сверстать бюджет что это
ЧТО ПОМОЖЕТ БЫСТРЕЕ СВЕРСТАТЬ ГОДОВОЙ БЮДЖЕТ, КОТОРЫЙ УСТРОИТ ВСЕХ
Дата публикации: 29/08/2012
П ервое и самое главное, с чем нужно определиться, прежде чем начинать работу над бюджетом следующего года, – к чему стремится компания. Цели могут быть самыми разными. Исключением был лишь 2009 год. Когда бюджеты верстались в условиях полной неопределенности и практически все предприятия стремились спланировать свою работу и денежные потоки так, чтобы свести концы с концами. Другими словами, главной целью было максимальное повышение ликвидности.
Но кроме этого менеджмент российских предприятий часто судит об эффективности составленных бюджетов еще по двум другим показателям: плановая выручка и прибыль (или рентабельность).
Встречаются и более экзотичные варианты, когда составленный бюджет оценивается, например, с позиций стоимости бизнеса. Но подобное все же редкость. Повышение ликвидности, рентабельности или выручки – более распространенные и понятные цели. А теперь о том, почему начать работу над бюджетом нужно с определения цели. Распространенная ситуация: собственники бизнеса требуют максимального увеличения ликвидности, прибыли и выручки одновременно – приоритетное направление не определено. А что на выходе? Задачи во многом взаимоисключающие. Например, компания планирует продавать больше своей продукции за счет увеличения отсрочки платежа своим клиентам или предоставления скидок. При таких условиях уже в первой версии бюджетов обнаружится, что рост продаж можно обеспечить, но замедлился рост прибыли, а также есть проблемы с входящим денежным потоком из-за неизбежного роста «дебиторки». Дальше начинают вноситься множественные корректировки. И когда удается выправить ситуацию с рентабельностью, страдает динамика будущих доходов и уменьшается приток живых денег в компанию. Появляются вторая, третья, четвертая версии бюджетов. И каждая не устраивает менеджмент и собственников. В итоге процесс бюджетирования затягивается. Избежать подобных проблем можно, если сразу расставить приоритеты.
Методы составления бюджетов
Есть три принципиально отличающихся подхода к формированию бюджета, обеспечивающих выполнение поставленных целей.
Целевой метод. Пожалуй, это наиболее прогрессивная технология. Суть в следующем. Сначала определяется цель компании на следующий год. Причем эта цель оцифрована с помощью конкретного укрупненного показателя. Он в свою очередь может быть разбит на составляющие, декомпозирован. И каждая составляющая представляет собой ограничение для той или иной бюджетной статьи.
Метод нормирования. Его суть заключается в раскладке каждого прогнозного рубля доходов на статьи затрат, которые могут быть профинансированы в строго установленной пропорции. Логика использования этого подхода хорошо показана в таблице.
Таблица. Пример системы бюджетных нормативов (извлечение)
Показатель | Норматив к показателю, в % | Степень жесткости норматива |
---|---|---|
Поступления денежных средств за прошлый месяц | 100 | |
Использование нормативов в текущем месяце, в т.ч.: | ||
фонд дивидендов | 15 | Не менее Х рублей |
фонд накопления прибыли | 10 | Установленный процент |
прямые производственные расходы | 35 | Установленный процент |
косвенные производственные расходы | 15 | Не менее Х рублей |
коммерческие расходы | 10 | Установленный процент |
административные расходы | 10 | Не менее Х рублей |
фонд премирования персонала | 5 | Установленный процент при полном выполнении остальных нормативов |
Метод согласования. Эта идеология хорошо знакома российским компаниям. Суть в том, что каждое структурное подразделение или центр финансовой ответственности формирует свой бюджет, а затем все составленные планы состыковываются на уровне всей компании в результате подгонки и постоянных обсуждений. Эта технология, безусловно, работает, но предполагает слишком много итераций и съедает уйму времени.
Вне зависимости от того, какой метод составления бюджетов используется, от процедуры согласования уйти невозможно, собственно, и не нужно, так как это один из основополагающих инструментов контроля. Поэтому не исключено, что бюджеты подразделений могут быть возвращены на доработку из-за того, что содержащиеся в них плановые показатели не соответствуют стратегическим целям компании. Этот процесс может длиться до тех пор, пока все подразделения не согласуют свои интересы и не приведут их в соответствие с целями и доступными ресурсами.
Пять правил, позволяющих свести количество согласований к минимуму
Правило 1. Следует соблюдать четкую последовательность подготовки бюджета, которая должна быть закреплена во внутренних приказах и регламентах.
Правило 2. Проводить регулярные обсуждения промежуточных результатов, причем с участием всех ключевых участников. Таким образом, регулярная коммуникация позволяет на ранней стадии определить узкие места и внести корректировки.
Правило 3. Зафиксировать предпосылки, исходя из которых строится бюджет.
Правило 4. Обеспечить варианты бюджетов для разных наборов предпосылок. Это очень важный фактор, поскольку к акционерам лучше приходить на обсуждение с несколькими сценариями, чтобы у них оставалась возможность выбора.
Правило 5. Для уменьшения количества корректировок не лишним будет подготовить анализ чувствительности основных показателей к изменению предпосылок. Таким образом, можно подготовить один бюджет, но наглядно продемонстрировать акционерам, как изменятся показатели при изменении предпосылок. В этом случае не придется проводить весь трудоемкий процесс бюджетирования ради того, чтобы показать размер EBITDA из-за измененных предпосылок.
Чтобы уменьшить число итераций согласования, необходимо ответить на следующие вопросы:
– каково основное направление согласования бюджетов: вертикальное, горизонтальное;
– какие бюджеты являются исходными (базовыми), а какие – зависимыми;
– какая концепция планирования будет использоваться: снизу вверх или комбинированный подход.
Вертикальное согласование предполагает, что в компании есть многоуровневая финансовая структура. Например, в структуре торговой компании выделено несколько бизнес-единиц – центры маржинального дохода (торговые филиалы в регионах). Каждый филиал управляет работой нескольких офисов продаж (центр доходов) и складов (центр затрат). В соответствии с этой конфигурацией есть три уровня согласования, например для бюджетов продаж, формируемых параллельно. Выглядит это так. Центры доходов (офисы продаж) готовят свои планы по продажам и направляют их на утверждение в филиал. Филиал консолидирует бюджеты, проводит их проверку, согласовывает и передает в главный офис компании. На уровне компании все повторяется, только в отношении уже бюджетов продаж по филиалам.
При горизонтальном согласовании бюджеты движутся не от подчиненного к начальнику, а по ЦФО одного и того же уровня. В данном случае четко прослеживается зависимость между бюджетами: в роли исходных выступают бюджеты продаж, а, например, бюджеты закупок – зависимыми. В каждом конкретном случае логика взаимозависимости между бюджетами будет определяться, прежде всего, спецификой бизнеса компании. Сначала будет планироваться тот вид деятельности, по которому есть ограничения.
Все описанные примеры объединяет одно – они работают по принципу снизу вверх: сначала формируются первичные бюджеты, далее они согласовываются по горизонтали или уровням иерархии (по вертикали), консолидируются и утверждаются у руководства. Преимущество такого подхода – в достаточно высокой точности и правдоподобности планов. В качестве же недостатка можно назвать то, что такие бюджеты могут не соответствовать стратегическим целям.
На практике встречается также комбинированный подход, когда подразделениям сначала спускаются лимиты по укрупненным статьям, а те с учетом существующих ограничений разрабатывают детальные планы и возвращают наверх на утверждение. При таком подходе удается избежать дополнительной корректировки бюджетов на соответствие стратегическим целям.
Верстка бюджетов, сформированных при помощи документов «Бюджетная операция»
Учебный центр «Стимул» предлагает:
Документы «Бюджетная операция», сформированные в рамках одного сценария по разным статьям оборотов, ЦФО и проектам, формируют одну версию финансового плана.
Сформированную таким образом версию финансового плана можно проверить, проанализировать и скорректировать при помощи отчетов подсистемы «Бюджетирование». Корректировку бюджета рекомендуется проводить именно при помощи отчетов, а не из списка бюджетных операций, по следующим причинам:
Механизм корректировки оборотов бюджетирования из отчета подробно рассмотрен на примере «Отчета по бюджету». Этот механизм аналогичен для всех отчетов подсистемы.
Отчет по бюджету
«Отчет по бюджету» по сути является печатной формой бюджета. В отчет выводится информация об остатках и оборотах одного бюджета:
Это значит, что отчет позволяет проанализировать не только планируемые обороты по статьям бюджета, но и остатки активов и пассивов предприятия, которые планируется получить к концу периода планирования.
Как и все отчеты подсистемы, «Отчет по бюджету» можно использовать для анализа не только данных бюджетирования, но и фактических данных. Чтобы получить отчет о результатах финансового планирования, нужно в форме настройки отчета выбрать вид данных «Данные сценария» и указать сценарий.
В отчет попадают остатки по счетам и обороты по статьям, указанным в справочниках «Счета бюджета» и «Статьи бюджета», подчиненных справочнику «Бюджеты». Настройка статей и счетов бюджета подробно описана в статье » Структура бюджета «.
Каждую из сумм остатков и оборотов можно детализировать по документам бюджетирования, сформировавшим ее. При детализации суммы оборотов по статье в отчет попадают все документы, сформировавшие обороты выбранной «клеточки» отчета, т.е. обороты по статье и дополнительным группировкам отчета. Например, при детализации суммы оборотов в выделенной «клеточке» на рисунке будут получены все бюджетные операции за период, сформировавшие обороты по статье «Хранение товаров» по ЦФО «Отдел снабжения».
При детализации суммы остатков по счету в отчет будут выведены все бюджетные операции, сформировавшие проводки по счету и его субконто, совпадающими с дополнительными группировками отчета. Например, при детализации суммы остатков в «клеточке», которая на рисунке обведена рамкой, будут получены все бюджетные операции за период, сформировавшие проводки по счету плана счетов бюджетирования «Выручка» и по значению субконто ЦФО «Отдел оптовой продажи».
Обороты по статьям бюджетов
В отчет «Обороты по статьям бюджетов» выводятся обороты по выбранным статьям оборотов в рамках одного сценария. Различие между этим отчетом и «Отчетом по бюджету» состоит в том, что отчет «Обороты по статьям бюджета» отображает обороты по статьям, не привязанным к конкретному бюджету. Таким образом отчет позволяет проверить и проанализировать все обороты в рамках одного сценария. Это особенно удобно в случаях, когда влияющие обороты по статьям, относящимся к одному из бюджетов, формируют зависимые обороты по статьям, относящимся к другому бюджету.
ПРИМЕР. Статья оборотов » Оптовая торговля » входит в состав бюджета доходов и расходов. Статья является влияющей для статьи оборотов «Поступление безналичных ДС: покупатели», которая входит в состав бюджета движения денежных средств. В отчете «Обороты по статьям бюджетов» можно увидеть обороты по обеим статьям, проанализировать установленную зависимость не на уровне отдельных документов, а в целом за период.
Точно так же, как в «Отчете по бюджету», для получения отчета о результатах финансового планирования, нужно в форме настройки отчета выбрать вид данных «Данные сценария» и обязательно указать сценарий. Статьи оборотов для вывода в отчет можно отобрать одним из 2 способов:
Как и в «Отчете по бюджету», сумму оборотов можно детализировать до документов бюджетирования, сформировавших оборот, а также ввести новые бюджетные операции с уже заполненными аналитиками бюджетирования.
Отчеты по плану счетов бюджетирования
Подсистема содержит ряд отчетов, предназначенных для анализа остатков и оборотов по плану счетов бюджетирования. К этим отчетам относятся:
Отчеты формируются аналогично одноименным бухгалтерским отчетам. Для получения данных финансового планирования (данных сценария) в настройках отчетов обязательно нужно указать сценарий.
Отчеты «Оборотно-сальдовая ведомость», «Оборотно-сальдовая ведомость по счету» и «Анализ счета» могут быть детализированы до «Карточки счета». Отчет «Карточка счета» позволяет просмотреть и изменить документы бюджетирования, сформировавшие движения по счету.
Бюджет свёрстан в интересах регионов
Тем не менее вопрос компенсации выпадающих доходов из-за отмены налога на движимое имущество остаётся открытым
Прорывные цели и национальные задачи
В целом позитивное отношение сенаторов к важному документу определило то обстоятельство, что при формировании бюджета на следующую трёхлетку большинство их предложений было учтено, что позволило распределить в регионы дополнительно более 170 миллиардов рублей и, соответственно, обеспечить более точную настройку экономики.
По словам председателя Комитета Совета Федерации по бюджету и финрынкам Сергея Рябухина, представленный бюджет позволяет создать условия для увеличения продолжительности жизни россиян, реального роста их благосостояния и снижения уровня бедности. Особенностью же принятого документа являются национальные проекты, на реализацию которых предусмотрено 5,7 триллиона рублей.
Первый замминистра финансов Татьяна Нестеренко отметила, что основой национальных целей и проектов является повышение темпов роста экономики до уровня выше среднемировых. Добиться этого возможно за счёт роста уровня инвестиций. Сейчас этот показатель составляет порядка 21,5 процента к уровню ВВП, задача — довести его как минимум до 25 процентов. Это означает, что рост инвестиций в среднем должен составить не ниже шести процентов в год, пояснила замминистра, уточнив, что достигнуть эти цели возможно, только создав условия для привлечения в экономику частного капитала.
В то же время, по оценкам главы Счётной палаты Алексея Кудрина, к настоящему времени 75 процентов показателей, по которым будет оцениваться эффективность нацпроектов, ещё не существуют, а будут разрабатываться в течение следующего года, некоторые будут доработаны только в 2021 году.
Председатель Счётной палаты отметил, что предстоящая трёхлетка должна стать исторической «с учётом поставленных Президентом России задач по достижению высоких темпов роста экономики и весомого увеличения благосостояния граждан».
Он напомнил, что до 2024 года на реализацию 13 нацпроектов будет потрачено 26,5 триллиона рублей, из которых 14 — это средства федерального бюджета, 4,4 триллиона рублей составят траты регионов, остальное покроют внебюджетные источники.
Согласно принятым параметрам бюджета на 2019—2021 годы, почти 6 триллионов рублей пойдёт на строительство яслей для детей от 1,5 до трёх лет, строительство фельдшерско-акушерских пунктов в отдалённых территориях, поддержку науки, малого и среднего предпринимательства и на другие социальные проекты.
В то же время финансирование образовательных программ дополнительно к утверждённым ранее двадцати пяти миллиардам рублей в части строительства сельских школ вырастет на три миллиарда рублей, к ним добавится ещё одиннадцать миллиардов рублей, предназначенных для ликвидации третьей смены, и более пяти миллиардов рублей на модернизацию школьной инфраструктуры.
Выпадающие доходы регионов должны быть компенсированы
В то же время она обратила внимание, что при всех положительных свойствах документа остался нерешённым ряд вопросов, в том числе по передаче на федеральный уровень отчислений в Фонд обязательного медицинского страхования за неработающее население. Глава палаты напомнила, что на прошедших в октябре парламентских слушаниях министр финансов Антон Силуанов пообещал перевести финансирование пенсионеров и детей на федеральный уровень. Этого не произошло, хотя расходы регионов на ФОМС растут непомерными темпами: в общей сложности в 2018 году сюда будет направлено 680 миллиардов рублей.
«Расходы за неработающее население в ФОМС выше, чем на зарплату бюджетникам. Это недопустимо. Необходимо наконец разобраться с тем, что происходит, определиться с тем, кто у нас неработающий, и снять нагрузку с регионов. Я просила бы вернуться к теме в следующем году и взять пенсионеров и детей на федеральный уровень», — подчеркнула Валентина Матвиенко, добавив, что в 2019 году расходы на ФОМС в Санкт-Петербурге по неработающим гражданам увеличатся на 12 миллиардов рублей.
Также ёмким по содержанию и до сих пор нерешённым остаётся проблема выпадающих доходов регионов в связи с отменой налога на движимое имущество. Министерство финансов явно перестаралось, освободив всё движимое имущество от уплаты налога, хотя поручение президента имело иной смысл — освободить от налога только то движимое имущество, которое закупается в целях модернизации производства и повышения производительности труда.
Администрирование налога на движимое имущество ФНС должна осуществлять с пониманием и открытыми глазами.
Но поскольку решение уже принято, Валентина Матвиенко рекомендовала Минфину определиться с тем, что является движимым имуществом, а что такое недвижимость. Отсутствие единомыслия в этом вопросе она объяснила на примере нефтяных вышек, которые сегодня в одном регионе считаются движимым имуществом, в другом — недвижимым. Следовательно, и налогооблагаемая база разная.
«Сейчас все личные «мерседесы» зарегистрируют и переведут в движимое имущество и не будут платить налоги. Это мина замедленного действия. Поэтому разберитесь, что вы собираетесь освобождать от налогообложения. Администрирование этого налога ФНС должна осуществлять с пониманием и открытыми глазами», — подчеркнула глава палаты регионов.
При этом Валентина Матвиенко напомнила, что регионы должны получить компенсации от нововведения по выпадающим доходам в полном объёме: «Пока компенсации не в полном объёме — это точно. И мы подтвердили это цифрами по всем субъектам. Регионы рассчитывают потери, исходя из коэффициента 2,2, а Минфин почему-то его уменьшил в два раза».
Татьяна Нестеренко согласилась с обоснованностью беспокойства сенаторов по поводу грядущих финансовых потерь, пообещав в ближайшую неделю определиться с трактовкой движимого имущества и довести до налоговых органов новые уточняющие критерии.
Сколько денег в бюджете и на что они будут потрачены
Согласно проекту бюджета на 2019 год, ВВП страны увеличится на 4,6 триллиона рублей по сравнению текущими показателями — до 106 триллионов рублей при темпах роста 1,3 процента. В 2021 году темпы роста экономики значительно возрастут и ВВП достигнет 118,4 триллиона рублей.
Самые большие расходы предполагаются в нацпроекте «Демография» — 1,6 триллиона рублей. Нацпроект «Здравоохранение» аккумулирует в следующие три года 698 миллиардов рублей, «Образование» — 362, «Жильё и городская среда» — 318, «Экология» — 278, «Безопасные и качественные дороги» — 371, «Наука» — 135, «Цифровая экономика» — 409, «Производительность труда и поддержка занятости» — более 20, «Культура» — 44, «Малое и среднее предпринимательство» — почти 150, «Международная кооперация и экспорт» — 285 миллиардов рублей и «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры» — 1,031 триллиона рублей.
Прогноз основных макроэкономических показателей, взятых за основу для формирования проекта федерального бюджета, составлен исходя из цены на нефть 63,4 доллара за баррель в 2019 году при ожидаемой цене на нефть 69,7 доллара в конце 2018 года.
В то же время курс рубля, по прогнозам, сохранится в пределах 63,9-64,0 рубля за доллар до конца 2021 года.
Общий объём доходов федерального бюджета в 2019 году составит 19,9 триллиона рублей (в том числе дополнительных нефтегазовых доходов в сумме 3,3 триллиона рублей), сумма расходов — 18 триллионов рублей. Профицит составит 1,9 триллиона рублей.
Прогнозируемый общий объём доходов федерального бюджета в 2020 году составит 20,2 триллиона рублей, в 2021 году— 20,9 триллиона рублей. Расходы в 2020 году не выйдут за пределы 19 триллионов рублей, в 2021 году чуть превысят 20 триллионов.
Профицит федерального бюджета в 2020 год составит 1,2 триллиона рублей, в 2021 году — 951,9 миллиарда рублей.
Верстка сайта: инструкция для начинающих
Что такое вёрстка сайта
Вёрстка – это структура всех элементов на странице документа, сайта или другого информационного носителя. Такими элементами могут быть изображения, заголовки, подзаголовки, таблицы, инфографика и сам текст.
Изначально понятие вёрстки было применимо к издательской деятельности. Книги, газеты, журналы содержат структурированную информацию. В них есть чёткая сетка, блоки, в которых текст и графические материалы упорядочены таким образом, чтобы максимально облегчить читателю процесс потребления информации и заинтересовать его.
Сейчас актуальность вёрстки для издательств сохраняется, но к ним также примкнула и сфера веб-дизайна.
В разработке сайтов вёрсткой называется перевод дизайн-макетов в интерактивный, читаемый браузерами вид. То есть, верстальщик пишет код, который формирует из предоставленного графического шаблона «живую» веб-страницу, с элементами которой может работать пользователь.
В контексте создания сайтов есть два вида разработки:
Вёрстка относится к front-end. Она не отвечает за базовые возможности сайта, например, за регистрацию пользователей, товарную корзину или прочие операции, связанные с вычислениями, внешними и внутренними запросами, хранением и загрузкой данных.
Вёрстка правильно располагает все элементы на странице и делает так, чтобы с ними было удобно работать. Поэтому вёрстка сайта – это ответственная задача, требующая внимательности, терпения и постоянного тестирования.
Вёрстку веб-страниц невозможно представить без HTML. Если говорить простыми словами, то HTML — это единый стандарт отображения всех элементов веб-страницы. Это язык разметки, с помощью которого браузеры показывают нам порядок, размер, формы и шрифт текста. С его тегами знакомы все, кто занимался созданием сайтов, например:
БДР: бюджет доходов и расходов
БДР: бюджет доходов и расходов
Кандидат экономических наук, доцент. Автор двух монографий, шести учебных пособий и нескольких десятков статей по вопросам бухгалтерского учета, финансового менеджмента и анализа. Лауреат премии губернатора в сфере науки, техники и инновационной деятельности за 2012 г. За плечами — опыт работы главбухом бюджетного учреждения и преподавателем государственного вуза.
БДР: что это такое
БДР является ключевым документом в системе бюджетирования. В нем фиксируются планируемые:
Вместе с бюджетом движения денежных средств (БДДС) и балансовым бюджетом БДР формирует триаду финансовых бюджетов предприятия.
Составление бюджета доходов и расходов
БДР составляется на этапе, когда уже готовы все операционные бюджеты. Этим он схож с финансовой отчетностью. Ее нельзя получить, пока не будут отражены хозяйственные операции периода. По аналогии БДР не составить, пока не сверстаешь как минимум бюджеты продаж, производства, себестоимости реализации, коммерческих и управленческих расходов.
Именно поэтому формирование БДР – это, по сути, чисто технический процесс. Для него не требуется анализ емкости рынка. Не нужны оценка и корректировка норм потребления материалов. Нет необходимости считать плановые амортизацию и налоги. Если готова качественная информационная база в операционных бюджетах, то обобщить ее в БДР – вопрос лишь времени.
Давайте посмотрим, как это делается. Чтобы было проще, выделим три этапа, связанные с формированием плановых:
БДР: откуда берутся доходы
Основной источник – бюджет продаж. Его результирующий показатель – это выручка или доход от обычных видов деятельности. Он получается, как произведение плановых цены и объема реализации по каждой ассортиментной позиции.
В некоторых компаниях на этом и останавливаются. В других – включают в БДР еще сумму прочих доходов из числа тех, которые можно заранее спрогнозировать. Например, поступления от сдачи имущества в аренду или проценты по предоставленным займам. Если так, то дополнительно потребуется бюджет прочих доходов и расходов.
Здесь многое зависит от:
В итоге совокупные доходы формируются по такой формуле:
БДР: как формируются расходы
Расходы аккумулируются из четырех операционных бюджетов:
Первые три дают информацию о расходах по обычным видам деятельности, последний – по прочей составляющей. Как отмечали выше, он – опционален и в некоторых компаниях не составляется.
Остановимся подробнее на особенностях переноса данных. Сразу отметим: вариантов – несколько.
Второй вариант отличается разбивкой общей суммы каждой составляющей расходов на переменные и постоянные. Когда готовятся операционные бюджеты, то без такого деления не справиться. Однако в ходе обобщения в составе БДР иногда обходятся общими суммами. Для большей же информативности такую детализацию, напротив, сохраняют.
Третий вариант отражения расходов в БДР – показать их в разбивке на следующие элементы:
Этот вариант хорош с точки зрения расчета по финансовым бюджетам плановых показателей эффективности использования ресурсов (производительности труда, материалоотдачи, амортизационной отдачи). Однако он сложнее с позиции сбора данных для формирования БДР. Придется вычленить из операционных бюджетов зарплату, материальные расходы, амортизацию и т.п. Выходит, простым переносом итогов, как в первом варианте не обойдешься.
Четвертый вариант детализации расходов в БДР – разбить их по географическим или операционным сегментам. Если выбираете такой подход, тогда и доходы покажите аналогично. Что это даст? Возможность посчитать операционную прибыль не одной общей суммой, а, например, по регионам продаж или по продуктам.
Подробнее о классификации затрат по элементам и в зависимости от объема производства/продаж читайте в статье «Расчет себестоимости».
Какую прибыль показать в БДР
Вид финансовых результатов и порядок их расчета зависит от того, как вы показали расходную часть и в какой детализации нуждаетесь. На рисунке 1 мы привели несколько вариантов.
Рисунок 1. Финансовый результат в БДР в зависимости от выбранного способа представления расходов
Блок про составление БДР завершим ответами на частые вопросы.
Вопрос 1. Как быть с НДС в БДР?
Так, как вы поступаете с ним при формировании отчета о финансовых результатах. А именно – ориентироваться на то, является ли ваше предприятие плательщиком этого налога и имеет ли право возместить его из бюджета. Могут быть три варианта:
компания платит НДС по всем видам операций. В таком случае исключите «свой» НДС к уплате из состава выручки и прочих доходов, а «чужой» к возмещению – из материальных и прочих расходов. Так вы покажете «чистые» доходы и расходы. Это разумно, ведь НДС, пришедший в цене от покупателя, придется отдать в бюджет. Значит, это не доход. А НДС, уплаченный поставщику, можно возместить. Выходит, это не расход;
Вопрос 2. Нужно ли учитывать дебиторскую и кредиторскую задолженность при формировании БДР?
Нет. Они требуются при подготовке бюджетного баланса и БДДС. В первом документе показываются их остатки. Во втором – на них корректируются суммы денежных притоков и оттоков.
Доходы и расходы из БДР не зависят от их величины. Причина: доход генерирует денежный приток с поправкой на дебиторку, а расход – денежный отток с поправкой на кредиторку, а не наоборот. Значит, доходы/расходы – первичны по отношению к сумме счетов к получению и к оплате.
Форма БДР: пример
Варианты представления расходов определяют разные формы документа. Заметьте: БДР – это элемент управленческой отчетности. Для него нет образца, установленного приказом Минфина РФ. Поэтому предприятие вольно само решать, каким он будет.
Смотрите некоторые подходы с отличающимся расположением статей на рисунках 2, 3 и 4. Цифры – условные. Они нужны лишь для иллюстрации зависимости между статьями бюджета.
Рисунок 2. Форма БДР, аналогичная бухгалтерскому отчету о финансовых результатах
Рисунок 3. Форма БДР с разбивкой расходов на переменные и постоянные
Рисунок 4. Форма БДР с разбивкой расходов по обычным видам деятельности на элементы
БДР и БДДС: отличия
Главное отличие БДР от БДДС сводится к принципу, лежащему в основе формирования. Для БДР – это метод начисления, для БДДС – кассовый.
Начисление исходит из того, что доходы и расходы признаются в периоде их формирования, а не тогда, когда под них получили или отдали деньги, как в случае с кассовым методом.
Это общее правило раскладывается на такие частности:
Другие отличия БДР и БДДС мы обобщили в таблице.