в истории первобытного общества известно три общественных разделения труда
Формы разделения труда в первобытном обществе, значение и роль общественного разделения труда в процессе распада родовых отношений
Первое разделения труда произошло еще у архантропов между женщинами (воспитание детей, собирательство) и мужчинами (охота, рыболовство).
Ранние земледельцы и скотоводы чаще всего были как мужчинами, так и женщинами, причем на долю мужчин приходилась более тяжелая работа, а на долю женщин – кропотливая. В высокоспециализированном присваивающем хозяйстве почти всегда мужчина был охотником и рыболовом, а женщина собирателем. Изготовление орудий труда, средств передвижения, предметов обихода по большей части считалось делом мужским, и только в изготовлении керамики лидировали женщины. Домашняя работа, готовка еды, уход за детьми оставался за женщинами. Существовало и возрастное разделение труда. Некоторые общинники, выделявшиеся свои опытом и умениями, как бы специализировались в нескольких сферах деятельности, но эта специализация обычно не предполагала специализированных знаний, не передавалась по наследству и не освобождала от других обязанностей.
Общественным разделением труда стало межобщинное и межплеменное разделение труда, т.е. закреплялись определенные занятия за определенной группой людей, не связанных с их половозрастной структурой. До конца 19в. считалось, что первым крупным общественным разделением труда было выделение пастушеских племен. Позднее выявили, что скотоводство не старше земледелия. На стадии позднепервобытной общины действительно произошло первое крупное разделение труда – выделение племен с производящим хозяйством из общей массы других племен.
Это способствовало развитию обмена между ранними земледельцами-скотоводами и охотниками-рыболовами. Наряду с сырьевыми ресурсами стали обмениваться скот и пищевые продукты. Появляются протоденьги.
Появление неравенства и знати
Дата публикации:
Автор:
Раздел сайта:
Разделение труда в первобытном обществе
Со временем в первобытно-общинном обществе появляются первые части разделения труда. Сперва как обычное разделение труда (пол и возраст), после возникает разделение труда общественное.
Огромное воздействие на процесс формирования техники проявило первое большое общественное разделение труда: произошел раскол между скотоводами и земледельцами.
Скотоводство
Скотоводство дало первобытному обществу новые продукты питания: молоко и шерсть. Из молока, люди научились приготавливать сыры и масло, придумали другие формы емкостей для хранения жидких продуктов – бурдюки. Состриженная с домашних животных шерсть натолкнула людей на изобретение волокон, войлока и ткани. Было придумано веретено и ткацкие станки.
Приручение домашнего скота позволило пастушеским племенам применять животную тягу, сменив человека в некоторых операциях земледелия, где он выполнял работу простой двигательной силы. Это стало началом вьючного, а после гужевого транспорта передвигавшего элементарную повозку – волокушу.
Земледелие
Скотоводство требовало выращивание растений для кормов из-за чего появились зачатки земледелия. На ранних этапах развития земледелие было всего лишь придатком скотоводства. С временем скотоводство стало отдельной деятельностью, и благодаря придуманной технике, позволило получить многочисленные усовершенствования:
Переработка продуктов
Продукты от земледелия научились перерабатывать: зерно стали молотить и размалывать ручными жерновами, из муки выпекать хлеб, также из растений стали изготавливать масло, варить пиво и сбраживать квас.
Гончарство и плавление металлов
Обрабатывая землю, человек нашел глину, употребляя которую сперва для обмазывания стен жилищ, а после сплетённой из лозы посуды. Так рождалось гончарное искусство.
Возникшая в связи с обжигом посуды из глины гончарная печь постоянно совершенствовалась, и со временем позволяла получить температуру нагрева более 500-550°. Это позволило людям заняться плавлением металлов: сперва бронзы, а после и железа. Материал, подаривший человечеству такие твердые орудия и с такой остротой кромки, с которыми не мог сравниться никакой камень или другой металл.
Железу было суждено сыграть грандиозное значение в развитии техники. Железные мечи, плуги и топоры помогали расчищать широкие лесные пространства под пахоту. В строительстве стали использовать тесаный камень.
Рост и верховенство родового строя, создавшего все технические результаты, обозначились на технике и сооружениях общинного пользования. Подтверждением тому стало появление больших сооружений – общинных амбаров, загонов для скота, жилищ, лодок и кораблей и т. п.
Разделение ремесел
На первом этапе изобретение простых орудий труда расценивалось членами общины как побочное занятие. Для изготовления же более сложных орудий уже необходимы некоторые умения и навыки. В то же время, постоянно ощущалась нехватка таких орудий. Поэтому ремесленники, занимающиеся производством орудий труда, уже не могли делать это совмещая со скотоводством или земледелием. Появилась потребность разделения ремесел и прочих работ.
Этот шаг стал очередным (вторым) крупным общественным разделением труда. Стремительный процесс общественного разделения труда повлек потребность в обмене продуктов производства различных групп общества. Сперва все обмены совершались в случайном порядке, однако со временем они стали приобретать огромное значение. Производительные силы первобытно-общинного общества демонстрировало серьезную возможность противостояния природе.
Но со временем в обществе стали появляться некоторые противоречия между усиливающимися производительными силами и производственными отношениями, которые уже стали тормозить совершенствование производительных сил, ведь среди итогов стала возможность появления индивидуальных групп, которые могли организовать свои хозяйства.
Неравенства внутри общин
Увеличение производительности труда дает возможность выпускать некоторые излишки, превышающие потребности работников, т.е. получение прибавочного продукта. Но производственные отношения в первобытно-общинном обществе не сочетаются с индивидуальными хозяйствами. Первобытные общины перестали поддерживать применение увеличившихся производительных сил. Увеличение продукции скотоводов и земледельцев позволяло существование небольших хозяйств и малых общин.
Крупные общины стали делиться на т.н. семьи, руководимые их главами. Главы сперва распоряжались основными средствами семьи (земля, скот, орудия производства и т.д.), а после присваивали все себе.
Так в первобытно-общинном мире стали появляться частные собственники на средства производства, которые эксплуатировали соплеменников, а также захваченных в плен людей из других племен. Весь прибавочный продукт, созданный семьей, присваивался их головами.
Так, в недрах первобытного общества возникли и стали развиваться новые рабовладельческие производственные отношения, явившиеся прямым следствием развития производительных сил.
Низкий уровень развития производительных сил требовал, чтобы все добытые средства существования делились поровну между членами общества, иными словами, осуществлялось уравнительное распределение материальных благ. Таким образом, производственные отношения первого человеческого общества основывались на общинной собственности на важнейшие средства производства, коллективном труде и уравнительном распределении предметов потребления.
Первобытнообщинный строй, явившийся первой социально-экономической формацией человеческого общества, не знал эксплуатации человека человеком. В этом обществе не было общественного неравенства и разделения общества на классы. Не было и государства организации классового господства. Чем же характеризовались производительные силы первобытнообщинного строя, какие основные этапы в своем развитии прошла техника?
Возникновение земледелия и скотоводства
Зарождение феодальных отношений
Краткая характеристика рабовладельческого строя
Развитие производящих и присваивающих форм хозяйства в эпоху разложения первобытно-общинного строя. Интенсификация обмена. Второе и третье крупные общественные разделения труда.
Непосредственной предпосылкой процесса разложения первобытного общества и классообразования был рост регулярного избыточного продукта, на основе которого мог возникнуть отчуждаемый при эксплуатации человека человеком прибавочный продукт. Это могло быть обусловлено подъемом в различных областях производства. Особенно большую роль здесь сыграли дальнейшие развития производящего хозяйства, возникновение металлургии и других видов ремесленной деятельности, интенсификация обмена. Долгое время главный производственный фактор классообразования усматривали в открытии и освоение полезных свойств металлов, в переходе от камня к металлу.Зарождение производящего хозяйства уже на стадии позднепервобытной общины сделало возможным его дальнейшее развитие в эпоху классообразования. В земледелии развивались такие формы, как обработка постоянных участков и перелог, возделывание не поливных (богарных) и поливных (ирригационных) земель, и другие. Эволюцию первобытного земледелия чаще видят в переходе от ручных орудий к пахотным и соответственно от ручного земледелия к пашенному, предполагающие использование тягловых животных. В тоже время переход от ручного земледелия к пашенному в эпоху классообразания совершался не всюду. Он произошел в Зап. и Средней Азии и почти повсеместно в Европе. Многие развитые земледельцы Азии и Африки остались верны ручным орудиям и пошли по пути интенсификации связанного с ними земледелия. Но во многих странах Азии определенную роль сыграл недостаток пригодных для обработки земель, что повело к интенсификации ручного земледелия.
Развитие земледелия позволяло использовать часть выращенного продукта для прокорма скота и тем самым способствовало развитию скотоводства. Важной причиной роста скотоводства в эпоху классообразования были также нужды обмена.
Первым имеющим производственное применение металлом, ставшем известным человеку была медь. Использование меди, медных руд началось в конце неолита и повело к возникновению энеолита или халколита. Медь встречалась редко, стоило дорого, а по своим рабочим качествам не всегда превосходила камень. Но освоение нового вещества для изготовления орудий – металла в дальнейшем в огромной степени определили прогресс в развитии техники.
Положение изменилось только с появление железа и наступлением раннего железного века. Железо – наиболее широко распространённый в природе металл, что подразумевает его большую доступность по сравнению с медью и бронзой. Его качество намного выше и меди, и бронзы, и камня, который был вытеснен полностью только в железном веке.
Эпоха классобразования характеризуется дальнейшим развитием обмена:
1. обмен стал регулярным занятием не только между общинами, но и между отдалёнными регионами. Это способствовало усилению специализации в регионах и общинах;
2. с развитием обмена какая-то часть продукции производилась уже специально в обменных целях;
4. развитию обмена способствовало благоустройство дорог и мостов, распространение получили колёсные повозки и корабли;
5. рост обменных операций породил выделение специалистов в данной области – торговцев (этими операциями занимались сами производители, но особенно вожди и бигмены с целью повышения престижа).
Появление профессиональных или полупрофессиональных торговцев, окончательное выделение купечества как сословия предполагало третье крупное разделение труда, завершившееся в классовом обществе. Его суть состояла в выделении торговли как самостоятельной отрасли хозяйства. Всё это привело к дальнейшему увеличению производительности труда, активному росту регулярного избыточного продукта, который имеет тенденцию через механизмы престижной экономики превращаться в прибавочный.
В эпоху классобразования были созданы самые мощные за всю историю первобытности производительные силы. Они сделали возможным относительно далеко зашедшее общественное разделение труда, что стало решающим фактором дальнейшего повышения производительности трудовой деятельности. Специализация в производящем и присваивающем хозяйствах, ремесле способствовала усовершенствованию орудий и навыков, увеличению количества и улучшению качества производимого продукта. Дальнейшее развитие получила престижная экономика, которая требовала создание новых материальных благ для нужд дарообмена. Рост массы производимого продукта и обеспечение регулярности его получения создали условия для превращения избыточного продукта в прибавочный, т.е. такой, который производится одним человеком, а присваивается другим, порождая отношения эксплуатации.
Сам по себе избыточный продукт ещё не создавал отношения неравенства, он считался, как правило, собственностью определённой группы, поэтому, чтобы возникли отношения неравенства, необходимо было создать условия отторжения этого избыточного продукта от его собственников или группы собственников, т.е. нужно было создать такие условия, когда продукт создаётся одним человеком или одной группой, а присваивается другим. Так рождаются отношения эксплуатации, что и является прибавочным продуктом. На его основе позже возникает частная собственность. Прибавочный продукт стал накапливаться в руках знати и бигменов (мужчины, пользующиеся влиянием и фактически лидеры в общине), которые использовали свой общественный статус для закрепления своего имущественного и социального положения в обществе.
Практикум 1.8 «Сферы общества»
1Задание. Установите соответствие между понятием и определением.
2Задание. Допишите недостающие понятия.
1.Выделяют четыре сферы общества:
2.Экономическаясфера общества включает в себя отношения в области:
— Распределения материальных благ;
3.С развитием орудий труда производство материальных благ разделилось на:
— Производство продуктов питания;
— Производство непродовольственных изделий.
4.В истории первобытного общества известно три общественных разделения труда:
-появление ремесла как самостоятельной отрасли производства;
-появление купцов, торговцев.
-появление земледельцев и скотоводцев;
5.С появлением государства общество делится на:
6.Способами регулирования отношений в первобытном обществе были:
7. Культура включает в себя:
-правила и нормы поведения, сложившиеся в обществе.
3Задание. Исправьте ошибки в предложениях.
1.Важным достижением древних людей стало создание первых орудий труда, с помощью которых можно было более эффективно заниматься некоторыми вещами (например, земледелие).
2.Со временем первобытные люди вместо собирательства и охоты начинают заниматься земледелием и скотоводством. Происходит переход от присваивающей экономике к производящей.
3.В первобытном обществе власть исходила от старейшины или от вождя и носила общественный характер.
4.По мере перемещения и взаимодействия родоплеменных объединений родовые связи заменяются территориальными, родовая община заменяется в соседскую.
5.Появление излишков привело к тому что появилась торговля.
6.Долгие столетия религия определяла отношение людей к окружающему миру и только в новое время на смену религиозному мировоззрению приходит наука
4Задание. Расположите характеристики общественного разделения труда в хронологическом порядке.
2.разделение общества на земледельцев и скотоводцев
3.выделение ремесла в самостоятельную отрасль производства.
1.Появление торговцев (купцов) как особой группы населения.
5Задание. Заполните пропуски в таблице.
Родовая община | Соседская община |
1.Наличие кровнородственных связей | Не только родственники |
2.Общее имущество | Обособление имущества отдельных семей |
3.Общинная собственность на землю; совместная обработка земли | Общинная собственность на землю; распределение земли в пользование между семьями |
4.Отсутствие условий для появление частной собственности | Есть условия для появление частной собственности |
6Задание. Схематично изобразите составляющие понятия «культура» в широком и узком смысле.
7Задание. Исключите лишнее понятие и объясните, что объединяет остальные понятия.
Производство; распределение; потребление; обмен.
Задание. Допишите недостающие понятия.
1.Выделяют четыре сферы общества:
2.Экономическая сфера общества включает в себя отношения в области:
-Распределения материальных благ;
3.С развитием орудий труда производство материальных благ разделилось на:
-Производство продуктов питания;
-Производство непродовольственных изделий.
4.В истории первобытного общества известно три общественных разделения труда:
-появление земледельцев и скотоводцев;
-появление ремесла как самостоятельной отрасли производства;
-появление купцов, торговцев.
5.С появлением государства общество делится на:
6.Способами регулирования отношений в первобытном обществе были:
7.Культура включает в себя:
-правила и нормы поведения, сложившиеся в обществе.
Задание. Исправьте ошибки в предложениях.
1.Важным достижением древних людей стало создание первых орудий труда, с помощью которых можно было более эффективно заниматься некоторыми вещами (например, земледелие).
2.Со временем первобытные люди вместо собирательства и охоты начинают заниматься земледелием и скотоводством. Происходит переход от присваивающей экономике к производящей.
3.В первобытном обществе власть исходила от старейшины или от вождя и носила общественный характер.
4.По мере перемещения и взаимодействия родоплеменных объединений родовые связи заменяются территориальными, родовая община заменяется в соседскую.
5.Появление излишков привело к тому что появилась торговля.
6.Долгие столетия религия определяла отношение людей к окружающему миру и только в новое время на смену религиозному мировоззрению приходит наука
Задание. Расположите характеристики общественного разделения труда в хронологическом порядке.
2.разделение общества на земледельцев и скотоводцев
3.выделение ремесла в самостоятельную отрасль производства.
1.Появление торговцев (купцов) как особой группы населения.
Задание. Заполните пропуски в таблице.
Родовая община | Соседская община |
1.Наличие кровнородственных связей | 1.Не только родственники |
2.Общее имущество | 2.Обособление имущества отдельных семей |
3.Общинная собственность на землю; совместная обработка земли | 3.Общинная собственность на землю; распределение земли в пользование между семьями |
4.Отсутствие условий для появление частной собственности | 4.Есть условия для появление частной собственности |
Задание. Схематично изобразите составляющие понятия «культура» в широком и узком смысле.
Задание. Исключите лишнее понятие и объясните, что объединяет остальные понятия.
Производство; распределение; потребление; обмен.