скб контур чем занимается
Группа компаний СКБ Контур
Разрабатываем решения для бизнеса, инвестируем в образование, инфраструктуру и IT-сообщество. Ключевые направления бизнеса СКБ Контур — ЭДО, бухгалтерия, электронная подпись и онлайн-кассы. Выручка за 2020 год составила 18,1 млрд рублей.
С 2017 года в группу компаний СКБ Контур входит «Аргос СПБ» — один из ведущих операторов ЭДО в Санкт-Петербурге, который внедряет и развивает системы электронной отчетности и защищенного электронного документооборота.
В 2018 году в состав СКБ Контур вошел проект ИС-Закупки — высокотехнологичная поисковая платформа, которая агрегирует государственные и коммерческие закупки с популярных торговых площадок. В сотрудничестве с Удостоверяющим центром Контура выпускает электронные подписи, помогает поставщикам участвовать в закупках, получать банковские гарантии или открывать спецсчета в банках-партнерах.
В 2020 году к СКБ Контур присоединился Такснет — оператор ЭДО и один из крупнейших игроков на рынке передачи отчетности Татарстана. Компания работает с 2001 года. Такснет сохраняет и развивает свою линейку программных решений и предлагает клиентам сервисы Контура, помогая ему усилить позиции в регионе.
Группе компаний принадлежит бренд «Контур».
Контур создает программное обеспечение для бизнеса с 1988 года. Наши продукты помогают тратить меньше времени на рутину, а общение с госорганами и поставщиками делают проще и прозрачнее. Решениями Контура пользуются 2,2 млн компаний в России и за рубежом.
В портфеле Контура — интернет-отчетность и онлайн-бухгалтерия, сервисы для ЭДО и работы с маркировкой, облачный товароучет и онлайн-кассы, проверка контрагентов и электронные подписи для любых задач. Все сложное зашито в алгоритмах сервиса, чтобы директора, бухгалтеры, юристы могли не копаться в законах, а развивать свое дело. Смотреть все продукты.
Делаем сервисы
как для себя — со вниманием к деталям
давно помогаем
бизнесу развиваться
сотрудников
в 76 городах
компаний работают
с сервисами Контура
Для начала проверьте, подходим ли мы вам
Доверяем сотрудникам и компании
Мы отвечаем за результаты, видим новые пути развития, аргументированно предлагаем их команде и реализуем. Чем выше результаты и ответственность, тем больше свободы в принятии решений.
Создаем новое
Опираемся на собственный опыт и опыт профессионального сообщества. Учимся на ошибках и воспринимаем критику как топливо для развития и совершенствования.
Видим важное в мелочах
Мы уделяем внимание деталям, стремимся довести работу до идеала. Эта общая ценность объединяет нас, помогает давать и принимать обратную связь, находить общие интересы и вдохновляет на новые проекты.
Учимся и растем
Мы развиваемся и обмениваемся опытом в компании и за ее пределами. Изучаем новое, чтобы быть готовыми к прогрессу, переменам и решениям будущего.
Развиваем бизнес и IT-сферу
Нам важно процветание своего дела и нашего окружения, поэтому мы делимся опытом с новым поколением специалистов, вкладывая ресурсы в их обучение. Нам важен обмен знаниями, мы умеем и любим делиться информацией.
Окей, теперь пара слов об условиях и нашей работе
100 % белая зарплата и все по трудовому кодексу. Плюс отпуск от компании для важных семейных событий и помощь в сложные времена.
Доступ к качественной медицине через дополнительное страхование, льготные программы страхования для членов семьи и корпоративный психолог.
Корпоративный университет, база лекций и статей в свободном доступе, участие в конференциях и тренингах за счет компании.
Рассрочка на абонементы в фитнес-клубы. Частичная оплата питания в кафе и доставка обедов на дом. Праздники и онлайн-активности для всех сотрудников.
Контур делают люди
Мы ценим коллег и свою команду
Все значимые проекты делаем командой, даже если находимся в разных городах и направлениях. Держим контекст и ищем помощи в своей социальной сети Стафф, обмениваемся новостями на летучках и участвуем в корпоративных конференциях.
Вместе отмечаем Новый год, 8 марта и 23 февраля, день рождения компании и другие важные для нас праздники, например, День программиста и День числа π.
Проводим большие контуровские игры вместо Олимпийских, бежим свою гонку героев «Вызов» и ходим в походы, на сплавы и даже ездим в автопутешествия.
В Контуре можно расти вертикально, как руководитель, или горизонтально, как эксперт. Руководители и эксперты здесь на равных: доход, влияние и признание складываются из дел, а не из должности.
Контур огромный, у нас есть работа для разных специалистов
Разработка
В Контуре самые разные команды разработки: большие и маленькие, бизнесовые и инфраструктурные, стартапы, которые только начинают путь. В каждой команде свои технологии и процессы. Ты можешь выбрать ту, что подходит тебе.
Что делаем
В Контуре продуктовая разработка. Есть куча интересных инженерных задач и технических вызовов для умного человека: у нас высокая нагрузка и требования к надежности сервисов, а также много алгоритмических задач.
Мы очень требовательно относимся к деталям и знаем все нюансы бизнеса, благодаря чему предлагаем клиентам удобный сервис. Такой, каким бы хотели пользоваться сами.
Какой нужен опыт
Любой! У нас есть множество проектов для разработчиков от уровня middle и выше, а для студентов и junior-разработчиков мы проводим стажировку.
Продажи
Массовые продажи или работа с крупным бизнесом и компаниями из топ-100 по годовому обороту, сопровождение и развитие существующих клиентов и активные продажи.
Что делаем
Мы предлагаем клиентам решения, которые помогают им отчитываться в госорганы, подсказывают, как сделать это легко и вовремя, избавляют предпринимателей от бумажной рутины и автоматизируют бизнес-процессы.
Какой нужен опыт
Новичков без опыта принимаем в массовые продажи, где учим с нуля проводить сделки и общаться с клиентами. Опытных менеджеров зовем в корпоративный сегмент и на работу с ключевыми клиентами, где доход без потолка.
Поддержка
Консультанты, эксперты и аналитики, которые оказывают техническую поддержку пользователям во всех каналах связи.
Что делаем
Помогаем клиентам: подсказываем, как использовать весь потенциал продукта для максимально эффективной работы в нем. Разбираемся в бизнес-процессах клиента, решаем сложные технические вопросы, собираем данные, которые помогут улучшать и развивать продукты. Автоматизируем свои процессы.
Какой нужен опыт
Отличный старт для тех, у кого нет опыта: мы научим всему, что необходимо. Главное — желание и готовность помогать людям, решать интересные задачи и развиваться. В перспективе ты можешь стать наставником, экспертом или руководителем.
Маркетинг
Интернет-маркетологи, продуктовые маркетологи, пиарщики, копирайтеры, аналитики, дизайнеры, ивентеры.
Что делаем
Собираем и анализируем информацию, исследуем аудиторию, строим гипотезы и проверяем их, формируем образ продукта, работаем на повышение лояльности клиентов и помогаем клиентам обратить внимание на наши продукты.
Какой нужен опыт
Разный! Работа над небольшим аккаунтом в соцсетях или многомиллионным проектом — не важно. Главное, чтобы задачи вдохновляли, а рабочие инструменты были знакомы. Студентов и выпускников рады видеть на практике, где поможем набраться опыта. Если все получится, пригласим в штат.
Сопровождение бизнеса
Юриспруденция, бухгалтерия, работа с персоналом и другие направления работы, помогающие достигать цели.
Что делаем
Пишем полезные и понятные статьи про компанию для коллег и кандидатов, проводим мероприятия, ищем новых сотрудников и следим, чтобы все было согласно ТК.
А еще обучаем и оцениваем персонал, ведем бухгалтерию и кадровый учет, оформляем командировки и договоры с подрядчиками. Делаем все то, что помогает маркетингу, разработке и поддержке не отвлекаться от своей работы.
Какой нужен опыт
Опытные специалисты найдут у нас интересные и сложные задачи, огромную команду от Калининграда до Владивостока и простор для воплощения идей.
СКБ Контур
Содержание
Активы
СКБ Контур — ровесник ИТ-индустрии в России. Компания создана в 1988 году.
СКБ Контур разрабатывает программы для электронного документооборота, бухучета и управления предприятием. Экосистема СКБ Контур позволяет бизнесу упростить взаимодействие с государством и контрагентами и сделать прозрачными внутренние процессы.
СКБ Контур сотрудничает с крупнейшими контролирующими органами: ФНС, ПФР, ФСС, ФСТ, Росстатом, Росалкогольрегулированием, Росприроднадзором и др.
Показатели деятельности
2020: Рост выручки на 11% до 18,1 млрд рублей
ГК «СКБ Контур» 16 марта 2021 года сообщила TAdviser о том, что в 2020 году заработала 18,1 млрд рублей.
Это на 11 % больше, чем в 2019-м, несмотря на пандемию.
Группа компаний СКБ Контур продолжает расширять бизнес как за счет органического роста, так и за счет M&A. Так, в июле 2020 года к Контуру присоединилось ЗАО «ТаксНет». Это один из значимых игроков на рынке отчетности и электронной подписи Татарстана.
Пандемия подстегнула переход на ЭДО: аналитики Контура оценивают опережение естественного тренда в 3–7 %. Через сервисы Контура в 2020 году прошло 359 млн электронных юридически значимых документов (против 255 млн в 2019-м) и 422 млн EDI-документов (против 348 млн в 2019-м). Флагман направления — Контур.Диадок. Среди активно растущих проектов также кадровый ЭДО, ЭДО на электронных торговых площадках, ЭДО в логистике, страховании и фармацевтике.
В 2020 году более 1,5 млн организаций и ИП взаимодействовали с государством через Контур.Экстерн. Суммарный документооборот с госорганами составил 184 млн документов, из них 54 млн — отчеты.
В 2020 году компании перешли на электронные трудовые книжки и стали сдавать еще один отчет — СЗВ-ТД. Во многих компаниях это делают не бухгалтеры, а кадровики. А значит, теперь и они стали постоянными участниками ЭДО с государством.
Из-за пандемии появились дополнительные виды документооборота между бизнесом и контролирующими органами. Так, через Контур.Экстерн можно было заполнить и отправить заявление на субсидию для компаний из наиболее пострадавших отраслей. В мае-июне 2020 года через Экстерн эти заявления отправили 168 тысяч компаний и ИП.
Еще один тренд, который подхватил Экстерн, — самозанятые. В сервисе появилось удобное решение для самозанятых бухгалтеров, которое позволяет им отчитываться за своих клиентов.
В 2020 году стартовала маркировка сразу в шести товарных группах: обувь, табак, лекарства, духи, фотоаппараты, шины, одежда. Для бизнеса это стимул переходить на ЭДО. По закону, данные об обороте маркированных товаров должны передаваться в ГИС «Честный Знак». До 1 января 2022 года есть альтернатива: делать это можно либо через операторов ЭДО — автоматически, либо вручную (исключение — лекарства: там своя система передачи данных в систему маркировки). Как оператор ЭДО Контур взаимодействует с «Честным Знаком»: документы по маркированным товарам, которые пользователи отправляют через Диадок, передаются в государственную систему маркировки.
Из-за введенных требований меняются и другие бизнес-процессы в компаниях, поэтому продолжает активно развиваться сервис Контур.Маркировка, запущенный в конце 2019 года. Он автоматизирует работу с маркированным товаром на производстве, складе, при импорте товара и может использоваться на терминалах сбора данных (ТСД). Решение включает модуль для 1С, коннекторы, API и веб-версию. Адаптировали под маркировку и решения для розницы — Контур.Маркет и Контур.ОФД.
Контур вышел на рынок автоматизации учета для общепита. К разработанному ранее решению для работы с кассой и ЕГАИС добавились специфические возможности для общепита: работа со столиками и формирование пречеков, печать заказа на кухне по цехам, работа с технологическими картами блюд, расчет пищевой ценности блюд по встроенным справочникам, расчет потерь при обработке ингредиентов, списание и отслеживание остатков ингредиентов, расчет стоимости по себестоимости ингредиентов.
По данным Контур.Фокуса, в 2020 году в России закрылось 12 % предприятий: было 7,5 млн, стало 6,6 млн. Для действующих компаний выросли хозяйственные риски. Чтобы помочь их снизить, команда Контур.Фокуса запустила сервис «Выездные проверки». Эксперты выезжают по юридическому адресу компании, общаются с сотрудниками фирмы, опрашивают соседей и составляют отчет с фотографиями и видео.
Рынок недвижимости тоже переходит в онлайн. В конце 2018 года появился сервис Контур.Реестро. Он помогает оформлять сделки с недвижимостью в электронном виде. В 2020 году сервис вырос по сравнению с 2019 годом больше чем в три раза. В 2020 году в сервисе появилась востребованная возможность — Эксперт-проверка. Эксперт-проверка собирает в один отчет информацию о продавце, покупателе и объекте недвижимости и подсвечивает возможные риски при проведении сделки. В первую очередь продукт полезен риелторам и юристам.
Из-за кризиса для многих компаний стал актуален управленческий учет. В декабре 2020 года Контур выпустил сервис, который закрывает эту задачу для малого и среднего бизнеса, — Контур.Пульс. Сервис анализирует банковские выписки, запланированный бюджет, предстоящие платежи, указывает на возможные кассовые разрывы, помогает отслеживать фактическую рентабельность в разрезе бизнеса, филиалов, проектов, подразделений.
Контур.Школа поймала волну онлайн-образования. Плюсом к обучению бухгалтеров и участников торгов команда запустила направления по охране труда и маркетингу. Появился дополнительный формат обучения — лекторий. Это 8-часовые авторские курсы повышения квалификации.
Решения для крупного бизнеса
Программные продукты для оптимизации всех бизнес-процессов холдингов и филиальных структур — от поиска контрагентов до сдачи отчетности
Оптимизируем бизнес-процессы
Решаем задачи крупного бизнеса
Выберите модель сдачи отчетности, которая соответствует бизнес-процессам вашего холдинга. Контролируйте отчетность и сверку с бюджетом всех филиалов и подразделений, оперативно выполняйте требования контролирующих органов. Вы можете отправлять ответы в ФНС со скоростью 25 000 документов в час, автоматически конвертировать отчеты в нужные форматы и сверять с контрагентами данные по счетам-фактурам.
410 компаний из топ-500 РБК доверили отправку отчетности через сервисы СКБ Контур
Проверяйте контрагентов по РФ и странам СНГ на благонадежность до заключения сделок. Узнавайте о рисковых статусах и существенных изменениях непосредственно в своей информационной системе (1С, ERP, CRM, ABS, СЭД и других). Собирайте данные из всех источников в одном окне.
10 секунд нужно, чтобы завести карточку клиента в учетную систему. Достаточно ввести ИНН — остальные поля заполнятся автоматически.
Перейдите на электронный документооборот — это позволит ускорить расчеты по сделкам, снизить налоговые риски и упростить взаимодействие с контролирующими органами. Отправляйте и получайте электронные документы в 1С без ручного ввода данных. Работайте с электронными документами в SAP, Oracle, MS Dynamics или другой информационной системе. Обменивайтесь юридически значимыми электронными документами с нерезидентами.
1 500 000 + компаний готовы обмениваться электронными документами через систему Контур.Диадок
Передавайте фискальные данные в ФНС согласно 54-ФЗ. Организуйте работу онлайн-касс вашего холдинга по требованиям законодательства. Получайте фискальные данные со всех касс холдинга в вашу учетную систему с помощью API Контур.ОФД. Вы будете знать реальные обороты подразделений и филиалов, не дожидаясь от них отчетов.
Находите больше тендеров. Распределяйте задачи между сотрудниками и контролируйте исполнение. Анализируйте данные в удобном формате: в отчетах ничего лишнего — только то, что поможет вам сделать важные выводы. Узнавайте о добросовестности заказчика и условиях, с которыми побеждают конкуренты. Прогнозируйте загрузку своего отдела, будьте в курсе о новых заказчиках и следите за загрузкой конкурентов.
Данные о закупках и тендерах поступают с более, чем 230 площадок
Где работать в ИТ, выпуск 2: СКБ Контур
«СКБ Контур» — одна из крупнейших и старейших ИТ компаний в России. В конце октября ей исполняется 30 лет, количество всех сотрудников перевалило за 8 тысяч.
По оценкам, собранным на сервисе оценки работодателей «Моего круга», в июле 2018 «Контур» разделил первое место с «Яндексом» среди компаний-тяжеловесов.
«Контур» основали в Екатеринбурге, когда город еще назывался Свердловском. Но ИТ тогда и ИТ сейчас — две разные сферы. Все развивается со скоростью света, наследие и масштабы не всегда помогают в конкуренции.
Поэтому мы попытались разобраться, какой «Контур» на самом деле — древний динозавр или передовая технологическая компания — и поговорили с Александром Голубевым, отвечающим за разработчиков в компании.
Александр Голубев
Что делает СКБ «Контур»
— Андрей Михайлов, который стоял у истоков «Контура», рассказывал, что всё началось с продажи программ по учету зарплаты и труда. В начале 90-х время было тяжелым, и в «Контуре» занимались разными вещами. Даже продажей техники и принтеров.
Программы тогда делали десктопными, их писали на C++, Delphi, часто под нужды только одного определенного заказчика. Потом, конечно, все переписали и перевели в веб. Постепенно и всё лишнее отошло, а основное осталось до сих пор — учёт зарплаты и софт для бухгалтерии.
Правда, теперь это только одно из направлений. Мы делаем продукты для всех нужд бизнеса. Сертификаты, документооборот, электронная подпись, отчетность. Продуктов стало так много, что сосчитать, сколько их на самом деле — трудная задача. Оценки расходятся в диапазоне от 30 до 60. Просто из-за вопросов, а что считать одним продуктом.
Офис «Контура» в Екатеринбурге
— Но есть какой-то продукт-локомотив?
Долгое время им был «Контур.Экстерн». В начале 2000-х появилась возможность сдавать налоговую отчетность через интернет. И хотя интернета толком ни у кого не было, мы все равно сделали ставку на веб. И оказались правы: продукт выстрелил, и начался бурный рост компании.
Семь лет назад, когда я пришел, компания была раза в три меньше. Сейчас разработкой у нас занимается около тысячи человек. А тогда было человек триста.
— Трудно было справляться с ростом?
Почему было? Рост и сейчас продолжается. Людей, продуктов и клиентов становится все больше и больше. Мы на четверть прирастаем год от года. Масштабируем процессы, отказываемся от неработающих, придумываем новые. Видимо, как-то справляемся.
Нам нравится, что мы разрабатываем именно свои продукты. Люди в командах — программисты, аналитики, тестировщики — все относятся к продуктам, как своему детищу, предлагают идеи, улучшения. Нам не интересно делать заказы на внешку, которые не связаны с нашей основной работой — это не про «Контур».
О технологиях и языках
— У вас наверное еще высокие требования к качеству и чистоте кода, как это бывает в больших бизнесах. У разработчиков не возникает культа инструмента из-за этого?
— Когда в компанию приходит вчерашний или текущий студент с горящими глазами, у него больше приверженности к конкретному языку. Он его опробовал, у него что-то начало получаться, и он очень одухотворен этим. И конечно хочет работать и развиваться в одном направлении. Это хорошо на самом деле.
Команда программирующих зомби на хакатоне «Контура»
Но с опытом приходит понимание, что язык — это инструмент, а инструменты можно менять. Ты начинаешь развиваться с точки зрения построения архитектуры, использования алгоритмов, хранилищ, очередей, протоколов, API— всего, где язык не важен, а важны более высокоуровневые вещи.
Поэтому среди синиоров значительно меньше тех, кто фанатично предан одному языку.
— Я пробежался по требованиям ваших вакансий, и кажется вы реально используете всё, что существует.
— Ну да, не используем только совсем низкоуровневые вещи. На ассемблере в «Контуре» не пишут.
Большая часть серверного кода у нас пишется на C#. Есть немного Java, Go и Node.js в инфраструктуре и некоторых продуктах. Мобильные приложения — на Kotlin, Swift и C# (Xamarin). Все, что вокруг data science, пишем на Python и R, без них там никуда. В зависимости от задач используем подходящие реляционные, документные, колоночные или key-value хранилища данных: MS SQL Server, MariaDB, PostgreSQL, MongoDB, Cassandra, ClickHouse, Redis, Kafka, HDFS. Есть и собственные разработки: например, Kanso — распределённое отказоустойчивое хранилище данных с семантикой бинарного лога (похоже на Google GFS), Zebra — документная in-memory база данных, Echelon — распределённая отказоустойчивая очередь заданий. Мы много лет используем их в продакшне, и, возможно, однажды они появятся в опенсорсе.
Клиентский код пишем на TypeScript или JavaScript с Flow. Главный фреймворк — React, для которого у нас написана библиотека компонентов по интерфейсным Гайдам, но где-то еще используем Angular. А вот сказать однозначно, кто победил — TypeScript или JavaScript — пока нельзя. Борьба еще идет.
— Как ты сам думаешь?
— Поскольку я из бэкендеров, то склоняюсь к TypeScript (хотя конечно писал и на JS очень много, даже еще когда не было React). Человеку, привыкшему к статической типизации, TypeScript привычнее. В любом случае, почти весь код для фронтенда или для Node.js пишется с типами.
Мастер-класс на летнем Конфуре 2018 — внутренней конференции разработчиков «Контура»
Но в целом у меня отношение к языкам не религиозное. Какие инструменты удобнее для конкретных задач, те и надо использовать. Магистерскую я вообще на Erlang писал. В 2011-м году, когда я пришел в «Контур», на Эрланге даже был написан один продукт. Но когда его главный идейный вдохновитель ушел, с поиском специалиста на замену были проблемы. Поэтому переписали на проверенный С#.
— И как вы определяете, где какой язык будет использоваться?
У менеджеров разработки и тимлидов достаточно большая степень свободы, они сами вольны выбирать инструменты и технологии. Но поскольку продукт стартует не в вакууме, они обсуждают выбор с «соседями», более опытными коллегами, смотрят, могут ли найти спецов. Свобода есть, но не могу сказать, что мы каждый день экспериментируем с новыми языками. Нам нужны проверенные инструменты для промышленной разработки, чтобы потом можно было развивать и поддерживать собственные продукты.
У нас есть практика дизайн-ревью. Если ты хочешь запустить новый проект или внести серьезную поправку в текущий, ты оформляешь презентацию и собираешь встречу специального сообщества, где крутые инженеры дают тебе фидбэк.
Конечно, если ты решишь, что никто тебе не указ — ультиматумов и запретов не будет, зарплату не отнимут. Но, если команда вопреки всему решает выбрать спорную технологию, она должна быть готова к рискам. Проект может оказаться не совместим с частью инфраструктуры или в него нельзя будет интегрировать какую-то функциональность — тогда все почувствуют много боли.
Обычно все обсуждается. Месяц назад была идея писать один из новых сервисов на F#. Я в таких случаях стараюсь вести диалог, спрашиваю: «А почему именно F#? Где ты будешь искать людей?» В итоге убедили человека остаться на C#. То есть, убедить — да, приказать — нет.
— А ты сам пробовал писать на F#?
Нет, но ведь и в обсуждениях подобного рода я участвую не один. У нас есть инженерный совет: семь крутых инженеров. Это люди, отобранные исходя из историй успеха внутри компании. Они наработали авторитет во многих проектах. Ещё ребята занимаются проектами по развитию Управления разработки (это подразделение, объединяющее большинство разработчиков «Контура»).
— Вы пытались собрать в этом совете разнообразие стеков?
Разнообразие хороший поинт, но для нас не главный. Поскольку инженеры крутые, у них есть достаточный кругозор. Они пишут код на C#, но для них не будет проблемой разобраться в вопросах по Java.
Диверсификации в совете нет, но не надо думать, что все обсуждения идут только в нем. Кроме инженерного совета у нас есть профессиональные сообщества. Например, у фронтендов есть свой руководитель, свое коммьюнити с высокими скиллами. Решение о развитии фронтенда принимает гибридный коллектив, в том числе представитель инженерного совета.
Инструментарий
Большая часть команд использует YouTrack как трекер задач. В некоторых командах используют Trello и Jira. Код пишем в Visual Studio, Visual Studio Code, Rider, WebStorm и так далее. Много используем продукты JetBrains для разных задач.
В качестве CI-системы используем TeamCity, деплоим сервисы через Octopus в приватное облако под управлением собственной системы Houston или в Kubernetes. Метрики собираем через Graphite. Для алертов по метрикам используем Moira. Логи собираем, храним и просматриваем в ELK.
Ежедневное общение идет в Slack и Telegram. Есть Стафф — собственная внутренняя соцсеть. Там публикуются новости о продуктах, вакансиях, социальной жизни, о спортивных мероприятиях. Там же можно бронировать переговорки и писать статьи. Это становится популярным каналом обмена информацией. Все больше и больше вещей обсуждается в онлайне.
О структуре компании
Самый большой офис «Контур» находится в Екатеринбурге. С ростом компании нужно все больше сотрудников, поэтому компания постоянно расширяется. Офисы разработки уже есть в Новосибирске, Перми, Ижевске, Казани, Иннополисе, Ростове-на-Дону и Санкт-Петербурге. Причем инициатива об открытии новых офисов часто идет от самих сотрудников. Несколько крутых инженеров планировали переехать жить в Питер — тогда мы и открыли офис в этом городе.
Подавляющее большинство сотрудников работают в офисах, но поскольку команды могут быть распределены между городами, в этом году «Контур» решил открыться к найму удаленщиков. Мы ещё учимся работе в этом формате, и таких сотрудников становится всё больше.
«Контур» разделен на три больших направления — создание продуктов, продажи и работа с клиентами, внутренние службы. Отношения выстроены настолько горизонтально, насколько это возможно в компании из почти 10 тысяч человек: мы активно работаем над сохранением старых и появлением новых связей между сотрудниками.
В продуктовых командах работают сотрудники разных специализаций: программисты, тестировщики, аналитики, дизайнеры интерфейсов, маркетологи, эксперты, менеджеры… Новые стартапы пилит одна команда, выросшие продукты часто разделяются на несколько сервисов и разрабатываются силами нескольких подкоманд.
Команды независимы и автономны: руководители стараются не мешать им лишними инструкциями, бюрократией и протоколами.
У команд есть руководители с разными ролями. Тимлиды отвечают за качество разработки. Менеджер разработки, чаще всего бывший инженер, выстраивает процесс создания продукта. Менеджер проекта занимается не только разработкой, но и продажами, продвижением, маркетингом, общением с партнёрами. Есть еще руководители продуктового направления. Они принимают решения о запуске новых продуктов или расширении старых.
О найме
— К вам сложно попасть?
— Сложно, но можно. Есть, например, большая система стажировок для студентов, которые теперь проводятся круглый год. Этим летом, например, стажировались 140 студентов, большинство остались в компании.
— Я слышал про ваши гильдии собеседующих. Расскажешь, что это?
Это инженеры разных специальностей, которые участвуют в найме программистов. Например, для бэкенд-разработчиков они проводят технические собеседования в три или четыре этапа: проверяют умение писать код, который работает; умение пользоваться алгоритмами и структурами данных; умение создавать архитектуру. У мидлов и синиоров проверяют еще кругозор в технологиях.
В гильдию сейчас входит порядка 90 разработчиков. Чтобы попасть туда, нужно выбрать этапы, которые хочется проводить (код, алгоритмы, архитектура), и провести несколько собеседований в качестве «ведомого» (обычно собеседования проводят пары «ведущих» и «ведомых» инженеров). Пройдя этот отбор, человек попадает в пул гильдии собеседующих.
Мы считаем нормальным, если каждый ее участник раз неделю проводит собеседование. Так люди могут и заниматься своей работой, и вносить вклад в найм программистов.
Гильдия оценивает технический уровень кандидата и передает отчет мне или моим заместителям. Мы проводим финальное собеседование, проверяем скорее софт-скилы, насколько человеку важна ценность работы, насколько он может рефлексировать над своими ошибками.
Постерная секция на летнем хакатоне
— Такая система сделала процесс быстрее?
Безусловно стало быстрее и понятнее. Раньше существовал перечень приоритетов команд в виде рейтинга. Эйчар шел по нему сверху вниз и по очереди предлагал командам кандидата. В итоге одна команда могла с ним пообщаться и отклонить, другая пообщаться и отклонить, третья. Нельзя было понять, сколько будет собеседований у человека. Оценка технических скиллов тоже была размытой — команды уделяли внимание разным вещам.
Сейчас человек проходит четыре этапа и финальное собеседование минут на сорок. Через десять минут после него мы уже делаем оффер или отказываем.
Всё длится три, максимум четыре дня. Раньше матожидание было две-три недели.
— Для всех направлений набираете одинаково?
Нет, все эти этапы относятся в первую очередь к бэкендерам — шарпистам и джавистам. У фронтендеров эти этапы схлопнуты в одно большое собеседование.
Вообще, для нас важны не только технические скиллы у человека. Конечно, есть некая граница, технический минимум. Но важнее, сможет ли человек адаптироваться и развиваться. В некотором смысле, у наших разработчиков культ развития.
Люди без горящих глаз и желания развиваться нам не подходят. Даже если мы такого человека примем, скорее всего, не сработаемся.
— Новичок приходит. Что дальше?
Они попадают в Буткамп и там проходят адаптацию. Буткамп состоит из двух частей. Первая — обучение — длится две недели: три дня на знакомство с «Контуром» в целом, с продуктами, хозяйственными моментами — где кафе, где конференц-зал, погружение в культуру, традиции, праздники; ещё полторы недели на знакомство с технологиями и инструментами. Например, разработчики повторяют чистый код, обработку исключений, использование элементов функционального программирования, тестирование и TDD, SOLID, DI. Изучают, как устроена инфраструктура и общие сервисы, чтобы говорить на одном языке с другими разработчиками.
Стендап в офисе
Кроме обучения новички общаются с тимлидами, менеджерами разработки. Тимлиды и менеджеры могут начинать общение и сами, потому что это открытая информация — кто пришел с очередным набором. А набор в Буткамп случается каждые три недели.
В итоге, за эти две недели кандидат определяется, в какие команды он пойдёт на стажировку.
Стажировки — это уже второй этап. За время испытательного срока человек может побывать на нескольких стажировках. В среднем их бывает три, примерно по три недели в команде. А может выбрать одну команду сразу и остаться в ней.
— Относительно столиц, Екатеринбург — маленький город. Нет такого, что джуны приходят просто прокачаться перед переездом, а синиоры уезжают в солнечные страны?
— Да, люди не только приходят, но и уходят. «Контур» очень много вкладывает в образование, но никогда не привязывает людей, не заставляет подписывать контракты с какими-то обязательствами. Конечно, мы грустим когда люди уходят, но практически всегда поддерживаем связь дальше.
Есть крутые инженеры, которые ушли из «Контура» и работают теперь в Facebook, Amazon и Google.
Конечно, чтобы их удерживать, недостаточно плюшек на кухне и зарплаты побольше. Нужны прорывные задачи. У нас есть большие и высоконагруженные системы, сложные продуктовые задачи, важные опенсорсные проекты.
Мы следим за рынком и платим соответствующие ему зарплаты, чтобы не было таких ситуаций, когда человек приходит с конкурирующими оффером, а мы начинаем вертеться, как ужи на сковородке.
Про внутренние угоны сотрудников
Рабочее пространство в «Контуре»
Когда запускаются новые проекты, мы в первую очередь начинаем искать людей внутри. Внутренний найм чаще всего происходит кулуарно. Ко мне приходит менеджер и просит найти ему в команду кого-то, кому на своем месте не сидится. А бывает, что в «Контур» приходят устраиваться сразу целой командой, говорят: «Хотим работать на вас». Тогда я иду к руководителям направлений и говорю: «Расчехляйте бэклоги, доставайте отложенные продукты — появилась целая команда».
Но вообще тема с переходами между командами немного болезненная для «Контура». Это следствие того, что они во многом независимы друг от друга и персонал тоже набирают независимо. Конечно, иногда случается, что сотрудник переходит резко, без предварительных договорённостей. Разные руководители по-разному к этому относятся.
Кто-то спокойно — все таки человек продолжает приносить пользу компании. Кто-то более ревностно, говорит: «В команде времена тяжелые, а у меня ещё людей уводят». Кто-то говорит: «Я не прочь отдать, но поговорил бы сначала со мной. Не надо идти напрямую к сотруднику и подговаривать».
Обсуждение горизонтальной мобильности идет уже не первый год, точки зрения разные. Каждую можно понять. Я сам считаю, что лучше мы предложим человеку что-то внутри компании, чем отпустим за пределы.
Возможностей внутри компании очень много. Например, один продуктовый аналитик, психолог по образованию, увидел внутри «Контура» возможность работать по специальности: теперь у нас есть штатный психолог, который рассказывает другим о том, как менять свою работу.
Но вопрос, конечно, деликатный.
Как быть с выгоранием
Преобразование энергии — хакатон 2018
— Часто сталкиваетесь с выгоранием сотрудников?
Не скажу, что часто, но сталкиваюсь. Стараемся помогать найти себя. Даем возможности переходить между проектами, менять роль, обязанности. Можно встретиться или созвониться по скайпу с тем самым штатным психологом: он проконсультирует, как быть.
Порой мне кажется, что я и сам выступаю в роли такого психолога. Люди приходят пообщаться за жизнь, им важно просто быть услышанными, получить поддержку. Не всегда важны конкретные предложения о переходе или деловые решения — иногда важно просто участие.
— Ты сам лично выгорал?
Да, конечно. Это было относительно недавно, когда я вступил на роль руководителя управления разработкой. С начала года и до июня было выгорание в связи с переходом.
До этого я был менеджером в команде, а стал руководителем направления. Очень выросла цепочка обратной связи от того, что я делаю, до того, как компании приходит польза.
Когда я был программистом, было проще. Есть фича — закоммитили, зарелизили и готово. Менеджером разработки стало уже сложнее, но все равно — я все ещё в команде, у нас обновления, обсуждения, жизнь кипит. Я вижу, что сервис улучшается, пользователи дают фидбэк, все круто.
Сейчас, придя в руководство, я понимаю, что команд много, они релизят и релизят. Но моего душевного вовлечения в это нет, я не могу со стопроцентной уверенностью сказать, что я приложил к этому руку. Нет, не приложил — люди на местах сделали эти фичи, а я как-то уж больно высоко.
И мне было тяжело с этим справляться.
Александр Голубев на Конфуре
Но помогло осознавание, что я уже попадал в подобную ситуацию, пусть и меньшего масштаба. Тогда я отнёсся к проблеме, как к вызову. Окей, я не умею работать с задачами большого размера, когда нет быстрой обратной связи. Значит мне надо научиться.
Я справился благодаря тому, что изменил свое отношение, и начал больше внимания уделять продвижению глобальных инициатив, нежели погружения в текучку.
— А для чего вы проводили хакатон по играм? Это не для тех, кому стало скучно писать бизнес-софт?
Это просто фан, я вижу в этом элемент создания комфортной среды. Если человеку хочется участвовать в каких-то соревнованиях, надо ему помочь.
Но я не верю, что такой инструмент поможет с выгоранием. Вот человек на хакатоне игры пописал и понял, что это круто. Но мы же в компании не разрабатываем игры и не можем человеку предложить продолжать их делать, если ему так понравилось.
Просто когда в команде кончилась мана и надо топлива пополнить — ты подключаешься к активностям, и даже не обязательно к хакатонам. У нас два раза в год проходит Конфур — конференция разработчиков, и в её организацию вовлечено довольно много людей. Можно и для компании полезное сделать, и разнообразить свою деятельность. А ещё у нас каждый год у нас проходят спортивные мероприятия по всей стране. Конечно, конференции и состязания нужны, чтоб сплачивать, укреплять горизонтальные связи. Но, в какой-то степени, это способы снять напряжение.
Веселые вопросы
— Если ребята из «Яндекса»расскажут тебе про свой офигенный корпоратив, чем перед ними похвастаешься ты?
Награждение победителей на Конфуре
Я в целом не особо люблю хвастаться, кто круче группу на новый год привёз. Не к этому лежит душа. Я бы похвастался нашей конференцией, которая проходит каждые полгода. Там собираются разработчики из всех офисов.
С одной стороны есть и чем развлечься — традиционные «Что где когда», концерты и прочее — и большая рабочая программа, всякие мастер-классы. Инженеры устраивают хакатоны и участвуют в соревнованиях, например, много лет играют в ICFP Contest. Каждый может сделать доклад на конференции, провести митап. В этом году мы у нас было около тридцати митапов, соревнований и тренировок по машинному обучению.
Так что если я буду хвастаться, скажу, что мы не только тусовки тусуем, но и с работой совмещаем. Хотя я уверен, в «Яндексе» тоже такое есть. Не думаю, что это их впечатлит.
— Чувствуйте себя рок-звездами в Екатеринбурге?
А как это можно понять? Я считаю, что в целом у нас всё хорошо. На Bentley не ездим, но все, что нужно есть. Машина, квартира, люди ездят в отпуска в разные страны, живут хорошо. «Контур» в этом помогает, даже займы дает в сложных ситуациях. Так что рок-звездой себя не чувствую, а счастливым от того, что все в достатке — пожалуй, да.
— Как скоро софт заменит бухгалтеров и юристов?
Мы как раз думали о подобных вопросах, но единодушно сформулировать не смогли. Лично моё мнение — лет через десять профессии типа юристов и бухгалтеров очень сильно изменятся. Привычную часть, знание кучи разных правил возьмут на себя машины.
Бухгалтеры и юристы станут ближе к программистам и дата сайентистам. Задачей бухгалтера будет не проводки делать, а анализировать финансовые потоки. У юристов data science будет помогать в поиске ответов на вопросы, но эти вопросы надо будет правильно формулировать. Влияние человека все равно будет нужно, но людей в этих профессиях станет меньше. Зато квалификация от них потребуется выше.
— Если бы «Контур» был корпорацией из киберпанка, какой социальный строй он установил бы в своем городе?
Ну, наверное, ближе к демократии, может немного технократии. Точно не тоталитаризм. Власть народу!
— Когда в Екатеринбурге снесли башню, не было жалко?
Мое мнение — то, что стоит и не используется, нужно либо снести и построить что-то нужное, либо найти применение. В общем, чтобы не просто торчало и напоминало об ушедших днях.
Если старое отжило, его надо заменить новым.