ситуационный отдел что такое
Ситуационный центр
Ситуационный/диспетчерский центр — это помещение (зал, комната, кабинет), оснащённое средствами коммуникаций (видеоконференцсвязь, конференц-связь и другими средствами интерактивного представления информации), предназначенное для оперативного принятия управленческих решений, контроля и мониторинга объектов различной природы, ситуаций и других функций.
Ситуационные центры сегодня используются:
Примеры известных российских ситуационных/диспетчерских центров:
Центр предназначен для поддержки ресурсами и средствами разнообразных активных форм проведения занятий со слушателями всех видов и форм обучения; поддержки ресурсами и средствами научно-исследовательских и информационно-аналитических работ, проводимых в академии, обучения персонала ситуационных центров использованию современных информационных, аналитических и технологических средств; проведения деловых игр по заявкам органов государственной власти и местного самоуправления; стендовой отработки интеллектуальных информационных технологий и создание прототипов рабочих технологий федеральных органов власти.
Центр используется для сбора информации о дорожной ситуации. Позволяет контролировать информацию с сотен камер видеонаблюдения, установленных на дорогах города, отображать текущую дорожную обстановку (аварии, пробки и др.) на интерактивной карте, оперативно управлять дорожной ситуацией (координировать действие патрулей ГИБДД, менять режимы работы светофоров, режимы проезда на улицах) и многое другое.
Ситуационный центр предназначен для обработки в режиме реального времени всех сигналов о чрезвычайных ситуациях, происходящих на территории метрополитена. Операторы центра принимают вызовы, поступающие с колонн экстренного вызова, установленных на большинстве станций, а также просматривают сигналы с камер видеонаблюдения.
Содержание
Основные задачи ситуационных/диспетчерских центров
Основными задачами ситуационных/диспетчерских центров являются:
Оснащение ситуационных/диспетчерских центров
Основными элементами технического оснащения ситуационного/диспетчерского центра является:
Экран коллективного пользования — это система мультиэкранного отображения данных различного вида (видеоизображения, электронные карты, графики и диаграммы, текстовая документация в электронном виде). Благодаря модульной конструкции система может конфигурироваться индивидуально под конкретные помещения и задачи. Ключевым свойством экрана коллективного пользования является разрешение и, соответственно, информационная емкость, позволяющая представлять на одном экранном поле множество «окон», содержащих полноценные изображения от множества источников.
Средства видеоконференцсвязи играют одну из ключевых ролей в ситуационном центре, обеспечивая проведение коллективных совещаний между удаленными участниками обсуждения.
Система звукооснащения обычно включает конференц-систему, предназначенную для проведения групповых обсуждений. При этом каждое рабочее место участника совещаний в ситуационном/диспетчерском центре оснащается отдельным микрофоном (микрофонным пультом) для выступлений. Система звукооснащения также включает системы усиления (микширования) звука и акустические системы.
Вспомогательным оборудованием являются электронные средства ввода и отображения графических данных, такие как документ-камеры, интерактивные доски и др.
Система управления ситуационного/диспетчерского центра обеспечивает взаимодействие всех элементов технического оснащения. В силу высокой сложности система управления обычно требует постоянного присутствия обслуживающего персонала.
Как мы делаем командные и ситуационные центры для крупных компаний
Индивидуальный командный центр капсульного типа: анатомическое кресло, панорамный монитор, панель управления, видео- и аудиосвязь, специальное ПО.
Центр принятия решений ОАО «Мосводоканал»
Комцентры или, как их правильно называют, ситуационные центры — это хорошо знакомая вам по фантастическим фильмам комната. Там обычно большая красивая видеостена, на которой можно наблюдать как коммунисты захватывают мир — или как поезда стремятся столкнуться друг с другом. На практике, конечно, использование СЦ намного прозаичнее, но случаются и кадры как в фильмах.
Применение
Общий смысл такой: большая видеостена в штатной ситуации показывает всё, что долго и сложно открывать руками. Для розницы и пассажирской компании это, например, потоки с камер, для строительной – вебкамеры строек и карта с движением грузовиков, для координации транспорта – огромная схема линий с метками составов, для атомных предприятий – показатели критичных датчиков и аналитика, плюс видео «горячих» зон и так далее. Операторы, сидящие перед такой стеной, просто охватывают её время от времени взглядом, чтобы видеть всю картину. Конечно, теоретически, они могут открывать те же видеопотоки и приложения у себя на экранах, но смысл видеостены в обычное время именно в том, что вся информация в одном месте видна постоянно.
В критической ситуации обычно случается следующее. Предположим, какой-то датчик генерирует тревогу, например, на атомном объекте. Стена сразу же переключится в тревожный режим: всё то, что показывалось раньше, разъедется в стороны и будет мелким, а в центре будут данные с тревожного объекта, фиды камер и аналитика по нему. Чаще всего по тревоге сложный участок показывается автоматически, чтобы уже в течение 1-2 секунд можно было понять, что происходит, и начать реагировать.
Вот очень упрощённая раскладка стандартного режима:
А вот – аварийное срабатывание:
Это один из упрощённых шаблонов «Безопасного города». Аналитика камеры мониторит забытые вещи (предметы, которые появились в кадре недавно и не двигаются) — в этом сценарии на экран выводится забытая сумка на вокзале.
Кроме того, каждый из операторов может использовать часть экрана под свои задачи, например, вывести крупно какие-то показатели или телеметрию чего-то конкретного по запросу руководителя.
Есть и аналитический режим, когда такие центры используются для всестороннего изучения ситуации комиссией – и нужно держать очень много информации перед глазами.
Архитектура
Типовой ситуационный центр состоит из довольно простых по отдельности компонентов.
1. Средство отображения
Как правило – это большой экран из проекционных кубов, либо собранный из ЖК-панелей с тонкой рамкой. Также используются сшивки проекторов, но гораздо реже.
Это пример экрана из ЖК-панелей:
А так выглядит видеостена из кубов
2. Контроллер управления видеостеной
На большой экран поступают различные данные. Как правило, в обычном режиме это видеопотоки с камер, показатели с различных датчиков, выводы приложений заказчика и так далее, плюс разные показатели аналитики, иногда – видеосвязь и другие мультимедийные данные.
Контроллер обеспечивает коммутацию всех потоков, преобразование, на нём «крутятся» приложения аналитики и выводы приложений заказчика. Также прямо на нём отрабатывают аварийные скрипты, помещающие в центр внимания важные объекты.
На отдельной сенсорной панели реализовано управление контроллером (либо этот функционал может быть у всех операторов с учётом разграничения прав). Вот один из простых примеров:
Также возможно организовать сценарии аварийного реагирования, например, не только вывод данных в фокусе, но и сразу вызов всех нужных людей (включая руководство по их телефонам), сбор и отправку данных ответственным, соединение всех нужных сотрудников в единый канал для обсуждения. Когда вы сидите дома и пьёте чай, а на объекте что-то случилось, у вас будет схема и телеметрия на планшете через 10 секунд, а связь с центром и нужными сотрудниками объекта – через 12-15.
3. Рабочие места операторов
Как правило, рабочее место оператора ситуационного центра не сильно отличается от обычного офисного рабочего места. В последние годы всё чаще ставят по два экрана на пользователя, плюс иногда аппаратно реализуется управление заброской изображения своего экрана на видеостену, когда нужно быстро что-то показать всем.
В больших центрах рабочее место оператора комплектуется интеркомом для общения со всеми другими операторами или, опять же, возможность прямо с места громко донести что-то важное до всей группы. Поскольку обычно комцентры и СЦ комплектуются «тяжелой» железкой видеоконференцсвязи, прямо там же делается связка всех операторов в единую систему – можно выйти на экран ещё и лицом, и что-то донести.
Авторизация на рабочих местах операторов обычно делается по RFID или другим похожим способам. Как правило, сочетается биометрическая авторизация на входе в центр и авторизация аппаратным ключом на рабочем месте.
Очень часто операторы имеют возможность со своего рабочего места подключиться к контролю компьютера на объекте или же к компьютеру одного из коллег – это делается для упрощения совместной работы.
4. Вспомогательное оборудование
Используется достаточно много оборудования коммутации, преобразования, захвата картинки, звука и так далее. В целом, всё это есть на схеме выше и не требует отдельных пояснений. Стоит только добавить, что для ответственных объектов используется схема, где выход из строя любого узла не прекращает работу центра – как правило, всё задублировано.
Режимы
Повседневный режим
Мониторинговый и исследовательский режим, когда на долговременной основе отслеживается текущая проблема, заключающаяся в выработке возможных путей достижения цели, мониторинге обстановки. Пример – наблюдение за атомными объектами в штатном режиме.
Штатный режим наблюдения за инкассацией в банке: здесь может быть картинка текущей инкассации, карта с транспортом, данные по статистике, карта с ДТП и разные сводки.
Штатный режим наблюдения за объектами
Штатный режим индивидуального командного центра: видеоконференция, карта обсуждаемого объекта, видеоаналитика.
Планирование оперативных мероприятий
На основе заранее формализованного знания прецедентов (например, типичных реакций на разные типы ЧС) и предварительно накопленной информации о том, что важно при таких ситуациях используются готовые, заранее разработанные и утвержденные руководством общие алгоритмы решений. Этот режим часто используется нефтегазовыми компаниями: там очень много аналитики, и видеть всё на видеостене очень удобно.
СЦ Атомэнргопрома, режим ВКС. В видеопоток любой из операторов может показать свои аналитические данные.
Работа в условиях кризисных ситуаций
Чрезвычайная ситуация или режим, протекающий в реальном масштабе времени, когда нет формализованных знаний о прецедентах, нет готовых утвержденных руководством алгоритмов решения и лимит времени весьма ограничен. Это тот самый режим ситуационного центра, который обычно показывают в фильмах. Если исключить спецэффекты, то примерно похоже.
Вот эти привычные вам уведомления тоже управляются из ситуационного центра
«Тяжелая» софтверная часть
С софтом ситуационных центров куда сложнее, чем с железом. Вот что кроме обычных решений может быть внутри:
— Консолидация внутренних и внешних источников в единое инфопространство.
Проще говоря — Big Data для последующей аналитики. Плюс автоинформирование. К примеру, движок собирает все данные СМИ по проблеме, твиты и упоминания в других соцсетях, BI анализирует эмоциональную окраску, и если для какого-то региона она резко падает — генерируется уведомление для операторов ситуационного центра. Кроме того, при аварийных ситуациях очень помогает правильно отобранная лента соцсетей, позволяющая в реальном времени получать сводки от независимых свидетелей.
Если речь идёт о географически-распределённом предприятии, то система мониторит и анализирует показатели, поступающие с разрозненных источников, сравнивает их, выявляет нетипичные ситуации, приводящие к сбоям, чрезвычайные ситуации, моделирует разные штатные и внештатные ситуации.
Это повышает качество принятия решений, опять же, сокращает время реакции, но требует достаточно серьёзных затрат на ПО, внедрение и железо
— Коммерческая аналитика.
Это многофакторный анализ финансовых показателей, KPI, кадров, клиентов и так далее — такая BI очень важна в качестве источника информации для принятия стратегических решений, например по рынку. Пока другие компании делают это на глаз, комиссия в центре принятия решений может получить всесторонний анализ по каждому клиенту (которых могут быть тысячи в стране) на основе экстраполяции данных за прошлые годы, наложения тенденций рынка и других трендов. В результате где остальные работают с трендом, люди с BI-инструментами работают с конкретными, хоть и очень большими данными. Которые куда точнее метода «пальцем к носу». Понятно, что куда чаще BI используется для более приземлённых целей — быстрых отчётов в реальном времени по интересующим показателям, сбора информации из разных источников и её консолидации, независимости от IT-отдела при аналитике. Получается своего рода единый источник правды о финансах компании и её состоянии.
— Голосовое управление.
Это простая фишка для ускорения управления ситуационным центром, о ней подробнее мой коллега уже писал в посте про «Йааааазь!» и проблемы распознавания речи.
Зачем всё это нужно
По сути, комцентр или ситуационный центр собирает всю важную информацию в одном месте, плюс позволяет фокусироваться на аварийных ситуациях. Общее назначение – ускорение реакции, удобство общей работы, принятие правильных решений. Реже — прогнозирование ситуации и аналитика. В обычном режиме – мониторинг.
Я занимаюсь проектированием, монтажом и сдачей в эксплуатацию гражданских центров принятия решений уже чуть больше четырёх лет. За это время наша команда сделала много что для госкомпаний, нефтегазовой, атомной, транспортной, финансовой и производственных сфер. Все центры сейчас штатно работают, и выводят самую разную информацию – от давления на узлах Мосводоканала до данных с датчиков атомной промышленности.
Если вам интересно узнать подробнее про СЦ или ИКЦ для своего объекта, спрашивайте, с удовольствием отвечу. Если вопрос приватный, вот моя почта – EBogdanov@croc.ru.
А это мы тестируем у нас в офисе ещё одно устройство, иногда поставляемое для ситуационных центров. Угадаете, что это такое и для чего оно нужно?
ЦУР – это только элемент полноценного ситуационного центра
Ситуационный центр (СЦ) и центр управления регионом (ЦУР), о которых сейчас говорится на федеральном уровне, имеют ряд принципиальных отличий.
Создание и внедрение информационно-аналитической платформы ситуационных центров (ИАС СЦ) регулируются следующими основными нормативными и правовыми документами:
Понятие ЦУР стало распространяться после того, как президент РФ поддержал инициативу главы подмосковного Красногорска Эльмиры Хаймурзиной в январе 2020 года на заседании совета по развитию местного самоуправления по созданию в стране центров управления регионом.
Однако ЦУР – это прежде всего проект для муниципального уровня. В основе его лежит работа с обращениями граждан, поступающими из разных источников, что является прежде всего полномочиями муниципальных образований.
На совете была заявлена следующая структура взаимодействия по реализации жалоб и обращений.
Для региона это фактически ни что иное, как элемент СЦ соответствующего уровня. Это явно просматривается на примере СЦ Санкт-Петербурга. Потребность в СЦ стала очевидна в декабре 2005 года в преддверии июльского саммита «Большой восьмерки», тогда же правительством Санкт-Петербурга было принято решение о создании СЦ. Официальное открытие СЦ Санкт-Петербурга состоялось 13 мая 2006 года, курирует работу СЦ Санкт-Петербурга комитет по информатизации и связи.
СЦ Санкт-Петербурга, как СЦ субъекта Российской Федерации, является составляющей частью системы распределённых СЦ органов государственной власти РФ (СР СЦ) и решает множество задач, в том числе:
В целях исполнения указа президента РФ от 25.07.2013 № 648 «О формировании системы распределенных ситуационных центров, работающих по единому регламенту взаимодействия» в 2019 на базе СЦ организовано информационное взаимодействие правительства Санкт-Петербурга и аппарата полномочного представителя президента РФ в Северо-Западном федеральном округе (ППП СЗФО). Опыт Санкт-Петербурга в части организации информационного взаимодействия успешно применён в других субъектах РФ (Приволжский федеральный округ, Сибирский федеральный округ, Уральский федеральный округ, Центральный федеральный округ и Южный федеральный округ).
Информационно-аналитическая поддержка работы пользователей СЦ обеспечивается средствами ряда автоматизированных информационных систем:
СЦ Санкт-Петербурга является также абонентским пунктом системы правительственной ВКС. С помощью городской системы ВКС ИОГВ возможно проведение мероприятий в режиме ВКС одновременно с 180 участниками. С началом пандемии Covid-19 количество ежедневных совещаний, проводимых ИОГВ в режиме видеоконференцсвязи, увеличилось в 20-30 раз.
Мобильный сегмент ВКС ИОГВ обеспечивает возможность проведения совещаний в режиме ВКС в мобильных штабах, организуемых комитетом по вопросам законности, правопорядка и безопасности (мобильные штабы на базе машин «Мерседес» и автобуса «Волжанин») в любой точке Санкт-Петербурга, а также по ходу движения мобильного штаба. Данный сегмент позволяет в кратчайшие сроки обеспечить оперативную передачу данных и проведение совещаний в режиме ВКС на местах массовых мероприятий, ликвидации чрезвычайных ситуаций и т.д.
Отмена всех городских мероприятий в условиях временного карантина сделала данный мобильный функционал ВКС временно невостребованным. Однако в создавшихся условиях в режиме ВКС начали проводиться все заседания правительства Санкт-Петербурга и целый ряд других масштабных и локальных совещаний. Благодаря данной системе межведомственное информационное взаимодействие в режиме ВКС региональных ИОГВ с федеральными структурами (главное управление Министерства внутренних дел по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, управление ГИБДД ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, главное управление МЧС России по Санкт-Петербургу, прокуратура Санкт-Петербурга, Роспотребнадзор и др.) вышли на ежедневный режим работы.
Губернатор и члены правительства Санкт-Петербурга, руководители ИОГВ получают данные по оперативной обстановке в регионе, которые поступают в режиме реального времени на цифровые панели руководителей, функционирующие в составе ИС ИАО. Также на цифровых панелях аккумулируется информация о выполнении национальных и региональных проектов, анализ состояния и прогноз динамики социально-экономического развития как Санкт-Петербурга, так и его административных районов, т.е. в территориальном и отраслевом разрезе. Кроме того, реализована возможность онлайн-представления руководителям всех уровней обращений граждан Санкт-Петербурга, результатов социологических исследований и анализа информации, циркулирующей в социальных сетях и СМИ. На цифровые панели губернатора Санкт-Петербурга, вице-губернаторов и руководителей ИОГВ Санкт-Петербурга выводится также информация о выполнении адресных и государственных программ, а в период выборов – ход предвыборной кампании, процесса голосования и результатов выборов.
ИС ИАО представляет собой систему сбора информации, хранилище данных о регионе и других субъектах РФ с элементами интерактивной визуализации, плюс инструментарий комплексного анализа и прогнозирования, обработки результатов социологических опросов и мониторинга социальных сетей.
В 2019 году ИС ИАО выведена на качественно новый уровень. Теперь актуальная информация, необходимая губернатору Санкт-Петербурга и всем руководителям ИОГВ для эффективного управления городом, представляется в наглядном виде и доступна онлайн на цифровой панели управления городом (ЦП).
ЦП – единая «онлайн-платформа» для работы губернатора и руководителей ИОГВ, которая обеспечивает оперативную визуализацию всех направлений развития города и районов, мониторинг и анализ текущей ситуации и прогнозирование развития Санкт-Петербурга, позволяет решать задачи стратегического управления. ЦП обеспечивает онлайн-сопровождение заседаний и совещаний ИОГВ Санкт-Петербурга.
Одним из основных технологических достоинств ЦП является конструктор информационных панелей, который позволяет оперативно создавать информационные панели («дашборды») по требуемой тематике, теме совещания, доклада в виде набора фреймворков с отображением информации от внешних информационных систем, и интерактивных виджетов, содержащих текст, изображения, графики, тепловые карты, видеоматериалы, презентации и ленты событий.
В 2019 году в результате активного взаимодействия с администрацией губернатора Санкт-Петербурга, поступившим от ИОГВ предложениям, расширены функциональные возможности системы:
Ситуационный центр главным образом интегрирован с ИС ИАО и АПК БГ посредствам ППУР, а также с «Единой системой электронного документооборота и делопроизводства исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга», системой «Инцидент-менеджмент», автоматизированной системой мониторинга работы уборочной техники и др.
Все вышеперечисленные системы базируются на созданной в регионе инфраструктуре: единая мультисервисная телекоммуникационная сеть ИОГВ Санкт-Петербурга в защищённом виде, распределённый региональный центр обработки данных, удостоверяющий центр, региональная «Система межведомственного электронного взаимодействия» (РСМЭВ). Есть информационное взаимодействие с межведомственной автоматизированной информационной системой предоставления в Санкт-Петербурге государственных и муниципальных услуг в электронном виде.
Ситуационный центр посредством ИС ИАО интегрирован с государственной автоматизированной информационной системой «Управление» (ГАС «Управление»), а также государственной автоматизированной системой «Выборы» (ГАС «Выборы»), с информационно-аналитической системой ППП СЗФО опять же через интеграцию посредствам ИС ИАО и АПК БГ с системами представителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (Росстат, Федеральной казначейство, Федеральная миграционная служба, МЧС, МВД, Служба ФСО по Северо-Западному федеральному округу и др.).
Использование РСМЭВ, взаимодействующей с единой системой межведомственного электронного взаимодействия (ЕСМЭВ), позволяет с помощью технологии web-сервисов взаимодействовать, посылая запросы и получая ответы в одну и другую стороны, не только внутри региона, но и с выходом на федеральные ИОГВ. Так, например, передаются данные мониторинга достижения показателей социально-экономического развития, определенных указами президента РФ, данные мониторинга межведомственных запросов в электронном виде через ЕСМЭВ при предоставлении государственных и муниципальных услуг и многое другое.
При создании СЦ возникает ряд сложностей, прежде всего организационного, нормативно-правового и финансового характера. В условиях преодоления пандемии и её последствий вопросы финансирования станут решающими.
Технологическая сторона практически полностью отработана. Так, для примера можно привести разработанную в Санкт-Петербурге универсальную программную платформу UniWeb Analytics, содержащую инструментальные средства сбора данных, дающие пользователям доступ к функциям визуализации и интерактивной работы с данными для их анализа, выявления скрытых связей, зависимостей и тенденций, визуализации результатов анализа и прогнозирования, т.е. решения типовых задач систем поддержки принятия управленческих решений. Кроме того, важна «роль» лица, принимающего решение и руководства региона в целом. От них зависят происходящие в субъекте бизнес-процессы, их организация, внутренняя логистика, также важно определить количество необходимой и достаточной информации при реализации СЦ региона, установить (разграничить) ответственность должностных лиц и ИОГВ в этой работе.
И СЦ, и ЦУР не противоречат друг другу, а дополняют и помогают реализовывать указ президента РФ от 25 июля 2013 г. № 648 «О формировании системы распределённых ситуационных центров, работающих по единому регламенту взаимодействия».
Решать задачу создания ЦУР проще и дешевле – ведь сегодня полноценных СЦ в регионах не так много. Если же функционал ЦУР наполнить содержанием анализа мониторинга социально-экономического развития территории, оперативной обстановки, что создаёт полноценную картину для принятия управленческих решений, то и получится полноценный СЦ.
Кроме того, в созданных ЦУР постоянно, как было заявлено в Красногорске, работают сотни людей, прикомандированных из местных органов власти. В сложных условиях (например, как сегодня в условиях пандемии) функционирование такого центра становится невозможным по требованиям обеспечения антивирусной защиты, к тому же это не совсем технологично с точки зрения информационных технологий.
В Санкт-Петербурге в 2019 году в структуре ИС ИАО реализовано онлайн-представление обращений граждан Санкт-Петербурга. Сейчас наглядно видно проблемы населения на всех территориях, о чем говорилось выше. Наличие этой информации позволяет руководству не только оперативно реагировать на жалобы и обращения жителей города, но и принимать обоснованные управленческие решения на основе анализа результатов мониторинга обращений на ближайшую и долгосрочную перспективу.
В составе СЦ Санкт-Петербурга уже реализован ЦУР посредством анализа и отражения информации управления по работе с обращениями граждан, результатов социологических исследований и результатов мониторинга социальных сетей, средств массовой информации и т.д.
Вообще же губернатором Санкт-Петербурга поставлена более широкая задача – создать единую комплексную систему управления городом, структура которой в виде эскизного проекта представлена ниже.
Эскиз системы управления Санкт-Петербургом.
Вся возможная информация о регионе в этом случае концентрируется на ЦП управления городом или на рабочем месте губернатора, либо на табло коллективного пользования СЦ.
ЦУР должен создаваться в соответствии со стандартами СЦ. Стандартизация – это прежде всего сокращение времени за счёт использования типовых программных платформ, флэшбордов, а, следовательно, и финансовых затрат. Одновременно решается задача импортозамещения.
Вместе с тем в регионах необходимо заблаговременно проводить работы по созданию вышеупомянутой инфраструктуры. Пока этого нет, в ЦУРах будут сидеть по 100 сотрудников, оторванных от своей работы в местных органах власти.
В целом стандарты одинаковы и для ЦУР, и для СЦ. Причем стандартизация – это не значит, что будет один разработчик. Стандартизация – это использование на местах единых требований к организации и технологическим решениям. Исполнитель же должен определяться на конкурсной основе. Именно на это обращал внимание президент РФ по итогам совета в Красногорске.
С учётом вышеизложенного, а также требований указа президента РФ от 25 июля 2013 г.№ 648 «О формировании системы распределённых ситуационных центров, работающих по единому регламенту взаимодействия»), наиболее рациональной является следующая структура взаимодействия и управления:
Такая структура, разработанная ранее на федеральном уровне, на сегодняшний день гармонично объединяет цели и задачи функционирования СЦ и ЦУР в общей системе управления государством.
Иерархия СЦ — федеральный и региональный уровни.
ГУП «Санкт-Петербургский информационно-аналитический центр», как создатель СЦ Санкт-Петербурга, предоставляет свои типовые платформенные решения и в другие регионы страны, в том числе на Алтае и в Архангельской области. В Архангельской области реализована последняя версия нашей платформы ИАС СЦ для ситуационного центра региона. На первом этапе, как правило, решаются организационные, в том числе нормативно-правовые задачи, организуется сбор информации от установленных источников, а также создаются подсистемы сбора, хранения, первичной обработки информации, визуализации и защиты информации. На последующих этапах предусматривается расширять функциональные возможности ИАС СЦ. Создаются система прогнозирования, оперативного анализа и другие. Т.е. реализуются принципы этапности и масштабирования, что облегчает финансовую нагрузку на заказчиков.
Для успешного управления городом через СЦ постоянно проводится мониторинг настроений граждан в социальных сетях. Мониторинг социальных сетей и СМИ в Интернете очень важен. Это элемент обратной связи, наряду с социологическими исследованиями, без которой управлять регионом, основываясь только на статистических данных, практически невозможно.
Мы имеем опыт и технологии, чтобы использовать на современном уровне инструменты социологии и анализа социальных сетей, кроме того, используется, как указывалось выше, информация от управления по работе с обращениями граждан Администрации Губернатора Санкт-Петербурга, информационные ресурсы портала «Наш Санкт-Петербург» и горячих линий связи с населением. Одинаково важно выявлять в соцсетях наиболее острые на сегодняшний день городские проблемы, и, соответственно, распространять в медиапространстве положительные инфоповоды, тем самым грамотно и своевременно донося до граждан действия властей по повышению уровня и качества жизни населения.
Об авторе: Андрей Овчаренко, директор Санкт-Петербургского информационно-аналитического центра.