системный эффект что это такое

Системный эффект что это такое

Рассмотрим ещё одно очень важное положение системного подхода:

Свойства организованной системы не есть сумма свойств её частей, а нечто большее. Это нечто большее называют системным эффектом.

Например, объединили много прутьев или веток и получили метлу, с помощью которой можно подметать. Это и есть системный эффект, ради которого и создавалась система, ведь каждым прутиком (веточкой) в отдельности подметать было бы затруднительно.

Как правило, и целью и результатом объединения частей в систему бывает системный эффект. Сверхэффект – неожиданный, заранее непредвиденный дополнительный результат объединения частей в систему.

Можно записать такую условную формулу:

ПС1 + ПС2 + ПС3 + ПС4+. = СИСТЕМА + СИСТЕМНЫЙ ЭФФЕКТ + СВЕРХЭФФЕКТ.

Велико же было его удивление, когда к концу дня, один инженер, владеющий методами ТРИЗ и хорошо знакомый с системным эффектом, предложил блестящее решение: собрать долгоносиков в стакан и сунуть туда обычный термометр! Догадались, чем дело кончилось?… Правильно! Директор института заставил своих сотрудников изучать ТРИЗ.

В чем сила немногочисленных по числу людей партий? В объединении их усилий!

Почему огромные массы людей с немереной силой не могут сбросить власть немногочисленной верхушки, немногочисленных партий? Из-за их разобщенности.

Сборные чаи, многотравные бальзамы – тоже являются системами и действуют на организм сильнее, чем каждая их компонента в отдельности.

Приведем две классические, сказочные, “музыкальные системы”: бременских музыкантов (осла, собаку, кота, петуха) и крыловский квартет («. проказница Мартышка, Осел, Козел да косолапый Мишка»). Подсистемы первой четверки были хорошо согласованы и им удалось прогнать разбойников и получить дом в лесу, а подсистемы второй четверки были не согласованы, поэтому квартета не получилось.

Согласованная система гусей из стихотворения «Гуси» спасла утенка из пасти волка.

Примером того, что может сделать человеческий гений из обыкновенного кирпича, заметьте, неотличимого один от другого, является шедевр готики – костел Святой Анны в Вильнюсе (15 век) или просто дом, в которым Вы живете.

Притча: Проповедник рассказал пастве свой сон. Ему приснилось, что он попал в старый замок. Его ввели в комнату, где стоял огромный стол, уставленный прекрасными кушаньями. За столом сидели люди. Но они ничего не ели и ругались. В чем дело?

И тут проповедник понял, в чем дело, у людей руки не сгибались в локтях. Дотянуться до своего рта они не могли.

Потом он попал в другую комнату, где был такой же стол, за которым сидели люди и у них тоже не сгибались в локтях руки, но люди были очень радостными. Почему? Оказалось, они кормили друг друга. Они нашли внутрисистемный ресурс – системный эффект.

Любое объединение дает какой-то эффект. Однако, не всякое объединение систем дает положительный эффект, существенно превышающий отрицательный. Вспомните о несовместимой пище, о несовместимых растениях, цветах, металлах…

Copyright © 2000 ТРИЗ-группа (Великий Новгород)

Источник

* системным эффектом принято считать организацию элементов системы, при котором целое становится больше простой суммы частей

Системный эффект сковородки Тефал, с антипригарным покрытием.

Возможно, что это байка. но сильно похожа на правду. Дело в том, что создатели сковородку Тефал с антипригарным покрытием считали основным преимуществом избретения жарка без масла, и это считали своим УТП. но как выяснилось позже, данное качество мало интересовали покупательниц. Их больше привлекало в сковородке Тефал с антипригарным покрытием то, что ее легко мыть.

*Синерги́я — усиливающий эффект взаимодействия двух или более факторов, характеризующийся тем, что совместное действие этих факторов существенно превосходит простую сумму действий каждого из указанных факторов.

одного старика было три сына. И они никак не могли ужиться вместе. Старику очень хотелось, чтобы после его смерти сыновья жили в мире. Он решил научить их этому.

Однажды, отец позвал их к себе и попросил разломать пополам веник. Сначала попробовал старший сын, но, сколько он не старался — ничего не получилось. Такие же неудачи постигли среднего и младшего. Тогда отец развязал веник, и попросил каждого сына разломать по несколько соломинок. Это, конечно же, им с лёгкостью удалось.

— Вот также и в жизни. Если вы будете вместе, то вас никто не сломит, а по отдельности вас также легко победить, как и сломать пару соломинок.

3- Системный(синергетический) эффект имеет практическое применение.

Для наглядности проведем эксперимент(пример системного эффекта):

Предложим трем участникам пройти по положенным на земле узким(5см) рейкам, длиной 10 метром, не касаясь земли, и чем быстрее тем лучше.

Скорее всего, медленно, по рейкам, смогут пройти все три участника.

Если мы попросим их увеличить скорость, то скорее всего они провалят тест, т.к. для этого потребуется специальные тренировки.

Источник

системный эффект

Смотреть что такое «системный эффект» в других словарях:

Системный подход — Системный подход направление методологии научного познания, в основе которого лежит рассмотрение объекта как системы: целостного комплекса взаимосвязанных элементов (И. В. Блауберг, В. Н. Садовский,… … Википедия

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ — совокупность положений, разработанных Б. Ф. Ломовым на основании общих принципов системного подхода к изучению деятельности оператора и СЧМ в целом. Применение С. п. в и. п. обусловлено тем, что человек оператор, будучи сам сложной специфической… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Способ введения — (путь заражения) в фармакологии, токсикологии и медицине путь введения лекарственного средства, жидкости, отравляющего вещества, инфекционного агента или другого вещества в организм.[1] Содержание 1 Классификация 1.1 … Википедия

Система права — объективно существующее внутреннее строение права, его подразделение на отрасли, подотрасли, институты и нормы. Своих регулятивных целей добивается благодаря так называемому системному эффекту тому обстоятельству, что его нормы определенным… … Элементарные начала общей теории права

Ингаляция — (от лат. inhalo вдыхаю) метод введения лекарственных средств, основанный на вдыхании газа, пара или дыма. Ингаляция бывает естественной (на морских курортах, в лесу) и искусственной, с применением специальных устройств… … Википедия

НЕОДЕТЕРМИНИЗМ — новая версия интерпретации феномена детерминизма (см. ДЕТЕРМИНИЗМ) в современной культуре, фундированная презумпциями нелинейности, отсутствия феномена внешней причины и отказа от принудительной каузальности. Если идея традиционного (линейного)… … История Философии: Энциклопедия

Пимафуцин — Действующее вещество ›› Натамицин* (Natamycin*) Латинское название Pimafucin АТХ: ›› A07AA03 Натамицин Фармакологическая группа: Противогрибковые средства Нозологическая классификация (МКБ 10) ›› B37.2 Кандидоз кожи и ногтей ›› B37.3 Кандидоз… … Словарь медицинских препаратов

Эмерджентность — (от англ. emergence возникающий, неожиданно появляющийся)[1] в теории систем наличие у какой либо системы особых свойств, не присущих её подсистемам и блокам, а также сумме элементов, не связанных особыми системообразующими… … Википедия

Эмергентность — Эмерджентность (англ. emergence возникновение, появление нового) в теории систем наличие у какой либо системы особых свойств, не присущих её подсистемам и блокам, а также сумме элементов, не связанных особыми системообразующими связями;… … Википедия

Источник

Инжиниринг системного эффекта и Инструменты синхронизации продуктовых систем.

Как уже отмечалось, продуктовая система, как и любая система – есть триединая функциональная совокупность физической материи, энергии и информации (hard, soft, energy), предполагает, что результирующий продукт также является олицетворением этих трех функциональных элементов – материи, энергии и информации. При этом мы понимаем, что одна из этих функциональных составляющих всегда является определяющей или превалирующей, формирующий смысловое оформление продукта. Как мы отметили ранее, если сопоставить продукт и предмет труда по парам Материя-Энергия-Информация, то мы получим 9 вариантов различных продуктовых систем. Кроме того, если учесть, что продукт системы может быть и УНИКАЛЬНЫМ результатом проектной технологии, и ТИПОВЫМ продуктом процессной технологии, то мы получаем 18 типов продуктовых систем. По сути, именно такие пары определяют базовую классификацию большинства продуктовых систем. Таких пар можно рассмотреть несколько, но в рамках интересующей нас темы, имеет смысл остановиться на наиболее важных, например, пара S-S – в чистом виде Информационная система, пара H-H – это продуктовая система генерирующая материальный продукт из материальных предметов и чаще всего называется производственной системой (см. Рис.1). системный эффект что это такое. Смотреть фото системный эффект что это такое. Смотреть картинку системный эффект что это такое. Картинка про системный эффект что это такое. Фото системный эффект что это такое

Рис.1 Классификация продуктовых систем на Проектные и Процессные.

Так или иначе, эффективная или успешная система, в принципе, отличается от неэффективной или неуспешной тем, что достигает целей системного функционала меньшим количеством элементов системы и меньшим количеством актов взаимодействия элементов системы. При этом должно быть точное понимание того, что считается каждый элемент системы, в т.ч. подсистем, входящих в систему, поскольку стремление уменьшить число элементов системы и коммуникаций часто оборачивается увеличением связей элементов, например, подсистемы управления, в результате чего конечная система становится абсолютно недееспособной в условиях чрезмерного риска.

Рис.2 Схема ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРОЕКТНОЙ СИСТЕМЫ (Типа H-H) для строительства.

Очевидно, что все целевые системы могут иметь два крайних состояния:

Рис.3 Девелоперская компания как социально-экономическая СИСТЕМА.

Рис.4 Цифровизация как демпфер на примере конфликта 3-го типа

По сути, стало можно говорить о «ЦИФРОВОМ ДЕМПФЕРЕ» между проектными и процессными потоками, как внутри систем, так в межсистемном взаимодействии. В данном случае, Цифровой Демпфер – это комплексный электронный инструментарий (методологии, подходы, стандарты, оборудование и программные приложения), позволяющий автоматически формировать максимально гибкие отношения между проектными и процессными задачами, сглаживая и смягчая проблемы внутрисистемных нестыковок. Примеров работающих сегодня цифровых демпфером – более чем достаточно: это и агрегаторы такси, это банк-клиентские приложения, это и электронные госуслуги, это и интернет-магазины, услуги по электронной регистрации и покупке билетов, агрегаторы отелей и туристических услуг, платежные системы и аренда имущества, и многое другое, и т.д., и т.п. Возможные направления уменьшения системных конфликтов, которые могут быть реализованы путем применения цифрового демпфера:

1.1 Технологии информационного моделирования. BIM-технологии должны стать лучшим гармонизирующим цифровым демпфером межсистемных конфликтов, поскольку закрывают собой и исключительно внутрипроектные коллизии, и отраслевые взаимоотношения участников проектов, и межотраслевые процессы в макроэкономической системе. Технологии информационного моделирования нацелены на повышение эффективности процессов создания и управления объектами недвижимости, то ест по факту – проектной деятельности, на всех этапах жизненного цикла – это демпфер первого уровня. Объединяя BIM-модели зданий и сооружений в отраслевые или географические кластеры мы, сквозь фильтр временных информационных моделей проектов (PIM) формируем информационные модели округов, районов, городов (CIM) и территорий. Для этого, безусловно придется создать сеть BIM-центров, банков или операторов, которые как раз и составят тот сам демпфирующий цифровой инструментарий строительной отрасли.

1.2 Цифровые модели: цифровые двойники, полигоны, тени, виртуальные макеты, электронные имитаторы и тренажеры. Цифровое сглаживание может идти и другим путем, а именно – имитацией возможных конфликтных ситуаций, проработкой сценариев их нивелирования или избегания, путем обучения и тренировки специалистов формировать креативные ресурсные пулы из имеющихся в доступном поле источников. Так или иначе, возникновение системный конфликтных ситуаций предполагает наличие некоторого состава тренированных специалистов в постоянной готовности. Но наличие возможности подготовиться к таким ситуациям всем, особенности если это относится к социальным системам и государственным система безопасности и чрезвычайных ситуаций – намного легче и быстрее сглаживает потенциальные системные разрывы.

1.3 Комплексная сетевая инфраструктура цифрового аутсорсинга. Если в сфере информационной коммуникации «Облачные технологии» постепенно занимают свое достойное место, избавившись от налета «безусловной безальтернативности», то в области цифрового сервиса также идут процессы демифологизации. Все начинают понимать, что не надо впадать в крайности с абсолютной цифровизацией «всего и вся», а надо находить взвешенные обоснованные области её использования с целесообразным уровнем зрелости цифровых инструментов. Не нужно для перевозки картошки нанимать Мерседес S-класса. Примеры цифровизации инфраструктурного аутсорсинга приведены выше, но таких сервисных демпферов должно быть на порядки больше.

О пустых подсистемах и экосистемах мы поговорим в следующих статьях. Безусловно, это довольно упрощенное представление о системных конфликтах в продуктовых системах, в том числе в системах инвестиционно-строительного бизнеса. Но и оно может охарактеризовать качество и успешность работающих систем по наличию в них «цифровой начинки». Для каждого инвестиционно-строительного проекта, включающего обязательный системный инжиниринг, в первую очередь, следует оценить влияние на рост качества системного эффекта именно «цифровых демпферов», выраженных, чаще всего, в существующих ERP-системах, ИСУП, КСУП и иных аналогичных продуктах. Разрушать такое представление и формировать новые креативный цифровые инструменты, в т.ч. с применением BIM-адаптированных платформенных решений и системами управления информационными моделями (СУИМ), является самой актуальной системной задачей.

Источник

Основные положения системного подхода

Системный подход – это способ познания.

Мир системен, а мышление не системно. Мир представляет собой
гигантскую систему, тоже состоящую из сложнейших систем. Однако, у систем любой
природы много общего. Если знать это общее, то мы окажемся в очень выгодной
ситуации, когда мы до начала исследования конкретной системы уже очень много
знаем о ней. В этом и заключается одна их прелестей науки.

Для большей четкости и краткости изложим системный подход в
форме операционных правил.

Набор характеристик систем

Существует огромное количество различных систем:
материальных, абстрактных (понятия, гипотезы, теории…), социальных, технических,
биологических, педагогических и т. п. Но у всех систем единый набор
характеристик, хотя значения самих характеристик разные.

Любая система имеет:

Главным свойством системы является ее целостность, то есть появление таких
новых свойств, которых нет у каждой ее части в отдельности. Это явление называют
несводимостью свойств.

Основное свойство сложных систем – это наличие цели.

Любая система создается для достижения каких то целей. Большие системы, как
правило, многоцелевые. Под влиянием внешних условий и с течением времени цели
могут меняться.

Каждая система создается в интересах системы более высокого уровня. Так детей
в школе объединяют в классы в целях экономии затрат на их обучение, то есть в
интересах всего общества.

Важнейшим свойством сложных систем является их способность к управлению и
самоуправлению.

Управление нужно для более эффективного выполнения целей.

Наука говорит, что сложность больших систем имеет тенденцию увеличиваться.
Отсюда следует, что ждать простой жизни не приходится.

Системы могут обмениваться материей, энергией и информацией.

Для сложных систем характерна неоднородность частей, например, по составу и
функциям.

Системность и иерархичность
мира

Нас окружают системы. Все они состоят из частей, которые
называют подсистемами (ПС). В свою очередь сами системы являются
частью систем более высокого уровня, называемых надсистемами (НС),
которые в свою очередь, входят как часть в надсистемы еще более высокого уровня,
называемых наднадсистемами и т.д.

Иерархическая структура необходима для эффективного
управления. Человек не может эффективно управлять более 10 – 15 людьми, если они
выполняют независимые операции, но может эффективно управлять целой страной,
если правильно построена иерархическая системы и власти и подчинения.

Зачем знать,
что системы состоят
из частей?

Мы даже не можем представить себе мир несистемным. Например,
трудно себе представить человека, у которого нет четко выраженных органов
(глаза, руки, сердце, почки. ), а все функции выполняет некий «бесструктурный
бульон».

Системный эффект

Рассмотрим ещё одно очень важное положение системного
подхода:

Например, объединили много прутьев или веток и получили
метлу, с помощью которой можно подметать. Это и есть системный эффект, ради
которого и создавалась система, ведь каждым прутиком (веточкой) в отдельности
подметать было бы затруднительно.

Как правило, и целью и результатом объединения частей в
систему бывает системный эффект. Сверхэффект – неожиданный, заранее
непредвиденный дополнительный результат объединения частей в систему.

Можно записать такую условную формулу:

ПС1 + ПС2 + ПС3 + ПС4+. =

СИСТЕМА + СИСТЕМНЫЙ ЭФФЕКТ +СВЕРХЭФФЕКТ.

Велико же было его удивление, когда к концу дня, один
инженер, владеющий методами ТРИЗ и хорошо знакомый с системным эффектом,
предложил блестящее решение: собрать долгоносиков в стакан и сунуть туда обычный
термометр! Догадались, чем дело кончилось?… Правильно! Директор института
заставил своих сотрудников изучать ТРИЗ.

В чем сила немногочисленных по числу людей партий? В
объединении их усилий!

Почему огромные массы людей с немереной силой не могут
сбросить власть немногочисленной верхушки, немногочисленных партий? Из-за их
разобщенности.

Сборные чаи, многотравные бальзамы – тоже являются системами
и действуют на организм сильнее, чем каждая их компонента в отдельности.

Приведем две классические, сказочные, “музыкальные системы”:
бременских музыкантов (осла, собаку, кота, петуха) и крыловский квартет
(«. проказница Мартышка, Осел, Козел да косолапый Мишка»). Подсистемы первой
четверки были хорошо согласованы и им удалось прогнать разбойников и получить
дом в лесу, а подсистемы второй четверки были не согласованы, поэтому квартета
не получилось.

Согласованная система гусей из стихотворения «Гуси» спасла
утенка из пасти волка.

Примером того, что может сделать человеческий гений из
обыкновенного кирпича, заметьте, неотличимого один от другого, является шедевр
готики – костел Святой Анны в Вильнюсе (15 век) или просто дом, в котором Вы
живете.

Притча: Проповедник рассказал пастве свой сон. Ему
приснилось, что он попал в старый замок. Его ввели в комнату, где стоял огромный
стол, уставленный прекрасными кушаньями. За столом сидели люди. Но они ничего не
ели и ругались. В чем дело?

И тут проповедник понял, в чем дело, у людей руки не
сгибались в локтях. Дотянуться до своего рта они не могли.

Потом он попал в другую комнату, где был такой же стол, за
которым сидели люди и у них тоже не сгибались в локтях руки, но люди были очень
радостными. Почему? Оказалось, они кормили друг друга. Они нашли внутрисистемный
ресурс – системный эффект.

Любое объединение дает какой-то эффект. Однако не всякое
объединение систем дает положительный эффект, существенно превышающий
отрицательный. Вспомните о несовместимой пище, о несовместимых растениях,
цветах, металлах…

Моделирование или умение
упростить сложное
и выделить самое
главное

Главней всего погода в доме,

А все другое – суета.

Есть я и ты, а все, что кроме,

Легко уладить с помощью зонта.

А. Эйнштейн высоко ценил умение моделировать: «Осознание
того, что наше сознание оперирует теоретическими моделями реальности, а не самой
реальностью, является важнейшей особенностью современного научного подхода».

Предпочтительно приближенно исследовать большое число
факторов, чтобы выделить важные, вместо детального исследования малого числа
случайных факторов (есть опасность пропустить важный).

Задача. Рассмотрим известную задачку о перевозке через
реку в маленькой лодочке волка, козла и капусты.

Охотник, волк, козел, капуста, лодочка.

Главные функции главных частей:

Главные связи между частями:

Без присмотра нельзя оставить козла с волком и козла с
капустой.

Решение задачи: сначала охотник везет козла на другой
берег и оставляет его одного, потом перевозит капусту, потом козла везет обратно
и оставляет его одного, потом перевозит волка, потом возвращается за козлом.
Таким образом, охотник переплывает реку семь раз вместо пяти. И все из-за козла.

Модель всегда описывает моделируемый объект не полностью, но
при правильно выбранных частях и связях, для четко ограниченных областей и
условиях применения, модель описывает объект достаточно полно и правильно.
Неточная исходная модель дает неточные результаты анализа и наоборот.

Один и тот же объект, в зависимости от целей исследования,
может иметь разные модели. Например, в игре «Дочки-матери» моделью человека
является кукла, а при испытании парашюта моделью человека является мешок с
песком (100 кг), при испытании противоударных средств в автомобиле, моделью
человека является ватный макет с большим числом датчиков.

Теперь рассмотрим модель процесса, например, покупки:
осознание проблемы (что хочу купить), поиск товара, оценка вариантов товара,
выбор и решение о покупке, покупка, реакция на нее. Видно, что это словесная
последовательность операций

Итак, в основе правильного моделирования лежит умение найти
главные части и главные связи между ними. Ни одна система не должна
рассматриваться изолированно, это будет ошибочный несистемный подход.

Как найти главные
части и связи?

Определить Главную функцию системы, ответив на вопрос: зачем сделана система?

Понять работу системы и определить части (подсистемы), участвующие в
выполнении Главной функции.

Определить связи между этими частями.

А как определить, что это действительно главная часть или
важная связь в системе?

Есть простой способ:

И, наоборот, если какую-то часть или связь мы исключили и
ничего не изменилось, то это не главная часть или, соответственно, не важная
связь.

Если из романа «Евгений Онегин» исключить Татьяну Ларину или
её любовь к Онегину, то роман умрет.

Итак, решение задач следует начинать с моделирования.

Шаги моделирования

Понять задачу (оригинал).

Найти Главные части и построить модель задачи.

Найти основные связи между этими частями.

Провести исследование модели.

Перенести результаты исследования модели на оригинал.

Для примера, используя шаги моделирования, рассмотрите
конкретную ситуацию: Ребенок не хочет идти в детский сад.

Главные части: ребенок, воспитатели, другие дети, бытовые
условия в детском саду, родители, другие члены семьи. По всей вероятности, ответ
Вы найдете, анализируя психику ребенка и Главные связи ребенка с Главными
частями системы.

Целеполагание или как
научиться ставить
цели себе и
другим?

Этот раздел предназначен для взрослых, желающих глубже
познакомиться с целеполаганием.

Деятельность без цели также бессмысленна, как и без контроля.
Отмечено, что если у человека есть долговременные и значительные цели, это
настраивает на долгую деятельную жизнь. Так, селекционеры и творцы живут дольше.

Технические системы не могут самостоятельно ставить цели
своей деятельности, они реализуют цели поставленные человеком. Так, например,
автопилот очень сложная, но бесчувственная “железка”, реализует цели человека.
Человек здесь надсистема, хотя, кажется, реально и не присутствует.

Общие положения целеполагания

1. Цель создания системы первична, система вторична.

Если ставится задача разработки или улучшения системы, то
первична не система, а цель, которая должна быть достигнута. Ибо для ее
реализации создается система.

Цель направляет деятельность и потому первична, а
деятельность вторична. Говорят: «Дела без цели, что всадник без головы».

У технических систем, созданных человеком, нет желаний, нет и
способности целеполагания, но есть цель создания.

2. Цель системе ставит надсистема.

Цель – категория внешняя по отношению к системе. Она ставится
системой более высокого уровня, куда данная система входит как часть.

Было бы идеально, если бы у всех партий и людей, рвущихся к
власти, была бы одна общая цель – благосостояние и безопасность людей, а пути и
способы реализации этой Глобальной цели могут быть разными, это нормально, это
как раз и утверждает функциональный подход.

Система создаётся и функционирует в интересах целей
надсистемы. Поэтому говорят, что цель является одним из важнейших
системообразующих факторов. Из этого принципа вытекает следствие: если цели нет,
то система не может быть создана. Цель обусловливает структуру и поведение
системы.

При анализе ситуации очень важно четко определить: кто кому
ставит цель; кто, кому, когда и как отчитывается о достижении целей.

3. Для выполнения Главной цели обычно требуется выполнить
множество локальных целей.

Процесс формирования локальных целей не формализован. Одной и
той же главной цели могут отвечать различные наборы локальных целей.

4. Одну и ту же цель можно достигнуть разными способами,
используя разные средства.

Каждый способ реализации целей хорош в одних условиях, по
одним параметрам и плох в других условиях и по другим параметрам. Например,
можно самому выращивать продукты питания, если есть время, земля и умение, а
можно зарабатывать деньги, например, преподаванием и покупать продукты питания.

Можно иностранный язык изучать самостоятельно, по учебникам,
по магнитофонным записям, можно нанять учителя, а можно поехать и пожить в этой
иностранной стране один-два года.

5. Цели, как и системы, иерархичны.

Перед тем как создать систему для реализации целей, цели
делят на подцели и для выполнения каждой подцели создают свою подсистему. На
«макушке» иерархии целей – счастье людей. Из этого надо исходить, разрабатывая
частные цели. При анализе систем следует классифицировать связи подчиненности,
то есть, установить какая система какой системе задает цель и как осуществляется
контроль степени ее выполнения. Это позволяет выявить важные и второстепенные
связи. Анализ надо вести сверху вниз внутри системы и снизу вверх вне системы.

Например, Вы пришли в новое для себя учреждение. Как быстрее
с ним познакомиться? Надо познакомиться со структурой этого учреждения и целями
(или функциями), которые выполняют структурные единицы этого учреждения.

6. Большие системы – многоцелевые системы.

Например, город, завод, крупная фирма. Системы обычно
многоцелевые, а потому и оценки их деятельности многокритериальны.

Так, в самом общем виде, цели фирмы – это: 1) выпускать
товар, решающий проблемы своего клиента и 2) за счет клиента решать свои
проблемы (“дать, чтобы получить”).

7. Системы, подчиняясь надсистеме, должны иметь определенную
самостоятельность на своем уровне в выборе способов выполнения своих целей.

Это необходимое условие эффективного функционирования систем,
взаимодействия с надсистемой и развития всей системы.

8. В процессе функционирования цели системы могут меняться.

Соответственно этому должны меняться структура и способ
функционирования системы. Бывает, старая фирма с устоявшейся структурой, вдруг
вынуждена менять цели своего функционирования. И дела не идут! Причиной может
быть несоответствие старой структуры новым целям. Так бывает и в школах, и в
ВУЗе, и в детских садах. Типичное противоречие: чтобы выжить школам, надо
переходить на конкурсную и конкурентную основу, надо вводить новые дисциплины и
новые «технологии» обучения, а в школе старые заслуженные учителя, их неудобно
увольнять и трудно переучивать.

Подцели более подвижны, нежели глобальные цели. Меняются
внешние условия, должны меняться и подцели (задачи).

9. Цель является основой для контроля качества
функционирования системы.

10. Чтобы цели достигались, надо выполнить много условий и
одно из важнейших – исполнители должны понимать, что выполнение целей им лично
выгодно (мотивация деятельности).

Для этого цели коллективов, предприятий и государств должны
совпадать с интересами людей.

Отметим разницу между целью и мотивом. Цель – то, что
желательно или надо осуществить, мысленное предвосхищение результата
деятельности. Желание – внутреннее стремление к чему-либо. Мотив – побудительная
причина, повод к какому-нибудь действию. В качестве непосредственного мотива
цель направляет и регулирует человеческую деятельность. Общечеловеческие цели и
ценности выше классовых и государственных.

Мотив может быть не осознаваем, а цель осознаваема. Какова
цель, таков и результат.

— Как делать? (Методический вопрос. Эти проблемы решает ТРИЗ).

— Кто будет делать? (Кадровый вопрос, в частности, кто будет
управлять?).

— Из чего делать? (Ресурсный вопрос). Какой нужен ресурс? Где
найти ресурс? (Эту проблему тоже решает ТРИЗ).

— Когда делать? (Плановый вопрос).

— Как контролировать? Что контролировать? Когда
контролировать? Кто будет контролировать? Это важные вопросы. Отметим,
что роль исполнителя целей ничуть не ниже, не менее почетна и не менее
трудна.

Практические выводы из
основных положений
целеполагания.

1. Любую деятельность следует начинать с постановки целей.
Каковы цели, такова и жатва жизни.

Полезно задавать себе и находить ответы на следующие вопросы:

— Что я, по настоящему, хочу? Есть ли у меня цель? Какова
она? Нравственна ли она?

При поиске ответа на эти вопросы целевую цепочку следует
“тянуть” вверх до Главных надсистемных целей. Тогда легче будет оценить
надобность и важность ближайших целей.

Говорят, отдаленная цель освещает тропу всей жизни. Дети не
умеют еще ставить себе долговременные цели. Взрослость человека можно оценить по
его долговременным целям. Сыграйте с самим собой в замечательную игру “Зачем?”.
Пройдитесь по цепочке целей “Зачем я живу?”.

2. Цели человека отражают нравственность человека.

Главная цель жизни человека – это производство большего
количества добра, любви, правды. Без цели и жизнь бесцельна. Если цели
бездуховные, то и жизнь бездуховна.

3. Очень опасным является подмена (осознанная или не
осознанная) одних целей другими.

Так, например, утверждается, что цель деятельности
государства – интересы людей, а фактическими интересами оказывается личное
обогащение чиновников.

Боролись с богатыми, а надо было бороться с бедностью.

Пассажиры жаловались, что автобусы не останавливаются на
остановках.

4. Цели нельзя отделять от способов их достижения.

“Цель оправдывает средства”, “Любой ценой” – это
безнравственные лозунги. Способы тоже должны быть нравственными.

5. Если нет трудностей, значит, мы поставили очень простые
цели.

6. Чтобы победить, надо знать цели оппонента.

Люди любят творить и воплощать свои идеи. Это надо
поощрять, это развивает самостоятельность в постановке целей.

Кудрявцев А.В. и др. Курс занятий по развитию системного
мышления. Волгоград. ЧОУНБ. 608.097.К88.

Никашин А.М. Страунинг А.М. Системный подход в ознакомлении с
окружающим миром и развитии фантазии. Ростов-на-Дону. Аспект.

Морозов В.П. Дымарский Я.С. Элементы теории управления ГАП:
матобеспечение. Л. Машиностроение. 1984.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *