скалопирование грифа что это
Скалопирование грифа что это
Если Вы внимательно посмотрите на гриф вашей электрогитары то увидите на нем металлические фрагменты похожие на обрубки проволоки. В народе эти металлические хрени принято называть ладами и обычно при игре на гитаре к ним прижимаются струны.
Лады на гитаре крепятся к накладке грифа. У каждого грифа есть накладка и этот факт радует душу.
На фото изображен гриф от моего Tom Delonge Stratocaster, который великолепно скалопировал Виктор Жук, за что ему громадное спасибо.
Надеюсь после взгляда на эту картинку в Вашей голове сразу все стало ясно и понятно слово в народном суде и Вы готовы внимать моему повествованию слово слесарь чекушке.
Ну и ясен пень, фирма Fender решила скопировать его личную гитару для того чтобы широкая общественность хоть на секунду смогла бы почувствовать себя кудрявым стокилограммовым шведом.
А гитары у Yngwie как раз были со скалопированными грифами. Fender стал их выпускать. И вот тогда то стали появляться всякие статьи, слухи, домыслы и ваще фишка со скалопированием стала известна почти всем людям на земле, за исключением может футболистов питерского «Зенита».
Почему Yngwie так делал? Он говорит, что прочел книгу про какие-то старые струнные инструменты, там было скалопирование. И потом от нефиг делать Yngwie сделал скалопирование на бракованном грифе и его эта штука вставила как онанизм вставляет школьника.
Мне кажется что все дело иначе. Некто Blackmore был кумиром для Malmsteen. И Malmsteen типа никогда не скрывал что пер все фишки у Blackmore и ваще всячески учился у него. И вот думается Malmsteen в один прекрасный день (было зимнее утро) прочухал, что ентот Blackmore играет со скалопированным грифом. Ну и решил Yngwie попробовать типа тоже. А дальше его торкнуло и он подсел на эти грифы как Майкл Джексон на педофилию.
А что касается дня минувшего, то расскажу историю про себя. Как то раз ужрался я дугарину с парой друзей и пошли мы цеплять герлов. Ой. Это не та история. Сейчас другую расскажу. Как-то раз лет семь назад у какого-то гитарного мастера попробовал я гитару со скалопированным грифом и подумал, что мерзость редкостная.
А тут прошло много лет и этим августом приперся ко мне в гости Антон Цыганков. Чего приперся не понятно. Без пива приперся. Стал на гитаре играть в мой усилитель. Непонятно зачем. Мог бы и у себя дома на гитаре поиграть. Он вообще маньяк гитары какой-то.
А играл он на свое стратокастере зеленого цвета фирмы Schecter. Мне скучно было пока Антон играл. Я решил ему как-то отомстить и сделать чего-нибудь плохое. И решил я на его гитаре поиграть. Думаю, пусть послушает и пострадает. Ибо слушать то мою игру невозможно.
Отобрал я Антона гитару и стал играть. А лады то там скалопированные.
И все. Я попал. Через полчаса отдаю гитару обратно, и уезжает Антон домой с ней. А я свою гитару беру в руки и пробую играть. А что-то не то в пальцах. Какое-то странное ощущение дискомфорта.
Вот такая история. Грустная история попадалова на бабки. Спустя три месяца я купил у Сержа Иванова Stratocaster Blackmore со скалопированными ладами.
Многие спросят меня зачем и почему?
А ларчик открывается просто. Все дело в ощущениях на кончиках пальцев. К этому ощущению привыкаешь и хочешь его также страстно как хочешь секса.
Поначалу скалопированный гриф неудобен, (пиво тоже в первый раз горьким кажется), а потом все. Тебе становится очень хорошо.
Ты ощущаешь чувство необычайного контроля над струнами в своих пальцах. Струны становятся частью тела. Такие ощущения испытывал не только я но и Цыганков, который сказал, что теперь ему скалопированные грифы нравятся больше обычных (нескалопированных).
Мне повезло. Я сделал именно так. Взял и отдал свой гриф скалопировать. Потому могу сказать как оно изменилось после процесса. Во-первых изменилось не кардинально. Заметно конечно ноне кардинально (прочувствуйте смысловые оттенки употребленных слов).
В звуке прибавилось силы атаки, высоких частот, читаемости, прозрачности, яркости и т.д. В общем звук стал более «стратокастерным», более блюзовым, в нем стало больше SRV
То есть когда Вы играете металлическим слайдом, то вот у Вас звук тоже имеет слегка железистый призвук. Мне кажется это от того что накладка на гриф влияет как-то по своему на звук. А при игре слайдом или без слайда но на скалопированном грифе, накладка не влияет на звук. И появляется немного металлического звона. Мне он нравится кстати.
Вообще при игре на скалопированном грифе ваши пальцы не касаются накладки грифа и это немного необычно. Кстати, нажав на струну посильнее вы можете сделать нечто похожее на бенд или вибрато.
Вот такая штука про скалопирование случилась в моей жизни. Не знаю пропрет ли вас лично скалопирование, но мне кажется попробовать стоит. Надыбать где-нибудь у знакомых гитару с проточенными ладами и испытать на себе радость либо горечь скалопизма.
У меня с гитарой все получилось замечательно. Но я все равно веду себя осторожно и на двух своих стратах со скалопированными ладами использую струны только 0.009-0.046 и не толще.
Сегодня я хочу рассказать о таком элементе, как скалопирование грифа электрогитары. Надо признать, что популяризовал подобный тренд Yngwie Malmsteen, хотя из звезд первым подобную фишку стал использовать Ritchie Blackmore. В чем же соль и специфика скалопирования?
О плюсах.
Из этого логичным выводом становится то, что и прием легато выходит проще, особенно секвенции в стиле Vai, Kotzen, основанные на секстольных повторениях на три пальца на каждой струне. Так же частично решается проблема попадания в лад в верхних позициях, где расстояние между порожками существенно меньше. Палец, даже вставая около лада, сам проваливается туда, куда нужно. По первости создается впечатление, что пальцы встают безошибочно и всегда где надо.
Более того, используя гибридную технику, левая рука меньше напрягается, так как для зацепления струны на легатных проходах появилось больше пространства. И вибрато можно сделать шире и ярче, так как вместе с движением горизонтальным добавился маленький коридор по вертикали.
Однако подобные, казалось бы, плюсы на первый взгляд компенсируются спецификой зажатия струн, для многих неприемлемой. Скорее всего именно из-за этого скалопирование не получило такого распространения.
О возможных минусах.
Скалопирование хрупких грифов типа Les Paul или гитар фирмы Gibson я не встречал вовсе, и вот почему. Без того хрупкое соединение головы грифа станет еще более хрупким. Помимо этого, выбирая дерево, вы ставите себя в ситуацию игры только на средних, легких комплектах струн. Надо ли вспоминать что Yngwie использует набор 8-48. На страт со скалопированием вполне можно вкорячить 9-ку или даже 10-ку, но с большим калибром я бы уже задумался. Стоимость работ варьируется в зависимости от накладки: с палисандром возни меньше, клен придется заново лакировать. Также придется менять лады, так как при работе старые приходят в негодность.
От себя добавлю, что являюсь фанатом скалопирования и недоумеваю, почему он так мало серийно выпускается. Для меня очевидных плюсов гораздо больше, чем недостатков, с которыми якобы надо мириться.
Вас приветствует сайт «В гостях у Наталии»))
Подробней на www.ynataly.info
Вход для пользователей
Здравствуйте Гость!
Скалопирование гитары. Как делать скалопирование? Зачем?
Наверняка, каждый гитарист, начинающий или более опытный, сталкивался с термином «скалопирование». Если нет, то сейчас мы объясним, что же это такое.
Скалопирование для гитариста это как тюнинг для автолюбителя. Причем, тюнинг не косметический, а функциональный. Если однажды вы обнаружите себя с напильником в одной руке и грифом в другой. Значит, вы добрались таки до скалопирования.
Проще говоря, скалопирование – это обработка накладки грифа, протачивание выемок между порожками ладов. Таким образом, плоская (на классических гитарах) или выпуклая (на акустических или электрогитарах) поверхность грифа становится впалой.
Впервые, скалопирование грифа гитары применил Ritchie Blackmore. Будучи поклонником классических инструментов, где скалопирование известно очень давно, он сделал его на своем «страте», привнеся, таким образов, в гитарный мир. Позже скалопирование взял на вооружение YngwieMalmsteen, а еще чуть позже производители гитар. Такие, как Fender, например. Но чаще всего, задавшись целью заполучить гитару со скалопированным грифом, музыкант вынужден делать это самостоятельно, либо обратиться к мастеру. Вероятность отыскать такую гитару в магазине близится к нулю.
Итак, давайте разберемся, для чего все это делается.
В первую очередь, это, конечно, удобство и звук. На звуке подробно остановимся ниже, а пока об удобстве. В чем оно выражается?
Во-первых, это контроль струны и легкость нажатия. Новички часто допускают распространенную ошибку – сильно прижимают струны. Как следствие начинают болеть кончики пальцев. С практикой, конечно, понимаешь, что вовсе ни к чему давить на струны изо всех сил. На обработанном грифе эту проблему можно избежать вовсе, так как появляется возможность прижимать струну в любой точке лада, а это, несомненно, удобно.
Во-вторых, с таким грифом гораздо комфортнее брать баррэ и играть на верхних ладах. Также, при игре на такой гитаре, мы обнаружим более глубокое вибрато и бэнды, а это существенно расширяет возможности гитариста.
Единственная сложность заключается в том, что к такому грифу нужно привыкать; и еще в том, что играть на обычной гитаре становится дискомфортно.
Во-вторых, увеличивается сустейн. Это связано в с тем, что струна сильнее прижимается к порожку лада.
Ну, и, наконец, в-третьих, проще управлять звуком. Если на обычном грифе для того чтобы сделать бенд, вам нужно было елозить пальцем по ладу или подтягивать струну другим пальцем, то на скалопированном грифе достаточно чуть сильнее надавить на струну.
При скалопированном грифе очень важно определиться с толщиной струн. На тонких струнах звук будет искажаться даже при слабом нажатии, а от толстых возрастает нагрузка на гриф, из за чего его может повести. Тут важно найти баланс и приучиться легонько прижимать струны. Обычно, берут толщину 9-46.
Из минусов можно отметить вполне очевидный, что если вам не понравится, то останется только менять накладку. Также, при неаккуратном скалопировании можно повредить накладку или лады.
Итак, если вы все же решили рискнуть, то вкратце расскажем, как это делается.
1) Начинаем мы с того, что обязательно откручиваем гриф от корпуса гитары. Само собой, сняв для начала струны.
2) Открутив гриф, мы берем в руки круглый напильник и совершаем им поступательные движения по ладу, перпендикулярно грифу. В общем, точим. Напильник лучше взять крупный. Им мы сделаем первый этап работы – самый простой. Главное, не снять слишком много. Тут все индивидуально. Но, лучше меньше, чем лишнего. А то после возврата грифа и струн на свои места, может оказаться, что вы убрали слишком много. Короче говоря, если вам кажется, что нужно сточить два миллиметра – стачивайте один и вы не ошибетесь.
3) После крупного напильника мы выравниваем все выемки мелкозернистым напильником, тоже круглым.
4) И в заключение, проходим все это мелкой наждачкой до идеально гладкой поверхности.
Наберитесь терпения – шлифовать гриф занятие нудное и утомительное.
Старайтесь не вырвать лады из накладки. Лучше не подходить к ним вплотную, а оставить небольшое пространство между ладом и нашим углублением.
5) Ну и, после того, как все отполировано и отшлифовано, остается только пропитать лады специальным маслом для накладки. Найти его можно в любом музыкальном магазине. Оно выравнивает цвет дерева и защищает его от солей.
Мурат Шидаков
Сегодняшняя публикация из цикла статей про поиск звука Ричи Блэкмора посвящается гитарам Фендер Стратокастер (Fender Stratocaster) белого цвета, ставших фирменной карточкой Маэстро.
Не ошибусь, если скажу, что ни для кого не является секретом, что через руки Ричи Блэкмора прошло большое огромнейшее количество различных гитар: многие из них были сокрушены на сцене; большинство подвергалось переделкам в процессе поиска того самого Грааля — идеального инструмента для идеального музыканта.
Но среди всего этого бесконечного гитарного множества признание Ричи заслужили два инструмента (есть и ещё один, но гораздо в меньшей степени), давшие имя его фирменному стилю — Белый Фендер Стратокастер Ричи Блэкмора.
Визуально все три инструмента объединяет:
Вместе с тем, каждый инструмент всё-таки индивидуален, но об этом — ниже.
Немного истории
Летопись конторы Фендер гласит, что в 1965 году основатель Лео Фендер продал её компании CBS (Columbia Broadcasting System) и с тех пор начался самый нелюбимый среди гитаристов период существования компании — увеличение объёмов выпускаемой продукции прямым образом сказалось на продажах инструментов, но качество продукции неуклонно стало падать. Оглядываясь назад, в прошлое, именно CBS-эпоха считается «худшей» в истории компании, и среди музыкантов и коллекционеров особым шиком и трепетом стало наличие в коллекции инструмента выпуска т. н. “pre-CBS” (до 1965 года выпуска), когда ещё фирма Фендер была независимой.
Но как ни странно, эта паническая нелюбовь к инструментам этого времени ни малейшим образом не сказалась на предпочтениях Ричи Блэкмора, и практически все Стратокастеры из его арсенала — с увеличенными набалдашниками грифа (это классический атрибут CBS) и считанные инструменты — с классической компактной головкой грифа. Самые распространённые из числа публичных Стратокастеров — это один из белых (в начале 80-х годов), санбёрстный (конец 80-х) и чёрный (эпоха Blackmore’s Night).
Публичные — используемые на концертах (санбёрcт вообще снимался в клипе King of Dreams)
Все белые Стратокастеры в обязательном порядке подвергались переделкам и модификациям:
Из штатных деталей Блэкмор оставлял только деревянные деку с грифом и тремоло. Напомню, что начиная с 1971 года, на Стратокастеры устанавливались цельнолитые бриджи с литыми сёдлами вместо штампованных (по утверждению Ричи, они дают бóльший сустейн). Штатные рычаги тремоло Ричи ломал на-ура, поэтому они заменялись на усиленные.
Скалопирование грифа
Под скалопированием понимается процесс снятия дерева между ладами так, что в промежутках остаются углубления (ложбинки):
Сама по себе процедура достаточно простая (при наличии прямых рук или гитарного мастера), но скалопирование вносит свои корректировки и в методику игры, и в конечный звук:
Нам остаются неизвестными причины, по которым Маэстро предпочитает скалопированные грифы, но я лишь могу полагать, что это сила привычки; в конце концов — в его фирменном агрессивном вибрато левой рукой есть немалое влияние скалопированости грифа.
С другой стороны, схема скалопирования у гитар Блэкмора отличается от распространённой овально-симметричной; это так называемое прогрессивное скалопирование:
Исторически первые попытки скалопировать гриф Ричи предпринял сам (ножом для мяса), после чего нож был конфискован эту процедуру начали делать его гитарные техники.
Чем обусловлен именно такой прогрессивный профиль? Вспоминая свои ранние попытки анализа вибрато Блэкмора, напомню некоторые факты:
Просуммировав факты выше — приходим к выводу, почему профиль такой клинообразным — начало снимается меньше, чтобы не губить жёсткость накладки, ближе к концу больше, чтобы удобного вибрато пальцами.
Подчеркну, что скалопируются грифы не только электрогитар, но и акустических (не всех, но некоторых) — Маэстро верен своим привычкам.
Приклеивание грифа
Классическая конструкция Стратокастера, как это было придумано Лео Фендером, предусматривает крепление грифа к деке посредством четырёх болтов:
Такая конструкция обеспечивает уверенный прижим грифа в гнезде, сустейн достаточно неплох и гриф надёжно закреплён.
В 1971 году в Стратокастерах крепление было изменено на трёхболтовое, с технологией Micro-Tilt для регулировки наклона грифа относительно деки:
Несмотря на инновационные преимущества Micro-Tilt, существенным недостатком трёхболтовой схемы считается ненадёжное крепление грифа, из-за которого гриф частенько съезжает относительно деки, да и сустейн у такой конструкции был похуже, чем в классической схеме на 4 болтах.
Что же сделал Ричи? Тут следует напомнить, что первым серьёзным инструментом Маэстро был полуакустический Gibson ES-335 — а в «Джибсонах» все грифы вклеиваются в деку, что намертво удерживает его и даёт бесконечный сустейн (бесконечный по меркам Стратов).
…совершенно верно, Ричи вклеил гриф в деку. Как лично мне поведал гитарный техник Блэкмора John “Dawk” Stillwell, для этого использовался пятиминутный эпоксидный клей, после чего гриф слился с декой как родной:
Master Tone Control
Кроме перепайки электроники, в гитары Блэкмора монтировалась маленькая и незаметная снаружи небольшая коробочка с четырьмя проводочками под названием MTC (Master Tone Control).
По описанию автора — техника Dawk — коробочка хитрым образом модифицирует в пассивном режиме сигнал со звукоснимателей, превращая звук (цитирую) в “fat and creamy” (жирный и сливочный).
Не спорю, в 1995 и более поздние годах электрогитара Ричи звучит волшебно: это тот самый звук, к которому стремлюсь я лично — но у меня нет уверенности в том, что это не влияние усилителей ENGL, используемых в этот период. Считается, что звук гитары раннего Блэкмора вполне можно нарулить и без всяких чудо-коробочек.
Компонентный состав этот волшебного ингредиента звука Ричи является (пока) неразгаданной тайной, но упорные попытки расшифровать конструкцию коробочки в любом случае должны увенчаться успехом. Например, конкуренты просветили её в рентгене:
Собирая воедино все скупые упоминания о MTC в сети, имеем такую информацию о начинке коробочки:
The MTC has 4 components and a few wires. 2 Resistors, 1 Capacitor, 1 coil, 1 capacitor.
Dawk says it has «2 circuits», though how a capacitor is a «circuit» I’m not sure. The Red/Black wires go to the capacitor ONLY and it’s not connected to anything else inside. The White Wires go to the resistors and the coil and they are not connected to anything else inside either. The red/black wires replace the cap in your guitar with the same value cap in the MTC! The white wires go to the volume control and this bit only operates on reduced volume. The capacitor only comes in around mark 3 on the tone pot. That’s it. It’s packaged in a keyfob box filled wih resin for obvious reasons.
MTC содержит четыре компонента: 2 резистора, 1 конденсатор, 1 катушка индуктивности, 1 конденсатор (?).
Dawk сообщает, что в коробочке 2 цепи, но я не уверен, как конденсатор может быть самостоятельной цепью. Красный и чёрный провода подсоединены ТОЛЬКО к конденсатору и ни к чему больше. Белые провода подходят к резисторам и катушке, и также ни к чему другому не подсоединены. Красный и чёрный провода припаиваются вместо штатного конденсатора на гитаре, и конденсатор внутри MTC имеет такую же ёмкость! Белые подсоединены к регулятору громкости и эта часть MTC начинает срабатывать только в промежуточном положении ручки громкости. Конденсатор срабатывает в положении 3 ручки тона. Вот и всё. Всё герметично закатано в компаунд по вполне понятным причинам.
Анализ подобных решений в Интернете позволяет с уверенностью говорить, что Dawk задействует в MTC так называемый Q factor, основанный на LCR-контуре с тщательно подобранными номиналами компонентов.
Вообще их разборки вообще нас не касаются, это уже дело каждого — решать, какая коробочка звучит лучше, какая технология работает аутентичнее; можно покопаться самому, как это начал делать я. Подкину полезную ссылку онлайн-калькулятора резонансной частоты, может пригодиться.
Теперь конкретно про Белые Стратокастеры.
Белый Стратокастер №1, серийный номер 578265
Несмотря на 1974 год выпуска, есть определённые подозрения, что реальная дата выпуска грифа и деки — более ранняя: гриф, к примеру может быть даже 1972…1973 года. Отмечается, что у грифа минимальная толщина, и это присуще гитарам именно этих годов выпуска. Но с другой стороны, санбёрстный Страт 1974 года, на котором Ричи играл на видеоконцерте в Мюнхене в 1977 году имеет более широкий гриф, так что мы можем только догадываться об истинных датах выпуска.
Но как бы то ни было, в 1975…1976 году инструмент появился в распоряжении у Блэкмора, и Ричи постепенно стал осваивать его. Первоначальные изменения были минимальными: был лишь скалопирован и вклеен гриф. Электроника и звукосниматели оставались штатными, крышки и ручки — белыми:
Со временем на Страте начали появляться усовершенствования в части электроники. Если дорчитатель помнит, то в ранней Rainbow сценическое оформление подразумевало использование самой настоящей Радуги над сценой:
Данная конструкция состояла из множества разноцветных лампочек, управлялась от компьютера, была ненадёжной и жутко капризной. Но самым большим недостатком Радуги было то, что весь этот массив ламп наводил жуткие радиоэлектрические помехи на аппаратуру и гитары Ричи в частности — борьба с гитарным «фоном» была головной болью Ричи в течение 10 лет.
В рамках борьбы с шумом и поиска новых горизонтов звука в 1977 году по наводке Dawk (YES… I WAS A ’’SCHECTER’’ DEALER…) на гитару были установлены звукосниматели Schecter F-500T:
В отличие от штатных звукоснимателей Стратокастера, в Schecter магниты были одинаковой высоты и располагались заподлицо с поверхностью звукоснимателя; кроме того, их увеличенный диаметр способствовал более высокому «выхлопу» датчиков. Медная фольга вокруг обмотки — дополнительный электрический экран для минимизирования внешних наводок.
«Джибсоновское» прошлое Ричи время от времени давало о себе знать и в этот раз проявилось в том, что средний звукосниматель был демонтирован и вместо него красовалась гордая затычка, в которую иногда устанавливалась катушка-пустышка для уменьшения шумности электроники (humbacking effect). Ричи признавался, что никогда не использовал средний звукосниматель, загоняя его вровень с пикгардом.
Увеличенные магниты также влияли на частотную характеристику звукоснимателя, появилось больше хлестких низких частот — это то, что нравилось Ричи в те времена. Он хотел избавиться от типичного стратокастерного едва осязаемого баса, но и в то же время сохранить прозрачность в звуке, присущую сингловым датчикам.
Dawk не подпаивал датчики Schecter на полную мощность, вместо этого он задействовал лишь часть катушки с потерей «выхлопа». Её Ричи компенсировал степенью компрессии в своём легендарном бобинном магнитофоне AIWA, который использовался не только для создания эффекта задержки, но и для компрессии звука. Dawk соединил внутреннюю половину катушки бриджевого звукоснимателя с внешней половиной нэкового для усиления низких частот.
Кроме того, датчики были пропитаны в особом составе, но не в воске, как в случае с обычными звукоснимателями — это, по мнению Dawk, убивает верха.
Дополнительно к нестандартной распайке Dawk экранировал медной фольгой пикгард и полости гитары и снабдил гитару настроенным под конкретную систему MTC — Master Tone Control.
Ввиду того, что звукосниматели были чёрного цвета, в тон к ним были подобраны ручки крутилок и переключателя датчиков, и в такой конфигурации гитара просуществовала до 1986 года:
Всегда верный своим приколам, Блэкмор привинчивает на головку грифа пуговицу для крепления гитарного ремня. Предназначено, по словам Ричи, “conversation piece to annoy and confuse people”, проще говоря, для ловли лулзов:
В 1986 году начался новый этап в борьбе с качеством звука и шумом. Опробовав на десятке тестовых Стратокастерах различные звукосниматели и их комбинации, Блэкмор принимает решение избавиться от шумящих Schecter в пользу звукоснимателей Bill Lawrence L-450 (нэк) + XL-450 (бридж):
Bill Lawrence L-450 — это выполненный в форм-факторе сингла двухрельсовый хамбакер на двух катушках, соединённых последовательно между собой, общим сопротивлением 12 кОм. Наличие двух катушек давало гибкие возможности по их коммутации, открывало новые варианты звучания, плюс преимущество хамбакеров — минимальные шумы. Но нельзя сказать, что Ричи прям сильно любил эту конфигурацию — датчик был бесшумным, но Блэкмору не нравилось звучание звукоснимателя (хамбакеры и синглы весьма сильно отличаются по звучанию).
Приблизительно в то же время (середина 80-х годов) Ричи начал увлекаться гитарными MIDI-системами, расширяющими варианты звучания гитары, поэтому на все белые Страткастеры были установлены MIDI-звукосниматели Roland GK-1, и этот Страт не стал исключением:
Продолжая тему мелких нюансов, обращу внимание на три отличительных визуальных факта Стратокастера №1:
Эти изменения стали последними в жизни легендарного Стратокастера, потому что в 1992 году случилось непоправимое: по словам Ричи, он отдал Стратокастер гитарному мастеру для очередной замены ладов. Мастер решил, что скалопированные углубления между ладами — это износ накладки грифа вследствие чрезмерной игры и отшлифовал её до гладкого состояния, причём любезно не потребовал за это дополнительной платы. Ричи был, мягко говоря, в ярости! Решив по горячим следам доскалопировать накладку, ставшую уже гораздо тоньше после неосторожной проделки мастера, Блэкмор напильником добрался до кленового основания грифа:
После всех этих злоключений гриф стал абсолютно неиграбельным. Ввиду того, что гриф был вклеен в деку и заменить его было нельзя, скрипя сердце Ричи был вынужден списать любимый инструмент.
Так печально сложилась судьба рабочей лошадки Блэкмора, верой и правдой служившей Маэстро практически 20 лет.
Белый Стратокастер №2, серийный номер S778960
Второй по счёту белый Стратокастер 1977 года выпуска также был вторым по популярности инструментом Блэкмора; после гибели первого Ричи вынужденно переключился на эту гитару, и начиная с 1993 года, постоянно играет именно на нём.
Выпущенная в 1977 году, эта гитара имела все атрибуты Стратокастеров того периода, это:
Во всё остальном это был классический Стратокастер CBS-эпохи: цвета Olympic White, с увеличенным набалдашником, «пулей» на грифе и палисандровой накладкой:
Электроника гитары, была, естественно, подвергнута изменениям: вместо штатных звукоснимателей были установлены “Velvet Hammer” производства Red Rhodes — качественно намотанные датчики в фендеровском стиле. По сложившейся традиции было установлено два датчика, а посередине был установлен размагниченный звукосниматель для создания эффекта хамбакера — глушения нежелательного «фона». Разумеется, на гитару также была вделана волшебная коробочка MTC (кстати, хронологически первым MTC получил именно этот инструмент).
В 1981 году чёрный пластик пикгарда был заменён на белый, и гитара обрела знакомые черты фирменного стиля Ричи Блэкмора:
Визуально от Страта №1 гитара отличалась более узкими магнитиками звукоснимателей и отсутствием лулзовой пуговицы ремня на набалдашнике (ну, и наличием серийного номера на грифе):
В целом, конкретно этот экземпляр борьба с шумом затронула минимально, и спустя десяток лет, в начале 90-х годов, на этот Стратокастер были установлены концептуально новые звукосниматели Lace Sensor Gold и MIDI-датчик Roland GK-1 (позже — GK-2A), и в такой комплектации гитара играет и по нынешний день:
Также на гитару были установлены локовые колки Sperzel Trim-Lok и чёрный порожек (полагаю, графитовый).
Моё знакомство с творчеством Ричи Блэкмора началось с концерта Come Hell Or High Water, в рамках этого турне основной была именно эта гитара, и именно с датчиками Lace Sensor Gold (собственно, к этой конфигурации я и стремился при создании своей собственной гитары).
К концу 90-х годов гитара обрела белые ручки потенциометров, рычага тремоло и переключателя датчиков — это её последнее визуальное изменение:
В принципе, малярные задатки в Ричи не умирали никогда, и в очередной раз приступ прозрения жертвой кисти Блэкмора стал MIDI-контроллер Roland GK-2A, изначально, подчёркиваю, чёрный:
Белый Стратокастер №3, с неизвестным серийным номером
Крайне редко появляющийся на публике инструмент, служивший испытательным полигоном для всякого рода электронных приспособлений в рамках борьбы с шумом / тоном. Но несмотря на скрытность, это один из трёх классически белых Стратокастеров Блэкмора, и он вполне заслуживает место в списке Белых Стратокастеров.
Известно, что на этот Стратокастер были установлены два звукоснимателя Bill Lawrence L-250, представляющими из себя хамбакеры в корпусе стандартного сингла:
Также на гитару вместо стандартного выходного гнезда был установлен активный бустер Alembic Stratoblaster, питающийся от 9-вольтовой батареи. Кроме этого, гитара отличалась сверхдлинным рычагом тремоло.
К началу 90-х годов на гитаре были заменены датчики, предположительно на Seymour-Duncan SSL-4T + SSL-7T (SSL-4, кстати, устанавливаются в подписные Страты Блэкмора). В такой конфигурации инструмент принимал участие в туре Come Hell Or High Water, когда на настроенной в Drop D гитаре Ричи играл песню The Battle Rages On.
На инструмент впоследствии также был установлен MIDI-датчик Roland GK-1:
Дальнейшая судьба малоизвестна, но предположительно данный Страт снимался в клипе “Ariel”: