сколько дают за то что сбил человека насмерть
Тюрьма или спасение? Что делать, если сбил человека на дороге
От такого происшествия не застрахованы даже самые опытные водители. Плохая погода или наглый пешеход, решивший переходить дорогу там, где хочется, могут разделить жизнь водителя на “до” и “после”. Юристы и бывшие инспекторы рассказали, как нужно вести себя в случае наезда на человека.
Уехал — считай сел
Стоит определиться в терминологии с самого начала и сказать, что водитель машины, будь он хоть трижды опытным, трезвым и внимательным, в случае ДТП с пешеходом будет рассматриваться как виновник. Так сформулированы Правила дорожного движения. Машина всегда представляет собой средство повышенной опасности, и, в каком бы месте пешеход ни пересекал проезжую часть, водитель всегда будет отвечать. Особенно если сбитый человек скончается. Тогда у водителя гарантированно прибавится седых волос.
И здесь важно сказать, что, нарушая ПДД, пешеход автоматически подставляет под возможную уголовную ответственность водителя. Главное правило такое — если вы заметили на дороге пешехода, даже если это ребёнок или старик, ни в коем случае не маневрируйте, не виляйте по дороге, пытаясь его объехать. Как и предписывают правила, применяйте только экстренное торможение и держите руль прямо. Жизнь показывает, что чаще всего пешеход успевает отскочить в сторону и избежать столкновения. А если вы начнёте метаться по дороге, то угадать траекторию и поведение пешехода уже будет невозможно. Обычно по злой иронии он бросится в ту же сторону, что и автомобиль. В итоге наезд неизбежен.
— Если вы всё сделали по правилам и всё-таки сбили человека, вы не виновны ни с юридической, ни с моральной стороны, потому что у вас не было технической возможности путём применения экстренного торможения избежать наезда, — рассказал один из бывших сотрудников автоинспекции.
Даже если наезд на пешехода произошёл, уезжать ни в коем случае нельзя. Оставление места ДТП не только гарантированно станет основанием для лишения прав, но и станет отягчающим обстоятельством в суде, если пешеход получит тяжёлые травмы или (не дай бог) скончается либо до приезда скорой помощи, либо в больнице.
Юрист Антон Боровиков отметил, что в суде такие случаи в подавляющем большинстве приводят к обвинительным вердиктам.
“Чаще, конечно, в зависимости от состояния, водители получают условные сроки. Но всего этого можно избежать, если не действовать, руководствуясь эмоциями”, – Антон Боровиков.
Не врать инспектору
Юристы говорят, что уезжать с места ДТП нельзя даже в том случае, если пешеход чувствует себя хорошо и самостоятельно уходит домой. Такие “клиенты” очень часто сразу после прыжка под автомобиль идут в больницу, где фиксируют повреждения. Сразу за этим действием следует заявление, и, как правило, пострадавший пешеход всегда помнит номер автомобиля. Если владелец убедился в нормальном самочувствии пешехода и потом уехал, то он будет виноват и, скорее всего, не только лишится прав, но и получит срок за причинение тяжкого вреда здоровью.
Если пешеход подаёт признаки жизни, но не хочет (или не может) двигаться, ни в коем случае нельзя помогать ему самостоятельно. Одно неловкое движение, и пережатая артерия откроет крови путь наружу. Если пешеход умрёт от кровопотери прямо на дороге, то водитель гарантированно сядет в тюрьму, причём “загреметь” на нары можно сразу по нескольким статьям, главной из которых может стать “Причинение смерти по неосторожности”.
Важно знать, что непосредственными свидетелями ДТП могут быть пассажиры и даже ближайшие родственники. Их слов о том, что пешеход появился на дороге внезапно и совершенно не там, где это предусмотрено, может быть достаточно для того, чтобы инспекторы начали сомневаться в виновности водителя. Кстати, самому водителю ни в коем случае не стоит врать инспектору относительно скорости движения. Часто (либо от испуга, либо по другой причине) водители пытаются занизить скорость, с которой двигались.
Запомните, что у экспертов есть методики и специальные инструменты для определения тормозного пути. Исходя из этих данных, следователи сделают однозначный вывод о скорости движения, и тогда ложь станет отягчающим обстоятельством в суде.
Чтобы не навесили лишнего
Если решение говорить всё честно принято, то стоит знать, что инспекторы тоже люди и могут ошибаться. Причём как в ту, так и в другую сторону. После того как сотрудник начинает рисовать схему, важно не просто следить за замерами, но и делать это в присутствии двух понятых. Если не соблюдено хотя бы одно из этих условий, то данные не засчитают в суде.
Также особенно важно уточнить в итоговом протоколе состояние проезжей части. Если на момент совершения ДТП шёл дождь, а инспектор записал состояние проезжей части как “сухая”, то суд вряд ли встанет на сторону водителя. Обязательно нужно отразить погоду, состояние дороги, освещение, препятствия, зону видимости.
Прежде чем подписывать протоколы о ДТП, нужно их внимательно прочитать. Лучше, если у водителя заранее будет телефон приличного юриста, который прочитает документы внимательно, с профессиональной точки зрения сделает замечания инспектору и внесёт свои правки в протокол.
Если у пострадавшего в ДТП пешехода или инспекторов есть вопросы по трезвости водителя, ни в коем случае не стоит отказываться от освидетельствования. Отказ от поездки в больницу приравняют к вождению в нетрезвом состоянии, и тогда песенка будет спета — ДТП, да ещё и с наездом на пешехода, плюс повреждения — минимум условный срок.
Если следователь, а затем суд установят, что водитель не нарушал правил и действовал в рамках закона, это смягчит его наказание.
А теперь внимание
Выбирать приходится из двух зол: лучше “поймать” на капот и лобовое стекло одного пешехода, чем двух, трёх и даже пятерых людей с полосы встречного движения. С точки зрения ПДД, инспекторов и суда, который обязательно будет, если пешеход получил травмы или скончался, экстренное торможение — единственное правильное и законное решение водителя.
ВАЖНО! Никакие звуковые сигналы, дальний свет или отборный мат не спасут водителя от тюрьмы. Первое, что нужно делать, если на дорогу выбежал пешеход, — применить экстренное торможение. А вот после того, как педаль тормоза будет утоплена и машина начнёт тормозить, можно “гудеть” сигналом и переключить свет в “дальний” режим. Ещё раз — сначала торможение, потом всё остальное. Это принципиально важный момент, реализовать который на практике и рассказать о котором инспекторам нужно именно в такой последовательности.
Одно неверное слово — и тюрьма
Юристы отмечают, что важно не путаться в терминах. Неправильной реплики будет достаточно, чтобы со слов водителя инспектор составил протокол с неправильными данными, а дальше — лишение прав и условный срок. Категорически нельзя называть экстренное торможение резким. Резкое торможение приводит к заносу, при котором увеличивается тормозной путь. Резкое торможение — неправильное действие с точки зрения ПДД, из-за которого и может возникнуть аварийная ситуация. Занос автомобиля при экстренном торможении ни в коем случае нельзя называть уводом автомобиля в сторону. Увод в сторону, особенно если будут пострадавшие или погибшие, почти 100-процентная статья.
Разблокировку колёс, необходимую для сохранения траектории, ни в коем случае не называть прекращением торможения и отпусканием педали тормоза. Такие термины будут истолкованы следствием не в пользу водителя.
Предупреждать светом и сигналом пешехода нужно одновременно с торможением. Суть в том, что с точки зрения ПДД мигание дальним светом и гудки до применения экстренного торможения — неправильные действия со стороны водителя, и судом они могут быть истолкованы как причина наезда.
Рассказывать инспектору о плохом самочувствии тоже не нужно, не говоря уже о технических проблемах машины. Дело в том, что болезненное, утомлённое и нервозное состояние резко ухудшает реакцию водителя. Согласно правилам, запрещается управлять автомобилем в болезненном состоянии, угрожающем безопасности (головокружение, тошнота, удушье, боль). Таким образом, болезненное состояние будет истолковано не в пользу водителя. На жалость инспекторов в таких ситуациях тоже не возьмёшь, а явная ложь может быть зафиксирована и в суде станет доказательством виновности.
Простые правила, описанные выше, помогут не только грамотно оформить ДТП, но и оказать водителю “скорую юридическую помощь”. Дальше, опираясь на правильные действия и правильные слова, адвокаты в суде будут доказывать невиновность.
Если водитель сбил человека, что делать?
Ни в коем случае нельзя уезжать с места аварии, особенно когда автомобиль сбил пешехода. Сразу же нужно вызвать дорожную инспекцию и скорую помощь. Лучше всего опросить очевидцев и рассказать все обстоятельства сотрудникам ГИБДД. Лишение прав и арест ждет тех, кто причинил среднего уровня вред. Если человек погиб во время наезда, то водителю положен срок в тюрьме до семи лет. Однако, как показывает практика, некоторым водителям все-таки удается избежать проблем.
У Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации есть своя статистика. Например, в прошлом году произошло около сорока тысяч происшествий с наездом. Многие умирают в таких дорожно-транспортных происшествиях. В связи с этим водитель должен отслеживать все, что происходит на дороге, ведь пешеходы – это тоже участники движения на дороге. Они также должны соблюдать правила дорожного движения. Поэтому иногда водителей не наказывают за наезд.
Если произошел наезд на человека?
Если в период расследования будет понятно, что автомобилист не виновен, то правоохранительные органы перестанут «раскручивать» дело.
Как показывает практика, инстанции очень часто лишают прав водителей, которые наехали на пешехода. Несколько лет назад произошел случай, когда водитель ехал на своем авто по одному двору. И вдруг он наехал на ребенка. Несовершеннолетний гражданин получил сотрясение и несколько ушибов. В итоге сотрудники ГИБДД, когда приехали на место аварии, выписали автомобилисту всего лишь штраф 1000 рублей, сославшись на часть 1 статьи 12.28 Кодекса Российской Федерации об админправонарушениях. Полицейские сразу же опросили очевидцев, составили документ, осмотрели территорию происшествия, создали схему ДТП. Экспертиза показала, что подростку был причинен незначительный вред, в связи с этим дело было сразу же направлено в судебную инстанцию.
Стоит сразу отметить, что в суде водитель сразу же признал свою вину и не опровергал заключение сотрудников ГИБДД. Однако во время разбирательства автомобилист попросил не забирать у него водительские права, так как машина нужна для помощи родственникам. Тем не менее родители потерпевшего настаивали на лишение прав водителя. Как выяснилось, подросток нуждается в постоянном присмотре докторов. По словам родственницы несовершеннолетнего, в одном из разговоров водитель высказывал угрозы в их адрес. Это стало причиной обратиться к юристу.
После того, как были изучены все данные, в том числе схема происшествия, фото/видео, заключение специалистов, судья установила, что ушибы возникли по вине водителя. В связи с этим гражданин был лишен прав на 1 год. Посмотреть детали дела можно в № 5-13/2019.
Такой исход дела не устроил автомобилиста, и он подал заявление в вышестоящую инстанцию. В своем заявлении он указал, что судья не так установила детали ДТП. При этом инстанция не анализировала иные документы, а только лишь довольствовалась протоколом и фактами от сотрудников ГИБДД. Судья оставил все как есть. Апелляционный орган полностью доверился устным заявлениям и протоколам полиции, которая непосредственно занималась аварией. В деле № 12-59/2019 это четко указано.
Но на этом история не закончилась, так как автомобилист решил обратиться за помощью в Верховный суд, чтобы вернуть свое удостоверение. Но и там судья встал на сторону потерпевшего. В итоге все законно и обоснованно. Водителю не удалось достигнуть поставленных задач и вернуть себе права. Посмотреть решение суда можно в деле № 46-АД19-21.
Можно ли остаться без наказания за наезд на пешехода?
Сотрудники дорожной службы не станут возбуждать дело, если вина водителя не доказана при наезде на человека. Поэтому и судебная инстанция поддержит такое решение. Например, несколько лет назад был случай, когда водитель ехала по улице, где было множество припаркованных авто. И в какой-то момент один из пешеходов попытался перейти дорогу не положенном месте. Автомобилист пытался остановиться, но все же наехал на пешехода. Человек получил вред среднего уровня.
Сотрудники полиции зафиксировали все детали происшествия и материалы были направлены эксперту. Специалист не смог установить, мог ли автомобилист остановиться перед идущим навстречу пешеходом. Хотя работники инспекции на основании протокола, документов и схемы установили, что вины водителя нет. Это стало основанием не возбуждать против нее дело.
Потерпевшая обратилась за помощью в вышестоящую инстанцию и написала в своем иске, что заключение специалиста не сходится с реалиями аварии. Но судебная инстанция оставила все как есть. Было продемонстрировано недостаточно доказательств вины водителя. Дело №07р-1143/2020.
Автомобилист оказывается не всегда виновен
По мнению специалистов в юридической сфере, только настоящий эксперт может определить вину водителя, когда наезд пешехода был совершен вне зебры. Если водитель по каким-то причинам не воспользовался шансом затормозить перед пешеходом, то вина будет доказана в суде. Если автомобилист не остановился перед человеком по тех. причинам, то его признают невиновным. Хотя пешеход всегда может потребовать возмещения вреда здоровью.
По словам опытных экспертов, каждый конкретный случай должен рассматриваться индивидуально. Вина водителя во многом зависит от заключения и экспертизы, а также от слов инспектора ГИБДД.
Сколько лет дают если сбил человека насмерть?
В пункте 3 статьи 264 УК РФ определено, что наказанием водителю, который сбил человека насмерть, станут принудительные работы (до 4 лет) или лишение свободы до 5 лет. При этом виновный не сможет заниматься определенной деятельностью — эта формулировка появилась вместо «лишения водительских прав».
Какой срок за сбитого пешехода насмерть?
Водителю грозит: До 4 лет исправительных работ и лишение водительского удостоверения до 3-х лет; Лишение свободы на 5 лет и лишение прав на 3 года; Если из-за наезда (при ДТП) умерло больше двух человек, срок увеличивается до 7 лет.
Что будет если сбил человека насмерть не на пешеходном переходе?
Если вы допустили наезд на пешехода вне пешеходного перехода, избежать ответственности за такое правонарушение не получится. Водитель, сбивший человека вне пешеходного перехода, понесет административную ответственность при наличии у пострадавшего повреждений не выше средней тяжести.
Какая статья за то что сбил человека насмерть?
Имущественная Если водитель насмерть сбил человека, и вина доказана, то статья 1085 Гражданского Кодекса Российской Федерации обязывает его возместить ущерб родным или близким пострадавшего. В его сумму входят расходы на похороны, содержание иждивенцев погибшего, компенсация морального вреда.
Обратите внимание! Если водитель сбил пешехода насмерть, помимо уголовного наказания ему предстоит и возместить материальный вред здоровью. Также, в зависимости от вида нарушения ПДД, его могут привлечь и к санкциям по КоАП РФ. … Если в ходе проверки таких нарушений не будет выявлено, уголовное наказание не применяется.
Сколько лет дают за сбитого насмерть пешехода?
Что грозит водителю если он сбил пешехода?
Согласно статье 12.24 КоАП, наказание за наезд на пешехода представляет собой: Уплату штрафа в пределах 2500-5000 руб./лишение прав сроком 1-1,5 года за причинение потерпевшему легких повреждений. К таковым традиционно относят незначительную потерю общей трудоспособности или кратковременное ухудшение здоровья.
Что грозит за сбитого человека?
Если в результате наезда пешеход получил тяжкий вред здоровью или погиб, водитель будет отвечать по уголовному кодексу. Наказания там более серьезные: простым штрафом будет не отделаться. Тяжкий вред здоровью — ограничение свободы до 3 лет, принудительные работы до 2 лет, арест до 6 месяцев, лишение свободы до 2 лет.
Что будет водителю за наезд на пешехода?
Отвечать придётся даже в самом безобидном случае, когда автомобиль задел пешехода чисто символически и тот отделался «лёгким испугом». В такой ситуации по Закону водителя ждут санкции, предусмотренные ст. 12.24 КоАП РФ, — штраф до 5 тысяч рублей либо лишение прав на срок до 2 лет.
Кто виноват если водитель сбил пешехода в неположенном месте?
Если в случившемся ДТП виноват пешеход
Если пешеход перебегал или переходил дорогу в неположенном месте, то есть там, где нет пешеходного перехода, и был сбит, — в этом случае в ДТП виноват сам пешеход, оказавшийся на проезжей части, нарушивший ПДД и букву закона.
Что будет если сбил пьяного человека?
Максимальное наказание по статье 12.24 КоАП предусматривает денежный штраф в размере до двадцати пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортом на срок до двух лет.
Водитель совершил наезд на пешехода насмерть – какая статья УК РФ и последствия?
Ответственность за сбитого насмерть на дороге пешехода наступает в том числе и вне зависимости от вины водителя. А при её наличии автолюбителя в 2021 году могут ждать наказания как по КоАП РФ, так и по уголовному кодексу. Обо всех статьях законов за наезд на человека на пешеходном переходе и переходящего дорогу в неположенном месте, в том числе если водитель был пьяный, скрылся с места происшествия, совершил наезд на велосипедиста, а также ударил 2 и более лиц, рассказываем в статье ниже.
Что делать в первую очередь?
Порядок действий регулирует раздел 2 ПДД, и вам следует выполнить следующие обязанности в хронологическом порядке:
Смертельное ДТП с пешеходом – что говорит законодательство?
Законодательную базу можно сгруппировать по 2 основным направлениям регулирования:
Итак, первая группа практически исчерпывающе диктуется Правилами дорожного движения. В частности, ключевыми в наиболее распространённых ситуациях смертельных ДТП выступают следующие пункты:
Чаще всего такие аварии происходит:
А вот вторая группа наказаний уже более обширна, и именно о ней мы и поговорим далее.
Что грозит водителю за сбитого пешехода?
Рассмотрим сначала ситуацию, когда вина водителя установлена.
Обратите внимание, что установлена она должна быть сотрудниками ГИБДД, судом или следственными органами – только официальное постановление означает виновность в каком-либо нарушении, но и само это нарушение не всегда является причиной ДТП.
Теперь давайте перейдём непосредственно к статьям законодательства, актуального на 2021 год.
Ответственность по КоАП?
Итак, раз уж мы сначала рассматриваем ситуации, когда в наезде на пешехода виноват водитель, то, увы и ах, но по Административному кодексу такое нарушение не квалифицируется. Самая жёсткая статья КоАП России предусмотрена за причинение средней тяжести вреда здоровью – часть 2 статьи 12.24. А за лёгкий наезд назначается часть 1 этой нормы.
В целом же, при сбитом насмерть пешеходе или причинении вреда его здоровью (или других людей) водителю грозит как бы двойная ответственность:
Уголовная ответственность
Именно УК РФ ждёт водителя, если будет доказана его (обоюдная с пешеходом) вина в причинении смерти человеку.
Есть в кодексе специальная статья 264, отвечающая за наказания за нарушения Правил дорожного движения или других нормативных актов, следствием чего стало причинение тяжкого вреда здоровью или смерти другим лицам.
В общих случаях, когда водитель сбил пешехода насмерть, ему грозит ответственность по части 3 этой статьи, которая предусматривает следующие наказания:
Обратите внимание, что, согласно судебной практике 2021 года, такие смягчающие обстоятельства, как признание вины, оказание помощи ближайшим родственникам сбитого насмерть пешехода, помощь в погребении и другие являются основанием для назначения условного наказания.
Сколько дадут, если водитель был пьяный?
Ещё раз напомним, опьянение само по себе не может являться причиной ДТП – речь идёт о нарушении пункта ПДД, а опьянение как отягчающий фактор. Например, водитель не выбрал нужную скорость движения с учётом погодных условий (на дороге был гололёд) и нарушил пункт 10.1 Правил, не успев остановиться перед пешеходным переходом, будучи пьяным – что привело его к нижеследующему наказанию.
Часть 4 статьи 264 УК РФ предусматривает специальную норму ответственности по отношению к части 3, рассмотренной выше, которая грозит пьяному водителю, сбившему насмерть человека при наличии вины в нарушении ПДД:
За пьяное ДТП с наездом на пешехода, в результате которого последний погиб, автолюбителю грозит лишение свободы сроком от 5 до 12 лет. И здесь уже очень редко приходится говорить об условном наказании. Обратите внимание, что по новому закону скрытие с места происшествия с недавних пор приравняли к состоянию опьянения.
Если сбили двух пешеходов и более насмерть
В этом случае наказания более жёсткие, чем за наезд на одного пешехода со смертельным исходом и предусматриваются частью 5 статьи 264:
Принудительные работы – это непосредственно привлечение осужденного к отработке в специальных учреждениях, установленных судами.
А если водитель был пьян или скрылся с места ДТП, сбив насмерть 2 человек, то в этом случае уже будут грозить самые жёсткие меры – суд даст лишение свободы на срок от 8 до 15 лет.
Велосипедист – тоже пешеход?
В контексте причинения вреда здоровью да. По сути, уголовное законодательство вообще не различает при определении ответственности при наезде на человека, пешеход это или велосипедист. Те же наказания, к слову, будут грозить и в результате ДТП только автомобилей, где по вине одного из водителей (или обоих) погибли пассажиры или невиновный водитель.
Поэтому за сбитого насмерть человека на велосипеде ответственность ровно та же, что и за пешехода.
Если водитель не виноват?
Итак, второй случай в обсуждаемой нами ситуации – это когда вина полностью легла на пешехода. И да, даже если тот умер в результате этого, виновность автоматически не переходит на других людей – законодательство так не работает.
Таким образом, водителю может ничего не грозить в плане уголовной и даже административной ответственности. Но есть одно «но»!
Теперь плохие новости: даже при отсутствии вины в ДТП водитель автомобиля будет нести ответственность при причинении вреда пешеходу как владелец источника повышенной опасности. То есть страховка ОСАГО при наличии оплатит расходы на погребение и выплату родственникам сбитого насмерть пешехода.
Увы, но таков закон! Статья 1079 Гражданского кодекса указывает, что вне зависимости от виновности водитель возмещает вред, причинённый его машиной. Да, даже если он ничего не нарушал.
То есть возмещение вреда у обеих сторон будет выглядеть следующим образом:
Обратите внимание, как работает эта статья, согласно судебной практике 2021 года, с велосипедами:
То есть если велосипедист допускает наезд на пешехода по вине последнего, то владелец двухколёсного несёт также ответственность.
Какие права у пешехода?
Разумеется, сбитый человек при наличии вины водителя имеет полное право на возмещение причинённого ему ущерба – причём, как здоровью, так и имуществу (если пострадал телефон, одежда). В нашем случае право требования с водителя при совершённом наезде со смертельным исходом переходит к ближайшим родственникам следующим образом:
Но учтите, что ждать выплату придётся долго – как страховая, так и иные регулирующие возмещение органы выдадут любое решение по делу исключительно после проведения судебно-медицинской экспертизы и суда над виновным водителем, а это может затянуться на год и более.