свидетельство о совершении таинства брака что это
О таинстве брака. История происхождения и содержание чина венчания
Самые важные и ответственные моменты жизни христианина неразрывно связаны с храмом. Здесь в таинстве крещения христианин рождается духовно. Здесь каждый раз обновляется в таинстве покаяния и причащения. Однажды он приходит сюда рука об руку с человеком, с которым хочет разделить жизнь. Приходит с надеждой на то, что в таинстве венчания Господь соединит две индивидуальности в нерасторжимое целое и соделает семьей. Семья — это малая Церковь, где два человека соединяются, для того чтобы вместе идти ко спасению, родить и воспитать детей для службы Богу. Церковь подает в таинстве брака особую благодать, помогающую семье жить свято.
О таинстве брака. История происхождения и содержание чина венчания
Брак как духовное единство установлен Господом еще в раю. «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему. Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему. И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть» (Бытие 2, 18–24).
В Ветхом Завете после грехопадения смыслом брака было продолжение рода. Каждый надеялся, что именно в его роду когда-то воплотится Спаситель. Отсутствие детей считалось Божией карой за грехи. В библейской истории есть свидетельства о том, что некоторые евреи имели наложниц, бывали случаи развода. Но, даже несмотря на это, семья как неразделимый союз двух людей оставалась образцом. Седьмая заповедь Моисея гласит: «Не прелюбодействуй» (Исх. 20, 14). Супружеские союзы ветхозаветных праведников пророка Захарии и Елисаветы, богоотцов Иоакима и Анны и по сей день для христиан являются идеалом устроения супружеской жизни.
С пришествием Христа нравственные требования к хранению душевной чистоты в браке возрастают: «Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф. 5, 27–28). В Новом Завете высшим стремлением названо бесстрастие и целомудрие, но брак указан как посильный для всех путь ко спасению.Иоанн Златоуст ишет: «Девство я считаю гораздо досточтимее брака; и однако чрез это я не поставляю брака в числе худых дел, но даже очень хвалю его».
Широко известно упоминание в Евангелии момента, когда Господь Исус Христос почтил своим присутствием брак в Кане Галилейской. Как пишет блаженный Августин, «Христос явился на брак (в Кане), чтобы подтвердить, что Он Сам в Раю установил брак». Упоминание о столь рядовом житейском, казалось бы, событии свидетельствует о его огромной значимости. Со временем брак был признан одним из семи церковных таинств, совершаемых над человеком, к которому взрослый христианин прибегает по его желанию, поскольку в отличие от других таинств, таких как Крещение, Миропомазание, Покаяние и Причащение, таинство брака не является необходимым для спасения.
О происхождении брака и возникновении чина венчания
Изначально браком считался союз мужчины и женщины, признанный в обществе. Специальных молитв на благословение брачного союза в первые века христианства не было. Принявшие крещение новоначальные христиане с полной ответственностью принимали заповедь «не прелюбодействуй» и призыв апостола к непорочной жизни супругов: «Брак у всех да будет честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог» (Евр. 13, 4). Осознание этой заповеди утверждало христиан в том, чтобы строить семейную жизнь в единомыслии и целомудрии.
Наиболее раннее упоминание об участии Церкви в заключении брачного союза встречается у св. Игнатия Богоносца, он пишет: «Тем, которые женятся и выходят замуж, подобает заключать союз с ведома епископа, чтобы брак был о Господе». Однако, по- видимому, в то время это было скорее поместным, нежели всеобщим правилом.
Позднее знаком благословения брачного союза стало считаться присутствие на брачном пире священнослужителя. Есть свидетельства того, что во времена св. Иоанна Златоуста священнослужители читали молитву на благословение брака. Брачная же церемония и тогда еще была неким гражданским актом и проводилась по традиции того общества, в котором жили супруги-христиане.
Мирские развлечения на свадьбе не всегда оказывались совместимыми с требованиями христианского благочестия, однако, даже при заключении брака между христианами, не все и не всегда могли от них отказаться. Поэтому возникла нужда разграничить мирскую часть торжества бракосочетания и церковную, при этом последней отдавалось явное предпочтение. Для благословения супруги стали приходить в церковь, и церковная церемония окончательно отделилась от светской, став в IV–VI веке чином венчания.
Название «венчание» происходит от слова венец. Венец был свадебным символом еще до возникновения христианства. Венец как символ победы над плотью встречается в творениях Златоуста: «Им (молодым) возлагают на главу венцы, ибо они не побеждены и следуют к брачному ложу, не будучи побежденными похотью. Если же некто, будучи рабом похоти, предается блудницам, то как он так же может получить венец на главу, будучи побежденным?»
Над кем совершается таинство
Сегодня брак — одно из семи таинств христианской церкви. Оно совершается над христианами. Будущие муж и жена непременно должны быть одного христианского упования. И этот, на первый взгляд, очевидный факт сегодня приобретает особую значимость и требует особого внимания. Очень часто задают вопрос: «Можно ли венчаться в церкви РПЦ? Что делать, если один из супругов тоже христианин, но не старообрядец». Вступающим в брак стоит понимать, что церковное таинство может совершаться только над двумя исповедующими истинное православие людьми, то есть над людьми, крещенными по святоотеческим канонам, ведущими христианский образ жизни, имеющими духовного отца, регулярно бывающими на исповеди, то есть людьми, живущими в Церкви. А поскольку истинной может быть только одна Церковь, венчание, как и участие в других таинствах в каких-либо иных конфессиях, в том числе РПЦ, не допустимо.
И если один из будущих супругов еще не является старообрядцем, то прежде заключения брака необходимо сначала решить вопрос о принятии крещения или довершить уже совершенное погружение миропомазанием. «Вторая половина» тоже должна стать чадом старообрядческой церкви и лишь тогда может встать вопрос о венчании. Логично и правильно, если это именно так, а не наоборот. Христианин-старообрядец, осознанно пренебрегающий своим пребыванием в Церкви Христовой и добровольно прибегающий к участию в совершении таинств в любой иной конфессии, не имеющей молитвенного общения с Церковью, таким образом отделяет себя от Церкви. В последующем, если этот христианин пожелает возвратиться в Церквь, он подлежит чиноприему согласно церковным канонам.
В наше время существует множество случаев «невенчанных» и «смешанных» браков, когда по недостаточной осведомленности сожительство двух даже когда-то в детстве крещенных, но не придавших этому должного значения, людей начинается без церковного благословения или после заключения брака в другой конфессии. Если христианин вступает в сожительство без церковного благословения (с кем бы то ни было), это для него грех блуда, и этот грех врачуется по соответствующим церковным правилам. Если же христианин-старообрядец вступает в брак с иноверцем по обычаям чужой конфессии — это для него грех отпадения от Церкви, законность такого брака требует отдельного рассмотрения. Однако стоит отметить, что Церковь имеет приоритетом сохранение уже начавшегося союза двух людей, но всячески призывает обоих из них к полноценной церковной жизни: то есть к покаянию и в случае необходимости — воцерковлению «второй половины».
Существует также такое явление, как второй брак, когда «ради человеческой немощи» в брак вступают два овдовевших или получивших церковный развод человека. Такой семейный союз также совершается с церковного благословения, при этом супругам непременно дается епитимья. Редки, но все же существуют случаи третьего брака, что является крайне нежелательным. Однако, чтобы некоторым образом узаконить и такой союз и отличить его от блудного сожительства, существует специальная молитва и для вступающих в третий брак. Конечно, богослужение при заключении такого брака не имеет той торжественности, как венчание тех, кто вступает в брак впервые.
Что необходимо для совершения брака
Первое и самое важное условие — добрая воля, чистая совесть и искренние намерения жениха и невесты, их обещание взаимного уважения и доверия. Вторым важным условием является благословение: каждой из сторон следует заручиться благословением на вступление в брак от своего духовного отца и от своих родителей (или старших в семье). В прошедшие времена благословение родителей часто бывало определяющим в вопросах выбора супруга и вступления в брак.
Глубокие личные чувства между брачующимися не считаются обязательным условием (как и не считается оправданным в вопросе вступления в брак полагаться только на чувства). Если такие чувства возникли между женихом и невестой или придут к ним впоследствии — это воспринимается как дар Божий и проявление того, что мы называем «семейным счастьем»; но важно следить, чтобы даже большие личные чувства не заслонили Господа и общую задачу супругов — вместе идти по пути Спасения. Если ярких личных чувств между брачующимися не возникло или они быстро угасли — это не повод унывать, но надо стремиться наполнять свою душу христианскими добродетелями, трудиться над христианским воспитанием детей и благодарить Бога за то, что Он избавил нас от одиночества.
В любом случае, серьезным фундаментом христианского брака должны быть добрые христианские качества обоих супругов; все эмоциональное и чувственное — ненадежно и преходяще, и потому оно отодвигается на второй план.
Будущие муж и жена не должны быть родственниками — церковные правила подробно регламентируют допустимые степени родства.
Таинство, как правило, совершает священник, являющийся духовным отцом жениха и невесты. Если же это по каким-то причинам невозможно, обвенчать молодую пару может любой священник. Однако благословение духовного отца на брак является непременным условием.
Брак обычно совершается в присутствии свидетелей.
Минимальный возрастной порог для вступающих в брак девушек — 14 лет, для юношей — 16. Если до 45 лет мужчина сохранил целомудрие и не создал семью, Церковь призывает его к дальнейшему воздержанию. Максимально допустимой разницей между супругами считается 13 лет, если мужчина при этом старше женщины.
Иногда жених и невеста приходят к венчанию, имея на руках гражданское свидетельство о браке. Бывает, что свидетельство из ЗАГСа и штамп в паспорте супруги получают уже после того, как состоится их венчание в церкви.
Время совершения венчания
Христианин прибегает к таинствам после соответствующей духовной подготовки в то время, когда это потребно для него. Существуют обычаи прибегать к исповеди и причастию во время поста, потому что пост располагает к покаянию и приготовляет душу и тело к принятию Тела и Крови Христовой. Сегодня, как и в древности, в некоторых приходах взрослые принимают крещение по завершении Великого поста перед Пасхой Христовой. Однако в случае необходимости исповедь, причастие, крещение и другие таинства совершаются вне зависимости от постов и праздников. Таинство брака при этом является исключением. Начало семейной жизни несовместимо с постом и великими церковными торжествами, когда Церковь призывает отвлечься от всего плотского и земных попечений и погрузиться в молитву.
Дни, в которые не совершается таинство брака
(даты даны по старому стилю)
— Святки — с 25 декабря по 6 января включительно.
— По вторникам, четвергам и субботам (т.е. накануне среды, пятницы и воскресения в течение всего года).
— Накануне двунадесятых, храмовых и великобденных праздников.
— В Неделю мясопустную и седмицу сыропустную.
— Во все посты и в загoвения на пoсты.
— На Светлой (Пасхальной) седмице.
— В праздник Усекновения главы св. Иоанна Предотечи (29 августа).
— В праздник Воздвижения Честна́го и Животворящаго Креста Господня (14 сентября).
— Накануне уставных дней всеобщего поминовения усопших (в пятницы родительских седмиц):
17 февраля (ст. ст.) — Вселенская (Мясопустная) родительская суббота.
24 апреля (от обычая) — вторник Фоминой седмицы (Радоница).
2 июня — Вселенская (Троицкая) родительская суббота.
20 октября — Димитриевская родительская суббота.
Последовательность и символизм действий чина венчания
День венчания в любом случае остается в памяти на всю жизнь. Но чтобы глубже понять и прочувствовать его значимость и торжественность, необходимо подготовиться к нему заранее. Чин венчания содержит множество глубоких по содержанию молитв и мудрых наставлений. В последовательности действий священника и новобрачных заложен глубокий смысл, поэтому, прежде чем прибегнуть к таинству, хорошо было бы разобраться в смысле произносимых молитв и значении совершаемых действий. Ниже мы приведем общую последовательность и кратко расскажем о значении каждого из действий священника.
По благочестивой традиции, заключению брака предшествует недельный пост супругов, а накануне таинства жених и невеста приходят в храм на исповедь, чтобы с чистым сердцем начать новую страницу в своей жизни. Венчание совершается после литургии. Хорошо, если жениху с невестой удается попасть на литургию в храм, чтобы помолиться перед столь значимым для них событием. Как и в прошлом, сегодня некоторые благочестивые христиане стараются не просто полностью помолиться службу, но за литургией причаститься Святых Христовых Таин. После службы, пока молящиеся расходятся из церкви и священник готовится к совершению Чина венчания, у молодых будет достаточно времени, чтобы облачиться в праздничные одежды и подготовить все необходимое.
Перед началом венчания новобрачные приносят и отдают священнику кольца, свечи, повойник, подножие, чашу (рюмку) для вина, небольшой платочек для того, чтоб накрыть соединенные руки новобрачных.
По обычаю, шествие в храм бывает с пением в преднесении икон. Иконы, обычно это иконы Спасителя и Богородицы, полагаются на чистый плат — рушник — и вручаются кому-либо из благочестивых людей, чаще юноше и девушке или детям. Несущие иконы идут впереди, следом за ними — жених с невестой и гости. Ради торжественного события жених и невеста одеваются в праздничные одежды. Жених — в косоворотку или кафтан, невеста — в сарафан, чаще красный или белый. Как и на прочих богослужениях, в руках у них лестовка, постоянный спутник христианина в молитве.
Сегодня нередко молодые люди венчаются в «гражданских» нарядах — в костюме и платье. Допустимо и такое, однако следует помнить, что одежды эти должны быть приличными и подходить для богослужения. Для невесты недопустимо глубокое декольте, короткие рукава, оголенные плечи. Неуместными будут также фата и яркий макияж. Следует помнить, что при всей торжественности, необычности и неповторимости этого события, жених и невеста направляются в храм, где главное значение будет иметь молитва, а не пышность нарядов.
Жених и невеста с пением молитв вводятся в храм. Жених при этом поставляется по правую, а невеста по левую сторону. Такой порядок соблюдается в храме во время любой службы, сохраняется он и при венчании: муж — как поставленный Господом глава жены и в порядке стояния первенствует пред женой и потому стоит справа.
По обычаю всякого молитвословия, все присутствующие молятся приходные поклоны (семипоклонный начал). Начинается первая часть таинства — обручение. Она совершается в западной части храма, близ входа или даже в притворе. Жениху и невесте вручаются свечи в знак «божественного просвещения и веселия» (блаж. Симеон). Зажжённые свечи в руках жениха и невесты служат символом супружеской любви и целомудрия. Ярко горящие в руках свечи говорят о том, что сегодняшний их приход в церковь за благословением вполне искренен и не имеет под собой корыстных и расчетливых побуждений. Супруги обязуются поддерживать в душах друг друга пламень любви к Богу и Церкви, которая сегодня благословляет их на совместную жизнь.
В алтаре на престоле священник полагает два кольца. Прикосновение к престолу, на котором совершается божественная литургия, освящает кольца, а также свидетельствует о том, что жених и невеста обручаются не только по своему изволению, но испрашивают благословения Божия на свой союз. Кольца (или, как их именуют в молитвах, перстни) подтверждают согласие жениха и невесты впредь вместе идти по жизни. Перстень, по древнему обыкновению, служит символом подтверждения некого договора — отныне новобрачные вверяют друг другу свои права, честь и спокойствие. И как неразрывен и не имеет конца круг кольца, так неразрывным и вечным будет союз этих двух людей. Священник от престола износит кольца, благословляет ими жениха и невесту и надевает кольца им на безымянный палец правой руки, затем он молится, чтобы Христос, от язык предобручивый Себе Церковь деву чисту, благословил и это состоявшееся обручение и сохранил обручающихся в мире и единомыслии.
В прошлом был распространен обычай отделять обручение от собственно венчания. В таком случае — если венчание решено совершать позже и отдельно — священнодействия и молитвы Чина обручения на этом заканчиваются. Но сегодня случаи, когда жених с невестой сначала обручаются, а венчаются спустя какое-то время, единичны, и обручение, как правило, переходит в венчание.
Если же сразу за обручением следует и венчание, то невесте прямо здесь, в притворе, надевается повойник (полотняная шапочка), а поверх повойника платок. Так невеста благословляется впредь всегда покрывать голову: в храме молиться в платке с повойником, а на людях быть в платке или ином приличном головном уборе.
Начинается венчание. Священник проводит пару в центр храма и поставляет их перед Святым Евангелием. Закон, оставленный Христом и записанный в Евангелии, это путеводитель для будущих супругов и руководство во всех их совместных действиях и отношении друг к другу и ближним.
С пением псалма «Блажени вси боящиися Господа, ходящии в путех Его» (Пс. 127, 1) пара поставляется на подножье (2) (чистый белый плат) в знак того, что жених и невеста соблюли чистоту девства до брака. Слова 127-го псалма призывают супругов «ходить путями Божиими», то есть исполнять заповеди Его, и от того, как супруги будут вести себя в отношении к Богу и заповедям Его, будет зависеть их семейное счастье.
В назидание новобрачным читаются послание апостола Павла к Ефесянам о совершенной любви в браке и Евангелие о первом чуде Христа, совершённом на брачном пире в Кане Галилейской. В молитвах священник просит Бога помочь супругам во всяком благом деле, сохранить целомудрие и чистоту, даровать им детей.
Устами священника в трогательных молитвах Чина венчания Святая Церковь воспоминает благословленные Самим Богом браки св. праотцев наших и призывает на брачующихся то же благословение Господне, коего сподобились они, молит Всевышнего сохранить вступающих в брак, как сохранены были Ной в ковчеге, Иона во чреве китове и три отрока в пещи вавилонской, даровать супругам единомыслие душ и телес, долгоденствие, венец неувядаемый на небесах, даровать от росы небесныя свыше и от тука земного, исполнить их домы пшеницы, вина и елея и всякие благостыни, дабы они могли, всякое самодовольство имуще, преподавать и требующим. Вместе с тем пастырь Церкви умоляет Господа помянуть и родителей жениха и невесты, ибо молитвы родителей утверждают основание домов.
Взяв в алтаре с престола венец, священник выносит его, благословляет им мужа и налагает венец на главу его, моля Господа славою и честию венчать жениха. Так же износится венец для невесты. Муж и жена становятся как бы царями дома, всего будущего потомства, обязуясь пользоваться этой властью разумно и во благо для всех. В древности венцами украшались главы победителей, возложение венцов на жениха и невесту служит для них как бы наградой за их целомудренную жизнь до брака и предвестием той награды, которую Господь уготовал супругам, честно прожившим свою жизнь.
Затем иерей, также от престола, выносит чашу с вином и трижды подает пить жениху и невесте в знамение единения в Боге. Отныне во все время последующей супружеской жизни все у них должно быть общее: одни желания и намерения, — и все они должны делить между собой пополам, — и счастье, и несчастье, и радости, и скорби, и труды, и покой, и подвиги, и венцы за подвиги. Чаша эта здесь же, в храме, разбивается, дабы никто никогда не пил из нее.
Затем священник разворачивает молодых лицом к людям и читает наставление о благочестивой супружеской жизни. Потом священник снова разворачивает их к алтарю и снимает венцы с головы жениха и невесты. Затем провозглашается многолетие новобрачным, после чего они прикладываются ко кресту (если жених с невестой пришли в храм с иконами, то прикладываются к этим иконам).
После этого новобрачные вместе со всеми присутствующими совершают исходные поклоны, и первым поздравляет новобрачных священник, совершавший венчание. Затем они сами поздравляют друг друга и, обратившись к людям (на запад), принимают поздравления от гостей.
О таинствах. Таинство Брака
Брак есть начальный союз, из которого образуется союз семейный, родственный, народный и гражданский. Поэтому важность и значение брака может быть рассматриваемо с разных сторон. Во всей своей святости и высоте брак является в недрах Православной Церкви, где он есть таинство, которого начало — в благословении брака первозданной четы, а полнота в христианстве.
Брак первоначально установлен Самим Богом еще в раю чрез сотворение жены в помощь мужу и чрез благословение, преподанное им Богом. Отсюда в Ветхом Завете повсюду выражается воззрение на брак как на дело, благословляемое Самим Богом (Быт. 1, 28 и гл. 24; Притч. 19, 14; Мал. 2, 14).
Такой взгляд на брак слова Божия отражен и в первых трех молитвах в последовании венчания.
В христианстве брак достигает всей полноты совершенства и действительного значения таинства. Первоначально освященный Богом, он получает новое подтверждение и посвящение в таинство от Иисуса Христа (Мф. 19, 5—6) и становится образом таинственного союза Христа с Церковью, почему и называется тайной великой (Еф. 5, 32). Согласно со словом Божиим учили о браке и древнейшие писатели и отцы Церкви (Климент Александрийский, Тертуллиан, свт. Иоанн Златоуст, блж. Августин, свт. Амвросий Медиоланский и др.).
Брак, по христианскому взгляду, есть великая тайна единения двух душ, в образе единения Христа с Церковью (см. Апостол, читаемый на венчании — Еф. зач. 230).
Муж и жена, по мысли святого Киприана Карфагенского, получают полноту и цельность своего бытия в духовно-нравственном и физическом единении и взаимном восполнении одного личностью другого, что достигается в христианском браке.
Взаимные обязанности мужа и жены указаны в Свящ. Писании: муж должен любить жену, как Христос возлюбил Церковь; а со стороны жены должно быть повиновение мужу, как Церковь повинуется Христу (Еф. 5, 22—26).
Чтобы быть достойным отображением таинственного союза Иисуса Христа с Церковью, соединяющиеся в супружестве должны все низшее в своей природе подчинить высшему, физическую сторону поставить в зависимость от духовно-нравственной.
Брак в христианстве имеет в основе чувство любви и высокого взаимного уважения (без последнего и не может быть любви).
Христианская семья, по учению Василия Великого, должна быть школою добродетелей. Связанные чувствами любви, супруги должны оказывать взаимное доброе влияние, самоотверженно снося недостатки характера друг друга.
Брак есть также школа самоотречения, поэтому мы слышим в чине венчания слова: «Святии мученицы, иже добре страдавше и венчавшеся, молитеся ко Господу, помиловатися душам нашим».
Здесь упоминаются мученики, ибо христианство есть подвиг во всех сторонах христианской жизни, и, в частности, брак налагает на людей настолько высокие обязанности по отношению к ним самим и по отношению к их потомству, что их венцы в некотором смысле приравниваются к венцам мучеников. Венцы брачные — это вериги подвижничества, венцы победы над чувственностью; при совершении таинства пред брачующимися полагается и святой крест, символ самоотречения и служения ближнему и Богу, и призывается в песнопении великий учитель любви в Ветхом Завете пророк Исаия.
Христианство требует в браке целомудрия. Пребывающим в браке христианство предписывает жизнь чистую, непорочную, целомудренную. Это отражено и в молитвах чина венчания.
Священное Писание и Церковь в своих молитвах чина венчания указывают и на вторую основную цель брака — деторождение. Церковь благословляет брак как союз для целей деторождения и для христианского воспитания детей, испрашивая в молитвах «доброчадие» и о «чадех благодать».
В ектениях и молитвах на обручении и венчании Церковь молится о ниспослании брачующимся совершенной и мирной любви, о сохранении их в непорочном жительстве, о даровании доброчадия в продолжение человеческого рода и к восполнению Церкви.
В назидание новобрачным положено в Большом Требнике (гл. 18) прекрасное поучение, в котором всесторонне отражен взгляд Церкви на брак как таинство (приводим в русском переводе): «Благочестивая и правоверная о Христе Господе сочетавшаяся двоица! Великая нива Церкви Божией есть трояка и троякою украшается жатвой. Первая часть этой нивы приобретается возлюбившими девство; она приносит в житницу Господню стократные плоды добродетелей. Вторая часть этой нивы, возделываемая хранением вдовства — в шестьдесят крат. Третья — браком сочетанных, — если они благочестиво в страхе Божием жительствуют, плодотворит в тридцать.
Итак, честно супружество, законом которого вы ныне сочетались, да живя вместе, восприимете от Господа плод чрева в наследие рода вашего, в наследие рода человеческого, во славу Творца и Господа, в неразрешимый союз любви и дружества, во взаимную помощь и для предохранения себя от соблазна. Честно супружество, ибо Сам Господь установил его в раю, когда из ребра Адамова сотворил Еву и дал ее в помощницу ему. А в новой благодати Сам Христос Господь изволил сподобить супружество великой чести, когда не только Своим присутствием украсил брак в Кане Галилейской, но и возвеличил его первым чудодействием — претворения воды в вино. Господь ублажил девство, изволив родиться плотию от Пречистой Девы; воздал честь вдовству, когда, во время принесения Своего в храм, от Анны — вдовицы восьмидесятичетырехлетней принял исповедание и проречение; возвеличил и супружество присутствием Своим на браке.
Богослужение при бракосочетании совершается издревле. В христианстве брак благословляется со времен апостолов. Святой Игнатий Богоносец, ученик апостола Иоанна Богослова, в письме к Поликарпу пишет: «Женящимся и посягающим надлежит вступать в супружество с согласия епископа, дабы брак был о Господе, а не по страсти». Климент Александрийский (II век) указывает, что только тот брак освящается, который совершается словом молитвы. Апологет III века Тертуллиан говорит: «Как изобразить счастье брака, одобряемого Церковью, освящаемого ее молитвами, благословляемого Богом?» Святые Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Амвросий Медиоланский свидетельствуют о священническом благословении и молитве, которыми освящалось вступление в брак. В 398 году IV Карфагенский Собор постановил, чтобы родители или вместо них избранные представляли жениха и невесту для благословения.
В настоящее время в чинопоследование брака входит обручение и венчание. В древности обручение, предшествовавшее брачному обряду, было актом гражданским;
он совершался торжественно, в присутствии многих (до 10-ти) свидетелей, которые скрепляли брачный контракт; последний представлял собою официальный документ, определявший взаимоотношения между брачующимися. Обручение сопровождалось обрядом соединения рук жениха и невесты, а жених дарил невесте кольцо. Только в X—XI в. обручение начало совершаться в церкви как обязательный церковный обряд с соответствующими молитвословиями.
Чинопоследование христианского брака, особенно в обряде обручения, образовалось под влиянием еврейских брачных церемоний. И в молитвах христианского брака имеются многие ссылки на ветхозаветный еврейский обряд.
В XVI в. чинопоследование брака на Руси достигло полного развития и заключало в себе все то, что мы имеем в нашем современном чине.
Древнейшими частями последования венчания нужно признать нашу третью молитву (пред возложением венцов) и 4-ю (после Евангелия), пение 127-го псалма, приобщение общей чаши вместо причащения Святых Даров и благословение брачующихся во имя Пресвятой Троицы. Позднейшее происхождение имеют две первые молитвы, чтения из Апостола и Евангелия, две последние молитвы (6-я и 7-я) по снятии венцов и молитва на разрешение венцов в 8-й день.
Жених и невеста как члены Православной Церкви, по древнему обычаю, «да умеют (т. е. должны знать) исповедание веры, сиречь: Верую во единаго Бога, и Молитву Господню, сие есть: Отче наш; (а также) Богородице Дево и десятословие» (Кормчая, 2, 50).
Предохраняя от вступления в незаконный брак (по степени родства), Православная Церковь ввела предварительное троекратное «оглашение» (в три ближайшие воскресения), т. е. делает известным членам прихода намерение лиц, желающих вступить в брак. Церковь также внушает вступающим в брак «предочистить», преднапутствовать себя на новое поприще жизни подвигом поста, молитвы, покаяния и причащения Святых Таин.
Православные родители жениха и невесты, сохраняя древний благочестивый похвальный обычай, «предварительно благословляют» их не только по чувству родительской любви, но и от лица Господа и святых, — благословляют святыми иконами со знамениями потребностей жизни — хлебом и солью. Начало родительского благословения детям, вступающим в брак, указано в слове Божием. Так, некогда Вафуил благословил дочь свою Ревекку для супружества с Исааком (Быт. 24, 60), Рагуил дочь свою Сарру для супружества с Товием (Тов. 7, 11—12).
Чинопоследование брака положено всегда совершать в храме, и притом самым приличным временем для совершения брака указывается время после литургии.
Каждый брак полагается совершать отдельно, а не вместе несколько браков.
Чинопоследование брака состоит из: 1) чина обручения и 2) последования венчания и разрешения венцов, т. е. совершения собственно таинства.
В обручении утверждается пред Богом «глаголанное у брачущихся слово», т. е. взаимное обещание брачующихся, и в залог этого им дают перстни; в венчании же благословляется союз брачующихся и испрашивается на них благодать Божия. В древности обручение совершалось отдельно от венчания. В настоящее время венчание обычно следует тотчас за обручением.
Чин обручения. Пред обручением священник полагает для освящения на престоле с правой стороны кольца («перстни») брачующихся (одно возле другого), при этом серебряное (которое после перемены достается жениху) полагается на престоле с правой стороны от золотого. Кольца полагаются на престоле в знак того, что союз обручаемых скрепляется десницей Всевышнего и что брачующиеся поручают свою жизнь Промыслу Божию.
Для обручения священник, облачившись в епитрахиль и фелонь, выходит из алтаря чрез царские врата. Он выносит с собой в предшествии светильника крест и Евангелие и полагает их на аналое среди храма. Крест, Евангелие и свеча служат знаками невидимого присутствия Христа Спасителя.
Священник (трижды) благословляет крестообразно сперва жениха, а потом невесту зажженною свечой, которую потом вручает каждому, показывая тем, что в браке преподается свет благодати совершаемого таинства и что для вступления в брак необходима чистота жизни, сияющая светом добродетели, почему зажженные свечи не даются второбрачным как уже не девственным.
После этого священник творит обычное начало: «Благословен Бог наш. » и произносит мирную ектению, в которой содержатся прошения о брачующихся и о спасении их, о ниспослании им любви совершенной и сохранении их в единомыслии и твердой вере.
После ектении священник вслух читает две молитвы, в которых испрашивается обручающимся благословение Божие, единомыслие, мирная и непорочная жизнь и проч. При этом воспоминается брак Исаака и Ревекки как образец девства и непорочности для брачующихся. В это время диакон идет в алтарь и приносит с престола перстни.
Священник, взяв сперва золотой перстень, трижды осеняет жениха на его главе, произнося (трижды):
«ОБРУЧАЕТСЯ РАБ БОЖИЙ (имя) РАБЕ БОЖИЕЙ (имя) ВО ИМЯ ОТЦА И СЫНА И СВЯТАГО ДУХА, АМИНЬ», и полагает перстень на палец правой руки (обыкновенно на четвертом пальце).
Точно так же вручает серебряный перстень невесте с произнесением слов: «ОБРУЧАЕТСЯ РАБА БОЖИЯ (имя) РАБУ БОЖИЮ. ».
После этого кольца трижды переменяются, и, таким образом, перстень невесты остается как залог у жениха, а перстень жениха — у невесты.
Вручением перстней священник напоминает брачующимся о вечности и непрерывности их союза. Происходящая затем троекратная перемена перстней указывает на взаимное согласие, которое должно быть всегда между супругами, а совершение ее восприемником или кем-либо из родственников показывает, что на взаимное согласие брачующихся есть согласие и их родителей или родственников.
Возложив перстни на десницы обручающихся, священник произносит молитву обручения, в которой просит Господа, чтобы Он благословил и утвердил обручение (греч. aёёabоna — залог, ср. 2 Кор. 1, 22; 5, 5; Еф. 1, 14), подобно тому как Он утвердил обручение Исаака и Ревекки, благословил положение перстней благословением небесным, сообразно с силою, явленною перстнем в лице Иосифа, Даниила, Фамари и блудного сына, упоминаемого в евангельской притче, утвердил обручающихся в вере, единомыслии и любви, и даровал им Ангела Хранителя во все дни их жизни.
Наконец, произносится краткая ектения: «Помилуй нас, Боже. », какая бывает в начале утрени, с присоединением прошения об обручающихся. Этим оканчивается обручение. Обыкновенно за этим отпуста не бывает, а следует венчание.
Последование венчания. Пред началом венчания, приведя брачующихся пред аналой, священник, по Уставу, должен объяснить им, что такое христианский брак как таинство и как жить в супружестве богоугодно и честно.
Такой вопрос: «Не обещался ли еси иной (или иному)?» — предлагаемый жениху и невесте, не только означает, не давал ли формального обещания жениться на другой женщине или выйти замуж за другого, но также означает: не вступал ли в отношения и незаконную связь с другой женщиной или с другим мужчиной, налагающие определенные нравственные и семейные обязанности.
После положительного ответа брачующихся о добровольном вступлении их в брак совершается венчание, состоящее из великой ектении, молитв, возложения венцов, чтения слова Божия, питья общей чаши и хождения вокруг аналоя.
Диакон возглашает: «Благослови, владыко».
Священник творит начальный возглас: «Благословенно Царство», и произносится диаконом мирная ектения, в которой прилагаются прошения о брачующихся, о их спасении, о даровании им целомудрия, о рождении от них сынов и дщерей и о Божием покровительстве им во все дни жизни.
После ектении священник читает три молитвы о сочетающихся браком, в которых молит Господа благословить настоящий брак, подобно тому как Он благословил браки ветхозаветных праведников, — даровать сочетающимся мир, долгоденствие, целомудрие и друг ко другу любовь, и сподобить их видеть чада чад и исполнить дом их пшеницы, вина и елея.
При этом священник произносит каждому из брачующихся:
«ВЕНЧАЕТСЯ РАБ БОЖИЙ (имя) РАБЕ БОЖИЕЙ (имя)» или «РАБА БОЖИЯ (имя) РАБУ БОЖИЮ (имя), ВО ИМЯ ОТЦА И СЫНА И СВЯТАГО ДУХА».
После возложения венцов священник трижды благословляет жениха и невесту вместе обычным иерейским благословением, произнося:
«Господи Боже наш, славою и честию венчай я (их)».
Это возложение венцов и молитвы (во время возложения венцов) — «Венчается раб Божий… рабе Божией» и «Господи Боже наш, славою и честию венчай я», — признаются в богословии совершительными, т. е. составляющими главный момент совершения таинства Брака и запечатлевающими его, почему и самое последование священнодействия называется венчание.
Затем произносится прокимен: «Положил еси на главах их венцы», и после прокимна читается Апостол и Евангелие, из которых в первом (Еф. 5, 20—33) раскрывается учение о существе и высоте христианского брака, обязанностях мужа и жены и показывается первоначальное
установление и знаменование брака, а во втором (Ин. 2,
1—11) — повествованием о посещении Иисусом Христом брака в Кане Галилейской и о претворении там воды в вино показывается богоугодность христианского брака и присутствие в нем благословения и благодати Божией.
После прочтения Евангелия произносится ектения: «Рцем вси», и после возгласа — молитва о брачующихся, в которой испрашивается им у Господа мир и единодушие, чистота и непорочность, достижение маститой старости и непрерывное соблюдение заповедей Божиих.
Молитва о брачующихся заключается просительной ектенией за всех верующих (с древним ее началом от прошения «Заступи, спаси») и пением молитвы Господней, соединяющей сердца всех в одном духе молитвы, чтобы таким образом возвысилось само торжество брака и умножилось излияние благодати не только на сочетавшихся браком, но и на всех верующих. Затем следует преподание мира и молитва главопреклонения.
После этого приносится «общая чаша» с вином, в воспоминание того, как Господь благословил вино на браке в Кане Галилейской; священник благословляет ее с молитвой и трижды преподает брачующимся поочередно. Вино подается жениху и невесте из общей чаши в знак того, что они должны жить в неразрывном союзе и делить между собою чашу радостей и скорбей, счастье и несчастье.
Преподав общую чашу, священник соединяет правые руки новобрачных, покрыв их епитрахилью, как бы связав их руки пред Богом, знаменуя тем их соединение во Христе, а также то, что муж чрез руки священника получает жену от самой Церкви, и обводит новобрачных троекратно вокруг аналоя, на котором лежат крест и Евангелие. Это хождение образом круга вообще означает духовную радость и торжество брачующихся (и Церкви) о совершающемся таинстве и выражение их твердого обета, данного пред Церковью, вечно и верно хранить свой супружеский союз. Обхождение совершается три раза — во славу Святой Троицы, Которая таким образом призывается во свидетельство обета.
Во время обхождения поются три тропаря. В первом из них: «Исаие, ликуй. » — прославляется воплощение Сына Божия, Его рождение от преблагословенной Девы Марии и тем торжественно напоминается о Божественном благословении чадорождения.
Во втором тропаре: «Святии мученицы. » — прославляются и призываются к молению за нас подвижники и мученики, наряду с которыми как бы поставляется и венчанная чета как победившая искушения, сохранившая целомудрие и теперь выступающая на подвиг жизни в супружестве. По их примеру новобрачным внушается побеждать в своей жизни все диавольские искушения, чтобы удостоиться венцов небесных.
Наконец, в третьем тропаре: «Слава Тебе, Христе Боже» — прославляется Христос как похвала апостолов и радость мучеников и вместе радость и слава новобрачных, надежда и помощь их во всех обстоятельствах жизни.
После этого обычно следует многолетствование, иногда предваряемое кратким молебном, и поздравление новобрачных.
В Требнике после чина венчания помещена «Молитва на разрешение венцев, во осьмый день». В древности вступившие в брак семь дней носили венцы, а в восьмой день слагали их с молитвой священника. Венцы в древности были не металлические, а простые венки из миртовых или масличных листьев, или другого какого невянущего растения. В настоящее время молитва на разрешение венцов читается прежде отпуста венчания.
Брак в Православной Церкви по смерти одного из супругов или по законном разлучении может быть совершаем во второй и третий раз. Но Церковь, согласно со словом Божиим, не с одинаковым уважением смотрит на все три брака и не с одинаковой торжественностью благословляет второй брак и третий брак, как первый. Она учит, что согласнее с духом христианства довольствоваться одним браком. Сообразно с высокой чистотой жизни, представляемой нам Евангелием, второй и третий брак Церковь
Последование о второбрачных в основном подобно тому, которое совершается над вступающими в первый брак, но излагается короче.
При венчании второбрачных:
не поется 127-й псалом;
брачующиеся не вопрошаются о добровольном их вступлении в брак;
в начале венчания не произносится «Благословенно Царство» и великая (мирная) ектения;
молитвы 1-я и 2-я на венчании другие (покаянные).
В Большом Требнике пред последованием о второбрачных печатается «Главизна Никифора, патриарха Константинопольского» (806—814 гг.), в которой сказано, что двоеженец не венчается, т. е. что на него не должно возлагать венца при бракосочетании.
Но этот обычай не соблюдается ни в Константинопольской Церкви, ни в Русской, как заметил Никита, митрополит Ираклийский, в ответе епископу Константину, а потому венцы возлагаются и на второбрачных в знамение соединения и власти над будущим потомством.
Обыкновенно последование о второбрачных совершается тогда, когда вступают во 2-й или 3-й брак жених и невеста. Если же который-либо из них вступает в первый брак, то совершается «последование великого венчания», т. е. венчаются первым браком.
Дни, в которые не совершается венчание:
Накануне среды и пятницы в течение всего года.
Накануне воскресных и праздничных дней (двунадесятых праздников, праздников с бдением и полиелеем и храмовых).
В Рождественский пост и святки: с 15 (28) ноября по 6 (19) января.
От Недели мясопустной в течение Великого поста и Пасхальной седмицы до Фомина воскресения.
Накануне и в самые дни: Усекновения главы Иоанна Предтечи 29 августа (11 сентября) и Воздвижения Креста Господня 14 (27) сентября.
В некоторых местах на Западной Украине обручение для усиления своего значения сопровождается присягой на верность, взятой из Требника митроп. Петра Могилы и читаемой так: «Я, (имя), беру себе тебя (имя невесты) за жену и обещаю тебе верность и любовь (а невеста прибавляет еще «и послушание») супружеские; а что тебя не отпущу до смерти, так мне, Господи, помоги, в Троице Единый, и все святые».