в каких ситуациях ученики приобретают навыки планирования работы

Глава 16 Развитие навыка планирования и определения приоритетов

Организационный навык планирования / расстановки приоритетов означает способность создать план достижения цели или выполнения задачи, а также определить самый важный элемент и сосредоточиться на нем. Взрослые используют его для небольших задач, например приготовления пищи, а также более долгих, например запуска проекта на работе или решения организационных вопросов насчет добавления пристройки к дому. Если вы не можете расставить приоритеты и придерживаться их или назначить время для завершения этапов в крупном проекте, возможно, вы «живете одним днем» или рассчитываете, что кто-то поможет вам достичь целей.

Как развить навык планирования и расстановки приоритетов

Когда дети еще маленькие, мы все планируем за них. Мы ставим задачи в виде серии шагов и подсказываем, как выполнить каждый из них — будь то уборка в своей комнате или сборы в поездку на каникулы или в летний лагерь. Некоторые родители показывают детям весь процесс на бумаге, создавая списки или контрольные перечни, которых должны придерживаться дети. На деле эти списки предназначены для нас, но, когда дети видят, как мы их составляем, чтобы организовать свою работу, они приобретают навыки, которые будут использовать для собственных нужд. Списки также помогают понять, что такое планирование, потому что дают детям возможность увидеть, как выглядит план.

Дети подрастают, и важность планирования повышается. Оно особенно необходимо в период, когда в школе задают проекты или большие многоэтапные задания. Учителя обычно разбивают такие задания на подпункты и помогают ученикам создать собственный план, определив крайние сроки завершения каждого этапа. Учителя понимают, что навык планирования не врожденный и если пустить дело на самотек, многие до последней минуты не приступят к заданию. Поэтому ученики обязаны определять промежуточные сроки. Для этого им приходится разбивать крупные проекты на небольшие фрагменты и последовательно выполнять их — в этом как раз и заключается суть планирования.

От учеников средней школы ожидают, что они уже способны выполнять эту задачу, а к старшей школе они должны научиться сами искать работу на лето и подать в срок документы в вуз. Конечно, не все подростки одинаково хорошо овладевают этим навыком.

Второй элемент этого навыка — умение расставлять приоритеты, и здесь используется та же модель. Пока дети маленькие, мы (и их учителя) определяем приоритеты и учим детей решать главные задачи в первую очередь. Безусловно, большинство взрослых согласится, что сначала нужно выполнить домашнее задание, а потом уже можно смотреть телевизор. Но вопрос о том, сколько свободы дадут взрослые детям для расстановки приоритетов в отношении использования времени, часто больше зависит от личных ценностей взрослых, чем от желания привить детям навык. В нашем высококонкурентном мире многие дети все «свободное» время занимаются танцами, музыкой и изобразительными искусствами. А дело в том, что родители — а иногда и дети — уверены, что ребенок обязан быть успешным и целеустремленным. Другие родители верят — иногда это ответная реакция на собственную перегруженность, — что «дети должны быть детьми». Поэтому они не учат своих чад планировать собственное время. Однако если пустить все на самотек, дети будут тратить время только на телевизор и видеоигры. Конечно, каждый родитель имеет право помогать детям достичь вершин. Но общая цель улучшения организационных навыков в том, чтобы дать им необходимое и они могли стать независимыми. А для этого нужно принимать активное участие в их жизни, с раннего детства объяснять, что такое приоритеты, и постепенно, по мере взросления, научить самостоятельно расставлять их.

Насколько развиты навыки планирования у вашего ребенка?

С помощью шкалы оцените, насколько успешно ваш ребенок выполняет каждое из перечисленных заданий.

Шкала

0 — Никогда или редко

1 — Делает, но не очень хорошо (около 25 % времени)

2 — Делает достаточно хорошо (около 75 % времени)

3 — Делает очень хорошо (всегда или почти всегда)

Подготовительная группа / детский сад

___ Может закончить задачу или действие до того, как перейдет к следующему

___ Способен выполнять небольшой список задач или план, разработанный кем-то другим

___ Может выполнить простое художественное задание, состоящее более чем из одного шага

Младшие классы начальной школы (1–3-й)

___ Может выполнить двух— или трехэтапный проект (например, поделки, создание моделей) по собственному дизайну

___ Понимает, как накопить деньги на покупку дорогой игрушки

___ Может выполнять двух— или трехэтапное домашнее задание с поддержкой родителей (например, анализ книги)

Начальные/младшие классы средней школы (4–5-й)

___ Может запланировать развлечения с друзьями (например, поход в кино)

___ Понимает, как накопить деньги на дорогую покупку (например, приставку для видеоигр)

___ Может выполнять долгосрочные школьные проекты, если основные этапы в них выделены кем-то другим (учителем или родителем)

Средняя школа (6–8-й классы)

___ Может заниматься поиском материалов в интернете как для школьных заданий, так и для себя

___ Может составить план внешкольных мероприятий или летних развлечений

___ Может выполнить долгосрочный школьный проект с помощью взрослых

Продвижение навыка планирования и расстановки приоритетов в повседневной жизни

1. Составляйте планы для детей, даже когда они маленькие. Скажите: «Давай составим план» — а затем распишите несколько этапов. Лучше составить контрольный список, в котором ребенок сможет отмечать выполненные шаги.

2. Активнее привлекайте ребенка к планированию. Так вы сможете показать ему модель процесса. Спросите: «Как думаешь, что нужно сделать в первую очередь? А потом?» и т. д. Записывайте каждый шаг, который назовет ребенок.

3. Поначалу планируйте то, что ребенку хочется сделать. Дети с б?льшим удовольствием разработают план постройки шалаша, чем, например, уборки в шкафу. Но в обоих случаях применяются одинаковые принципы.

4. Помогайте ребенку определять приоритеты, спрашивая, что, по его мнению, нужно сделать в первую очередь. Задавайте вопросы вроде: «Что самое важное на сегодня?» Вы покажете важность этого вопроса, если не позволите ребенку заниматься тем, чем он хочет, пока он не выполнит приоритетное задание (например: «Ты сможешь посмотреть телевизор, когда выучишь уроки» или «Ты сможешь поиграть, когда помоешь посуду»).

График работ и сроки сдачи: учимся планировать долгосрочные проекты

Максу 13 лет. Он хороший ученик, у которого никогда не было проблем с домашним заданием до тех пор, пока в 5-м классе их не познакомили с долгосрочными проектами. Сначала он паниковал, боясь задания со дня выдачи до дня сдачи. Возникали предсказуемые эмоциональные срывы всякий раз, когда его мама спрашивала, что он уже сделал. Со временем Макс перестал рассказывать маме о таких заданиях, и она не знала о них до тех пор, пока не увидела дневник с замечанием учителя, что Макс либо не выполняет задания, или его работы неполные. Мама заметила, что Макс лучше справлялся с заданиями, когда учитель разбивал их на небольшие этапы и требовал от учеников сдать каждый фрагмент к определенному сроку. Мальчик был готов делать что угодно, кроме задания. И когда мама спрашивала о нем, Макс всегда приводил аргументы, которые казались ему разумными: «Я должен закончить математику, потому что учитель будет проверять ее в начале урока» или «На английском завтра будет опрос по этому рассказу, и мне надо дочитать его. Ты же не хочешь, чтобы я получил плохую оценку?»

Мама Макса наконец поняла, в чем проблема: мальчик не знал, как планировать долгосрочные проекты. Ей показалось, что, если какой-то этап будет слишком сложным, он станет препятствием. Мама поговорила с Максом, и они решили, что она будет ему помогать в планировании. Используя в качестве ориентира сроки, которые один из учителей назначил для легкого проекта, они выделили этапы в проекте по социологии, который нужно было сдать через три недели. Мама попросила Макса, чтобы он оценил каждый шаг по шкале от 1 до 10, где 1 — «пустяк», а 10 — «практически невозможно». Они договорились, что хотят, чтобы каждый этап Макс оценивал не более чем в 3 балла. Чтобы повысить привлекательность работы, мама решила разработать систему бонусов. Каждый раз, когда Макс закончит этап в запланированный срок, он получит 3 очка. Если он управится раньше срока, то заработает 5 очков. Макс уже давно хотел получить новую видеоигру, но она стоила дорого. Денег на карманные расходы на нее бы явно не хватило. Макс с мамой договорились, сколько стоит каждое очко, чтобы он смог увеличить свои сбережения и купить игру раньше.

Максу потребовалось всего один раз пройти весь процесс с маминой помощью, чтобы отказаться от поощрений. А мама радовалась тому, что всякий раз, когда они разрабатывали план, Макс мог самостоятельно планировать больше и больше.

Шаг 1. Установление поведенческих целей

Целевой организационный навык: планирование

Конкретная поведенческая цель: научиться планировать и выполнять долгосрочные задания

Шаг 2. Изменение окружения

Какие предметы/люди помогут достичь цели?

Мама поможет при разработке плана и будет контролировать его выполнение (напоминания, поддержка)

Какие конкретные навыки получит ребенок, кто обучит его, каким образом?

Навык: научить разбивать долгосрочный проект на этапы, привязанные к определенным срокам

Кто обучит навыку? Мама

Составить перечень этапов выполнения проекта

Оценить сложность каждого этапа (по шкале от 1 до 10)

Пересмотреть шаги, сложность которых, по мнению Макса, выше 3, чтобы упростить их

Установить сроки сдачи для каждого этапа

Напоминать Максу о завершении каждого этапа

Какие поощрения будут применяться в качестве стимула для использования/отработки навыка?

Очки за своевременное завершение этапа, дополнительные — за досрочное

Очки можно обменять на деньги, и Макс купит видеоигру, о которой давно мечтал

Не стесняйтесь обратиться за помощью к учителю, если вы не уверены в своих силах или ничего не выходит. Чтобы добиться успеха, нужно помочь ребенку составить план и следить за его выполнением; сделать его реалистичным и согласовать временные рамки каждого этапа. Здесь может возникнуть проблема: если у вас тоже слабо развиты навыки планирования, успех проекта окажется под вопросом. Понадобится помощь учителя, чтобы определить задачи и временные рамки для каждой из них. Иногда учителям кажется, что их собственная рубрикация проекта подходит для всех учеников. Тогда обратите его внимание на тот факт, что у вашего ребенка этот навык недостаточно развит и прошлый опыт показывает, что ему требуются более конкретные и краткосрочные задачи, регулярный контроль и обратная связь.

Главный по организации: думаем наперед, планируя встречи с друзьями

Элис — активная, общительная второклассница. На ее улице нет детей ее возраста, так что, если она хочет встретиться с друзьями вне школы, они должны приехать к ней или она к ним. Мама Элис с удовольствием свозит дочку к друзьям, если не загружена работой, не отвозит ее старших братьев и сестер на футбол или в театральную студию или не занята чем-то еще. Но Элис не думает наперед: решая встретиться, не уточняет, заняты ее друзья или нет и сможет ли мама отвезти ее в гости. Она может проснуться утром в субботу или воскресенье и решить, что хочет увидеться с друзьями. Но часто друзья заняты или мама загружена и не может отвезти дочь в гости. В итоге Элис шатается по дому в плохом настроении, жалуясь, что ей нечем заняться. В понедельник, когда она придет в школу, друзья станут рассказывать о том, чем они занимались в выходные, а она почувствует себя брошенной. Мама часто повторяла Элис, что нужно договариваться о встрече заранее. Девочка соглашалась, но, естественно, быстро забывала об этом.

Мама предложила Элис поискать решение проблемы и помогла дочке все спланировать, задавая наводящие вопросы. «Думаю, ты хочешь, чтобы пришла Джейми. Что ты сделаешь в первую очередь? — Я спрошу Джейми, не хочет ли она прийти. — Тебе нужно попросить разрешение? — Да, я сначала спрошу у тебя. — Предположим, она согласилась. Что дальше? — Она придет. — А ей разве не нужно разрешение? — Ой, да, я забыла, она должна спросить свою маму. — Хорошо, если ее мама не против, что тебе нужно сделать?» Они продолжали беседу, пока не определили последовательность действий, и с помощью мамы Элис составила для себя план.

Сначала маме приходилось в начале недели напоминать дочке, чтобы та подумала о планах на выходные, приняв во внимание загруженность мамы и друзей. Продолжая практиковаться, Элис сможет спланировать мероприятие и даже стать кем-то вроде «главного организатора» для друзей.

Шаг 1. Установление поведенческих целей

Целевой организационный навык: планирование

Конкретная поведенческая цель: Элис выделит шаги, необходимые для планирования внешкольного мероприятия с друзьями, за несколько дней до выходных

Шаг 2. Изменение окружения

Какие предметы/люди помогут достичь цели?

Родители задают вопросы / высказывают предположения, на которых основываются этапы планирования

План действий готов

Мама напоминает Элис, что пора начать планирование

Какие конкретные навыки получит ребенок, кто обучит его, каким образом?

Навык: планирование выходных

Кто обучит навыку? Мама

Потом мама помогает Элис составить письменный перечень шагов

Мама напоминает Элис, что пора начинать планирование выходных

Какие поощрения будут применяться в качестве стимула для использования/отработки навыка?

Элис может контролировать свое расписание и встречаться с друзьями

Выясните, обладает ли ваш ребенок достаточно хорошими навыками начала выполнения заданий и следования плану. Если план провалился, придется значительно чаще напоминать и направлять ребенка, чтобы он приступил к заданию. Еще раз изучите главы 14 и 15. Возможно, вы захотите попробовать некоторые рекомендации, чтобы улучшить навыки начала выполнения задания и настойчивости в достижении цели.

Убедитесь, что проблема с организацией прихода детей в гости не связана с тем, что ваш ребенок пытается наладить отношения с кем-то, с кем у него не выходит подружиться. Возможно, с кем-то из детей ребенку общаться проще, чем с другими. Разговор с учителем поможет понять, с кем из одноклассников, по его мнению, вашему ребенку проще наладить контакт.

Еще один способ усовершенствования социальных навыков и навыков планирования — регулярные мероприятия по выходным. Спорт, театр, танцы и другие занятия обеспечивают структурированное общение. Они косвенно развивают навыки планирования и дают возможность встречи с друзьями вне школы.

Источник

Развитие умения планирования у младших школьников в учебной деятельности

Педагогические науки

Похожие материалы

Для успешной социализации в современном постиндустриальном, высоко динамичном обществе необходимо формирование у молодого поколения умения четко распределять многообразие видов деятельности для выполнения их в течение ограниченного времени, конструировать различные варианты выполнения деятельности и осуществлять выбор оптимального. При этом успешное выполнение личностью деятельности обеспечит высокий уровень развития у неё умения планирования.

Целенаправленное формирование умения у младших школьников планировать связано с началом обучения ребенка в школе. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, развитие умения планирования у обучающихся является необходимым для достижения ими высоких образовательных результатов в учебной деятельности, поскольку оно способствует упорядочиванию и систематизации детьми учебных действий, своевременному прогнозированию возможных трудностей и путей их преодоления[ ].

Проблема формирования умения планирования у младших школьников раскрывается в работах А.Г. Асмолова, П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной, В.В. Давыдова, В.Х. Магкаева. По мнению А.Г. Асмолова, планирование является универсальным учебным действием обучающегося, обеспечивающим его способность к организации процесса овладения новыми знаниями и способами действий и к продуктивному взаимодействию со сверстниками и взрослыми. Формирование умения планирования у младших школьников осуществляется поэтапно: приобретение первичного опыта выполнения действия и мотивация; формирование нового способа (алгоритма) действия, установление первичных связей с имеющимися способами; тренинг, уточнение связей, самоконтроль, коррекция; контроль [1].

В.В. Давыдов рассматривает планирование как определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий. Он отмечает, что успешность осуществления деятельности планирования младшим школьником зависит от количества предусмотренных им пошаговых действий и тщательного сопоставления их между собой Автор указывает, что формирование планирования у младших школьников связано с развитием теоретического мышления[2].

П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина считают, что основу умения планирования составляет развитие у обучающегося внутреннего плана действий. Данные исследователи выделяют пять этапов развития внутреннего плана действий у младших школьников. На первом этапе планирование носит внешней характер: дети при помощи педагога озвучивают последовательность своих действий. На втором этапе при составлении плана младшие школьники опираются на поставленную цель и конечный результат, в процессе выполнения действий по реализации плана у них проявляются ошибки и несовпадение с необходимым результатом. На третьем этапе у младших школьников проявляется способность к мысленному формированию плана действий, к представлению промежуточных результатов. Обучающиеся выполняют действие во внутреннем плане, а затем реализовывают его в практической деятельности, регулируют свою деятельность в соответствии с планом. На четвертом этапе при построении плана решения младшие школьники преобразуют практическую задачу в теоретическую. Оценка результата осуществляется на основе рефлексии и логики достижения цели. На пятом этапе у обучающихся проявляется самостоятельность в процессе формирования внутреннего плана действий. Действия во внутреннем и внешнем плане согласованы, последовательны, логичны. Построение плана предваряется анализом собственной структуры задачи[4].

В.Х. Магкаев считает, что умение планирования у младших школьников проявляется в способности выстраивать последовательность мысленных действий и реализовать эти действия в практической деятельности. Основу планирования составляют предвидение и преднамеренность. В.X. Магкаевым выявлены четыре типа реализации планирующей функции мышления у младших школьников: манипулятивный тип (отсутствие планирования), пошаговый (определение способа действия на основе анализа выполнения предыдущего действия), ближайшее планирование (представление во внутреннем плане частичного решения задачи), рациональное планирование (выбор во внутреннем плане наиболее оптимального способа решения задачи из нескольких вариантов)[ ].

В работах О.В. Якубенко отмечается, что на формирование умения планирования учебной деятельности у младших школьников оказывает влияние организация сотрудничества обучающихся на уроках. В связи с этим педагогу необходимо создавать оптимальные условия для развития гуманистических межличностных отношений детей, активно применять на уроке технологии группового и коллективного способов обучения[ ]. При этом с целью профилактики агрессивного, конфликтного поведения детей исследователь рекомендует использование средств арт-терапии[ ]. Формирование у младших школьников умения планирования учебной деятельности будет способствовать профилактике их дезадаптации к условиям школьного обучения[ ].

В работах П.И. Фроловой рассматриваются педагогические технологии, способствующие формированию умения планирования у обучающихся в начальной школе: проблемное обучение, кейс-технология, игровые технологии, технология организации учебного сотрудничества. По мнению исследователя, систематическое использование указанных технологий на уроках в начальной школе обеспечит активное осмысление младшими школьниками структуры и содержания учебных задач, создание универсальных алгоритмов их решения[ ].

Основываясь на данных исследованиях, рассмотрим методы формирования умения планирования у младших школьников в учебной деятельности. На начальном этапе обучения обучающихся планированию учителю необходимо использовать метод обсуждения готового плана решения учебной задачи. При этом педагог проговаривает все этапы действия, организует коллективный анализ детьми последовательности действий. В процессе анализа у младших школьников формируются способности соотносить выполненные действия, их промежуточные результаты, определять последовательность действий, приводящую к необходимому результату.

В процессе формирования умения планирования у детей в начальной школе эффективным методом также является использование учителем плана с недостающими или избыточными действиями. Педагог может предложить обучающимся детализировать план решения учебной задачи, составленный в общем виде, или дополнить план, в котором пропущены некоторые действия.

После освоения младшими школьниками рассмотренных выше методов планирования учебной деятельности учителю необходимо предложить им самостоятельно составить собственный план решения учебной задачи. Сначала педагог предлагает детям ориентировочную основу деятельности – алгоритм составления плана. Обучающиеся составляют план решения учебной задачи по алгоритму, учитель оказывает им необходимую помощь. По мере овладения данной деятельностью до уровня автоматизации дети приобретают способность осуществлять планирование самостоятельно, без опоры на алгоритм. На данном этапе у младших школьников формируется рациональное планирование учебной деятельности.

Таким образом, формирование умения планирования у младших школьников необходимо осуществлять целенаправленно и поэтапно. При этом необходимо предлагать детям ориентировочную основу деятельности, образцы различных видов готовых планов решения учебной задачи, оказывать необходимую помощь.

Список литературы

Завершение формирования электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»

Создание электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»

Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

Источник

Доклад » Формирование умений планирования у учащихся регулятивных УУД».

в каких ситуациях ученики приобретают навыки планирования работы. Смотреть фото в каких ситуациях ученики приобретают навыки планирования работы. Смотреть картинку в каких ситуациях ученики приобретают навыки планирования работы. Картинка про в каких ситуациях ученики приобретают навыки планирования работы. Фото в каких ситуациях ученики приобретают навыки планирования работы

Муниципальное общеобразовательная учреждение

средняя школа п.ст.Налейка

Формирование у учащихся умений планирования как вида регулятивных УУД на уроках иностранного языка.

Учитель немецкого языка МОУ СШ п.ст.Налейка

1.1. Приоритетная цель школьного образования – формирование, развитие и использования метапредметных связей.

2.Основная часть.

Формирование и развитие у учащихся способностей планирования как вида регулятивных УУД на уроках иностранного языка.

2.1. Развитие регулятивных способностей-ключевая компетентность личности.

2.3 Планирование как вид регулятивных действий(далее регулятивные УУД) на уроке немецкого языка –

2.4. Условия формирования и развития у учащихся способностей планирования как вида регулятивных УУД на уроках иностранного языка.

2.5.Средства формирования у учащихся способностей планирования как вида регулятивных УУД на уроках иностранного языка.

Формирование у учащихся умений планирования как вида регулятивных УУД на уроках иностранного языка.

1.1. « Научить учиться» – лозунг стандартов II поколения

Согласно образовательной тенденции, заложенной в ФГОС нового поколения, на сегодняшний день приоритетной целью школьного образования становится:

-развитие у учащихся способностей самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, формирование умения учить учиться;

— создание условий для развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умений учиться во взрослой жизни, обеспечивая личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;

— обеспечение успешного усвоение ЗУН, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.

Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования учитьСЯ (учить себя)- вот главная задача школы.

Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы УУД.

Преподавание иностранного языка – это неисчерпаемый источник формирования,развития и использования метапредметных связей. Ни один учебный предмет, пожалуй, не обладает в этой работе такими возможностями, как иностранный язык.

1.2. УУД представляют собой целостную систему, в которой можно выделить взаимосвязанные и взаимообуславливающие виды действий:

коммуникативные – обеспечивающие социальную компетентность,

познавательные – общеучебные, логические, связанные с решением проблемы,

личностные – определяющие мотивационную ориентацию,

регулятивные – обеспечивающие организацию собственной деятельности.

2. Формирование у учащихся умений планирования как вида регулятивных УУД на уроках иностранного языка.

2.1. В целостной системе представленных УУД развитие регулятивных способностей составляет ключевую компетентность личности.

Регулятивные, универсальные умения — способность справляться с жизненными задачами; планировать цели и пути их достижения и устанавливать приоритеты; контролировать своё время и управлять им; решать задачи; принимать решения и вести переговоры.

В области образования развитие регулятивных способностей составляет также ключевую компетентность личности

Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельности посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают организацию и регулирование учащимися своей учебной деятельности.

Содержание данных действий можно представить в таблице.

Сформированность данного вида регулятивных УУД

постановка учебной (коммуникативной, познавательной, игровой) задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё предстоит освоить.

определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата овладения речевой деятельностью; умение действовать по предложенному плану/правилу/образцу, составление плана и последовательности действий;

и самостоятельно планировать свою учебную деятельности.

вероятностное прогнозирование при восприятии текстов при аудировании и чтении предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

сравнение результатов своих пошаговых действий и деятельности в целом с заданным эталоном, сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона;

умение вносить необходимые коррективы в свои речевые действия на основе их оценки — умение видеть ошибку и справить её. внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

действия оценки /самооценки

осознание учеником того, каков его уровень в освоении ИЯ, чем ещё предстоит овладеть и чему научиться, чтобы свободно использовать ИЯ выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

способность к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию сосредоточиться на выполнении речевых действий, умение проявить настойчивость и усилие к преодолению препятствий для достижения поставленной цели

2.2. Планирование как вид регулятивных действий

умение самостоятельно планировать свою учебную деятельности.

2.3.Условия формирования и развития регулятивных действий :

Существуют определенные правила формирования регулятивных УУД.

На начальном этапе развития регулятивных УУД необходимо

1. Создавать условия для формирования у учащихся положительной мотивации, чтобы ученик понял, что он знает и чего не знает, и, самое главное, захотел это узнать.

2. С начала обучения планированию необходимо приучать ученика использовать во внешней речи планирование действий по решению учебной задачи, стимуляция действий, (для того чтобы. (цель). надо. (действие)), контроль над качеством выполняемых действий, оценку этого качества и полученного результата, коррекцию допущенных в процессе деятельности ошибок.

3. Учить учащихся самих ставить цель, составлять план для достижения этой цели. Исходя из цели и плана, учеников учить предполагать каких результатов, они могут достигнуть.

4. Работая по составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, словари, лингвострановедческий справочник, средства ИКТ).

5.Учить понимать причины своего неуспеха, планировать способы и пути выхода из этой ситуации

2.4.Средства формирования у учащихся способностей планирования как вида регулятивных УУД на уроках иностранного языка.

Средствами формирования у учащихся способностей планирования как вида регулятивных УУД служат разнообразные методы и формы организации учебной деятельности учащихся.

Одним из специальных средств развития регулятивных УУД являются памятки.

1.Памятка — это вербальная модель приема учебной деятельности, то есть словесное описание того, зачем, почему и как следует выполнять какое-либо учебное действие. УМК предлагает учащимся следующие виды памяток:

Памятка-алгоритм: предлагает строго фиксированную последовательность операций.

Ты, наверное, заметил, что в учебнике много упражнений, помеченных знаком (•). Это упражнения, в которых диктор показывает тебе образец высказывания. Как им воспользоваться?

Посмотри на следующую схему работы. Диктор делает четыре «шага», сделай вслед за ним свои «шаги».

1. произносит фразу, вопрос, любую реплику

1. слушаешь его высказывания, обращая внимание на то, что нужно усвоить, и запоминаешь это

2. повторяешь за ним, отвечаешь, реагируешь и т.п. в зависимости от задания

3. произносит сказанное вторично или твою предполагаемую реплику

3. сверяешь сказанное тобой с образцом

4. повторяешь правильный вариант

Памятка-инструкция: предлагает желаемую последовательность операций, но ученику дается возможность самостоятельно изменить эту последовательность или свернуть некоторые операции.

Памятка. «ЕСЛИ СПРАШИВАЮТ НЕ ТЕБЯ…»

Если спрашивают не тебя, не отключайся от работы, так как нельзя научиться общаться, говоря на уроке лишь несколько минут.

Представь, что все сказанное учителем или учениками относится к тебе лично.

Подумай, как бы ты сам прореагировал на сказанное.

Скажи это (или повтори за говорящим) шепотом.

Отдохни, если устанешь. Но потом обязательно продолжи.

Так ты сможешь упражняться в общении весь урок! Главное, не отступай, и успех придет!

3. Памятка-совет: рекомендует возможные способы выполнения действия, оставляя ученику право выбора подходящего для него способа выполнения действия.

Памятка. «ЗАГАДОЧНЫЕ ЗНАКИ»

В немецком языке не всегда одна буква передается одним звуком. Одному звуку не всегда соответствует одна буква. Для озвучивания напечатанных слов используется звуковой алфавит – транскрипция . Транскрипция записывается в квадратных скобках. Ударение обозначается знаком [‘] или [«] и ставится перед ударным слогом. Запомнив все транскрипционные знаки, ты сможешь прочитать любое слово в словаре.

Чтобы легче запомнить транскрипцию, в учебнике на первых уроках под ней дается строчка на русском языке (транслитерация).

На с. 218-219 учебника ты можешь найти сводную таблицу соответствий немецких и русских звуков.

Совет: на первых уроках главное внимание обращай на транскрипцию. К таблице соответствий немецких и русских звуков, а также к строчкам на русском языке обращайся только в случае крайней необходимости. Прочитав слово с помощью транслитерации, проверь себя, сможешь ли ты прочитать это слово по транскрипции, а затем и без нее.

4. Памятка-показ: дает пример выполнения задания (или что надо запомнить ).

При изучении степеней сравнения прилагательных и наречий памятка показывает, что есть исключения из правила и их надо учить наизусть. (Рис.5)
в каких ситуациях ученики приобретают навыки планирования работы. Смотреть фото в каких ситуациях ученики приобретают навыки планирования работы. Смотреть картинку в каких ситуациях ученики приобретают навыки планирования работы. Картинка про в каких ситуациях ученики приобретают навыки планирования работы. Фото в каких ситуациях ученики приобретают навыки планирования работы

5. Памятка-стимул: стимулирует активность через раскрытие перспектив.

Если будешь работать так, как тебе советуют памятки, то уже в ХI классе ты будешь уметь:

— беседовать с иностранцем на основные темы (о семье, о школе, о городе и т.д.), т.е. понимать его вопросы и высказывания, основные мысли и содержание его рассказов; спросить иностранца о том, что тебя интересует и кратко рассказать ему о себе и своих делах, о нашей Родине и т.д.;

— написать письмо своему зарубежному другу;

— прочесть заметки из иностранных газет, чтобы найти то, что тебя интересует, или специально изданные для чтения рассказы немецких писателей.

Если же ты захочешь научиться:

— понимать содержание радиопередач на немецком языке, легко и быстро находить информацию в Интернете;

— понимать то, о чем поют различные ансамбли,

— читать книги немецких писателей,

— свободно рассказывать о чем угодно и высказывать свое мнение об этом,

тебе придется работать дополнительно и в школе, и после окончания ее.

Памятка предъявляется ученику на уроке перед выполнением упражнения. Памятки предназначены для того, чтобы научить учеников рационально выполнять учебную деятельность, совершаемую на уроке под руководством учителя, а также научить учеников работать самостоятельно. Но знание памятки не означает, что ученик умеет выполнить тот или иной вид работы, овладение приемом происходит в процессе многократного выполнения упражнений, направленных на развитие того или иного умения. При этом важно, чтобы ученик осваивал правильный и наиболее рациональный способ выполнения задания.

От вида памятки зависит методика работы с ней.

— Вся памятка (и экспозиция, и ее основная часть) должна быть написана живым, образным языком, доступным учащимся того возраста, которому она адресована. В памятках следует по возможности шире использовать пословицы, поговорки, крылатые выражения, которые хорошо запоминаются учащимися.

— Характерной особенностью памятки должна быть ее обращенность непосредственно к ученику, ее доверительный тон.

Следовательно, важным требованием, предъявляемым к памятке, является оформление ее содержания таким образом, чтобы ученик с интересом читал бы ее и с желанием следовал бы ее советами.

На раннем этапе обучение иностранному языку должно строиться на основе игры. Игра на занятиях по иностранному языку – это не просто коллективное развлечение, а основной способ достижения определенных задач обучения на данном этапе.

На данном этапе дети учатся, играя и играя развиваются и обучаются. Для усвоения и запоминания нового материала (слов, словосочетаний, предложений, текстов)на уроках используются приемы наглядности и доступности, предлагаются повторения, каждый раз меняя учебную задачу, не требуя зазубривания, а включая учеников в игровые ситуации, такие как «Помоги Незнайке разложить предметы, которые находятся на столе, в определенном порядке» или «Поможем Красной Шапочке добраться до бабушки. Составим план пути.» и т.д. Для лучшего запоминания используется момент соревнования («Кто быстрее вспомнит названия всех игрушек, которые были на столе»).

Участвуя в инсценировании сказок, помогая озвучить знакомых и любимых сказочных героев, придумывая коллективную сказку по цепочке, или по опорной схеме, инсценируя диалоги и составляя их по данному образцу, ученики учатся планировать и регулировать свою деятельность, а значит, происходит формирование регулятивных учебных универсальных действий. При положительных результатах ученики не только начинают адекватно относиться к данному предмету, но и учатся объективной самооценке и планированию дальнейшей учебной деятельности.

У игры обязателен мотив, цель и результат. Воображение ребят также достаточно развито и носит не только воспроизводящий, но и творческий характер. Поэтому формированию регулятивных учебных действий могут способствовать задания творческого характера. Например:

1. Отгадывание кроссвордов, составление кроссвордов, загадок по пройденной лексике.

2. «Нарисуй картинку и составь ее описание».

Например, при изучении тем “Мой питомец», «Моя семья», «Наш дом» и т. д.

3. «Поставь слова в логическом порядке, чтобы получилось предложение»;

5. Прочитай рассказ, в котором некоторые слова заменены рисунками. Попробуй сам придумать такой рассказ для своих друзей».

6. Придумайте загадку для своих друзей (например, при изучении темы «Животные»)

7. «Нарисуй картинку к прочитанному тексту». и т.д.

Данные задания всегда воспринимаются с удовольствием и интересом. Несмотря на кажущуюся простоту, подобные задания способствуют выработке «умения учиться».

. На начальном этапе дети учатся прогнозировать свои результаты. Младшие школьники могут использовать самоконтроль для того, чтобы понять, всё ли у них получается, сверяя свои ответы с эталоном. При самоконтроле корректируется письменная и устная речь учащегося. При положительном результате у детей появляются позитивные эмоции, и повышается самооценка И при этом учащиеся учатся планировать и регулировать свою игровую деятельность.

На начальном этапе обучения необходимо часто менять виды учебной деятельности, учитывая психологические и возрастные особенности учащихся.

К игровым технологиям относятся ролевые игры типа: Ich „bin Interviewer, du bist ein bekannter Fußballspieler “.,разыгрывание диалогов и ситуаций на разные темы, соответствующие возрасту учащихся,а именно:диалоги, темы которых обязательно приближены к реальным, например, «На улице», «На перроне», «В магазине», «У билетной кассы» «В отеле» «В кафе».

— Hallo, ich heiße… Ich bin … Jahre alt. Und du?

— Mein Name ist…, ich bin … Jahre alt.

— Sehr angenehm! Ich komme aus… Und woher kommst du?

— Ich komme aus… Wo lernst du?

— Ich gehe noch in die Klasse 5. Und du?

— Ich auch! Liebst du die Schule?

— Natürlich! Mein Lieblingsfach ist…

— Ich liebe … auch! Ich höre Musik gern. Und du?

— Wir haben viel Gemeinsames! Kannst du mir bitte deine Telefonnummer geben?

Выполняя данные учебные действия школьники учатся учитывать разные мнения и стремиться к планированию различных позиций в сотрудничестве.

К игровым технологиям относятся и «психотехнические игры»

Для того, чтобы уроки немецкого языка способствовали формированию регулятивных УУД и соответствовали требованиям ФГОС в своей практике используются новые средства, которые называются «психотехнические игры».

Научная новизна определяется тем, что психотехнические средства на уроках иностранного языка рассматриваются как подготовка ученика к личностно-ориентированному взаимодействию с другими участниками образовательного процесса, обеспечивая личностный рост, поднимая уровень рефлексии, осознания себя субъектом познания и мышления, меняя самооценку, повышая уровень притязания, актуализируя потребность в самореалиазции и саморазвитии в области изучения иностранного языка.

Таким образом, психотехнические игры являются современным продуктивным средством обучения, помогающим заинтересовать учащихся и способствующим лучшему усвоению материала, а также сподвигающим учащихся к самостоятельному созданию и использованию речевых конструкций.

Приведу пример одной психотехнической игры, которая пользуется особой популярностью у учеников средних и старших классов.

Ученики располагаются на стульях, поставленных в круг. Один из них получает от ведущего или от своего соседа задание превратиться в определенную вещь. Он должен вообразить себя этой вещью, погрузиться в ее мир, ощутить ее “характер”. От лица этой вещи он начинает рассказ о том, что ее окружает, как она живет, что чувствует, о ее заботах, пристрастиях, о ее прошлом и будущем. Закончив рассказ, участник дает задание следующему по кругу. И так далее. По мере овладения этим упражнением “перевоплощения” становятся все более глубокими. От поверхностных, чисто внешних описаний участники переходят к выражению настроений, чувств. Говоря о постороннем предмете, каждый во многом говорит о себе.

Для старших классов- игра «Стакан чая».Преподаватель предлагает взять воображаемый стакан с горячим чаем и постараться обьяснить и описать следующее (предлагается план ): 1)зрительные воспоминания-внешний вид,цвет чая;2)осязательные-ребристое стекло,гладкие грани;3)температурные воспоминания-жар горячего стекла;4)мышечно-двигательные-вес стакана,усилия руки;5)обонятельные воспоминания-запах чая;6)вкусовые воспоминания-вкус сладкого,горячего

В отдельных случаях образ может получиться настолько выразительным и сильным, что соответствующие ему переживания передаются всей группе. Под действием сильных образов у участников возникает иногда ощущение глубокого взаимопонимания, сопричастности, единства.

Таким образом, проведя несколько психотехнических игр в разных классах, был сделан вывод, что психотехнические игры предполагают не только обучение учащихся речевым образцам, лексико-грамматическим навыкам, помогают учащимся раскрыться, анализировать, познать что-то новое. Игры интересны учащимся любого возраста, способствуют повышению успеваемости более слабых учеников и помогают создавать на уроке благоприятную психологическую атмосферу. Кроме того, психотехнические игры являются современным средством в обучении иностранному языку и способствуют формированию регулятивных УУД, а именно определению последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата-овладения речевой деятельностью; умение действовать по предложенному плану/правилу/образцу

Работа с текстом начинается с дотекстового этапа, который не только эмоционально готовит обучающихся к восприятию текста, но и актуализирует имеющийся лексический запас, помогает заранее предвидеть идею, тематику, ход событий предлагаемого текстового материала. На данном этапе оправдано использование ассоциограмм и заданий типа «мозгового штурма» с использованием речевых опор.

Текстовый этап начинается с просмотрового чтения. Понять тематику и идею предложенного материала обучающимся помогает задание, направленное на нахождение ключевых слов. При этом объём текста и временные рамки жёстко ограничены (2-3 минуты). Данное упражнение очень важно для развития умения работать с научной литературой.

Следующий этап работы с текстом имеет поисковый характер и представляет собой ответы на вопросы. По ходу знакомства с текстовым материалом обучающиеся вправе оставлять специальные пометки в тексте в отведённых полях. Знак ? означает, что в предложении есть грамматический, лексический или содержательный элемент, который непонятен, интерес или вызывал сомнение у обучающегося. Знак + говорит о том, что в предложение присутствует тот или иной речевой элемент, который можно использовать в говорении или письме. Данное упражнение базируется на рефлексии и побуждает к самообразованию и саморазвитию.

Из этого задания органично вытекает следующее, а именно поиск речевых клише, фразеологизмов, которые могут быть использованы в собственной речи. При этом их употребление делает высказывание более ярким, образным, придаёт лёгкий оттенок аутентичности.

Особое значение при работе с текстом имеет умение передачи информации через графические образы, а также считывание, восстановление текста по предложенной схеме. Поэтому такие задания типа кластеров должны являться неотъемлемой частью работы на послетекстовом этапе. Данное задание обеспечивает обучающимся выход на монолог, облегчает переход к проблемному вопросу урока. Полное выполнение с обоснованием своей точки зрения является не обязательным для всех. Размышление над проблемным вопросом решает воспитательные задачи урока или занятия, провоцирует обучающихся к обращению к своему жизненному опыту, критической оценке своей учебной деятельности, умение действовать по предложенному плану/правилу/образцу.

При работе с текстом можно использовать и такие задания:

составление плана, выписывание ключевых слов, ответы на вопросы, тезисы.

— задания к тексту: «Посмотрите на заголовок текста и скажите, о чём будет в нем идти речь», «Прочтите последний абзац истории и догадайтесь, что произошло с главным героем рассказа», «Прочитайте первые предложения рассказа и предположите, что будет дальше»;

опираясь на смысл прочитанного текста, сочинение оригинального текста на основе плана.

— поабзацное изучение текста: эта методика позволяет эффективно организовать работу на уроке по изучению письменных источников информации. Так можно добиться более глубокого понимания изучаемого материала.

Тексты должны быть пригодными для поабзацной проработки.

В качестве логического завершения занятия обучающимся предлагается домашнее задание продуктивного характера, а именно написание ответного письма личного характера своему другу или подруге, который или которая просит совета. При этом письмо, на которое нужно ответить служит неким образцом, алгоритмом для написания своего собственного.

4.Развитие регулятивных УУД, в части планирования, происходит и в процессе решения речемыслительных задач, в который вовлекаются учащиеся.

В УМК «Немецкий язык 2–11» представлены следующие речемыслительные задачи : объяснение, сообщение, осуждение, одобрение, убеждение, расспрос, сравнение, сомнение, предположение, обсуждение, описание и др.

Предлагаются следующие ситуации: «Расспроси(те) друга/друзей…», «Предложи(те)…», «Посоветуй(те)…», «Выскажи(те) своё отношение/ мнение …», «Обменяйтесь мнениями о…, возьми(те) интервью у….

Каждая речемыслительная задача включает в себя ряд мыслительных действий. Так, например, задача «убедить» предполагает следующие действия: выбор аргументов, классификация аргументов, выстраивание порядка убеждения, изменение аргументов в процессе диалога, изменение стратегии убеждения, если собеседник не согласен.

Уже сам ряд перечисленных мыслительных действий, который будет выполняться в процессе работы есть план.

УМК включает задания, которые учащиеся выполняют в парах или группах, где у каждого ученика есть своя роль, а успех работы зависит от каждого из них. Такие задания учат решать возникающие проблемы и разрешать конфликты, использовать различные средства передачи информации другим людям, в частности, уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, а также учат участников планировать учебное сотрудничество, взаимодействовать в коллективе.

Например, учащимся предлагается рассказать собеседнику о том, что он/она планирует делать после школы и убедить собеседника в правильности выбора.( 9 класс.Тема «Выбор профессии» )

. Следующая ситуация : Dein Freund will eine Arbeitsgemeinschaft besuchen. Du bist ein Naturfreund. Rate deinem Freund die AG für «Junge Naturfreunde» zu besuchen. Erzähle, was dort für dich interessant ist, was dir Spaß macht.

Учащимся также предлагаются задания, которые позволяют им рассмотреть разные точки зрения на одну и ту же проблему, сравнить свое мнение с мнением героев литературных произведений, сверстников из других стран или своих одноклассников

При изучении темы «Путешествие по Германии» в рамках речевой ситуации «Выбор транспорта», после выполнения упражнений, формирующих лексико-грамматические навыки и заданий на развитие навыков аудирования, им предлагается обсудить и выяснить: «Какой вид транспорта лучше выбрать для путешествия?» Для этого им предлагается разделиться на две команды, поддерживающие разные виды транспорта; дается время, чтобы они приготовили утверждения «за» свой вид транспорта и «против» вида транспорта оппонентов. Они собирают информацию (стоимость, удобства транспорта, время поездки, расписание, планируемые экскурсии и др.),сравнивают, обсуждают все «за» и «против», делают выбор. ( Используются вопросы : Womit fahren wir? Wie steht es mit…? Was kannst du vorschlagen? Wie meint ihr? Was noch? Was wählen wir?).

Объявляется регламент (обсуждение продолжается десять минут), ставится цель: «Убедить своих оппонентов, что вид транспорта своей команды лучше».

Участники группы (по 2-3 учащихся) выбирают приемлемый для путешествия вид транспорта.

В процессе обсуждения на доске фиксируются баллы за убедительные доводы каждой команды. После завершения обсуждения задается вопрос: «Есть ли такие члены команды, кого убедили соперники, и они хотели бы к ним присоединиться?». Подводится итог по количеству баллов. Затем даётся анализ ошибкам, которые встретились при обсуждении, планируются пути и способы их исправления.

Такие задания способствуют практическому применению языка. Дети становятся раскрепощеннее, не боятся говорить. Кроме того, такие задания полезны, ведь они запоминаются учащимися.

Выполнение этих действий приводит к формированию различных универсальных УУД: познавательных — анализ, классификация, выведение следствий, осознанное построение речевого высказывания; и коммуникативных — владение монологической / диалогической формой речи.

Выполняя это упражнение, учащийся должен определить цель своего высказывания, отобрать аргументы, которые помогут обосновать его точку зрения, привести примеры, в чем он/она видит преимущества выбранного пути, спланировать, какие аргументы можно привести, чтобы убедить собеседника, подготовить контраргументы. Таким образом, в этом упражнении, помимо перечисленных выше УУД, добавятся развитие. регулятивных — целеполагание, планирование, контроль, коррекция.

Следует отметить, что вся работа происходит под руководством учителя, который с помощью вопросов, схем ведет учеников к правильному выполнению задания. Такой вид работы начинается с 3 класса.

Регулярная повторяемость подобных заданий позволяет достигать поставленной цели, то есть развития УУД

Для развития регулятивных действий у учащихся на уроках иностранного языка можно использовать следующие задания:

5.Еще одним средством развития УУД является проектная деятельность. Линия УМК «Немецкий язык 2-11» предлагает различные проекты для работы, темы которых охватывают все сферы человеческой деятельности, что дает возможность учащимся удовлетворить познавательные интересы и раскрыть способности. Каждый цикл каждого года обучения завершается проектным уроком, на котором учащимся предлагается выполнить один из предложенных проектов или придумать свой. Целью проектной деятельности является не только достижение определенных предметных результатов, но и интеллектуальное и личностное развитие учеников, а также развитие умения сотрудничать в коллективе и работать самостоятельно.

Проект-это уникальное средство развития УУД. Работа над проектом включает в себя несколько основных этапов: постановка проблемы, раскрытие замысла исследования или выдвижение гипотезы, планирование проектной работы, проведение исследования, сбор материала, поиск решения проблемы, представление результатов проектной деятельности и обсуждение. На каждом этапе работы над проектом формируются все группы УУД. Какие из УУД будут развиваться, зависит от каждого конкретного проекта, но, безусловно, в проектной деятельности будут развиваться умение сформулировать проблему, умение задать вопросы по проблеме, умение планировать проектную работу, умение анализировать, классифицировать, делать выводы и умозаключения,т.е. регулятивные УУД, в частности планирование как вид регулятивных УУД.

В начале изучения языка это тематические мини-проекты без презентации на такие темы, как «О себе», «Моя семья», «Моя любимая игрушка», «Мой домашний питомец»

«Was kann ich über mich erzählen?», «Sommerfotos», «Mein Geburtstag, «Die Gäste kommen zu Besuch», «Mein Wochenende», «Mein Lieblingsschulfach», «Meine Hilfe zu Hause», « Mein Tagesablauf»;

.В средних и в старших классах можно создавать такие проекты, как:

Составьте свое меню (при изучении темы «Еда).

— Напишите официальное письмо в данную организацию.

Напиши своему другу, как ты провёл каникулы

-мини-проекты типа: составление программы пребывания немецких школьников в Санкт-Петербурге (Aufenthaltsprogramm),

-«Мой распорядок выходного дня»

Учащиеся составляют рассказ по плану:

1.Am Morgen. 2. Am Tage. 3.Am Nachmittag. 4.Am Abend;

Тема «Мой рабочий день. Планирование времени». Учащиеся составляют хронокарту и определяют эффективность распределения и расходования времени. Они заполняют таблицу (виды занятий: сон, уборка, быт, уроки и т.д.) и отмечают время. Затем ученики делают выводы: на что ушло больше времени, на что – не хватило. На следующий день они намечают новый план.

Таблица 1 – Хронокарта

Развлечения, ТВ, компьютер

Общение с друзьями

Интересны проекты, в которых рисуют, вырезают картинки, привлекая родителей. Лексику и грамматико-речевые структуры к теме дописываем или доклеиваем на карточках. Это дидактический материал на ближайшее время и впоследствии.

По форме коллаж напоминает плакат или стенгазету. В центре находится ключевое понятие-ядро, а вокруг него располагаются понятия-спутники, составляющие его фоновое окружение. Заранее готовятся к уроку наглядные материалы: ватман, картинки или фотографии, а также карточки с лексическими единицами по пройденной теме, фломастеры, цветные карандаши, кисточка, клей, ножницы.

Коллаж включает в себя не только определенное количество реалий, но также вопросы, грамматические формы, необходимые опоры для ответов. Созданные схемы-коллажи также могут быть использованы и на последующих уроках, при повторении пройденного материала.

Для овладения видовременными формами дети выполняют проект в форме комикса, некоторые придумывают продолжение сказки. Презентацию проекта осуществляют в виде инсценировки по ней. Вопросы для диалога персонажей сказки дети составляют самостоятельно.

На этапе презентации проекта учащимся потребуется умение структурировать материал, умение использовать знаково-символические средства представления материала, умение полно и точно выражать свои мысли. Завершающий этап работы над проектом является основой развития рефлексии. Необходимо помнить, что оценка проекта самими учащимися должна основываться на содержательных, объективных и осознанных критериях, которые могут быть, как разработаны учениками самостоятельно, так и предложены учителем. Учащиеся должны уметь анализировать причины успеха и неудач. Задачей учителя является формирование у ученика установки на улучшение результатов деятельности и планирования

Интернет придаёт проекту больший динамизм, меняет его временные рамки. В ходе работы над проектами учащиеся применяют и расширяют свои языковые знания, получают обширную страноведческую информацию. Регулярное использование Интернета делает процесс обучения немецкому языку более привлекательным для учащихся, т.к. они получают неограниченный доступ к интересным страноведческим материалам, которые выгодно отличаются от статичных устаревших текстов в учебнике. В первую очередь это касается таких тем, как «Спорт», «Музыка», «Молодёжная мода». Благодаря Интернету, учащиеся могут расширять свой словарный запас, в первую очередь, обиходную лексику, улучшается их орфография. Учащиеся сами могут участвовать в подборе материала для урока и чувствуют себя более самостоятельными.

Учебные проекты, связанные с электронной почтой, позволяют применять полученные языковые знания в реальной ситуации общения и к тому же письменно. Вся проделанная работа потом устно обсуждается в классе на уроке и по возможности на иностранном языке.

Тексты, полученные по электронной почте, могут представлять для учащихся трудности, но учащиеся заинтересованы быстрее их преодолеть, чтобы понять содержание текста и составить ответ на полученное сообщение от сверстников. В таких текстах, как правило, используется обиходный язык, что является одновременно и трудным, и привлекательным для учащихся

Подобные задания помогают учащимся осознать свои успехи в изучении немецкого языка, а также наличие каких-либо проблем и спланировать пути их решения.

Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий (действий целеполагания, планирования, прогнозирования, контроля, коррекции и оценки) на уроках немецкого языка возможны следующие виды заданий:

— задания по определённому алгоритму (например, составление предложений по схеме к теме «Прямой и обратный порядок слов в немецком предложении»);

— работа с тематическими диаграммами, ассоциограммами; с разнообразными таблицами в учебнике;

-задания типа «Цепочки букв» и преобразование их в предложения ;

-планирование монологического, диалогического высказывания, содержания презентации,например:

1. план рассказа о себе, используя ключевые слова: Name, Alter, Wohnort, Familie, Geschwister, Schule, Klasse, Hobbys und Freizeitaktivitäten, Lieblingsfächer, Vorbilder, Steckenpferd;

— работа по «цепочке» с ответом на вопросы: твой любимый школьный предмет, твое любимое занятие. твой любимый цвет. твое любимое животное. твой лучший друг. твой образец для подражания…, я хочу быть по профессии. твоя любимая одежда. твое любимое время года. твой любимый герой. твоя любимая еда…, твоя любимая книга… и т.д.

Вот пример одного из таких заданий: на лепестках цветка из бумаги написано: dein Lieblingsfach…, deine Lieblingsbeschäftigung…, dein Vorbild…,deine Lieblingsjahreszeit… usw. Warum? Учащиеся по цепочке отрывают лепестки и называют предложения типа: Mein Lieblingsfach i t Musik, denn ich singe gern;

— составление разного рода опор, например, при подготовке устного сообщения по теме «Sport und gesundes Leben» (Рис.1); расставить пункты плана в логической последовательности;

в каких ситуациях ученики приобретают навыки планирования работы. Смотреть фото в каких ситуациях ученики приобретают навыки планирования работы. Смотреть картинку в каких ситуациях ученики приобретают навыки планирования работы. Картинка про в каких ситуациях ученики приобретают навыки планирования работы. Фото в каких ситуациях ученики приобретают навыки планирования работы

Работа над текстами с пропусками дает возможность проконтролировать знание тематической лексики, ее правописание и контекстное употребление,

деятельность на уроке и целевые установки. Исходя из вышеизложенного, можно с уверенностью сказать, что творческие самостоятельные работы являются важнейшим условием самореализации личности учащихся на уроках немецкого языка.

Мною были охарактеризованы используемые на уроках немецкого языка средства формирования у учащихся способностей планирования как вида регулятивных УУД. Это разнообразные технологии и разнообразные задания. Выделенные педагогические условия являются комплексом, так как объединены общей целью, взаимосвязаны и взаимно дополняют друг друга.

Я считаю, что с помощью данных видов работы качественно улучшается процесс приобретения учащимися не только лексико-грамматических знаний, развитие речевые умения, но все это способствует развитию регулятивных универсальных учебных действий учащихся, а в частности развитию планирования как виду регулятивных УУД в процессе обучения немецкому языку без ущерба для достижения предметных результатов.

5. Лобок А. М. «Школа нового поколения» e-mail: aml2005@rambler.ru

9. Сухов В.П. Системно-деятельностный подход в развивающем обучении школьников. СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена, 2004.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *