систему планировки помещения характеризует то что структурные подразделения
Планирование рабочего места менеджера
Классификация и планировка рабочих мест
Цель рационального размещения персонала состоит в том, чтобы уменьшить время, необходимое для выполнения работы, устранить ненужные перемещения служащих, обеспечить хорошие условия труда и уменьшить напряжение и утомляемость сотрудников, наиболее экономно использовать площади и максимально повысить производительность труда персонала. Выделяют следующие основные системы планировки помещений.
1 — кабинет руководителя предприятия; 2 — приемная, рабочее место секретаря; 3 — кабинет помощника руководителя; 4 — комната отдыха руководителя; 5 — кабинет первого заместителя руководителя; 6 — кабинет заместителя руководителя; 7 — приемная заместителей руководителя, рабочее место секретаря; 8 — помещение для деловых совещаний (зал заседаний); 9 — коридор
При распределении помещений рекомендуем соблюдать следующие правила:
— В первую очередь размещать крупные структурные подразделения (администрация, канцелярия, бухгалтерия, отделы маркетинга, кадров) и учитывать возможность их расширения.
— Смежные отделы и службы размещать рядом друг с другом, чтобы минимизировать время на обмен информацией.
— Отделы, связанные с приемом посетителей (сбыт, кадры, бухгалтерия), должны размещаться рядом со входом, лифтом и лестничной площадкой.
— Складские, множительные и транспортные подразделения должны быть изолированы от приема посетителей и офисных помещений.
— Туалеты и курительные комнаты должны быть на каждом этаже и легко доступны клиентам и сотрудникам.
Планировка рабочих мест осуществляется исходя из площади помещений, сотрудников, норматива площадей на 1 сотрудника и проектируемой мебели и оборудования:
— общая и полезная площади здания, а также планировка комнат определяется по рабочим чертежам здания;
— число сотрудников определяется штатным расписанием предприятия;
— При планировке целесообразно сразу определить, кто из руководителей предприятия и его заместителей будет иметь отдельные кабинеты. Начальникам отделов лучше сидеть непосредственно в отделах: это улучшит управляемость и дисциплину.
Планирование рабочего места менеджера предусматривает рациональное в соответствии с функциональными, гигиеническими, психофизиологическими и эстетичными требованиями, размещение в кабинете или другом служебном помещении мебели, оборудования и технических средств.
Кроме того, оно должно исключать расходы времени, связанные с нецелесообразным перемещением, обеспечивать условия для рационального выполнения менеджером своих функций и экономное использование площади служебного помещения.
Рабочее место руководителя состоит из трех функциональных зон:
В соответствии с этим является целесообразным зональное (блочное) размещение основных элементов оборудования рабочего места.
К набору мебели для рабочей зоны, как правило, входит двухтумбовый стол, приставка стола, подъемно-поворотное кресло, бокс для документов, шкаф для книг или кабинетная стенка. В рабочей зоне могут быть другая мебель и технические средства, которые использует менеджер в процессе работы.
При планировании рабочей зоны менеджера можно использовать такие рекомендации:
— письменный стол следует располагать перпендикулярно к окну;
— входные двери должны быть в поле зрения менеджера;
— желательно, чтобы окно было слева;
— письменный стол и кресла должны быть удалены от источника тепла;
— мебель, как правило, за спиной руководителя не размешивают, но исключением могут быть экран, демонстрационная доска и др.;
— если в одном кабинете два рабочих места, то проход между ними должен быть не меньше 100-120 см;
— если отворены один шкаф, тумба, бокс или ящик стола, они не должны препятствовать доступу к другим шкафам, боксам;
— рабочее кресло, письменный стол и приставку стола следует разместить так, чтобы не вставая можно было достать как можно больше предметов.
В зоне совещаний размещают стол для совещаний со стульями (креслами) и кресло для председателя. В зависимости от площади кабинета и численности работников, которые обычно принимают участие в совещаниях, эта зона может быть организована самостоятельно или совмещенная с основной рабочей зоной. В последнем случае стол для совещаний размещают перпендикулярно к письменному столу руководителя. Количество кресел за таким столом не должно превышать 4-5 из каждой стороны.
Зону отдыха оборудуют журнальным столиком, креслами для отдыха, источниками локального освещения, телевизором, ее располагают, как правило, в той части кабинета, какая противоположная рабочей зоне.
Планирование и эстетичное оформление кабинета осуществляется в соответствии с требованиями эстетичного единства оборудования, цветового оформления и соответствующего реквизита. Оформление должно отвечать вкусу обладателя кабинета. В кабинете могут быть портреты, картины, скульптуры, альбомы, призы, полученные предприятием на престижных выставках, стилизованные натуральные образцы продукции, макеты новейших технических устройств, которые производит предприятие, карты и схемы международных связей предприятия, художественно выполненные диаграммы и тому подобное. Номенклатуру, численность и размещение предметов эстетизации среды устанавливают в соответствии с интерьером кабинета при консультации дизайнера.
В кабинете руководителя могут быть цветы и декоративные растения. Из них можно создать композиции, декоративные ансамбли.
При размещении предметов и средств труда непосредственно на письменном столе или тумбе целесообразно учитывать такие рекомендации:
— не держать на столе ничего лишнего (каждый предмет на столе, даже чистый лист бумаги, постоянно отворачивает внимание), а только все необходимое;
— все, что берут правой рукой, размещают дело, другое слева; таким же должно быть и расположение предметов в ящиках письменного стола;
— все предметы размещают так, чтобы обеспечить наилучшую последовательность перемещения; при этом следует стремиться произвести оптимальную их последовательность;
— каждый предмет должен иметь свое место и это размещение должно быть постоянным;
— письменный стол следует использовать только для текущей работы, а не для складирования книг, документов и других материалов, в том числе и архивных;
— документы, которые используются в текущей работе, необходимо размещать так, чтобы обеспечить быстрый их обзор и поиск;
— компьютер можно размещать как справа, так и налево, а клавиатуру, как правило, справа или в центре;
— средства связи (телефоны, вызывающие и переговорные устройства) располагают слева от руководителя на рабочей поверхности стола или приставной тумбы, что дает возможность оставить правую руку свободной для работы;
— канцелярские принадлежности следует хранить в специальных лотках с разделителями.
Размеры мебели должны отвечать антропометрическим данным руководителя. Далеко не всегда мебель, которая выпускает массово, например, столы, рабочие кресла подходят для лиц высокого (низкого) роста. Следует добирать такую мебель, какая бы обеспечила правильную рабочую позу, удобство при выполнении всех видов работ. Если необходимо, это можно сделать несколькими техническими операциями (изменить высоту стола или кресла, удалить средний ящик стола, изготовить приставку и др.).
Поверхность мебели должна быть твердой, гладкой и блестящей, покрытой материалом, который исключает отблески от естественного и искусственного освещения.
Кресла и стулья, которые используют в кабинете, должны быть удобными в пользовании, а кресло руководителя может быть приспособлено и для кратковременного отдыха.
Нередко в кабинетах менеджеров есть боксы для хранения дел в вертикальном или подвешенном положении.
Если в кабинете есть сейф, целесообразно, чтобы он был скрыт какой-то перегородкой или находился вне поля зрения посетителей.
В кабинете могут быть грифельная доска (она должна быть прикрыта светонепроницаемой декоративной шторой), стенды и кронштейны для размещения схем, чертежей, плакатов и графиков, стол для макетов и моделей.
Если в этом есть потребность, в кабинете устанавливают кондиционер, вентилятор, озонатор, солнцезащитные жалюзи, калорифер и тому подобное.
Организация рационального размещения персонала
Цель рационального размещения персонала состоит в том, чтобы уменьшить время, необходимое для выполнения работы, устранить ненужные перемещения служащих, обеспечить хорошие условия труда и уменьшить напряжение и утомляемость сотрудников, наиболее экономно использовать площади и максимально повысить производительность труда персонала.
Важность правильной организации рабочего места сотрудника объясняется тем, что на нем человек проводит треть своей сознательной жизни. Поэтому стоит подумать о планировке, дизайне, мебели и оборудовании рабочего места, т. к. все это влияет на производительность труда, наше настроение и здоровье.
Выделяют следующие основные системы планировки помещений:
При распределении помещений рекомендуем соблюдать следующие правила:
Планировка рабочих мест осуществляется исходя из площади помещений, числа сотрудников, норматива площадей на одного сотрудника и проектируемой мебели и оборудования:
При планировке целесообразно сразу определить, кто из руководителей предприятия и его заместителей будет иметь отдельные кабинеты. Начальникам отделов лучше сидеть непосредственно в отделах: это улучшит управляемость и дисциплину.
Рациональные условия труда
Производительный труд в сфере управления может быть обеспечен за счет соблюдения простых правил организации рабочего места, планировки офисных помещений, создания комфортных условий труда и хорошего психологического климата:
Систему планировки помещения характеризует то что структурные подразделения
Помогу сдать онлайн-тестирование по предмету «Научная организация труда персонала» (для МФПА)
Стоимость 300 руб. Если предметов 5 или более, то по 290 руб.
Гарантия положительного результата (на 4 или 5).
Оплата после прохождения.
Пишите на helpstudy@inbox.ru
8 927 377 39 72 (Вайбер + Вотс апп)
. – это изучение и измерение отдельных, циклически повторяющихся элементов и отдельных элементов операции
. систему планировки помещения характеризует то, что структурные подразделения и производства размещаются в больших залах (на этажах) здания с количеством сотрудников более 100, оборудуются искусственным освещением, кондиционированием воздуха и звукоизоляцией
. разделение труда характеризуется знаниями и навыками, необходимыми для выполнения определенного вида работ, когда состав профессий обусловлен в основном технологией и оборудованием
. разделение труда, которое предполагает специализацию производственных подразделений и сотрудников на изготовлении определенных видов продукции (изделия, узлы, детали)
. – это время участия работника в трудовой деятельности, измеряемое установленной законодательством продолжительностью рабочего дня, недели, месяца или года
. разделение труда характеризуется тем, что весь комплекс работ по отношению к производственному процессу подразделяется на ряд функций в зависимости от степени и характера участия в производственном процессе различных работников
. – это однократное перемещение рабочего органа человека (руки, ноги, корпуса и т.д.), например, такое как «протянуть руку к инструменту», «взять (захватить) инструмент»
. – это совокупность действий исполнителя или группы исполнителей, выполняемых на рабочих местах, по преобразованию предметов труда в его продукт
. – это технологически однородная часть операции, в результате которой происходит только одно технологическое изменение предмета труда, выполненное при одном режиме работы оборудования (температура, давление, режим) и неизменном инструменте
. задача научной организации труда должна обеспечить высокую работоспособность человека без ущерба для его здоровья
. – это выполняемая при одном положении (креплении) детали часть операции, которая может состоять из одного или нескольких переходов
. – это совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника
. оснастка рабочих мест включает производственную мебель для размещения и хранения инструментов, вспомогательные приспособления для ухода за оборудованием и площадью, средства механизации вспомогательных операций
. оснастка рабочих мест включает приспособления, инструменты, приборы для ведения и контроля технологического процесса
. – это фиксированное положение, занимаемое неизменно закрепленной обрабатываемой заготовкой или собираемой сборочной единицей совместно с приспособлением относительно инструмента или неподвижной части оборудования для выполнения определенной части операции
Установленные расчетным путем затраты рабочего времени на изготовление единицы продукции, на выполнение определенной производственно-технологической операции при определенных организационно-технических условиях – это норма
. систему планировки помещения характеризует то, что структурные подразделения размещаются на отдельных этажах здания, а отделы и службы – в отдельных комнатах (от 4 до 30 чел.)
. – это процесс создания, внедрения и освоения принципиально новых форм и методов организации трудовой деятельности, вносящих коренные изменения в существующую организационную систему и обеспечивающих ее целостное развитие, повышение ее роли в системе факторов, влияющих на рост социально-экономической эффективности деятельности предприятия (организации)
Установите правильно порядок расположения рабочих зон в вертикальной плоскости (снизу вверх):
2.3. КЛАССИФИКАЦИЯ И ПЛАНИРОВКА РАБОЧИХ МЕСТ
Важность правильной организации рабочего места сотрудника объясняется тем, что на нем человек проводит треть своей сознательной жизни. Поэтому стоит подумать о планировке, дизайне, мебели и оборудовании рабочего места, так как это влияет на производительность труда, наше настроение и здоровье.
Рабочее место — пространственная зона, оснащенная техническими средствами, в которой совершается трудовая деятельность работников, совместно выполняющих работу или операции. Организация рабочего места — совокупность мероприятий по оснащению рабочего места средствами и предметами труда и их размещению в определенном порядке.
Рабочая зона — часть пространства рабочего места, ограниченная крайними точками досягаемости рук и ног работающего со сдвигом на один-два шага от условного центра рабочего места. Планировка рабочих мест — схемы размещения сотрудников, мебели и технических средств в помещении.
Классификация рабочих мест в зависимости от ряда факторов показана на рис. 2.1.
Рис. 2.1. Классификация рабочих мест |
Цель рационального размещения персонала состоит в том, чтобы уменьшить время, необходимое для выполнения работы, устранить ненужные перемещения служащих, обеспечить хорошие условия труда и уменьшить напряжение и утомляемость сотрудников, наиболее экономно использовать площади и максимально повысить производительность труда персонала. Выделяют следующие основные системы планировки помещений.
1. Кабинетная, при которой структурные подразделения размещаются на отдельных этажах здания, а отделы и службы в отдельных комнатах (от 4 до 30 чел.).
2. Зальная, при которой структурные подразделения и производства размещаются в больших залах (на этажах) здания с количеством сотрудников более 100. Их достоинством является снижение затрат на строительство и эксплуатацию помещений, уменьшение площадей в расчете на 1 служащего, обеспечение рациональной технологии управления. Главный недостаток — невозможность создания интимной творческой обстановки, особенно для ученых и руководителей, и избыточный шум в зале.
3. Ячеистая, при которой в большом зале размещаются сотрудники подразделения, а помещения для руководителей отделов и служб формируются с помощью специальных передвижных перегородок из рифленого стекла высотой 1,5—2,0 м. Применение перегородок создает благоприятную обстановку для сотрудников отдела, у которых своя «ячейка». В то же время руководитель подразделения может свободно наблюдать за работой отделов и служб, а также и за дисциплиной труда. Эта система широко применяется в крупных западных компаниях.
При распределении помещений рекомендуется соблюдать следующие правила.
В первую очередь размещать крупные структурные подразделения (администрация, канцелярия, бухгалтерия, отделы маркетинга, кадров) и учитывать возможность их расширения. Смежные отделы и службы размещать рядом друг с другом, чтобы минимизировать время на обмен информацией.
Отделы, связанные с приемом посетителей (сбыт, кадры, бухгалтерия), должны размещаться рядом со входом, лифтом и лестничной площадкой.
Складские, множительные и транспортные подразделения должны быть изолированы от приема посетителей и офисных помещений.
Туалеты и курительные комнаты должны быть на каждом этаже и легко доступны клиентам и сотрудникам.
Планировка рабочих мест осуществляется исходя из площади помещений, числа сотрудников, норматива площадей на 1 сотрудника и проектируемой мебели и оборудования:
• общая и полезная площади здания, а также планировка комнат определяется по рабочим чертежам здания;
• число сотрудников определяется штатным расписанием предприятия;
• нормы площадей на одного сотрудника различны в разных странах.
В табл. 2.2 приведены нормы площадей по категориям руководителей в различных странах.
Таблица 2.2 Нормы площадей для размещения служащих в различных странах, м 2
|
При планировке целесообразно сразу определить, кто из руководителей предприятия и его заместителей будет иметь отдельные кабинеты. Начальникам отделов лучше сидеть непосредственно в отделах: это улучшит управляемость и дисциплину. Типовые схемы размещения рабочих мест в различных комнатах показаны на рис. 2.2 и 2.3.
Рациональные условия труда
Производительный труд в сфере управления может быть обеспечен за счет соблюдения простых правил организации рабочего места, планировки офисных помещений, создания комфортных условий труда и хорошего психологического климата.
Неправильно Правильно
( |
Рис. 2.2. Размещение рабочих мест в прямоугольном помещении
Сі | злы |
с |
о о о |
с |
) |
Столы |
с |
) |
Неправильно Правильно
м |
условия труда и представление о благополучии фирмы. Лучше всего оборудовать офис недорогой итальянской или немецкой мебелью из ДСП, покрытой специальным защитным пластиком. Не жалейте денег и оборудуйте все помещения офисной мебелью, в крайнем случае те подразделения, где сотрудники работают с клиентами предприятия. Гнетущее впечатление оставляет посещение кабинетов директоров с исцарапанными старыми столами, протертыми до дыр креслами, дешевыми занавесками и пепельницами, наполненными окурками сигарет.
2. «Стол и стул комфорт создают». Максимального комфорта и минимального утомления можно достичь в том случае, когда правильно подобраны по размеру стол и стул для сотрудника. Нормальная высота рабочей поверхности стола при работе служащего в зависимости от его роста составляет 70-75 см, соответственно высота стула находится в диапазоне от 40 до 45 см. Учитывая разный рост сотрудников, лучше всего использовать офисные кресла с поднимающимися сиденьями.
3. «Чистый стол». На рабочем столе должны находиться только те предметы и средства, которые часто и постоянно используются для решения задач управления. В конце рабочего дня стол должен быть абсолютно чистым в интересах соблюдения служебной тайны. Стол руководителя или специалиста, заваленный документами, книгами и газетами, говорит о неряшливом и неделовом человеке.
4. «Каждой вещи — свое место». Все документы (папки, бумаги) надо располагать таким образом, чтобы они имели постоянное место и их можно было легко найти. Папки с постоянными документами должны быть внесены в номенклатуру делопроизводства предприятия (подразделения), храниться в определенном шкафу со свободным доступом сотрудников. Папки, которыми часто пользуются в течение рабочего дня, располагаются в пределах рабочей зоны сотрудника (один-два шага). В конце рабочего дня документы нужно положить в соответствующие папки. «Что в порядке лежит — само в руки бежит», — гласит украинская пословица.
5. «Используйте органайзер». Все технические средства для ручных и механизированных работ (ручки, скрепки, карандаши, ластики, скоросшиватели, линейки, ножницы и др.) лучше всего хранить в специально приспособленном месте на столе — органайзере. Это экономит много времени по сравнению с традиционным хранением средств труда в ящоое.
6. «Чисто там, где не сорят». Офис должен содержаться в идеальной чистоте и убираться 2 раза в день, если в отделе много клиентов, или один раз в конце рабочего дня. Для поддержания порядка администрация должна запретить в Правилах внутреннего трудового распорядка курение в офисе, потребление пищи, распитие спиртных напитков на рабочем месте и хранение продуктов питания. В противном случае Вас ждут мыши, тараканы, мухи, грязь и снижение производительности труда сотрудников на 15—20%.
7. «Да будет свет!» Правильная освещенность помещений — фактор создания комфортных условий, благоприятного климата и здоровья сотрудников. Прямой свет без абажуров вызывает раздражение глаз, слабая освещенность ведет к их быстрому утомлению, отраженный свет от полированных поверхностей стола и шкафов действует раздражающе. Лучше всего располагать столы так, чтобы нормальный дневной свет падал слева от рабочего стола или прямо на него. В темное время суток помогают правильно подобранные светильники или настольные лампы.
8. «Чистый воздух — здоровый дух». Вентиляция имеет важное значение для сохранения у сотрудников хорошего физического состояния и уменьшает опасность распространения инфекционных заболеваний. Оптимальным вариантом является оборудование каждого помещения кондиционером или принудительной вентиляцией. При их отсутствии необходимо проветривать помещение каждые 2 часа.
9. «Пар кости ломит!» Очень плохо работать в жарком помещении и летом, и зимой, так как повышается утомляемость, снижается производительность труда, увеличивается вероятность простудных заболеваний. Кроме того, происходит перегрев организма, что ведет к увеличению заболеваемости сотрудников. Оптимальная температура помещения от 18 до 22°С. В зависимости от привычек сотрудников и времени года она может подбираться в указанном выше диапазоне. Отопительная система должна распространять тепло равномерно по помещению офиса, а в холодное время года дополнительное тепло может быть получено за счет кондиционера или электрокамина.
10. «Громкость музыки обратно пропорциональна интеллекту». Часть сотрудников, особенно тех, труд которых монотонен, предпочитает работать под музыку, другая часть ее не любит. Как быть? Эти вопросы должны быть согласованы внутри коллектива и регламентированы. В любом случае громко говорящий радиоприемник или магнитофон в течение всего рабочего времени негативно действует на психику всех работников.