в художественном конфликте истории запечатлено
Событие русской истории запечатлённое в литературе готовое итоговое сочинение 2021
ПОДЕЛИТЬСЯ
Готовое проверенное сочинение на тему событие русской истории запечатлённое в литературе (107) итогового сочинения ЕГЭ 2021, официальная дата проведения 15 апреля 2021 год.
Готовое сочинение №1
Во многих художественных произведениях отечественных писателей отражена историческая тема, поскольку история – это реальность, которую отображали в своих произведениях многие писатели. Историческая тема поднимается в следующих произведениях: роман-эпопея М.А. Шолохова «Тихий Дон», поэма А.А. Ахматовой «Реквием», роман А.А. Фадеева «Молодая гвардия».
Сюжет романа-эпопеи М.А. Шолохова «Тихий Дон» охватывает довольно большой промежуток времени: с 1912 по 1922 годы. Автор отображает следующие исторические события: Первая мировая война, революция 1917 года, Гражданская война.
В центре повествования А.А. Ахматовой находятся «страшные годы ежовщины». Лирическая героиня, которая столкнулась с арестом сына, выражает всю боль, которую испытывали представители советского народа в период сталинских репрессий.
В основе романа А.А. Фадеева «Молодая гвардия» лежат реальные исторические события: в шахтерском городе Краснодоне в 1942 году, когда он был оккупирован немцами, возникла молодежная организация «Молодая гвардия», представители которой занимались подпольной деятельностью.
И М.А. Шолохов, и А.А. Ахматова, и А.А. Фадеев описывают в своих произведениях не вымышленные, а реально происходившие с русским народом события, которые являются необъемлемой частью истории всего народа. Они хотели запечатлеть все те события, с которыми столкнулись представители русского народа, те события, которые они видели собственными глазами.
М.А. Шолохов, А.А. Ахматова и А.А. Фадеев реалистично описывают те исторические события, которые легли в основу их произведений, несмотря на наличие художественного вымысла. В «Тихом Доне» на примере мечущегося между «красными» и «белыми» Григория Мелехова показано то, что многие участники Гражданской войны на самом деле не понимали, на чьей стороне находится правда. В поэме «Реквием» с чудовищной достоверностью описываются чувства и переживания тех людей, чьих родных и близких арестовали или репрессировали, поскольку сама А.А. Ахматова провела целых 17 месяцев в тюремных очередях. В «Молодой гвардии» описана та смелость, с которой истинные патриоты боролись с врагом, находясь в подпольной организации, и та жестокость, с которой действовали оккупировавшие Краснодон немцы и жители города, перешедшие на их сторону.
С помощью всех трех произведений сохраняется память об определенных исторических событиях. Описывая Гражданскую войну, время сталинских репрессий, Великую Отечественную войну, М.А. Шолохов, А.А. Ахматова и А.А. Фадеев преподают последующим поколениям уроки, указывая на ошибки их поколений.
Готовое сочинение №2
Образованные люди всегда обращаются к прошлому своей страны, без которого сложно осознать собственное предназначение. Это стремление вполне естественно, ведь невозможно постичь себя до конца, не зная корней, истоков государства и того, что пережито предками.
О событиях прошлого доходчиво повествуют исторические книги. Авторы выстраивают цепочки событий с фактами и комментариями. В них даются оценки деятелям разных эпох, где они предстают на фоне важных событий, среди грандиозных баталий, мира и перемирий, в периоды преобразований. Исторические книги – потомки античных летописей, которые известны нам со времен Древней Руси.
Но автору и читателю важны не только факты истории. Не меньший интерес вызывает жизнь людей в определенные периоды, их чувства, мысли, переживания. А.С. Пушкин воссоздал «Историю Пугачева» и практически одновременно с историческим повествованием написал «Капитанскую дочку»
Писателю мало языка фактов, он обращается к художественной прозе, с помощью которой раскрывает внутренний мир героев, непосредственно участвовавших в событиях.
История сухо повествует о деятельности известных личностей: монархов, дипломатов, полководцев, бунтарей и др. В художественной литературе они представлены обычными людьми, которым свойственны радость и грусть, любовь и ненависть, мечтания и свершения. Только такая всесторонняя книга способна дать широкое представление о незаурядной личности. Исторические события также отражаются в народном фольклоре, о них слагают мифы и легенды.
История и литература с древних времен являются надежными спутниками. Первая дает факты, вторая предоставляет читателю пищу для размышлений. Порой литераторы предсказывают исторические события, развитие государств и обществ. Не случайно их называют пророками и предвестниками изменений. У истории свои законы развития, хотя они взаимосвязаны с развитием литературы. История не диктует и не воздействует напрямую на авторов художественных произведений, ее влияние мягкое и многогранное.
Готовое сочинение №3
Наше государство имеет богатейшую историю, которая отражена в произведениях мастеров каждой эпохи. Мне хочется начать свой рассказ с легендарного выдающегося произведения древнерусской поэзии «Слово о полку Игореве», автор которого до сих пор неизвестен. Это повествование о походе князя Игоря на половцев, во время которого погибла вся его дружина. «Слово» по праву можно отнести к памятнику древнерусской литературы, образцу патриотизма русского народа, которое по словам поэта А.Н.Майкова, «сделало эпоху в нашем литературном мире». Хочу сказать несколько слов о произведении «История государства Российского» великого русского писателя Николая Михайловича Карамзина, ведь именно он был основателем публичного интереса к отечественной истории, с его подачи знание истории своей страны и своего народа стало модным в образованных кругах и обязательной частью светского образования. (цитата) «Все, даже светские женщины, бросились читать историю своего отечества, дотоле им неизвестную. Она была для них новым открытием. Древняя Россия, казалось, найдена Карамзиным, как Америка — Колумбом», — писал А.С.Пушкин.
Говоря об историческом прошлом России в литературных произведениях, нельзя не упомянуть русского исторического беллетриста Валентина Пикуля, который так мастерски изобразил величие Екатерины II и Григория Потемкина — истинного героя «золотого века» в своем бессмертном романе «Фаворит». Вторым романом этого автора, отразившим самые важные вехи в истории страны с придворными и политическими интригами в период Семилетней войны, является роман «Пером и шпагой», справедливо считающийся классикой отечественной исторической прозы. Исторический роман Алексея Толстого «Петр I» — это один из шедевров российской прозы, признанный не только в нашей стране, но и широко за ее пределами, его художественная сила передается из поколения в поколение. Обилие точных исторических деталей той эпохи, красота и неповторимость языка автора, умело воссозданный образ Петра Великого делают роман бесценным.
Раскрывая тему нашего сочинения, нельзя не коснуться произведения гения русской классической литературы Льва Толстого с его романом-эпопеей «Война и мир», в котором автор своим поистине золотым пером воссоздал великую духом Россию во времена гражданской войны 1812 года. Этот роман переведен практически на все языки мира. И, наконец, замечательная находка любого читателя, интересующегося историей своей страны — это романы Михаила Шолохова «Тихий Дон» и «Судьба человека». Читатель будто переживает все исторические события вместе с Григорием Мелиховым и Андреем Соколовым. Два русских характера, две войны, одно Отечество. В мае 1945 года война закончилась великой победой нашего народа. Это был самый счастливый день в жизни моей страны и тысяч солдат, прошедших тяжелые тропы военного лихолетья, они выдержали, выстояли, добились мира и солнца для своих детей, жен, матерей.
В рамках одного школьного сочинения невозможно отразить все произведения, которые так или иначе раскрывают исторические вехи моей Родины, но сколько я буду жить, столько буду удивляться силе русского искусства и его великих мастеров.
Готовое сочинение №4
Можно ли изучать историю, читая произведения художественной литературы? Я считаю, что конечно можно. Ничто, кроме рассказов и поэм, написанных несколько веков назад, не способно так глубоко погрузить читателя в эпоху, когда было создано произведение. Художественные материалы в той или иной мере обладают признаками историзма, содержат вышедшие из употребления слова, что наиболее отчётливо позволяет понять жизнь людей в прошлом.
Так, например, в произведении Л.Н. Толстого «После бала» описывается жизнь людей XIX века. Здесь рассказывается о мужчине, который перестал общаться с возлюбленной после того, как увидел жестокость её отца по отношению к людям: «И я видел, как он своей сильной рукой в замшевой перчатки бил по лицу испуганного малорослого, слабосильного солдата за то, что он недостаточно сильно бил татарина». Прочитав это произведение, читатель чётко видит, что происходило столетие назад, всю жестокость того времени и произвол людей высоких рангов.
Также в произведении И.А. Бунина «Кавказ» перед читателем снова предстаёт жизнь XIX века. Здесь повествуется об отношениях автора с замужней девушкой, супруг которой застрелился, не перенеся предательства своей возлюбленной. Перенестись в ту эпоху читателю помогают историзмы, использованные автором: «вуалька», «картуз», «кизяк», «духан» и другие.
Яркий исторический фон представлен в поэме С.А. Есенина «Пугачёв». Здесь поэт рассказывает нам о том, как Пугачёв бродил по России. Тут присутствует монолог уральского каторжника, который упоминает в своей речи этого самозванца, что означает то, что Пугачёв был на Урале. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.
«Слава ему! Пусть он даже не Петр, чернь его любит за буйство и удаль», — это указывает на то, что каторжник (таких людей было довольно много) уважает Пугачёва и готов встать на его сторону.
История как фон, на котором происходят события, помогает понять людей, события, мысли автора. Помочь в её изучении могут произведения, написанные в данный исторический период, благодаря мастерски использованным авторским приёмам, созданному сюжету и небольшим деталям.
Готовое сочинение №5
В русской литературе есть немало исторических произведений, в которых запечатлены славные страницы из прошлого нашей страны. Они особенно интересны читателю, ведь он узнает что-то новое о хорошо забытом старом и прослеживает свою связь с предками, черпая их мудрость. Я хотел бы заострить внимание на двух произведениях, где исторические события стали главными героями.
В контексте этой темы нельзя не вспомнить о романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир». История запоминает тех, кто оказался на гребне народной стихии и формально возглавил ее движение. Л.Н. Толстой описывает лидеров стран, которые участвовали в войне 1812 года. Их биографии мы проходим на уроках до сих пор и хорошо знаем, потому что решения этих людей характеризовали глобальные исторические процессы. Так, Наполеон стал известен благодаря тому, что оказался главным действующим лицом французской революции. Он играл роль символа движения западных цивилизаций на восток и формально командовал этим вторжением, однако на деле его власть была лишь выражением народной воли, как считает автор. Многие исследователи ошибочно полагают, что французский император вошел в историю из-за гениального дара полководца или иных личных достоинств, но Толстой убедительно доказывает, что заслуга Наполеона заключается лишь в том, что он воплощал в себе идеологию революционной жизни народа и оказался в нужном месте в нужный час. Он занял свое место в учебниках, так как, находясь в высших эшелонах власти, выразил стремление европейской цивилизации на восток, став лидером народных масс. Именно такие люди, восприимчивые к голосу своей нации, играют важную роль. Как мы видим, «Война и мир» — книга, которая погружает читателя в исторические процессы того времени, а значит, служит источником знаний, незаменимых для патриота.
Не менее знаковое произведение — «Слово о полку Игореве». О том, как думали и что чувствовали наши предки, мы узнаем только из литературных творений интересующей нас эпохи. Ни один другой памятник не расскажет о таких тонких материях, как ментальность и мировоззрение людей. Например, древнейшим творением, написанным на русском языке, считается «Слово о полку Игореве». В речи автора соединились эпическая мощь и лирическая нежность нашего великого и могучего русского языка. Из произведения мы узнаем подробности о быте, нраве, вере и духовных ценностях наших предков. Так, автор упоминает о дурном природном знамении в виде солнечного затмения, которого древние люди очень боялись. Противостоять угрозам им помогали другие силы природы: Ярославна просила о заступничестве у ветра, солнца, реки. Игорю помогали животные и птицы. Их близость к окружающему миру объясняется языческим прошлым Руси. Не менее интересен подход автора к изображаемым событиям: он искренне радуется за своих героев, чувствуя свою причастность к истории Родины. Благодаря «Слову о полку Игореве» читатель может удержать в памяти образ древней цивилизации, породившей современную Россию.
Таким образом, в русской литературе нашли свое отражение многие события из истории нашей Родины. У нас богатые летописи, в которых очень много славных подвигов, достойных вечной памяти. Искусство становится их архивариусом, который служит нам верой и правдой, чтобы мы могли больше узнать об истории своих предков.
Аргументы к теме событие русской истории запечатлённое в литературе
1) «Бородино» М.Ю. Лермонтов. (Отечественная война 1812 года) Михаил Юрьевич Лермонтов в своём стихотворении «Бородино» запечатлел страшные картины Отечественной войны 1812 года. Кроме того, поэт рисует образы настоящих людей, которые любят свою родину и готовы защищать её до последнего. Вспомним некоторые строки: «Да, были люди в наше время, не то, что нынешнее племя: Богатыри – не вы!». М.Ю. Лермонтов желает увековечить подвиг предков и напомнить молодому поколению, как важно и даже необходимо быть достойными людьми. Таким образом, память о прошлом, о былых подвигах и ужасах войны поможет новым людям стать более ответственными и храбрыми, перенять у предков лучшие черты, а также не допустить подобных войн вновь.
Виды и типы художественных конфликтов в литературных произведениях
Конфликт в литературном произведении
Литературное художественное произведение, не суть важно прозаическое или лирическое, может обойтись без многих традиционных признаков художественности. Казалось бы, в основе произведения всегда лежит сюжет, но посмотрите на экспериментальную литературу модернизма — достаточно смелый и уверенный в своих, именно как художника слова, силах автор отбрасывает сюжет не задумываясь или сводит его к минимуму.
Примером того могут послужить тексты Вирджинии Вулф или Джеймса Джойса. Описывать одну секунду 40 страниц? Запросто. Значит о сюжете, как о основополагающей силе художественного литературного произведения, говорить нельзя. Может тогда в основе лежит литературный язык, тот инструмент, с помощью которого автор доносит до своего читателя ту или иную мысль? Но тогда как объяснить, что огромной популярностью пользуются произведения, которые написаны очень просто или даже откровенно плохим слогом?
На самом деле ответ прост. В основе любого литературного произведения лежит конфликт.
Конфликт в литературе — это довольно широкое понятие. Есть классическое понимание конфликта. В таком случае его воспринимают как противостояние добра и зла, возвышенного и низкого, духовного и плотского. Эти явления и функции воплощают в себе герои произведения или «глас автора», то есть те суждения всевидящего автора-рассказчика, которые лежат вне сюжета, но комментируют его, поясняют.
Есть конфликты и более сложные, например конфликт личности автора с реальным внешним миром, который его так или иначе не устраивает. Такие произведения нельзя рассматривать вне этого конфликта, потому что они попросту утратят смысл. Примером может послужить творчество дадаистов — поэтов самого экспериментаторского склада. Они писали бессмысленные наборы слов и звуков, символизируя безумие мира, захваченного войной. Если лишить произведения дадаистов этого общего для них конфликта — конфликта человеческой души, нуждающейся в упорядоченности мира, и безумной планеты, захваченной кровопролитием, то набор слов и звуков, воплощающих идею, завязанную на антагонизме этих понятий, станет бессмысленным набором слов и звуков.
Конфликт произведению необходим, как оправдание самого существования этого произведения, его идейное ядро.
Виды конфликтов
Вид конфликта в литературе выделяется по тому, кто участвует в конфликте. По оппозициям «аспект личности — другой аспект этой же личности», «личность — другая личность», «личность — среда», «личность — обстоятельства, фатум и т.д».
Внутренний конфликт
Внутренний конфликт в литературном произведении — это конфликт по оппозиции «аспект личности — другой аспект личности». Довольно популярный конфликт в русской литературной классике. Примером может послужить роман-эпопея Максима Горького «Жизнь Клима Самгина». На протяжении всего повествования заглавный герой мечется между нежеланием участвовать в революционных движениях конца 19 — начала 20 века по той причине, что идеологии этих времен антииндивидуалистичны (а он крайний индивидуалист) и между желанием вызывать уважение и восхищение, чего легко добиться, приняв участие в восстании. Он испытывает одновременно отторжение происходящего и болезненный интерес. Более известный пример — это Раскольников из романа Достоевского «Преступление и наказание». Там в конфликт вступает интеллектуальное положение, выдвинутое героем, заявляющее исключительные права сильной личности (право на убийство) и его моральное чувство — чувство вины.
Межличностный конфликт
Его также называют конфликтом личностным. Это вид конфликта по оппозиции «личность — личность». В противостояние вступают реальные люди и группы людей. Типичнейшим примером межличностного конфликта в литературе является знакомый всем конфликт Чацкого, «нового человека» со свежими идеями и реформаторским настроем и «фамусовского общества», ретроградного и замкнутого на себе. Если говорить о конфликте между двумя героями, то это конфликт Онегина и Ленского — дуэль из чисто личных мотивов. Отдельно среди межличностных конфликтов стоит конфликт «отцов и детей». Противостояние поколений, культурный и идеологический разрыв между которыми непомерно велик. Такие конфликты возникают в эпохи больших социальных потрясений, когда течение жизни меняется слишком быстро и радикально. Помимо одноименного конфликту романа Тургенева, примером такого противоречия является роман Достоевского «Подросток», в котором главный герой мечтает о большом богатстве, поскольку деньги — это власть, а отец мечется между крайней религиозностью и дворянским альтруизмом. Естественно люди таких разных мировоззрений не находят точек соприкосновения и конфликтуют.
Внеличностный конфликт
Этот вид конфликта самый неопределенный и многозначный. Герой здесь не противоречит кому-то конкретному или самому себе. Он вступает в конфронтацию с судьбой, жизненными обстоятельствами, системой, возможно, с божественными силами. Примером такого конфликта можно считать пьесу Максима Горького «На дне». Герои произведения находятся в постоянном противоборстве со своим низким социальным положением и неизбежно проигрывают в этой схватке. Такие конфликты лежат в основе сказок. Помимо того, что у сказочного героя есть реальные враги (Кощей, людоед, дракон — не суть важно), есть еще понятие ряда испытаний, некого пути, который необходимо пройти. Путь сказочного героя, на котором встречаются различные реальные враги или просто препятствия вроде непроходимого леса — это тоже литературный конфликт.
В одном произведении может встречаться не один вид конфликта. Даже более того, в хорошем произведении, способном удержать внимание читателя, видов конфликтов обычно несколько. Рассмотрим на примере «Евгения Онегина». Межличностный конфликт, используемый для развития сюжетной линии — это, как говорилось выше, дуэль заглавного героя и поэта Ленского, с последующим убийством последнего. Внутренний конфликт, обычно используемый для раскрытия внутреннего мира героя, — это чувства Евгения к Татьяне. Герой сам толком не понимает, что творится в его сердце. Внеличностный конфликт — это Евгений как продукт среды. Он денди, прожигатель жизни, аристократ. Он ничего не может поделать с этими характеристиками своего существования, хоть ему и безмерно скучно так жить.
Помимо видов конфликта в традиционном литературоведении выделяют типологию литературных конфликтов. Типов значительно больше, чем видов и по ним значительно сложнее классифицировать произведения.
Тип конфликта в литературном произведении
Если говорить максимально просто, то тип конфликта — это та почва, на которой он возник, сфера существования противоречия. Выделяют следующие типы литературных конфликтов: психологический, социально-бытовой, любовный, символический, философский и идеологический, их может быть больше, в зависимости от классификации.
Психологический конфликт — это почти наверняка также и внутренний конфликт. Этот тип конфликта часто используется в литературе романтизма и в современном интеллектуальном романе. Например, двойная жизнь консьержки из романа Барбери Мюриэль «Элегантность ежика». Женщина обладает развитым умом и тонким художественным вкусом, но считает себя обязанной соответствовать простому и грубому образу недалекой женщины, поскольку в 12 лет бросила школу и всю жизнь проработала низкоквалифицированным рабочим.
Социально-бытовой конфликт — это конфликт общественных отношений. Для примера можно взять раннее произведение Достоевского «Бедные люди». Бедность Макара Девушкина сталкивается с его желанием помочь такому же обделенному существу — Варваре. В результате вгоняет себя в еще более бедственное состояние, а помочь девушке не в состоянии. Его добрые намерения разбиваются о социальную несправедливость.
Любовный конфликт — это проблемы взаимодействия между двумя любящими друг друга персонажами или противостояние любящие — весь остальной мир. Это, естественно, «Ромео и Джульетта».
Символический конфликт — это конфликт образа и реального мира. Как пример можно взять пьесу Гийома Аполлинера «Груди Терезия». В конфликт вступает реальный мир, где Тереза — девушка и мир сюрреалистический, где она выпускает грудь — воздушные шары в небо и становится мужчиной — Терезием.
Философский конфликт — конфликт мировоззрений. Примером послужат мировосприятия братьев Карамазовых из одноименного произведения Достоевского. Они спорят о политике, боге и человеческой сущности при любом удобном случае, так как их взгляды радикально расходятся.
Идейный конфликт близок к философскому, но направлен скорее не на постижение сути вещей, а на отнесение себя к группе. Особенно популярен в литературе переломных эпох. Так, русские прозаики конца 19 — начала 20 века часто прибегали к идейному конфликту, чтобы описать предреволюционные годы. Максим Горький в рассказе «Песнь о соколе» аллегорически противопоставляет революционера (сокола) и мещанина (ужа). Им никогда не понять друг друга, так как стихия одного — это свобода, а другого — прозябание в земле и прахе.
Как и видов, типов конфликтов в одном произведении может быть несколько. Но тут надо чувствовать тонкую грань между насыщенным разносторонним произведением, затрагивающим различные темы, и поверхностным чтивом, которое получается, когда автор пытается задействовать совершенно все известные ему литературные ресурсы, не считаясь с целесообразностью. В писательском деле очень важны вкус и мера.
Конспект урока Литература 10 класс Урок № 6 Трилогия И.А. Гончарова о судьбах России «Обыкновенная история» – «Обломов» – «Обрыв».
Трилогия И.А. Гончарова о судьбах России
«Обыкновенная история» – «Обломов» – «Обрыв».
Перечень вопросов, рассматриваемых по теме
1. Понятие «антитеза»;
2. Важные черты художественной манеры Гончарова;
3. Тематика и проблематика творчества.
Роман – это крупный по объему и, как правило, прозаический жанр эпоса.
Герой – это главное действующее лицо литературного произведения.
Антитеза – это такой прием в художественном языке, когда одно явление противопоставляется другому.
Дополнительная литература по теме урока:
1. Русская литература XIX века. 10 класс: Учебник для школ и классов гуманитарного профиля.: В 2 ч. М.: Московский лицей, 2007.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Великий русский писатель Иван Александрович Гончаров на страницах своих произведений запечатлел историческую смену эпох в России XIX века. В знаменитой романной трилогии, включающей «Обыкновенную историю», «Обломов» и «Обрыв», он показывает неоднозначный процесс преображения общества. Автор подталкивает читателя к собственным размышлениям об образе «нового человека», намекая, что обновления могут нести и духовные потери.
В одном из писем Белинский говорит об «Обыкновенной истории»: «Повесть Гончарова произвела в Питере фурор — успех неслыханный! Все мнения слились в её пользу». Известный критик оценивает не только художественный талант Гончарова, называя его продолжателем «гоголевских» традиций, но и признаёт произведение общественно значимым. В статье «Взгляд на русскую литературу 1847 года» он пишет: «Прошлый год был особенно богат замечательными романами, повестями и рассказами. По огромному успеху в публике первое место между ними принадлежит, без всякого сомнения, двум романам — «Кто виноват?» и «Обыкновенная история».
Роман «Обыкновенная история» выходит в журнале «Современник» в 1847 году. Его восторженно встречают как читатели, так и критики. Непростые отношения племянника и дяди Адуевых отражают конфликт поколений, противостояние чувств и разума. Каждый из героев старается отстоять свои жизненные принципы, доходя при этом до крайностей: «Один восторжен до сумасбродства, другой — ледян до ожесточения». Гончаров подчёркивает односторонность позиций, убеждая читателей в необходимости гармонии ума и сердца.
Это произведение — отклик писателя на исторические события. Автор твёрдо стоит на прогрессивных позициях просвещённой буржуазии и разоблачает несостоятельность дворянско-усадебной культуры.
Конец 1840-х годов отмечен новыми творческими замыслами. Сразу после публикации «Обыкновенной истории» писатель приступает к новому роману трилогии — «Обломов».
В эти годы Гончаров занимается и журналистской деятельностью. Но он невысоко оценивает свою работу в качестве публициста: «У меня было перо не публициста, а романиста».
В марте 1849 в «Литературном сборнике» журнала «Современник» публикуют «Сон Обломова», в котором определена ведущая тема — «обломовщина».
Автор поднимает актуальные проблемы 40‒50-х годов XIX века: положение дворянства как класса; появление нового типа героя, которому присущи практичность и деловитость; жизнь русского светского общества, чиновничества, литераторов; методы воспитания, роль женщины и семьи.
Сущность изображаемых характеров подчёркивает идейную направленность романа. Окружающие персонажи подталкивают главного героя Обломова к деятельному образу жизни, убеждая отказаться от лени, пустой мечтательности и ограниченности, присущей представителям дворянства того времени. Писатель выносит суровый приговор феодально-крепостническому строю, хотя и с некоторой затаённой грустью, и намекает на неизбежность отмены крепостного права.
В 1869 году Гончаров заканчивает работу над романом «Обрыв». Критики неоднозначно относятся к новому произведению. Достаточно нелицеприятные отзывы высказывают Тургенев, Некрасов, Достоевский и другие современники.
В «Обрыве», как и в «Обыкновенной истории», и «Обломове», писатель рисует жизнь столичного и губернского общества, помещичьих усадеб в преддверии реформ 60-х годов. Центральными являются образы Бориса Райского, Веры, бабушки и Марка Волохова. Но главное действующее лицо — Райский. Задумывая произведение в 1847 году, автор показывает его героем «переходного времени» — художником, который хочет посвятить себя искусству. Первоначальное название произведения — «Художник». Борис — потомственный дворянин, человек эпохи 40-х годов, представитель прогрессивно настроенной интеллигенции.
Гончаров пишет «Обрыв» как заключительную часть романной трилогии, поэтому в нём можно обнаружить знакомые типажи. К тому же он начинается с того, чем заканчивается «Обыкновенная история» — с возвращения героя в родовое гнездо, к своим корням.
Писатель планирует ещё одно произведение. В январе 1870 года он сообщает своему другу Анненкову: «Если станет сил, лучше для меня, разделавшись с “Обрывом”, подумать хорошенько о чём-нибудь новом, то есть о романе же, если старость не помешает».
Но этот план не осуществляется, потому что, по его мнению, «творчество требует спокойного наблюдения уже установившихся и успокоившихся форм жизни, а новая жизнь слишком нова, она трепещет в процессе брожения, слагается сегодня, разлагается завтра и видоизменяется не по дням, а по часам. Нынешние герои не похожи на завтрашних и могут отражаться только в зеркале сатиры, лёгкого очерка, а не в больших эпических произведениях».
Гончаров подводит итог: «То, что не выросло и не созрело во мне самом, чего я не видел, не наблюдал, чем не жил, — то недоступно моему перу!» … «Я писал только то, что переживал, что мыслил, чувствовал, что любил, что близко видел и знал — словом, писал и свою жизнь, и то, что к ней прирастало».
Разбор заданий тренировочного модуля
Кто из литераторов впервые употребил слово «обломовщина»?
Подсказка: впервые его произносит один из главных героев произведения Андрей Штольц после того, как Обломов рисует ему идеал своей жизни.
2. Ввод с клавиатуры пропущенных элементов в тексте
Вставьте пропущенное слово в фразу из романа «Обломов».
«Как шёл домашний костюм ____________ к покойным чертам лица его и к изнеженному телу. »
Правильный вариант / варианты:
«Как шёл домашний костюм Обломова к покойным чертам лица его и к изнеженному телу. »
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.