сведения об уполномоченных представителях для операций с ккт что это

Новые правила для ККТ и ФН: изменения с 6 августа 2021 г.

С 6 августа 2021 г. вступают в силу новые требования к онлайн-кассам, фискальным накопителям и операторам фискальных данных.

Однако это не значит, что всем необходимо покупать новую ККТ. Кого коснутся изменения и как к ним подготовиться?

Фискальный накопитель нового образца ФН-1.1М

Теперь, покупая кассу, надо не только проверять ее через официальный реестр ККТ — только кассы, включенные в него, можно будет использовать для работы, но еще и озаботиться установкой нового фискального накопителя образца — ФН-М (ст. 4.1. Федерального закона № 54-ФЗ от 22.05.2003).

Это требование актуально для всех — неважно, какие товары или услуги продает предприниматель.

Онлайн-кассы с фискальным накопителем старого образца с 6 августа 2021 года просто не пройдут регистрацию в ФНС.

Однако, если у вашего текущего ФН еще не закончился срок действия, не нужно его срочно менять. Спокойно пользуйтесь им до конца срока, без дополнительных настроек. Потом купите и зарегистрируете уже новый ФН с литерой “М”.

Чем хорош ФН-1.1 М? Он работает с каждым действующим форматом фискальных документов (ФФД), сейчас их три: 1.05., 1.1. и 1.2.

Для чего нужен ФФД, в чем отличие нового формата 1.2

ФФД — специально разработанный стандарт данных. По нему касса формирует различные документы — чеки, отчеты об открытии и закрытии смены и другие. Все это шифруется благодаря фискальному накопителю, и передается в адрес оператора фискальных данных, который далее направляет сведения в ФНС. Поэтому ФФД 1.2 должны поддерживать и ККТ, и ФН, и ОФД.

В последних действующих форматах (с 2019 года их два — 1.05. и 1.1.) различий было немного, просто более новая версия учла недоработки предыдущей.

А вот новый, третий, формат — ФФД 1.2. подготовлен с определенной целью — он предназначен для работы с маркированными товарами. Контроль за такой продукцией постоянно усиливается, а ассортимент их расширяется, поэтому появление нового формата — естественный этап. Тем, кто работает в торговле, нужно уже сейчас осознать — под маркировку со временем попадет большинство товаров, поэтому такие перемены коснутся каждого.

Самое важное: касса, которая поддерживает ФФД 1.2., будет иметь обратную связь с системой “Честный ЗНАК”.

В кассовом чеке будет отображаться дополнительная информация и реакция системы на данные по маркированным товарам. Результат проверки отобразится в виде специальных отметок рядом с наименованием. Так продавец и покупатель смогут увидеть — прошел ли товар контроль, нет ли какой-то ошибки. Уже сейчас с помощью приложения покупатель может самостоятельно проверить товар и в случае нарушения сообщить о нем в “Честный ЗНАК”, с новыми чеками обнаружить проблему с товаром будет еще проще.

В новом формате изменится содержание чеков. Вместо обычного обозначения о продаже маркированного товара (М) появится развернутая информация:

Кто обязан перейти на ФФД 1.2

Перемены затрагивают в первую очередь продавцов розницы, в номенклатуре которых есть товары, подлежащие обязательной маркировке. Им нужно будет перейти на новый формат ФФД 1.2. Проверьте, продаете ли вы следующие товары:

Сделать это должны розничные точки при регистрации или перерегистрации кассы после 06.08.2021. Если срок действия фискального накопителя пока не истек к указанной дате, то переход на ФФД 1.2. будет осуществлен позже (как только срок окончится).

Проверьте, поддерживает или будет доработана ваша ККТ до версии ФФД 1.2

Прежде всего, необходимо найти ответ на вопрос: планируется ли производителем доработка вашей модели ККТ до версии ФФД 1.2. или нет, есть ли касса в официальном реестре ККТ с поддержкой ФФД 1.2.

По информации профильного телеграм-канала «Новости ОФД, ККТ, Маркировка, ЕГАИС», в перечень касс с поддержкой ФФД 1.2 по состоянию на 30.07.2021 включены более двух десятков моделей ККТ: АТОЛ FPrint-22ПТК, АТОЛ 77Ф, АТОЛ 55Ф, АТОЛ 30Ф, АТОЛ 25Ф, ЭЛВЕС-ФР-Ф, ШТРИХ-М-01Ф, ШТРИХ-ЛАЙТ-01Ф, ШТРИХ-СИТИ-Ф, РР-01Ф, Вики Принт 57 Ф, Вики Принт 80 Плюс Ф, Пирит 2Ф, Вики Принт 57 Плюс Ф, Вики Мини Ф, РИТЕЙЛ-КОМБО-01Ф, АТОЛ Sigma 7Ф, АТОЛ Sigma 8Ф, АТОЛ 11Ф, АТОЛ 27Ф, АТОЛ 22 v2 Ф, АТОЛ 20Ф, АТОЛ 50Ф, АТОЛ 150Ф, АТОЛ 1Ф, АТОЛ 15Ф.

Также списки касс, которые будут поддерживать новый ФФД, опубликованы в Приложениях к письму ФНС от 09.07.2021 № АБ-4-20/9702@.

По указанной ссылке вы, в частности, найдете:

Данные списки сформированы ФНС на основании сведений, предоставленных от всех производителей касс. Налоговая служба также будет публиковать официальный реестр ККТ, поддерживающих ФФД 1.2

Обратите внимание, что и реестр ККТ, и списки моделей, по которым планируется поддержка ФФД версии 1.2., постоянно обновляется. Производители стремятся модернизировать как можно больше моделей ККТ.

Что делать прямо сейчас

Ваша текущая ситуацияКакие действия предпринимать
Срок работы вашего ФН истекает после 06.08.2021.
Среди ваших товаров нет тех, которые попадают под маркировку.
1. Можете работать с этим фискальным накопителем, пока не закончится срок его работы
2. Когда придет срок приобрести новый — купите и зарегистрируйте ФН-1.1.М
3. Применяйте ФФД версии 1.05. или 1.1.
Срок действия ФН закончится до 06 августа 2021 года (или вы покупаете новый ФН, например для установки в онлайн-кассе на новой торговой точке).
Маркированные товары не продаете.
Вам нужно купить и установить новый фискальный накопитель, и если сделаете это после 6 августа – нужен ФН-1.1 М
У ФН срок закончится после 06.08.2021 и вы продаете маркированные товары.1. Можете работать с этим фискальным накопителем, пока не закончится срок его работы. Используйте пока ФН с поддержкой ФФД версии 1.05. или 1.1.
2. Когда срок действия закончится — перейдите на ФН-1.1 М, с поддержкой формата ФФД 1.2.
Срок действия ФН закончится до 06 августа 2021 года (или опять же вы покупаете новый ФН для новой точки).
Вы продаете маркированные товары.
1. Проверьте вашу онлайн-кассу в реестре ККТ и возможность поддержания этой моделью ФФД 1.2.
2. Установите ФН-1.1 М, зарегистрируйте изменения (пройдите перерегистрацию ККТ) и перейдите на ФФД 1.2.

Как перейти на ФФД 1.2, проверить готовность вашего кассового оборудования к новым правилам и законно продавать маркированный товар после 06.08.2021 — подробнее на сайте Платформы ОФД.

Источник

Подводные камни при проверке кассовой дисциплины и ККТ

сведения об уполномоченных представителях для операций с ккт что это. Смотреть фото сведения об уполномоченных представителях для операций с ккт что это. Смотреть картинку сведения об уполномоченных представителях для операций с ккт что это. Картинка про сведения об уполномоченных представителях для операций с ккт что это. Фото сведения об уполномоченных представителях для операций с ккт что это

Старший экономист- консультант компании «Что делать Консалт»

С 01.07.2017 ИФНС России ужесточила контроль над операциями с наличными расчётами и соблюдением кассовой дисциплины. В результате организации, которые осуществляют расчёты с физическими лицами и оказывают услуги населению, обязаны применять онлайн-кассы. В то же время есть такие компании и ИП, которые получили отсрочку до 01.07.2018, а некоторые даже до 01.07.2019. В данной статье мы рассмотрим ошибки, которые встречаются на практике при работе с онлайн-кассой, а также основные моменты, на которые обращают внимание представители ИФНС при проверке соблюдения Закона о ККТ № 54-ФЗ.

Порядок и особенности проведения проверки кассовой дисциплины

На практике редко, но встречались случаи, когда продавцы не использовали кассовую технику при расчётах с физическими лицами при продаже товаров.
Покупатель в силу своего незнания принимал обычные товарные чеки, а продавец, пользуясь этим, не показывал выручку и не платил налоги.
Поэтому налоговые органы ужесточили контроль за полнотой учёта выручки в организациях и у ИП (ст. 7 Закона № 54-ФЗ). Обязанность проведения контроля применения кассовой техники Минфин России возложил на ИФНС на сновании приказов № 132н и 133н от 17.10.2011 (далее — Регламент по соблюдению требований к ККТ, Регламент по соблюдению учёта выручки). При осуществлении контроля и надзора налоговые органы:
— проверяют соблюдение организациями и ИП требований Закона № 54-ФЗ;
— осуществляют контроль за полнотой учёта выручки в организациях и у ИП;
— проверяют документы, связанные с применением ККТ, получают необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проведении проверок; проводят проверки выдачи кассовых чеков;
— налагают штрафы в случае выявления кассовых правонарушений.
Налоговые органы имеют право проводить контрольные закупки. Такую закупку проводят налоговые органы с целью проверить, соблюдает ли пользователь ККТ законодательство о применении контрольно-кассовой техники. При этом проверяется, правильно ли он оформляет, выдаёт (направляет) покупателям или клиентам кассовые чеки. Также проверяются компании и ИП, которые проводят наличные денежные расчёты (расчёты с использованием платёжных карт), но без использования ККТ. В этом случае проверяется, выдают ли они бланки строгой отчётности или другие предусмотренные законодательством документы (п. 2 ст. 7 Закона о применении ККТ).
Максимальный срок, в течение которого проводят контрольную закупку, 5 рабочих дней с даты поручения о проведении проверки (п. 19 Административного регламента, утв. Приказом Минфина России от 17.10.2011 № 132н).
Положения Закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ о защите прав юридических лиц и ИП на контрольную закупку при проверке ККТ не распространяются. Поэтому для её проведения, например, не нужно привлекать свидетелей и согласовывать её с органами прокуратуры, как того требуют части 4 и 5 статьи 16.1 названного Закона.
Сотрудники ИФНС во время проведения контрольной закупки как обычные покупатели приобретают товары, проверяют факт выдачи или невыдачи кассовых чеков при осуществлении наличных и безналичных расчётов. Форма контроля основана на визуальном наблюдении, а также с применением способов видео-, аудиофиксации фактов приобретения и оплаты товаров покупателями (клиентами) (п. 23 Регламента по соблюдению требований к ККТ).
Максимальный срок выполнения указанной административной процедуры не может превышать один рабочий день от даты поручения на сотрудника налоговой службы данной функции (п. 24 Регламента по соблюдению требований к ККТ).
Специалисты ИФНС после проверки выдачи чека предоставляют проверяемому объекту поручение на исполнение контрольной закупки, предъявив свои удостоверения (п. 28 Регламента по соблюдению требований к ККТ).
Руководитель проверяемой организации фиксирует факт предъявления поручения на исполнение государственной функции подписью с указанием своей должности и даты предъявления в поручении на исполнение проверки. Фиксация результата выполнения административной процедуры осуществляется в поручении на исполнение. Если руководитель проверяемой организации откажется расписываться в поручении, сотрудники ИФНС сделают в нём отметку об отказе от ознакомления (п. п. 28, 31 Регламента по соблюдению требований к ККТ).
В случае отсутствия уполномоченного представителя организации или ИП в момент проведения контрольных мероприятий и фиксации данного факта в поручении на исполнение проверки должностное лицо налогового органа вправе ознакомить с указанным поручением любого работника организации, например, кассира-операциониста, продавца, осуществившего наличные денежные расчёты за реализованный товар (оказанную услугу или выполненную работу), с одновременным направлением проверяемому объекту поручения через организации почтовой связи, что не противоречит положениям данного Регламента (Письмо ФНС России от 19.03.2013 № АС-4-2/4547).
Максимальный срок выполнения административной процедуры не может превышать двух рабочих дня от даты поручения (п. 29 Регламента по соблюдению требований к ККТ).
Сотрудники налоговой инспекции проверяют в том числе (п. 41 Регламента по соблюдению требований к ККТ):
— исправность кассовой техники;
— соответствие времени на кассовом чеке реальному;
— реквизиты в чеке для выявления корректировки или подделки информации на нём;
— соответствие фактического места установки ККТ и указанного в документах.
Кроме того, сотрудники налоговой могут требовать от вас объяснения и привлекать специалистов для проведения экспертизы (п. 41 Регламента по соблюдению требований к ККТ).
Эта проверка должна быть проведена не позднее пяти рабочих дней с даты поручения о проведении контрольной закупки (п. 42 Регламента по соблюдению требований к ККТ).
В результате проведения такой закупки составляется акт о проверке. Он составляется в двух экземплярах и подписывается как сотрудниками налоговой инспекции, так и пользователем ККТ (п. п. 46, 52 Регламента по соблюдению требований к ККТ). Если пользователь (его представитель) отсутствует или уклоняется от его подписания, сотрудники налогового органа проставят об этом отметку в акте и направят его экземпляр организации по почте (п. 49 Регламента по соблюдению требований к ККТ).
Если выявлены нарушения, сотрудники налогового органа возбуждают дело об административном правонарушении. Поэтому при наличии у вас каких-либо замечаний или возражений по проведению контрольной закупки отразите их в самом акте либо в отдельном объяснении (п. п. 48, 53 Регламента по соблюдению требований к ККТ).
Акт должен быть составлен и передан пользователю ККТ не позднее пяти рабочих дней с даты поручения (п. 50 Регламента по соблюдению требований к ККТ).
Инспекторы вправе (п. 2 ст. 7 Закона о применении ККТ, п. 7 Регламента по соблюдению требований к ККТ):
— получать беспрепятственный доступ к ККТ и фискальным данным, содержащимся в базе данных оператора фискальных данных;
— получать для проверки документацию, связанную с приобретением, регистрацией, перерегистрацией и эксплуатацией ККТ;
— получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проведении проверки, в том числе через кабинет ККТ;
— проводить проверки выдачи (направления) кассовых чеков и БСО. Если проверяемая организация или ИП вправе не применять ККТ, инспекторы проверяют документы, подтверждающие факт расчёта с покупателями (клиентами). Такие проверки инспекторы могут проводить путём контрольной закупки, приобретая и оплачивая товары (работы, услуги);
— получать информацию о сформированных автоматизированными системами БСО, заполнении бланков и выпуске автоматизированной системой документов, приравненных к кассовым чекам;
— взаимодействовать с органами внутренних дел РФ;
— привлекать к административной ответственности за нарушения в сфере применения ККТ.
Чаще всего инспекторы выявляют следующие правонарушения:
— неприменение ККТ;
— применение ККТ, которая не соответствует установленным требованиям, или применение ККТ с нарушением порядка регистрации, перерегистрации и применения;
— непредставление информации и документов по запросам налоговых органов (представление с нарушением установленных сроков);
— ненаправление (невыдача) покупателю (клиенту) кассового чека.
Назначение административного наказания не освобождает от исполнения обязанности, за неисполнение которой оно было назначено (ч. 4 ст. 4.1 КоАП РФ).
Срок давности привлечения к ответственности за правонарушения, связанные с применением ККТ, составляет один год (ст. 4.5 КоАП РФ). Этот срок начинает исчисляться со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении — со дня его обнаружения проверяющим (ч. 1, 2 ст. 4.5 КоАП РФ). Под длящимся правонарушением следует понимать длительное систематическое нарушение порядка применения ККТ (п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).

Как правильно отразить розничную выручку?

Согласно пункту 2 статьи 4.3 Закона № 54-ФЗ перед началом осуществления расчётов с применением ККТ формируется отчёт об открытии смены, а по окончании осуществления расчётов — отчёт о закрытии смены. При этом кассовый чек не может быть сформирован позднее чем через 24 часа с момента формирования отчёта об открытии смены.
В начале смены бухгалтер выдает кассиру разменные деньги по РКО.
Кассир в течение дня принимает деньги от покупателей и выдает им чеки. Покупатель может попросить электронный чек. Его надо отправить дополнительно к бумажному.
В конце смены кассир формирует Z-отчёт и сдаёт его вместе со всеми наличными бухгалтеру.
Бухгалтер принимает деньги по двум ПКО: один — на выручку, другой — на возврат суммы размена. А затем записывает все РКО и ПКО за день в кассовую книгу (пп. 4.6 п. 4 Указания № 3210-У).
Если кассиров несколько, бухгалтер выдаёт разменные деньги одному из кассиров — старшему. Тот раздаёт их кассирам-операционистам, а по окончании смены собирает обратно вместе с выручкой. Передачу денег между старшим кассиром и остальными фиксируют в книге КО-5 (п. 4.5 п. 4 Указания № 3210-У).
Выручка, полученная в кассу без надлежащего документального оформления или оформленная не в срок (не в тот же день), признаётся неоприходованной. Отражение в кассовой книге не всех оформленных в течение дня кассовых документов является неполным оприходованием наличных денег, в том числе выручки. Такой вывод следует из положений Указания Банка России № 3210-У, согласно которым:
— полным оприходованием в кассу наличных денег является отражение в кассовой книге приходных и расходных операций на основании каждого ПКО и каждого РКО (пп. 4.6 п. 4 Указания № 3210-У);
— остаток наличных денег в кассе необходимо фиксировать в кассовой книге ежедневно (пп. 4.6 п. 4 Указания № 3210-У). Исключение составляют те дни, в которые кассовые операции не проводились (пп. 4.6 п. 4 Указания № 3210-У).
Факт отражения в кассовой книге выручки в сумме меньшей, чем фактически принято наличных денег с применением ККТ, также признаётся неполным оприходованием выручки (Постановление Верховного Суда РФ от 30.05.2016 № 306-АД16-1520 по делу № А72-7820/2015).
Неоприходование или неполное оприходование в кассу наличной выручки является одним из нарушений порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, за который налоговые органы могут наложить административный штраф (ч. 1 ст. 15.1, ч. 1 ст. 23.5 КоАП РФ).
ВАЖНО! Ранее при закрытии кассовой смены кассиру на основании данных Z-отчёта необходимо было заполнить журнал кассира-операциониста. При проверке сотрудники налоговых органов сверяли все показатели, отражённые в журнале со сведениями в Z-отчёте.
С применением онлайн-касс такая обязанность отпала. Если контрольно-кассовая техника зарегистрирована после 1 февраля 2017 года, то организация обязана обеспечить передачу в момент расчёта всех фискальных данных в виде фискальных документов, сформированных с применением контрольно-кассовой техники, в налоговые органы через оператора фискальных данных (п. 6 ст. 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ). Онлайн-касса уже в момент расчёта за товары, работы и услуги передаёт в налоговые органы информацию о произведённых расчётах, и у организации не возникает обязанности вести журнал кассира-операциониста и журнал регистрации показаний счётчиков. Документы, предназначенные для работы с обычной ККТ (журнал кассира-операциониста, справка КМ-6), для онлайн-кассы в настоящий момент не обязательны (письма Минфина России от 16.06.2017 № 03-01-15/37692, ФНС России от 31.03.2017 № ЕД-4-20/6050).
Таким образом, полноту отражения выручки налоговые инспекторы проверяют на основании правильно заполненных кассовых документов и электронных кассовых чеков.
Остановимся более подробно на возможных ошибках, возникающих у пользователей онлайн-касс.

Ошибочное применение освобождения от ККТ

ККТ обязаны применять все организации и ИП, которые используют наличные деньги и (или) электронные средства платежа в расчётах, связанных (ст. 1.1, п. 1 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ):
— с реализацией ими товаров, работ, услуг;
— с организацией и проведением азартных игр и лотерей.
Под расчётами понимается не только приём, но и выплата денежных средств.
Электронными средствами платежа являются, в частности:
— банковские карты;
— электронные кошельки;
— банковские переводы через онлайн-банкинг.
До 1 июля 2018 года ККТ могли не применять организации и ИП, которые:
— выполняли работы, оказывали услуги населению с выдачей заказчикам БСО (ч. 8, 9 ст. 7 Федерального закона от 03.07.2016 № 290-ФЗ);
— уплачивали ЕНВД или применяли ПСН (ч. 7, 9 ст. 7 Федерального закона от 03.07.2016 № 290-ФЗ);
— продавали товары через торговые автоматы (ч. 11 ст. 7 Федерального закона от 03.07.2016 № 290-ФЗ, Письмо Минфина России от 19.12.2017 № 03-01-15/84966);
— не обязаны были использовать ККТ согласно Закону о применении ККТ в редакции от 08.03.2015 (ч. 9 ст. 7 Федерального закона от 03.07.2016 № 290-ФЗ).
Но есть круг лиц, которые на законодательном уровне получили отсрочку по применению онлайн-касс до 01.07.2019. К ним относятся организации и ИП, уплачивающие ЕНВД, а также ИП, применяющие ПСН, при условии выдачи покупателю товарного чека, квитанции или другого документа вместо кассового чека, а также:
— ИП, которые продают товары через торговые автоматы и не имеют работников, с которыми заключены трудовые договоры (ч. 11.1 ст. 7 Федерального закона от 03.07.2016 № 290-ФЗ);
— организации и ИП, которые выполняют работы, оказывают услуги населению с выдачей заказчикам БСО. Однако при оказании услуг общественного питания не могут отказаться от применения ККТ (ч. 8 ст. 7 Федерального закона от 03.07.2016 № 290-ФЗ);
— ИП, имеющие работников, с которыми заключены трудовые договоры.
На практике встречались случаи, когда компании и ИП неправильно трактовали законодательство по освобождению от применения онлайн-касс. Чаще всего спорные ситуации возникали из-за квалификации оказываемых услуг.
Под услугами населению понимаются услуги:
— поименованные в собирательной классификационной группировке «Платные услуги населению» на основе ОКВЭД2;
— поименованные в собирательной классификационной группировке «Платные услуги населению» на основе ОКПД2;
— прямо не поименованные в собирательных группировках, но по своему характеру являющиеся услугами населению (Приказ Росстата от 23.05.2016 № 244 (ред. от 03.07.2017) «Об утверждении собирательных классификационных группировок «Платные услуги населению» на основе Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) и «Платные услуги населению» на основе Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008)»).
ВАЖНО! При получении платы за услуги от физического лица на расчётный счёт безналичным платежом вы обязаны применять онлайн-кассу уже с 01.07.2018 (письма Минфина России от 02.02.2018 № 03-01-15/6172, от 15.08.2017 № 03-01-15/52356, от 12.03.2018 № 03-01-15/15016).
Многие компании, например, думают, что при развозной торговле можно вообще не применять ККТ либо применять одну ККТ на разных торговых точках. Конечно же, это неверно, поскольку при регистрации онлайн-кассы необходимо указывать адрес места расчётов (Приказ ФНС России от 29.05.2017 № ММВ-7-20/484).
Покупатель всегда может проверить на сайте налоговой подлинность полученного чека при расчётах и при малейших расхождениях сообщить об этом сотрудникам ИФНС.
Как уже говорилось выше, ИП, осуществляющий деятельность на основании патента, может не применять онлайн-кассы. Но следует иметь в виду, что при утрате права применения ПСН, ИП переходит на другую систему налогообложения, а в этом случае ИП уже обязан применять онлайн-кассы и соблюдать все требования Закона о ККТ!

Отсутствие чека при безналичных расчётах и интернет-операциях

Самой главной и существенной ошибкой при получении платы за товары (услуги) является непробитие онлайн-чека, поскольку, по мнению чиновников, при осуществлении расчёта в сети Интернет электронными средствами платежа организация обязана применять ККТ с момента подтверждения исполнения распоряжения о переводе электронных средств платежа кредитной организацией. С 1 июля 2018 года применять ККТ необходимо даже тогда, когда покупатель оплачивает платёжным поручением, то есть напрямую через банковского оператора (письма Минфина России от 15.08.2017 № 03-01-15/52356, от 28.04.2017 № 03-01-15/26324, ФНС России от 06.07.2017 № ЕД-3-20/4592).
При этом они подчеркивают, что для применения при оплате товаров или услуг в сети Интернет с использованием электронных средств платежа, исключающих возможность непосредственного взаимодействия покупателя с продавцом, необходима специальная онлайн-касса (письма Минфина России от 05.05.2017 № 03-01-15/28069, от 16.03.2017 № 03-01-15/15260, от 01.03.2017 № 03-01-15/11618, от 10.02.2017 № 03-01-15/7516, от 25.01.2017 № 03-01-15/3480).
В случае оплаты через сайт продавца или с помощью сервиса «Яндекс.Деньги» пользователь также обязан применять ККТ, но чек (или БСО, если речь идёт о работе или услуге) выдаётся не в бумажном виде. Он направляется в электронном виде на абонентский номер покупателя или на адрес электронной почты в момент расчёта. Как и в случае с обычной торговлей, данные также передаются в ФНС России через оператора фискальных данных. Причём уже существуют специальные модели ККТ, предназначенные для ведения расчётов с применением ЭСП (электронных средств платежа) в сети Интернет с учётом особенностей таких операций. Они встраиваются в бизнес-процесс интернет-торговли и формируют чек в момент расчёта. Информация о таких моделях есть в реестре ККТ, размещённом на официальном сайте ФНС России (п. 1 ст. 4, п. 5 ст. 1.2 Закона о ККТ).
В тех случаях, когда покупатель рассчитывается в сети Интернет банковской картой, как правило, применяют специальную онлайн-кассу, которая предназначена только для расчётов электронными средствами платежа в сети Интернет. Такая касса не печатает чеки, но обеспечивает их передачу покупателям в электронной форме на указанный ими адрес электронной почты или абонентский номер (п. 1 ст. 4, п. 5 ст. 1.2 Закона о применении ККТ). В чеке должен быть указан адрес сайта продавца (п. 1 ст. 4.7 Закона о применении ККТ).
Специальная онлайн-касса для расчётов в сети Интернет не подходит тем интернет-магазинам, которые, помимо торговли через интернет, ведут и обычную торговлю. Дело в том, что касса для расчётов в сети Интернет при иных расчётах не применяется (п. 1 ст. 4.3 Закона о применении ККТ). Поэтому им удобнее приобрести обычную онлайн-ККТ, которую можно применять при любых расчётах.
При расчётах банковской картой в сети Интернет чеки обязательно выдавать в электронной форме (п. 5 ст. 1.2 Закона о применении ККТ). За неисполнение этой обязанности предусмотрены штрафы (ч. 6 ст. 14.5 КоАП РФ). Поэтому рекомендуем интернет-магазину в форме заказа предусмотреть поля для указания покупателем телефонного номера и (или) e-mail.
Если платежи поступают продавцу от платёжного агрегатора, который выступает платёжным агентом и проводит денежные средства покупателей через специальный банковский счёт, то у интернет-магазина нет обязанности применять ККТ. ККТ применяет агрегатор (п. 12 ст. 4 Закона о приёме платежей, п. 1 ст. 1.2, ст. 1.1 Закона о применении ККТ, Письмо Минфина России 14.03.2018 № 03-01-15/15693).
Если платежи поступают продавцу напрямую от покупателя, а агрегатор является оператором услуг платёжной инфраструктуры, то ККТ должен применять интернет-магазин.

Отсутствие чека при оформлении возвратных операций

Ответственность за неприменение ККТ при расчётах

Неприменение ККТ в установленных законодательством РФ случаях влечёт наложение штрафа (ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ):
— на должностных лиц (ИП) — в размере от 1/4 до 1/2 суммы расчёта без применения ККТ, но не менее 10 000 руб.;
— на организацию — в размере от 3/4 до одного размера суммы расчёта без применения ККТ, но не менее 30 000 руб.
Для субъектов малого и среднего предпринимательства административный штраф заменяется на предупреждение, если неприменение ими ККТ обнаружено впервые (ч. 1 ст. 4.1.1, ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ).
Использование после 1 июля 2017 года ККТ без фискального накопителя, в том числе снятой с регистрационного учёта в одностороннем порядке налоговым органом, рассматривается как неприменение ККТ (Письмо ФНС России от 31.01.2017 № ЕД-4-20/1602).
Повторное нарушение (неприменение ККТ), если сумма расчётов без применения ККТ составила в том числе в совокупности 1 000 000 руб. и более, влечёт (ч. 3 ст. 14.5 КоАП РФ):
— дисквалификацию должностных лиц на срок от 1 года до 2 лет;
— административное приостановление деятельности на срок до 90 суток в отношении ИП и организаций.
Применение ККТ, которая не соответствует установленным требованиям, либо применение ККТ с нарушением порядка её регистрации, сроков и условий перерегистрации, а также порядка и условий её применения влечёт (ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ):
— на должностных лиц (ИП) — предупреждение или административный штраф в размере от 1 500 руб. до 3 000 руб.;
— организацию — предупреждение или административный штраф в размере от 5 000 руб. до 10 000 руб.
Организации и ИП должны по запросу ИФНС представлять информацию и документы, связанные с применением ККТ (п. п. 2, 4 ст. 5 Закона о применении ККТ). Их непредставление, а также представление с нарушением установленных сроков влечёт (ч. 5 ст. 14.5 КоАП РФ):
— на должностных лиц (ИП) — предупреждение или административный штраф в размере от 1 500 руб. до 3 000 руб.;
— организацию — предупреждение или административный штраф в размере от 5 000 руб. до 10 000 руб.
Невыдача покупателю (клиенту) кассового чека или БСО либо ненаправление этих документов в электронной форме покупателю (клиенту) по его требованию влечёт (ч. 6 ст. 14.5 КоАП РФ):
— на должностных лиц (ИП) — предупреждение или административный штраф в размере 2 000 руб.;
— организацию — предупреждение или административный штраф в размере 10 000 руб.
Штраф за неоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной наличности может быть наложен:
— на должностных лиц (ИП) — в размере от 4 000 до 5 000 руб.;
— на организации — в размере от 40 000 до 50 000 руб. (п. 1 ст. 15.1 КоАП РФ).
Должностным лицом, на которое может быть наложен штраф, кассир не является, поскольку он не выполняет организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций. Штраф может быть наложен, например, на главного бухгалтера или руководителя организации (примечание к ст. 2.4 КоАП РФ).

***
Как видим, налоговики ужесточили контроль над использованием ККТ. Применять онлайн-кассы почти всем компаниям и ИП уже необходимо с 1 июля 2018 года. Лишь немногие получили отсрочку до 01.07.2019. Даже в том случае, когда покупатель рассчитывается с интернет-магазином банковским переводом или с использованием электронного кошелька, необходимо использовать ККТ с 1 июля 2018 года (ч. 9 ст. 7 Федерального закона от 03.07.2016 № 290-ФЗ, письма Минфина России от 02.02.2018 № 03-01-15/6180, от 15.08.2017 № 03-01-15/52356). Рекомендуем продавцам ответственно относится к соблюдению Закона о ККТ № 54-ФЗ.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *