свадебное бюро это что
Профессия свадебный организатор: развенчиваем мифы о «работе мечты»
Профессия свадебного организатора занимает главные позиции в списках «работы мечты» девушек и женщин по всему миру. Ещё бы — ведь это праздник, который всегда с тобой! По крайней мере, так принято думать. Мы поговорили с профессионалами, которые занимаются организацией свадеб уже много лет, и развенчали самые популярные мифы об этом нелёгком ремесле.
Наталия Куденко, Свадебное агентство Special Wedding
— Как вы попали в свадебную сферу?
Я попала в эту сферу довольно просто — организовав в 2012 году собственную свадьбу. Причём начинали мы со списка в 12 человек в Подмосковье, а закончили списком в 90 человек на острове за границей, и это было безумие:) Именно с этого всё и началось. В другой жизни — в жизни «до» — я была юристом, занималась корпоративным правом, и это мне очень сильно помогло в дальнейшей моей работе.
— Как бы Вы описали свою профессию одним словом?
Решение. Ведь в процессе работы их мне приходится принимать постоянно — от самых незначительных до очень важных.
— Расскажите о самом забавном случае из Вашей практики
У нас в каждом проекте есть какой-то повод для улыбки! Однако первое, что приходит на ум: у меня была очень одна замечательная пара. Жених, всю жизнь предпочитающий в одежде стиль casual, по такому важному поводу как свадьба решил купить себе смокинг — и это для него действительно был очень важный шаг. Причём отправилась пара за костюмом и платьем за границу. И вот, представьте, день свадьбы: я прихожу за женихом, он торжественно надевает свой смокинг, и внезапно мы оба понимаем, что на радостях покупки он забыл подшить штаны! (Штаны были сантиметров на 40 длиннее жениха). Конечно, в итоге у нас всё получилось — всё подкололи и подшили. Но это было настоящее испытание, хоть и довольно весёлое.
— Многие девушки мечтают о такой профессии – создавать свадьбы. Как и где (а, главное, можно ли вообще) этому научиться?
Сейчас множество курсов и порталов. Обычно я смотрю зарубежные, американские порталы. Но какой-то конкретной рекомендации дать не могу, так как всё в моей практике получено лишь на собственном опыте.
— Главные трудности профессии. Чего ждать и чего опасаться?
Самое опасное — это отсутствие права на ошибку. Сделать свадьбу хорошо второго шанса не будет — ты должен создать идеальный сказочный день с первого раза.
— С чего начинается день свадебного организатора? И чем он заканчивается?
Мой день начинается с проверки почты. Так как у нас множество зарубежных проектов, а, например, в Китае день начинается значительно раньше, чем у нас — почты с утра довольно много. Затем в течение дня встречи — с клиентами и подрядчиками. Заканчивается день обычно так же: проверкой почты и бумажной, кропотливой работой.
— Как ваша семья реагирует на ненормированный график?
В данном случае мне невероятно повезло, потому что у моего мужа такой же сумасшедший, ненормированный график, как и у меня. Если бы было не так, было бы тяжело. Конечно, я стараюсь оставлять для семьи воскресенье, но, к сожалению, это не всегда получается.
— «Постоянный праздник» — именно так выглядит ваша работа для стороннего наблюдателя. Но так ли это?
Любой праздник изнутри — это большая, сложная работа. Это профессия, в которой ты находишься постоянно, работа 24/7. Это работа в том числе с деньгами, с подрядчиками, с бухгалтерией, с налогами — то есть такой же бизнес, как любой другой.
— Профессиональное выгорание и как его избежать. Удается ли держать баланс между работой и хобби?
До сих пор у меня профессионального выгорания не было. Наверное, мне повезло — я очень люблю свою работу. И почти все мои хобби так или иначе перекликаются с работой — я этим живу. Наверное, это больше вопрос про семью: как удержать баланс. С появлением ребёнка в моей жизни такой баланс держать очень сложно, потому что, конечно, хочется много времени уделять ему. Но такого же количества времени требуют от меня клиенты и подрядчики.
Лилия Горланова, Свадебное агентство Лилии Горлановой
— Как вы пришли к тому, чтобы стать свадебным организатором?
Организация свадеб стала логическим продолжением фотографии, которой я к моменту открытия собственного агентства уже занималась несколько лет. Будучи профессиональным свадебным фотографом я много внимания уделяла подготовительным моментам — образу невесты, выбору площадки и специалистов, таймингу, оформлению. Но многие мои идеи не доходили до реализации. Открытие агентства и набор профессиональной команды помогли решить эту проблему.
— Как бы Вы описали свою профессию одним словом?
— Самый забавный случай из вашей практики
Часто на первую встречу с нами пары приходит с какими-то фотореференсами из наших же работ, которые отражают их видение свадьбы. И часто на них изображены детали стиля свадьбы или декор.
Забавно, что однажды к нам пришла пара, выбравшая наше агентство всего по одной фотографии, где крупным планом была изображена рука невесты, на которой отчетливо виднелись мурашки. Этот кадр без слов рассказал ребятам о том, с какими яркими, положительными и сильными эмоциями мы работаем, вдохновив их обратиться именно к нам.
— Многие девушки мечтают о такой профессии – создавать свадьбы. Как и где (а, главное, можно ли вообще) этому научиться?
Не будем лукавить, научиться можно всему, но пока серьезных обучающих программ в нашей стране нет, рекомендовать мы ничего не можем. Кроме того, профессия свадебного организатора – это не только опыт, но и призвание, поэтому всё слишком индивидуально.
— Главные трудности профессии. Чего ждать и чего опасаться?
Свадьба начинается с первого дня подготовки. Само торжество — это кульминация, но далеко не вся история. Самое сложное и, одновременно, самое интересное — это не только создать для молодожёнов комфортные условия, но и увлечь их, заинтересовать.
— С чего начинается обычный день свадебного организатора?
Если это не день проекта, то чаще всего наш день начинается с координации текущих задач и обсуждением статуса всех задач внутри команды. Эти вопросы максимально плодотворно решаются в ранние часы. А заканчивается встречами с любимыми парами и обсуждением новых идей в подготовке их свадеб.
— Как близкие люди реагируют на ненормированный график?
Мы с мужем работаем вместе, поэтому никаких спорных моментов у нас не возникает. Наоборот, нам интересно разделять друг с другом не только свободное время, но и творческие задачи.
— «Постоянный праздник» – именно так выглядит ваша работа для стороннего наблюдателя. Но правда ли это?
И да, и нет. Мы работаем с эмоциями, увлекательными задачами и творческими людьми. Поэтому с первого взгляда может показаться, что это каждодневный праздник. Но не стоит забывать о большом объёме сложных и рутинных задач, которые мы оставляем «за кадром».
— Профессиональное выгорание и способы его избежать
Профессиональное выгорание может случиться, если затраченный ресурс не восполняется. Для нас эмоции пар и их семей — источник постоянного вдохновения.
— Удается ли держать баланс между работой и хобби (свободным временем)?
Мы не пытаемся найти баланс, разделяя для себя работу и хобби. Мы любим путешествовать, открывая новые места, выбирая нетуристические направления. И легко можем в момент отдыха с семьей найти какое-то новое и никому не известное, но по-настоящему идеальное место для свадьбы.
Поэтому «работа» и «хобби» для нас сливается в единый, гармоничный стиль жизни.
Чем занимается свадебное агентство
За рубежом подготовка к свадьбе не обходится без привлечения свадебных агентов, в то время как у нас это практикуется очень редко, в первую очередь потому, что мало кто знает, что делает свадебное агентство и зачем оно нужно?
Чем занимается свадебное агентство
Агентства по организации свадеб созданы для того, чтобы решать все проблемы по подготовке к торжеству и следить за его ходом во время праздника.
Чтобы понять, для чего нужно свадебное агентство, нужно знать, чем оно занимается:
Что делает распорядитель на свадьбе
Итак, что делает свадебное агентство более менее понятно – оно представляет вам целый штат работников: организатора, сценариста, стилиста, дизайнера и распорядителя. Распорядитель следит за всем ходом вашего торжества, позволяя вам ни на что не отвлекаться и ни о чем не волноваться.
С самого утра он вас разбудит, созвониться со всеми участниками мероприятия, проконтролирует своевременное выполнение всех услуг, постоянно будет следить за временем, чтобы никуда не опоздать, рассадит по местам всех гостей и будет внимательно следить за ходом торжества и конкурсов. Для чего нужно свадебное агентство? Для вашего полного спокойствия, для того, чтобы ничто не отвлекало вас в этот счастливый день.
Нужно ли обращаться в свадебное агентство
Безусловно, сложно доверить кому-то другому подготовку к самому важному дню в вашей жизни, но сделать это нужно если:
Итак, узнав, чем занимается свадебное агентство, вы точно сможете решить, нужно вам обращаться к его услугам или нет.
Свадебное агентство: преимущества и сложности бизнеса
Одним из немногих рынков, которых не коснулся кризис, остается свадебный рынок. Пока на нем могут довольно успешно работать и столичные, и региональные агентства. Но есть несколько факторов, влияющих на успех.
О приметах, влияющих на бизнес, состоянии свадебного рынка, его преимуществах и проблемах Анна Марышева, основательница Marry me! рассказала в интервью Контур.Журналу.
Экспертиза
До того как открыть свой бизнес, я около трех лет работала в свадебном агентстве и за этот период накопила большой опыт и экспертизу. Собственное агентство Marry me! я открыла в 2014 году, и вот уже два года оно успешно работает в Красноярске.
Помимо того, что свадебная тема мне интересна и я хорошо в ней разбираюсь, выбор бизнес-направления был обусловлен еще и открывающимися перспективами.
На свадебном рынке высокая конкуренция, и за последние четыре года качество услуг заметно повысилось, причем не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в регионах.
В Красноярске, например, тоже хорошо развит свадебный бизнес, здесь каждый год появляются новые агентства, декораторы, услуги.
В свадебном бизнесе несколько направлений работы: можно разрабатывать декор, можно быть хорошим режиссером и делать феерические с точки зрения режиссуры мероприятия, можно сочетать одно и другое. Главное — постоянно наращивать уровень экспертизы и развиваться в свадебной сфере. А поскольку эта сфера очень многогранная, то приходится быть экспертом и в моде, потому что приходится иметь дело со свадебными платьями, и в ресторанном бизнесе, и в кухне, так как одна из главных составляющих свадьбы — это банкет, и в шоу, и в декоре, и во флористике.
Достоинства и недостатки
Свадебное агентство можно создать с нуля. На Marry me! изначально был потрачен минимум на сайт и рекламу. Мы и правда делаем деньги из воздуха, потому что организация мероприятия — это в основном умственные затраты, мы осваиваем бюджет и ничего не вкладываем. Это огромное преимущество этого бизнеса, но есть и множество специфических проблем.
Одна из самых больших сложностей нашего бизнеса заключается в четкой организации процесса. Свадебный организатор должен свести все службы и подрядчиков, чтобы они работали в одной связке, и стать для них главным, чтобы они все прислушивались к тебе, поскольку только ты знаешь, какую цель несет проект и что должна сделать каждая служба. Донести информацию до каждого и проконтролировать — самая сложная задача.
В силу специфики бизнеса мы имеем дело с огромным количеством подрядчиков — и в процессе подготовки, и в свадебный день. Они все разные, и зачастую к творческим людям, фотографам и артистам, нужен отдельный подход. Другой тип подрядчиков — это грузчики, монтажники, ребята, которые готовят площадку к мероприятию, с ними тоже нужно уметь работать. Лучше всего, конечно, иметь дело с проверенной командой, тогда за результат можно не переживать.
Еще одна сложность — сильная зависимость от сезона. В основном все хотят жениться летом, поэтому зимой происходит спад активности, и в этот период мы больше готовимся к летней реализации проектов. Летом же у свадебных специалистов нет выходных вообще, все работают в режиме нон-стоп.
Постоянная головная боль участников рынка — это работа над уменьшением влияния фактора сезонности, поиск решений, которые минимизируют спад.
Например, мы стараемся донести до всех наших клиентов мысль о том, что зимние свадьбы — это тоже красиво. В частности, ведем «разъяснительную» работу в социальных сетях.
Специфика и детали
Мы отказались от развития других направлений, хотя ранее пробовали заниматься ивентом (организация корпоративов, Новый год). Но в результате мы пришли к выводу, что свадьбы — это особый вид праздника, очень сложный, поэтому, когда ты начинаешь распыляться на какие-то другие мероприятия, можешь что-то упустить в организации.
Мы работает с особым видом клиентов. Во-первых, они часто не знают, чего хотят. Поэтому приходится всей команде проводить сложную работу, выяснять, что именно нужно заказчику и какие результаты он хочет получить. Далее мы делаем презентацию.
Организация свадьбы — это и творческая, и психологическая работа, когда ты пытаешься через косвенные вопросы понять ожидания клиента. Причем часто приходится работать в стрессовых условиях, важно сохранять железное спокойствие.
Иногда пары предлагают свои идеи по организации. Но тут надо тоже оценивать целесообразность их реализации. У нас была одна девушка, которая хотела на выездной церемонии разыграть ситуацию со сбежавшей невестой, поставить в ступор жениха и всех гостей, но мы отговорили ее от этого рискованного шага. Неизвестно, что бы могло получиться в результате.
Из необычных свадеб у нас была церемония на корабле: корабль плавал по Енисею, затем швартовался у пристани, где проходила выездная церемония. Одни молодожены прибыли на выездную церемонию на вертолете, что тоже было весьма неожиданно.
Нестандартные сценарии всегда требуют проработки дополнительных организационных решений, учета множества деталей. Куда приземлится вертолет? Не снесет ли поток воздуха от работающих винтов свадебный декор?
Приметы и планы
В то время как свадебный бизнес сильно зависит от сезона, он почти не подвержен экономическим проблемам. Люди на свадьбах экономить не будут даже в кризис, ведь для многих это очень значимый праздник. Зато есть другие факторы, связанные с приметами. Например, 2016 год был високосным. Считается, что жениться в такой год — плохая примета. Плюс есть еще лунные календари и гороскопы, которые, как это ни странно, тоже влияют на решения человека.
В этом году мы провели 16 мероприятий, и это считается очень хорошей загруженностью. В 2017 году мы хотим уменьшить количество мероприятий, но увеличить их средний чек, чтобы было меньше текучки и больше качества и заработка. Еще мы хотим делать проекты не только в Красноярске, но и выездные мероприятия за границей для тех, кто устал от классических церемоний.
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Стать свадебным организатором
И ходить на праздник как на работу
Год назад Люба вышла замуж. Ей понравилось организовывать свою свадьбу, и она бросила работу юристом, чтобы стать свадебным организатором.
Я расспросил ее о карьере, работе, деньгах и трудностях.
Зачем нужен свадебный организатор
Организатор — такая «точка сборки» свадьбы. Он делает так, чтобы все нужное на свадьбу приехало, все хорошо провели время, а потом уехали по домам, а не в больницы.
Свадьба — большое событие: в нем участвуют артисты, повара и официанты, кондитеры, флористы, декораторы, водители, пиротехники, охранники, каскадеры, кареты, кони, ряженые, врачи и бойцы спецназа. Сначала нужно разыскать их, подобрать, синхронизировать, договориться о ценах, утвердить с каждым концепцию, составить общую программу и договориться с площадкой, на которой все это будет происходить. А еще нужно сделать так, чтобы все это нравилось невесте, жениху и их родителям.
Потом площадка в последний момент откажет, клоуны заболеют, кони взбрыкнут, а у кондитера собака съест товар. Тогда всю работу нужно проделать заново за два дня до свадьбы.
В день свадьбы нужно убедиться, что все приехали на нужную площадку (а не в такой же ресторан на другом конце города); проверить качество установки декораций, чтобы никого не убило; осмотреть цветы; проверить уровень дизеля в генераторе; разогнать тучи; дать нашатыря свекрови; успокоить десантника со стороны жениха и выслать вертолет за невестой, потому что в городе пробки и она никак не может выехать из дома.
Эту работу могут выполнить и сами молодожены — но тогда они берут на себя организацию большого проекта и решение проблем на месте. Не смертельно, но приятного мало. Жених весь день свадьбы раздает исполнителям конверты с гонорарами, невеста ругается с флористом, а ледяная скульптура лебедя стоит в пробке на другом конце города.
Если свадьба большая или молодожены не хотят заморачиваться, они обращаются к организатору. Он готовит свадьбу заранее и контролирует обстановку в день свадьбы. Молодожены просто приходят на праздник, а организатор координирует подрядчиков, всем платит и решает проблемы.
Рынок
Одни организаторы работают сами по себе и получают клиентов через знакомых. Другие открывают агентства, в которых работают несколько организаторов. Некоторые агентства специализируются на свадьбах, другие занимаются любыми праздниками: хоть юбилеями, хоть утренниками.
Отдельно от агентств на рынке работают подрядчики: декораторы, флористы, кондитеры, рестораны и кейтеринг, артисты и ведущие, фотографы и операторы. Есть фирмы, которые организуют логистику или просто дают в аренду транспорт. Еще есть те, кто поставляет свет и звук, организует уборку, безопасность, проводит флешмобы или профессионально занимается пиротехникой. Как правило, все эти подрядчики одновременно обслуживают весь рынок ивента: и концерты, и свадьбы, и фотосессии, и что угодно.
Одна из задач организатора — собрать вокруг себя надежных подрядчиков и быстро предъявлять их клиентам. Например, если жених должен въехать на церемонию на коне, то у организатора должен быть подрядчик, который договорится с конем.
Хороший организатор знает, кто из ведущих пьет и как сильно; какой стилист подойдет какой невесте; сколько стоят бумажные розочки у разных декораторов; к кому из фотографов идти за утонченными фотоисториями, а кто даст качественную невесту на ладошке. Организатор — это такой проводник на рынке праздников: он знает, кто сколько стоит, как с кем договариваться и кого с кем можно сочетать.
Учеба
Почти все известные агентства проводят собственные курсы свадебных организаторов. Так они делятся с новичками опытом, помогают набрать базу подрядчиков и присматривают себе кадры. Можно обойтись и без этих курсов, потому что опыт и базу можно наработать и своими силами. Дипломы и формальное образование для этой работы не нужны.
Учебные программы бывают разные: месячные, недельные и даже двухдневные интенсивы в выходные. Цена зависит от города, известности свадебного агентства и продолжительности обучения, обычно она колеблется от 20 до 45 тысяч рублей.
Люба решила не торопиться и разобраться в теме основательно, поэтому пошла на 30-дневные курсы свадебных организаторов за 30 000 рублей.
стоили курсы свадебных организаторов
Теоретические занятия шли каждый день по несколько часов. На них рассказывали, как организовать свадьбу летом, зимой или осенью; что делать, если нужно подготовить выездную регистрацию; как избежать основных ошибок и найти надежных специалистов к себе в команду. В конце всем участникам выдали готовые сценарии для разговора с клиентами и подрядчиками, а еще шаблоны договоров и других документов.
Потом началась практика в качестве помощника свадебного организатора. Люба встречала гостей, искала потерявшихся артистов, бегала с вазами для цветов, следила, чтобы официанты вовремя выносили горячее, — делала самую тяжелую работу. Все это было частью обучения, поэтому она трудилась бесплатно. Так Люба смогла увидеть процесс изнутри.
На практике Люба показала себя хорошо, и ей сразу предложили место в агентстве по аренде оборудования и свадебных площадок. На работе она ежедневно общалась с людьми, которые пытаются организовать свою свадьбу. Так ей удалось найти первых клиентов и в ее портфолио появились успешные проекты. Этого оказалось достаточно, чтобы включилось сарафанное радио.
общая сумма, которую Люба потратила на обучение
Можно было, конечно, всего этого не делать и просто начать работать самостоятельно. Но как говорит Люба, такие курсы — это еще относительно простой способ войти в индустрию. Своими силами это было бы сделать тяжелее.
Деньги
За год работы Люба провела 15 свадеб с бюджетами от 200 тысяч до 1 млн рублей. Свадьбу на миллион она готовила 6 месяцев и получила за нее 250 тысяч. Такая сумма сложилась из двух частей: гонорара от молодоженов и комиссии от подрядчиков.
заработала Люба за организацию свадьбы, общий бюджет которой — 1 млн рублей
Комиссия с подрядчиков — основа заработка организатора. Размер зависит от региона и умения вести переговоры, но в среднем это 10% от заработка подрядчика. По сути, это благодарность специалиста за то, что организатор зовет его на свои мероприятия. Конечно, клиенты могут найти подрядчиков и сами, но, не ориентируясь на рынке, легко нарваться на непрофессионалов и испортить себе праздник.
Необходимые навыки
Снаружи свадьба — это кружева, крем и рюшки. Изнутри — ярость, пот, кровь и трехэтажные маты. Вот что должно быть в сердце и голове хорошего свадебного организатора.
Организаторские способности. Считается, что работа в свадебном бизнесе для творческих людей. Люба убеждена, что организатора это касается в последнюю очередь. В первую очередь свадьба — это логистика, документы, сметы и решение проблем.
Предусмотрительность. Свадебный организатор обязан помнить обо всех мелочах и предугадывать любые форс-мажоры. Если Люба готовит свадьбу на открытом воздухе, она обязательно держит под рукой зонты, пледы и тепловые пушки. Если молодые захотят сыграть свадьбу в «красивые» даты, например 08.08.2018, она всеми силами постарается их отговорить. В такие дни площадки, фотографы и ведущие многократно задирают ценник, а в загсе творится кромешный ад.
Однажды Люба готовила свадьбу в престижном яхт-клубе. Неожиданно оказалось, что нигде поблизости нет мусорных баков и мешки просто сваливают горой на заднем дворе. Чтобы гости свадьбы случайно не набрели на такую пирамиду, Любе пришлось срочно размещать заказ на «Ю-ду» и самой платить 2000 Р за вывоз мусора.
Дисциплина и многозадачность. Обычную свадьбу без экзотических деталей опытный организатор может подготовить за неделю. На мероприятия сложнее приходится тратить несколько месяцев. Одновременно Люба ведет до пяти проектов: пока одни заказчики изучают смету, с другими она выбирает площадку, а между делом бронирует декораторов и кейтеринг для третьего проекта.
Внимание к деталям. Организатор должен лично проверить, правильно ли расставлены столы в банкетном зале, не бросается ли в глаза оборудование, одет ли диджей по дресс-коду и даже все ли лампочки горят в люстрах. Детали решают: создают ощущение праздника или тянут мероприятие на дно.
Любовь к людям. С молодоженами придется общаться в течение нескольких месяцев, внимательно выслушивая их пожелания. Скорее всего, за это время невеста успеет пару раз полностью поменять концепцию и обвинить во всем организатора. С этим нужно просто смириться: свадьба — большой стресс для молодоженов. Люба говорит, что к концу проекта клиенты становятся настолько родными, что она больше, чем гонорару, радуется их довольным улыбкам, когда они видят, что все получилось как задумано.
Крепкие нервы. Обычно в день торжества даже самый четкий план разваливается: ведущий в последнюю минуту откажется работать, артисты опоздают на три часа, а водитель автобуса напьется. Организатор должен внушать молодоженам чувство спокойствия и безопасности, даже если за сценой пьяные официанты устроили дуэль на горящих шампурах.
Минусы профессии
В профессию свадебного организатора войти легко, но так же легко в ней и разочароваться. Лучше заранее знать, с чем придется столкнуться.
Сезонность. Высокий сезон начинается в мае и длится до конца сентября. В эти месяцы свадебный организатор работает без остановки: все выходные расписаны под проведение свадеб, а в рабочие дни нужно успеть доделать последние приготовления.
Голодный месяц — ноябрь, когда уже лежит снег, но для красивой зимней свадьбы его еще мало. В этот период спасают новогодние корпоративы. В феврале и марте наступает Великий пост — многие стараются не проводить масштабных мероприятий с застольями. Обычно в это время свадебные организаторы устраивают себе отпуск и уезжают к морю.
Ответственность. Результат работы фотографа — красивые фотографии, кондитера — вкусный торт. Люба отвечает за свадьбу целиком. Если подводит фотограф или кондитер, претензии будут к организатору: ведь это она привела этих специалистов, а значит, отвечает за результат.
Пьяные гости. Правильно рассчитать необходимое количество алкоголя тоже задача свадебного организатора. Но как ни старайся, всегда найдутся гости, которые перебрали. Любе часто приходится усмирять взрослых солидных людей, которые кидаются мебелью и ломают аппаратуру.
Пьяные ВИП-гости. Свадьба — дело недешевое, и среди клиентов попадаются дети богатых и влиятельных родителей. Сами дети еще ничего, но вот с родителями и их гостями могут быть трудности. На свадьбе можно встретить пьяного сотрудника МВД, пьяного бандита и пьяного судью. Все трое, в силу статуса и служебной необходимости, могут быть вооружены.
Рутина. Красочное представление длится всего 10% рабочего времени. Остальные 90% занимает ежедневная рутина и стресс: постоянные пересчеты и оптимизация сметы, переговоры с клиентами, подрядчиками и площадками. Раньше Люба была юристом и не вылезала из зала суда, но даже тогда не работала с бумагами так много.
Ненормированный график. Чем ближе свадьба, тем больше проблем, которые нужно оперативно решать, поэтому последние недели организатор на связи с клиентами круглосуточно. В день торжества Люба уходит с площадки последней, когда демонтировали все оборудование и уехала даже уборщица. После каждого проекта она тратит несколько дней, чтобы отоспаться и прийти в себя.
Раньше, стремясь заработать побольше, Люба проводила по две свадьбы подряд, например в пятницу и субботу. Вернувшись домой в два ночи, она еще доделывала последние детали для следующего проекта. На сон оставалось два-три часа, потому что в шесть утра нужно было снова быть на площадке. В таком режиме на второй день она выглядела как выжатый лимон и ничего не соображала. Чтобы не портить репутацию, Люба решила, что на одни выходные будет брать только одну свадьбу.
Никакой стабильности. Обычная проблема фрилансера или хозяина собственного бизнеса: никогда нельзя быть уверенным, получишь ли новые заказы и сколько в итоге заработаешь.