сверловка pcd что такое
Что такое PCD на дисках?
Содержание:
Введение
При покупке нового колесного диска покупатель-новичок, как только отвлечется от красивого внешнего вида, сразу обратит внимание на длинную маркировку из странного и малопонятного набора символов, которая любого введет в ступор. Каждая цифра имеет свое значение, и одним из важнейших является параметр PCD, или иначе – разболтовка. Что это и как его отыскать? Ответ дадим в статье.
PCD – что это за параметр?
Стандартная маркировка колесного диска выглядит так: 7×17/5×108 D63.3 ET50. Включает она в себя четыре составляющих. Давайте проведем расшифровку.
Первый параметр состоит из двух цифр: 7×17, где 7 – это ширина посадочной полки диска, выраженная в дюймах; 17 – это диаметр кольцевой части обода, также измеряется в дюймах. Последний должен соответствовать посадочному диаметру шины. В маркировке шины обычно указывается, как 17R.
Второй параметр – также две цифры 5×108, и они интересуют нас больше всего. 5 – это количество отверстий для крепежа диска на ступице. Их может быть 3, 4, 5 или даже 6. На грузовиках могут встретиться и вовсе 15 штук. 108 – диаметр окружности вдоль всех центров крепежных отверстий, выраженный в миллиметрах. Это и есть PCD, или Pitch Circle Diameter. Эту характеристику в шиномонтаже также часто называют сверловкой или разболтовкой. PCD должен полностью совпадать с размерами ступицы, иначе установить колесо на автомобиль будет очень проблематично, а то и вовсе невозможно. Спасти могут только эксцентрики, но ездить на них можно только временно.
Далее идет параметр DIA – D63.3, обозначающий диаметр центрального (ступичного) отверстия в миллиметрах. На легкосплавных дисках оно обычно закрывается пломбой.
Маркировка ET50 – это вылет колесного диска в миллиметрах, т.е. расстояние между крепежной плоскостью диска и серединой его ширины. Вылет может быть положительным, нулевым и отрицательным. Чем меньше вылет, тем больше колея автомобиля, а колеса сильнее выдается за пределы корпуса автомобиля.
Что будет, если пренебречь диаметром PCD?
Все параметры важны для монтажа, монтажник проведет отцентровку диска к ступице, что сильно облегчит закрутку болтов. Чем точнее встанет колесо к ступице, тем полнее оно раскроет свои полезные свойства управляемости и торможения.
Но если ширина, диаметр обода и вылет в той или иной степени можно менять, то сверловка раз и навсегда закреплена производителем, так как конструкция ступицы просто не предназначена для монтажа колесного диска иной размерности. К примеру, у вашего автомобиля разболтовка на ступице равна 5×114.3, т.е. пять болтовых отверстий и 114,3 мм диаметр круга. А купить вы хотите колесный диск с 5×111, т.е. пять отверстий с диаметром окружности 111 мм. Первый параметр полностью совпадает, а со вторым выходит незадача. Вроде бы разница только три миллиметра, но она принципиальная. Определить колесо с неправильной сверловкой визуально вряд ли сможет даже профессионал, если он не будет знать цифры.
Нарушение параметров диска приведет к тому, что его не получится правильно отцентровать и затянуть. В результате полностью затянутой окажется только одна гайка, а остальные будут сидеть в лучшем случае с перекосом. Следствием этого станет динамический дисбаланс – колесо начнет незаметно качаться из стороны в сторону, изнашивать подвеску и рулевой механизм, провоцировать вибрацию кузова, что рано или поздно приведет к поломке или даже к аварии.
Прежде чем экспериментировать с диаметрами, поинтересуйтесь рекомендациями производителя. Иначе неправильно подобранные параметры могут спровоцировать деформацию колесного диска, биение или даже колесо просто отвалится.
Как самому измерить параметр PCD на дисках?
На литых моделях, как правило, все эти показатели указываются на упаковке или они выдавлены на поверхности. Если таковой нет, то измерить PCD на диске можно и самостоятельно.
Это имеет смысл и по той причине, что некоторые производители указывают параметры немного больше тех, которые есть на самом деле. Лучше сначала уточнить диаметр у производителя, а потом проверить данные самому. Как говорится: доверяй, но проверяй.
В измерении диаметра PCD нет ничего сложного, но к этому делу не стоит подходить спустя рукава, ведь между 4х98 и 4х100 разница только кажется скромной. Чаще всего замеры диаметра проводят с помощью штангенциркуля. Возьмем стандартный колесный диск с пятью отверстиями и сделаем два измерения:
От внутреннего края крепежного отверстия до ближней кромки центрального отверстия. К примеру, получаем 20 мм.
От внешнего края крепежного отверстия до дальней кромки центрального отверстия. Здесь получилось 92 мм.
У вас получится два значения, которые потребуется сложить, и получится нужный нам диаметр PCD. 92 мм + 20 мм = 112 мм. В результате, у нас получился PCD равный 5х112.
Если штангенциркуля у вас нет под рукой, то можно попробовать измерить колесо линейкой. Здесь технология измерения диаметра такая же, как в предыдущем случае, но не всегда удается получить точные данные из-за погрешности. Главное, следите, чтобы линейка проходила точно через середину главного отверстия.
Еще можно попробовать обойтись обычным канцелярским циркулем, который есть у каждого школьника. Но этот способ не особо точный, и использовать его нужно в крайнем случае. Ставим иглу в сердцевину диска и очерчиваем окружность вдоль центров крепежных отверстий. Потом фиксируем радиус, прикладываем циркуль к линейке два раза и получаем диаметр.
Часто можно встретить еще один способ: измерить расстояние между центрами двух дальних отверстий под крепеж и умножить на коэффициент:
Для колесного диска с тремя отверстиями умножаем на 1,155;
Четыре диска – 1,414;
Для дисков с тремя или пятью болтовыми отверстиями точным такое измерение не будет, но его легко скорректировать, просто сравнив со стандартными типоразмерами новых дисков. Легче всего и без коэффициента измерить диаметр диска, если на нем четыре или шесть отверстий под крепеж – просто мерим расстояние от крайней точки двух противоположных отверстий, а потом измеряем диаметр ступичного отверстия и складываем получившиеся результаты.
Если у вас осталась инструкция по эксплуатации автомобиля, то можно не искать штангенциркуль или линейку, а просто заглянуть в раздел с техническими характеристиками. Или найти ваше колесо в Интернете.
Сейчас во многих магазинах имеются данные по диаметру PCD и другим параметрам автомобилей, и покупателю вовсе не нужно волноваться, что он ошибется. Наш интернет-магазин поможет подобрать диск по марке вашего автомобиля и другим характеристикам. Вам нужно только ввести свои данные и закинуть покупку в Корзину. Наш фильтр предложит все модели, которые допускается ставить на тот или иной автомобиль. Заметьте, что единственный параметр, остающийся неизменным в любом случае, это PCD.
Как правило, эти характеристики стандартизированы у разных производителей автомобилей. К примеру, у современных моделей марки Audi диаметр PCD диска всегда равен 5х112, BMW выпускает автомобили с размером 5х120, Ford имеет очень довольно маленькую сверловку – 5х108, на отечественных ВАЗ она еще меньше – 4х98. Учитывайте эти параметры и с подбором колесных дисков проблем быть не должно.
Если вам почему-то нужно поставить колесо от другого производителя, делать это нужно с оглядкой, а лучше уточнить информацию у производителя – возможно, диски для разных марок в принципе несовместимы.
Заключение
Вообще правильно подобрать колеса по всем параметрам – это очень важная задача. Обращать внимание нужно не только на PCD, но и на ширину, на вылет, диаметр обода и на то совпадают ли они с характеристиками автомобиля. Чем точнее данные будут соотноситься с теми, что рекомендовал производитель, тем меньше у вас будет проблем, чтобы поставить колеса в будущем.
Чтобы облегчить себе жизнь, лучше покупать колесо, специально приспособленное к автомобилю вашей марки. Не стоит экспериментировать с дисками от Mazda на автомобиле Ford. Они могут соотнестись по диаметру, но в посадочных размерах, ширине и в вылете они будут разнится.
Чтобы еще больше углубить свои знания о маркеровке дисков, посмотрите это видео:
Сверловка дисков — какие бывают варианты? Как замерить сверловку на дисках с 5 отверстиями
Одинаковая ли?
За границей данный параметр обозначают аббревиатурой PCD. Стоит отметить, что диаметр окружности на всех автомобилях разный. Например, сверловка дисков «Тойоты» существенно отличается от «Фольксвагена». В первом случае PCD составляет 5х100 и 114,3, во втором – 5х112 мм. Казалось бы, разница в нескольких миллиметрах. Но такой диск установить на ступицу уже не удастся.
Иногда встречается и двойная сверловка. Она обозначается через дробь (например, 5×100/114,3). Что это значит? На таком диске имеется десять отверстий, первая половина из которых имеет сверловку в 100 миллиметров, а вторая — 114,3. В чем преимущество? Такие колеса могут подойти идеально сразу для автомобилей – с разболтовкой 5×100 и 114,3. Но встречаются данные варианты весьма редко. Отметим несколько производителей дисков с двойной сверловкой:
Сверловка дисков 5х112 – весьма распространенная среди европейских автомобилей. Такая встречается на автомобилях «Ауди», «Мерседес» и даже на «Шкоде». А вот на БМВ сверловка совсем иная — 5×120. На автомобилях «Ягуар» она больше всего на 0,6 миллиметра. Можно ли устанавливать такие диски на БМВ? Специалисты не рекомендуют менять параметр сверловки дисков. Ниже расскажем, почему.
Размер сверловки дисков – это точный параметр
Вы можете менять ширину колеса, его диаметр, вылет и массу других характеристик. Однако величина сверловки должна быть стабильной. Почему? Дело в том, что при несоответствии центров ступицы и диска возникают существенные биения.
На высоких скоростях они могут привести к отрыву колеса. Из-за постоянных вибраций страдают узлы подвески, а что самое опасное – откручиваются болты. Даже при существенной затяжке есть риск их откручивания. Поэтому сверловка дисков «Ниссана» и других авто должна оставаться неизменной при смене колес.
Таблицы совместимости
Никто не спорит с тем фактом, что разболтовку можно определить самостоятельно, используя соответствующие инструменты и специальные формулы для расчётов. Но в нынешних условиях в этом нет совершенно никакой необходимости. Для облегчения процесса выбора существуют специальные таблицы совместимости для разболтовки колёсных дисков. Автомобилисту требуется лишь отыскать таблицу, предусмотренную для его марки и модели автомобиля. Также очень просто определить подходящую разболтовку с помощью информации, приведённой в официальном руководстве по эксплуатации. Там присутствуют данные про все размеры, вылеты, диаметры и многое другое. В зависимости от того, какой диаметр дисков и шин хочет использовать владелец, производитель на каждый случай даёт рекомендации.
Важно понимать, что для всех автомобилей есть свои ограничения касательно минимальных и максимальных диаметров дисков и параметров шин. Выходить за их пределы настоятельно не рекомендуется, поскольку это может обернуться негативными изменениями в работе подвески, повышенному износу деталей, а также к увеличению расхода топлива.
Есть ряд автовладельцев, которые игнорируют рекомендации производителей и не учитывают информацию из таблиц совместимости. Их целью является экономия на покупке деталей. Потому они покупают не совсем подходящие диски, начинают расширять ступичные отверстия, делают дополнительные прорези под крепёжные болты. Некоторые идут дальше, меняя расположение мест для креплений колеса к ступице. И уже в таком виде изделие устанавливают на транспортное средство. В теории такие модернизации имеют право на существование. Но только при условии, что все расчёты и работы проводились максимально точно. А добиться этого кустарным методом в гаражных условиях невозможно. Если неправильно просверлить отверстия, начнётся биение колёс, ступицы будут разрушаться. Да и подвеска машины очень быстро придёт в состояние негодности.
Дорабатывать несоответствующие стандартам вашего автомобиля колёса, если вы хотите получить результат, приближенный к заводскому, экономически крайне невыгодно. На работу придётся потратить внушительную сумму. Намного дешевле приобрести уже полностью регламентированные производителем колёса, в эффективности и работоспособности которых сомневаться не придётся.
Проблема ВАЗовских дисков
Рассмотрим популярную проблему автомобилей Волжского производства. Так, на всех моделях ВАЗ устанавливается ступица под сверловку 4х98, то есть четыре отверстия с диаметром окружности 98 миллиметров. Проблема в том, что ни один именитый производитель не выпускает литые диски (за исключением некоторых китайских) с такими характеристиками. Ближайший параметр сверловки – 4х100. Такой же ранее использовался на старых БМВ. При смене дисков возникает вопрос о безопасности такого тюнинга. Можно ли ставить подобные диски? С точки зрения безопасности, лучше воздерживаться от таких действий. Центр колеса будет смещен – вибрации неизбежны, особенно на скоростях свыше 80 километров в час.
Как проверить и измерить разболтовку колесных дисков? Как измерить разболтовку на дисках
Как измерить сверловку (PCD) колесного диска?
Очень часто нам задают вопрос о том, как правильно измерить один из основных параметров колесного диска — его сверловку (она же PCD). И сегодня мы подробно ответим на этот вопрос.
PCD (Pitch Circle Diameter) — диаметр расположения центров отверстий под крепеж на колесном диске.Пара примеров:5х114.3 — 5 отверстий, которые расположены на диаметре 114.3мм;3х112 — 3 отверстия, которые расположены на диаметре 112мм;4х108 — 4 отверстия на диаметре 108мм;6х139.7 — 6 отверстий на диаметре 139.7мм.
Измерение сверловки 4-х или 6-ти болтового колесного диска не представляет никакой сложности, необходимо просто замерить расстояние между центрами противоположных отверстий.
Однако, измерение сверловки 5-ти болтового диска более нетривиальная задача, ведь тут нет противоположных отверстий (противоположным считаем то отверстие, хорда к центру которого проходит через центр (!) колесного диска).
Мы всячески НЕ рекомендуем использовать широко распространенные в интернете методы с одним измерением и дальнейшим умножением полученного значения на некий коэффициент — с 99% вероятностью Вы получите неверное значение.
Итак, чтобы измерить сверловку (PCD) 5-ти болтового диска необходимо произвести два измерения и затем сложить два полученных значения.
Замеры в силу своей специфики мы конечно же будем проводить на колесной проставке, а не на колесном диске, но это совершенно не меняет сути.
Замер №1: расстояние от внутренней кромки одного из 5-ти отверстий до центрального отверстия (DIA) колесного диска:
Результат нашего измерения равен 20.0мм
Замер №2: расстояние от внешней кромки одного из 5-ти отверстий до противоположной стороны центрального отверстия (DIA) колесного диска:
Результат второго замера равен 92.0мм:
Складываем два полученных значения: 20.0 + 92.0 = 112ммТаким образом, сверловка колесного диска (проставки-адаптера в нашем случае) имеет значение 5х112 (где «5» — количество отверстий, «112» — диаметр расположения их центров в миллиметрах).
Закрепим полученные знания еще одним примером. На этот раз замеры будем производить не штангель-циркулем, а обычной линейкой.
Измеряем расстояние от внутренней кромки одного из отверстий (любого) до ЦО (центрального отверстия, DIA):
Далее измеряем расстояние от внешней кромки одного из отверстий (опять же любого) до противоположной стороны ЦО. Следите за тем, что бы линейка проходила строго через центр колесного диска!
Складываем: 20.0 + 92.0 = 112мм, т.е. в данном случае значение измеряемой сверловки все те же 5х112!
размер колесных дисков, размер крепежных отверстий
То, что называют коротким, немного жаргонным словом «разболтовка», это просто-напросто схема крепления колеса к ступице. Это очень важный показатель, который подразумевает множество нюансов.
Их все надо учесть, если вы решились поменять диски колес на новые. Особенно — на «неродные».
Делают это по самым разным причинам. Чтобы увеличить проходимость автомобиля, немного расширить колесную базу и придать машины более агрессивно-спортивный вид, поставить низкопрофильную резину.
Наконец, просто «для дизайна» или потому, что «родных» колес именно к вашему авто почему-то не достать… Или вы решили поставить, к примеру, диски Ford на свою «Ниву».
Важно! Все тонкости разболтовки напрямую влияют на комфорт, долговечность подвески автомобиля и безопасность движения на нем.
Размер не важен, важна только точность!
Колесные диски крепятся к ступице винтами или, для легкосплавных моделей, шпильками. Основной параметр, от которого зависит разболтовка колесных дисков, это количество крепежных отверстий и радиус окружности, на которой они расположены.
Например, мы приходим в автомагазин и видим на колесных дисках, которые нам приглянулись, маркировку «5х130». Что это значит? Это значит, что имеется пять крепежных отверстий, которые расположены на окружности, равной 130 мм. Этот параметр называется PCD.
Если у вас нет информации, какая разболтовка, — то есть, значение PCD у колес вашего автомобиля, это нетрудно определить самому. Например, у вас Ford Mondeo.
Колеса крепятся четырьмя болтами. Вам надо сначала просто измерить штангенциркулем расстояние между краями противоположных отверстий. Теперь вы хотите получить значение расстояния между центрами этих отверстий.
Для этого нужно измерить диаметр одного крепежного отверстия. А потом из первого числа вычесть второе.
Теперь, допустим, у вас тот же Ford Mondeo, но другой модификации. Его колесо крепится пятью болтами.
Важно! В этом случае значение PCD можно вычислить по формуле. Нужно измерить расстояние между краями соседних отверстий, а потом полученное значение умножить на специальный коэффициент.
Вообще-то этот коэффициент, чисто производственный показатель. Это алгоритм расчета технологических размеров. Поэтому, например, для четырех отверстий он будет равен 1,414.
Такие числа, с тремя знаками после запятой, вполне оправданы. Дело в том, что отверстия под крепление в колесном диске делается «с запасом». Оно, если посмотреть, гораздо больше, чем диаметр крепежного болта.
В свою очередь, у крепежных болтов нижняя часть головки выполнена конической — или сферической формы. А не плоской, как обычно! Это позволяет точно центрировать колесо при его установке и затяжке креплений.
Кстати, их форму тоже надо учитывать, подбирая крепеж под новые диски.
Но значение PCD надо определять предельно точно! Например, для некоторых моделей «Киа» оно указывается с точностью до десятых долей миллиметра: 5х114,3.
Интересно! Бывает, эти значения отличаются всего на два миллиметра. Например, на ступицу своего «рено» с PCD 4х100 мы решили поставить колесный диск 4х98.
Если просто прикрутить его, то полностью на свое посадочное место сядет только один болт. Диск окажется неотцентрованным. Это вызовет его биение при езде и, как результат, быстрый износ подвески и даже рулевого управления.
Можно затягивать крепежные болты постепенно, приемом «крест» или «звездочка». При достаточной сноровке колесо можно практически идеально выровнять.
Другой вопрос, что абсолютно плотно в крепежных отверстиях болты сидят теперь только своими внешними сторонами. Каких последствий от этого для состояния автомобиля и спустя сколько времени ожидать? С абсолютной точностью этого вам не скажет никто…
Существуют специальный таблицы, по которым выполняется разболтовка колесных дисков. Таблица совместимости дает информацию по значениям PCD и другим базовым параметрам колес для большинства наиболее известных моделей автомобилей.
Например, смотрим: Ford Maverick, значение PCD 5х114,3. Точно такое же у Kia Opirus. Но тут указаны и другие параметры. Так подойдет или нет?
Автомобиль, это единое целое!
Другой важный параметр колесного диска, по которому определяется разболтовка, это DIA. То есть – диаметр ступичного отверстия. Смотрим в таблице. Наш Ford имеет DIA равным 70,3 мм., а Kia – 67,1.
Хотя PCD у них одинаковы и крепеж колес тоже: М12х1,50. Но поставить колесные диски, предназначенные для этой модели Ford, на данную Kia мы теоретически можем, а вот наоборот – нет!
Хотя то же значение PCD может отличаться даже у разных модификаций одной и той же модели. Например, как уже говорилось, Ford Mondeo может иметь PCD как 5х108, так и 4х108. При одном и том же значении DIA и крепежа.
Как решают проблему автомобилисты?
Разумеется, многих это не останавливает. Внешний вид автомобиля намного важнее, тем более если это или «ББСы».
Устанавливаем 5-112 на ВАЗ
На первый взгляд, это покажется сумасшествием. Ведь здесь несовпадение идет не только по диаметру центровочного отверстия, но и банально по числу болтов. Что делают владельцы в данном случае? Установка дисков с такой сверловкой возможна при использовании проставок.
Такие можно изготовить у токаря, либо заказать готовый комплект. Цена его составляет порядка 6 тысяч рублей. Да, весьма дорого. Но это единственный способ поставить нештатные диски. Альтернативный вариант – установка новых ступиц, что еще дороже и затратнее по времени.
Есть ли подводные камни?
Обратите внимание, что если сверловка дисков «Нивы» (или любого другого ВАЗа) не совпадает с параметрами устанавливаемых колёс, при использовании проставки у вас:
В остальном характеристики автомобиля не поменяются. Если вы не хотите тратиться на проставки, а число болтов у вас совпадает, можно использовать поставочные кольца.
Они выполняются из поликарбоната и выдерживают температуру до 280 градусов Цельсия. Это наиболее дешевое решение при смене сверловки дисков. Стоимость одного кольца – 45 рублей.
Формула для расчета и таблицы совместимости
При нечётном количестве отверстий одним измерением обойтись не получится. В таком случае надо измерить расстояние между осями двух рядом расположенных болтов, после чего применить для вычислений простые формулы.
Допустим, расстояние равно какому-то числу X. Тогда, в зависимости от количества числа болтов от 3 до 5 используются следующий формулы:
Формулы получены в результате простых геометрических манипуляций, каждый может лично проверить и получить более точные коэффициенты.
В качестве примерной справочной информации можно использовать таблицу совместимости моделей автомобилей по признаку одинакового PCD.
Как уже упоминалось выше, это никак не может означать полную взаимозаменяемость дисков, так как все прочие их параметры редко когда совпадают.
Размер дисков по PCD | Самые распространённые автомобили, где он применяется |
4×98 | Alfa Romeo 33, 155, 164, FIAT 124, 126, Brava, Cinquecento, Croma, Multipla, Palio, Panda, Punto, Seicento, Tempra, Tipo, Uno, Lancia Delta, Lada |
4×100 | Старые модели Audi, Mini, BMW 3, Daewoo Espero, Lanos, Nexia, Daihatsu Charade, Cuore, Grand Move, Honda CRX, Civic, Accord, Integra, Jazz, Kia Spectra / Sephia, Mazda 121, 323, MX5, Mitsubishi Carisma, Colt, Lancer, Nissan Micra, Sunny, Opel Ascona, Astra, Calibra, Corsa, Kadett, Vectra, Zafira, Renault Clio, Espace, Kangoo, Megane, Twingo, Seat Ibiza, Toledo, Skoda Felicia, Suzuki Baleno, Toyota Corolla, Yaris, Volkswagen Golf, Jetta, Passat, Polo, Volvo 440 |
4×108 | Audi 80, 100, Citroen BX, ZX, Berlingo, Visa, Xantia, Xsara, Ford Escort, Fiesta, Ka, Mondeo, Peugeot 106, 205, 206, 306, 307, 405, 406, Partner, Saab 900, 9000, Volvo 850 |
4×114,3 | Daewoo Matiz, Honda Civic VTEC, Accord, Prelude, Hyundai Accent, Sonata, Mitsubishi Carisma, Colt, Galant, Lancer, Space Wagon, Nissan Almera, Primera, Suzuki Alto, Swift, Volvo S40, V40 |
5×100 | Audi A3, TT, Skoda Octavia, Subaru Forester, Impreza, Legacy, Outback, Toyota Avensis, Carina, Celica, Volkswagen New Beetle |
5×108 | Citroen XM, Jumper, Ferrari, Ford Focus, Mondeo, Volvo 740, 760, 780 |
5×112 | Audi 100 CS, Quattro, Audi A4, S2, S4, A6, A8, Ford Galaxy, Mercedes Benz 280SL, 600SL, SLK, A, Vito, Volkswagen T1, T4 |
5×114,3 | Американские автомобили, Daihatsu Terios, Honda Odysee, CRV, Lexus, старые модели Mazda, Toyota RAV4 |
5×115 | Американские автомобили |
5×120 | Range Rover, Rolls Royce |
5×139,7 | Lada 4×4, Chevrolet Niva, УАЗ |
Следует иметь в виду, что диски, которыми комплектовались автомобили, могли сильно отличаться в зависимости от конкретной модификации модели и заказанной комплектации.