u96 подводная лодка история

U 96 в холодных водах Исландии

u96 подводная лодка история. Смотреть фото u96 подводная лодка история. Смотреть картинку u96 подводная лодка история. Картинка про u96 подводная лодка история. Фото u96 подводная лодка история

Когда в начале войны командующий кригсмарине гросс-адмирал Эрих Редер утвердил «тариф» для награждения офицеров-подводников Рыцарским крестом, это казалось ему хорошим психологическим ходом: предполагалось, что он будет стимулировать командиров подлодок наносить ущерб противнику. Потопив 100 000 т торгового тоннажа, они могли рассчитывать на высокую награду. Однако установленная планка повлекла за собой два негативных момента. Первым стал оверклейм — завышение успехов для достижения заветной «сотни». Вторым был неоправданный риск, на который порой шёл командир, чтобы добиться результата. Экипажи подлодок хорошо понимали, чем это чревато: желающий залезть в пасть к дьяволу может оттуда и не выбраться. Увлечённый погоней за орденом командир был опасен для экипажа, который становился заложником его амбиций. Именно таких офицеров подводники именовали Halsschmerzen — «боль в горле».

С другой стороны, служить под началом командира, уже имевшего Рыцарский крест, считалось более безопасным делом. Награждение командира U 96 этим орденом должно было придать уверенности экипажу перед четвёртым походом. Посмотрим, насколько изменились действия Генриха Леман-Вилленброка после того, как он официально стал подводным асом кригсмарине.

После капитального ремонта

Вернувшуюся в Сен-Назер 28 февраля 1941 года U 96 ждал капитальный ремонт. Он начался 4 марта и продлился до 8 апреля. За это время на верфи «семёрку» практически всю перебрали заново, проведя ремонт и профилактику всех систем, включая систему управления торпедной стрельбой, палубное орудие и зенитный автомат. Приняв лодку у верфи и проверив её, экипаж начал готовить U 96 к новому, четвёртому походу. 10–11 апреля на неё погрузили провизию, боезапас и заправили топливом. 12 апреля около семи вечера субмарина покинула Сен-Назер и взяла курс на район юго-западнее Исландии, где ей предстояло действовать.

Первые сутки плавания прошли спокойно, но к вечеру 13 апреля лодке пришлось трижды уклоняться погружением от английских самолётов. На следующее утро пришло сообщение из штаба, уточняющее будущую позицию U 96 — квадрат АЕ 78, то есть южнее Исландии. Перед заходом солнца 15 апреля произошло то, с чем хорошо знакомы зрители фильма «Лодка»: командир объявил тревогу на срочное погружение, оказавшуюся учебной. Правда, в реальности Леман-Вилленброк объявлял её дважды, выясняя состояние лодки и готовность экипажа. С людьми оказалось всё в порядке, а вот с кораблём — нет:

«UZO (прибор надводной прицельной оптики — прим. авт.) заполнен водой. Шумопеленгатор: приём довольно слабый. Вода поступает в кабельный короб. Лодка пропускает значительно больше воды, чем до капитального ремонта на верфи».

Это открытие не слишком обрадовало Лемана. Во время учебных тревог лодка погружалась лишь на 45 м, а погружение на бо́льшую глубину грозило неприятными сюрпризами. Как назло, вечером появились английские эсминцы. Два из них были замечены, когда лодка находилась в надводном положении, а о третьем акустик доложил уже после срочного погружения. Противники разошлись мирно: англичане не заметили субмарину, а немцы не смогли их атаковать, так как ситуация развивалась слишком быстро.

Когда англичане ушли, Леман всплыл и получил сообщения штаба о конвое к западу от Северного канала. Старик решил не подключаться к его преследованию, потому что лодку и конвой разделяло 250 миль. Он оказался прав, а его решение остаться на позиции вскоре принесло свои плоды. После полудня 16 апреля в воздухе показался «Сандерленд». Затем акустик засёк шумы трёх эсминцев. Такое взаимодействие самолёта и кораблей показалось Леману подозрительным. Он справедливо предположил, что оно означает лишь одно — конвой!

В 16:46 лодка перешла в надводное положение. Море встретило её дождливой, туманной погодой. Несмотря на это, вскоре верхняя вахта заметила клубы дыма и установила контакт с правой частью ордера конвоя. Леман немедленно отправил Дёницу сообщение о «находке». В 18:00 колонны судов появились в поле зрения немецких сигнальщиков, но затем лодке пришлось быстро уклониться погружением от появившегося эсминца. Дальше сложилась критическая ситуация. U 96 затаилась на глубине 45 м, слыша, как сначала один, а затем и другой английский корабль ведёт её поиск. Так как лодка снова начала затапливаться, Леман всплыл на 10 м. По-видимому, мембраны шумопеленгаторной станция левого борта оказались затоплены, так как подход эсминца с этой стороны акустик не услышал.

Глубинные бомбы не заставили себя долго ждать. Первая серия рванула рядом с лодкой, сильно её встряхнув. От взрывов на «семёрке» разбилось почти всё, что могло разбиться: лампы, плафоны, предохранители, датчик Папенберга в рубке, стеклянная ёмкость вспомогательного сливного насоса и т.п. Хуже было то, что вылетел болт, крепивший один из дизелей к фундаменту. Лодка всё же выдержала атаку и смогла оторваться от преследователей, маневрируя на глубине 50–70 м.

В 22:32 Леман-Вилленброк всплыл, но конвоя не обнаружил. Оценив повреждения, он признал свой корабль боеспособным и решил продолжить поиски, которые из-за начавшегося шторма оказались бесплодными. Следующие двое суток U 96 бесцельно болталась в море на старой позиции, пока вечером 18 апреля не поступил приказ штаба начать патрулирование южной береговой линии Исландии в квадратах АЕ 72–78.

Исландское «сидение»

В чём же крылась причина этого «исландского отпуска» экипажа U 96? Дело в том, что командующий немецкими подлодками Карл Дёниц решил поиграть с англичанами в кошки-мышки. Он заметил, что противник старается избежать встречи с «волчьей стаей», прокладывая курс конвоев севернее, чем обычно. Тогда командующий решил отправить к Исландии несколько лодок с приказом соблюдать строгое радиомолчание и докладывать только о контактах с конвоями. Теперь исландская группа лодок вела там разведку судоходного трафика, а наблюдение в центральной части операционной зоны немецких субмарин в Атлантике Дёниц поручил «Кондорам» из 40-й авиагруппы — так он рассчитывал получать точную информацию о маршрутах конвоев, даже если бы они меняли свой курс.

u96 подводная лодка история. Смотреть фото u96 подводная лодка история. Смотреть картинку u96 подводная лодка история. Картинка про u96 подводная лодка история. Фото u96 подводная лодка история

К 23 апреля командующий разочаровался в своей затее. Воздушная разведка к северо-западу от Ирландии не дала никакого результата, как и подлодки у Исландии — океан словно вымер. Тогда Дёниц приказал субмаринам вернуться на прежние позиции, а U 96 оставил наблюдать за судоходным трафиком у исландского побережья. Лишь после полудня 26 апреля он разрешил Леману сменить позицию, когда тот сообщил, что у Исландии нет никаких конвоев. Теперь U 96 должна была переместиться к Фарерским островам, в квадрат АМ 12. Прощаясь с Исландией, подводники, заметившие в воде несколько тюков с хлопком, выловили один такой тюк в качестве образца. После этого лодка взяла курс на юго-восток.

На новую позицию Леман-Вилленброк прибыл перед полуночью 27 апреля. Спустя несколько часов U 123 доложила в штаб о контакте южнее Исландии с конвоем, идущем в восточном направлении. Это был НХ-121. 43 торговых судна его ордера шли в Ливерпуль под охраной пяти противолодочных кораблей. Дёниц немедленно приказал всем ближайшим лодкам начать его преследование. Среди них была и U 96, сыгравшая в нападении на НХ-121 главную роль.

Бой с конвоем HX-121

Несмотря на удачное обнаружение конвоя, Дёниц не смог быстро сформировать «волчью стаю» для его групповой атаки. После первого сообщения U 123 обнаружили и атаковали корабли ПЛО, из-за чего она на несколько часов потеряла контакт и сумела его восстановить лишь к утру 28 апреля. Получив второе сообщение лодки о контакте, Леман-Вилленброк двинулся на перехват НХ-121. Встреча с кораблями ожидалась к 16:00. По сообщениям и визуальным контактам командир U 96 понял, что рядом с конвоем находятся как минимум три лодки. Его предположение было верным: кроме «семёрки» Лемана в этот район уже подошли U 552 Эриха Топпа, U 95 Герда Шрайбера и U 65 Йоахима Хоппе.

Топп обнаружил конвой первым. U 552, сумевшая пробраться внутрь колонн ордера, в 16:15 атаковала крупный английский танкер «Капулет» и повредила его торпедами. Однако, как далее отметил Топп в своём журнале боевых действий (ЖБД), на этом удача закончилась. Линза командирского перископа покрылась таким толстым слоем нефти, что пятно не исчезло даже после шести часов нахождения лодки в погружённом состоянии. Зенитный перископ Топп не мог использовать из-за волнения на море. Любопытно, что рядом с торпедированным танкером была замечена мина, и англичане даже решили, что он подорвался, а не был торпедирован. Но вскоре стало ясно, что конвой атакуют подлодки.

На U 96 слышали, как торпеды U 552 поразили танкер. После этого Леман начал манёвр обгона конвоя для того, чтобы затем атаковать его под перископом. В 18:25 U 96 погрузилась для атаки. В перископ её командир видел группу крупных танкеров в сопровождении корветов, а во второй левой колонне ордера шли средние и малые грузовые суда. Хотя позиция была благоприятна для нападения на последние, Леман-Вилленброк решил всё-таки атаковать танкеры. К сожалению, в его ЖБД отсутствует фрагмент, описывающий предзалповое маневрирование лодки, которое длилось час. Судя по всему, оно оказалось не слишком удачным, так как U 96 пришлось атаковать с дальней дистанции.

В 19:25–19:26 «семёрка» выпустила три торпеды по трём целям, которые Леман оценил как танкеры в 10 000, 8000 и 6000 брт. Все три выстрела оказались точными: выпущенные «угри» поразили норвежский танкер «Каледония» (9892 брт), английские танкер «Ойлфилд» (8516 брт) и пароход «Порт Харди» (8897 брт). Любопытно, что последнее судно могло быть торпедировано случайно, о чём говорит дальность и время хода торпед. Попавшие в танкеры «угри» взорвались через 3 минуты 50 секунд и 4 минуты 44 секунды, пройдя 3280 м и 4042 м соответственно. Поразившая «Порт Харди» торпеда взорвалась спустя 5 минут 58 секунд, пройдя 5082 м. Можно предположить, что она прошла мимо назначенной ей цели, но затем на пути ей встретился борт парохода. Как бы то ни было, эта атака претендует на уникальность, так как случаи поражения трёх целей разом на таком расстоянии были очень редкими.

Тем временем Дёниц, не зная об успехе U 96, предположил, что конвой ускользнул от «волчьей стаи» и продолжил движение на восток. Командующий приказал лодкам сформировать завесу между банкой Роколл и Фарерскими островами, но попытка перехватить там НХ-121 оказалась неудачной. U 96 получила приказ штаба патрулировать район западнее Роколл. По пути на новую позицию она встретилась с U 95 Шрайбера, и тот подтвердил, что видел, как сгорели два танкера после их атаки Леман-Вилленброком.

В погоне за конвоями

Потерпев неудачу с НХ-121, Дёниц продолжил перегруппировку своих немногочисленных сил в Атлантике. 1 мая он приказал лодкам сформировать завесу южнее Исландии и включил в неё U 96. Основанием для такого решения стало сообщение «Кондора» о конвое южнее Фарерских островов, шедшем на запад. Вскоре лётчики потеряли с ним контакт, и командующий признал дальнейшую операцию против него бессмысленной. После этого Дёниц разместил свои лодки в линию южнее Исландии между квадратами AL 15–36 в надежде на новые контакты с другими конвоями. Теперь U 96 должна была патрулировать квадрат AL 36 северо-западнее Роколл.

Перед тем как сменить позицию, Леман попытался преследовать и атаковать одиночное судно. Вечером 1 мая верхняя вахта заметила большой пароход, который командир оценил в 10 000–12 000 брт. Несмотря на большое расстояние и высокую скорость цели, лодка всё же погрузилась для атаки. В 21:59 U 96 произвела трёхторпедный залп с дистанции 3000 м, но промахнулась: «угри» прошли перед целью, которая перед залпом снизила скорость. Тогда субмарина всплыла, намереваясь преследовать пароход в надводном положении, но он скоро скрылся из виду.

Единственной добычей U 96 в первые майские дни стал выловленный из воды спасательный круг китобойной плавбазы «Терье Викен», потопленной Кречмером и Прином двумя месяцами ранее. Однако вечером 4 мая у Лемана снова появился шанс отличиться: он встретился с новым конвоем.

Установив контакт с противником, U 96 сразу доложила об этом в штаб. Получив разрешение командующего на атаку без ожидания других лодок, Леман-Вилленброк начал действовать. После полуночи 5 мая он обогнал конвой и занял позицию перед ним. Леман считал, что тёмная ночь благоприятствует нападению. Однако атака сорвалась, потому что противник вовремя изменил курс, и немцы потеряли его из виду. Найти его снова U 96 не смогла, так как дальнейший поиск ей мешали вести английские корабли и самолёты ПЛО, сосредоточенные в этом районе. В итоге Леман махнул рукой на упущенный конвой, сочтя «охоту» в таких условиях безнадёжным делом.

На новой позиции U 96 важных целей не видела: вместо конвоев и одиночных судов она встречала только противолодочные корабли и самолёты. Лишь в полдень 11 мая пришло сообщение штаба об обнаружении «Кондором» конвоя южнее Исландии. Леман находился не слишком далеко от указанного места, поэтому он решил идти на перехват противника. Прибыв в нужную точку к 15:00, лодка никого там не обнаружила.

Следующая неделя запомнилась экипажу U 96 лишь нападением на лодку английских самолётов и кораблей утром 14 мая. В тот же день Леман решил сместиться южнее банки Роккол, где в последнее время было отмечено нахождение нескольких конвоев. Однако и там море было пустым. Вечером 17 мая командир U 96 отметил в ЖБД, что запас топлива на исходе и его возвращение на базу — вопрос ближайшего времени. Однако прежде чем завершить поход, Леман хотел попытать счастья в районе Северного канала. Это его решение удачно совпало с радиограммой штаба, полученной в полдень 18 мая. В ней Дёниц сообщал, что западнее Ирландии, в квадрате АМ 48, замечен конвой, к нападению на который привлекалась U 96.

Леман-Вилленброк немедленно взял курс на указанный район. По его расчётам, перехват противника должен был состояться около полуночи. «Рандеву» с конвоем произошло в 03:12 19 мая:

«Вижу конвой курсом 270°. Я впереди него и нахожусь в выгодной позиции для атаки. Конвой небольшой, только несколько крупных судов, среди которых несколько танкеров на приличном расстоянии друг от друга. Охраняется эсминцами».

Источник

U 96: как всё начиналось

u96 подводная лодка история. Смотреть фото u96 подводная лодка история. Смотреть картинку u96 подводная лодка история. Картинка про u96 подводная лодка история. Фото u96 подводная лодка история

U 96 — самая известная в мире немецкая подводная лодка. Своей славой она обязана роману Лотара-Гюнтера Буххайма и фильму Вольфганга Петерсена, подарившим субмарине миллионы поклонников. Интерес к ней не ослабевает и в наши дни. Правда, читая или смотря «Das Boot», можно узнать лишь приукрашенные подробности её седьмого похода. Лодка с эмблемой ухмыляющейся рыбы-пилы имеет свою собственную историю, которую в романе не прочтёшь. Всё началось утром 14 сентября 1940 года, когда U 96 вступила в строй кригсмарине. Познакомимся с ней поближе на примере первого похода этой субмарины, когда лейтенанта Буххайма на её борту не было ещё и в помине.

Рождённая Круппом

U 96, подлодка типа VIIC, была заложена 16 сентября 1939 года в Киле на верфи «Германия», принадлежавшей концерну Круппа. Спустя год работы над ней были завершены, и 14 сентября 1940 года лодку принял у верфи командир — капитан-лейтенант Генрих Леман-Вилленброк, известный поклонникам романа и фильма под прозвищем «Старик». После этого начались её испытания на Балтике, которые проходили в ускоренном режиме. Так как подлодок в Атлантике катастрофически не хватало, командование подводными силами сократило срок тестов и тренировок с шести до двух месяцев.

Верфь сдала лодку с некоторыми недоработками. Например, сразу возникли проблемы с электромоторами, а в момент первого тестового погружения U 96 отчаянно сопротивлялась попыткам экипажа перевести её в подводное положение. Как записал в своём дневнике инженер-механик Фриц Граде, «лодка не хочет погружаться». После устранения различных «детских болезней» U 96 завершила испытания удовлетворительно.

В конце сентября она перешла в Готенхафен, где произвела пробные торпедные стрельбы. Затем субмарина оказалась в Пиллау для проверки артиллерии, а после этого — в Данциге для испытаний по глубоководному погружению. Далее лодку ждали занятия по тактике вперемешку с торпедными стрельбами. В середине ноября тренировки были окончены. Леман-Вилленброк привёл U 96 в Киль для подготовки к дальнему походу.

u96 подводная лодка история. Смотреть фото u96 подводная лодка история. Смотреть картинку u96 подводная лодка история. Картинка про u96 подводная лодка история. Фото u96 подводная лодка история

После загрузки торпед и продовольствия лодка оставила Киль рано утром 4 декабря 1940 года. Она перешла во Фридрихсхафен, где задержалась на сутки для принятия топлива и пресной воды. 6 декабря U 96 покинула базу, прошла минные заграждения и вышла в открытое море. Путь к Шетландским островам занял трое суток. Лодка то и дело ныряла во время учебных тревог или при появлении самолётов. Утром 10 декабря на горизонте появилась скала Сулискер: U 96 вышла в северную Атлантику.

Первая охота

В тот же день пришёл приказ штаба подводных сил: приступить к патрулированию района к северу от банки Роколл. 11 декабря радист принял сообщение о конвое в том районе. Леман-Вилленброк начал его поиск. В 13:15 верхняя вахта заметила дымы и мачты галифакского конвоя НХ-92. U 96 погрузилась для атаки.

Второй выстрел лодке сделать не удалось. После гибели «Роторуа» ордер конвоя распался. Как отметил Леман-Вилленброк, «все пароходы отвернули и разбежались в разные стороны». Он приказал всплывать, чтобы подойти к шлюпкам и выяснить у спасшихся название и груз судна. Но как только субмарина появилась на поверхности, ей пришлось снова нырять: к шлюпкам подошёл британский танкер «Кардита».

Леман-Вилленброк видел в перископ, как судно на небольшой скорости подбирало людей из шлюпок. Попытка атаковать его оказалась неудачной: несмотря на малый ход цели, угол атаки был слишком острый. Торпеда прошла мимо. Повторное нападение было невозможно, потому что танкер отвернул и дал полный ход, перейдя на зигзаг. Сбросив два дымовых буя, он скоро пропал из пределов видимости.

Упустив «Кардита», U 96 оставалась погружённой ещё более часа. За это время она перезарядила торпедные аппараты и отправила в штаб радиограмму:

«В квадрате AM 2375 замечен вражеский конвой. Он идёт в юго-восточном направлении».

Оглохли, но не ослепли

Дёницу некого было послать на поиски, кроме «двойки» U 140, о чём штаб подводных сил уведомил U 96. В 17:14 лодка всплыла, чтобы продолжить охоту на суда HX-92. Сигнальщики заметили одиночный пароход на восточном курсе. Субмарина обогнала его и погрузилась для атаки. Но не тут-то было! Из строя вышла шумопеленгаторная станция, и U 96 «оглохла». Напасть в подводном положении не удалось, так как судно перешло на зигзаг. Его преследование не имело смысла, ведь акустик не мог удерживать с ним контакт.

Несмотря на то, что с момента торпедирования прошло более получаса, судно лишь осело в воду, но тонуть не собиралось. В 21:30 U 96 выпустила в него ещё одну торпеду, которая попала в корму. Безрезультатно. Тогда лодка начала всаживать снаряды из 88-мм орудия ему в ватерлинию. Лишь после этого пароход ушёл под воду.

Закончив возиться с упрямым «купцом», Леман решил выяснить, что же он потопил. Субмарина подошла к шлюпкам для опроса экипажа. Попытка объясниться с одним голландцем, немного говорившим по-немецки, ни к чему не привела. Всё, что смогли понять немцы — это что они потопили «Дувр из Канады». На самом деле это был голландский пароход «Това» (5 419 брт) из HХ-92, гружёный зерном и грузовиками. Леман-Вилленброк доложил в штаб о потоплении двух судов общим тоннажем 18 000 брт и о продолжении действий против конвоя.

Оставив спасшихся на волю волн, U 96 продолжила преследование второго парохода. В полночь 12 декабря с восходом луны субмарина его обнаружила. Лодка обогнала пароход и погрузилась для атаки, так как видимость была хорошей. В 01:56 выпущенная торпеда поразила судно в корму, и оно затонуло спустя 11 минут после взрыва. Леман описал его как 160-метровый теплоход с двумя мачтами тоннажем около 8 000 брт. В реальности им оказалось шведское судно «Штурехольм» (4 575 брт) из конвоя HX-92, перевозившее сталь и металлолом. Никому из его экипажа не удалось выжить.

Завершив атаку, U 96 взяла курс на Северный канал. В 03:14 неподалёку от архипелага Сен-Килда было замечено ещё одно судно. Наличие поблизости двух сторожевиков не вынудило Леман-Вилленброка отказаться от атаки. В 04:31 лодка выпустила одну торпеду, попавшую пароходу в корму. После взрыва судно продержалось на плаву всего шесть минут. Интересно, что на этот раз командир U 96 ошибся в своей оценке, предполагая, что оно было на 4 000 брт. На самом же деле потопленный им бельгийский пароход «Маседоньер» был на 5 227 брт. «Бельгиец» ранее совершал переход в ордере НХ-92 и стал последним судном в его составе, атакованным U 96.

Министр и кораблекрушение

Преследование судов конвоя привело лодку прямо к шотландскому побережью. Здесь она попыталась атаковать суда меньшего размера, но до пуска торпед дело не дошло. Несмотря на то, что это был район оживлённого судоходства, находиться в нём было опасно: всё чаще стали встречаться корабли и самолёты противника. Леман-Вилленброк решил не рисковать и вернуться на прежнюю позицию — к северу от Роколл.

Пройдя на запад около 300 миль (около 555 км), субмарина достигла границы назначенного района патрулирования, где продолжила поиск целей. В 02:58 14 декабря был установлен контакт с неизвестным судном тоннажем не более 3 000 брт. Уточнив курс и скорость цели, командир U 96 выпустил в него одну торпеду, но промахнулся. Продолжая преследование, лодка совершила ещё одну атаку, но и в этот раз «угорь» в цель не попал.

Хотя «Старика» это и огорчило, но печалился он недолго. Неудачная погоня вывела его на более крупную цель. В 07:06 он отметил в журнале боевых действий:

«Судно курсом 210°, 4 мачты. Позволяю ранее атакованному маленькому пароходу уйти, так как впереди вижу другое судно. Целевой угол при его обнаружении равнялся приблизительно 80°. Пароход идёт зигзагом. Немедленно атаковал, когда при очередном его повороте угол встречи торпеды с целью был равен 60°. В 07:20 выпущена одна торпеда (G7e)».

Леман-Вилленброк промазал и в этот раз. По его мнению, при выстреле он неверно оценил скорость цели. Но у него ещё осталось три торпеды, и отпускать судно в 10 000 брт он не собирался. Преследование продолжилось. В 08:25 прямо по курсу были замечены два маленьких парохода. Немцы решили не размениваться на мелочь и прошли прямо между ними, продолжая преследовать крупную добычу. В 08:55 U 96 провела повторную атаку. На этот раз «Старик» всё высчитал правильно:

«08:55. Выстрел 1 торпедой (G7a). Попадание в носовую часть, между мостиком и передними мачтами. Скорость врага 14 узлов, угол встречи торпеды с целью 80° (…) дистанция 800 метров, время хода торпеды до взрыва 48 секунд = 720 метров. Торпеда несколько раз появлялась на поверхности. Пароход садится носом, останавливается, даёт сирену и передаёт в эфир: «SSS — 59°32 с.ш, 17°47 з.д., «Вестерн Принс» торпедирован».

В истории его гибели есть один интересный момент. Когда британский пассажирский теплоход «Вестерн Принс» покинул Галифакс, на его борту, кроме груза металла и продовольствия, находился 61 пассажир. Среди них был и канадский министр военного снабжения Кларенс Декатур Хоу, совершавший поездку в Англию. Теплоход не вошёл в состав конвоев и отправился в одиночное плавание: в те дни такая практика переходов одиночных судов, обладавших высокой скоростью, была в порядке вещей. Считалось, что ход выше 12 узлов (около 22 км/ч) делает их труднодоступной целью для подлодок.

Однако в случае с «Вестерн Принс» это правило не сработало. Теплоход был торпедирован и потоплен. Министру посчастливилось пережить гибель судна, после чего он восемь часов провёл в шлюпке посреди океана. При переходе из шлюпки на борт спасательного корабля погиб помощник Хоу, но сам он уцелел. Как и положено джентльмену, в эпизоде с гибелью судна министр сохранял невозмутимость. Но позже Хоу рассказал репортёру газеты «Манчестер Гардиан», что с того дня каждый час своей жизни он считал незаслуженным подарком судьбы.

Нападение в шторм

Расправившись с теплоходом, Леман-Вилленброк доложил в штаб, что у лодки осталась одна торпеда. Дёниц приказал после её израсходования идти в Лориан. Спустя несколько часов фортуна предоставила субмарине шанс. В 19:23 верхняя вахта засекла новую цель — пароход в 3 000–4 000 брт, шедший зигзагом. U 96 погрузилась для торпедной атаки, но вскоре из-за волнения на море Леман отказался от этой идеи и решил топить судно артиллерией.

Хотя три снаряда попали в цель, на ход парохода это никак не повлияло. Лодка преследовала его почти два часа в надежде, что погода улучшится — но тщетно. В 22:55 судно скрылось в дождевом шквале, и «серые волки» остались без добычи. Радист лишь доложил командиру, что оно передаёт в эфир: «Эмпайр Разербилл», 59°42 с.ш., 17°50 з.д. Обстрелян подводной лодкой». Тогда Леман-Вилленброк отметил, что в реальности «англичанин» имеет расхождение на 25 миль (около 46 км) с указанной позицией.

Рано утром следующего дня был замечен ещё один пароход, но из-за погоды от атаки немцы отказались. Так как шторм не стихал, лодка погрузилась: находиться на поверхности не имело смысла. Море бушевало ещё несколько дней, поэтому U 96 всплывала только для вентиляции отсеков и зарядки батареи, а затем снова уходила на глубину. Буря утихла лишь к утру 17 декабря. Как следует выспавшиеся подводники продолжили поиск цели для своей последней торпеды.

Последние торпеды

18 декабря в 15:25 верхняя вахта обнаружила большой танкер. Лодка срочно погрузилась для атаки и начала предзалповое маневрирование. В 16:15 она выстрелила практически в упор. Торпеда взорвалась спустя 25 секунд, пройдя 375 м. В перископ Леман-Вилленброк наблюдал столб воды у кормы судна и летящую шлюпку, подброшенную взрывом:

«Танкер остановился, экипаж готовится спустить шлюпки. 2 плота были опущены в воду. Расчёт кормового орудия уже у него. Видимо, в носу есть вторая пушка. Танкер оседает более глубоко, но не тонет. Сблизились для определения названия: «Пендбрехт» Роттердам, на дымовой трубе логотип судоходной фирмы «Ван Оммерен». Размер 10 746 брт».

Чтобы заставить экипаж быстрее покинуть судно, U 96 подняла повыше перископ из воды, обозначая себя. Но эффект оказался обратным: танкер навёл на него свои орудия. Голландцы не желали сдаваться, и немцы оказались в сложной ситуации. Было слишком рискованно атаковать артиллерией готового к бою противника. Торпеды же внутри лодки кончились. Оставалась только одна, в контейнере под верхней палубой, но её надо было ещё извлечь и загрузить в отсек.

В 18:02 U 96 всплыла и отошла подальше. Одно из судов произвело по ней два выстрела. Недолёт. Спустя несколько минут торпедированный «Пендбрехт» ожил, развернулся, дал полный ход и пропал из видимости. Немцы решили пока отпустить его восвояси, перегрузить торпеду и вновь напасть, когда работы будут завершены. К 22:20 «угорь» уже был опущен внутрь лодки. Она, как гончая, шла по нефтяному следу «подранка», но с наступлением темноты потеряла его. Все попытки найти танкер были тщетны: «голландец» ушёл.

19 декабря в 15:49 была замечена вражеская эскадра — линкор «Родней» и шесть эсминцев. Лодка погрузилась для атаки, но англичане шли зигзагом на дальней дистанции. Скрепя сердце, Леман-Вилленброк позволил им уйти, отправив радиограмму о контакте с линкором. Дальнейшие поиски целей для последней торпеды ни к чему не привели. Океан вымер. Лишь вечером 20 декабря на горизонте была замечена какая-то шхуна. Проболтавшись в море ещё трое суток, 24 декабря Леман-Вилленброк решил идти во Францию, предварительно отпраздновав Рождество. Путь к базе занял четыре дня и обошёлся без происшествий. Днём 29 декабря U 96 пришла в точку встречи с эскортом, а в 16:00 прибыла в Лориан.

Отчитываясь перед Дёницем за свои действия, командир U 96 отметил, что поход длился 26 суток. За это время лодка прошла 4 776 миль (8 845 км), потребив 105 тонн топлива. Субмарина израсходовала 12 торпед, потопив пять судов на 40 900 брт и повредив танкер на 10 746 брт. В данном случае потопленный тоннаж был завышен не более чем на 10% — в реальности он равнялся 37 037 брт. Дёниц остался доволен своим подчинённым:

«Отличный поход, действия цепкие и решительные с твёрдой решимостью добиться успеха, особенно при преследовании конвоя 11–13 декабря».

За эти успехи командующий наградил Генриха Леман-Вилленброка Железным крестом I степени и Знаком подводника. 14 декабря успех его лодки был упомянут в сводке Верховного командования. Позже Леман-Вилленброк дал интервью немецкому радио, описывая подробности похода. Они прозвучали в эфире 4 января 1941 года в одной из пропагандистских передач министерства Геббельса, в которой упоминалось и о нахождении канадского министра на торпедированном британском теплоходе.

В завершение хотелось бы отметить один любопытный факт. В своём первом походе U 96 ни разу не была атакована британскими силами противолодочной обороны, на неё не было сброшено ни одной бомбы. Возникает ощущение, что судьба хранила лодку для выполнения своего предназначения. Но до того момента, как лейтенант Лотар-Гюнтер Буххайм поднялся на её борт, ей пришлось выдержать испытание ещё пятью походами.

Автор выражает признательность Евгению Скибинскому за помощь в работе над статьёй.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *