скраповоз что это такое
Скраповоз что это такое
Скраповозы являются частью технологического процесса производства металлопроката. Скраповозы предназначены для транспортировки и загрузки металлического лома в печь. Вес загружаемого лома должен быть постоянной величиной.
Требования к системе автоматизации
Изначально система взвешивания была выполнена на базе механических весов и находилась в непрерывной промышленной эксплуатации более 10 лет. В связи с развитием систем автоматизации сталеплавильной печи появилась необходимость увеличения точности взвешивания и вывода данных в общую базу АСУТП.
Решения и характеристики системы автоматизации
Использование контроллеров со встроенным промышленных интерфейсом Profibus позволит в дальнейшим осуществить интерграцию системы весоизмерения в сеть предприятия.
Решение и характеристики системы взвешивания:
Сроки реализации проекта
Экономический эффект от внедрения системы
В настоящее время новая система автоматизации взвешивания находится в промышленной эксплуатации и имеет положительные отзывы обслуживающего персонала. Применение современного оборудования фирмы Siemens позволило упростить техническое обслуживание системы автоматизации, повысить ее надежность. Значительно повысилась точность взвешивания, появилась возможность обмена данных с АСУ завода.
Перспективы развития:
В дальнейшем планируется перевод системы автоматизации всех технологических участков на оборудование фирмы ” Siemens ”. И их объединение в одну систему на базе PCS 7.
г. Фролово, Волгоградская обл. Тел.: +7 (265) 23-103, 44-648
Уникальные тяжеловозы-скраповозы поставил БЕЛАЗ в Жлобин на БМЗ
Два новых скраповоза БЕЛАЗ-79261 пополнили автопарк цеха технологического автотранспорта Белорусского металлургического завода, сообщили в пресс-службе ОАО «БЕЛАЗ».
Одна из машин грузоподъемностью 150 тонн вышла на внутризаводские маршруты в конце декабря, вторая – в начале января.
Уникальность тяжеловоза БЕЛАЗ-79261 – в особой конструкции и предназначении: этот семиосный гигант с колесной формулой 14х4 создан для внутризаводских перевозок технологических грузов на сталеплавильных производствах. Конкретно в случае с БМЗ – для транспортировки скрапа (металлического лома и отходов производства, поступающих в переплавку).
Автомобиль-тяжеловоз оснащается 18,9-литровым дизельным двигателем Cummins KT19-C, который выдает 425 л.с. мощности и развивает максимально 2136 Н·м крутящего момента. Трансмиссия гидромеханическая (3+1). Максимальная скорость движения на горизонтальном участке: с грузом – 8 км/ч, без груза – 15 км/ч.
Подвеска гидробалансирная, имеет возможность регулирования по высоте. Ведущие мосты третьей и четвертой осей – механические. Рулевое управление гидрообъемное. Поворотные оси – первая, вторая, пятая, шестая и седьмая. Габариты скраповоз имеет внушительные: длина – 12.300 мм, ширина – 3940 мм. Тем не менее радиус поворота у этой махины всего 9,5 м. Шины – цельнолитые, высокоэластичные 355/65-15 МВЭ (всего их 28 штук).
За руль новых скраповозов БЕЛАЗ сели самые опытные водители жлобинского предприятия. В их числе профессионал с 30-летним стажем Михаил Лемицкий: «Я очень доволен техникой. Машина усовершенствованная, с центральной системой смазки, надежной коробкой передач и тормозной системой, в комфортной кабине есть кондиционер. В общем все, что нужно для работы».
На протяжении многих лет БЕЛАЗ и БМЗ поддерживают плодотворные взаимовыгодные связи и успешно обеспечивают друг друга технологическим транспортом с одной стороны и металлургическим сырьем – с другой.
Конструкции оборудования для доставки и загрузки шихты в конвертеры
Конструкции устройств для доставки и заливки чугуна
Чугун заливают в конвертеры мостовыми заливочными кранами, причем вместимость заливочного ковша и грузоподъемность крана выбирают такими, чтобы обеспечивалась заливка одним ковшом. Доставляют чугун из доменного цеха двумя способами — с использованием стационарных миксеров и в миксерных ковшах (передвижных миксерах). При первом способе чугун в открытых 100 или 140-т ковшах на чугуновозах по железнодорожным путям доставляют в миксерное отделение и заливают из ковшей в миксер, где хранится его запас, и по мере надобности порцию чугуна сливают в заливочный ковш, который транспортируют к конвертерам и далее заливают чугун в конвертер. Характеристика открытых чугуновозных ковшей дана в описании доменного оборудования. Стационарные миксеры имеют вместимость 600, 1300 и 2500 т.
Миксер (рисунок 1) — сосуд бочкообразной формы (цилиндр с боковыми сферическими стенками — днищами) с кожухом из стального листа, футерованный изнутри. Свод миксера, не соприкасающийся с чугуном, выкладывают из шамотного кирпича, стенки и днище — из магнезитового. Толщина футеровки
700 мм, стойкость футеровки 0,5-1,5 года.
1 — кожух; 2 — футеровка; 3 — заливочный люк; 4 – опорные бандажи; 5 — сливной носок;
6 — опорные ролики; 7 — реечный механизм поворота; 8 — горелки; 9 — жидкий чугун; 1 0 — опоры
Рисунок 1 – Стационарный миксер
В верхней части миксера расположен люк для заливки чугуна; в боковой части имеется носок для слива чугуна. С целью уменьшения тепло потерь люк и носок снабжены крышками. К кожуху прикреплены два опорных круговых бандажа 4, которыми миксер опирается на две дугообразные опоры через опорные ролики 6, заключенные в удерживающие их обоймы. Центр тяжести миксера размещен чуть ниже оси вращения и ближе к сливному носку, чтобы в случае неполадок в приводе повернутый миксер сам возвращался в исходное положение.
Чугун сливают через сливной носок путем поворота миксера вокруг горизонтально оси, для чего имеется реечный механизм поворота, перемещающий рейку 7 вверх и вниз. Поворотный механизм установлен на массивной раме, расположенной под миксером. Кинематическая схема рычажно-реечного механизма поворота миксера показана на рисунке 2.
Рисунок 2 – Кинематическая схема реечного механизма поворота миксера
Механизм включает два реверсивных электродвигателя 1 постоянного тока (один из них резервный), двухступенчатый редуктор 2, передающий вращение одноступенчатому редуктору 4 через промежуточный вал 3 с зубчатыми муфтами. На выходном валу редуктора 4 закреплены две реечные шестерни 6, прижимаемые к рейкам 7 качающимися обоймами 5. При вращении реечных шестерен 6 рейки перемещаются вверх или вниз и проворачивают миксер на роликовых опорах.
Миксер отапливают газом или мазутом с помощью горелок, установленных в торцевых стенках. Тем не менее, за время пребывания в миксере чугун остывает на 30-50°С.
Основные размеры типовых миксеров следующие:
Передвижные миксеры на отечественных заводах применяются вместимостью 150, 420 и 600 т. Их основные параметры приведены ниже:
5 – стальной сварной кожух, 6 – заливочное окно, 7 – два вспомогательных окна,
Рисунок 2 – Передвижной миксерный ковш вместимостью 420т
Передвижной 600-т миксер показан на рисунке 3.
1 – два съемных днища, 2 – два опорных узла, 3 – корпус, 4 – горловина, 5 – рычажный механизм, 6 – защищенная кабина, 7 – платформа
Рисунок 3 – Передвижной миксерный ковш вместимостью 600т
Ч угун от доменных печей привозят в миксерных ковшах в переливное отделение, располагаемое вблизи конвертеров, переливают в заливочные ковши чугуновозов, которые транспортируют ковш к конвертерам. Применяют несамоходные чугуновозы с ковшом вместимостью 300 т и самоходные чугуновозы с ковшами вместимостью от 140 до 350 т. Параметры самоходных чугуновозов приведены ниже:
Чугуновоз с 350-т ковшом показан на рисунке 4.
Он включает сварную раму 1, опирающуюся на четыре балансира 8, в каждом из которых закреплено по два ходовых колеса 4. Два механизма 9 передвижения; токоприемное устройство и скребки 6 и 7. Каждый из двух механизмов передвижения расположен в одном из торцов рамы 1 и связан с одной из крайних пар ходовых колес, являющихся приводными. Для подвода питания к электродвигателям механизма передвижения служит токоприемное устройство; оно состоит из бугеля 2 с закрепленной на нем тележкой 3, на которой размещены токосъемники, скользящие по троллеям, уложенным вдоль чугуновозного пути. Скребки 7 служат для очистки рельсов; подъемные скребки 6 — для очистки от мусора бетонного основания пути. Управление чугуновозом дистанционное. Ковш 5 устанавливают на чугуновоз мостовым краном.
1 – сварная рама, 2 – бугель, 3 – тележка, 4 – два ходовых колеса, 5 – ковш,
6,7 – токоприемное устройство и скребки 8 – четыре балансира, 9 – два механизма передвижения
Рисунок 4 – Самоходный чугуновоз с ковшом вместимостью 350 т
Конструкция машины для скачивания шлака из чугуновозных ковшей
Шлак, попадающий из миксеров в заливочный ковш, содержит до 1,5% серы,а после десульфурации чугуна в ковше ее содержание достигает 2-4%. Чтобы предотвратить попадание этого шлака в конвертер, проводят скачивание шлака из заливочных ковшей перед сливом чугуна в конвертер. Наиболее совершенной считается машина для скачивания шлака конструкции ВНИИМехчермета (рисунок 5) с гидравлическими приводами.
Несущей основой машины являются станина 1, которая крепится к металлоконструкциям здания, и поворотная колонна 8, которую поворачивают вокруг вертикальной оси на катках 2 с помощью гидроцилиндра на угол 20° в обе стороны от среднего положения. По колонне в вертикальном направлении с помощью двух гидроцилиндров 10 передвигается каретка 7, внутри которой в горизонтальном направлении по роликам перемещается стрела 4 с закрепленным на ее конце гребком 3. Привод перемещения стрелы — цепной с гидравлическими двигателями 6. Машина оснащена маслостанцией 9 кабина управления 5 смонтирована на поворотной колонне. При скачивании шлака стрела 4 находится в горизонтальном положении;
поворотом колонны, продольным передвижением стрелы а также каретки каретки вверх и вниз обеспечивается скачивание шлака со всей поверхности чугуна в ковше.
Рисунок 5 – Машина с гидравлическими приводами для скачивания шлака из ковшей
Конструкция машин для доставки и загрузки стального лома
Рисунок 6 – Скраповоз
Для фиксации совков служат упоры 1, восемь скребков 8 обеспечивают очистку рельсов. Основные параметры некоторых скраповозов приведены ниже:
Для загрузки лома в конвертеры (опрокидывания совков с ломом в наклоненный конвертер) ранее часто применяли напольные машины, передвигающиеся по рабочей площадке загрузочного пролета вдоль конвертеров. Их недостатки — машины загромождают загрузочный пролет, мешая работе другого оборудования; требуют усиленной, утяжеленной рабочей площадки; для установки совков на машину необходимо задалживать мостовой кран. В новых цехах загрузку лома ведут полупортальными машинами и мостовыми кранами.
Применяемые в отечественных конвертерных цехах полупоргальные машины (рисунок 7) поднимают сразу два совка и последовательно загружают из них лом в конвертер.
Рисунок 7 – Полупортальная загрузочная машина
Несущая основа машины — мост (полупортал) 3 опирается двумя нижними двухколесными балансирными тележками 18 на рельс 1 на рабочей площадке и двумя верхними балансирными тележками 8 на рельс 9, закрепленный на колоннах 7 здания цеха; у каждой тележки одно колесо приводное, связанное с механизмом 2 передвижения.
Электропитание машины осуществляется через троллеи 6, управление — из кабины 15 машиниста. Применяют машины грузоподъемностью 2×130т с совками вместимостью 37 м 3 и 2×130 с совкам — 50 м 3 ; последняя имеет скорость передвижения 50 м/мин и скорость подъема крюков 10 м/мин. Разработана машина грузоподъемностью 2 х 130 т для совков вместимосью 65 м 3 ; основные габариты этих машин: общая высота
21,3 м, высота до головки верхнего подкранового рельса 14 м, расстояние между опорными рельсами по горизонтали 13,4 м.
Завалочный кран или крановая завалочная машина
Завалочный кран или крановая завалочная машина представляет собой мостовой электрический кран. Он включает мост с механизмом его передвижения вдоль цеха по тем же подкрановым путям, что и заливочные краны, и передвигающуюся по мосту тележку, снабженную двумя механизмами подъема, которые обеспечивают подъем и кантование совка с помощью четырехкрюкового грузозахватного устройства. Два механизма подъема и грузозахватное устройство выполнены и работают так же, как аналогичные устройства полупортальной машины. В отечественных цехах с конвертерами вместимостью 350 т используют завалочные краны грузоподъемностью 200 т.
Конструкции оборудования для уборки продуктов плавки
Из конвертера сталь выпускают через летку в ковш сталевоза, который передвигается вслед за перемещающейся при наклоне конвертера струей металла и впоследствии транспортирует ковш с металлом к месту разливки или внепечной обработки.
Сталевозы.
На рисунке 8 показан сталевоз для ковша вместимостью 350 т. Сварная рама состоит из двух продольных 5 и четырех поперечных 11 балок; на площадки 12 продольных балок опирается устанавливаемый краном ковш. Рама тележки опирается на четыре балансира 8 с двумя колесами в каждом. Две крайние пары ходовых колес являются приводными, каждая из них связана с отдельным механизмом передвижения, смонтированным в концах рамы. Для питания электродвигателей этих механизмов служит токоприемное устройство, включающее бугель 2, на котором закреплена каретка 3 с токосъемниками 4. Эти токосъемники скользят по троллеям, имеющимися в тоннеле, проложенном вдоль пути передвижения сталевоза.
Верх рамы закрыт настилом 6 для защиты от попадания металла и шлака. Для сцепления с другими машинами служат автосцепки 10. Устройство 1 служит для подъема металлической ленты, которая закрывает тоннель сверху. Четыре стационарных скребка 9 служат для очистки рельсов. Многие сталевозы имеют дополнительно подъемные скребки для очистки приямка пути между рельсами. Управление сталевозом дистанционное. Основные характеристики ряда сталевозов приведены ниже:
Рисунок 8 – Сталевоз
Шлаковозы.
Шлак из конвертеров сливают в шлаковые ковши (чаши) шлаковозов, располагаемых под конвертерами на поперечных рельсовых путях, затем шлаковозы вывозят шлак в отделение первичной переработки шлака. В настоящее время применяют самоходные шлаковозы, передвигающиеся по ширококолейным путям под конвертерами. Шлаковозы перевозят один — два шлаковых ковша вместимостью 16 м 3 или один ковш вместимостью 29 м 3 и иногда дополнительно короба для мусора. Их основные характеристиками
приведены ниже:
Четыре стационарных скребка 1 служат для очистки рельсов; подъемный скребок 2 — для очистки полотна пути между рельсами. Питание электродвигателей механизмов передвижения осуществляют от троллей в тоннеле, проложенном вдоль рельсового пути с помощью токоприемного устройства, аналогичного тем, которыеприменены на скраповозе и сталевозе (см. выше). Шлаковоз имеет две автосцепки 3. Шлаковые ковши (чаши) — стальные литые без футеровки.
Рисунок 9 – Самоходный шлаковоз с двумя шлаковыми ковшами
Cкраповозы
На производстве используется множество различных машин, приспособлений и устройств. На металлургических фабриках часто используют скраповозы. Это специализированные емкости различного размера, которые перемещаются по рельсовой системе и используемые для транспортировки различных грузов. Данное оборудование является составной частью технологического процесса производства металлопроката.
Их основное предназначение и применение – транспортировка и загрузка металлолома в плавильные печи. Суть всего процесса составляет система автоматизации, при котором количество лома – постоянная величина. Важной составляющей скраповоза являются весы. Они могут быть выполнены как механическими, так и автоматическими. Стационарный пульт управления может быть установлен в трех вариантах:
1. По месту обслуживания;
2. В отдельной кабине;
3. Дистанционно.
Виды скраповозов и их характеристики
В конструкцию скраповоза входит специальная весовая платформа определенных размеров и грузоподъемности. Наиболее часто используются платформы с общей грузоподъемностью в 100 тонн и общими габаритными размерами 3х6 метров.
Скраповоз может быть использован и для перемещения сыпучих грузов, а также для транспортировки паллет. В данном случае грузоподъемность варьируется в пределах 10-70 тонн. Для работы системы используется гидромеханический или гидростатический привод. Универсальный контейнер для разгрузки самоопрокидывается и емкость полностью опорожняется. Угол наклона составляет 600, при этом угол руления может варьироваться в пределах от 60-90 градусов. Именно это позволяет скраповозу маневрировать на производстве в условиях ограниченной погрузки строительного продукта и эффективно опорожнять рабочие бадьи.
На производстве могут использоваться и самоходные скраповозы. С их помощью производится транспортировка строительных корзин и совков, объем которых составляет до 100 м3. Данный вид оборудования используется для транспортировки указанных элементов до электропечного пролета, а также до сталеплавильных печей или конвертерного цеха. Порожние корзины возвращаются назад (работа происходит конвейерно).
Скраповоз также может быть использован для сушки скрапа, это производится непосредственно в корзине системы. Общая грузоподъемность варьируется в пределах от 50 до 200 тонн. При этом используется три типа рельсовой колеи: 1524, 3000, 3600 мм. Более крупные скраповозы применяют для промышленных объемов. Например, оборудование для перевозки скрапа с колеей 5 метров (по центру рельс), грузоподъемностью в 320 тонн и с объемом корзины 180 куб. метров. Для большегрузного конвертера скраповоз перемещает два ковша одновременно.
Особенности рабочего процесса с использованием скраповозов
Основной процесс составляет цикл, который начинается от транспортировки и загрузки лома и заканчивается снятием заполненных ломом емкостей и его непосредственной разгрузкой. В основной емкости скраповоза транспортируется шихту к сталеплавильной печи, далее цикл повторяется, производство непрерывное. Один подобный цикл может занимать от 2,5 до 5 часов. На ленте устанавливается одна скраповозная тележка, также могут быть установлены одна или две резервные бадьи на линии.
Машины и механизмы для металлургических процессов используются исключительно на производстве, и имеют узкоспециализированное предназначение. Их стоимость достаточно высока, однако металлургическая промышленность – прибыльное направление, поэтому оборудование себя окупает с лихвой.
скраповоз что это такое
Cкраповозы
На производстве используется множество различных машин, приспособлений и устройств. На металлургических фабриках часто используют скраповозы. Это специализированные емкости различного размера, которые перемещаются по рельсовой системе и используемые для транспортировки различных грузов. Данное оборудование является составной частью технологического процесса производства металлопроката.
Их основное предназначение и применение – транспортировка и загрузка металлолома в плавильные печи. Суть всего процесса составляет система автоматизации, при котором количество лома – постоянная величина. Важной составляющей скраповоза являются весы. Они могут быть выполнены как механическими, так и автоматическими. Стационарный пульт управления может быть установлен в трех вариантах:
1. По месту обслуживания;
2. В отдельной кабине;
3. Дистанционно.
Виды скраповозов и их характеристики
В конструкцию скраповоза входит специальная весовая платформа определенных размеров и грузоподъемности. Наиболее часто используются платформы с общей грузоподъемностью в 100 тонн и общими габаритными размерами 3х6 метров.
Скраповоз может быть использован и для перемещения сыпучих грузов, а также для транспортировки паллет. В данном случае грузоподъемность варьируется в пределах 10-70 тонн. Для работы системы используется гидромеханический или гидростатический привод. Универсальный контейнер для разгрузки самоопрокидывается и емкость полностью опорожняется. Угол наклона составляет 600, при этом угол руления может варьироваться в пределах от 60-90 градусов. Именно это позволяет скраповозу маневрировать на производстве в условиях ограниченной погрузки строительного продукта и эффективно опорожнять рабочие бадьи.
На производстве могут использоваться и самоходные скраповозы. С их помощью производится транспортировка строительных корзин и совков, объем которых составляет до 100 м3. Данный вид оборудования используется для транспортировки указанных элементов до электропечного пролета, а также до сталеплавильных печей или конвертерного цеха. Порожние корзины возвращаются назад (работа происходит конвейерно).
Скраповоз также может быть использован для сушки скрапа, это производится непосредственно в корзине системы. Общая грузоподъемность варьируется в пределах от 50 до 200 тонн. При этом используется три типа рельсовой колеи: 1524, 3000, 3600 мм. Более крупные скраповозы применяют для промышленных объемов. Например, оборудование для перевозки скрапа с колеей 5 метров (по центру рельс), грузоподъемностью в 320 тонн и с объемом корзины 180 куб. метров. Для большегрузного конвертера скраповоз перемещает два ковша одновременно.
Особенности рабочего процесса с использованием скраповозов
Основной процесс составляет цикл, который начинается от транспортировки и загрузки лома и заканчивается снятием заполненных ломом емкостей и его непосредственной разгрузкой. В основной емкости скраповоза транспортируется шихту к сталеплавильной печи, далее цикл повторяется, производство непрерывное. Один подобный цикл может занимать от 2,5 до 5 часов. На ленте устанавливается одна скраповозная тележка, также могут быть установлены одна или две резервные бадьи на линии.
Машины и механизмы для металлургических процессов используются исключительно на производстве, и имеют узкоспециализированное предназначение. Их стоимость достаточно высока, однако металлургическая промышленность – прибыльное направление, поэтому оборудование себя окупает с лихвой.
Скраповоз что это такое
Скраповозы являются частью технологического процесса производства металлопроката. Скраповозы предназначены для транспортировки и загрузки металлического лома в печь. Вес загружаемого лома должен быть постоянной величиной.
Требования к системе автоматизации
Изначально система взвешивания была выполнена на базе механических весов и находилась в непрерывной промышленной эксплуатации более 10 лет. В связи с развитием систем автоматизации сталеплавильной печи появилась необходимость увеличения точности взвешивания и вывода данных в общую базу АСУТП.
Решения и характеристики системы автоматизации
Использование контроллеров со встроенным промышленных интерфейсом Profibus позволит в дальнейшим осуществить интерграцию системы весоизмерения в сеть предприятия.
Решение и характеристики системы взвешивания:
Сроки реализации проекта
Экономический эффект от внедрения системы
В настоящее время новая система автоматизации взвешивания находится в промышленной эксплуатации и имеет положительные отзывы обслуживающего персонала. Применение современного оборудования фирмы Siemens позволило упростить техническое обслуживание системы автоматизации, повысить ее надежность. Значительно повысилась точность взвешивания, появилась возможность обмена данных с АСУ завода.
Перспективы развития:
В дальнейшем планируется перевод системы автоматизации всех технологических участков на оборудование фирмы ” Siemens ”. И их объединение в одну систему на базе PCS 7.
г. Фролово, Волгоградская обл. Тел.: +7 (265) 23-103, 44-648
Уникальные тяжеловозы-скраповозы поставил БЕЛАЗ в Жлобин на БМЗ
Два новых скраповоза БЕЛАЗ-79261 пополнили автопарк цеха технологического автотранспорта Белорусского металлургического завода, сообщили в пресс-службе ОАО «БЕЛАЗ».
Одна из машин грузоподъемностью 150 тонн вышла на внутризаводские маршруты в конце декабря, вторая – в начале января.
Уникальность тяжеловоза БЕЛАЗ-79261 – в особой конструкции и предназначении: этот семиосный гигант с колесной формулой 14х4 создан для внутризаводских перевозок технологических грузов на сталеплавильных производствах. Конкретно в случае с БМЗ – для транспортировки скрапа (металлического лома и отходов производства, поступающих в переплавку).
Автомобиль-тяжеловоз оснащается 18,9-литровым дизельным двигателем Cummins KT19-C, который выдает 425 л.с. мощности и развивает максимально 2136 Н·м крутящего момента. Трансмиссия гидромеханическая (3+1). Максимальная скорость движения на горизонтальном участке: с грузом – 8 км/ч, без груза – 15 км/ч.
Подвеска гидробалансирная, имеет возможность регулирования по высоте. Ведущие мосты третьей и четвертой осей – механические. Рулевое управление гидрообъемное. Поворотные оси – первая, вторая, пятая, шестая и седьмая. Габариты скраповоз имеет внушительные: длина – 12.300 мм, ширина – 3940 мм. Тем не менее радиус поворота у этой махины всего 9,5 м. Шины – цельнолитые, высокоэластичные 355/65-15 МВЭ (всего их 28 штук).
За руль новых скраповозов БЕЛАЗ сели самые опытные водители жлобинского предприятия. В их числе профессионал с 30-летним стажем Михаил Лемицкий: «Я очень доволен техникой. Машина усовершенствованная, с центральной системой смазки, надежной коробкой передач и тормозной системой, в комфортной кабине есть кондиционер. В общем все, что нужно для работы».
На протяжении многих лет БЕЛАЗ и БМЗ поддерживают плодотворные взаимовыгодные связи и успешно обеспечивают друг друга технологическим транспортом с одной стороны и металлургическим сырьем – с другой.
Металлургические гиганты. Так создавали самые необычные БелАЗы
Металлургия — это то, чем Советский Союз всегда гордился. По запасам железной руды СССР был первым в мире, а по выплавке в лучшие времена занимал почти четверть в общемировом объеме. С середины 1980-х в стране стали строить металлургические заводы нового типа, где значительная часть транспортных операций перекладывалась «с плеч» железнодорожного подвижного состава на специальные колесные транспортеры. За гигантский транспорт гражданского назначения в Советском Союзе отвечал Белорусский автозавод. Именно ему поручили разработку и освоение нового для страны типа техники.
Строго говоря, сам тип такой техники не был для СССР чем-то сильно уж невиданным. Просто своей такой не было, а потому спецтранспортеры закупали за валюту у иностранных фирм, в том числе и у признанного мирового лидера — немецкой KAMAG Transporttechnik. «Но почему бы не попытаться сделать свое?» — подумали на белорусском предприятии. Попытались. Сделали.
Шлаковозы
Начали со шлаковозов. Шлак — это побочный продукт или отход от производства металла, образующийся после очистки от остатков ценных компонентов. Жидкая и очень горячая субстанция, которую в специальном ковше нужно побыстрее перевезти от доменной печи к месту утилизации, рассказывает Onliner.
Первый опытный шлаковоз на Белорусском автозаводе был построен в середине 1980-х. Опытная его эксплуатация проходила в Молдавской ССР на новом металлургическом комбинате в городе Рыбница. По результатам испытаний той машины примерно в 1988 году появился второй вариант — с тяговым модулем на основе узлов одноосного строительного тягача БелАЗ-531.
Однако к шлаковозам предъявляются особые требования касательно плавности трогания с места и остановки. Одноосник БелАЗ-531 был хорош для своих строительных задач, но для этой подходил не в полной мере. Поэтому в Жодино разработали оригинальный тяговый модуль. Именно в таком виде шлаковоз БелАЗ-7920 стал мелкосерийным изделием в начале 1990-х годов.
Почему у шлаковозов особые требования к старту и остановке? Несколько десятков тонн шлака перевозятся в свободно подвешенном ковше. Это груз не просто горячий, а очень горячий — около 1300 градусов. Если машина резко дернется, то раскаленный шлак расплескается и ничем хорошим это не закончится. Поэтому шлаковоз должен разгоняться и останавливаться очень плавно, но уверенно. Большие скорости, понятно, не допустимы. Средняя транспортная скорость — 15 км/ч. Время полной разгрузки ковша — 1,5 минуты.
За три десятка лет концепция и компоновка белазовского шлаковоза принципиально не менялась. Экспериментировали разве что с заменой двигателей. Если на ранних модификациях БелАЗ-7920 использовались 425-сильные ЯМЗ-8424, то на более поздних версиях БелАЗ-79202 стали применяться импортные моторы Cummins аналогичной мощности. На фото показан именно вариант БелАЗ-79202 с двигателем Cummins. Эта спецмашина, выпущенная в 2015 году, была 20-й по счету среди себе подобных.
Конструктивно шлаковоз, конечно, необычное транспортное средство — сдвоенные передние колеса с каждой стороны тягового модуля, 16 цельнолитых шин технологического модуля и два руля в кабине с непривычки удивляют. Но это только с непривычки. А еще из высоко расположенной кабины шлаковоза открывается шикарный вид на «пейзажи» металлургического производства.
Шлаковозов Белорусский автозавод выпускает по 1—2 штуки в год, причем не каждый год. Но даже при таких объемах это считается серийным производством. Главный заказчик таких машин — Белорусский металлургический завод. Очередной экземпляр был поставлен из Жодино в Жлобин весной нынешнего года.
Скраповозы
Скраповозы — это еще один вид спецтранспорта. Они являются частью технологического процесса производства металлопроката и предназначены для транспортировки и загрузки металлического лома в печь. Лом при этом складывается в огромные емкости. Их перемещением и занимаются эти машины. Скраповоз подъезжает под емкость, приподнимается вместе с ней, потом транспортирует ее до места назначения, «приседает» и выезжает из-под нее.
Первый скраповоз на автозаводе в Жодино построили в 1989 году. Машина называлась БелАЗ-7921 и обладала грузоподъемностью в 150 тонн. Колесная формула была весьма экзотической — 12×4. При этом шины использовались разного диаметра и были пневматическими. Этот вариант, судя по всему, остался опытным образцом.
В 1991 году появился другой вариант — БелАЗ-7924 грузоподъемностью 140 тонн с колесной формулой 14×4. Но шины здесь были уже специализированными цельнолитыми. Скорее всего, этот скраповоз построили в единственном экземпляре.
В дальнейшем идеи объединили. Для нового варианта БелАЗ-7921 использовались уже только специализированные цельнолитые шины в количестве 28 штук.
Белорусские скраповозы поставлялись и в Россию. В частности, этот экземпляр сфотографирован в Волгограде на территории АО «Волжский трубный завод». Это вид сзади. Да, у БелАЗ-7921 две кабины, расположенные в разных концах машины. При смене направления движения оператор переходит из одной кабины в другую.
Весной нынешнего года Белорусский автозавод выполнил очередной заказ на скраповоз семейства 7921. Модификация БелАЗ-79211 с 400-сильным двигателем Cummins отправилась на Оскольский электрометаллургический комбинат имени Угарова в Белгородскую область. Отличительная особенность свежей версии — обновленная конфигурация кабины.
На разных металлургических комбинатах технологии и особенности применяемых технологических приспособлений отличаются. Где-то скраповозам нужны две кабины, где-то нет.
Вариант с одной кабиной, расположенной не по центру, а слева, появился в 1999 году. Эта машина называлась БелАЗ-7926.
С тех пор, например, Белорусский металлургический завод предпочитает заказывать именно эту версию. На машине 2015 года вместо двигателя ЯМЗ использовался мотор Cummins, но сама концепция многоопорника не изменилась. Это был экземпляр №13 в своей серии.
Наиболее необычно БелАЗ-7926 выглядит снизу. Сама платформа опирается на 14 колесных модулей, каждый из которых чем-то напоминает стойку шасси самолета с двумя колесами. Стойки первого, второго, пятого, шестого и седьмого рядов поворотные, благодаря чему скраповоз может развернуться на очень ограниченной площади.
В 2021 году Белорусский металлургический завод заказал очередной экземпляр БелАЗ-79261. Для него тоже использовали кабину новой конфигурации — как на машине, заказанной Старым Осколом.
Для работников металлургических производств подобная техника — нечто само собой разумеющееся, а для всех остальных — невероятная экзотика. Для самого же Белорусского автозавода это пусть не главная, но интересная позиция в производственном портфолио.
Не самосвалом единым. БелАЗы редких профессий
Карьерные самосвалы в местах своей эксплуатации, конечно, составляют подавляющее «поголовье», но им нужны обслуживающие спецмашины соответствующих размеров. И такие модели тоже есть среди продукции Белорусского автозавода.
Навесное буксировочное оборудование состоит из неподвижного кронштейна с наклонными направляющими, по которым при помощи двух гидроцилиндров перемещается подвижный кронштейн с одним нижним захватом.
«Средний» эвакуатор БелАЗ-74131 создан на базе 130-тонного самосвала. На нем установлен дизельный двигатель Cummins KTA50-C мощностью 1600 л.с. с электронной системой управления, трансмиссия переменно-постоянного тока с микропроцессорной системой управления, современная серийная кабина с модернизированным интерьером, отвечающая требованиям систем безопасности ROPS и FOPS. Принцип работы буксирного крюка здесь тот же, только размеры другие. Сменные захваты устанавливаются в отверстия подвижного кронштейна диаметром 145 мм. Установка неподвижного кронштейна осуществляется аналогично кузову на базовой машине, где взамен цилиндров опрокидывающего механизма установлены жесткие штанги. Выхлопные газы выводятся вертикально вверх через глушители.
Фотографии не передают ощущения размера, но поверьте: эвакуатор в силу своего необычного внешнего вида производит неизгладимое впечатление, в чем-то даже большее, чем самосвал.
Сзади и сверху цистерны смонтирована разветвленная система трубопроводов со специальными насадками, распыляющими воду во все стороны.
Когда такой специальный поливооросительный автомобиль едет по карьеру, издалека его вполне можно принять за дождевую тучу.
«Поливашек» в гамме БелАЗа всего две. Вторая отличается от первой ну очень существенно. Поливооросительная машина БелАЗ-76135 создана на шасси карьерного самосвала БелАЗ-75135 грузоподъемностью 130 тонн. Объемом цистерны здесь составляет 112 кубометров. Вполне себе небольшое озеро!
Как видим, гамма специальных БелАЗов весьма разнообразна. Увидеть эти машины можно либо в очень отдаленных, либо в очень закрытых местах. Впрочем, от этого они только интереснее для изучения.