в истории менеджмента какой школы не существует

Вопрос 49 Какие школы менеджмента существуют в мире?

Вопрос 49 Какие школы менеджмента существуют в мире?

Ответ

Имеются различные подходы к классификации научных школ в менеджменте. Но большинство авторов четко выделяет три школы.

• Школа научного менеджмента. Ее представителями являются Ф. Тейлор, супруги Джилбрет, Г. Гантт.

• Классическая, или административная, школа. Наиболее яркие представители: А. Файоль, М. Вебер.

Как видно из перечисленных фамилий, эти три школы сложились и определяли состояние умов в менеджменте в конце XIX – первой половине XX в. После Второй мировой войны в менеджменте возникло множество концепций, но структурировать их по каким-то школам представляется затруднительным. Достаточно сказать, что существуют противоположные взгляды на определение послевоенных (40-50-е гг. XX в.) школ в менеджменте. Некоторые авторы объединяют эти идеи в эмпирическую школу (отрицающую менеджмент как науку и делающую упор на практический опыт использования тех или иных подходов и методов менеджмента), относя к ней ситуационный подход, целевое управление (управление по целям), количественный подход (методы исследования операций, системный подход). Другие авторы те же концепции объединяют под общим названием «школа науки менеджмента» или «наука управления». При этом основным критерием «научности» является возможность использования математических методов и моделирования. Целесообразно, не отказываясь от изучения этих концепций и возможностей их эффективного использования, не пытаться объединить их в какую-либо отдельно стоящую школу.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Тема 6. Становление школы научного менеджмента

Тема 6. Становление школы научного менеджмента Ф.Тейлор положил начало эпохе, которая может быть охарактеризована как поиск способностей и систематизация знаний о менеджменте. Последние десятилетия 19 века характеризуются исключительным накоплением ресурсов в

Вопрос 56 Какие функции менеджмента бывают?

Вопрос 56 Какие функции менеджмента бывают? Ответ Состав функций менеджмента различается по различным научным школам.Как известно, впервые функции менеджмента выделил А. Файоль и, согласно его концепции, к функциям управления

Вопрос 57 Какие функции менеджмента относятся к общим?

Вопрос 57 Какие функции менеджмента относятся к общим? Ответ Общие функции менеджмента отражают содержание основных стадий процесса управления на всех иерархических уровнях и по всем объектам управления.К общим функциям менеджмента относятся следующие:• формирование

Вопрос 58 Какие функции менеджмента относятся к фоновым, или связующим?

Вопрос 58 Какие функции менеджмента относятся к фоновым, или связующим? Ответ К фоновым, или связующим, относятся функции мотивации, принятия управленческих решений и установления коммуникаций. В процессе выполнения общих, или основных, функций менеджмента любой

Вопрос 72 Какие структуры существуют в организации?

Вопрос 72 Какие структуры существуют в организации? Ответ Любая структура представляет собой внутреннее устройство объекта или состав, взаимосвязи и методы взаимодействия его элементов. Любая организация характеризуется присущей ей организационной структурой, т. е.

Вопрос 97 Какие виды специализации существуют?

Вопрос 97 Какие виды специализации существуют? Ответ Специализация может быть предметной и технологической.При предметной специализации продукт производится целиком в одном структурном подразделении (цехе, отделе), которое концентрирует все необходимые ресурсы для

Вопрос 126 Какие подходы к мотивации (теории мотивации) существуют?

Вопрос 126 Какие подходы к мотивации (теории мотивации) существуют? Ответ Существует четыре подхода к мотивации: традиционный, с позиций человеческих отношений, с позиций человеческих ресурсов, современный подход.Традиционный подход уходит в далекую древность и находит

Вопрос 131 Какие теории руководства существуют?

Вопрос 131 Какие теории руководства существуют? Ответ Из теорий руководства возникают различные его стили.Под стилем руководства следует понимать характерные черты поведения, приемов, действий, используемых руководителем в процессе управления людьми.Существуют три

Вопрос 143 Какие способы предупреждения конфликтов существуют?

Вопрос 143 Какие способы предупреждения конфликтов существуют? Ответ Такими способами могут быть:• создание хороших условий деятельности, четкое распределение функций, прав, ответственности, согласование интересов;• выявление потребностей работников и создание

Вопрос 150 Какие экономические показатели характеризуют эффективность менеджмента?

Вопрос 150 Какие экономические показатели характеризуют эффективность менеджмента? Ответ Рентабельность менеджмента. Этот показатель показывает, какой процент от затрат на содержание системы управления организации составляет прибыль организации:Рм = Пр: Зу · 100, где Рм

Какие теории происхождения государства и государственного аппарата существуют?

Какие теории происхождения государства и государственного аппарата существуют? Для того, чтобы понять, что из себя представляет государство и какова его роль в жизни общества, необходимо вначале уяснить, когда и почему оно возникло, т. к. по современным научным данным

4. ХАРАКТЕРИСТИКИ ШКОЛЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИИ, ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ ШКОЛЫ И КОЛИЧЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ УПРАВЛЕНИЯ

4. ХАРАКТЕРИСТИКИ ШКОЛЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИИ, ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ ШКОЛЫ И КОЛИЧЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ УПРАВЛЕНИЯ Школа человеческих отношенийПредпосылки возникновения: упрощение представлений о мотивах человеческого поведения, недооценка человеческого фактора, свойственные

Источник

Школы менеджмента

в истории менеджмента какой школы не существует. Смотреть фото в истории менеджмента какой школы не существует. Смотреть картинку в истории менеджмента какой школы не существует. Картинка про в истории менеджмента какой школы не существует. Фото в истории менеджмента какой школы не существует

Школы менеджмента — развитие теории менеджмента исследуется с выделением подходов, школ управления. Исторические процессы менеджмента структурируют по этапам развития управленческой мысли, выделяя определенные школы, следующие друг за другом во времени
и дополняют друг друга новыми содержательными аспектами понимания управления.

Содержание

Школа научного управления

Фредерик Тейлор был первым, кто выделил менеджмент как отдельную отрасль профессиональной деятельности и смог провести свои исследования на примере единственного предприятия. Он отделил рабочих от машин, сделав их основным критерием производительности.
Существенное достижение этой школы заключалось в систематическом стимулировании работников с целью заинтересованности их в увеличении производительности и объемов производства. При этом предусматривался отдых и перерывы в производстве, а время на выполнение определенных заданий считалось реальным и справедливо определенным.Это предоставляло возможность руководству устанавливать нормы производства и дополнительно платить тем, кто перевыполнял заданный минимум. Ф. Тейлор и его последователи признавали также возможность отбора людей, как физически и интеллектуально отвечали бы выполняемой работе.
Заслугой Тейлора и его последователей следует также считать обоснование потребности выделения управленческого труда как сферы деятельности особенной группы людей, которые могут достигать в ней высокой производительности. Появление школы научного управления было переломным моментом, после которого управление стали признавать как самостоятельную сферу научных исследований.
Фредерик Тейлор считал, что управление как особая функция состоит из ряда принципов, которые могут применяться ко всем видам социальной деятельности.

Основные принципы Фредерика Тейлора.

Отбор, тренировка и обучение рабочих и менеджеров на основе научных критериев. Сотрудничество администрации с рабочими. Равномерное и справедливое распределение обязанностей. Тейлор утверждает, что в обязанности руководства входит выбор людей, способных удовлетворить рабочие требования, а затем подготовить и обучить этих людей для работы в конкретном направлении. Подготовка является определяющим моментом для повышения эффективности работы.

Тейлор считает, что специализация труда одинаково важна как на управленческом уровне, так и на исполнительном. Он считает, что планирование необходимо осуществлять в плановом отделе чиновниками, которые всесторонне подготовлены и могут выполнять все функции планирования.

Фредерик Тейлор создал систему дифференциальной оплаты, согласно которой рабочие получали заработную плату в соответствии с их выработкой, т. е. он основное значение придавал системе сдельных ставок заработной платы. Это значит, что рабочие, производящие продукции больше дневной стандартной нормы, должны получать более высокую сдельную ставку, чем те, кто не вырабатывает норму. Основным побудительным фактором работающих людей является возможность зарабатывать деньги, увеличивая производительность труда.

Роль дифференциальной оплаты.

Система дифференцированных сдельных ставок должна стимулировать большую производительность рабочих, т. к. от этого повышается сдельная ставка заработной платы. Использование идей Тейлора обеспечивает значительный рост производительности труда. Тейлор и его последователи проанализировали взаимосвязь между физической сущностью работы и психологической сущностью работающих для установления рабочих дефиниций. И, следовательно, это не могло решить проблему деления организации на отделы, диапазонов контроля и поручений полномочий.

Главная идея Тейлора состояла в том, что управление должно стать системой, основанной на определенных научных принципах; должно осуществляться специально разработанными методами и мероприятиями. Следует нормировать и стандартизировать не только технику производства, но и труд, его организацию и управление. В своей концепции Тейлор значительное внимание уделяет «человеческому фактору».

Научное управление, по Тейлору, сосредотачивалось на работе, выполняемой на самом нижнем уровне организации.

Тейлоризм интерпретирует человека как фактор производства и представляет рабочего механическим исполнителем предписанных ему «научно обоснованных инструкций» для достижения целей организации.

Классическая – административная школа

Родоначальником этой школы считается Анри Файоль, французский горный инженер, выдающийся менеджер-практик, один из основоположников теории управления.
В отличие от школы научного управления, которая занималась в основном вопросами рациональной организации труда отдельного рабочего и повышением эффективности производства, представители классической школы занялись разработкой подходов к совершенствованию управления организацией в целом.
Целью классической школы было создание универсальных принципов управления.
Более точно «универсальные принципы управления», сформулировал А. Файоль, а М. Вебер – разработал «концепцию рациональной бюрократии», характеристиками которой является:

Школа человеческих отношений

Возникновение доктрины «человеческих отношений» обычно связывают с именами американских ученых Э. Мэйо и Ф.Ротлисбергера, что известны своими исследованиями в области социологии производственных отношений.
«Школа человеческих отношений» стала реализацией новой попытки менеджмента рассматривать каждую промышленную организацию как определенную «социальную систему». Это незаурядное достижение управленческой мысли.
Представители школы «человеческих отношений» рекомендовали уделять серьезное внимание изменению неформальной структуры при перестройке формальной структуры организации. Формальный менеджер должен стремиться к тому, чтобы стать и неформальным лидером, завоевав «благосклонности людей».

Школа поведенческих наук (бихевиористская школа)

Количественная школа управления

Основным заданием количественной школы в менеджменте является обеспечение руководителей информационной базой, необходимой для принятия решений. Представители инженерных наук, статистики, математики, сделали весомый вклад в развитие количественной школы. Существенно влияет на внедрение рекомендаций данной школы и процесс компьютеризации.
Актуальность исследования заданий количественной школы заключается в необходимости изучения проблемы современного применения подходов количественной школы, поскольку процесс принятия решений является составной частью работы любого руководителя и от правильности и своевременности его осуществления зависит результативность (эффективность) работы предприятия.
Большинство методов и средств количественной школы имеют такие характеристики:

Наиболее известными представителями этой школы является Д. Марч, Г. Смои, Г. Акофф, Д. Вудворд, Д. Томпсон, Н. Лоуре.
Представители количественной школы считали управление как определенно логический процесс, который можно отобразить с помощью соответствующих математических моделей и на основе этого обеспечить принятие оптимальных управленческих решений. Фактически исследования теоретиков этой школы направлены на разработку количественных методов обоснования управленческих решений (исследование операций).

Источник

История развития менеджмента

План учебного занятия.

Продолжительность: 60 мин.

Специальность: 260502 “Технология продукции общественного питания”.

Тип занятия: Углубление и расширение знаний.

Вид занятия: семинар.

обучения – опережающее задание, частично-поисковый, групповой, взаимообучение;
преподавания – побуждающий к активному мышлению, инструктаж, поддержка;
– воспитания – вырабатывать умение рассуждать, работать в группе.

Межпредметные связи: экономика отрасли, психология и этика профессиональной деятельности, социология, основы философии, информационные технологии в проф.деятельности.

Технологическая карта занятия.

Письменный, индивидуальный

ЭтапыСодержаниеСредстваМетодыВремя
1Организационный момент.Приветствие. Отметка отсутствующих.

Разделение студентов по группам проводилось в соответствие с опережающим домашним заданием.

Журнал, Сводная ведомость выполнения заданийСловесный.1
2Сообщение темы и постановка цели занятия.Начальная мотивация учебной деятельности.

Проверка готовности студентов к занятию из числа студентов назначается человек, ответственный за учетно-организационные моменты (раздача-сбор заданий, отметка активности студентов).

Мультимедийная доска Сводная ведомость выполнения заданийМотивация.

2
3Актуализация опорных знаний.Повторение предыдущего материала.

Студентам раздают тесты для самостоятельного ответа.

Тест.Тестирование.5
4Основная часть: семинар.Вступительное слово преподавателя.

Как наука и самостоятельная сфера деятельности менеджмент сложился только в конце 19 – начале 20 века в США. Как и любому другому значимому явлению, этому способствовало множество причин.

Новые явления породили армию не только профессиональных менеджеров, но и ученых, занимающихся исследованиями в области управления.

Предлагается заслушать сообщения групп студентов (опережающее задание) по конкретной школе управления, заполнить таблицу, затем обсудить информацию.

Мультимедийная доска.Словесный.

Приобщение к деятельности.

2
Выступления по группам (биография, сущность, отличительные особенности школы управления)

Характеристика школы научного менеджмента.

Административная (классическая) школа управления

Школа человеческих отношений.

Работа в группе: Заполнение таблицы “Сравнительный анализ школ менеджмента. Плюсы и минусы”.

Сообщения студентов Мультимедийная доска слайды.

Таблица для заполнения.

Информирующий Словесно-иллюстриров. с использованием ИКТ.

Групповой анализ и синтез.

30

Предлагаются к рассмотрению 2 наиболее распространенные точки зрения на вклад различных научных школ в теорию менеджмента:

А) все научные школы образуют единую, общепринятую и законченную модель теории менеджмента

Б) создать такую теорию невозможно, но нужно учитывать и использовать рациональное содержание позиций всех существующих школ.
– Какую точку зрения вы считаете правильной, почему?
– Опытный менеджер часто любит повторять: “У меня своя концепция управления!” Согласны ли вы с подобным утверждением? Обоснуйте.
– Из каких элементов известных теорий менеджмента вы планируете составить индивидуальную концепцию управления организацией и персоналом?

Мультимедийная доска. Вопросы.Обсуждение закрепление материала.10
Слово преподавателя.

Практическое задание

Каждый работник обладает своим особенным характером, имеет свою систему ценностей и мотивы к труду. Поэтому нередко менеджмент рассматривается как искусство, которое должно опираться на лежащие в его основе концепции, теории, принципы, формы и методы. Такой подход позволяет соединить науку и искусство управления в единый процесс.

Предлагается заполнить таблицу “Соотношение науки и искусства менеджмента”.

4
5Подведение итогов.

Рефлексия.

Анализ работы по группам и индивидуально.

Оценивание обучающихся с комментарием.

Журнал, Сводная ведомость выполнения заданий.Словесный.5
6Задание на дом.Провести сравнительный анализ американской и японской моделей менеджмента и возможности применения их элементов в России.Мультимедийная доска.Словесный.1

Тест Основы менеджмента.

1. Термин “менеджмент” в переводе на русский язык:

А. власть
Б. контроль
В. руководство

2. Совет директоров – это:

А. объект управления
Б. субъект управления
В. субъект управленческой деятельности

3. Административный труд связан с:

А. действиями по анализу и изучению проблем и разработке различных вариантов их решений
Б. текущей координацией и оценкой деятельности подчиненных
В. техническим обеспечением производственных и управленческих процессов необходимой информацией

4. Управление производством:

А. состоит в организации закупки, доставки и хранения сырья
Б. включает выработку ценовой политики предприятия
В. направлено на выбор основных параметров технологического процесса

5. Предмет управленческого труда:

А. технология
Б. информация
В. приказ

6. Горизонтальное разделение управленческого труда предполагает:

А. иерархию начальник – подчиненные
Б. специализацию по видам деятельности

7. Основоположником школы человеческих отношений является:

А. Ф.Тэйлор
Б. Э.Мэйо
В. А.Файоль

8. В истории менеджмента какой школы не существует:

А. классической
Б. адаптивной
В. Школы человеческих отношений.

Таблица: “Сравнительный анализ школ менеджмента. Плюсы и минусы”.

Школа менеджментаПоложительные моментыНедостатки
Школа научного менеджмента
Административная школа
Школа человеческих отношений

Таблица “Соотношение науки и искусства менеджмента”.

Высший уровень управленияСредний уровень управленияНизший уровень управления
Наука

знания

Искусство

интуиция

Всего:100 %100 %100 %

Таблица “Основные школы менеджмента, представители”.

Название школыОснователи школыОсновные идеи и принципы
123
Школа научного управления,

1885–1920 гг.

Фредерик Уинслоу Тейлор, Френк и Лилия Гилбрет, Генри Гантт, Генри Форд.Основные принципы научного управления Фредерика У. Тейлора.

1) Разработка оптимальных методов осуществления работы на базе научного изучения затрат времени, движений, усилий и т.д.

Повышение производительности труда за счет рационализации трудовых операций на базе научной организации осуществления рабочим своей трудовой деятельности.

2) Абсолютное следование разработанным стандартам

3) Подбор, обучение и расстановка рабочих на те рабочие места и задания, где они могут принести наибольшую пользу.

4) Оплата труда по результатам. Систематическое использование стимулирования труда с целью заинтересовать работников в увеличении производительности и объемов производства. Разработка и введение норм выработки.

5) Использование функциональных менеджеров, осуществляющих контроль по специализированным направлениям.

6) Сотрудничество между администрацией и рабочими с целью обеспечения возможности осуществления научного управления.

Административная (классическая) школа),

1920–1950 г.г.

Анри Файоль,
Линдалл Урвик,
Альфред П. Слоун.
Цель школы – создание универсальных принципов управления, позволяющих повысить эффективность деятельности организации в целом.

Принципы управления Анри Файоля.

1) Разделение труда.
2) Полномочия и ответственность.
3) Дисциплина.
4) Единоначалие.
5) Единство действий.
6) Подчиненность личных интересов интересам организации.
7) Вознаграждение персонала.
8) Централизация управления.
9) Скалярная цепь (цепь команд).
10) Порядок.
11) Справедливость.
12) Стабильность персонала.
13) Инициатива.
14) Ответственность.

Школа человеческих отношений, 1930–1950 г.г.Мери Паркер Фоллетт, Элтон Мейо.Делается акцент на роли личности в эффективности производства – “Менеджмент – это обеспечение выполнения работы с помощью других лиц”.

Если руководство проявляет заботу о своих работниках, то и уровень удовлетворенности сотрудников должен возрастать, что ведет к увеличению производительности.

Четко разработанные рабочие операции и хорошая заработная плата не всегда ведут к повышению производительности труда. Большое значение имеют взаимоотношения работников внутри коллектива.

Школа поведенческих наук, с 1950 г.Крис Арджирис, Ренсис Лайкерт, Дуглас МакГрегор, Фредерик Герцберг.Цель школы – повышение эффективности работы организации за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов, т.е. необходимо применять поведенческие науки к управлению организацией таким образом, чтобы каждый работник мог быть полностью использован в соответствии со своим трудовым потенциалом.

Таблица “Сводная ведомость выполнения заданий”.

Источник

Менеджмент

в истории менеджмента какой школы не существует. Смотреть фото в истории менеджмента какой школы не существует. Смотреть картинку в истории менеджмента какой школы не существует. Картинка про в истории менеджмента какой школы не существует. Фото в истории менеджмента какой школы не существует

Настоящее издание представляет собой учебное пособие, подготовленное в соответствии с Государственным образовательным стандартом по дисциплине «Менеджмент». Материал изложен кратко, но четко и доступно, что позволит в короткие сроки успешно подготовиться и сдать экзамен или зачет по данному предмету. Издание предназначено для студентов высших образовательных учреждений.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Менеджмент предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

2. Основные школы менеджмента

Современный менеджмент стал итогом длительного эволюционного развития управленческой мысли. В целом за время развития теории управления выделялись несколько направлений, соответствующих определенным историческим этапам. Данные направления получили название «школы менеджмента».

Основы административной (классической) школы управления были разработаны французским экономистом Франции А. Файолем и одновременно в Германии М. Вебером, в США Дж. Муни и А. Рейли, Л. Гуликом, Л. Эрвиком, а также М. Фоллетт. Главный принцип теории административной школы — разработка оптимального способа организации труда работников. В данной теории организация рассматривается как огромный механизм, которым управляют общие закономерности: специализация и унификация видов выполняемых работ, единство выполняемых действий, единоначалие, стандарты контроля, централизованное принятие решений, распределение работы по отделам. Согласно данной теории, разделение труда необходимо для того, чтобы в ходе работы сотрудник повышал уровень своей компетенции. Для лучшего планирования и координации действий необходимы единые правила и методы их осуществления. С той же целью принятие основных решений возложено на руководителя предприятия. Однако число непосредственных подчиненных у начальника ограничено. Для того чтобы избежать дублирования функций внутри организации, разработана система разделения деловых функций: все подчиненные распределяются по отделам, каждый из которых должен удовлетворять те или иные потребности всей организации.

Научная школа менеджмента основывается на трудах Ф. Тейлора, Ч. Баббиджа, X. Гантта и др. В теории научного менеджмента сравнительно более точно, чем в административной теории управления, определяется способ организации труда.

В теории научного управления работники организации рассматривались в качестве «ассистентов машин». Приверженцы школы считают, что научному анализу можно подвергнуть поведение и побуждения работников, рассчитать, в какой момент они устанут и за какой срок сумеют восстановить силы. Практика наблюдений подтвердила обоснованность данного подхода.

Представители данной школы доказывали необходимость подбора конкретных служащих для выполнения определенного вида работы, обучения работников, их подготовки и переподготовки, а также рационализации труда и его мотивации.

Представители школы человеческих отношений сфокусировали свое внимание на элементе производственного процесса, который недостаточно учитывался в классических теориях, т. е. на человеке. Расцвет школы человеческих отношений, основателем которой считается Э. Мэйо, пришелся на конец 1940-х гг.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *