в истории мы черпаем мудрость
В истории мы черпаем мудрость
По моему мнению, смысл высказывания Ф.Бэкона заключается в том, что история, как и любая наука, дает нам знания. Накапливая эти знания, которые были получены до нас, изучая и анализируя происходящие в прошлом события, учитывая ошибки прошлого, мы можем правильно и грамотно применить эти знания в нашей настоящей жизни. Можем понять различные процессы и явления, происходящие сейчас.
У всех людей во все времена была традиция обращаться за советом к старшим по возрасту мудрым людям. Они применяли накопленные за время жизни знания, были способны принимать правильные решения, давали разумные советы.
В качестве примера, можно привести такое описание накопления исторической мудрости: важнейшим «каналом» распространения мудрости является современная школа, университет, так как школьный, университетский учебник являются достойным учебником, если концентрирует и выражает в себе опыт предыдущих поколений.
Изучение истории является очень важным условием для правильного понимания многих жизненных процессов – в экономике, в политике, в искусстве, в медицине и позволяет в современной жизни поступать мудро, избегая тех ошибок, которые были совершены в прошлом.
При копировании любых материалов с сайта evkova.org обязательна активная ссылка на сайт www.evkova.org
Сайт создан коллективом преподавателей на некоммерческой основе для дополнительного образования молодежи
Сайт пишется, поддерживается и управляется коллективом преподавателей
Whatsapp и логотип whatsapp являются товарными знаками корпорации WhatsApp LLC.
Cайт носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, которая определяется положениями статьи 437 Гражданского кодекса РФ. Анна Евкова не оказывает никаких услуг.
«В истории мы черпаем мудрость». Фрэнсис Бэкон
Известный английский философ, историк, политик XVI-XVII века Фрэнсис Бэкон в своей цитате говорит, о том, что человечество оглядываясь в прошлое и изучая историю может не допускать ошибок, сделанных ранее, использовать знания и умения, полученные в прошлом и на основе этого становиться мудрее. Я думаю, что автор в этой цитате может говорить о проблеме того, как часто люди, общества, государства совершают ошибки, которые уже были совершенны много лет назад. При этом получая аналогичные тому времени последствия. Эта проблема безусловно актуальна и в наши дни, так как множество событий так или иначе перекликаются с историей.
Для системного и всестороннего рассмотрения сформулированной в цитате идеи необходимо уточнить ключевые категории и понятия. История –– комплекс общественных наук, изучающих прошлое человечества в его конкретности и многообразии. Информационной основой истории являются исторические источники, изучением которых занимается источниковедение и ряд вспомогательных исторических дисциплин. Для изучения истории мало знать хронологию фактов, событий, происходивших ранее, но и важно применять методы научного познания для того, чтобы обрести полное понимание ситуации, выявить причины и последствия тех или иных явлений. Сперва разберемся, что же такое научное познание. Научное познание- особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе. Различают 2 уровня научного познания: эмпирический и теоретический. К методам эмпирического научного познания относятся: наблюдение, описание, измерение, сравнение, эксперимент. К методам теоретического научного познания относятся: идеализация, формализация, математизация, обобщение моделирование. Также выделяют универсальные методы научного познания, которые очень часто используются при изучении истории: анализ, синтез, дедукция, индукция, аналогия, моделирование, абстрагирование и другие. В процессе изучения истории можно наткнутся на факты, вещи, которые могут специально вводить исследователя в заблуждение, дезинформировать или напрямую лгать о происходивших событиях. Поэтому исследователю крайне важно проводить качественную проверку полученных им в результате познания данных для нахождения истины. Разумеется, некоторые этапы истории хранят в себе тайны в виду разных обстоятельств, например, собрано мало количество информации и больше найти нет возможности. В таких случаях историки и исследователи вправе выдвигать гипотезы и если у гипотезы нет противоречий с имеющимися фактами, то эта гипотеза имеет право на жизнь.
Я считаю крайне важным изучение истории, поскольку в ней содержится огромный опыт, знания, открытия, суждения, взгляды, действия, события всех поколений, всех цивилизаций, за всё время существования человечества. Человек, изучавший историю может замечать, как одни и те же ошибки совершались из поколения в поколение, что приводило к плохим последствиям. Задача людей, как я считаю, состоит в качественном изучении истории, включающую в себя изучение как причин определенных событий и явлений, так и последствий этих событий, стараясь смотреть на всё это под разным углом и с помощью методов научного познания вырабатывать ясную картину происходящего, обогащая свой «багаж» знаний и становясь мудрее.
Считаю возможным разделить позицию автора, сформулированную в цитате, для ее обоснования я буду опираться на аргументы.
В качестве первого примера можно привести древний миф про «троянского коня». Миф рассказывает нам о том, что данайцы, пытавшиеся взять Трою осадой не добились успеха и воспользовались хитростью. Они соорудили большого деревянного коня и вручили его в качестве дара троянцам, а сами уплыли от города. Троянцы приняли подарок, но потом из него вылезли войны, которые перебили всю стражу и впустили данайцев в город. Таким образом «троянский конь» с течением времени стало выражением, обозначавшим коварный замысел, замаскированный под подарок. Прошло уже много времени с тех пор, как этот миф передается из поколения в поколения народами. Но и сейчас используются аналогичные технологии. Например, «троян». Хакеры часто используют данный метод. Он заключается в том, что хакер берёт какую-то полезную программу и добавляет в неё вирус и при запуске этой программы будут работать и полезная, и вредная. Таким образом спустя многие столетия до сих пор актуален данный прием и, зная о его специфике работы и наличии, можно предотвратить плачевные последствия проникновения вируса на цифровое устройство.
В качестве второго примера приведу пример из личного опыта. Я сейчас обучаюсь в ВУЗе, в котором преподаются множество различных дисциплин. В этих дисциплинах множество знаний, которые открыли для себя люди прошлых столетий. И я сейчас стараюсь всеми силами пожинать плоды их умственной деятельности, пытаюсь разобраться в их умозаключениях, чтобы в будущем я могла с опорой на прошлое изучать актуальнейшую информацию, которая появляется буквально каждый час и при этом совершать минимум ошибок.
Исходя из выше перечисленных аргументов можем увидеть, как знание и изучение истории могут предотвратить последствия как в личной жизни, так и всего человечества в целом. Многие ошибки повторяются снова и снова, но лишь однажды изучив их причины можно исключить повторные случаи аналогичных ошибок.
При копировании любых материалов с сайта evkova.org обязательна активная ссылка на сайт www.evkova.org
Сайт создан коллективом преподавателей на некоммерческой основе для дополнительного образования молодежи
Сайт пишется, поддерживается и управляется коллективом преподавателей
Whatsapp и логотип whatsapp являются товарными знаками корпорации WhatsApp LLC.
Cайт носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, которая определяется положениями статьи 437 Гражданского кодекса РФ. Анна Евкова не оказывает никаких услуг.
В истории мы черпаем мудрость. Ф. Бэкон
Автор цитаты поднимает проблему получения знаний от исторических событий. Термин «черпаем» несет в себе смысл «узнавать». Бэкон берет историю, как ресурс познания. В истории были выдающиеся люди и события у которых мы можем поучиться рациональность, смекалке, справедливости. Выражение «в истории черпаем мы мудрость» можем перефразировать так: в истoрии мы узнaем мудрoсть людeй старого времени.
Я считаю,что автор прав, излагая эту мысль. Нельзя прогнозировать будущее, не зная прошлого. История хранит в себе много знаний, которые можно применять в наше время, предвещая какой-либо исход.
В качестве аргумента можно привести мысль о том,что если мы знаем историю Древнего рима, мы можем с абсолютной точностью говорить о том,что живем в прекраснейшей цивилизации,о которой раньше и не мечтали.
История необходима так же для построения фактов будущего. Многие историки обращаются к книгам о прошлом с целью изучить реакцию народа на какие-либо события.
Главная сила истории в том,что она дает возможность учиться на чужих ошибках, предотвращая свои. Многие проступки и неудачи были совершены в истории. История выступает в данном случае, как ресурс познания себя.
Таким образом, можно сделать вывод, что изучение истории необходимо каждому. История учит нас правильным поступкам, предотвращая глупости.Она дает нам знания о прошлом для того,чтобы мы их переносили в наше время и анализировали будущее.
При копировании любых материалов с сайта evkova.org обязательна активная ссылка на сайт www.evkova.org
Сайт создан коллективом преподавателей на некоммерческой основе для дополнительного образования молодежи
Сайт пишется, поддерживается и управляется коллективом преподавателей
Whatsapp и логотип whatsapp являются товарными знаками корпорации WhatsApp LLC.
Cайт носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, которая определяется положениями статьи 437 Гражданского кодекса РФ. Анна Евкова не оказывает никаких услуг.
В истории мы черпаем мудрость
ФРЕНСИС БЭКОН
В истории черпаем мы мудрость; в поэзии – остроумие; в математике – проницательность; в естественных науках – глубину; в нравственной философии – серьезность; в логике и риторике – умение спорить.
Невежды презирают науку, необразованные люди восхищаются ею, тогда как мудрецы пользуются ею.
Атеизм – это тонкий слой льда, по которому один человек может пройти, а целый народ рухнет в бездну.
Бессмертие животных – в потомстве, человека же – в славе, заслугах и деяниях.
Возможность украсть создает вора.
Из всех добродетелей и достоинств души величайшее достоинство – доброта.
Все добродетели освобождают нас от господства пороков, одна только храбрость освобождает от господства судьбы.
Всякая нагота оскорбительна, даже нагота души. Скрытность удерживает других на расстоянии от нас и охраняет нас. Это ширма, защищающая наши намерения.
Деньги – хороший слуга, но плохой хозяин.
Осторожность в словах выше красноречия.
Длинные речи способствуют делу настолько же, насколько платье со шлейфом помогает ходьбе.
Дружба удваивает радости и сокращает наполовину горести.
Книги – корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие драгоценный груз от поколения к поколению.
Есть книги, которые надо только отведать, есть такие, которые лучше всего проглотить, и лишь немногие стоит разжевать и переварить; иначе говоря, одни книги следует прочесть лишь частично, другие – без особого прилежания, и лишь немногие – целиком и внимательно.
Мысли философа – как звезды, они не дают света, потому что слишком возвышенны.
Наиболее же частой внешней причиной счастья одного человека является глупость другого, ибо нет другого такого способа внезапно преуспеть, как воспользовавшись ошибками других людей.
Поведение человека должно быть подобно его одежде: не слишком стеснять его и не быть слишком изысканной, но обеспечивать свободу движений и действий.
Природа покоряется лишь тому, кто сам подчиняется ей.
Самое страшное одиночество – не иметь истинных друзей.
Чтение делает человека знающим, беседа – находчивым, а привычка записывать – точным.
10. Ф. Энгельс подчеркивал: «Согласно материалистическому пониманию истории в историческом процессе определяющим моментом, в конечном счете, является производство и воспроизводство действительной жизни. Ни я, ни Маркс большего никогда не утверждали».
а) Как вы оцениваете подобный взгляд на исторический процесс?
б) Если, по Энгельсу, в развитии общества материальное производство и демовоспроизводство являются определяющими в конечном счете, то какие же факторы могут корректировать это развитие в желательном или нежелательном для общества направлении?
11. По мнению К. Маркса: «История носила бы очень мистический характер, если бы «случайности» не играли никакой роли. Эти случайности входят, конечно, и сами составной частью в общий ход развития, уравновешиваясь другими случайностями».
а) Является ли великая личность, стоящая во главе исторических событий, одной из таких случайностей?
б) Выполняет ли великая личность однозначно только положительную или только отрицательную роль в истории или одна и та же личность одновременно играет и ту, и другую роль?
в) Поясните свой ответ. Приведите примеры, подтверждающие Ваше суждение.
12. Прочтите следующее критическое замечание в отношении линейной концепции истории: «Достаточно указать на то, что эта схема устанавливает чисто внешнее начало и конец там, где в более глубоком смысле нельзя говорить ни о начале, ни о конце. По этой схеме страны Западной Европы являются покоящимся полюсом. вокруг которого скромно вращаются тысячелетия истории и далекие огромные культуры. Причем, для всего этого нет другого основания, кроме разве того, что мы, авторы этой исторической картины, находимся как
раз в этой точке. Это очень своеобразно придуманная планетная система. Один какой-то уголок принимается за центр тяжести исторической системы. Здесь солнце и центр этой системы. Отсюда события истории черпают настоящий свет. Отсюда устанавливается их значение и перспектива. Но в действительности это голос не сдерживаемого никаким скепсисом тщеславия западноевропейского человека, в уме которого развертывается фантом – «всемирная история». Этим объясняется вошедший в привычку огромный оптический обман, благодаря которому исторический материал целых тысячелетий, отделенный известным расстоянием, например Египет или Китай, принимает миниатюрные размеры, а десятилетия, близкие к зрителю, начиная с Лютера и особенно с Наполеона, приобретают причудливо-громадные размеры…. Мы считаем, что темп развития индийской, вавилонской и египетской истории был, действительно, медленнее темпа жизни нашего недавнего прошлого. И мы считаем их сущность более скудной, их формы слабее развитыми…» (Шпенглер О. Закат Европы. М.; Пт. 1923. Т. 1. С. 16).
а) Справедлива ли критика концепции истории О.Шпенглером? Какие у Вас есть аргументы в пользу или против точки зрения, предлагаемой Шпенглером?
б) Что представляет собою всемирная история: сумму историй отдельных стран и народов или нечто иное?
13. Немецкий философ XX в. О. Шпенглер утверждает: «Никто не ожидает от гусеницы, с каждым днем растущей на его глазах, что этот рост будет бесконечным. Но по отношению к человечеству в смысле его будущего царит безграничный тривиальный оптимизм. Здесь находят место для безграничных возможностей, но никогда для естественного конца».
а) Автор оптимист или пессимист в отношении перспективы человеческой истории?
б) Корректны ли аналогии, предложенные автором?
14. О. Шпенглер высказал мнение, согласно которому: «Сущность всякой культуры – религия, следовательно, сущность всякой цивилизации – иррелигиозность. Культура – это последняя из достижимых для нас действительностей».
Как соотносятся в концепции истории О. Шпенглера понятия и процессы: «культура» и «цивилизация»?
15. Сравните два высказывания:
«Нашествие варваров сменилось нашествием идей; современная разложившаяся цивилизация гибнет по своей вине» (Шатобриан Ф. английский философ XIX в.);
«Цивилизация есть деградация великих духовных ценностей культуры, и та обречена» (О. Шпенглер).
а) Это однозначные суждения или нет?
б) К какой модели исторического развития отнесете Вы данные суждения? Изложите ее суть.
16. Как утверждает К. Ясперс: «Если мы постигаем в истории общие законы (каузальные связи, структурные законы, диалектическую необходимость), то собственно история остается вне нашего познания. Ибо история в своем индивидуальном облике всегда неповторима» (Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991).
Почему изучение законов не дает представления о всемирной истории?
17. К. Ясперс заявлял, что «истина всегда присутствует в истории, но никогда в ней не завершается, всегда находится в движении. Там, где истина рассматривается как нечто, чем уже полностью владеют, она утеряна. Чем радикальнее движение, тем глубже открывающиеся пласты истины. Поэтому величайшие духовные творения возникают в переходные периоды, на границе разных эпох» (Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991).
а) О каком свойстве истины ведет речь Ясперс?
б) Почему историческая истина может быть только в движении? Что означает движение истины?
в) Согласны ли Вы с утверждением Ясперса о том, что самое великое творение возникает только в переходные эпохи? Аргументируйте свой ответ.
18. К. Ясперс пишет: «Ось мировой истории, если она вообще существует, может быть обнаружена только эмпирически как факт, значимый для всех людей. Эту ось следует искать там, где возникли предпосылки, позволившие человеку стать таким, каков он есть…»
а) О какой концепции истории идет речь? б) Кто автор данной концепции?
в) О каком эмпирическом факте обнаружения оси мировой истории идет речь?
г) К какому времени автор относит ось мировой истории? 19. Немецкий философ XX в. К. Ясперс отвергает теорию
культурных циклов истории общества, развитую О. Шпенглером, а затем А. Тойнби.
Какую же концепцию исторического процесса он предлагает взамен?
20. Прогнозируя будущее человечества, Б. Рассел пришел к следующему выводу: «В конце нашего столетия, если не случится нечто непредвиденное, будет воплощена одна из трех возможностей: 1) конец человеческой жизни на нашей планете; 2) возвращение к варварству после катастрофического уменьшения населения земного шара; 3) объединение мира под началом единого правительства, обладающего монополией на все главные орудия войны».
а) Гениальный мыслитель XX в. Б. Рассел ошибся во времени превращения одной или всех этих возможностей в действительность?
б) Или он ошибся принципиально в неизбежности их реализации в такую перспективу? Обоснуйте свою точку зрения.
21. Изучая историю, английский философ ХХ в. Б. Рассел заметил: «Люди всеми своими делами вносят свой вклад в процесс, развитие которого мы не в состоянии предугадать; даже самые малозаметные в делах – тоже актеры в великой драме. Мы не можем сказать, будет ли достигнута какая-либо важная для нас цель, но, во всяком случае, сама драма преисполнена титанического великолепия» (Б. Рассел).
а) Действительно ли человеческая история – великая драма?
б) Тогда в чем все-таки титаническое великолепие этой драмы?
в) Развивается ли человеческая история (драма) соответственно определенной цели или история действительно не имеет цели, как считает автор?
22. Проанализируйте это суждение английского философа XX в. К. Поппера и выскажите свое мнение: «Я утверждаю, что история не имеет смысла. не имеет цели. Мы можем навязать ей свои цели. мы можем придать ей смысл. Ни природа, ни история не могут сказать нам, что мы обязаны делать. Факты, будь то факты природы или истории, не могут решить за нас, какую цель нам следует выбирать. Именно мы привносим цель и смысл в природу и историю».
а) Действительно ли история людей не имеет цели?
б) Корректно ли рассматривать историю природы и историю общества с одних и тех же логических позиций?
в) Если, по Попперу, человек задает и природе, и обществу цель и смысл их бытия, то, что же обусловливает процесс формирования собственно человеческих целей и смыслов?
1. Баринова Е.П., Ипполитов Г.М., Бобкова Е.Ю. Основы теории и методологии исторической науки. Учеб. пособие в схемах, диаграммах. Самара,. 2010. http://www.twirpx.com/files/historic/historiography/
2. Биск И.Я. Методология истории: курс лекций. Иваново,
3. Зеленов М.В. Сущность, формы и функции исторического знания и познания. Методы изучения истории. Классификация источников. В помощь студентам и аспирантам. http://www.twirpx.com/file/224154/
4. Лаптева М.П. Теория и методология истории. Курс лекций. Пермь: 2006.
5. Методологические проблемы истории: Учеб. пособие / Под ред. В.Н. Сидорцова. Минск, 2006.
6. Предмет исторической науки и цели ее изучения. http://history sibsuti.narod.ru/lekcii 1.htm
7. Семенникова Л.И. Россия в сообществе мировых цивилизаций. Брянск, 1996.
8. Смоленский Н.И. Теория и методология истории. М.,
9. Снегирева Л.И. История как наука. http://www.asf.ru/publ/sn/ snegireva.hml
10. URL: http://abc.vvsu.ru/Books/filos_practik_ch2/page0002.asp
12. Барг М.А. Категории и методы исторической науки. М..
13. Блок М. Апология истории или ремесло историка. М.,
14. Гуревич А.Я. Исторический синтез и школа Анналов. М.,
15. Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования.
16. Коллингвуд Р.Дж. Идея истории. Автобиография. М.,
17. Могильницкий Б.Г. Введение в методологию истории. М., 1989.
18. Могильницкий Б.Г. История исторической мысли XX в.
20. Шпенглер О. Закат Европы. М.; Пт. 1923.
21. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.
История как процесс
Специфическая форма движения
Наука о прошлом и настоящем
материи во времени и пространстве,
человеческого общества во всем его
которая реализуется в эволюции
многообразии, о закономерностях
неживой и живой природы и в
развития общественной жизни
Человек и его деятельность, вся совокупность
отношений в обществе, рассматриваемых в
историческом времени и пространстве
История в некотором смысле есть священная книга народов; зеркало их бытия и деятельности; завет предков потомству; дополнение изъяснения настоящего и пример прошлого.
История – свидетель прошлого, свет истины, живая память, учитель жизни, вестник старины.
История учит даже тех, кто у нее не учится. Она их проучивает за невежество и пренебрежение.
Для чего нужна история? – Для человеческого самопознания.