в каких случаях происходит положительный перенос двигательных навыков
Взаимодействие навыков
Формирование одних двигательных навыков может оказывать определенное влияние на усвоение других навыков. Это явление получило название переноса навыков.
Выделяют несколько разновидностей переноса навыков. Прежде всего следует различать положительный и отрицательный перенос навыков.
Положительным переносом называется такое взаимодействие навыков, при котором ранее сформированный навык облегчает процесс формирования последующего. Например, навык метания малого теннисного мяча помогает освоить метание копья.
Отрицательным переносом называется такое взаимодействие навыков, при котором ранее сформированный навык затрудняет процесс формирования последующего. Например, навык на гимнастической перекладине может замедлить освоение ; то же самое возможно при одновременном обучении сальто назад и перевороту назад.
Перенос навыка может иметь различный характер.
Односторонний перенос. Он возникает в тех случаях, когда формирование одного навыка содействует образованию другого, а обратного влияния не обнаруживается.
Взаимный перенос. Это перенос навыков с одного двигательного действия на другие и обратно.
Прямой перенос. Он характеризуется тем, что формирование одного навыка сразу же влияет на создание другого в каком-либо упражнении.
Косвенный (опосредованный) перенос. Это такой вид переноса, при котором ранее сформированный навык создает только благоприятные предпосылки для приобретения нового. На явлениях косвенного переноса основано использование средств общей физической подготовки в целях увеличения фонда неспецифических двигательных умений и навыков в избранном виде спорта.
Ограниченный (частичный) перенос. Он происходит в тех случаях, когда структура изучаемых действий имеет большое сходство. В этом случае перенос навыков осуществляется в весьма узком диапазоне (например, перенос навыков удара в теннисе и бадминтоне, метание гранаты и копья). На принципе структурного сходства главных фаз осваиваемых движений планируется последовательность и преемственность заданий и вся система так называемых подводящих упражнений.
Изучение закономерностей переноса навыков представляет большой интерес как для теории, так и для практики физического воспитания и спорта. Характер взаимодействия навыков необходимо учитывать:
— при классификации физических упражнений;
— при разработке программ по физическому воспитанию;
— при подборе систем подводящих упражнений.
Презентация по физической культуре «Перенос навыков в физической культуре»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
1.5. Лекция «сохранение, перенос, сочетание навыков»
Описание слайда:
План лекции:
Сохранение двигательных навыков
Перенос двигательных навыков
Сочетание двигательных навыков
Описание слайда:
Сохранение двигательных навыков
Описание слайда:
Автоматизированность двигательного навыка
Автоматизированность характеризуется возможностью выполнять движения не фиксируя специально внимания на процессе выполнения. О степени автоматизированности движений судят с помощью так называемого метода дополнительных заданий, который позволяет установить, насколько внимание спортсмена концентрируется на выполнении движения. Для этого определяют способность человека к переработке информации в спокойных условиях (например, наговаривают ему с магнитофона трехзначные числа, а он должен быстро решить, делится ли очередное число на три; подсчитывается общее число ошибок), а затем то же задание предлагают ему во время выполнения какого-либо движения. При этом подсчитывают, насколько увеличивается число ошибок, а затем определяют степень автоматизированности движения.
Некоторые движения, например ходьба, могут быть настолько хорошо освоены, что умственная работа во время их выполнения становится даже эффективнее, чем в покое.
Описание слайда:
Первый тип переноса навыка
когда процесс обучения навыку облегчает обучение тому же самому навыку, но выполняемому другой частью тела.
Пример если двигательный навык (скажем, ведение мяча) усвоен одной рукой, то другая рука тоже овладеет этим навыком без упражнения.
Описание слайда:
Второй тип переноса навыков – когда обучение одному навыку влияет на обучение другому навыку. Такое влияние может быть положительным, отрицательным и нейтральным.
Например, навыки метания камней, снежков, малого мяча помогают освоить метание спортивных снарядов (копья, гранаты).
Описание слайда:
Перенос двигательных умений и навыков
Описание слайда:
Типы переноса навыка
Односторонний перенос навыков проявляется в тех случаях, когда формирование одного навыка содействует становлению другого, а обратного влияния не обнаруживается.
Взаимный перенос навыков приводит к ускоренному освоению двигательных навыков в условиях взаимного двустороннего влияния, когда наблюдаются обоюдное совершенствование координационных и двигательных структур.
Прямой перенос навыка характеризуется тем, что формирование одного навыка оказывает непосредственное влияние на становление другого в движениях со сходной координационной и двигательной структурой.
Косвенный (опосредованный) перенос навыков –результат формирования навыка вначале не обнаруживается, а затем, спустя некоторое время, эффект проявляется через промежуточные связи — например, использование средств ОФП в целях увеличения базы неспецифических двигательных умений и навыков в избранном виде спорта на этапе начальной подготовки.
Описание слайда:
Характер взаимодействия навыков необходимо учитывать:
при разработки программ обучения и тренировки в этапном и годичном циклах подготовки;
при планировании учебного и тренировочного процессов в структуре одного или серии занятий;
при подборе систем подводящих упражнений и комплексировании средств подготовки.
Описание слайда:
По мере формирования и упрочения двигательного навыка возрастающую роль в его положительных или отрицательных взаимодействиях с другими навыками играет степень совпадения или различий двигательных автоматизмов, входящих в их состав.
В зависимости от стадии формирования двигательных действий может меняться характер переноса умений и навыков.
К примеру, проявлявшийся вначале отрицательный перенос навыка может быть, по мере его упрочения, исключен и в дальнейшем превращен в положительный фактор. Так, при одновременном формировании навыков в таких легкоатлетических упражнениях, как прыжок в высоту перешагиванием и барьерный бег, в начальном периоде обычно наблюдаются отрицательные взаимовлияния, однако затем сформированные навыки дифференцируются и не вступают в отрицательные взаимодействия.
Описание слайда:
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Перенос двигательных навыков (понятие, виды переноса).
Формирование одних двигательных навыков может оказывать определенное влияние на усвоение других навыков. Это явление получило название переноса навыков.
Выделяют несколько разновидностей переноса навыков. Прежде всего следует различать положительный и отрицательный перенос навыков.
Положительным переносом называется такое взаимодействие навыков, при котором ранее сформированный навык облегчает процесс формирования последующего. Например, навык метания малого теннисного мяча помогает освоить метание копья.
Отрицательным переносом называется такое взаимодействие навыков, при котором ранее сформированный навык затрудняет процесс формирования последующего. Например, навык «подъема завесом» на гимнастической перекладине может замедлить освоение «подъема верхом»; то же самое возможно при одновременном обучении сальто назад и перевороту назад.
Перенос навыка может иметь различный характер.
Односторонний перенос. Он возникает в тех случаях, когда формирование одного навыка содействует образованию другого, а обратного влияния не обнаруживается.
Взаимный перенос. Это перенос навыков с одного двигательного действия на другие и обратно.
Прямой перенос. Он характеризуется тем, что формирование одного навыка сразу же влияет на создание другого в каком-либо упражнении.
Косвенный (опосредованный) перенос. Это такой вид переноса, при котором ранее сформированный навык создает только благоприятные предпосылки для приобретения нового. На явлениях косвенного переноса основано использование средств общей физической подготовки в целях увеличения фонда неспецифических двигательных умений и навыков в избранном виде спорта.
Ограниченный (частичный) перенос. Он происходит в тех случаях, когда структура изучаемых действий имеет большое сходство. В этом случае перенос навыков осуществляется в весьма узком диапазоне (например, перенос навыков удара в теннисе и бадминтоне, метание гранаты и копья). На принципе структурного сходства главных фаз осваиваемых движений планируется последовательность и преемственность заданий и вся система так называемых подводящих упражнений.
Обобщенный перенос имеет место в тех случаях, когда ранее освоенный навык влияет на формирование целого ряда движений, которые могут и не иметь структурного сходства с ним. Например, трудно обнаружить какое-либо сходство в движениях велосипедиста и конькобежца и тем не менее перенос навыков в них осуществляется. Объединяет оба способа передвижения общая задача — сохранить равновесие.
Перекрестный перенос — это перенос навыков на симметричные органы тела, когда, например, движение, освоенное правой рукой или ногой, без специальной подготовки может быть выполнено левой.
Изучение закономерностей переноса навыков представляет большой интерес как для теории, так и для практики физического воспитания и спорта. Характер взаимодействия навыков необходимо учитывать:
· при классификации физических упражнений;
· при разработке программ по физическому воспитанию;
· при планировании учебного процесса — в рамках одного и серии занятий;
· при подборе систем подводящих упражнений.
Спортивная форма, её критерии и динамика.
Под спортивной формой подразумевают состояние оптимальной готовности спортсмена к достижению спортивного результата, который приобретается в процессе соответствующей подготовки в большом цикле тренировки (годичного, полугодичного).
Состояние спортивной формы с физиологической точки зрения характеризуется наиболее высокими функциональными возможностями отдельных органов и систем, совершенной координацией рабочих процессов, снижением энергетических затрат какой-либо мышечной работы в единицу времени, ускорением врабатываемости и восстановления работоспособности после утомления, более совершенной способностью переключаться от одного вида деятельности к другому; высокой автоматизацией двигательных навыков.
С психологической точки зрения спортивная форма характеризуется активизацией эмоционально-волевых усилий. При этом значительно быстрее протекают психические процессы (реакции, восприятие, ориентировка, принятие решения). Расширяется объем внимания, повышается роль сознательного контроля и управления движениями, проявляется воля к победе, уверенность в своих силах, спортсмены испытывают особую эмоциональную настроенность на состязания, бодрое, жизнерадостное настроение, появляется своеобразное восприятие собственной деятельности («чувство лыж», «чувство воды», «чувство планки» и т.д.). В состоянии спортивной формы спортсмены тренируются с удовольствием.
Наиболее общим показателем состояния спортивной формы является спортивный результат, показанный в наиболее ответственных соревнованиях. Анализ спортивных результатов позволяет судить об уровне спортивной формы в динамике ее изменения в годичном цикле тренировки. Обычно спортивный результат может служить показателем спортивной формы в тех видах спорта, в которых спортивные достижения измеряются в достаточно объективных количественных мерах. В видах же спорта, где спортивный результат не имеет достаточно объективных количественных мер, использовать его для оценки состояния спортивней формы очень трудно. В этих видах спорта оценка состояния спортивной формы осуществляется на основе анализа соревновательной деятельности, данных тестирования уровня физической, функциональной, технической и психологической подготовленности.
Для оценки состояния спортивной формы по показателям спортивных результатов, важное значение имеет выбор количественных критериев, позволяющих определить динамику ее изменения в различные периоды большого цикла тренировки (годичном или полугодичном). Можно выделить несколько критериев такого рода: 1) направленность, скорость и интенсивность развития спортивной формы; 2) уровень развития спортивной формы; 3) устойчивость (стабильность) спортивной формы; 4) своевременность (точность) вхождения в состояние спортивной формы.
Первый критерий характеризует рост достижений спортсмена в рассматриваемом цикле тренировки относительно лучшего результата в прдыдущем году или результата контрольных соревнований в начале соревновательного периода. Он обычно определяется на основе вычисления абсолютных либо относительных темпов прироста спортивных результатов. Второй — позволяет выявить максимальный уровень оптимальной готовности спортсмена в годичном цикле. Чаще всего в качестве этого критерия выступает отношение лучшего индивидуального результата года к личному или мировому рекорду. Третий критерий свидетельствует о способности спортсмена сохранить спортивную форму в течение соревновательного сезона. Его можно определить по количеству, а также частоте демонстрации спортсменом результатов, величина которых выше личного рекорда или находится в пределах 1,5—5% от лучшего. Четвертый — говорит об умении спортсмена показывать наилучшие (запланированные) достижения к моменту основных соревнований. Для его оценки может служить степень соответствия запланированных и реальных результатов у конкретного спортсмена в период ответственных соревнований. У одних спортсменов может быть выше стабильность спортивной формы, чем точность ее достижения. У других при достаточно высоком уровне состояния спортивной формы наблюдаются низкие значения стабильности и своевременности (точности) ее приобретения. Это можно использовать для прогнозирования и управления состоянием спортивной формы в годичном цикле тренировки. Процесс развития состояния спортивной формы носит фазовый характер. Он протекает в порядке последовательной смены трех фаз: 1) приобретения; 2) относительной стабилизации; 3) временной утраты состояния спортивной формы.
В основе этих фаз лежат биологические закономерности, связанные с физиологическими, биохимическими, морфологическими и психологическими изменениями, происходящими в организме спортсменов под воздействием тренировки и других факторов, которые в конечном счете обусловливают динамику и уровень спортивных результатов. Фазы развития спортивной формы являются основой периодизации тренировки и определяют длительность, структуру периодов и содержание тренировочного процесса в них. В соответствии с закономерностями развития состояния спортивной формы годичный цикл у спортсменов подразделяется на три периода: подготовительный, соревновательный и переходный.
Билет №3
Дата добавления: 2018-06-27 ; просмотров: 539 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Перенос двигательных навыков (понятие, виды переноса).
Экзаменационный билет № 1
Теория и методика физической культуры и спорта как наука и учебная дисциплина.
ТМФКиС относится к категории педагогических наук, так как она связана с процессами образования, обучения и воспитания человека в интересах себя и общества. Таким образом, в науке имеется деятельностный (получение новых знаний) и результативный компоненты (сумма знаний).
Как научная дисциплина теория физической культуры представляет собой систему научных знаний о сущности физической культуры, общих закономерностях её функционирования и направленного использования с целью всестороннего развития людей. ТМФКиС как наука – сфера исследовательской деятельности, направленная на получение новых знаний о влиянии системы физической культуры (содержание, средства и методы) на уровни существования человека*. Наука включает и результат исследовательской деятельности – сумму знаний, лежащих в основе научной картины в сфере физической культуры. Является главной, профилирующей в учебных планах средних и высших физкультурных учебных заведений. В конечном счёте она определяет фундаментальность физкультурного образования специалиста, педагогическую направленность его деятельности, профессиональную компетентность. Все спортивно-педагогические дисциплины опираются на основные положения теории физической культуры.
1. Самый общий уровень – материально-энергетический.
5. Социальный, политический уровень. Структуризация многофункционального высокопроизводительного общества.
6. Дух человеческий: благородные порывы, поклонение Красоте, тяга к Истине, служение Добру, борьба со Злом.
Понятие о двигательных умениях и навыках. Их отличительные черты. Закономерности формирования двигательных навыков
Любая деятельность (профессиональная, военная, спортивная и др.) может быть успешно осуществлена лишь тогда, когда человек владеет не только специальными знаниями, но и двигательными умениями и навыками.
В педагогическом аспекте двигательные умения и навыки следует рассматривать как приобретенную возможность выполнять двигательное действие. Она возникает на основе:
– знаний о способе (технике) выполнения физических упражнений, т.е. когда имеется психический (идеальный) образ — модель будущего действия;
– наличия у занимающихся предварительного двигательного опыта и определенного уровня физической подготовленности;
– многократных повторений изучаемых действий.
С точки зрения управления движениями двигательные умения и навыки характеризуют различную степень (уровень) владения двигательным действием. Это крайние характеристики способности осуществлять двигательное действие, между ними лежит определенный диапазон переходных возможностей.
ДВИГАТЕЛЬНОЕ УМЕНИЕ — это такой уровень овладения двигательным действием, при котором управление движениями осуществляется при активной роли мышления.
Характерными признаками двигательного умения являются: управление движениями происходит неавтоматизированно; сознание ученика загружено контролем каждого движения; невысокая быстрота выполнения действия. Действие выполняется неэкономно, при значительной степени утомления. Относительная расчлененность движений. Нестабильность действия. Непрочное запоминание действия. В процессе дальнейшего овладения двигательным действием умение превращается в навык.
ДВИГАТЕЛЬНЫЙ НАВЫК— это такая степень владения действием, при которой управление движениями происходит автоматизированно, т.е. не требуется специально направленного на них внимания.
Характерные признаки навыка: автоматизированное управление движениями; сознание освобождается от подробного контроля над каждым движением. Однако автоматизация процесса выполнения движений не означает неосознанности действий. Сознание ученика направлено в основном на узловые компоненты действия, на применение его в различной обстановке, на творческое решение двигательной задачи. Слитность движений, т.е. объединение ряда элементарных движений в единое целое. Отсутствие излишнего напряжения мышц, ненужных действий, высокая быстрота, легкость, экономичность и точность движений при его выполнении; высокая устойчивость действия. Она позволяет успешно решать двигательную задачу под влиянием сбивающих факторов (утомления, плохих внешних условий, активном противодействии соперников и т.д.). Прочность запоминания действия. Навык, если он сформирован и достаточно закреплен, не исчезает даже при длительных перерывах (научившись плавать, ездить на велосипеде, играть в футбол, человек может выполнять эти действия даже после многолетнего перерыва).
Таким образом, в процессе обучения двигательному действию изменяется характер управления движениями. В результате повышается уровень овладения двигательным действием. Первым (начальным) уровнем овладения действием является двигательное умение, вторым — двигательный навык. Процесс совершенствования сформированного двигательного навыка бесконечен. Его основная задача — научить ученика свободно владеть навыками в любых условиях. Только в этом случае навык получит свою практическую ценность.
На основе ранее усвоенных знаний и навыков формируются двигательные умения высшего порядка.
Эти умения связаны с самостоятельным решением новых двигательных задач в меняющихся условиях деятельности. Например, в спортивных играх и единоборствах они теснейшим образом связаны с интеллектуальной деятельностью занимающихся. Чтобы целесообразно применять знания и навыки в игре, нужно уметь наблюдать, ориентироваться, разгадывать намерения противника, быстро находить решения и др. По существу, именно умения высшего порядка и являются конечной целью обучения.
Деление на три уровня владения двигательным действием является условным, не имеет стабильных границ разделения, но чрезвычайно полезно при определении образовательных задач.
От умений и навыков следует отличать привычки. Привычки — это усвоенное в процессе какой-либо деятельности действие, ставшее потребностью. Главное отличие привычек от навыков заключается в том, что если навык формируется путем специально организованных упражнений, то привычки образуются без особых усилий со стороны человека. Привычки бывают положительные и отрицательные. Двигательные привычки — это автоматически совершаемые движения, не связанные с целенаправленным обучением, которые могут возникнуть неосознанно.
Перенос двигательных навыков (понятие, виды переноса).
Формирование одних двигательных навыков может оказывать определенное влияние на усвоение других навыков. Это явление получило название переноса навыков.
Выделяют несколько разновидностей переноса навыков. Прежде всего следует различать положительный и отрицательный перенос навыков.
Положительным переносом называется такое взаимодействие навыков, при котором ранее сформированный навык облегчает процесс формирования последующего. Например, навык метания малого теннисного мяча помогает освоить метание копья.
Отрицательным переносом называется такое взаимодействие навыков, при котором ранее сформированный навык затрудняет процесс формирования последующего. Например, навык «подъема завесом» на гимнастической перекладине может замедлить освоение «подъема верхом»; то же самое возможно при одновременном обучении сальто назад и перевороту назад.
Перенос навыка может иметь различный характер.
Односторонний перенос. Он возникает в тех случаях, когда формирование одного навыка содействует образованию другого, а обратного влияния не обнаруживается.
Взаимный перенос. Это перенос навыков с одного двигательного действия на другие и обратно.
Прямой перенос. Он характеризуется тем, что формирование одного навыка сразу же влияет на создание другого в каком-либо упражнении.
Косвенный (опосредованный) перенос. Это такой вид переноса, при котором ранее сформированный навык создает только благоприятные предпосылки для приобретения нового. На явлениях косвенного переноса основано использование средств общей физической подготовки в целях увеличения фонда неспецифических двигательных умений и навыков в избранном виде спорта.
Ограниченный (частичный) перенос. Он происходит в тех случаях, когда структура изучаемых действий имеет большое сходство. В этом случае перенос навыков осуществляется в весьма узком диапазоне (например, перенос навыков удара в теннисе и бадминтоне, метание гранаты и копья). На принципе структурного сходства главных фаз осваиваемых движений планируется последовательность и преемственность заданий и вся система так называемых подводящих упражнений.
Обобщенный перенос имеет место в тех случаях, когда ранее освоенный навык влияет на формирование целого ряда движений, которые могут и не иметь структурного сходства с ним. Например, трудно обнаружить какое-либо сходство в движениях велосипедиста и конькобежца и тем не менее перенос навыков в них осуществляется. Объединяет оба способа передвижения общая задача — сохранить равновесие.
Перекрестный перенос — это перенос навыков на симметричные органы тела, когда, например, движение, освоенное правой рукой или ногой, без специальной подготовки может быть выполнено левой.
Изучение закономерностей переноса навыков представляет большой интерес как для теории, так и для практики физического воспитания и спорта. Характер взаимодействия навыков необходимо учитывать: при классификации физических упражнений;
при разработке программ по физическому воспитанию; при планировании учебного процесса — в рамках одного и серии занятий; при подборе систем подводящих упражнений.
Дата добавления: 2018-06-27 ; просмотров: 5168 ; Мы поможем в написании вашей работы!