в догосударственный период истории формируется страта боярства кто они
Восточные Славяне
История возникновения такого великого и могущественного народа, как славяне, интересовала множество поколений и не перестает терять к себе интерес даже в наше время. Происхождение восточных славян интересовало многих историков, и об этом до сих пор ведутся споры. В древности славянами восхищались такие великие умы и писари, как Епископ Оттон Бамберский, император Византии Маврикий Стратег, Прокопий Писарийский, Иордан и многие другие. Подробнее, кто такие славяне, откуда они пришли и как образовали первую общину читайте в нашей статье.
Восточные славяне в древности
Определенной теории о том, где находилась прародина древних славян ещё не выведено. Историки и археологи вот уже на протяжении нескольких десятков лет ведут споры, и одна из самых главных – это византийские источники, которые утверждают, что восточные славяне в древности ближе к VI веку до н.э. занимали огромную территорию Центральной и Восточной Европы, а также делились на три группы:
Как утверждают историки, данные три группы славян в дальнейшем образовали следующие ветви славянства:
Исторические источники VI века утверждают, что какой-либо раздробленности между славянами в это время не было, так как у племенные союзы восточных славян имели схожий и язык, и обычаи, и законы. У них также был схож образ жизни, нравы и любовь к свободе. Славяне вообще отличились очень большой волей и любовью к свободе, и в качестве раба у них выступал лишь военнопленный, причем это было не пожизненное рабство, а лишь на определенный период времени. Позже пленного могли выкупить, либо его отпускали и предлагали стать частью общины. Издавна древние славяне жили в народоправстве (демократии). По своему темпераменту отличались сильным характером, выносливостью, отвагой, сплоченностью, были гостеприимны к чужестранцам, отличались от остальных языческим многобожием и особыми продуманными обрядами.
Племена восточных славян
Самые ранние племена восточных славян, о которых писали летописцы, были поляне и древляне. В основном они расселялись в лесах и полях. Древляне часто жили за счет налетов на своих соседей, от чего часто страдали поляне. Именно эти два племени основали Киев. Древляне находились на территории современной Украины на Полесье (Житомирская область и западная часть Киевской области). Поляне населяли земли около среднего течения Днепра и по его правую сторону.
Далее после полян и древлян следуют племена дреговичей. Дреговичи населяли современную территорию районов Гомельской, Минской и Брестской областей Беларуси.
После дреговичей шли кривичи и полочане. Они населяли современную территорию Псковской, Могилёвской, Тверской, Витебской и Смоленской областей РФ, а также восточную часть Латвии.
После них были новгородские славяне. Так прозывали себя только коренные жители Новгорода и тех, кто жил на соседних землях. Также, летописцы писали, что новгородские славяне – это славяне ильменские, которые были выходцами из племен кривичей.
Северяне также были выселенцами кривичей, и населяли современную территорию Черниговской, Сумской, Курской и Белгородской областей.
Радимичи и вятичи были выселенцами ляхов, и назывались так от имен родоначальников. Населяли радимичи междуречье верхней части Днепра, а также Десны. Ещё их поселения были расположены по всему течению Сожи и всех его притоков. Вятичи населяли верхнюю и среднюю Оку и Москву-реку.
Дулебы и бужани – это названия одного и того же племени. Они располагались на Западном Буге, и так как в летописях о них писали, что данное племя располагалось в одно и то же время в одном месте, то их после прозывали волынянами. Дулеб можно также рассматривать как отрасль хорватского племени, который поселился до сегодняшнего дня на берегах Волыни и Буга.
Последними племенами, которые населяли Юг, были уличи и тиверцы. Уличи располагались вдоль нижнего течения Южного Буга, Днепра и побережья Черного моря. Тиверцы же находились в междуречье Прута и Днепра, а также Дуная и Буджакского побережья Черного моря (современная территория Молдавии и Украины). Эти же племена оказывали на протяжении сотен лет сопротивление русским князьям, и Иорнаду и Прокопию они были так же известны, как анты.
Соседи восточных славян
На рубеже II-I тыс. до н.э. соседями древних славян были киммерийцы, которые населяли Северное Причерноморье. Но уже в VIII-VII вв. до н.э. их вытеснили из земель воинственное племя скифов, которые годы спустя основали на этом месте собственное государство, которое будет всем известно, как Скифское царство. Им подчинялись многие скифские племена, которые расселились в низовьях Дона и Днепра, а также в причорноморских степях от Дуная, до Крыма и Дона.
В III веке до н.э. с востока из-за Дона на Северное Причерноморье стали переселяться племена сарматов. Большая часть скифских племен ассимилировалась с сарматами, а оставшаяся часть сохранила свое прежнее название и переселилось в Крым, где продолжало существовать Скифское царство.
В эпоху Великого переселения народов, на Причерноморье переселились восточногерманские племена – готы. Они существенно повлияли на экономику и культуру Северного Причерноморья, нынешней территории Украины и России. После готов пришли гунны, которые разрушали и грабили все на своем пути. Именно из-за их частых нападений прадеды восточных славян были вынуждены переселиться ближе к северу в лесостепной полосе.
Последние, кто оказал не малое влияние на переселение и образование славянских племен были тюрки. В середине VI века с востока пришли прототюрские племена, которые образовали на огромной территории, простирающейся от Монголии до Волги, Тюрский каганат.
Таким образом, с приходом все новых и новых соседей, происходило расселение восточных славян ближе к нынешней территории Украины, Беларуси и России, где в основном преобладала лесостепная зона и болота, возле которых строились общины и которые защищали роды от набегов воинственных племен.
В VI-IX веках территория расселения восточных славян простиралась с востока на запад начиная с верховьев Дона и Средней Оки и до Карпат, а с юга на север от Среднего Поднепровья и до Невы.
Восточные славяне в догосударственный период
Ещё одной причиной постоянных переездов славянских племен были нападения соседей. Восточные славяне в догосударственный период часто страдали от набегов скифов и гуннов, из-за чего, как мы писали выше, им пришлось заселить земли ближе к северу на лесной местности.
Основная религия восточных славян – языческая. Все их боги были прообразами природных явлений (самый главный бог Перун – бог Солнца). Интересный тот факт, что языческая религия древних славян берет начало ещё у религии древних индонезийцев. В течении всего переселения, она часто подвергалась изменениям, так как многие обряды и образы были заимствованы у соседних племен. Не все образы в древней славянской религии считались богами, так как Бог в их понятии – это дающий удел, богатство. Как и в античной культуре, боги делились на небесных, подземных и земных.
Образование государства у восточных славян
Образование государства у восточных славян произошло на рубеже IX-X веков, так как роды становились более открыты а племена более дружественны. После их объединения в единую территорию требовался грамотный и сильный лидер – князь. Пока во всей Северной, Восточной и Центральной Европе племена объединялись в Чешское, Великоморавское и Древнепольское государства, восточные славяне пригласили править своим народом заморского князя, по имени Рюрик, после чего и образовалась Русь. Центром Руси был Новгород, но когда Рюрик умер, а его законный наследник, Игорь, был ещё мал, князь Олег взял власть в свои руки и, убив Аскольда и Дира, присоединил Киев. Так образовалась Киевская Русь.
Подведя итог можно сказать, что наши предки пережили очень много бед, но выдержав стойко все испытания, основали одно из сильнейших государств, которое живет и процветает по сегодняшний день. Восточные славяне – одна из сильнейших этнических групп, которая со временем объединилась и основала Киевскую Русь. Их князья с каждым годом завоевывали все больше территорий, объединяя их в одно единое великое государство, которое боялись царства, существующие намного дольше с более развитой экономикой и политикой.
Славянское общество в догосударственный период русской истории.
Климатические условия, особенности хозяйственной жизни оказывали влияние на формирование основных черт характера восточных славян. Северянам были свойственны суровость и сдержанность. Жителей Средней полосы отличали выносливость, неприхотливость, умение напряженно трудится, коллективизм и взаимопомощь. Для степняков была характерна привычка к постоянным передвижениям, к освоению новых пространств, а также, воинственность, осторожность, изменчивость. Южане были жизнерадостными, радушными, любили искусство и имели пристрастие к торговой деятельности.
В исторической литературе существует два подхода в оценке культуры и быта восточных славян. Немецкий ученый А.Шлецер указывал на низкий уровень культуры славян и представлял первоначальный быт наших далеких предков на уровне примитивной жизни ирокезов[12]. По его мнению, первые семена культуры были брошены в славянское общество варягами. Исследователь И.Забелин рисовал быт восточных славян как высокоразвитый и сложный. Более взвешенной представляется позиция С.Платонова. Он говорил, что славяне «были далеко не диким народом», но « и нет никакой возможности доказать, что этот быт достигал высоких степеней общественной культуры»[13]. По мнению этого историка славянские племена, придя в пределы нынешней России, не нашли здесь такой культуры и цивилизации, как, например, германцы, унаследовавшие традиции Западно-Римской империи. Поэтому они сами, начиная почти с нуля, развивали свою культуру, достигнув со временем достаточных высот.
В целом язычество сыграло положительную роль в жизни восточнославянского общества. Оно учило бережно относиться к природе, уважать предков, трудиться и накапливать богатства, т.к. по языческому мировоззрению состоятельный человек на земле будет таким же в потустороннем мире. Но многобожие разделяло людей, мешало установлению контактов с другими народами, уничтожало многие ценности, имело жестокие обычаи. Поэтому по мере создания восточнославянской государственности князья отказываются от язычества и переходят к единобожию
На восточнославянское общество с незапамятных времен оказывали влияние их соседи. Наиболее опасными были кочевые азиатские народы, которые через урало-каспийские «ворота народов» непрерывным потоком вливались в южнорусские степи[16]. Попадая в зону влияния кочевников, славяне частично усваивали их опыт. Но агрессивный характер новых вторжений, уничтожал ценности, созданные славянами, заставлял их покидать насиженные места, уходить на северо-восток в менее плодородные земли с более суровым климатом. Таким образом, азиаты-кочевники тормозили прогрессивное развитие славянского общества. На севере, северо-западе и северо-востоке соседями восточных славян были многочисленные финские племена[17]. Разрозненные и слабые они не оказывали сопротивления славянским пришельцам. Большинство финского населения ассимилировалось со славянским миром. Сложными были отношения с литовскими племенами[18], расположившимися первоначально от Балтийского моря до реки Припяти и истоков Днепра и Волги. Они были политически слабыми и недостаточно развитыми в культурном отношении. Но их отличала воинственность, и они нередко совершали набеги на соседние славянские земли. В этом противоборстве восточные славяне вышли победителями, оттеснив литовцев по направлению к Балтийскому побережью.
.Важную роль в начальной истории восточных славян сыграли Скандинавия и Византия. В те времена славянское общество в войне с кочевой степью остро нуждалось в защите. Собственных сил было недостаточно, и славяне прибегали к помощи своих смелых и воинственных северных соседей скандинавов. Варяги-скандинавы нанимались к славянам, охраняли и свои и русские торговые караваны, шедшие в Византию. Вместе с тем, нередко энергичные и предприимчивые варяжские вожди не ограничивались ролью наемных охранников, захватывали в славянских землях власть, основывали княжества. Среди них объединения: Рюрика в Новгороде, Аскольда и Дира в Киеве, Труа в Турове, Рогволода в Полоцке. В конечном итоге Скандинавия приняла участие в становлении государства у восточных славян.
Что касается Византии, то она оказала влияние, прежде всего, на культуру славянского общества. В эпоху раннего средневековья Византия унаследовала уникальную греческую культуру и была самым передовым европейским государством. Она имела высокоразвитое ремесленное и художественное производство, производила великолепные золотые и серебряные украшения, шелковые ткани, замечательную керамику. Неизгладимое впечатление производили дворцы и храмы Византии, особенно Софийский собор в Константинополе. Не удивительно, что со всего мира, в том числе и из славянских земель, в Византию устремлялись правители, дружинники, купцы, завязывали с ней разнообразные контакты, воспринимали ее культурные традиции. Одновременно, нельзя не отметить сложность отношений восточных славян с Византией, включая и нередкие военные конфликты.
Вопросы для самоконтроля
1. Назовите основные теории о прародине восточных славян в исторической литературе.
2.Этапы эволюции общественного строя и власти у славян в догосударственный период.
3.Особенности хозяйственной деятельности и религии восточных славян.
Восточные славяне в догосударственный период
Кратко об истории восточных славян можно сказать следующее. Восточные славяне являются общими предками русских, белорусов и украинцев, образовавших вокруг Киева свои государства. В Европе, нижний и средний Дунай известно, как древнейшее место проживание славян. Уже в начале I тысячелетия до н.э. греческие, византийские и римские авторы, упоминают о бесчисленных племенах, существующих в этих местах, и влияющих на окружающий мир.
Разделение на три ветви.
Во время великого переселения, и вытеснения предков славян на Дунае, они раздробились на три ветви:
— Вторая перекочевала на северо запад и впоследствии покорилась иными народами.
— Самая многочисленная часть, не желая никому покоряться, отправилась на Восточно Европейскую равнину. Отсюда и название восточные славяне, которые в свою очередь разделились на два направления. Одни пошли к озеру Ильмень, позже там построят древнерусский город – Новгород. Другие в сторону Днепра, где воздвигнут Киев град. Со стороны степей соседями восточных славян были кочевники.
Соседство беспокойное на протяжении 1000 лет. Кочевники постоянно совершали набеги на оседлое население. Борьба с кочевыми народами степи в эти времена для восточных славян, была борьбой за выживание.
В самом начале славяне не были единым народом, а делились на племенные союзы, включающие в себя 120-150 самостоятельных племен. К IХ веку образовалось немногим больше 15 племенных союзов. Названия за союзами закреплялось либо по местности, либо по имени вождей. Информация об этом отражена в «Повести временных лет» написанной монахом Нестором, Киево-Печерского монастыря.
Торговля и взаимосвязь с другими народами.
На территориях расселения восточных славян не было морей, только реки. Связи и торговые отношения с другими народами в основном и строились через реки. По этой причине славяне селились по берегам больших рек. Один из таких торговых путей, который связывал Новгород и Киев с Европой через Днепр, назывался «из варяг в греки».
Религиозные верования славян, быт, нравы.
Религия восточных славян сложная и разнообразная, в своих обычаях, уходящая истоками к эпохе палеолита. Тогда еще только зарождались отношения людей к сверхъестественному. Религия славян до христианства называлась язычеством.
Главное славянское божество, великий Сварог. Покровители и попечители солнца и огня, сыновья Сварога – Сварожичи. Сначала крупнейших военных походов у славян на первый план выступает бог Перун. Это бог молнии и грома. Языческие толкования не заканчивались этими богами. В их представлении мир был населен злыми духами – лешими, упырями, от них славяне защищались заговорами, амулетами, которые называли «оберегами».
Территориальные особенности, лесостепь и лесная зона определили хозяйствование славян. Возделывание земли, скотоводство, охота и рыболовство являлись основным видом деятельности восточных славян. Большое значение играли промыслы. Экспорт пушного зверя имел первейшее значение при торговле с Западом и Византией. Немало важным промыслом становятся военные трофеи. Военные походы своих воинов возглавляли славянские вожди, не будучи еще царями или князьями. Во времена, без войн решения касающиеся союза племени принимались на общих собраниях называемых – вече. Ближе к 7 веку формируется дружина во главе с князем. Содержание дружины вначале поддерживалось на добровольных дарах от населения, но постепенно эти дары становятся обязательными. Появляется у князей орган принуждения – дружина. Эти ростки племенного княжения и являются первыми признаками государственности.
В 9 веке появляются два крупнейших, воссоединенных союза княжений, именуемые Новгородским и Киевским государствами. В этих государствах, по взаимному соглашению, приходят к власти, в Новгородском Рюрик, а в Киевском Аскольд. Рюрик стал основателем царской династии в будущей России.
Из дружинников в чиновники: чем занимались бояре в Древней Руси?
Бояре в Древней Руси – это представители высшего феодального сословия в IX-XVII вв. В Киевской Руси и в период феодальной раздробленности были фактически соправителями князей. Бояре становились инициаторами заговоров, сосредотачивали власть в собственных руках и порой решали судьбы страны. С момента формирования Государства Российского Боярская дума выделяется как отдельный орган государственной власти, а боярство становится высшим придворным чином.
Как формировалась боярская дума и кем были бояре на заре своего появления в русской политике? Давайте рассмотрим подробнее.
Княжеская дружина и боярство
Началось все с дружины. У любого князя было свое регулярное войско, разделенное на старшую и младшую дружину. В старшую входили люди своего круга, приближенные и советники, чье мнение играло не последнюю роль в выборе политического курса. Уже тогда старших дружинников называли боярами. Правда, в самом начале своего появления, бояре были в большей степени все-таки воинами, чем политиками.
Старшие дружинники — княжеские мужи, воеводы и бояре, это фактически древнерусские дворяне. Проследить их высокое положение довольно просто: до нас дошли документы, в которых вира за убитого дружинника во много раз превосходит плату за убийство холопа или челядина.
Княжеская дружина была богатой. Некоторые из дружинников, порой, бывали богаче самого князя. Это были так называемые свободные воеводы, которые входили в состав старшей дружины, но при этом имели собственное войско.
Уже тогда дружинников называли боярами. Правда между ними все-таки существовала разница: бояре делились на лучших (великих) и «боярцев». Таким уничижительным термином в летописях называли тех бояр, кто либо имел низкородное происхождение, либо совершал дурные деяния.
Позже выделился отдельный класс лучших людей среди земского населения. Их тоже назвали боярами, правда, земскими, а не княжескими, как дружинниками. В летописях земских бояр также называли городскими старейшинами.
Чем занимались бояре?
Что вменялось в постоянные обязанности членам древнерусской боярской думы?
При этом вплоть до XI в. бояре не были выделены в отдельное сословие. Стать дружинником князя, а значит и боярином, мог практически кто угодно. В древнем русском обществе в первую очередь смотрели на поступки человека, а не на его происхождение.
Формирование отдельного класса
В период государственной раздробленности XII-XV вв., с ослаблением княжеской власти, усилилась экономическая мощь бояр. Фактически, теперь бояре сами могли править собственными землями и проводить собственный политический курс.
Так, в Новгороде и Пскове был установлена настоящая боярская республика. Князей приглашали, и точно так же могли в любой момент выгнать из города. Все важные решения принимались боярским советом. Такое огромное влияние бояр на политику просто не позволяло княжеской власти окрепнуть.
В борьбе с боярами-вотчинниками (держателями собственных вотчин, т.е. земель) князья опирались на служилых бояр – свою дружину.
Со второй половины XIV в. княжеская власть начинает постепенно укрепляться. Это приводит к появлению так называемых «путных» бояр – управителей дворцового хозяйства. Они же становятся управителями отдельных территорий, отданных им «в кормление». Таких бояр называют воеводами.
C XV в., по мере централизации власти, бояре начинают утрачивать свои прежние права. Теперь боярин становится высшим чином «среди служилых людей по отечеству». Стать боярином теперь можно только по рождению, в самом крайнем и редком случае – по заслугам. Боярство дает право участвовать в заседаниях Боярской Думы и быть приближенным советником князя.
Когда в конце XV в. на Руси складывается централизованное государство, привилегии бояр-вотчинников урезаются, а власть подавляет любые попытки противодействия централизации. Самым сильным ударом по боярству стала опричнина Ивана Грозного.
В XVII в. состав боярской думы изменился. Древние знатные рода вымерли, многие потеряли прежнюю власть и богатство. Это начало размывать границы между боярством и дворянством. В итоге боярами («баринами», «барами») стали называть всех помещиков. Но звание боярина было отменено только при Петре I, уже в XVIII в.
1. Восточные славяне в догосударственный период. Предпосылки образования древнерусского государства. Общая характеристика социально-экономического развития Киевской Руси. Особенности ранней феодализации
1. Восточные славяне в догосударственный период. Предпосылки образования древнерусского государства. Общая характеристика социально-экономического развития Киевской Руси. Особенности ранней феодализации
В это время в славянском обществе укрепляется значимость племенных вождей, старейшин, вокруг них образуются боевые дружины, начинается деление населения на богатых и бедных, опять начинается торговля жителей Дуная и Днепра с Балканами и Грецией.
В V в. н. э. в бассейнах Днепра и Днестра складывается сильный союз восточнославянских племен, которых именовали антами. Одновременно с этим на севере Балканского полуострова сформировался племенной союз склавинов (славян), родственный союзу антов. С V в. н. э. анты двигались к Балканскому полуострову, к территории Византийской империи.
В V в. н. э. на берегу Днепра славянским вождем Кием была основана будущая столица Руси – город Киев. Киев стал центром одного из племен союза антов – полян. В это время происходят попытки Византийского государства наладить мирные отношения с вождями антов, стремления антов освоить новые территории в противоборстве со здешними славянами. Славянские дружины осваивают юг, Балканы, запад и восток. Позднее в Приильменье возникает еще один славянский центр – союз новгородских (приильменских) словен.
В течение VI – VII вв. славяне вели постоянную борьбу с аварами, которые вторглись в Восточную Европу. В конце VIII в. славяне в союзе с франкским королем Карлом Великим нанесли аварам сокрушительное поражение.
В это же время через Нижнее Поволжье в Северное Причерноморье, заняв земли в предгорьях Кавказа, в Восточную Европу пришла новая тюркская орда – хазары. Часть славянских племен попала в зависимость от хазарского владычества. Через Хазарию славяне вели торговлю с Востоком. Так как славяне старались освободиться от влияния хазар, мирные отношения часто чередовались с военными конфликтами.
В VIII – IX вв. после разгрома хазар и освобождения своих земель от их давления в жизни восточного славянства наступает длительный мирный период. Образуется по меньшей мере 15 подобных антам союзов славянских племен. На рубеже VIII – IX вв. полянам удается избавиться от управления хазар и уплаты им дани. Другие племена (северяне, вятичи, радимичи) еще оставались хазарскими данниками.
Наиболее развитыми среди славянских племен были поляне, так как они жили в условиях благоприятного климата, на торговой дороге, постоянно контактировали с более развитыми южными соседями. Здесь сосредотачивалось наибольшее количество населения. Также у разных племен имелись свои особенности хозяйственного развития. Они оказали большое влияние на формирование общества у восточных славян, на возникновение у них желания создания государства.
В древности понятие государства было объединено с властью вождя-лидера. Ими у восточных славян стали племенные князья при помощи своих дружин. Первые признаки государственности появились у тех племен, чье хозяйство развивалось быстрее, чем у других. Это были поляне и новгородские словены.
К концу IX в. установилась достаточно ясная иерархия общества. На ее вершине был князь. Он полностью управлял всем племенем или союзом племен, опираясь на старших и младших дружинников (личную охрану). Все дружинники были профессиональными воинами. Со временем появилась племенная знать – будущие бояре из числа глав родов. Наиболее многочисленной частью племени были люди (смерды). Но и они разделялись на «мужей„ (наиболее зажиточные), „воев“, т. е. тех, кто имел право участвовать в войнах и мог обеспечивать себя необходимым снаряжением. Мужам подчинялись женщины, дети, другие члены семьи. Их называли «челядь“. На нижних ступенях общества были бедные, попавшие в зависимость от богатых людей, неполноправные – сироты и холопы. На самой низкой ступени общества находились рабы – как правило, военнопленные.
После отмены полюдья на Руси был введен регулярный сбор дани с населения. Таким образом люди попадали в определенную зависимость от князя и государства. Князья смогли присвоить себе наиболее плодородные и лучшие земли. А свободные люди, кроме того, что платили князю дань, постепенно попадали от него в зависимость. Их привлекали к различным работам в хозяйстве князя; так появлялась поземельная зависимость от господина. Появляются первые княжеские домены – комплексы земель, на которых жили люди, зависимые непосредственно от правителя государства. В это же время возникают личные земельные владения и хозяйства княжеских бояр и дружинников. Князья предоставляли им возможность управления своими владениями, а в качестве платы – присваивать часть прибыли с этих хозяйств. Такой порядок назывался «кормлением». Позднее князья передают свои владения в наследственную собственность своим вассалам. Такие земли на Руси назывались вотчиной. Но право верховной власти на эти земли принадлежало великому князю. Он мог пожаловать эти земли, а мог и отнять или предать другому лицу. В свою очередь крупные земельные собственники передавали часть своих владений уже своим дружинникам, чтобы те могли на них жить и имели возможность приобретать военное снаряжение – в XI в. на Руси складывалась система, аналогичная западноевропейской. Такой участок передаваемой земли назывался феодом, а вся система многоступенчатой зависимости – феодальной; владельцы земель с крестьянами или городов, населенных ремесленниками и другими жителями, назывались феодалами.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
51. Общая характеристика правового статуса администрации муниципального образования
51. Общая характеристика правового статуса администрации муниципального образования Местная администрацияпредставляет собой исполнительно—распорядительный орган муниципального образования, наделенный полномочиями по решению вопросов местного значения и
ЛЕКЦИЯ № 14. Начало экономического развития Руси
ЛЕКЦИЯ № 14. Начало экономического развития Руси 1. Восточные славяне в догосударственный период. Предпосылки образования древнерусского государства. Общая характеристика социально-экономического развития Киевской Руси. Особенности ранней феодализации Во времена
5. Деньги и их роль в Киевской Руси
5. Деньги и их роль в Киевской Руси В Древнерусском государстве собственных монет практически не имелось. Как средство обмена деньги существовали у восточных славян задолго до образования Древнерусского государства. Южные славяне в древности при обмене в качестве денег
1. Крымская война и ее влияние на экономическую ситуацию в стране. Общая характеристика хозяйственно-экономического развития России в первой половине XIX в.
1. Крымская война и ее влияние на экономическую ситуацию в стране. Общая характеристика хозяйственно-экономического развития России в первой половине XIX в. Причины начавшейся в 1853 г. Крымской войны заключались в столкновении территориальных интересов России, Англии,
1. Общая характеристика рыночного хозяйства, предпосылки возникновения и условия развития
1. Общая характеристика рыночного хозяйства, предпосылки возникновения и условия развития Экономика – это всевозможные виды деятельности людей (человеческого общества в целом), которые позволяют им (и обществу) снабжать себя материальными ресурсами для
Оценка торможения социально-экономического развития
Оценка торможения социально-экономического развития В июне 2009 г. Минэкономразвития представило новый уточненный прогноз динамики ВВП России на 2009–2012 гг. Эти цифры были намечены с таким расчетом, что уровень ВВП 2008 г. был бы достигнут к концу 2012 г. (табл. 10).Таблица
Тема 2 ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО – ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОСНОВА РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА. ПЕРИОДИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА
Тема 2 ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО – ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОСНОВА РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА. ПЕРИОДИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА 2.1. Общественное производство. Простые моменты процесса труда. Производительные силы и экономические отношенияОбщественное
2. Концепция развития регионов «Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации»
2. Концепция развития регионов «Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации» Основным направлением функционирования экономики региона является ее устойчивое развитие – достижение более высокого по сравнению с предыдущим
36. Концепция развития регионов «Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации»
36. Концепция развития регионов «Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации» Управление экономическим развитием входит в прямую задачу Министерства регионального развития Российской Федерации. Этим органом государственной власти была
Лекция 4 Общая характеристика текущего технико-экономического планирования
Лекция 4 Общая характеристика текущего технико-экономического планирования Технико-экономическое планирование является средством реализации стратегического плана, заключается в краткосрочном планировании деятельности предприятия в целом и его бизнес-единиц,
2. Экономические предпосылки образования древнерусского государства
2. Экономические предпосылки образования древнерусского государства Вопрос о становлении Древнерусского государства до сегодняшнего момента вызывает полемику среди ученых, не давая с полной уверенностью сказать, как на самом деле происходил данный процесс. Этот спор
3. Общая характеристика социально-экономического развития Киевской Руси
3. Общая характеристика социально-экономического развития Киевской Руси В IX–XII в. экономика Древнерусского государства характеризуется как период раннего феодализма. Данный период связан с началом зарождения самой основы взаимоотношений между государством,
8. Деньги и их роль в Киевской Руси
8. Деньги и их роль в Киевской Руси С развитием городов на Руси развивается и торговля. Появляются деньги как средство платежа за товар или услуги.На ранних стадиях развития торговля была меновая, один товар обменивался на другой, т. е. производился бартерный обмен. Так,
25. ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ. ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ. ОСОБЕННОСТИ РАННЕЙ ФЕОДАЛИЗАЦИИ
25. ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ. ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ. ОСОБЕННОСТИ РАННЕЙ ФЕОДАЛИЗАЦИИ Предки славян издавна жили на территории Центральной и Восточной Европы. По своему языку они относятся к индоевропейским народам, которые
29. ДЕНЬГИ И ИХ РОЛЬ В КИЕВСКОЙ РУСИ
29. ДЕНЬГИ И ИХ РОЛЬ В КИЕВСКОЙ РУСИ По широким степным шляхам, по тенистым лесным дорогам, в зимнюю стужу – по ледяной глади замерзших рек к крепостным воротам русских городов тянулись нескончаемые купеческие караваны. В Новгород, вокруг которого было мало плодородных