в чем значение кочевников в истории средневековья

Пожалуйста помогите с ИСТОРИЯ)))

Народы Европы в средние века после эпохи великого переселения народов, когда здесь появились готы, германцы, гунны, авары, болгары, уже не испытывали прежнего серьезного внешнего давления. Гунны, в У веке дошедшие до запада Римской империи, потерпели поражение в 451 г. в битве на Каталаунских полях. Большинство этих народов перешли на оседлый образ жизни, и, смешавшись с местным населением, положили начало новым «варварским» государствам, таким как Франкское, государства Остготов и Вестготов, небольшие политические объединения на островах Англии. Аварский каганат, созданный в Паннонии (на территории современной Венгрии) в 60-х годах У1 в., пришел в упадок уже к УП в, а в 791 году авары присягнули на верность Франскому королю Карлу Великому. Болгарское ханство также вскоре стало типичным европейским оседлым государством.

В отличие от Запада, на Востоке кочевое население было постоянным фактором внешнего влияния. В Азии и Африке и поныне сохраняется многочисленное кочевое население, иногда составляющее значительную долю (например, в Саудовской Аравии – около 60 %, в Сомали – более 80% и т п.). Благодаря им, были освоены человеком малоплодородные земли, степи и полупустыни. Ибн Халдун, величайший ученый Х1У века указывал, что кочевничество – младший возраст развития человечества от дикости к цивилизации (тогда как сельская, земледельческая жизнь – средний; и высший этап – городская). Современные ученые доказали, что этот вид деятельности и вызванный им образ жизни вовсе не является отсталым, как долго полагали, но достаточно развитым и наилучшим образом приспособленным к определенным условиям природной среды.

Кочевой образ жизни требовал и особого характера. Необходимость защиты стада, пастбищ, стоянок, суровые условия подвижной жизни вырабатывали выносливость, силу, нетребовательность, храбрость, охотничьи и воинские умения. Во многих кочевых обществах долго (иногда до рубежа Х1Х-ХХ веков сохранялся особый социальный уклад, основанный на возрастных группах и воспитывавший через прохождение инициаций необходимый для такой жизни тип человека-воина.

За века существования кочевого образа жизни эти народы накопили эмпирическим путем многие виды знаний. Наблюдения за скотом, лечение животных породили зоотехнику и ветеринарию, как и анатомию; накопленные в этой области умения породили и хирургию человека. Столь же полезными не только для кочевников были великолепные знания особенностей климата, знания природной среды, умение находить воду, использование растений (и в пищу, и как фармацевтические средства). Наконец, именно кочевники первыми изучали звездное небо – единственный способ ориентации в ровных пространствах степей и полупустынь, разработали первые календари, основанные на этих знаниях.

Источник

О кочевом феодализме, кочевых городах и кочевниках

Мы хотели бы посмотреть на концепцию кочевого мира Евразии с несколько непривычной точки зрения. На наш взгляд, эта концепция содержит в себе целый ряд любопытных проблем.

Безусловно, в разгар вооруженной борьбы кочевники предпринимали многочисленнейшие попытки нападений на форпосты европейцев. Однако сути дела это никак не меняло. Такие нападения представляли собой чрезвычайно локальные стычки где-то на далеких окраинах колонизируемых земель и касались нескольких сотен, в крайнем случае, тысяч колонизаторов. Качество этих столкновений не идет ни в какое сравнение с событиями, которые, согласно традиционной истории, имели место во времена Древнего мира и Средневековья, когда кочевые орды сокрушали государства и цивилизации, многие из которых отправлялись в небытие навсегда.

Заметим в скобках, что в Новое время реально существовавшие кочевники не угрожали не только европейцам, но и никаким другим развитым оседлым культурам. Трудно себе вообразить, что в XVII или XVIII веках какие-то орды могли бы захватить Китай, Индию или Персию.

Почему же все-таки во времена Древнего мира и раннего Средневековья ситуация выглядела совершенно иным образом? Видимо, имеет смысл внимательнее рассмотреть вопрос о том, кто, собственно, взаимодействовал с “классическими” цивилизациями и, в частности, совершал фантастические рейды на тысячи километров через весь гигантский Евразийский материк?

В данном контексте представляется целесообразным провести беглое сравнение кочевников Нового времени и их предшественников из античного и средневекового прошлого.

Во-первых, и это, видимо, самое главное, кочевники последних четырех веков не строили городов, не владели металлообработкой, не знали рынка и денег и занимались земледелием лишь в наиболее простых и примитивных формах.

Это радикально отличает их от предшественников из прошлого. Уровень материальной культуры последних был, по меньшей мере, качественно сопоставим с уровнем современных им “классических” цивилизаций Средиземноморья и Востока. Города, или как их принято называть, “городища” кочевых культур Древнего мира и Средневековья густо покрывают собой огромные пространства Евразии. В этих городищах плавили и обрабатывали металл, производили керамику и ткани и активно торговали. Например, по мнению традиционной истории, Аттика получала половину необходимого ей количества хлеба от скифов через Боспорское царство. Здесь уместно задаться вопросом об уровне товарности скифского зернового производства, производительности труда, агрокультуре и др.

Многочисленные памятники материальной культуры, традиционно приписываемые кочевым сообществам Евразии, позволяют утверждать со всей определенностью: уровень развития этой культуры принципиально не отличался от достигнутого в то же время в Средиземноморье, в Северной Африке и на Среднем Востоке.

Практически все остальные различия между одними и другими кочевыми культурами совершенно естественно и логично вытекают из первого.

Численность же “древних” кочевников чаще всего впрямую не называется, но подразумевается, что их было очень много, во всяком случае, не меньше, чем жителей “классических” цивилизаций, раз они могли громить многие развитые и мощные государства, причем в ходе весьма скоротечных лавинообразных нашествий.

Говоря о численности кочевых племен, уместно вспомнить и о регионе их появления. Ведь ни одна орда, однажды вышедшая из глубин Центральной Азии, обратно не возвращалась. Соответственно, в следующий раз на арену истории выходило следующее полчище. И так много раз. Такое впечатление, что в где-то за Алтаем работал некий гигантский генератор кочевых орд. Но хочется в очередной раз задать вопрос о том, а как, строго говоря, все это происходило физически?

Кочевники Нового времени, во всяком случае, уже ничего подобного не демонстрировали.

Перечень таких различий можно было бы продолжить. Однако и названных, видимо, достаточно, чтобы задать вопрос: а что же, собственно, общего у этих народов, которые одинаково называются кочевыми, но разделены столетиями и так отличаются друг от друга?

Чаще всего в качестве такого общего признака называют скотоводство. Т.е. именно разведение домашнего скота на открытых природные пастбищах, сопровождавшееся постоянными миграциями, и являлось той материальной причиной, по которой те или иные сообщества вели кочевой образ жизни. Соответственно, именно поэтому они могут быть объединены в один качественный разряд.

Иными словами, сообщества, ведущие кочевой образ жизни в полном смысле слова, как правило, занимаются разведением домашних животных на открытых пастбищах. Но именно этим же, и даже с большим успехом, могут заниматься и оседлые жители, что, кстати говоря, они и делают многие столетия.

Во всех остальных отношениях кочевники и варвары Древнего мира очень близки современным им классическим цивилизациям. Уровни материальной культуры одних и других, даже по представлениям традиционной истории, с качественной точки зрения равнозначны. Строго говоря, иначе и быть не может, принимая во внимание не только сопоставимость, но временами и полное военное превосходство кочевников и варваров над “классиками”.

Следует отметить, что подобная постановка вопроса полностью отрицается традиционной наукой. Это неудивительно. Констатация такого рода вызывает множество вопросов, причем самого радикального свойства. Поэтому официальная история предлагает большое количество доводов и интерпретаций, призванных продемонстрировать, что на самом деле классические античные и средневековые цивилизации очень сильно отличались от тех многочисленных евразийских культур, которые принято классифицировать как “кочевые”.

Наверно, в такой ситуации имеет смысл до начала дискуссии по поводу конкретного раскопанного городища или же некой синкретичной скифо-фракийской общности попытаться определиться с самими исходными понятиями и найти, может быть, общий знаменатель, единую шкалу, с помощью которой можно было соизмерять факты и аргументы.

И вот уже здесь виден первый и основной качественный разрыв.

Кочевники (настоящие, а не «исторические») ведут хозяйство экстенсивным способом, и в этом их принципиальное отличие, а не в том, что они скотоводы. Разводить скот (особенно крупный рогатый) можно и интенсивным способом (оседло), причем куда более эффективно.

В чем различие между экстенсивным и интенсивным способами ведения хозяйства?

Интенсивный способ ведения хозяйства предполагает осознанное, систематическое и целенаправленное изменение качеств имеющихся природных ресурсов для достижения большей производительности и улучшения потребительских свойств производимой продукции. Очевидно, что при этом совершенно необходимо столь же систематически и целенаправленно изучать природу используемых ресурсов и ее основные законы.

Интенсивный способ подразумевает наличие самого понятия, идеи о возможности и желательности целенаправленного воздействия на природу. (Вопрос о том, когда и почему возникает такая идея, далеко выходит за рамки предлагаемого рассуждения).

Интенсивный способ ведения хозяйства немедленно приводит к необходимости сложного разделения труда.

А еще возникают города. Здесь, видимо, уместно остановиться на том, а что такое “город” и зачем его строят?

Однако значение и роль городов значительно шире.

Они представляют собой одновременно и место, и способ воспроизведения доминирующих общественных отношений, а также способ воспроизведения и концентрации рабочей силы определенного качества, равно как и форма практической реализации общественного разделения труда.

Думается, что те исследователи, которые предлагают идею неких “кратковременных” городов, смешивают понятия города и перевалочной базы или стойбища, что далеко не одно и то же.

Города, как принцип пространственной и социальной организации общества, не могут быть “временными” по изначальному намерению строителей. Из этого, в частности, следует, что не может быть и градации на “города” и “городища”.

Люди, построившие этот населенный пункт, во-первых, знали, что такое города и зачем их строят, и, во-вторых, знали как.

Итак, государство и сложное разделение труда.

А профессиональные военные радикально отличаются по определенным способностям от гражданских лиц.

Продолжим логический ряд и вернемся к государству.

Такая задача требует постоянного сбора, обработки и донесения до исполнителей огромного объема конкретной и точной информации.

Письменность принципиально необходима не только для выполнения задач государственного управления, но и для функционирования самого интенсивного хозяйства.

Систематическое и целенаправленное изучение природы и ее законов делает необходимым постоянное накопление и обработку специальной и предельно конкретной информации: чисел и определенных алгоритмов, собираемых на продолжительных отрезках времени. И эту информацию передать как бы «в песне» невозможно.

В каждой из сфер человеческой деятельности происходит быстрое накопление профессиональной информации, которая далеко выходит за рамки простых бытовых знаний, которые могут быть свободно воспроизведены без существенных искажений в устной форме. Развитие письменности получает все новые импульсы.

Строго говоря, даже у реальных кочевников существует потребность в закреплении и передаче информации без искажений. Отсюда и кипу. И узелки. Другое дело, что эта письменность еще весьма несовершенна, ее возможности крайне ограничены. Но уже и она достаточно долговечна, чтобы благополучно пережить века.

Таким образом, письменная культура любого общества, дошедшего до уровня государственности и градостроительства, просто обязана быть разнообразна, многочисленна и повсеместна.

В этом, видимо, и кроется ответ на вопрос, почему древние жители евразийских просторов упорно именуются в традиционных версиях кочевниками, несмотря на все следы их богатых оседлых культур.

Традиционная версия истории исходит из того, что кочевой образ жизни возник после перехода от оседлого и т.н. полуоседлого пастушеского скотоводства к подвижному. Как уже отмечалось, здесь происходит смешение качественно разнородных понятий. Профессиональное разделение труда отождествляется с образом жизни и способом ведения хозяйства.

О чем реально могла бы идти речь? Видимо, о том, что в силу сугубо производственно-экономических причин часть населения определенного региона (причем очень небольшая) перешла к кочевому разведению некоторых видов домашних животных. Это легко себе представить. Однако этот вполне естественный и весьма локальный факт рутинного разделения труда в жизни обычной оседлой культуры незаметно трансформируется в нечто совершенно иное: появлению противоестественного гибрида кочевничества и оседлости, когда кочевники начинают плавить на скаку металл, а жители городов начинают кочевать, как мустанги, вместе с самими городами.

Такая картина представляется не очень правдоподобной.

Попробуем сформулировать иную версию.

Интенсивный способ производства (его характеристики уже рассматривались) создает предпосылки и возможности для оседлости. Возникают постоянные поселения, сложное разделение труда, частная собственность на землю, государство, систематическая разработка и использование полезных ископаемых, развитая письменность, постоянно растущий избыточный продукт, быстрый рост населения.

Другой, диаметрально противоположный вариант.

Такое общество обоснованно можно назвать кочевым в полном смысле слова.

Речь о качественно различных уровнях развития общества, культуры, производительных сил и производственных отношений. О разных уровнях развития самосознания и степени осознания мира.

Таким образом, если «киммерийцы», «скифы», «сарматы» и иже с ними имели государства, армии и города со всем стандартным набором (водопровод, металлообработка и пр.), то они были оседлы и у них не могло не быть развитой письменности. Если же они были кочевниками, то у них не могло быть городов, государств, металла и армий. Что-то одно из двух.

На основе всего вышесказанного можно предложить следующую версию.

Концепция кочевого мира Евразии времен античности и Средневековья, по всей видимости, неверна. Огромные территории от Черного моря и до границ Китая были заселены не кочевыми племенами скотоводов, а культурами, уровень развития которых качественно соответствовал классическим цивилизациям Древнего мира. Не исключено, что само понятие «кочевников» родилось, видимо, из термина «номады», который на самом деле может быть переведен и как «всадники». А это очень разные понятия.

Поскольку в этом случае возникает неразрешимое противоречие, связанное с полным отсутствие идентифицированных с этими якобы кочевыми культурами письменных памятников, то остается предложить, что традиционная классификация древних и средневековых народов, а также принятая историческая хронология содержат в себе серьезнейшие искажения.

Мы оказываемся вынуждены произвести определенную коррекцию. При этом выясняется, что наиболее непротиворечивое и адекватное объяснение удается выстроить лишь на основе реконструкции всемирной истории и хронологии, предложенной А.Т. Фоменко и Г.В. Носовским.

Источник

Кочевники в истории средневековья

Народы Европы в средние века после эпохи великого переселения народов, когда здесь появились готы, германцы, гунны, авары, болгары, уже не испытывали прежнего серьезного внешнего давления. Гунны, в У веке дошедшие до запада Римской империи, потерпели поражение в 451 г. в битве на Каталаунских полях. Большинство этих народов перешли на оседлый образ жизни, и, смешавшись с местным населением, положили начало новым «варварским» государствам, таким как Франкское, государства Остготов и Вестготов, небольшие политические объединения на островах Англии. Аварский каганат, созданный в Паннонии (на территории современной Венгрии) в 60-х годах У1 в., пришел в упадок уже к УП в, а в 791 году авары присягнули на верность Франскому королю Карлу Великому. Болгарское ханство также вскоре стало типичным европейским оседлым государством.

В отличие от Запада, на Востоке кочевое население было постоянным фактором внешнего влияния. В Азии и Африке и поныне сохраняется многочисленное кочевое население, иногда составляющее значительную долю (например, в Саудовской Аравии – около 60 %, в Сомали – более 80% и т п.). Благодаря им, были освоены человеком малоплодородные земли, степи и полупустыни. Ибн Халдун, величайший ученый Х1У века указывал, что кочевничество – младший возраст развития человечества от дикости к цивилизации (тогда как сельская, земледельческая жизнь – средний; и высший этап – городская). Современные ученые доказали, что этот вид деятельности и вызванный им образ жизни вовсе не является отсталым, как долго полагали, но достаточно развитым и наилучшим образом приспособленным к определенным условиям природной среды.

Кочевой образ жизни требовал и особого характера. Необходимость защиты стада, пастбищ, стоянок, суровые условия подвижной жизни вырабатывали выносливость, силу, нетребовательность, храбрость, охотничьи и воинские умения. Во многих кочевых обществах долго (иногда до рубежа Х1Х-ХХ веков сохранялся особый социальный уклад, основанный на возрастных группах и воспитывавший через прохождение инициаций необходимый для такой жизни тип человека-воина.

За века существования кочевого образа жизни эти народы накопили эмпирическим путем многие виды знаний. Наблюдения за скотом, лечение животных породили зоотехнику и ветеринарию, как и анатомию; накопленные в этой области умения породили и хирургию человека. Столь же полезными не только для кочевников были великолепные знания особенностей климата, знания природной среды, умение находить воду, использование растений (и в пищу, и как фармацевтические средства). Наконец, именно кочевники первыми изучали звездное небо – единственный способ ориентации в ровных пространствах степей и полупустынь, разработали первые календари, основанные на этих знаниях.

В таких обществах складывалась своеобразная социальная структура. Довольно долго сохранялась роль кровно-родственных связей, но далеко зашел и процесс социальной и имущественной дифференциации. Появились такие термины в исторической науке как кочевой феодализм и кочевые империи. В них отношения неравенства и эксплуатации были прикрыты флером родо-племенных отношений.

Взаимоотношения кочевого и оседлого земледельческого населения и основанными последними государствами складывались по-разному. Иногда кочевники входили как составная часть общества в общую социальную структуру государства. В этих случаях нередко центральная власть использовала их военные качества и формировала ударные отряды, как это бывало у арабов, в Китае, в Сонгаи (Западная Африка). Чаще, однако, кочевые общества охраняли самостоятельность. В таких случаях они нередко беспокоили набегами за добычей государства-соседи. Так, такие набеги с севера были постоянной составляющей истории Китая на протяжении многих столетий. Эта практика и особая тактика набегов сохранялась и в средние века. Еще в древности китайский путешественник и, видимо, первый историк, Сыма Цянь писал о хунну, северных соседях Китая: «Когда они видят противника, то устремляются за добычей, подобно тому, как слетаются птицы, а когда попадают в трудное положение, то рассыпаются, как черепица, или рассеиваются подобно облакам». Взаимоотношения императорской власти и соседей-кочевников складывались непросто. С ними вели войны, и с переменным успехом; с ними заключали союзы о соседских отношениях; их использовали в войнах с другими кочевыми племенами; их включали как часть единого государства. Наконец, нередко, завоевав новые земли, кочевые народы создавали собственные государственные образования. Такими были Тюркский и Уйгурский каганаты, Кипчакское государство, Монгольская держава, и целый ряд других. В таких объединениях происходили немалые перемены. Управление огромными завоеванными пространствами невозможно без четко разработанной административной системы, упорядоченного налогообложения, аппарата чиновников. Расходы по содержанию их, увеличивающиеся потребности в ремесленной и земледельческой продукции уже не обеспечивались набегами или кратковременной выплатой дани земледельцами. В среде скотоводов-кочевников появились оседлые земледельцы, выделялись как отдельный социальный слой ремесленники. Появились и собственные города, обнаруженные археологами по всей Великой степи. Они были и у киданей, и хунну, уйгуров, монголов (известно о 23 городах в центре Монголии) и других кочевых народов. Крупнейший из них – Каракорум на реке Орхон, просуществовавший около 300 лет. Города эти, как и у земледельческих народов, были центрами управления, торговли, ремесла, культуры. В них, обнесенных стенами с башнями, были отапливаемые с помощью канов жилища, дворцы и храмы как своей религии, так и завоеванных народов. Кочевники стояли и у истоков таких объединений, как государства Ильханов на Среднем Востоке, Альморавидов в Западной и Северной Африке (позднее в него была включена часть Испании), Делийского султаната и империи Великих Моголов, государства Тимура; основали династию Юань в Китае и т.д.

Кочевники часто выступали как передатчики элементов культуры, связующие звенья между кочевой и земледельческой культурой, с одной стороны, и между отдаленными друг от друга земледельческими обществами, с другой. Их хозяйство ранее, нежели земледельческое, становилось товарным по характеру, велика была роль обмена. Они принесли навыки обработки кожи, шерсти, приготовления многих продуктов из молока (творога, пенки, айрана и т.п.). Элементы одежды (штаны), конское снаряжение, особенности воинского искусства были заимствованы многими народами именно у кочевников. Заслугой именно этих обществ являются освоение многих природных зон, одомашнивание многих видов животных (верблюд, лошадь, олень, як и другие), селекция и выведение специальных пород (коровы-зебу, одногорбый верблюд-дромадер).

Сложилась и своеобразная устная культура кочевых народов – поэтическое творчество («Лейли и Меджнун»), эпосы («Манас», «Гэсер»), песенное творчество. Скот выступал эталоном красоты – красавиц-девушек сравнивали с верблюдицами, кобылами. Коровы нередко были героинями песен. Так, кочевники-фульбе в Западной Африке пели:

Пусть смеется, кто хочет. Его смех не помешает мне сказать:

Самая очаровательная из моих возлюбленных

Та, ради которой не прекращает биться мое сердце

Украшает себя желтозолотыми и серебрянобелыми цветами.

Опоэтизированный образ араба-кочевника возник в европейской литературе. Так, Гете писал в стихотворении «Четыре блага» в своем сборнике «Западно-восточный диван»:

Арабам подарил Аллах

Четыре высших блага.

Да не иссякнет в их сердцах

Тюрбандля воина пустынь

Он всех корон дороже,

Шатер – в пути его раскинь

И всюду кров и ложе.

Булат, который тверже стен,

Прочней утесов горных,

И песню, что уводит в плен

В случаях вхождения кочевников в земледельческие государства они участвовали и в разделении труда – именно они осуществляли транспортировку товаров, охрану караванов, были проводниками и караванщиками, не упуская, однако, возможности, при случае пограбить их же. Признавая центральную власть, в то же время они имели возможность в любой момент откочевать. Сонгайская хроника «Тарих ас-Судан» (Западная Африка), рассказывая об областях, входивших в государство, говорит: «… и далее, насколько позволяла добрая воля кочевников». В силу этого границы практически всех средневековых государств Востока были чрезвычайно подвижными.

Нашествия кочевников, как правило, бывали кратковременными, но не менее часто осуществлялись длительные походы, завершавшиеся завоеваниями. В последних случаях возникала проблема управления завоеванными территориями. Киданьский министр Елюй Чуцфий говорил: «Сидя на коне, можно завоевать империю, но нельзя управлять ею, оставаясь в седле».

Вопрос о социальных отношениях и формационной принадлежности внутри кочевых обществ вызывает до наших дней споры. Владимиров отстаивал термин «кочевой феодализм», при котором главным объектом социализации была не земля, а скот. Марков Г.Е. и Еремеев Д.Е. полагали, что отношения, которые можно было бы считать феодальными, не достигли соответствующего развития; Крадин Н.Н утверждает, что существовал особый тип организации общества – кочевые империи.

Такие кочевые империи обладали определенными общими признаками. Это были: 1) многоступенчатый иерархический характер социальной организации, пронизанный генеалогическими и кровно-родственными связями; 2) дуальный (разделение на два «крыла») или триадный (центр и «крылья») принцип административного деления (и военной организации); 3) военно-иерархический характер, в основе которого лежал десятичный принцип (десяток, сотня, тысяча и т.д.); 4) обеспечение четкой работы инфраструктуры через организацию ямской службы с пунктами смены верховых; 5) своеобразная система наследования, при которой империя считалась достоянием всего ханского рода, существование соправителей и роль общего собрания знати – курултая); 6) особый характер взаимоотношений с земледельческими обществами; 7) существовала убежденность в сакральности верховного правителя, его связи с миром духов и божеств (в большинстве кочевых обществ верховным божеством считалось Небо – Тенгри у монголов) и в его неотъемлемом праве собственности на все земли.

Такие общества были очень мобильными. Так, один из сановников правителя тюрков Бильге-кагана говорил: «Когда мы построим свои замки, чтобы жить в них, и изменим наши старые привычки, тогда в один прекрасный день мы будем побеждены… поэтому нам не стоит их строить». Необходимые ремесленные изделия добывались по обмену или в набегах. Однако со временем ставки правителей постепенно становились постоянными и превращались в города, такие как Каракорум, Сарай или Итиль.

Эти общества со временем трансформировались. Во-первых, могло проходить запустение, вторичная номадизация и последующий раздел на отдельные сообщества (так, например, возникла Золотая Орда). Во-вторых, оседание на землю и преобразование в комплексное земледельческо-скотоводческое общество (примерами могут служить Хазарский каганат или Ляо, образованное киданями). Наконец, может происходить постепенная миграция в оседлое общество и либо занятие экологических ниш (как в средневековых христианских княжествах Нубии) либо слияние с местным населением, как в государстве Ильханов.

Причинами распада кочевых империй могли быть либо природные явления (опустынивание, засухи, эпизоотии и эпидемии и т.п.) либо внешнеполитические факторы (вражеские набеги, войны, прекращение поступления доходов из-за кризиса земледельческих обществ и т.д.) либо внутренние причины (демографическое давление, сепаратизм, усобицы и восстания, невозможность успешного управления из-за гигантских размеров, наконец, бездарность того или иного правителя).

Некоторые причины уже были потенциально заложены в самой организации таких империй. Так, внешние источники богатства приводили к зависимости от военной удачи или состояния соседних земледельческих обществ. Мобильность и хорошая вооруженность отдельных областей или кланов вела к столкновениям внутри империй. Так называемая «удельно-лествиничная система» наследования, при которой право на него имел каждый кровный родственник. А таковых было немало: у Чингиз-хана было около 500 жен и наложниц; Джучи имел 114 сыновей; Хубилай – около 50 и т. д.). Таким образом через 3-4 поколения возникал «переизбыток элиты», что приводило к ожесточенной конкуренции и гражданским войнам.

По мнению Н.Н.Крадина, складывались три разных типа взаимодействия кочевников и земледельцев и соответственно способов управления. При первом не возникало единой экономической системы и единого политического организма (примерами могут служить союзы сюнну, тюркский, аварский и уйгурский каганаты, приазовская Болгария). Во втором случае формировался единый комплекс, но тесная связь между их экономическими системами так и не сложилась (как в Золотой Орде или Китае при династии Юань). Третий тип связан с прямым прочным завоеванием и переселением кочевников на новые земли (таковы случаи с Сельджукидами, Ильханами, Альморавидами, Великой Болгарией), оседлостью и основанием новых государств.

Также имели место три разных варианта эксплуатации. При так называемом «дистанционном» или эпизодическом главным фактором были набеги, войны либо получение «подарков», оговоренных двумя сторонами. Существование в единой политической системе предполагало регулярное взимание дани (данничество). Наконец, формировалась и налоговая система, налогообложение внутри самого политического организма.

Кочевники были постоянным фактором развития стран Востока и как сила давления на земледельческие общества, и как самостоятельный субьект истории региона. Нередко они создавали свои государства, сыгравшие в нем большую, а то и ведущую роль. На Дальнем Востоке это были племена, жившие к северу от Китая – сюнну, кидани, тангуты и другие, сложные взаимоотношения с которыми были характерны для раннего средневековья. Позднее, в ХП веке их место заняли чжурчжени. Вождь их Агуда создал в 1115 году свое политическое объединение Цзинь, затем захватил киданьское государство Ляо, дошел до озера Иссык-Куль. Результатом его набегов на империю Сун был захват Кайфына.

На Среднем Востоке в 1У–У1 столетиях такую же роль играли эфталиты (белые гунны), совершавшие походы в Индию и Среднюю Азию. В конце 1У в. они разгромили Кушанское царство. Они неоднократно вторгались в Северную Индию, захватили Кашмир. Только в 563-567 гг. их объединение пало под ударами тюркских племен.

У1 –УШ века – время господства Тюркского каганата на территории Центральной Азии (междуречье Сыр- и Аму-Дарьи, территории современных Туркмении и северо-восточного Ирана). В УШ в. они испытывали давление со стороны китайцев и арабов (последние включили их земли в Арабский халифат).

На смену им пришли тюрки-огузы из низовьев Сыр-Дарьи. Они сумели создать большое государство Сельджукидов (династия получила название от имени полулегендарного первого предводителя Сельджука). Изначально это был союз 24 кочевых племен с центром в городе Янгикерт, в котором ведущую роль играло народное собрание. Они вели войны с Хорезмом, Бухарой и другими соседями. Иранский шах Махмуд Газневи, разбив их, переселил значительную часть огузов в Хорасан. Из нескольких вождей огузов вскоре выделился Тугрил-бек. Его войска в 1038 г. взяли Нишапур, а он сам был провозглашен султаном (правил в 1038-1063 гг.). В ряде успешных войн он захватил Хорасан, Хорезм, большую часть Ирана, Азербайджан, Курдистан. В 1050 г. был завоеван и Багдад, а в 1055 г. Тугрил-бек стал «султаном и царем Востока и Запада». Его преемник Али-Арслан (1063-1072 гг.) захватил Армению и большую часть Грузии. Это повлекло за собой массовое бегство армян за запад и создание Киликийского Армянского царства (1080-1375 гг.). В 70-80-е годы Х1 в. были завоеваны Палестина, Сирия, и значительная часть Мавераннахра. Так сложилось государство Великих Сельджукидов, просуществовавшее с 1038 по 1194 г. Оно достигло своего расцвета в правление Малик-шаха (1072-1092 гг.).

По мере завоеваний старых культурных земледельческих районов складывалось новое государственное устройство. Ислам стал государственной религией, а административное устройство испытало значительное влияние Аббасидов. Верховным собственником считался султан. Власть его стала наследственной (от отца к сыну). Вторым лицом был вазир – главный советник, контролирующий деятельность «диванов» знати. Вся территория страны была разделена на провинции, где светская и духовная власть имела свои сферы управления. Сами султаны сохраняли за собой военную сферу. Традиционное родовое ополчение было заменено регулярным войском. Оно формировалось из рабов-мамлюков, которые впоследствии получали свободу и могли достичь достаточно высокого положения. На все другие посты назначались представители местной образованной элиты. Один из значимых лиц такого рода был иранец Низам аль-Мульк, долгие годы бывший вазиром. Он написал трактат «Сийасат-намэ» (Книгу о правлении), организовал на казенный счет подготовку чиновников и богословов в медресе (до этого обучение проходило дома), создавал при них библиотеки. В 1092 г. был убит Низам аль-Мульк, а вскоре скончался и Малик-шах. После его смерти начались усобицы, борьба его сыновей за главный престол. Результатом стал распад единого государства на три – Хорасанский, Иракский и Румский султанаты.

Иракский султанат просуществовал с 1118 по 1194 г. как конгломерат практически самостоятельных областей, управляемых военачальниками в Палестине, Ираке и Иране. Центробежные тенденции подпитывались тем обстоятельством, что большая часть земель, полученных эмирами как «икта», стала наследственной и давала возможность независимого управления. Центральная власть слабела. В 1121 г. над султаном одержали победу грузинские войска Давида 1У Строителя. В 1126 г. отказался платить дань Багдад.

Румский султанат (1077-1307 гг.) образовался в Малой Азии, на землях, отвоеванных у Византии. За Х1-ХП века здесь расселилось примерно 200 – 300 тысяч сельджуков. После победы под Манцикертом они захватили немало византийских городов и основали новые эмираты. Бывшие кочевники стали заниматься оседлым земледелием и создали довольно прочные политические объединения. Столицей Румского султаната была Никея. Однако в 1097 г. Византия с помощью крестоносцев отвоевала значительную часть земель. Сельджуки были оттеснены в Анатолию и столицей нового султаната стала Икония (современный город Конья). По ее названию стал именоваться Конийский султанат, просуществовавший до начала Х1У века.

Немалую роль сыграли кочевые племена и в создании Арабского халифата. А на самом западе региона, в Африке, в низовьях реки Сенегал на рубеже Х-Х1 веков, сформировался союз берберов, получивший название Альморавидов. В ряде завоевательных походов они захватили север Африки (территорию современного Марокко), переправились в Европу, и включили в свое государство южную Испанию и Балеарские острова. Кочевники сыграли решающую роль и в образовании Делийского султаната.

Но, безусловно, самыми значительными и оказавшими громадное влияние на судьбы не только Востока, но и России, и Европы, были завоевания кочевников–монголов. Ядро их обитания – Монголия, Маньчжурия, Южная Сибирь. Степные монголы занимались разведением лошадей, рогатого скота и взимали дань с лесных монголов – охотников и рыболовов.

Основой социального устройства оставался род. «Курень» представлял собой кочевье, объединявшееся вокруг родового вождя-старейшины, от десятка до сотен кибиток. Сохранялась власть родового старейшины, подкрепленная культом предков иными традиционными верованиями. Цементировали родовую организацию круговая порука и кровная месть.

Основные направления набегов, а затем и переселений в результате захватнических войн – на Китай и Дальний Восток, с одной стороны и на запад – с другой.

Походы на Китай особенно соблазняли монголов. Несколько их заканчивались неудачно, хотя и захватывалась богатая добыча. Только в 1271 году внук Чингиз-хана Хубилай сумел подчинить Китай и основать новую династию Юань (Золотая). Именно в этот период в Китае провел немало лет Марко Поло, от которого европейцы впервые узнали подробности о жизни этого далекого государства. Первые попытки захватить Корею относятся еще к 1218 году, когда к ее берегам подошел их флот. В 1231 году вторжение оказалось удачнее, были назначены наместники. Владычество над частью страны и нашествия на остальные, еще не покоренные районы, продолжались до 1374 года. Попытки завоевать Японию оказались неудачными. Они предпринимались неоднократно – в 1267, 1274, 1281 годах. Последний морской поход положил конец притязаниям на Японию. Поднялся шторм, который разметал и уничтожил монгольские корабли. Японцы увидели в этом промысел богов и назвали его «камикадзе» (божественный ветер).

После смерти Чингиз-хана все владения монголов были разделены на четыре части по числу его сыновей. Великим ханом, оставшемся в Монголии и северном Китае, считался Угедей, умерший в 1241 г. Позднее Хубилай, внук Чингиз-хана и наследник Угедея, в 1279 году занял Пекин и основал династию Юань. Чагатай (Джагатай) получил среднеазиатские земли к востоку от Аму-Дарьи. К западу же раскинулись владения Тулуя – они включали также Восточную Персию и северную Индию. Сын Тулуя Хулагу завоевал Иран, Месопатамию и Сирию, в начале 1258 года взял Багдад. Нишапур, павший в 1219 г. был полностью разрушен, земля распахана и засеяна ячменем. На завоеванных землях было основано новое государство Хулагидов или Ильханов (по титулу правителя). Крестоносцы, сражавшиеся в это время в Палестине, пытались даже заручиться его поддержкой против мусульман. Самые западные земли – от Иртыша до Урала и далее стали владением Бату, сына умершего Джучи и внука Чингиз-хана. Именно с именем его и его преемников связаны походы монголов на Европу: Русь, Булгарию, набеги на Венгрию, Чехию и Польшу. В 1237-1238 годах нападению подверглись Рязань, Коломна, Москва, Владимир, Суздаль, Ростов. В 1240 году был захвачен на время Киев. Походы сопровождались разорением и опустошением, память о которых сохранилась в народной памяти через поговорки, сказания («Авдотья – рязаночка», рассказы о княгине Коломны, сказания о монахах-воинах Пересвете и Ослябе, похороненных в Симоновом монастыре в Москве и другие). Многие города оказывали героическое сопротивление (как, например, Козельск на Руси и Оломоуц в Чехии). Героическое военное сопротивление, прежде всего русского народа, умелые дипломатические усилия князей (примером может служить деятельность Александра Невского – 1220-1263 гг.) остановили дальнейшее продвижение монгольских воинов на запад. Однако русские княжества на долгие десятилетия (до 1480 года) были обязаны монголам данью.

Монгольская империя прекратила свое существование как единое государство. Но на ее территории сложился ряд самостоятельных объединений во главе с Чингизидами – потомками Чингиз-хана.

Преемники Чагатая долго правили в Средней Азии. От имени одного из них, хана Узбека, могущественного правителя (1313-1342 гг.), женатого на дочери византийского императора и выдавшего дочь за московского князя, произошло название крупнейшего народа этого региона. В Х1У веке эти владения разделились на Могулистан (в Семиречье), Мавераннахр (между Аму-Дарьей и Сыр-Дарьей) и Хорезм (в низовьях Аму-Дарьи). Между ханами шла постоянная борьба и соперничество за главенство в регионе. Мавереннахр и Хорезм постоянно подвергались набегам со стороны Могулистана.

Во всех этих государствах уже сложился вид частной собственности – «союргал», по сути своей близкий лену. Большие участники земель в оазисах и пастбища стали собственностью знати. В лены попадали и города. Из ханских ленников формировался слой феодалов – беков; крестьяне же (как местные уроженцы, так и потомки пришлых) теряли свободу и становились полукрепостными. Сохранялось и рабство, на невольничьих рынках продавались тысячи рабов. Крестьяне и горожане были вынуждены и выплачивать государственные подати, и содержать «своих» феодалов.

В 1370 году, взяв в плен хана Хусейна, Тимур казнил его и стал единоличным правителем Мавераннахра. В последующие годы он провел множество завоевательных походов. Им был завоеван Хорезм и уничтожен Ургенч. Борьба с Тохтамышем (с 1382 года бывшим ханом Золотой Орды) закончилась победой Тимура. Грузия, Армения, устье Волги (Сарай Берке, Астрахань) подверглись разорению и опустошению. В 1395 году он угрожал походом на Русь.

При Тимуре сформировалось полиэтническое военно-феодальное государство, опирающееся на хорошо организованную армию. Главная роль принадлежала коннице, существовала и артиллерия, и военная техника для осад городов. Воинам на ленных началах передавались земельные владения (союргал), становившиеся постепенно наследственными. Владельцы их обладали иммунитетными правами (судебными, налоговыми, административными), создавая своего рода «государство в государстве».

Самарканд и другие города стали богатыми торговыми центрами Мавераннахра. Сюда стекались товары со всех краев завоеванной земли. Захват пленников служил процветанию государства. Не имевших профессий использовали как рабочую силу при сооружении оросительных систем. Руками искусных ремесленников – керамистов, резчиков по дереву, камню, ганчу, архитекторов построены в Самарканде дворцы, соборная мечеть, мавзолеи. Площадь Регистан, где сохранились эти памятники, как и Гур Эмир (гробница самого Тимура) включена ЮНЕСКО в список культурного наследия человечества. После смерти Тимура государство распалось на область Хорасан (со столицей в Герате) и Мавераннахр (столица – Самарканд). Султаном последнего в 1409-1449 годах был Улугбек, незаурядный ученый. При нем была построена обсерватория, им составлены астрономические таблицы. Интересовавшийся больше науками и искусством, нежели военным делом, он был свергнут недовольной знатью, поставившей во главе угасающего государства его сына. Но это уже не спасло Мавераннахр и некогда могущественная империя, созданная Тимуром, раздробилась окончательно.

На территории современного Афганистана в 998-1030 годах сложилось государство Газневидов. В 1192 году тюрки-мусульмане, бывшие его подданными, двинулись на северную Индию, заложив основы нового государства. Мухаммед Гури, один из их предводителей, стал основателем Делийского султаната, просуществовавшего с 1206 до 1526 года. Воины-мусульмане, опирающиеся на кочевые племена, в 1306-1310 годах завоевали почти все государства Декана. Самый значительный правитель, султан Мухаммед Туглак (1325-1351), под властью которого был объединен почти весь Индостан, лелеял планы захвата Ирана и Китая. Этим планам не суждено было сбыться. Непрочной была власть, державшаяся на чуждых местному населению войсках, и уже во второй половине Х1У века многие провинции фактически отделились от Дели.

Внутреннее общество было неоднородно. Земля считалась собственностью султана, который наделял пришлых мусульманских воинов условными земельными владениями – «икта», даваемыми во временное пользование или пожизненно. Но сохранялись и прежние феодальные владетели – индуисты раджи, практически независимо (при условии регулярной выплаты налогов султану) управлявшие своими провинциями – княжествами. Раджпуты (местные средние и мелкие феодалы) владели землями и бенефициями либо наследовали их. Пестрота норм землевладения дополнялась существованием храмовых земель (индуистских и буддистских храмов) и «вакуфа», принадлежавших мусульманскому духовенству. Осложняла социальную структура и кастовая система.

Непрочная центральная власть, опустошение страны во время карательных походов, постоянные центробежные устремления местных князьков, ведущие к усобицам, восстания угнетенных масс – все это ослабляло государство. Отдельные набеги с севера монгольских отрядов сменились большим походом Тимура в 1398 году. Был захвачен и разорен Дели, увезена большая добыча, уведено в полон много подданных султана. В 1399 году он вернулся в Самарканд, но Индия не вышла из глубокого экономического кризиса, который усугублялся противостоянием мусульманских и индуистских феодалов. Делийский султанат практически перестал существовать, хотя его правитель сохранял свой титул султана. Феодальная раздробленность усилили гнет; росли налоги, как государственные, так и в пользу местных феодалов. Постоянные усобицы, набеги разоряли крестьян. Они поднимали восстания, убегали в леса, скрываясь от сборщиков налогов. Слабое государство уже не могло противостоять новой военной силе, появившейся на севере. В 1526 году родившийся в Фергане Бабур, правнук Тимура вторгся в северную Индию с 20-тысячным разноплеменным войском. В битве у Панипата был убит последний султан – Ибрагим Лоди. Бабур, захватив Дели, объявил себя шахом. Так возникло государство Великих Моголов (название связано с убеждением, что Бабур был чингизидом), сохранившее самостоятельность до 1803 года, когда Дели был захвачен английскими колониальными войсками.

КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ

Долгое время связи Европы и Востока носили мирный характер. Завоевания Александром Македонским, а затем Римской империей и Византией восточных земель остались в прошлом, также как войны персидских царей далеко на западе от своих владений. В раннее средневековье основными контрагентами связей были восточные торговцы в Европе и христианские миссионеры в странах Азии и Cеверной Африки (южнее Сахары в то время европейцы не проникали). Христиане всех стран Европы регулярно совершали паломничества в Иерусалим, к Гробу Господню.

Однако к Х веку ситуация резко изменилась. Европа переживала довольно сложный период. Правило майората породило множество невостребованных дворян – младших сыновей, не имевших права на наследство. Между тем растущая торговля с Востоком, принесшая предметы роскоши, пряности, благовония, требовала все больших расходов. Усилилась борьба за землю и крестьян, что порождало нестабильность практически во всех странах Европы. Накануне тысячелетия все шире распространялись идеи грядущего конца света, что усиливало общие тревожные настроения. К тому же к концу Х1 века Европа пережила «семь тощих лет» (приблизительно1089-1094) с суровыми зимами, наводнениями, неурожаями, эпидемией чумы. Резко упала экономика, росла социальная напряженность, требовался выход за рамки ограниченного пространства.

Как всегда в средневековье, эти притязания приняли форму религиозных движений. Период с конца Х1 в. по конец ХШ получил в историографии название «эпоха крестовых походов». Это название утвердилось для военного противостояния христиан и мусульман в Палестине и Египте лишь в ХУП-ХУШ вв. Ранее чаще употреблялись термины «паломничество», «святая дорога» и ряд других. Позднее многие историки считали, что любые военные действия христианских рыцарей против «неверных» (как мусульман, так и язычников) следует считать крестовыми и полагают концом периода битву при Лепанто в 1571 г., когда османские войска потерпели поражение от европейских.

Действительно, вначале такие походы были направлены против язычников или «неправоверных» христиан внутри Европы и получали благословения пап. Так, например, рыцари Вильгельма Завоевателя, в 1066 году отправившиеся в Англию, среди прочих целей ставили и «правильную» христианизацию (до этого времени она проходила в форме арианства). Первые походы такого рода были локальными и проводились немногочисленными участниками. Такими были походы 1087 года в южную Италию, на Сицилию и в Тунис.

Для более дальних походов поводом стали идеи отвоевания у мусульман Гроба Господня в Иерусалиме, захваченном арабами в 638 г. До этого проходили регулярные паломничества христиан в этот священный город. В 629 г. здесь был обнаружен «Честной крест» («животворящее дерево»), на котором, по преданию, был распят Иисус Христос (его частицы, копье, гвозди от креста стали священными христианскими реликвиями). Позднее паломничества христиан были возобновлены. Толчком для перехода от мирных паломничеств к целой серии военных походов стало обращение к папе византийского императора Алексея Комнина после поражения от турок-сельджуков в битве при Манцикерте в 1071 г. с просьбой о помощи в борьбе против турок. Хотя к этому времени уже прошла Великая Схизма, разделившая христианство на католичество и греческое (византийское) православие, внешняя угроза казалась страшнее внутрицерковных разногласий. И Клермонский собор 1095 года одобрил предложение Урбана П об оказании такой помощи. К тому же, как заявил этот папа, рассказывая о Палестине, «реки там текут молоком и медом; это край плодороднейший, в сравнении с другими это второй рай».

Подогревали эти настроения легенды о таинственной стране далеко на Востоке, за Персией и Арменией, где правит христианский Пресвитер Иоанн, потомок древних магов. Они просуществовали в Европе в течение нескольких столетий, хотя письменные сообщения, оформившие эти легенды, датируются 1145 годом (в частности, в «Хронике» Оттона Фрейзинбергского со слов сирийского епископа). Рассказывали и о личных письмах этого властителя византийскому императору Михаилу Комнину, главе Священной римской империи Фридриху, Римскому папе. В них шла речь о богатстве и мощи, превосходящих всех царей мира, под властью его якобы находились три Индии, там находилась гробница Святого Фомы (именно этому апостолу приписывалось основание так называемой Малабарской церкви в Индии). Иоанн якобы разбил персов и мидийцев, ходил походом с целью освобождения Иерусалима, но ему помешал разлив реки Тигр. Тогда он направился на север, полагая, что там сможет переправиться по льду, но, так как река не замерзает, ему пришлось отказаться от этого замысла. В этой стране, как верили тогда, царило социальное благоденствие, не было голода и болезней, пороков и преступлений; реки текли молоком и медом; было много золота и драгоценных камней, а также и перца и других пряностей; в столице ее бил источник вечной молодости и т.д. При дворе самого Пресвитера Иоанна жили представители всех стран. Неоднократно посылались люди на поиски этой легендарной страны, помещали ее то в Индии, то среди монголов – этому способствовали сведения о существовании обществ монгол-несториан. Папа Александр Ш в 1177 году даже написал письмо «Великому царю индийцев, священнейшему из священнослужителей». Позднее, когда начались плавания португальцев в Африку и в Европе узнали о христианской Эфиопии, решили, что наконец эта страна найдена. На европейских картах ( с первой –мюнстерской в 1550 году и вплоть до рубежа ХУП-ХУШ веков) Эфиопия или страна хабешей обозначалась как царство Пресвитера Иоанна.

Большие крестовые походы, соединившие старые идеи паломничества и новые – священной войны начались после Клермонского собора. Важным было то обстоятельство, что еще с 1У века христианское богословие (вопреки постулату «не убий») объявило понятие справедливой войны – против всех неверных (язычников, еретиков, а затем и мусульман). Помимо того, Урбан П ( и это подтверждали все его преемники на папском престоле) участники походов получали отпущение грехов и покровительство церкви над их семьями и имуществом, остававшимися в Европе. На Клермонском соборе многие его участники приняли обет паломничества и в знак его нашивали на плащах крест – отсюда и пошло общее название рыцарей- «крестоносцы». Было решено отправиться на Иерусалим в августе 1096 г.

Именно в это время здесь возник целый ряд христианских рыцарских орденов и монастырей. Одной из первоначальных целей их создания было оказание помощи бедным, больным и раненым рыцарям Крупнейшими и самыми известными были три из них. В 1113 году был создан орден святого Иоанна на базе госпиталя для рыцарей (Иоанниты или Госпитальеры). Впоследствии им пришлось перебраться на Кипр (в 1291 г.), затем на Родос (1306), в 1522 г. Родос был захвачен Османами, и с 1530 г. их опорной базой стала Мальта и он стал называться мальтийским (в конце ХУШ века его верховным магистром стал российский император Павел). Хотя он пережил годы упадка и был даже официально уничтожен, тем не менее существует и сегодня. Знаком этого ордена стал белый крест на красном.

Однако успехи рыцарей на землях Палестины не решили внутриевропейских трудностей, и политика отправления наиболее беспокойного социального элемента на восток продолжалась. К тому же назначенный эмиром Ирака Имад ад-Дин Зенги за 20 лет, объединив мелкие владения, создал единое сильное владение, и в 1144 году захватил Эдессу и графство перестало существовать. Был организован второй поход (1147-1148 гг.) под руководством французского короля Людовика УП и германского императора Конрада Ш. Он оказался неудачным. Отряды Конрада Ш были разбиты сельджуками уже в октябре 1147 г. Остальные крестоносцы под предводительством Людовика дошли в 1148 г. лишь до Дамаска и после неудачной осады этого города вернулись в Европу.

Третий поход (1189-1192 гг.) оказался наиболее известным, события, с ним связанные, остались в памяти как европейцев, так и их противников. На темы его написано множество литературных произведений, а основные персонажи (Ришар де Пуату, впоследствии известный как Ричард Львиное Сердце, француз Филипп П Август, англичанин Генрих П Плантагенет, немец Фридрих 1 Барбаросса, «араб» Салах ад-Дин и другие) стали героями легенд и многих авторских сочинений и в те годы и в более поздние столетия. Но в среде крестоносцев не было единства, велось соперничество между группами уроженцев разных стран Европы. Пример этому – судьба Ричарда Львиное Сердце. На пути на Родину он был пленен австрийским герцогом Леопольдом П, затем передан императору Генриху Ш-ему и провел 2 года (1192-1194 гг.) в плену и был отпущен за большой выкуп, а в 1199 г. был убит в бою.

К этому времени крестоносцам противостояли уже не мелкие владетели, а сильное государство. Занги, объединившему Сирию, наследовал Нур ад-Дин. Он сумел привлечь на свою сторону воинов и феодалов разных народов региона. Два курда, братья Ширкух и Айюб стали правителями – один Дамаска, второй (после нескольких походов на юг) – Египта (с 1168 г.). После его смерти фактическая власть в Египте перешла к его племяннику Салах ад-Дину, везиру фатимидского султана.

. Формально Египет подчинялся Нур ад-Дину. После его смерти началась борьба многочисленных претендентов за престол, в которой активно участвовал Салах ад-Дин. В результате он, захватив один за другим важнейшие города и опорные пункты, объявил себя в 1174 г. султаном Египта и Сирии, включая и месопотамские княжества. Он положил начало новой династии Айюбидов, и в качестве могущественного султана заключил союз с Сельджукидами (1179 г.) и Византией и Кипром (1180 г.). Именно Салах ад-Дин начал движение за отвоевание Иерусалима. Убедительная победа его в битве при Хитине в 1187 г. сопровождалась пленением многих крестоносцев, среди которых оказались такие значимые персоны как король Иерусалима Ги де Лузиньян и магистр Ордена тамплиеров Жерар). В этом же году были взяты Акра и Иерусалим.У крестоносцев осталось лишь несколько крепостей (в том числе в Антиохии).

Четвертый большой поход был объявлен папой Иннокентием П в 1198 г. Были даны обещания освободить его участников от налогов и долгов, церковной защиты и признания индульгенций. Поэтому неудивительно, что на этот призыв откликнулось много простого люда, рыцарей же было намного меньше, нежели в предыдущих походах. Крестоносцы во главе с Бонифацием Монферратским дошли до Италии и из Венеции в 1202 г. отправились дальше морем. Одно из условий похода было освобождение Задара в Далмации для Византии. Однако после взятия этого города, началась резня и грабеж, и Византия отказала крестоносцам в поддержке, а папа отлучил от церкви. Однако позднее было даровано прощение при условии продолжения похода. Но участники похода вмешались во внутреннюю борьбу в империи, осадили Константинополь и взяли его в 1204 г., подвергнув разграблению. Поход сопровождался разгромом всего, что попадалось по пути, причем участники его не задавались вопросом, являются ли жители этих мест мусульманами или христианами, несмотря на то, что было специальное обращение Папы не убивать христиан. После падения Византии столица была перенесена в Никею, а на территории великой империи образовались новые владения: Латинская империя (1204-1261 гг); королевство Фессалоникийское (1204-1224 гг.); Морейское (Ахейское) княжество (1205-1432 гг.); Афинское герцогство (1205-1454 гг.). Византия как империя восстановилась лишь к 1261 году.

Крестовым походом иногда считается и так называемый «поход детей» в 1212 г., когда маленькие нищие, сироты, малолетние ученики ремесленников от безысходной жизни собрались в обетованные края. Он получил благословение папы, так как считалось, что «только чистые и невинные души могут освободить Гроб Господень». Современные историки полагают, что скорее это был поход простого люда, так как в средневековой Европе латинский термин «pueri» (мальчики, дети) подразумевал также и простолюдинов, крестьян. Среди этих «крестоносцев» были и монахи-францисканцы, известные своим нестяжательством и аскетизмом. Начался поход во Франции, а затем к нему присоединились участники из германских княжеств и Италии. Им удалось дойти лишь до Пьянченцы, где они были захвачены и, как говорит широко распространенная легенда, проданы в рабство в Северную Африку.

В том же ХШ веке состоялись еще три похода. В 1217-1221 годах главным направлением стал Египет (пятый поход). Этот поход возглавил Фридрих П Гогенштауфен, стремившийся заручиться поддержкой папы в борьбе с Оттоном 1У за корону Священной Римской империи. В 1219 г. была осаждена и вскоре взята Дамьетта. Последовали переговоры, которым немало способствовал и Франциск Аксизский, получивший аудиенцию у египетского султана. Однако эпидемия, поразившая этот район в 1227 г., вынудила крестоносцев отбыть на Сицилию.

Во время шестого похода в 1228-1229 годах правители Египта заключили союз с Фридрихом П Гогенштауфеном и договор об Иерусалиме. Эти события произошли без благословения папы. Был возвращен Иерусалим и узкая полоса земли, соединявшая его с Яффой (ныне-пригород Тель-Авива). За это Фридрих П был прощен и в 1229 г. коронован как император. Современные исследователи не всегда включают этот поход в список крестовых, так как здесь главным была дипломатия, а не военные действия.

К седьмому походу (1248-1254 гг.) европейское рыцарство чувствовало себя уже достаточно ослабленным и активно искало союзников на Востоке. Европейцы сознавали, что самой значимой силой в этот период стало монгольское государство и поэтому пытались выйти с ними на переговоры. Так, в 1245-1247 годах папа Иннокентий 1У послал с этой миссией Плано Карпини. В 1253 году с той же целью на Восток пошел Вильгельм Рубрук. Французский король Людовик 1Х отправил Андре де Лонжумо с письмом Папы некоему Раббансу Ата – христианину-несторианину и другу Чингизхана. Но такая подготовка не помогла, так как европейцы надеялись на крещение будущих союзников, а монголы требовали признания верховенства хана. Союз так и не был заключен. Европейское рыцарство отправилось в 1248 г. на отвоевание Иерусалима, который с 1244 г. был в руках мусульман. Войско это было разбито египтянами у Дамьетты в 1250 г. Так бесславно закончился этот поход.

Так закончились попытки завоевания восточного Средиземноморья. Но не закончились крестовые походы, они лишь изменили направление. Главной целью их стали обращение язычников в христианство и борьба с еретиками в самой Европе. Еще в 1157 году рыцари-крестоносцы отправились обращать в истинную веру жителей Финляндии. В 1396 году такой поход был в Болгарии против турок, закончившийся разгромом у Никополиса, когда в живых осталось лишь 250 человек. В 1420 году крестовым был объявлен поход против чешских повстанцев во главе с Яном Жижкой. Таким же крестовым походом стало и жестокое подавление движения альбигойцев на юге Франции(1209-1229 гг.), когда были убиты все горожане Альби. На вопрос, как различить еретиков, которых следует убивать, епископ ответил: «Убивайте всех, Господь узнает своих».

Эпоха крестовых походов закончилась. Сами ордена, возникшие на территории Палестины, еще долго продолжали существовать, вызывая своими богатствами и влиянием зависть европейских королей. Некоторые ордена, не ставившие целью завоевания, а скорее благотворительность, заботу о больных и раненых, существуют и поныне. Таков, например, женский орден кармелиток, возникший на склонах горы Кармель (современная Хайфа).

Основные цели, которые были объявлены при начале крестовых походов – завоевание Палестины и освобождение Гроба Господня – не были достигнуты. Велики были жертвы, понесенные не только крестоносцами, но и жителями многих европейских стран. Множество людей погибло в пути и на полях сражений, во время погромов, разграблены и убиты участниками походов еще в Европе, пострадал даже Константинополь. Византия была значительно ослаблена, усилились противоречия между западным и восточным христианством. Возник не всегда положительный образ «латинянина-католика».

Тем не менее были и некоторые положительные для Европы итоги этого периода. Укрепилась позиция церкви и в том числе через деятельность рыцарских орденов.

Расширились знания о дальних странах у европейцев, ранее зачастую в течение жизни не покидавших своих земель. Мир стал гораздо шире. Появились сочинения бывалых людей, по своей либо королевской или Папской воле посещавших дальние страны. Около 1313 г. доминиканец Гийом Адам написал о Персии, Индии и Эфиопии, свои записки оставили Иоанн де Плано Карпини (1247 г.); Марко Поло, проведший в путешествиях и жизни в Китае 24 года (1271-1295 гг.); армянский дипломат Смбат Спарагет (1247 г.); Вильгельм де Рубрук (1256 г.); доминиканец Асцелин (1245 г.); позднее – Сигизмунд Герберштейн. На Вселенском Лионском Соборе 1245 г. Иннокентием 1У была оглашена булла «К народу тартарскому». Это подготовило будущие походы европейцев, а затем и плавания, породившие эпоху великих для европейцев географических открытий конца ХУ –ХУ1 вв.

В Европе появились некоторые новшества, например, больницы и бани. Увеличился товарообмен, что привело и к росту производства. В Европе появились и стали все более востребованы ковры, специи, ремесленные изделия Востока. Как следствие, расцвели портовые города как Европы, так и восточных стран. Это потребовало и роста судостроения.

В Европе появились новые сельскохозяйственные культуры такие как греча (греческое зерно), рис (получивший на Руси название сарацинское или сорочинское зерно), арбузы, абрикосы и т.п.

Культурное взаимообогащение теперь шло не только через юг Испании и Сицилию. Широко велось строительство замков как в Европе, так и в Палестине и Сирии. Европейцы заимствовали некоторые строительные приемы, например, храмы с купольным сводом.

Произошло взаимное обогащение и вооружением, тактикой боя, организацией конницы и т.д. Так называемый «греческий огонь», могущий поджигать корабли, также завезен с Востока.

В Европе появились в значительно большем размере предметы роскоши, пряности, увеличилось неравенство. Но несмотря на это социальная напряженность несколько смягчилась, так как наиболее неспокойные элементы, в том числе и смутьяны, как правило, ушли за пределы своих стран. Результатом этого стало усиление централизации отдельных государств.

Основным же, безусловно, было «открытие мира» как для одной, так и другой стороны, культурный взаимообмен; представление, с одной стороны, о многообразии мира, с другой – о единстве Европы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *