церковь царевича димитрия на поле углич
УГЛИЧСКИЙ ДИМИТРИЕВСКИЙ ХРАМ НА ПОЛЕ
Угличский Димитриевский храм на поле |
Храм во имя страстотерпца царевича Димитрия на поле в г. Угличе Переславской епархии
Храм стоит у въезда в город со стороны Ростова Великого.
Предание связывает церковь со знамением, бывшим летом 1606 года при перенесении мощей царевича Дмитрия из Углича в Москву. Шествие начало движение в сторону московской дороги. Когда мощи проходили через Иоанно-Богословский монастырь, носилки вдруг остановились и «застыли» на месте. По этой причине многие решили, что стоит идти по ростовской дороге, по которой шествие и было продолжено. Перед тем, как покинуть город, процессия опять остановилась для того, чтобы многочисленные верующие горожане смогли окончательно проститься с мощами царевича. На протяжении суток под открытым небом духовенство проводило богослужение. Во время Божественной литургии было замечено удивительное событие, которое стало основанием для возведения храма: из гроба царевича Дмитрия на землю полилась небольшая струя крови. Святыня была бережно собрана духовенством и вложена вместе с частицами земли с раку, выполненную из серебра. Спустя месяц, процессия прибыла в Москву, а тело царевича навсегда упокоилось в Архангельском соборе Кремля.
Спустя некоторое время, на том месте, где в последний раз горожане прощались с мощами царевича Дмитрия, была возведена небольшая часовня. В конце 1693 года на место часовни перенесли старинный тёплый храм, ранее стоявший при Спасо-Преображенском кремлёвском соборе. Церковь простояла около 40 лет, после чего, в 1729 году, на том же месте возвели каменный храм, освященный во имя святых Кирика и Иулитты и царевича Димитрия. Затем, по истечении ещё полувека, в некотором отдалении от прежней церкви выстроили новый каменный храм, названный храмом царевича Димитрия «на поле».
Угличский храм царевича Димитрия на поле. Фото ок. кон. XIX-нач. XX в. |
Строительство современного храма велось с между 1798 и 1814 годами. Храм был расписан в 1836 году, причём, судя по близости манеры к фрескам Угличского Спасо-Преображенского собора, многие ученые полагают, что оба храма расписывались одной артелью. Со времени освящения храм ни разу не закрывался, оставаясь единственным действующим храмом Углича в советский период. В это время в церковь было передано много святынь из закрытых соседних храмов. На храмовом погосте покоится местное духовенство.
Архитектура, убранство
Небольшой одноэтажный пятиглавый храм снабжён трапезной и небольшой колокольней. В убранстве широко использованы классические формы и приемы: примерами служат тосканские колонны, расположенные перед четвериком фронтоны, пилястры, карнизы и оформление колокольни. Внутри сохранились росписи 1836 года и оформленный в виде триумфальной арки резной иконостас. Храм относится к числу важных исторических памятников своего времени.
Угличский храм царевича Димитрия на поле |
Духовенство
Святыни
О храме
В Угличе, со стороны въезда в город со стороны Ростова Великого, стоит невероятной красоты церковь. Храм находится на улице Ростовской и представлен совершенно небольшими размерами. Церковь была освящена во имя царевича Дмитрия «на поле».
На сегодняшний день здесь находится каменная церковь, выстроенная в период между 1798 и 1814 годами. О возведении церкви сложено красивое предание. Летом 1606 года мощи царевича Дмитрия были перенесены из города Углич в Москву, при этом процессия начала движение в сторону московской дороги. В то время, когда мощи проходили через Иоанно-Богословский монастырь, носилки вдруг остановились и «застыли» на месте, больше не сдвинувшись с места. По причине данного обстоятельства многие решили, что стоит идти только по ростовской дороге, по которой шествие и было продолжено. Перед тем, как покинуть город, процессия опять остановилась для того, чтобы многочисленные верующие горожане смогли окончательно проститься с мощами царевича. На протяжении суток под открытым небом духовенство проводило богослужение.
В период проведения Божественной Литургии было замечено удивительное событие, которое стало основанием для возведения храма – из гроба царевича Дмитрия на земную поверхность полилась небольшая струя крови – именно это и послужило началом заложения на этом месте церкви.
Святыня была бережно собрана представителями духовенства и вложена вместе с частицами земли с раку, выполненную из серебра. Спустя месяц, процессия прибыла в Москву, а тело царевича навсегда упокоилось в здании Архангельского собора Кремля. Таким образом, жители Углича смогли обрести у Бога великого чудотворца и заступника.
Спустя некоторое время, на том месте, где в последний раз горожане прощались с мощами царевича Дмитрия, была возведена небольшая часовня. В конце 1693 года на месторасположении кремлевской часовни перенесли старинный теплый храм, действующий при Спасо-Преображенском соборе, ведь тогда в кремле выстраивали новый храм. Предыдущая церковь простояла на этом месте в течение 40 лет – вплоть до 1729 года – тогда здесь возвели каменный храм, освященный в честь Святых Иулиты и Кирика и царевича Димитрия. После того, как с момента постройки прошло 50 лет, в некотором отдалении от нее выстроили существующий до сегодняшнего дня храм, названный в честь Димитрия «на поле».
Храм является подлинным архитектурным памятником своего времени. Он – одноэтажный, оснащен пятью главами, трапезной комнатой и небольшой колокольней. Здание представлено в совершенно традиционной форме, в убранстве которого активно использованы классические формы и приемы. В качестве примера можно привести тосканские колонны, расположенные перед четвериком фронтоны, пилястры, карнизы и, конечно, оформление колокольни. Храм не относится к числу особенно интересных архитектурных памятников, но все он же по-своему красив и примечателен, к тому же, он относится к числу важных исторических памятников своего времени и здешних мест.
Во внутренней части до сегодняшнего дня сохранились росписи, относящиеся к 1836 году; они особенно близки по манере исполнения к фрескам, находящимся при Спасо-Преображенском соборе, действующем при Угличском кремле. Согласно сказанному, многие ученые полагают, что два храма расписывались одной артелью. В обеих церквях встречаются иллюзорные формы, представленные кессонированным сводом, колоннами, а также сюжетами, в которых проявляется лаконичность кладбищенского храма. Сегодня можно увидеть и оформленный в виде триумфальной арки резной иконостас.
Можно считать совпадением, но церковь Царевича Димитрия «на поле» ни разу не закрывалась – видимо город по-настоящему обрел своего покровителя. В годы правления советской власти это был единственный в Угличе храм, который не был закрыт и оставался действующим.
Новости
Открытие официального сайта
Размещено carevich Янв 31, 2013
С октября 2016 года начнёт функционировать в полноценном режиме официальный сайт прихода храма Царевича Димитрия «на поле» города Углич. Для полноценного обеспечения информационной работы прихода по благословению настоятеля храма протоиерея Владимира Бучина был создан сайт, для постоянной работы с прихожанами, житилями и гостями города. После окончательной обработки сайта будет существовать возможность:
Будем рады видеть вас на страницах нашего сайта, а так же стараться вести плодотворную работу в тесном сотрудничестве с верующими гражданами нашего города и страны в целом. Спаси всех Христос!
Руководитель пресс-службы храма Гагарин А.С.
Помощник Настоятеля по О-А работе Зверков А.Ю.
Поделиться:
Икона дня
Православный календарь
Седмица 15-я по Пятидесятнице.
Всемирное Воздви́жение Честно́го и Животворящего Креста Господня
Преставление свт. Иоанна Златоуста (407).
Леснинской иконы Божией Матери (1683).
Утр. –Ин., 42 зач. (от полу’), XII, 28–36.Лит. –1_Кор., 125 зач., I, 18–24.Ин., 60 зач., XIX, 6–11, 13–20, 25–28, 30–35.
Перед всенощным бдением Крест при пении тропаря и кондака праздника переносится с жертвенника на престол.
На великой вечерне «Блажен муж» (1-й антифон).
На утрене полиелей (по традиции, совершается в алтаре). Величание: «Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Крест Твой Святый, имже нас спасл еси от работы вражия» (поется в алтаре; там же читается Евангелие). После Евангелия поется «Воскресение Христово видевше». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов. », «И ныне» – «Молитвами Богородицы. ». «Честнейшую» не поем, но поем припевы праздника. 1-й припев: «Величай, душе́ моя, Пречестны́й Крест Господень». После великого славословия – вынос Креста и поклонение ему. В соборных и, с благословения епархиального архиерея, приходских храмах совершается чин воздвижения Креста (см. Типикон, 14 сентября; Минея Праздничная. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2002).
В конце утрени и на литургии отпуст: «Христо́с, И́стинный Бог наш, моли́твами Пречи́стыя Своея́ Ма́тере, си́лою Честна́го и Животворя́щаго Креста́…»119.
На литургии антифоны праздника, вхо́дный стих: «Возноси́те Господа Бога нашего и покланяйтеся подножию но́гу Его, яко свято есть». Вместо Трисвятого – «Кресту Твоему. ». Вместо «Достойно» – «Величай, душе́. Таин еси. » (до отдания).
Вечером в праздник совершается великая вечерня со входом и великим прокимном.
С этого дня до отдания Воздвижения на литургии по входе (в седмичные дни): «Приидите, поклони́мся. Спаси ны, Сыне Божий, плотию распныйся. ».
Крест относится в алтарь по отпу́сте литургии в день отдания праздника.
Храм царевича Димитрия в Угличе
Приблизительное время чтения: 4 мин.
В Угличе много церквей, но среди них особо выделяется храм царевича Димитрия на Крови, который находится на территории Угличского кремля. Это не только красивое архитектурное сооружение — в 2017 году британская газета Daily Telegraph включила церковь в число 23 самых прекрасных церквей мира, — но и место, которое рассказывает об убийстве младшего сына Ивана Грозного в XVI веке.
Каменную церковь «на крови» царевича Димитрия построили спустя век после его гибели — в 1692 году на месте прежней деревянной шатровой церкви, поставленной в 1630 году по указу царя Михаила Федоровича, первого из рода Романовых.
Шатровая колокольня — особенность русской храмовой архитектуры. Она появилась на Руси в XV–XVI веках. В XVII веке Патриарх Никон запретил строительство шатровых храмов, но шатровые колокольни строили еще долго.
Храм построен в форме корабля. Это архитектурый тип, в котором все части храма расположены в одну линию.
Красный цвет стен — символ крови убиенного царевича.
Кто такой царевич Димитрий?
Димитрий Иоаннович (1582 — 1591) — сын царя Ивана Грозного и Марии Нагой. Погиб в возрасте восьми лет. По официальной версии, у царевича случился припадок эпилепсии («падучего недуга»). Во время игры с ножом Димитрий упал на него и истек кровью. Есть и другая версия, которой придерживаются большинство современных исследователей: царевича убили, чтобы в будущем он не смог претендовать на царский престол. Предполагаемых виновников толпа забила на месте. После разбирательства причастных к самовольной расправе сослали в Сибирь. Царевича Димитрия канонизировали в 1606 году как благоверного. Его мощи находятся в Архангельском соборе Московского Кремля.
Памятник царевичу Димитрию
Памятник царевичу Димитрию находится возле палат Угличского кремля. Автор — игумен Рафаил, в миру — известный художник-авангардист Сергей Симаков. В 1980-е годы они с супругой поселились под Угличем. Вскоре Сергей стал священником, а после смерти супруги принял монашеский постриг. Образ царевича священник взял с картины Михаила Нестерова «Дмитрий, царевич убиенный».
Ссыльный колокол
Сразу после гибели царевича в него стали бить, призывая людей к расправе над предполагаемыми убийцами. За это власти с колоколом поступили как с живым — лишили креста, срезали язык, высекли и отправили в ссылку в Тобольск. Тобольский воевода записал его в своей книге так: «первоссыльный неодушевленный из Углича». Колокол повесили на торговой площади, где он отбивал часы. Триста лет находился колокол в тобольской ссылке. После приказа императора Александра III в 1892 году колокол вернули в Углич. Сейчас он находится внутри храма.
Уникальные фрески на западной стене
Дорога:
Город Углич находится в Ярославской области. Сюда проще всего попасть по железной дороге: с Белорусского вокзала Москвы до станции Углич ехать примерно пять часов. С учетом пробок — это один из наиболее быстрых и удобных вариантов для путешествия в этом направлении из столицы.
Углич — тупиковая станция Октябрьской железной дороги, которую открыли в 1937 году. Возле здания станции стоит необычный памятник — это паровоз Э 727-57. Сегодня ветки Савёлово — Калязин и Калязин — Углич входят в состав Савёловского направления Октябрьской железной дороги. По ним идет движение пригородных и товарных поездов. Савёловское направление Московской железной дороги — это участок в 128 км от Савёловского вокзала в Москве до станции Савёлово (город Кимры). До станции Дмитров участок в двумя путями, дальше — с одним. Ветка Калязин — Углич — это живописная железная дорога, которая проходит вдоль реки Волги и соединяет такие населенные пункты, как Калязин, Белый Городок, Кимры и Углич.
Святыни храма
В 2016 году исполняется 205 лет одной из почитаемых святынь — иконы святого мученика Иоанна Воина.
Образ был подарен храму угличским купцом Михаилом Александровичем Хорхориным.
Примечательно, что в XX веке икона была похищена дважды в 1925 г. и в 1937г. и оба раза чудесным образом возвращалась назад.
Третья кража случилась в 1993 году, но через два года образ снова вернулся домой в свой храм.
Также исполняется 205 лет храмовой иконе Царевича Димитрия, написанной в 1811 г. угличскими мастерами для этой церкви.
Известно, что она участвовала во всех крестных ходах по городу Угличу, проводимых на праздник Покрова Божией Матери.
У правого клироса находится рака с частицей мощей Царевича Димитрия и плащаница.
Здесь же ковчег с мощами Святого благоверного князя Романа Угличского. Он был третьим Угличским князем и на княжеском престоле возвысился добродетелями и благочестием до лика местночтимых святых.
Мощи были обретены в 1495 году. В 1595 году было его всеобщее прославление. В 1611 году во время Польско — литовской интервенции мощи пострадали от пожара и по светящемуся столбу над ними были вторично обретены из пепла. С 1930 года находились в Угличском музее, а в 1989 году переданы церкви.
Память Святого празднуется 3 (16) февраля.
У левого клироса находится ковчег с мощами младенца мученика Иоанна (Чеполосова), убиенного 25 мая (8 июня) 1663 года. Он показал высокое исповедничество любви к Богу и родителям, отказавшись учиться магии, за что и претерпел жестокие мучения от своего учителя-изувера. Вскоре мощи были чудесно обретены и прославлены церковной комиссией. Уже его родители строившие храм на могиле сына, молились ему.
В малом иконостасе придела Кирика и Иулитты находится чудотворный образ Покрова Пресвятой Богородицы, принесенный из разоренного в 1930 г. Покровского монастыря.
По преданию икона приплыла по воде и остановилась напротив монастыря. Инок Боголеп — пекарь пришел на берег за водой и увидев образ возвестил братии. Икону достали из воды и поместили в храм. Она сразу проявила себя многими чудотворениями и исцелениями. В честь иконы был построен собор и монастырь стал называться Покровским. С этой иконой ежегодно совершались крестные хода.
Здесь же — чтимые икона Божией Матери «Нечаянная Радость», Мироточивая икона «Тихвинская», явленная икона Корсунской Божией Матери с источника села Станы и Афонский образ Святителя Николая.
У выхода — храмовая икона Угличских Святых, написанная в 1951 году к 150-летию храма по благословению настоятеля храма иеромонаха Никодима (Ротова) в последствии Митрополита и видного иерарха Русской Православной Церкви.
На храмовом погосте покоится местное духовенство, у могил которого молятся паломники.