скринлайф кино что это

Что такое скринлайф, и как его снять

Сомневаться в том, что 2020 год войдет в историю кинематографа не приходится: отменены крупнейшие фестивали, смещены десятки премьер, производство сотен картин поставлено на паузу.

Откуда вообще взялся скринлайф?

Можно попробовать поискать корни в истории кино. Один из потенциальных прародителей жанра — фильм «Ведьма из Блэр» в частности и феномен «найденной плёнки» (или found footage) в целом.

Фильм рассказывает о группе подростков, которые сталкиваются в лесу с чем-то потусторонним и. умирают. Такая же сюжетная канва выстроена и в одном из первых скринлайф-проектов — ленте «Убрать из друзей».

Если в «Ведьме из Блэр» зритель как бы находил необработанную плёнку — фрагмент запечатленной реальности, якобы не подверженный художественному вмешательству — то в «Убрать из друзей» зритель оказывается вуайеристом, подглядывающим за условно слитой в интернет скайп-конференцией (где что-то идёт не так).

Визуальная эстетика

Отсылает к найденной плёнке и эстетика скринлайф-картин. Все эти фильмы (за редкими исключениями) выглядят так, словно зритель наткнулся на них случайно, словно их не готовили к показу.

Если в случае «Ведьмы из Блэр» зритель якобы находил камеру, хранившую не отфильтрованную информацию, то скринлайф предлагает зрителю найти ноутбук, телефон или другой цифровой источник информации. И вот тут начинается путешествие.

Такой приём стал не только эстетической особенность, но и вполне себе сюжетообразующим ходом. Так, картина «Убрать из друзей 2: Даркнет» начинается с кадра, где главный герой успешно взламывает то ли найденный, то ли украденный ноутбук, запуская тем самым цепочку роковых событий.

Дальнейшие события будут поданы в «сыром» виде: битые пиксели, зависания, системные ошибки. Все это делает картинку с одной стороны — визуально не идеальной, а с другой — постулирует реализм происходящего.

Если уж мы вторгаемся в чью-то скайп-конференцию, то нужно быть готовым, что интернет-провайдер с той стороны не самый лучший.

Не стоит забывать, что скринлайф — это не жанр, а язык, который создатели могут выбрать для работы с самыми разными сюжетами.

Это может быть даже документальный фильм, как это было с веб-сериалом «1968».

Что мне нужно знать для того, чтобы приступить к съемкам?

Хорошие новости: скринлайф — это про ловкость рук, а не раздутые бюджеты. Снять фильм можно своими руками, используя в качестве техники ноутбук или телефон. Качество картинки может быть не самым выдающимся, но тогда это необходимо обосновать сюжетом.

В остальном — придется постараться. Одна из ключевых особенностей формата — его интерактивность. На экране одновременно происходит слишком много всего: общение в фэйстайме, вебсёрфинг, просмотр папок, переключение музыки, установка программ и многое другое.

Всё это должно быть прописано на уровне сценария, формат которого может отличаться от традиционного.

Каждый файл, попадающий в поле зрения, должен что-то говорить о герое. Преимущество формата в том, что зритель, привыкший к скоростному интернет-серфингу, может оказаться в комфортной для себя обстановке, где его взгляд может путешествовать от окна к окну, от папки к папке.

скринлайф кино что это. Смотреть фото скринлайф кино что это. Смотреть картинку скринлайф кино что это. Картинка про скринлайф кино что это. Фото скринлайф кино что это

Как долго этот формат будет актуален?

Сложно дать однозначный прогноз. То, что скринлайф выходит на пик своей популярности — это очевидно. Но это может оказаться и его главной проблемой. Оригинальных особенностей у такого языка не много. Само по себе изображение рабочего стола может быстро наскучить аудитории, вынужденно прикованной к нему 24/7. При этом, все остальные элементы экрана — архивные видео, онлайн-конференции и т.д. — все-таки являются частью «классического» кинематографа, который в скором времени может вновь вырваться из цифрового пространства и вновь обратиться к традиционному языку.

Как новый формат, скринлайф может быстро утомить зрителя, и вместо постепенной эволюции, как это происходило последние пару лет, он покажет все свои трюки в максимально сжатый промежуток времени. Примерно то же самое произошло с мокьюментари и найденной плёнкой. Из новаторских форм, способных заставить аудиторию сомневаться в правдопобности экранных репрезентаций, они стали частью поп-культуры, лишившись своих ключевых рычагов давления.

Пик популярности таких форм пришелся на 2010-е вместе с фильмами «Паранормальное явление», «Репортаж», «Монстро» и т.д.

Но в дальнейшем кино вернулось к своим классическим конструкциям, и подобные проекты стали появляться гораздо реже.

Тем не менее, создание подобных картин оставляет отпечаток на общем кинопрогрессе, способствуя его эволюции, и открывает двери для авторов, далеких от крупных бюджетов, профессиональной техники и знакомств со звёздным бомондом.

Не бойтесь экспериментировать и снимайте своё кино!

Источник

«Оскар» за скриншот: что такое screen-life и как его снимают

Можно ли снять блокбастер в собственном WhatsApp, Skype или Telegram? Теперь да! Ведь наша жизнь переместилась в гаджеты. С помощью наших устройств мы общаемся и работаем, сохраняем фотографии и воспоминания в облаках и на дисках. Вся история нашей жизни внутри смартфона или ноутбука — и теперь ее можно превратить в кино! Рассказываем о новом формате на стыке сторителлинга и кино — screen-life

скринлайф кино что это. Смотреть фото скринлайф кино что это. Смотреть картинку скринлайф кино что это. Картинка про скринлайф кино что это. Фото скринлайф кино что это

Что такое screen-life?

В XX веке кино переживало много перемен. Режиссеры постоянно находились в поиске новых форм выражения и сюжетов для фильмов. Сравним, например, два «Поцелуя». Первая лента — это короткометражка 1896 года Уильяма Хейза, где впервые на экране показали поцелуй.

Второй «Поцелуй» — это фильм Энди Уорхолла 1963 года, который состоит из образов целующейся пары.

Хейз старался передать реальность с помощью нового для того времени формата — кино. Однако уже в середине века практика отображения действительности потеряла свою актуальность. Поэтому Уорхолл сосредоточился не на сюжете или фиксации настоящего, а на передаче эфемерности времени.

Французская новая волна делала акцент не на фильме как на продукте, а на творческом выражении режиссера-автора. Итальянский неореализм ставил героя на одно место со зрителем. Казалось, что все уже изучено. В XX веке правила кинематографа были установлены и нарушены всеми мыслимыми способами.

В XXI веке кино продолжает развиваться и даже формирует новые модели повествования. Во многом это становится доступно благодаря технологиям. Представьте, что из ваших сторис в Инстаграм можно собрать целую историю и снять сериал. А что получится, если залезть в переписки?

Screen-life — это рассказ правдоподобной истории с помощью экрана гаджета или веб-камеры. Формат не только «говорит новое слово» в кино, но и адаптирует к современности идеи «Догмы 95». В манифесте датского кинематографического движения 1995 года говорится, что кино должно придерживаться особых правил, «обета целомудрия». Последователи «Догмы» выступают против «иллюзий» и индивидуального подхода к кинопроизводству. Туда же относятся отсутствие историзма, выстроенные съемочных планов и профессиональной аппаратуры. Все это применимо и к концепции screen-life, согласно которой кино может снять каждый.

Истоки

Прародители screen-life — картины жанра «найденной плёнки», где главные герои управляли камерой. К таким фильмам относят часть франшизы «Паранормальное явление» и дилогию «Искатели могил» конца 2000-х и начала 2010-х. Принципы формата только устанавливались, и эти фильмы сняты на обычную, а не на веб-камеру. А первой лентой, которую сняли на веб-камеру, стала картина «Открытые окна» 2014 года. В этих фильмах уже заметна характерная особенность screen-life: актеры не только отыгрывали свои роли, но и выступали в качестве операторов.

Следующий виток развития формат получил благодаря российскому режиссеру и продюсеру Тимуру Бекмамбетову. Однажды глава кинокомпании «Базелевс» разговаривал по Skype с будущей со-сценаристкой фильма «Профиль» Ольгой Хариной. В конце конференции та забыла отключить показ экрана, и Тимур увидел ее жизнь «изнутри». «Видеть монитор чьего-то компьютера — это узнать про человека все, быть внутри него», — сделал вывод продюсер.

Последующие ленты в таком формате, детектив «Поиск» и триллер «Профиль», только укрепили позиции screen-life. В 2018 году Михаил Зыгарь и Карен Шаинян вместе с «Базелевс» запустили сериал для смартфонов «1968 Digital». Этот документальный интерактивный проект показывает 1968 год как поворотную точку для развития мировой культуры и общества. Всего создатели выпустили 40 серий, в которых жизнь великих людей представляется на экране гаджета. Немного о проекте «1968 Digital» «Системный Блокъ» рассказывал в статье «Публичная история: как историки стали практиками и освоили интернет».

Почти в то же время к фильмотеке screen-life добавилась вторая часть «Убрать из друзей» и комедия «Днюха!». Во время пандемии коронавируса весной 2020 года появилось еще несколько сериалов разного качества. Удивление зрителей от формата прошло, и создатели обратили внимание на содержание. Поэтому история screen-life как нового «киноязыка» только начинается.

Технология

Если знать некоторые приемы и секреты, то можно создать screen-life фильм самостоятельно. Картины в таком формате не требуют больших затрат по времени и деньгам. Кастинги актеров часто проводят онлайн, а необходимые программы и спецэффекты приобретают заранее.

Вся история в фильме screen-life происходит на экране одного гаджета. Режиссер и монтажер стремятся с помощью различных инструментов показать внутренний мир персонажей и их переживания. Места съёмок и декорации заменяются рабочим столом, соцсетями, файлами, папками, приложениями и т.д. Становятся значимыми такие детали как стук по клавишам, приход сообщений, движения курсора и др. Все это должно раскрывать героев истории и располагать зрителей.

Особую важность приобретают предварительный проект и прогон сценария перед продакшеном картины. Значение имеет все: от последовательности действий и реакций актеров до положения папок и времени загрузки данных. У самого формата не существует четких законов съемки. О характере персонажа говорят положение иконок на его рабочем столе, открытые вкладки браузера и переписки. Как и в обычном кино, создатели уделяют внимание движениям камеры, спецэффектам (например, мерцанию) и яркости экрана.

Актеры получают возможность импровизировать и вести себя более естественно, чем на настоящей съемочной площадке. Часто они играют на эмоциях, чтобы вовлечь аудиторию в виртуальную реальность. Сцены снимают либо большими дублями, либо создатели сразу пытаются «проиграть» весь хронометраж.

Монтаж в screen-life может быть такой же, как в классическом фильме, так и присутствовать минимально или отсутствовать вообще. Его заменяют клики по экрану, открытие и закрытие окон, выбор файлов, действий и программ. Формат превращает ленту в «рваное» повествование. Ткань screen-life состоит из быстрых переходов и действий, что делает зрителя пассивным наблюдателем. Замкнутость пространства создает драматический эффект, но она также способна разрушить логику картины.

Погружению в атмосферу фильма способствуют звуковое сопровождение и текст с экрана. Звук в кинозалах исходит с задних рядов, что создает эффект сидения перед монитором. Происходит идентификация зрителей с главным героем, и возникает особая эмпатия. Аудитория также получает новый опыт в виде чтения переписок и сообщений. Это ещё сильнее сближает с персонажами и притягивает к киноэкрану.

Несмотря на короткий срок съемок — 8-15 дней — постпродакшн screen-life фильма занимает 6-9 месяцев. Авторы объясняют это чрезмерной гибкостью формата. В материал могут добавлять новые детали и убирать целые сюжетные линии. Важный пункт монтажа — это адаптация приложений и сервисов для кинопроката в других странах. Такими способами создается иная или же альтернативная лента, но без пересъемок и дополнительных затрат.

Интересные screen-life проекты

«Открытые окна» («Open Windows», 2014 г.)

Сюжет ленты крутится вокруг актрисы Джилл Годдард (Саша Грей) и поклонника и редактора ее неофициального сайта Ника Чамберса (Элайджа Вуд). По результатам особого конкурса герой выигрывает ужин с ней после презентации фильма. Во время онлайн-репортажа с мероприятия раздается звонок, и человек по имени Корд объявляет Нику, что ужин отменен. Позже становится ясно, что Джилл угрожает опасность. Картина является примером протоscreen-life и совмещает в себе экшен и тайну, которую зрители должны разгадать.

Убрать из друзей («Unfriended», 2015 г.)

Поиск («Search», 2018 г.)

Режиссер картины «Поиск» Аниша Чаганти рассказывает о Дэвиде Киме (Джон Чо), который ищет пропавшую без вести дочь Марго (Мишель Ла) по следам в ее компьютере. Все, что находит Ким в компьютере дочери, говорит ему о том, что он совсем не знает, как живет девушка. Оказалось, что у Марго совершенно нет близких друзей. Героиня давно не ходит в музыкальную школу, хотя берет у отца деньги на уроки. Все эти находки помогают Дэвиду приблизиться к разгадке того, куда пропала его дочь.

Профиль («Profile», 2018 г.)

Фильм «Профиль» Тимура Бекмамбетова основан на реальной истории. Британская журналистка Эми (Валин Кэйн) работает под прикрытием и начинает общаться с рекрутером из террористической группировки Абу Билелем (Шазад Латиф). Вскоре девушка теряет связь с реальностью и уже планирует свадьбу с Билелем. Съемки «Профиля» проходили всего 9 дней, а разговоры по Skype записывали в реальном времени. При этом актриса Валин Кэйн находилась в Лондоне, в то время как Шазад Латиф звонил ей с Кипра.

«Днюха!», 2018 г.

Антон (Эльдар Калимулин) отгулял день рождения лучшего друга Паши (Данила Чванов), после чего очнулся в другом городе. Герой не помнит ничего из того, что с ним произошло в тот день. Он заперт в квартире незнакомой девушки, а единственным «ключом» к разгадке становится ноутбук. Видео с похождениями героя стали популярны в сети, что может навредить его отношениям с девушкой Мариной (Алина Титова). Теперь Антон должен понять, как все исправить.

«Взаперти», 2020 г.

Семья Кати (Аня Чиповская) и Игоря (Дмитрий Ендальцев) переживает кризис. У молодых людей накопилось много взаимных претензий и обид, и они решают расстаться. Однако из-за введенного карантина и самоизоляции героям придётся провести ещё две недели вместе. Зрители отмечают приятную атмосферу и хороший юмор, несмотря на замкнутое пространство и маленький каст. Сериал сняли на смартфон Samsung Galaxy.

Можно ли считать screen-life кинореволюцией?

Screen-life позволяет создавать картины абсолютно любого жанра от комедий, как «Днюха», до триллеров вроде «Поиска». Появление такого формата — закономерное развитие кинематографа, который всегда старается идти в ногу со временем и показывать то, чем живет современный человек. Что точно отличает этот формат от других, то это героецентричность. Screen-life позволяет полностью погрузиться в жизнь персонажа, буквально заглянуть к нему в голову. Именно так формат делает зрителя «некраснеющим вуйеристом».

Больше о съемке фильмов в формате screen-life рассказывает режиссер Александр Володин на своем вебинаре на YouTube.

Источник

Скринлайф кино что это

Над текстом работали Георгий Габриадзе и Ольга Семеникина

Screen Life — жанр кино, все действие которого происходят на экране того или иного гаджета. Формат придуман российским режиссером и продюсером Тимуром Бекмамбетовым. Именно его компания «Базелевс» стала первопроходцем, выпустив в широкий прокат картину «Убрать из друзей» (Unfriended) в 2014 году. При бюджете в один миллион долларов фильм окупился 64 раза. Несмотря на коммерческий успех, этот эксперимент режиссера Левана Габриадзе получился весьма неоднозначным.

С одной стороны, при просмотре человек погружается в сюжет, чувствует себя на одной волне с персонажами — теперь он не просто зритель, он участник. Поэтому все воспринимается намного сильнее. И дело касается не только эмоций, но и поступков героев.

Зачастую мы не понимаем персонажей, когда смотрим какой-нибудь ужастик, бесимся, когда они начинают вести себя неадекватно. В картине Габриадзе зритель наоборот начинает понимать эмоции героев, почему они поступили так, а не иначе, и что он вел бы себя так же, как тот или другой персонаж. Новый формат приблизил зрителя к героям фильма.

С другой стороны, из-за того, что Unfriended снят не только в жанре Screen Life, но и ужасов — человек уже предполагает, что произойдет в следующем кадре и его эмоции не столь ярки. По крайней мере, именно так кажется во время просмотра первой части фильма. Зритель уже знает, что произойдет с героями после первой смерти персонажа. Ведь во всех слэшерах (а Unfriended смело можно отнести к ним) одна и та же формула: либо все герои умирают, либо остается один-два персонажа, которые выжили.

В cиквеле Unfriended: Dark Web рассказывается о хакерах, которые играют с людьми. Убивают их, издеваются над ними — все это снимают в прямом эфире и показывают извращенцам, которые платят за игру. Фильм намного уступает первой части. И это связано не только с эмоциями, но и с игрой актеров. При знакомстве с картиной у меня было ощущение, что они чересчур переигрывают. Если в первой части фильма у героев действительно паника и персонажи отлично показывают эмоции — они не знают, что происходит и как быть, то во второй части не получается поверить в героев, потому что они не только переигрывают, но и чувства слишком наиграны.

Интересно, что идея создания такого необычного стиля повествования пришла к Бекмамбетову во время скайп-конференции с Ольгой Хариной (со-сценарист фильма «Профиль»), однажды она забыла отключить «показ экрана», и у режиссера появилась возможность увидеть жизнь человека изнутри без всяких прекрас.

Ольга просто забыла выключить share screen, и на протяжении нескольких минут я был свидетелем жизни ее экрана. Все, что она делала, параллельно общаясь со мной, стало мне доступно. И это настолько поразило меня — что я оказался внутри жизни другого человека. Я видел не только то, что она делает, но я был свидетелем того, как и что с ней происходит. Был свидетелем ее оценок, изменения ее состояния, принятия решений…

Если в обычных фильмах приходится уделять много внимания месту съемок, декорациям и построению сцены, то в Screen Life съемочной площадкой выступает рабочий стол компьютера, а декорациями — файлы, папки и картинка на заставке. Здесь важны не только движения героя в кадре, но и перемещение его курсора, потому как именно на нем концентрируется внимание зрителя.

Тоже самое касается эмоционального состояния: выдать нервозность или беспокойство должна не мимика лица, а звук удара пальцев по клавиатуре.

Перед постановщиками стоит задача сделать экран персонажа говорящим о нем больше, чем он сам хотел бы сказать о себе.

Актеру приходится не только отыгрывать роль, но и быть при этом оператором, никто не бегает за ним со смартфоном или веб-камерой. Часто людям в кадре приходится импровизировать, вести себя более естественно, чтобы зритель по настоящему верил в происходящее. Правдоподобность — один из главных критериев Screen Life.

Фильм «Поиск» (Searching) снятый в 2018 году режиссером Аниш Чаганти, показал возможности формата за пределами хорроров — в драме. На протяжении всего просмотра зритель в напряжении. Вместе с героем Дэвидом Кимом (сыгранным Джоном Чо) он будет переживать за дочь персонажа и вместе с ним расследовать ее исчезновение, а также бояться, что с ней произошло нечто ужасное. В этой картине зритель действительно становится участником трагедии, которая разворачивается на экране.

«Поиск» намного эмоциональней, чем другие картины жанра, потому что выглядит правдоподобнее. Каждый из нас может попасть в такую ситуацию, как Дэвид или его 16-летняя дочь Марго (Мишель Ла). Тема «исчезнувших» кажется зрителю намного ближе, поэтому человек испытывает более яркие и глубокие чувства. Каждый из нас боится, что с ним или с его близкими может что-то произойти, поэтому зритель испытывает не только жалость или сострадание, но и страх — такое может случиться с каждым.

По мнению Бекмамбетова (в том же интервью), нельзя снять достоверную историю о современном мире, не задействуя в кадре экраны девайсов, ведь мы проводим за ними треть своей жизни.

Screen Life очень легок и не затратен в производстве, самые долгие съемки по словам авторов длились десять дней.

Но за простоту приходится платить повышенным вниманием к деталям — хакерам через командную строку здесь делать нечего.

скринлайф кино что это. Смотреть фото скринлайф кино что это. Смотреть картинку скринлайф кино что это. Картинка про скринлайф кино что это. Фото скринлайф кино что это

На данный момент вышло множество фильмов Screen Life режиссера Тимура Бекмамбетова. В каждую картину он добавляет что-то новое: экспериментирует с кадрами, сюжетом, актерами и жанрами. Пытается сделать российскую комедию («80 лет в интернете» 2016 года и «Днюха» 2018), добавляет черного юмора («Лайкнутый», 2016), либо снова возвращается к мировым проблемам («Профайл», 2018), а также пытается снять документальный сериал «1968.Digital». Но это не предел! Несмотря на жесткие ограничения формата, компания «Базелевс» собирается адаптировать как можно больше жанров под «экранку». Например, в скором времени выйдут проекты в стилистике фэнтези и научной фантастики.

В Screen Life нет определенных законов съемки — они создаются на ходу, актеры в основном играют только на эмоциях, а сами сцены снимаются большими дублями или авторы и вовсе стараются охватить весь хронометраж за раз.

Поэтому не всегда получается понять, как лучше снять картину, не вызывая скуку или чувства негатива, как произошло со второй частью «Убрать из друзей».

Еще до Тимура Бекмамбетова были попытки создания фильмов в жанре Screen Life. Правда, на тот момент не было точной формулировки этого формата и снималось все не через веб-камеру, а на обычную. Но уже на тот момент актеры стали операторами. Например, несколько частей фильма «Паранормальное явление» режиссеров Орена Пели, Тодда Уильямса и многих других. Или две части картины «Расхитители могил» (Grave Encounters) режиссеров Колина Минихана и Стюарта Ортиза. Весь сюжет строился, в основном, на том, что герои держали камеры либо в руках (жанр «найденной пленки»), либо куда-то ставили их, чтобы зрителям было видно, что происходит.

А первой лентой, которую сняли на веб-камеру, стала «Открытые окна» (Open Windows) 2014 года режиссера Начо Вигалондо. Картина цепляет тем, что здесь есть все элементы экшена: похищение, преследование, стрельба и, конечно, тайна, которая дает зрителю пищу для размышлений и эмоций.

Фильм интересен задумкой — главный герой Ник Чамберс (Элайджа Вуд) выигрывает конкурс, в котором может поужинать с актрисой Джилл Годдард (Саша Грей), однако позже становится ясно, что это лишь игра безумца, который хочет уничтожить Джилл. Фильм цепляет динамичностью и интригой. Зрителю и участнику сюжета хочется узнать, кто же на самом деле хочет смерти актрисе, а также кто такой Ник. И даже после просмотра зритель может долго сидеть и анализировать увиденное.

Такое впечатление остается в том числе благодаря музыке. Для полного погружения звук в кинотеатрах исходит с задних рядов, чтобы у аудитории было ощущение присутствия перед монитором. Причем музыка играет только тогда, когда герой сам ее включает в соцсетях или iTunes, а среди звуков оповещения мессенджеров и рингтоны запуска программ.

И нельзя не упомянуть, что приходя в кинотеатр, зритель получает совершенно новый опыт — его заставляют читать с экрана.

Формат переписок не зачитывается, а остается привычным текстом на экране, заставляя аудиторию больше погружаться в историю. Но здесь проблема в международном прокате — для каждой страны нужен свой язык и свои поисковики.

Сейчас над Screen Life работают не только в России, но также в США и в Казахстане. У нового подхода к съемке есть свои весомые преимущества по раскрытию характеров персонажей, потому как никто не знает человека лучше, чем история его браузера и жесткий диск. Его доступность позволит творческим людям попробовать посидеть в кресле режиссера, больше не нужно заоблачных бюджетов, чтобы рассказывать истории. Для этого даже собирать всю съемочную команду в одном месте не надо — они могут спокойно находиться в разных уголках планеты, потому что все этапы продакшена все равно проходят дистанционно.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *