в древней руси существовали следующие системы управления военно десятичная приказно воеводская
Десятичная система управления в Древней Руси. Характеристика института наместничества и кормлений
Десятичная, или численная система управления—системауправления, первоначально существовавшая в Древнерусском государстве. Своим возникновением обязана военной организации, была подчинена задаче комплектования народного ополчения. Начальники воинских подразделений (десятские, сотские, тысяцкие) стали руководителями более или менее крупных административных звеньев государства. Тысяцкий сохранил функции военачальника, сотский стал городским судебно-административным должностным лицом. Со временем десятичная или численная система управления уступила место дворцово-вотчинной.
Наместники и волостели из бояр и детей боярских получали доход с управляемого населения. Наместник сидел на кормлении в городе, волостель — в волости. Наместник судил городских и посадских людей, а также детей боярских, волостель — волостных, черных людей.
Наместники и волостели держали для суда своих тиунов, которые были их холопами. Кроме тиунов, у волостелей были доводчики, праветчики, пошлинники, пристава, недельщики, дьяки.
Волостели постепенно исчезают к началу XVII века, благодаря реформам Ивана Грозного и распространению с начала XVII века воеводского управления.
В древней руси существовали следующие системы управления военно десятичная приказно воеводская
Игорь Николаевич Кузнецов
История государства и права России
Знание фундаментальных юридических наук сегодня как никогда ранее представляется особенно актуальным для юристов. Это обусловлено сложным характером переживаемого ныне переходного периода развития российской государственности.
Опыт истории государственности и права позволяет понять особенности национального правосознания в его сегодняшнем и ретроспективном измерениях, определить наиболее оптимальные пути и средства развития национальной правовой системы с учетом многовековой истории права и государства.
Россия не впервые в своей истории вошла в эпоху перемен. Российское общество обратилось к обсуждению смысла истории и поиску своего пути.
История российской государственности сегодня, как и сотни лет назад, вызывает живейший интерес, являясь предметом острых дискуссий. В истории народа и государства, так же как и в юридической практике, принципиальное значение имеет традиционный библейский вопрос – что есть истина и каковы пути ее достижения.
В истории мы имеем дело с косвенными доказательствами – документами, предметами – немыми свидетелями событий, от подлинности которых зависят выводы ученых.
Уяснение логики и закономерностей исторического развития российской государственности имеет не только познавательное, но и современное значение с точки зрения понимания основ и перспектив развития нашего общества и государства. Как справедливо заметил В. О. Ключевский еще в 1898 г.:
“Россия на краю пропасти. Каждая минута дорога. Все это чувствуют и задают вопросы: что делать? Ответа нет”. Подчеркивая значение истории, он писал: “Предмет истории… как наследство, как вечный закон… изучая предков, узнаем самих себя”.
Можно сказать, что и в наши дни ситуация повторяется, воспроизводя в ином историческом контексте вопрос о путях и перспективах развития российского общества и государства.
В связи с этим становится особенно актуальным вопрос о путях и закономерностях развития российской государственно-правовой системы.
Приступающему к изучению истории отечественного государства и права следует знать о существующих, нередко противоречивых взглядах на историю России. Действующая Конституция РФ провозгласила политический и идеологический плюрализм, что открывает хорошие возможности и перспективы для углубления наших знаний о своей истории, понимания самих себя в прошлом и настоящем и построения прогнозов на будущее.
Широкое распространение получили взгляды, согласно которым Россия совершила скачок от отсталости, дикости к более прогрессивным формам общественной и государственной жизни с помощью Запада – заимствованных оттуда идей и многочисленных специалистов. Особенно это связывается с эпохой Петра I.
Противопоставление России и Запада (антитеза “Россия – Запад”, “Восток – Запад”) имеет давнюю традицию как в отечественной, так и в зарубежной историографии. Существуют представления о кардинальном отличии исторического пути России, об отсталом, “азиатском” характере хозяйства, общественной жизни, культуры России в отличие от передовой европейской цивилизации, будто бы представляющей некое единство и противостоящей тому, что имелось и имеется в “отсталой” России.
В связи с этим представляется нуждающимся в дальнейшем исследовании вопрос о влиянии на формирование русской государственности византийских традиций, взаимоотношений русских княжеств с Золотой Ордой. Существуют, в частности, утверждения, что эти факторы сыграли существенную роль в том, что развитие Руси под их влиянием пошло в сторону, противоположную от развития Европы.
Сторонники евразийской теории, корни которой восходят к государственной школе и славянофилам, рассматривают Россию как смесь восточного и западного, как мост между Востоком и Западом.
Задача настоящего учебного курса – вооружить студентов знанием основных концепций происхождения и развития русской государственности и права, выделив при этом рациональное зерно – достоинства и недостатки каждой из имеющихся теорий.
При написании данного учебника использовалась вся совокупность методов, находящихся на вооружении современной юридической науки. Предпочтение отдавалось комплексному подходу, сочетающему концепции материалистического объяснения истории, основанные как на формационном, так и на цивилизационном подходе; использовались сильные стороны того и другого.
При подготовке пособия широко применялась информационная база, в том числе законодательные и иные нормативные правовые акты, научная литература по общей истории, истории и теории государства и права, истории политических и правовых учений, конституционному праву, политологии, социологии и т. п.
Определяя предмет исследования учебного курса, необходимо иметь в виду изменение традиционных представлений о зарубежье – формирование таких понятий, как ближнее и дальнее зарубежье. Этих разграничений в недавнем прошлом не существовало. Как известно, с распадом СССР входившие в него республики стали самостоятельными государствами. Безусловно, подход к этой проблеме требует исключительной деликатности и корректности.
Признавая суверенитет этих стран, мы все же считаем необходимым в курсе истории отечественного государства и права исследовать и государственно-правовую проблематику регионов и республик, некогда входивших в состав единого Российского государства, тем более что этот факт не прошел бесследно ни для России, ни для стран ближнего зарубежья. Народы этих стран внесли свой вклад в становление России как многонационального государства.
Следует заметить, что в настоящее время среди ученых нет единства мнений относительно предмета и объема предлагаемого курса. Это отражается и в названиях учебников и учебных курсов. В одних случаях – это история отечественного государства и права, в других – история государства и права России, хотя, строго говоря, государственный образовательный стандарт ориентирует на первый вариант.
Учебная дисциплина “История отечественного государства и права” имеет концептуально-теоретические и практические цели. Народы Российской Федерации являются носителями тысячелетних традиций истории государства и права, следовательно, изучение истории государства и права имеет патриотическое значение, формирует гражданскую позицию студента. Практическое значение курса также очевидно.
Для будущих юристов теоретические знания, осознание закономерности развития общества, государства и права, умение применить уникальный исторический опыт в практической деятельности приобретает первостепенное значение.
Одним из важных направлений деятельности правоведа является исследование исторической базы – историко-правовых источников. Это творческая лаборатория историка-правоведа. На каждом этапе своей творческой деятельности историк анализирует информацию и синтезирует полученные выводы, основываясь на принципах научности, объективности, историзма. Окончательные выводы исследования синтезируются (редуцируются) и составляют концептуальный подход историка-правоведа к исследуемой проблематике. Такие выводы должны соответствовать целям и задачам исторического исследования.
В пособии освещаются все важнейшие правовые идеи, институты, правовые акты, имевшие место в истории России. Излагаются только историко-правовые факты и явления. Кроме того, в учебном пособии анализируются некоторые политические феномены и тенденции.
Пособие должно ввести студента-правоведа в круг историко-правовых фактов, ознакомить его с юридической терминологией и традициями, анализом основных правовых институтов, кодификаций и правовых актов отечественной истории, структур власти и политической деятельности.
Особенно подробно в книге излагаются вопросы, недостаточно освещенные в учебниках по истории государства и права России, а также разделы, имеющие, по мнению автора, наибольшее значение для подготовки юристов.
4. Государственное устройство Древней Руси
4. Государственное устройство Древней Руси
Вся структура государства покоилась на лестнице феодальной иерархии. Вассал зависел от своего сеньора, тот — от более крупного сеньора или верховного сюзерена. Вассалы обязаны были помогать своему сеньору, а сеньор обязан был обеспечить вассала землей и защищать его от посягательств соседей и прочих притеснений. В пределах своих владений вассал обладал иммунитетом, т. е. в его внутренние дела не мог вмешиваться никто, в том числе и сюзерен. Вассалами великого князя были местные князья, обладавшие иммунитетными правами (право взимать дань и вершить суд с получением соответствующих доходов и т. п.).
Во главе Древнерусского государства стоял великий князь, в руках которого была сосредоточена как законодательная, так и исполнительная власть.
В качестве законодателя князь издавал законы, обязательные для всей земли, в качестве исполнителя занимался всеми вопросами внутренней и внешней жизни. В его руках была сосредоточена мощная военная власть.
Для управления в Киевской Руси применялась десятичная, или численная, выросшая из военной организация: начальники воинских подразделений являлись руководителями более или менее крупных звеньев государства. Со временем десятичная система уступает место дворцово-вотчинной, которая вырастает из идеи соединения управления великокняжеским дворцом с государственным управлением.
Система местного управления была проста. Кроме князей, сидевших в своих уделах, на места посылались представители центральной власти — наместники и волостели. Жалованья от казны они не получали, а «кормились» за счет местного населения — такой порядок назывался системой кормления.
Специальных судебных органов не было. Судебные функции выполняли представители администрации, включая ее главу — великого князя.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
3. Общественный строй Древней Руси
3. Общественный строй Древней Руси Ранние феодальные общества были строго стратифицированы, т. е. каждое сословие имело особенный юридический статус. В древнерусском обществе существовали следующие категории населения.Рабы и холопы. Рабство на Руси получило
5. Правовая система Древней Руси
5. Правовая система Древней Руси Исторически первым источником права Древнерусского государства были правовые обычаи — нормы обычаев доклассового общества, среди которых можно отметить кровную месть, принцип талиона: «равным за равное». Совокупность этих норм
12. Государственное устройство Новгорода и Пскова
12. Государственное устройство Новгорода и Пскова В отличие от Киевской земли, в Новгороде и Пскове после правления Владимира Мономаха процесс формирования власти принял другое направление. Прежде Новгород не возражал против сидения на его столе наследников киевского
Глава 3. Общая характеристика развития законодательства об уголовных наказаниях и их исполнении в Древней Руси, дореволюционной и Советской России
Глава 3. Общая характеристика развития законодательства об уголовных наказаниях и их исполнении в Древней Руси, дореволюционной и Советской России 3.1. Законодательство о наказании и его исполнении в Древней РусиСреди памятников древнерусского права, содержащих нормы об
Формирование пенитенциарного законодательства в Древней Руси
Формирование пенитенциарного законодательства в Древней Руси IX в. Пенитенциарное законодательство начало формироваться в Древней Руси в период становления государственности у восточных славян. Так, самым известным памятником древнерусского права, содержащим нормы
1.5.1. Понимание закона и правды в Древней и Средневековой Руси
1.5.1. Понимание закона и правды в Древней и Средневековой Руси Экскурс в историю образования слов «закон» и «право» позволяет говорить, что изначально для обозначения объективной системы регулятивно-охранительных норм использовалось слово «закон». Слово «право» –
35 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В ДРЕВНЕЙ РУСИ
35 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В ДРЕВНЕЙ РУСИ Формирование политических и правовых представлений в Древней Руси связано с монахами-летописцами. В XI в. на Руси появляются первые литературные произведения. Они посвящены проблемам устройства общества,
5. Государственный строй древнерусского государства. Территориальное устройство киевской Руси. Правовое положение населения Руси
5. Государственный строй древнерусского государства. Территориальное устройство киевской Руси. Правовое положение населения Руси Киевская Русь – это раннефеодальное государство. В нем еще недостаточно сформировались сословия, классы, формы собственности и т. д. При
Национально-государственное устройство КНР
Национально-государственное устройство КНР КНР — это унитарное государство с более чем миллиардным многонациональным населением. Демографические особенности КНР таковы, что основное население (хань) составляет 91,96 процента населения страны, а национальные
37. Возникновение политико-правовых представлений в Древней Руси
37. Возникновение политико-правовых представлений в Древней Руси Образование государства сопровождалось появлением и развитием политико-правовой идеологии. Важнейшая идеологическая акция – принятие на Руси в 988 году христианства, ставшего государственной религией.
25. Государственное устройство США
25. Государственное устройство США США как государство представляют собой федерацию, объединяющую 50 штатов, федеральный округ Колумбия и несколько независимых территорий.США как федерация характеризуются следующими признаками:1) главенством федеральной Конституции, а
34. Государственное устройство США
34. Государственное устройство США Американская федерация состоит из 50 штатов, федерального округа Колумбия и зависимых территорий.Характерные черты американского федерализма:– безусловный приоритет федеральной Конституции и федеральных законов по отношению к
§ 30. Государственное устройство и управление
§ 30. Государственное устройство и управление В 27 году до Р. Х. Октавиан Август сложил с себя ту чрезвычайную власть, которою он пользовался до сих пор сначала в качестве триумвира, а потом один, и, таким образом, «восстановил республику». Но в этой «восстановленной»
§ 34. Государственное устройство и управление
§ 34. Государственное устройство и управление Диархия не могла быть прочной формой государственного устройства, и уже к концу предыдущего периода императорская власть приобретает заметный монархический оттенок. Продолжительные смуты, наступившие после Северов,
ПРИКАЗНО-ВОЕВОДСКАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Приказно-воеводская система государственного управления считается отличительной чертой XVII столетия.
Приказно-воеводская система: вектор развития власти
В ней с наибольшей ясностью и полнотой выразились состояние и вектор развития власти. Приказы как орган центрального государственного управления сложились во второй половине XVI столетия, но они не были еще в полной мере повсеместной системой со своим устойчивым аппаратом и штатом государственных служащих. В период Смуты они просто растворились в бурных обстоятельствах. Кадры приказных служащих разметало по разным политическим лагерям, и лишь немногие возвратились затем на государственную службу.
В ПРИКАЗЕ МОСКОВСКИХ ВРЕМЕН
Приказно-воеводская система: возрождение и созидание
В первые годы после Смуты были возрождены около двух десятков центральных учреждений. Появились и новые (Новая четверть, Приказ Большой казны) для сбора налогов в опустевшую казну, а также для перераспределения земель и иных имуществ среди участников народного ополчения. Дворянами занимался Поместный приказ, а для казаков и иностранцев созданы Казачий и Панской приказы.
Приказно-воеводская система: срочные вопросы
В первой половине столетия преобладали срочные и оперативные вопросы управления. Этим объясняется создание нескольких временных приказов, главным образом для сыскных дел. В отличие от XVI столетия они сразу оформлялись указом, в котором определялись компетенция, штат и бюджет нового учреждения.
Приказно-воеводская система: патриаршее управление
Наряду с прежними государственными и дворцовыми приказами, появились приказы патриаршего управления. После возвращения из польского плена в 1619 г. патриарха Филарета, ставшего вершителем дел государственных, были созданы три приказа, ведавшие всем патриаршим хозяйством (Дворцовый, Казенный и Разрядный). После смерти Филарета они не только сохранились, но и получили дальнейшее развитие. Вся приказная система стала тройственной (приказы государственные, дворцовые и патриаршие).
Приказно-воеводская система: центральные приказы
Личный состав центральных приказов составляли думные дьяки (в 1640-х годах – 4 чел., в 1690-х – 12 чел.), приказные дьяки (соответственно – 51 и 86 чел.) и подъячие (соответственно – 782 и 2648 чел.). Всего в центральных учреждениях в 1640-х годах трудилось 837 чел., а в 1690-х уже 2739 человек.
Местные органы управления
К середине столетия приказная система обрела собственные местные органы, сложился тип местного приказного учреждения. Главной фигурой местного государственного управления становится воевода. При нем действовала воеводская изба, получившая наименование съезжей. Воеводское управление было продолжением приказной системы на местах.
Воеводы как ординарный орган государственного управления
Воеводы получили широкое распространение в период Смуты. Из чрезвычайной формы власти они превратились в ординарный орган государственного управления, который был для правительства более удобен, нежели прежние губные старосты и городовые приказчики. Несмотря на отдельные протесты горожан, воеводы вытесняли старую систему губных и земских учреждений. Число приказных изб (съезжих) выросло со 185 в 1626 году до 302 в 1698 году.
Временные и постоянные служащие
Состав служащих приказных изб делился на временных (дьяков или заменявших их подъячих «с приписью») и постоянных (местных подъячих). Численность приказных людей колебалась: приказных дьяков в разные годы насчитывалось от 16-ти до 33-х, подъячих «с приписью» от 4-х до 17-ти. Местных подъячих в 1640-х гг. было 748 человек, а в 1690-х – 1918 человек.
Штат приказных служащих
Весь штат приказных служащих по стране, таким образом, существенно вырос: с 1611 чел. в 40-е годы до 4657 чел. в годы 90-е. Важно заметить, что увеличение количества приказных людей происходило лавинообразно с начала 80-х годов, когда резко обострилась борьба за власть, и участники этой борьбы были заинтересованы в поддержке государственного аппарата и его разрастании. Если в 70-х годах в дьячество производили одного-трех человек, то в 1682 году уже было пожаловано 13 человек, а в следующем 1683-м еще 11.
Приказно-воеводская система: общегосударственные приказы
Основная масса подъячих была сосредоточена в общегосударственных приказах. Почти половина всех приказных подъячих состояла на службе в четырех крупнейших приказах – Поместном, Большой казны, Большого дворца и Разрядном. Традиционно многочисленным был Посольский приказ, к судейской коллегии которого отошли некоторые территориальные приказы (четвертные).
XVII век — эпоха кристаллизации традиционной русской системы государственного управления
Вопреки распространенному в нашей литературе мнению о непомерном разрастании приказного аппарата и хаотичности всего центрального государственного управления, следует заметить, что XVII столетие было временем кристаллизации традиционной русской системы.
Единое экономическое пространство и унификация местных органов управления
В стране шло оформление единого экономического пространства и соответствующей ему системы органов центрального и местного государственного управления. Унификация местных органов в виде приказных изб, возвышение из их числа разрядных изб, в подчинении которых было уже по нескольку городов и уездов, были предвосхищением губернско-уездной системы даже не Петра Великого, а Екатерины II.
Особенности роста численности приказов
Рост числа самих приказов более относится не к общегосударственной, а дворцовой системе. Что касается первых, то более или менее значительными новациями были территориальный Сибирский, выделенный из состава приказа Казанского дворца в 1637 году и несколько временных приказов, которые все более приобретали характер комиссий, не имели своего постоянного штата и комплектовались за счет подъячих других приказов.
Строительство властной вертикали
Выстраивалась властная централизованная вертикаль, в которую сводилась вся система управления от местных приказных изб и воевод, до Боярской думы, которая постепенно утрачивала свой аристократический характер и становилась верхней частью приказной системы управления.
Централизация и концентрация власти
Появление таких органов как Приказ тайных дел, Счетный приказ, а также Судный приказ в дворцовом ведомстве и Расправная палата в думе также указывают на процесс централизации и концентрации власти. Особое внимание обычно привлекает Приказ тайных дел, который просуществовал с 1654 по 1675 гг. Современник событий писал о нем: «Устроен тот приказ при нынешнем царе для того, чтоб его царская мысль и дела исполнялись все по его хотению, а бояре и думные люди о том ни о чем не ведали»[1].
Регуляризация государственной службы
Государственная служба приказных людей становилась все более регулярной. Приказный подписывал т.н. крестоприводную грамоту, т.е. целовал крест царю о службе своей. Этот порядок известен еще с XVI столетия. В XVII веке служба скреплялась письменной присягой, которая подразделялась на две части – «государеву службу» и «приказную работу».
Государева служба и приказная работа
Служба означала подданство и ставилась высоко, прежде всего, служба в государевых полках и посольствах. Работа была более низким занятием людей неполноправных, а в приказных учреждениях – занятия черновым, техническим трудом. Поэтому в присяге дьяков термин «приказная работа» не употреблялся и встречается только в присяге подъячих. Конкретные обязанности приказных людей и приказное делопроизводство схожи с канцелярской работой при камералистской системе, но не были столь строго регламентированы и в целом были значительно сложнее.
[1] Котошихин Г.К. О России в царствование Алексея Михайловича. – СПб., 1906. С. 109.
История государства и права России. Тест с ответами
1. К одному из древнейших источников права относится ________________ право.
• церковное
2. Церковное земледелие возникло на основе
• земельных пожалований
3. Одним из признаков военной демократии Древней Руси было:
• участие всех членов (мужчин) племенного союза в решении важнейших общественных проблем
4. Под названием «Русская земля» были объединены ________________ народов и племен.
• 20
5. Пример превращения обычая в обычное право на Руси — это:
• кровная месть и круговая порука
6. Национальное Великорусское государство сложилось к:
• середине XVI века
7. Сборники «Свод» и «Номоканон» появились на Руси
• на рубеже XI — XII веков
8. Первый письменный свод Русского права — «Русская правда» был издан в:
• 1054 году
9. Форма договора по Русской правде была:
• устной со свидетелями
10. Первым русским по происхождению митрополитом был:
• Иларион
11. Статус древних городов
• не был четко определен
12. Сборники «Свод» и «Номоканон» получили название:
• «Кормчей книги»
13. Второе нашествие монголов на Русь, установившее их господство, произошло в:
• 1237 — 1240 годы
14. Расширению Русского государства способствовали:
• легкость передвижения по речным путям
• натиск кочевников с юга
• равнинный характер
15. Феодальные отношения собственности на Руси начинают складывать в:
• IX веке
16. Древнерусское государство образовалось в:
• 882 году
17. Одним из признаков военной демократии Древней Руси было:
• всеобщее вооружение народа
18. Начало возникновения Московского княжества относится к:
• XII веку
19. Человек, работавший в хозяйстве феодала за землю, назывался:
• «закуп»
20. Вопросами финансового и судебного надзора в Московском государстве до конца XIV века ведал:
• тысяцкий
21. Сельская община включала в себя ________________ поселений(-я).
• одно — два
22. Рабовладельческое государство на территории постсоветского пространства (X — I вв. до н.э.) — это:
• Урарту
23. Зарождение казачества относится к:
• XV веку
24. Церковно-судебные дела подразделялись на ________________ разряда.
• три
25. Форму общественных отношений славян в XII — XIII вв. можно определить как:
• военную демократию
26. Переезд из Владимира в Москву резиденции митрополита состоялся в:
• начале XIV века
27. Многие вопросы социальной жизни в общине решались:
• на сходе
28. Кабально-долговые и земельные отношения вводятся на основе
• устава о закупничестве Владимира Мономаха
29. Предпосылки образования государственности у славян — это:
• наличие территории и относительно устойчивых границ
30. Расцвета военная демократия в Древней Руси достигает в:
• XI — XII веках
31. Русская государственность основывалась на таких формах территориальной пространственной организации, как:
• конгломерат сельских общин и городов (городских поселений)
32. Историография предмета ИОГП возникла в:
• XVIII веке
33. Преимущество младшего сына в наследовании получило название:
• «миноряжный принцип»
34. Общинный характер быта славян был обусловлен:
• трудностями, связанными с обработкой земли
35. Основания возникновения обязательственных отношений по Русской Правде следующие
• причинение вреда или договоры
36. Территориальный принцип организации общества побеждает принцип родства в:
• XI веке
37. Система государственного управления Киевской Руси — это:
• десятичная
38. История государства и права России изучает:
• эволюцию структур, институтов и механизмов государственной власти, развитие системы в целом, отдельных отраслей, институтов и норм права
39. Соглашение с византийскими властями о статусе Русской Церкви было достигнуто в:
• 1037 году
40. Древнейший источник права на Руси — это:
• обычай
41. Форма государственного устройства Киевской Руси — это:
• конгломерат племенных территорий, «конфедеративный союз»
42. Великое Княжество Литовское образовалось в:
• XIII веке
43. Право удельных князей, входивших в состав великого княжества, осуществлять на своей территории как хозяйственно-административные, так и государственные функции без вмешательства великого князя, носило название:
• феодальных иммунитетов
44. Переход центра православия из Византии в Москву произошел после
• 1453 года
45. Форма правления в Новгородском и Псковском государствах
• феодально-республиканская
46. Древнерусское государство было образовано в результате слияния двух политических центров, а именно
• Киева и Новгорода
47. В начале XI в. устанавливается «десятина» — налог в пользу:
• церкви
48. Названия трёх крупных центров славян — это:
• Куяба, Славия, Артания
49. Периодизация курса истории государства и права обусловлена:
• развитием социально-экономического уклада общества и уровнем развития государственности
50. Древнерусское государство по форме правления было:
• раннефеодальной монархией
51. Субъектами преступления по Русской правде были:
• все физические лица
52. Междукняжеские съезды носили название:
• светов
53. Русская Правда как источник права известна в ________________ редакциях.
• трех
54. Княжение в Киеве Владимира началось в:
• 980 году
55. В 1113 г. Киевским князем стал:
• Владимир Мономах
56. Формальный высший орган власти в Новгороде и Пскове — это:
• вечевое собрание (вече)
57. Переходной формой от правового обычая к закону явилось:
• право договоров
58. Хазарское государство образовалось в:
• VII веке
59. Десятичная система государственного управления в XII в. была заменена:
• дворцово-вотчинной
60. Сокращенная правда появилась в:
• середине XV века
61. Количество стадий судебного процесса на Руси — это:
• три
62. Краткая правда была создана в:
• середине XI века
63. Самостоятельной дисциплиной историко-правовые науки стали в:
• первой половине XIX века
64. «Белое» духовенство служило в:
• приходах
65. В Древней Руси основным источником права был(-и):
• обычай
66. В истории права России главное внимание уделяется:
• возникновению правовой системы, кодификации и отдельным правовым актам
67. Боярское сословие вырастает:
• из дружины
68. К XIII в. на территории, населенной славянскими племенами, было образовано ________________ племенных союзов.
• 14
69. Договор Новгорода с немецкими городами был заключен в:
• 1270 году
70. Наиболее сильно монархический элемент в правлении княжеств в период раздробленности получил развитие в ________________ княжестве.
• Ростово-Суздальском
71. Наиболее ранние письменные памятники русского права — это:
• тексты договоров Руси с Византией
72. Появление класса бояр относится к периоду
• XI — XII веков
73. Административную власть в сельской местности осуществлял:
• волостель
74. Начало становления приказной системы государственного управления относится к:
• концу XV — началу XVI века
75. Основной источник права Золотой Орды — это:
• Великая Яса Чингисхана
76. Пространная правда появилась в:
• начале XII века
78. Крещение Руси было осуществлено в:
• 988 году
79. «Черное» духовенство служило в:
• монастырях
80. Освобождение боярской вотчины от княжеского управления и суда в XII — XIII вв. получило название:
• системы иммунитетов
81. Источники права в русских землях Литовского государства в XIII веке:
• Русская Правда
• нормы обычного права
82. Местное управление в Древней Руси базировалось на системе
• кормления
83. Раннефеодальное государство на территории постсоветского пространства (V — VIII вв. н.э.) — это:
• Иберия
84. Верховная власть в Киевской Руси принадлежала:
• княжескому роду
85. Первый набег на Русь кочевые племена монголов совершили в:
• 1227 году