световая инсталляция что это
Питер Эрскин: световая инсталляция “Секреты солнца” как медитация в архитектурном пространстве
Световые инсталляции – одна из популярных тематик нашего ресурса. Вниманию посетителей сегодня предоставляется серия работ под названием “Секреты солнца”. Автор – американский художник Питер Эрскин.
Проект, техническая суть которого – преломление лазерного луча через призматическую установку с разложением его на спектральные составляющие, была изобретена Эрскином ещё в конце 80-х годов.
Под воздействием цвета современные и исторические архитектурные сооружения, главным образом, их интерьеры, обретают новое эстетическое значение и оказывают ошеломляющее эмоциональное воздействие.
Каждая работа выстраивается в зависимости от особенностей местности и архитектурного стиля.
Под иным углом зрения (в буквальном смысле) предстали здания, где демонстрировалось экспериментальное искусство Эрскина, – в США, Италии, Германии, Англии и Северной Ирландии.
30-летний опыт Мастера представлен на его сайте.
Самые необычные световые инсталляции
Использование света в декоративных композициях, выставках и инсталляциях уже давно стало отдельным видом искусства. Предлагаем вам окунуться в мир игры света и теней, яркого великолепия и впечатляющих дизайнерских решений. Читайте о самых выдающихся световых инсталляциях со всего мира.
Содержание
«Прогулка по хрустальной Вселенной»
Оригинальное решение, представленное на искусственном острове Одайба в Японии. Композиция представляет собой огромное количество направленных светильников, свет которых отражается в подвесках с хрустальными элементами разного размера. Блики создают неповторимый эффект полета сквозь пространство космоса.
В зависимости от выбора схемы вы можете увидеть картины разных галактик, побывать в туманностях или просто пролететь огромные пространства со скоростью света. При этом ваши движения провоцируют изменения в отдельных элементах световой схемы, создавая эффект полного присутствия и еще больше подстегивая фантазию. Один из наиболее ярких примеров эффектной инсталляции современности.
Бесконечность в действии
Еще одним интересным вариантом световой инсталляции является другое произведение японских мастеров – «Infinity». Проект перемещен в горизонтальную плоскость – это большой бассейн глубиной 25-30 сантиметров, в котором плавают декоративные карпы кои. Суть инсталляции в создании своего собственного, уникального рисунка на воде путем простого перемещения в бассейне.
Подсвечивается тут не только вода, но и сами рыбы. Каждое столкновение карпа с вашими ногами меняет цвет его подсветки и оставляет след по траектории движения рыбы. Таким образом, через постоянно меняющуюся «real time» анимацию (заготовленные схемы отсутствуют) вы можете создавать совершенно невероятные переплетения разноцветных линий, которые в сочетании с колебаниями водной глади просто захватывают дух.
Оригинальная геометрия «Shape up»
Уникальным проектом световой инсталляции стала простая на первый взгляд композиция от Ambience Lightning и некоего художника Эльзупа.
Поверхностный осмотр не позволит заметить ничего особенного, однако контрастность рисунка оригинально сочетается со скрытой светодиодной подсветкой. Созданная в главном офисе компании, инсталляция призвана показать возможность нахождения уникального и эффектного даже в самом заурядном пространстве. Сама композиция постоянно меняется благодаря таймеру, регулярно переключающему светодиоды. Меняется угол подсветки и восприятие изображенных художником геометрических фигур.
Философская идея впечатляющих масштабов
В Роскильде (Дания) на ежегодном летнем фестивале 2015 года была выставлена необычная инсталляция высотой в 12 метров. Конструкция получила название Nebula («нестабильность»): объект призван отразить непостоянство жизни в больших городах, суету и изменчивость повседневности мегаполиса. Внешний вид конструкции имеет урбанистические ноты – геометрические формы металлических лесов и крепежа великолепно сочетаются с основным посылом инсталляции.
Световой эффект достигнут благодаря размещенным внутри лесов светильникам и плотной полупрозрачной пленке, которой обтянута вся конструкция. Отражаясь на поверхности полиэтилена, световые потоки оставляют четко различимый рисунок (абстракцию, геометрические фигуры, символы), при этом сохраняя воздушность композиции. Немалую роль в эффектности инсталляции играет и выбранное создателем по имени Zotes место расположения – это достаточно большое свободное пространство посреди парковой зоны. Поразительным является и то, как мастеру удалось из элементарных материалов создать столь захватывающие декорации.
Великолепие света на ВДНХ
Нельзя не вспомнить выставку «Вдохновение-2017», порадовавшую многих поклонников искусства освещения из России и Европы.
Проект был представлен множеством разнообразных инсталляций, выполненных лучшими мастерами и размещенных по маршруту длиной в 1 километр вокруг Останкинского пруда. Любой желающий мог прогуляться по фэнтезийным лесам, увидеть волшебных существ и сказочные замки, мастерски выполненные разного рода светильниками.
Каждый вечер на протяжении недели парк превращался в сказочное место, полное впечатлений, загадок и ярких красок. Для посетителей с детьми также были представлены интерактивные участки.
Инсталляция в Ульме
Известный на весь мир Ульмский собор, являющийся самым высоким собором в мире, украсили световой инсталляцией, проработавшей весь 2015 год. Сделано это было в честь 125-летия постройки.
Конструкцию высотой в 161,5 метра осветили прожекторами с датчиками движения и статичными светильниками. Проецируемая инсталляция со сканирующим эффектом получила название «Münsterscanning».
Дорога света – из Англии в Австралию
Британский художник Брюс Манро, некогда искавший вдохновения у скалы Улуру (Автралия), после решил создать необычный светящийся путь, воплотив в нем свои впечатления и переживания, полученные в путешествии. По словам автора, основной задачей для него стало отображение возрождения жизни в красной пустыне – скромных росточков, оживающих при наступлении ночи в прекрасный и завораживающий ковер. Первый показ инсталляции Брюс провел прямо у своего дома в графстве Уилтшир, чем привлек немало внимания не только соседей, но и ценителей искусства со всего мира.
С тех пор композиция была показана во многих странах мира, впоследствии вернувшись к своим истокам – скале Улуру.
Рекордсмен из Японии
Самую большую в мире световую инсталляцию создали японские мастера, охватив сотни метров пространства. В ноябре 2013 года открылась композиция «Зимний свет». Центром ее стал световой тоннель протяженностью в 100 метров.
Вокруг него размещалось огромное множество других элементов, включая деревья, цветочные поля и даже миниатюрная копия Фудзиямы.
«Да будет свет!» — сказал Инго Мауэр! Необыкновенные световые инсталляции дизайнера
О том, насколько важен свет, говорит Библия, указующая, что в первый день творения Бог создал не только небо, землю и воду, но и свет. Наверное, как никто другой, важность этой лучистой энергии превозносит Инго Маурер (Ingo Maurer) — дизайнер с мировым именем.
Автор статьи: Светлана
По страницам биографии
Этот человек, которому свойственно обращаться со светом креативно, провокативно и стильно, родился в далеком 1932 году на острове Райхенау (Германия). Так получилось, что он стал печатником и какое-то время трудился в типографии. Но, как говорится, от судьбы не уйдешь. В конце концов неуемная энергия и талант берут свое — и Маурер поддался увлечению графическим дизайном, после чего отбыл в Америку. Три года своей жизни (с 1960 по 1963) он работает дизайнером-графиком.
Собственную компанию Design M, позднее переименованную в Ingo Maurer GmbH, Маурер основывает в 1966 году. Поводом для этого судьбоносного шага послужило влияние вдохновляющей культуры поп-арта.
Он трудится не один. Его команда насчитывает 75 человек. Как раз в это время удивленный мир приходит в изумление от легендарного Bulb — светильника, сделанного в виде обычной лампочки накаливания, внутри которого находится самая настоящая лампочка накаливания. И кто бы мог подумать, что это творение, объединившее в себе предельную простоту и оригинальность, так понравится современникам? По этой причине упомянутая модель занимает достойное место в коллекции Музея современного искусства в Нью-Йорке.
Маурер получает многократные предложения насчет участия в шоу-румах Мюнхена и Нью-Йорка. Событием в мире дизайна можно считать и выставку «Светильники, я думаю о вас», состоявшуюся в Центре Жоржа Помпиду в 1985 году.
Здесь была представлена инсталляция Мауэра YaYa Ho, созданная из проводов и галогенных ламп. 1989 ознаменовался выставкой в Фонде Картье; 1993 — в музее Стеделик; в 1998 — в МоMa; в 2002 — в Vitra Design Museum.
Читать похожие статьи:
Мауэр и его видение жизни
Даже после 45 лет на вершине дизайна, великий Инго не берет на себя смелость разделения современного искусства и дизайна, поскольку считает, что не дотягивает до высокого звания художника. Изо всех сил Маурер старается апеллировать к чувствам, которые куда ценнее, чем их словесные описания. Он жаждет переживаний, но никак не анализа своего творчества. На вопрос, что он хотел сказать своей работой, Инго заостряет внимание на том, что сделанные им вещи не могут разговаривать. Их задание — воздействие на чувства и визуальное восприятие.
Среди единомышленников Маурера стоит назвать фэшн-дизайнера Иссеи Мияки (Issey Miyake), голландских мастеров Франса ван Ньевенборга (Frans van Nieuwenborg) и Мартейна Вегмана (Martijn Vegman). А в 2016 для бренда потрудился сам Рон Арад (Ron Arad). О проектах дизайнера высказывались такие мэтры как Филипп Старк (Philippe Starck) и Джаспер Моррисон (Jasper Morrison). Их эссе служат хорошим дополнением книги Provoking Magic, посвященной творчеству Маурера.
Удивительные творения Мауэра
Реализация замыслов Инго Маурера и его команды не заставляет себя долго ждать. Дело в том, что для выпуска высококлассной продукции трудится собственное производство. Задающий тон в своей отрасли, художник рекомендует сосредоточиваться не на светильнике, а на свечении, из него исходящем.
Светильник Breaking Buddha
Несмотря на сложность спроектированных Маурером высокотехнологичных систем света, чаще всего он выбирает «несерьезные образы». Для этого вполне подходят такие детали как лампочки-груши, бабочки, чайные ситечки, клетки с крысами, бутылки, тюбики от зубной пасты и даже обрывки бумаги, на которых слова «Я тебя люблю», могут быть написаны на разных языках. В создании люстры Breaking Buddha в ход пошли разбитые фарфоровые головы улыбающегося Будды.
Светильник Flying Future
Первый опыт использования органических светодиодов имел место в создании светильника Flying Future, окончательно оформленного только в 2010 году, хоть работы и начались 4 года назад. Настольная и настенная версия насчитывают 750 светодиодов, мастерски вмонтированных в пластиковую пластину.
Читать статьи на похожие темы:
В 2008 году планета получила в подарок целую серию змееобразных ламп Alizz С. В качестве материалов использован металл, пластик и резина. Помимо уникальности дизайна, радует возможность регулирования светового потока. Мауэр настолько любит выстраданные им модели, что не позволяет именовать их простым сочетанием букв и цифр. У его работ просто удивительные, поистине поэтичные имена: «Птичье гнездо», «Слеза рыбака», «Блуждающий палец».
Выбор материалов
Самым главным условием при выборе материала для творчества является легкость. Наверное, потому одним из наиболее предпочитаемых материалов для Инго является рисовая бумага. Не менее высоко он ценит и часто использует в работе листовое золото. Особое пристрастие художник питает к изделиям из стекла и металла, алюминиевым трубкам, силикону. В качестве примера упомянем модель Luccelino (1992) с гусиными перьями; светильник Zettel’z (1997), включающий 31 лист с печатным рисунком и 49 чистых листов японской бумаги. Кроме того, встречаются работы из плечиков для одежды, бутылок Campari.
В создании лампы Bibibibi Инго использованы красные ноги игрушечной птицы.
Эффекты
Так как Маурер выше формы ценит сам свет, вполне понятным является акцентирование на тех или иных эффектах. Вот взять хотя бы Light Cone, где имеют место воронки в потолке, посредством которых в помещение попадает свет.
А Flying Flames легко узнать по мерцающим свечам.
А чего стоит роскошная инсталляция «Золотая лента» (Golden Ribbon), удивляющая своими размерами и рельефом. Кроме того, путем многолетних экспериментов Маурер научился достигать сходства LED (светодиодных)‑лампочек с настоящими языками пламени. Представьте, каким же талантом надо обладать, чтобы путем перемен в освещении заставить стены передвигаться и менять форму!
Дизайнер творит не только на поприще светильников. С помощью света он легко преображает целые пространства. В качестве примера стоит назвать атриум Galeries Lafayette (2004), Мюнхенскую станцию Westfriedhof (1998), Atomium (2006), Deutzer Bruecke (1997) в Кельне, постоянно обновляющиеся инсталляции на Миланских салонах и многие другие.
Художник в течение всей своей жизни придумывает головокружительные инсталляции, одаривает идеями, которые с легкостью подхватывают ведущие мировые компании. Гармония света и формы, достигнутая Маурером, указывает путь к огромному потенциалу визуальной трансформации окружающей обстановки. Его творения достойны находиться в лучших музеях своей отрасли.
Если вам понравилась статья, ставьте лайк! И не забудьте подписаться на наш канал на Дзене!
Как устроены световые инсталляции
Без инсталляций студии Sila Sveta сложно представить не то что ночную, а общекультурную жизнь Москвы: масштабные вечеринки промогруппы Arma17, фестиваль Outline, мэппинг на здании Большого театра, главном корпусе МГУ, арке парка Горького и где только не. Эти же люди — авторы постоянной инсталляции в Центральном музее ВОВ и светового шоу для Полины Гагариной на «Евровидении». Не так давно компания открыла офис в Лос-Анджелесе, а вместе с ним произошло участие в шоу America’s Got Talent и фестивале Coachella. Один из основателей студии, Александр Ус, рассказал об истории «Силы света», роли «русского рейва» в ее судьбе, классике, роке и своих лучших инсталляциях.
Как попал в бизнес
Никогда не думал, что увлекусь светом. Я был журналистом: писал про машины и перегонял их. Параллельно с этим мечтал снять кино и придумывал для себя различные сценарии. На одной из тусовок в 2005 году я познакомился с бизнесменом Димой Антоновым. Он привез первый световой прибор в Москву — гигантский слайдовый проектор. В тот роковой вечер, когда я увидел огромную проекцию на доме, я был ошеломлен его возможностями и мощностями. Мы продавали их по 700 тысяч рублей.
Нас нашел режиссер Лев Левинсон и научил, как делать шоу. Когда у нас накопилось 14 приборов, я придумал название «Sila Svetaа», которое мне тогда казалось очень вычурным, но мы были уверены, что нам нужно запоминающееся словосочетание. Сначала мне казалось, что скоро все это в какой-то момент схлопнется. Сомнения подогревали люди из индустрии со словами «да ваш мэппинг — история максимум на год». Очень важным событием для Sila Sveta стало появление партнера в лице Алексея Розова. Он отвечает за продюсирование и финансы. Прошло девять лет, а мы продолжаем расти и развиваться, и, похоже, это надолго. Главное, почаще себя спрашивать, зачем ты все это делаешь. Если ответ: «Деньги», то ты влип. Здесь про другое.
О первых проектах
Первый наш проект — в 2008 году мы засветили Останкинскую телебашню. Начался кризис, заказов не было. Я все бросил и уехал в Индию, где у меня родился ребенок. Тут наступил День города в Москве. У нас снова заказали проекцию на Останкинскую башню и еще на Поклонную гору. Я вернулся в Москву, мы реанимировали все проекторы, на гонорар раздали долги и заработали на новое оборудование. И наступил фестиваль «Круг света».
Мы наняли двух видеодизайнеров и сделали Rapping Mapping, за который получили Гран-при. Манеж сам про себя рассказывал голосом Влади из «Касты» — дом читал рэп. И после этого заказы хорошо пошли.
Также очень важным событием было то, что у «Силы Света» появился партнёр Алексей Розов. Сейчас он отвечает за продюсирование и финансы.
Вторым мощным этапом стало сотрудничество со Stereotactic. Мы сделали мэппинг елки в «Арме» в 2011 году, и он очень круто сработал.
Прошло 9 лет, а мы продолжаем расти и развиваться и похоже это надолго
Сколько это стоит
Если ты хочешь сделать инсталляцию, нужно обзавестись друзьями в световом и прокатном бизнесах. Если ты показал свою креативность прокатчикам, у которых есть оборудование, они тебе его дадут. Если в лоб идти, то это очень дорого. То, что мы делаем на Outline, в «Арме», в лоб по сметам «Силы света» стоило бы иногда десятки миллионов рублей. Мы это делали за другие суммы.
О технотеатре и отмене Outline
У хореографа Олега Глушкова был проект на тему танцев и марионеток. Я предложил на главном танцполе несостоявшегося фестиваля Outline разместить огромную марионетку, он согласился сделать ей хореографию. Мне давно хочется сделать технотеатр, чтобы сцена была, актеры. Очень долго выбирали, какая же марионетка должна быть. Разные идеи были, но мы захотели взять болванку, чтобы она ничего не брала на себя, кроме формы. Потом начали изучать кукловодство. Это оказался отдельный мир — как сделать так, чтобы все двигалось, начали изучать механизмы.
Мы хотели, чтобы она пошла на танцпол, но это оказалось слишком дорого. Помню, я не поверил в отмену фестиваля. Я был дома тогда, поехал на площадку, перелез через забор мимо полиции, чтобы попасть туда. Мы с ребятами заперлись в ангаре и сняли отчетное видео. Это для нас на тот момент было самое главное — возможность запечатлеть. Мы запустили всю инсталляцию, пока полиция ходила по территории завода.
Как делаются инсталляции
После того как мы все сделали, технический директор «Армы» мне говорит: «Саня, ты промахнулся, я не понимаю, как ее сюда вставить, она слишком большая». А мы потратили большие деньги. Приезжаю, мы как-то ее запихиваем. Наш инженер боялся, что голова упадет. У него была паранойя, пришлось его отправить домой. Он, естественно, спать не мог, звонил постоянно. Мы отвечали: «Все нормально, голова на месте».
Изначально, правда, был другой концепт. Я хотел полностью разрушить стену сзади, на бэке «Армы», построить бутафорскую и ее потихонечку разрушать во время вечеринки, чтобы туда начал просачиваться свет. Нужен был эффект постепенного разрушения и конца света. Нам не разрешили, и мы начали думать, какой образ лучше сделать.
Про «Мумий Тролля» и Бекмамбетова
Мне всегда хочется работать с большими масштабами, в клубах это не получается. Сейчас вот концерт с группой «Мумий Тролль» делаем, и это отдушина. С ним получилась странная цепочка связей. У меня есть друг Юра Колокольников, актер. Как человек, который говорит о том, что любит, он в киношной тусовке рассказывал про Sila Sveta. Это, по-моему, до Бекмамбетова дошло, и он уже посоветовал нас Лагутенко. Илья разделил свой альбом «Морская» на три части по смысловым блокам, которые мне до конца неведомы. Мы хотели, чтобы эта сцена выглядела три раза по-разному. Ты приходишь на концерт, сначала смотришь на одно, потом с помощью кинетики или света у тебя другая картина, потом — раз — третья. Но все же главным объектом стал круг как символ Востока и обложки альбома. А еще круг — такая форма, что в него ни впиши — будет хорошо смотреться.
О задачах режиссера
Во-первых, тебе надо придумать главную идею, а также представить, как шоу будет выглядеть и работать. Далее не поддаваться на провокации и пронести изначальную задумку до конца. Уже во время работы моя задача как режиссера — соединить все между собой. Ты, как дирижер, контролируешь каждую из служб: свет, видео, актеры или музыканты, в зависимости от задачи. Опасно постоянно ходить по встречам. Ты становишься менеджером, и меня это раздражает, можешь набрать много заказов, а затем у тебя отключается креативная часть мозга. Я периодически чувствую это. Творчество — это мышца, которую надо тренировать, поэтому больше, конечно, нравится делать проекты руками. Ты начинаешь с материалом работать, ты становишься практиком.
По большей части мы ремесленники, просто со временем нашли формулу красоты и по ней работаем. Но когда мы работаем в клубах и на фестивалях, достаем своего художника. Это всегда эксперимент, где концовка неизвестна.
О времени воплощения идеи
Идея может формироваться в течение полугода. Бывает, это происходит быстро, а бывает — нужно время, чтобы она созрела. Инсталляции в «Арме» три месяца созревали. С «Мумий Троллем» вышло иначе: у меня есть блокнот с идеями, который я применяю, если есть возможность. Так, с проекционным кругом я давно хотел поработать. Когда уже непосредственно создаешь — дело идет быстрее. У тебя есть кости, нужно, чтобы они обросли мясом. Соответственно, сами разрисовки картинок и создание образов занимает с месяц времени. Третий этап — продакшн, когда дизайнеры отрисовывают все детали и доводят весь проект до конца. Все зависит от размера шоу, но если это часовой концерт — уходит месяца полтора. В итоге — от трех месяцев до полугода, но это растянуто во времени.
О программах, которые нужно знать
Если ты человек-оркестр, нужно знать Adobe Illustrator или Photoshop, где создаются первые скетчи. Затем необходимо освоить 3D-пакет, самая прогрессивная графическая программа — Houdini. Надо уметь моделировать и анимировать. Плюс Adobe After Effects, в котором ты делаешь колористику.
Кроме того, надо уметь пользоваться программами для мэппинга.
На фасаде гостиницы «Украина» в честь ее 60-летия мы использовали 80 проекторов. Их нужно правильно расставить, знать линзы, рассчитать яркость с помощью измерительных приборов. Все это можно сделать в программе, а потом уже физически. Но и этого может оказаться мало, нужно знать световой пульт, с которым программируешь свет.
Опасно ходить постоянно по встречам. Ты становишься менеджером, и меня это раздражает, можешь набрать много заказов, а затем у тебя отключается креативная часть мозга
О необходимых навыках
Дизайнеры приходят в это направление искусства и делают ошибки. В нашем деле нужно мыслить не экраном, а объемом, брать в расчет все вплоть до погоды и настроения публики. Кроме графики, важно понимать материю шоу. Можно сколько угодно навернуть 3D-графики, а эффекта ноль. Нужно режиссерско-театральные навыки иметь.
О стоимости и особенностях площадки
Если ты хочешь сделать инсталляцию, нужно обзавестись друзьями в световом и прокатном бизнесах. Если ты показал свою креативность прокатчикам, у которых есть оборудование, они тебе его дадут. Если в лоб идти, то это очень дорого. То, что мы делаем на Outline, в «Арме», в лоб по сметам Sila Sveta стоило бы иногда десятки миллионов рублей. Мы это делали за другие суммы.
В силу того, что каждая площадка разная (и это одна из особенностей этого бизнеса), невозможно создать прайс, выработать готовую схему. Каждая площадка имеет свои особенности, начиная от места и заканчивая материалами дома.