейство КАМАЗов 54901 будет выпускаться с уже предустановленной системой. При этом установка ИТИС практически не отразится на цене автомобиля.
Видео: Партнёрская программа от сервиса «Перевозка 24»
Транспортная телематика как сервис: сокращение расходов, портрет водителя, удаленное слежение и предупреждение о ДТП
Сейчас все в мире стремится стать сервисом, автомобильная промышленность — не исключение. Каршеринговые сервисы, сервисы помощи на дорогах, сервисы такси вместо привычного вызова по телефону машины. Сигнализация тоже превращается в сервис, когда все находится в вашем телефоне: от слежения в реалтайме до управления автомобилем и помощью на дороге. Александр Усов, исполнительный директор «CTRL Лизинг», рассказал о телематических системах, которые позволяют экономить расходы бизнесу, следить за водителями и предоставлять их портрет, чтобы принимать решение, увольнять тех, кто «не так водит», или нет, а также наблюдать в реалтайме, контролировать поломки и заказывать детали с помощью аналитики данных.
Читайте «Хайтек» в
Телематика — область информатики, охватывающая сферу телекоммуникаций. Немного абстрактное понятие, но что это такое на самом деле? Разберемся на примере применения технологии в транспорте. В таком контексте телематика — это система удаленного контроля состояния автомобиля. Этакий «наследник» противоугонных технологий, решивший пойти дальше.
Спутниковый мониторинг транспорта построен на основе систем спутниковой навигации, оборудования и технологий связи, компьютерной техники и цифровых карт. Он используется для решения задач транспортной логистики в системах управления перевозками и автоматизированных системах управления автопарком.
Помимо постановки и снятия машины с охраны, современные устройства имеют некоторые дополнительные функции. Дистанционный прогрев двигателя, диагностика его состояния, снятие показателей всех датчиков, начиная с одометра и заканчивая спидометром, а также отслеживание местонахождения транспортного средства с помощью GPS и ГЛОНАСС.
Список достаточно внушительный — при том, что перечислены далеко не все варианты. Чисто физически же телематика — «черный ящик», как в переносном смысле, так и в прямом. Это в самом деле миниатюрная черная коробочка, подключающаяся к бортовой сети вашего автомобиля.
MaaS — личный автомобиль как сервис
Иногда новые технологии и новые дополнительные возможности автомобилей поначалу кажутся излишеством. В начале XX века 90% автомобилей выпускалось с открытым кузовом, сейчас мы не можем себе представить, чтобы улицы городов наводнял транспорт без крыши, особенно в российском климате. Так что вполне можно провести подобную аналогию и с телематикой.
Если обратить взгляд на Запад, то найдем этому тезису множество подтверждений. Среднегодовой показатель темпа роста с прогнозом до 2022 года — 14%. Все больше европейских владельцев автомобилей передают карту перемещений страховщикам, контролируют состояние техники на расстоянии и в целом устанавливают в салон «черную коробочку».
Чем такой рост обусловлен? В концепции «Mobility as a Service» (мобильность по требованию, MaaS — «Хайтек») во главе угла ставится не факт владения автомобилем, а возможность им воспользоваться и в принципе куда-нибудь добраться посредством транспорта. Изначально идея мобильности как сервиса принадлежала Министерству транспорта и коммуникаций Финляндии. Годом позже была озвучена на конгрессе во Франции, где был сформирован альянс MaaS, после чего концепция стала набирать популярность. Сегодня именно этим возрастающим интересом обусловлен лавинообразный рост различных агрегаторов такси вроде Uber, Яндекс и Gett, каршерингов, райдпулинга и даже проката велосипедов и самокатов.
Человек больше не стремится управлять личным транспортом, он стремится с комфортом добраться до пункта назначения. С этим же, кстати, связан и повышенный интерес к развитию беспилотных средств передвижения. Вкупе со всеми этими факторами эксперты подсчитали, что к 2020 году уже 73 млн автомобилей будут оснащены сервисами коммерческой телематики.
Как телематика сокращает расходы
Телематика позволяет существенно экономить средства как частным лицам, так и разного рода бизнесу, использующему собственный автопарк. Чем больше автопарк, тем сложнее проводить его общую диагностику, отслеживать происходящее с теми или иными единицами в гараже. Да и водительский контингент растет, а слепо доверять персоналу и рассчитывать на его благонадежность и профессионализм — непозволительный риск для бизнеса. Например, у нас в «CTRL Лизинг» телематическое оборудование позволяет контролировать все процессы, связанные с автомобилями, а так как мы предоставляем машины для шеринговых сервисов и таксомоторных парков — это очень важно.
Можно предположить, что внедрение инноваций — дело похвальное и общественно одобряемое. Оно позволяет пользоваться приятными экономическими бонусами. И внедрение телематических систем к подобным инновациям относится напрямую. В среднем полный комплект телематики обойдется примерно в 15–20 тыс. рублей, но та же система контроля расхода топлива окупит себя приблизительно за два месяца. Телематическая система позволяет точнее контролировать эксплуатацию автопарка и работу водителей, снижая издержки и оптимизируя процессы внутри бизнеса.
Самый очевидный бонус от внедрения — пониженные ставки по кредитам от банков и пониженный же коэффициент от страховых компаний. Многие банки и страховщики охотно соберут статистику вождения и предоставят вам как благонадежному и аккуратному товарищу более выгодные условия.
Техническая реализация телематических систем включает в себя:
Кроме того, телематика можно прогнозировать износ деталей. Если вы загодя будете располагать сведениями о том, что скоро какая-либо деталь автомобиля придет в негодность, — сможете оперативно ее заменить или отремонтировать. А это, в свою очередь, сэкономит вам деньги, которые пришлось бы потратить, превратись эта деталь спонтанно в неработоспособный кусок металла. Также с помощью этой статистики можно вычислить самые быстроизнашивающиеся части автомобиля, приобрести их массово и заранее, оптимизировав тем самым закупки.
Можно составить портрет водителя и сократить расходы за счет снижения издержек на ремонт. Конечно, вы можете слепо доверять своему персоналу и лично увидеть серьезные повреждения на кузове авто. Но вы вряд ли сами узнаете, что постоянные проблемы с двигателем или тормозной системой на конкретной машине вызваны отнюдь не заводским браком, а манерой вождения конкретного человека. Телематика отслеживает стиль вождения шофера, в процессе диагностируя состояние всех подсистем автомобиля. Посредством сбора большого массива данных телематика помогла обнаружить, что таксисты из Киргизии, имея чаще всего машину с АКП, обладают характерной особенностью дергать на себя ручной тормоз, когда ждут клиента на парковке. Почему они так делают — непонятно. Такая вот национальная особенность, которая приводит к преждевременному износу систем автомобиля, потому что это происходит систематически десяток-другой раз в день. Телематика же соберет все данные, вам останется только сделать выводы: указать на дверь некомпетентному сотруднику или постоянно ремонтировать за ним разваливающуюся технику.
Для владельцев таксопарков очень важны оперативные данные о нахождении автомобиля в реалтайме. Мониторинг положения автомобиля с помощью спутниковых систем GPS и ГЛОНАСС — незаменимая функция, особенно в экстренных ситуациях. Конечно, чтобы воспользоваться этим преимуществом, необходима определенная структура оперативного реагирования: чтобы помчаться спасать авто из возможных передряг.
Как телематика помогает в развитии бизнеса
Мы живем в информационную эпоху, а потому нет никаких причин сомневаться: тот, кто владеет информацией, — владеет миром. Миром, конечно, с помощью автомобильной телематики овладеть вряд ли выйдет. Но вот овладеть возможностью сделать свой бизнес прибыльнее (за счет сокращения расходов на эксплуатацию техники до 30%), эффективнее и просто лучше, скорее всего, получится.
Система предоставляет именно столько информации, сколько нужно для далеко идущих выводов. Причем выводов, которые телематика может сделать самостоятельно, очень много. Существуют определенные «умные» системы, способные собрать в кучу вереницу данных и дать свои, тщательно выверенные рекомендации. Расход топлива, удаленная диагностика, регистрация времени работы, мониторинг и определение геолокации — все это телематические системы собирают локально или на облаке. А уже оттуда данные направляются на анализ — людям или компьютерам.
Аккумулируя подобные данные, вы можете оптимизировать издержки как для одного личного транспорта, так и для целого автопарка. Вывести более выгодные и безопасные маршруты, отследить динамику износа деталей или же просто найти способ более экономично расходовать топливный ресурс.
Телематика за автомобильную безопасность
Какая система является одной из первых, появляющихся в любом автомобиле? Противоугонная. В каком-то смысле телематика — этакий максимально эволюционировавший потомок обычной «противоугонки», и, разумеется, старых способностей «черный ящик» не утратил. Система против угона, дистанционной блокировки салона — все это само собой разумеется. Как и то, что фиксирование положения автомобиля по GPS помогает отследить его, даже если он пропал с положенного места без вашего ведома. Данные о расположении авто автоматически отправляются на пункт мониторинга, а дальнейшие действия предпринимаются уже людьми. В нашей практике был случай, когда поступал сигнал, что автомобиль без ведома владельца переместился из Москвы в Ленинградскую область. Важно, что телематические устройства, в отличие от той же сигнализации, просто так не снимешь — необходимо обладать высоким уровнем технологической грамотности.
Датчики, устанавливаемые на телематические системы:
Такие устройства способны предсказывать опасные ситуации и экстренно оповещать об этом водителей. По оценке экспертов, до 90% аварий можно предотвратить, предупредив водителя за пару секунд до возможного столкновения. Так, например, существуют интеллектуальные системы помощи и предотвращения аварий (Advanced driver-assistance system, они же ADAS — «Хайтек»). Такие системы настраиваются индивидуально под каждый стиль вождения и тип транспортного средства и могут предупреждать об опасности за промежуток от 2,7 до 0,6 секунд. Под индивидуальной настройкой понимается ручная настройка таких параметров, например, при какой дистанции сближения с другими автомобилями необходимо подавать сигнал водителю. На рынке представлены устройства компаний MobilEye, NOVACOM-GNS и других.
При всей кажущейся невероятности устроены подобные системы довольно просто. Например, модуль обработки NOVACOM-GNS осуществляет непрерывный анализ видео и формирует сообщения. Эти данные — информационного и экстренного характера — воспроизводятся на дисплее водителя, а также передаются в навигационный блок мониторинга, где обрабатываются и доставляются на сервер хранения и обработки информации. Сервер посредством веб-ориентированного АРМ-диспетчера выводит информацию об экстренных событиях системы и прочих важных характеристиках движения (скорость, направление и другие) с привязкой к местности на карте в режиме онлайн или в форме отчетов.
Данные устройства снижают аварийность на 30–35% за счет оповещений. А их самообучаемая модель определения опасностей работает с точностью 99,9%. Так что ждать будущего автомобильной безопасности незачем — оно уже здесь и стучится в дверь.
Эффективная логистика: как применяются технологии телематики в грузоперевозках
В ближайшие годы такие технологии, как Эра-ГЛОНАСС и Платон будут активно развиваться. Стимулом к этому станет рост количества транспортных средств после того, как проблема дефицита полупроводников решится. Система Платон, будет внедряться и в других отраслях, которые находятся под контролем государства: утилизация и переработка мусора, здравоохранение, ритейл продуктов и непродовольственных товаров. Также возрастут объемы использования систем весогабаритного контроля для опасных грузов и пассажирских перевозок. Это позволит ужесточить соблюдение правил грузоперевозки, получать информацию о геолокации груза, контролировать налоги. В сегменте корпоративного транспорта установка технологий телематики вырастет до 90%. Предпосылкой к этому станет прямая выгода для перевозчиков. А именно — сокращение расходов благодаря оптимизации маршрутов, снижение аварийных ситуаций с помощью контроля соблюдения водителями режима работы и отдыха.
Большая часть логистических компаний будет развивать собственные сервисы телематики и мониторинга, остальные — внедрять решения крупных IT-игроков. Уже сейчас разработана система автоматического выявления и управления рисками при перевозках пассажиров и грузов, контроля полосы движения и состояния перевозимого груза, целостности грузового отсека. Она позволит собственникам бизнеса получать оповещения об аварийных ситуациях в режиме онлайн. Соответственно, автоматически будет осуществляться вызов подразделений служб экстренного реагирования на место происшествия.
Преимущество технологий телематики, без которых уже сложно представить современный транспорт — в доступной цене, поскольку количество компаний-разработчиков данных систем с каждым годом растет. Кроме того, системы контроля выведут на новый уровень престижа профессию водителя, так как нарушение правил эксплуатации и управления автомобилем будет исключено. Например, исчезнет возможность сливать бензин или перерабатывать сверх нормы. Возрастет ценность профессионализма водителя, уровень зарплат, безопасность перевозок. Также вырастет спрос на алкозамки и мобильные приложения для водителей с оценкой качества и количества топлива, заправляемого на АЗС. Это позволит владельцам транспортных компаний более тщательно контролировать расходы.
Сложные решения и адаптация коммерческого транспорта под нужды заказчиков – основные тренды телематики на ближайшие три года. При этом российская логистическая отрасль отличается от европейской тем, что в приоритет ставится оптимизация расходов за счет контроля топлива и пробега. В Европе же делают ставку на повышение эффективности работы транспорта, оптимальную загрузку техники и безаварийность движения. Одним из цифровых решений этих вопросов в США и странах ЕС являются страховые телематические полиса, которые выдаются на основе показателей мобильных приложений для отслеживания манеры езды автомобилистов. В зависимости от того, насколько водитель соблюдает правила движения и аккуратно управляет авто, рассчитывается индивидуальная стоимость страховки. В скором времени эти тенденции будут развиваться и в России. Помимо этого, в Европе и Америке используется система экстренного реагирования на аварии — eCall — аналог российского ЭРА-ГЛОНАСС.