в какое время года на руси справляли свадьбы
Пора свадеб
В давние времена практически единственным способом обеспечения благосостояния семьи считалось сельское хозяйство. На протяжении большей части года население Руси было занято возведением урожая, а затем его сбором. Осенью наступал период, когда работы становилось значительно меньше. По этой причине данное время года стало пользоваться особой популярностью для проведения сватовства, а также свадебных гуляний. Благодаря такому фактору осень получила особую характеристику, и ее стали называть «пора свадеб».
Осень – пора свадеб
На Руси свадьбы играли не только осенью, но причины популярности этого времени года как поры торжеств обусловлены обычными житейскими особенностями быта русского народа. Жизнь людей того времени была тесно связана с церковными традициями, принять которые должен был каждый, а также некоторыми бытовыми нюансами. Возможность устраивать гулянья весной, например, для обычных сельских жителей была непосильной задачей. Все материальные средства и собственные силы направлялись на подготовку к главному делу – началу сельскохозяйственных работ.
Зажиточные и богатые представители русского народа играли свадьбы в любое время года, но осень всегда оставалась в приоритете. Традиционно пора свадеб открывалась одновременно с празднованием Красной Горки в первое воскресенье после Пасхи и заканчивалась последними днями ноября. У современных молодоженов желание отпраздновать свадьбу осенью обусловлено иными причинами, не связанными с сезонными работами или иными факторами, имеющими главную роль в старину.
Современные преимущества осени в качестве свадебной поры:
Пора свадеб на Руси по церковному календарю
Традиционно пора свадеб на Руси начиналась со дня Симеона Столпника, который праздновался 14 сентября, а заканчивалась в конце ноября, одновременно с началом поста. Среди существующих храмовых праздников выделялись особые дни, когда играть свадьбу не только рекомендовалось, но даже считалось хорошей приметой. Самыми благоприятными периодами для бракосочетания, а также венчания являются Осенний мясоед, Зимний мясоед и начало лета.
Осенний мясоед
Благоприятный период для свадеб, который начинает отсчет с 28 августа, а заканчивается 28 ноября, получил название «Осенний мясоед». Точкой его начала является Успение, а окончание – Рождественский пост. Самый главный праздник для девушек в период Осеннего мясоеда – Покров (14 октября). По обычаю, накануне этого дня надо было просить Пресвятую Богородицу о встрече со своим суженным. Свадьбы, сыгранные в этот день самые счастливые.
«Вторые осенины» – праздник, который традиционно отмечался 21 сентября. С одной стороны этот день долгожданный завершением работ, сбора урожая, с другой – лучшим временем для празднования свадеб. Более распространенное название этого праздника – Рождество Богородицы. Она главная помощница женщин и матерей, поэтому браки, заключенные в этот день, являются самыми крепкими.
Зимний мясоед
Зимний мясоед – пора свадеб, которая начинается через несколько дней после Рождества и заканчивается Масленицей. На Руси эти несколько недель называли «свадебник». Церковных праздников в это время нет, поэтому родители незамужних и неженатых детей активно сватали своих чад, а также играли шумные свадьбы. Начиналась пора торжеств сразу после окончания Святок. До 19 января Церковь не проводит обряды венчания.
В феврале к выбору даты венчания следует относиться с осторожностью. С 16 числа начинается Масленичная неделя, а с 23 февраля – Великий пост. Браки лучше заключать до этого периода. Особой популярностью пользуется праздник День Святого Валентина (14 февраля). В этот день миллионы пар связывают себя узами брака. По церковным традициям венчаться рекомендуется до 16 февраля. Браки, заключенные в этот период, счастливые и обещают молодоженам спокойную жизнь в мире и взаимопонимании.
В декабре свадьбы праздновать не рекомендуется. Обусловлено это Рождественским постом. По приданию, семьи, созданные в этот период, обречены на неудачу. В старину обряд венчания был обязательной традицией. Пост запрещает свадебные гулянья, венчание, а также накладывает существенные ограничения на праздничный стол. Декабрь – самый насыщенный по церковным запретам месяц.
Весенне-летняя пора
Очередной свадебный сезон открывается в первое воскресенье после окончания Пасхи. Традиционно этот период называют весенне-летней порой венчаний и гуляний. Свадьбы продолжали играть вплоть до Троицы. Данная традиция пользуется популярностью и у современных молодоженов. По статистике, праздник на протяжении многих лет характеризуется, как свадебный бум.
В старину считалось, что браки, заключенные на Красную Горку, получают поддержку свыше. По поверьям, молодые семьи, созданные в этот день, обязательно будут счастливыми и крепкими. Красная Горка длится одну неделю. Свое название период получил благодаря традиции встречать весну массовыми мероприятиями, объединяющими всех жителей села. Для проведения торжеств на Руси выбирались самые высокие точки сел и деревень. Основное внимание во время гуляний уделялось незамужним девушкам и парням. Во время празднований потенциальные женихи делали предложения своим невестам.
Девушки одевали свои самые красивые платья и украшения, стараясь всеми способами обратить на себя внимание своих избранников. Считалось, что молодой человек, который во время празднования Красной Горки, обольет девушку водой, обязательно должен в ближайшее время прийти к ней свататься. Такого поступка от кавалеров ждали все незамужние красавицы.
Летний период – сложная пора для молодоженов. В это время выбрать подходящую дату венчания затруднительно. Май – основной неблагоприятный месяц для свадеб. В июне и июле практически сменяют друг друга Троицкая неделя, Петров и Апостольский пост. Если удается подобрать дату свадьбы вне церковных праздников и приходящуюся на нужный день недели, то отдельное внимание стоит обратить на старинные приметы. Июнь по поверью обещает сладкую жизнь, а июль сравнивается с кисло-сладкой ягодой.
В какие дни не играют свадьбы и не венчаются
По церковному календарю некоторые даты нежелательны для проведения свадеб. Раньше запрещалось осуществлять венчание в важные церковные праздники, период постов, а также некоторые конкретные дни недели. Первые два нюанса сохранились до наших дней, а с днями недели, подходящими для бракосочетания, произошли существенные изменения. На Руси, например, нельзя было играть свадьбы по средам или пятницам. Современными традиционными днями для росписи являются пятница и суббота.
Периоды, когда нельзя играть свадьбы и венчаться:
Полные данные о неблагоприятных днях для бракосочетания содержат специальные церковные календари. Если дата обозначена, как церковный праздник, то венчаться, а также играть свадьбу не рекомендуется. Такие календари продаются в газетных киосках или церковных лавках. Если вы соблюдаете традиции, верите приметам, то такую шпаргалку надо иметь при себе обязательно.
В какие дни играли свадьбы на Руси
Сегодня мало найдется смельчаков, которые решат сыграть свадьбу в мае. А по какому принципу выбирали время для создания семьи наши предки?
Сделал дело – женись смело
Отпечатанного на глянце свадебного календаря у наших предков, понятно, не было, но это не мешало им правильно выбирать даты. Язычники ориентировались на годовые фазы солнца, смену времен года, дни равноденствий и солнцестояния. С принятием христианства к традициям предков прибавились наставления отцов церкви, которые запрещали любые гульбища во время Постов и Великих праздников.
Именно поэтому назначали свадьбы с учетом благополучности того или иного временного отрезка, когда у родителей жениха и невесты появлялась финансовая возможность в виде полученных от труда излишков. Важно было не ударить в грязь лицом: чтобы все гости ушли со свадьбы «сыты-пьяны».
Любомир
У наших предков-славян существовало понятие любомира – духовного объединения двух родовых общин, и эта семантика свадебного обряда сохранилась до наших дней. В конце лета во время праздника Любомира-свадьбы проводилось освещение супружеских союзов – некий аналог современной свадьбы, отдельная символика и традиции которого сохранились до наших дней.
Так, любомир-свадьба длилась два дня. За западным столом сидели родные и старцы из обоих родов. За восточным – гости. За центральным, родовым столом, – молодожены. К языческой свадьбе восходит и традиция кричать «Горько!». Гости жаловались на горьковатый хмель и просили его подсластить сладким напитком жениха и невесты.
На Красную горку
Этнографические записи подтверждают, что самым благоприятным днем для языческой свадьбы было воскресенье, а лучшим временем – весна.
Испокон веков Красная горка – праздник в честь начала весны, завершающийся в воскресенье, считался чуть ли не самым удачным временем для свадьбы. У славян-язычников праздничная неделя начиналась на Ярилу Вешнего (позднее – Юрьев день), то есть 22 апреля. В наши дни Красная горка – это первая неделя после Пасхи, поэтому каждый год числа меняются.
Наши предки верили, что поженившиеся на Красную горку могут автоматически рассчитывать на безоблачную и счастливую семейную жизнь, ведь их покровителем становился сам Ярило – бог плодородия, солнца, силы и жизни. Однако, с принятием христианства Красная горка часто совпадала с Радуницей – временем поминания усопших предков, и в этом случае гуляния приходилось переносить.
Сегодня на Красную горку (в христианской традиции он называется Фоминой неделей) каждый год наблюдается свадебный бум. Вряд ли влюбленные чтят традиции предков, хотя присказку «Кто на Красную горку жениться, тот век не разженится» знают многие. Просто терпения у многих уже не хватает, ведь возможностей обвенчаться зимой или в начале весны не так много. Если выбрать время до Масленицы не успели, то придется еще ждать, ведь и в Масленицу, и в следующий за ней Великий Пост, и в Пасху, и в Светлую Седмицу венчания не проводятся.
Иван Купала
У славян праздник Ивана Купалы приходился на самый длинный день лета, когда Ярило перерождается и… женится. По наблюдениям известного русского этнографа Ивана Михайловича Снегирева, в некоторых губерниях во время массовых гуляний в день летнего солнцестояния проводились свадебные обряды. На них кукла Ярилы женилась на своей невесте (тоже кукле или молодой березке).
Символика и обрядовость праздника тесно связана со свадебной: выбор суженых, очищение прыжками через костер, обмен сплетенными веночками. Подтверждения суждению нет, но вполне вероятно, что наши далекие предки именно на Ивану Купалу проводили свадьбы.
В христианскую эпоху свадьбу на Ивана Купалу назначали редко, ведь в пылу полевых работ сил и времени на развлечения просто не было. Такая свадьба могла состояться лишь из-за практических соображений: например, семье срочно потребовались дополнительные руки для помощи в уборке урожая.
После революции Иван-Купала сместился на две недели, на 7 июля. И сегодня эта дата отлично подходит для свадебного торжества.
Летний мясоед
Играли свадьбы и в летний мясоед – промежуток между постами, кода разрешено кушать мясо. Летний мясоед начинался после Петрова Поста в Петров день (29 июня) и длился до Успенского поста (1 августа).
Интересно, что вместе с Иваном Купалой и Аграфеной Купальницей Петров день формирует затяжной праздничный цикл, посвященный рассвету природы. И именно на Петров день у девушек появлялось много шансов на замужество, ведь во время гуляний, игр, обрядов приглянуться парню проще.
До и после Покрова
Сбор урожая открывал нашим предкам новые возможности как в языческий период, так и в христианский – с 1 сентября по 15 ноября шли так называемые свадебные недели. Исключением становилось Усекновение Иоанна Крестителя (11 сентября) и Воздвижение (27 сентября).
К октябрьскому Покрову собранные припасы уже надежно разложены в амбаре, а их излишки можно и на свадебный стол выставить. Не забудем, что полное название праздника звучит как Покров Пресвятой Богородицы, а эта святая всегда считалась покровительницей брака и семейного очага.
Иванов день
Пожениться зимой было сложнее – подходящих дней не так много. Например, можно было успеть с 7 по 10 января, после Рождественского поста, но до Крещения Господня.
Особенной датой зимнего свадебного календаря становился Иванов День (зимний мясоед, зимний свадебник). 20 января им открывался непродолжительный свадебный сезон. Эта дата знаменовала еще и окончание страшных Святочных недель. К слову, на Святки свадьбы не проводились, чтобы ни ровен час с чертом не обручиться.
Зимние свадебные мероприятия нужно было завершить до Масленицы, ведь после нее возможности стать женатым или замужней приходилось ждать еще 2 месяца. А вот наши предки-язычники, вероятно, играли свадьбы и на Масленицу, ведь она совпадала с днем весеннего равноденствия. Подтверждение тому – этнографические записи о сохранившихся языческих традициях увоза невесты: в Витебской губернии женихи именно на Масленицу приезжали в дом будущей жены, чтобы забрать ее под венец.
Сегодня свадьбы играют круглый год, и даже от рокового месяца мая некоторые отмахиваются, но тем, кто хочет обвенчаться, нужно помнить о церковных запретах и подбирать дату с учетом двунадесятых праздников и Постов.
В какое время года на руси справляли свадьбы
Русская семья испокон веков начиналась со свадьбы. Свадьбы бывали очень церемонные, пышные, «толстотрапезные», иногда сильно хмельные, с многодневными пирами и гостьбой на весь мир. Впрочем, преобладал все-таки старинный русский классический стиль. Присутствует и некоторая двойственность свадебного обряда XVIII — XIX веков, который не мог оторваться от традиционных принятых веками циклов сватовства, венчания и гостевания и одновременно тянулся к европейской моде. Свадьба в имперском дореволюционном обществе отличалась со стороны обрядности и внешности странной смесью «французского с нижегородским».
На Руси свадьбы играли в периоды, когда прекращались сельскохозяйственные работы: осенью, начиная с Покрова дня (1 октября по старому стилю), и зимой от Крещения до Масленицы. Хорошей приметой было приурочить дату венчания к Покрову дню, так как Покров, наряду с Параскевой Пятницей считался покровителем брачных союзов. Старались избежать свадьбы в мае, чтобы не «маяться всю жизнь». Часто свадьбы играли и в сентябре, еще до полного завершения сельскохозяйственных работ. Но из этих правил бывали и исключения, ничего зазорного не было в свадьбе летом.
Кроме аграрного календаря на выбор даты свадьбы большое влияние оказывал календарь церковный. Православная церковь запрещала венчание во время постов (Великого, Петрова, Успенского и Рождественского), накануне воскресных, двунадесятых, храмовых и великих праздников, от Рождества до Богоявления, во время Масленицы (Сырной седмицы) и Пасхальной седмицы. Не приветствовались свадьбы накануне среды и пятницы на протяжении всего года. Таким образом для свадеб оставалось не так уж много дней в году.
Готовить детей к женитьбе (замужеству) начинали с колыбели. Семья в те времена играла исключительно важное экономическое значение. Женитьба находилась целиком в руках родителей. В подавляющем большинстве случаев жених и невеста не знали друг друга до брака. (Уже в XVIII веке отказались от старорусских представлений не показывать молодых до свадьбы друг другу, поэтому у жениха и невесты стало больше свободы в знакомстве, особенно благодаря введенным Петром I балам и праздникам. В 1721 году впервые были разрешены браки с иноверцами, что означало на деле нарушение замкнутости православной семьи. Но детей от таких браков обязательно крестили как православных). Также браки могли совершаться по повелению высших лиц: господа женили своих слуг, не спрашивая их согласия, а цари и великие князья искали невест для своих бояр.
В то время без родительского благословения брак считался не совсем официальным и не признавался в светском обществе. Известная во второй половине XVIII в. своей политической и просветительской деятельностью княгиня Е.Р. Дашкова называла такой поступок ослушников традиции «надгробным памятником» браку. Как правило, традиция сохранялась и в проявлении невестой христианского послушания в решении своей «участи», так как родители имели большой жизненный опыт и хотели своим детям счастья. В этом смысле показателен случай сватовства Дмитрия Янькова к своей избраннице Елизавете. Ее отец три раза не соглашался на предложение жениха, в четвертый уступил и спросил мнение дочери. Она ответила:
«Ежели вы, батюшка, изволили согласиться, то я не стану противиться, соглашаюсь и я».
Сама процедура «получения согласия всех сторон» была крайне противоречивой, но все же преобладали прежние традиции: жених спрашивал сначала дозволения своих родителей на женитьбу, затем объяснялся с родителями невесты, и только после получения согласия обращались к девушке. Начиная с петровских времен, родители постепенно вынуждены были учитывать мнение вступавших в брак: указом 1724 года запрещалось выдавать дочерей замуж насильно, и родители должны были подтвердить это клятвой. Несмотря на сохранение определенной роли родителей при выборе брачного партнера, к середине XVIII века в привилегированных семьях вошло в обиход право невесты на отказ от замужества. Кстати говоря, вескими причинами отказов от браков могли быть отсутствие необходимого состояния, родовитости, сохранение очередности при выдаче замуж дочерей.
Согласно законодательству Российской империи, вплоть до начала ХХ в. регистрация брака для лиц православного вероисповедания производилась через обряд церковного венчания, который фиксировался в церковных метрических книгах. Вступлению в брак предшествовала процедура брачного обыска. Собирались особые свидетельства, подтверждающие, что жених и невеста не состоят в родстве (которое было серьезным препятствием для брака), не состоят в браке на данный момент и вообще, «в добром уме и трезвой памяти». В конце Х1Х – начале ХХ в. у брачного обыска появилось второе название – предбрачное свидетельство.
Препятствиями для брака кроме возраста могли быть душевные болезни, несогласие родителей или состояние в браке одного из супругов, близкородственные отношения брачующихся, количество браков. Согласно православной традиции, каждый последующий брак (особенно если дело касалось дворян) был уступкой человеческой слабости и страсти, поэтому всего их разрешали не более трех. В бытовом обиходе обряд обручения называли помолвкой, так как она считалась «половиной венца». В этот день обменивались образами и кольцами. Жених обычно преподносил подарки невесте: украшения с бриллиантами, шали, часы, веера. В эти дни родители жениха и невесты должны были очень усердно молиться за своих детей, а между самими родителями устанавливалась особая степень родственной близости — свойство. День заканчивался праздничным столом для родственников. Жених начинал проводить много времени в доме невесты.
Продолжительность и рисунок свадебного обряда различались в зависимости от сословия. У всех социально-сословных групп были распространены следующие традиции, с некоторыми вариациями: собственно свадьбе предшествовало сватовство, осмотр домашнего хозяйства жениха и смотрины невесты. Затем шли сговор и обручение, девичник для невесты и подруг, молодечник для жениха. После всех этих «подготовительных этапов» осуществлялось венчание. Далее следовало застолье, свадебный пир и «визитная неделя». Традиционная русская свадьба, как правило длилась три дня, но могла продолжаться и дольше. Последовательное исполнение каждого из этих обрядов рассматривалось как правильный путь создания семьи. Нарушение этой последовательности или невыполнение одного из свадебных обрядов воспринималось как незавершенность события, несостоятельность брака.
У всех социально-сословных групп смотрины завершались обрядом моления и круговым обходом вокруг стола. Обряд «кругового хождения» представлял собой таинство: он совершался без посторонних наблюдателей и символизировал общее согласие обеих семей продолжать начатое дело. Далее договаривались о дне сговора, который, как правило, назначался через 2-3 недели. В дворянских семьях в доме невесты устраивали бал с угощениями, на который рассылали специальные приглашения, подписанные родителями невесты. Отец невесты представлял собравшимся жениха и невесту и публично объявлял об их помолвке. Гости поздравляли молодых, а жених дарил невесте обручальное кольцо с драгоценным камнем. Завершал сговор бал, который открывался вальсом жениха и невесты.
В день помолвки подписывали также роспись приданого невесты. В него включали усадьбы с крестьянскими душами, деньги, образа, бриллианты, одежда, туалетные принадлежности, столовое и чайное серебро. Приданое готовилось заранее и отправлялось в дом жениха несколькими каретами. Обычно их было пять. Женские права на приданое в XVIII веке значительно окрепли. Муж не мог им распоряжаться один, продавать его и заключать покупные операции. При этом своих дочерей он снабжал приданым обязательно: оно составляло 1/14 отцовского имущества.
Большое значение для общества и для самих брачующихся имело церковное оглашение будущей свадьбы. Согласно действующим канонам Православной церкви, желающие вступить в брак должны были в устной или письменной форме сообщить священнику своего прихода имя, происхождение и социальное положение своего избранника. Три ближайших воскресенья (или праздничных дня) священник по окончании литургии объявлял прихожанам имена жениха и невесты. Делалось это для того, чтобы выяснить, нет ли каких-либо препятствий и помех браку. Если молодые принадлежали разным приходам, то соответствующие объявления делались священниками обеих церквей. И если кто мог привести аргументы против будущего брака, он должен был успеть сделать это именно в процессе таких «чтений». По прошествии указанного срока священник выдавал невесте «билет на женитьбу», в котором указывался ее возраст, сословная принадлежность, а также делалась отметка о том, что девушка регулярно бывает на исповеди, прошла обряд причастия и что после троекратного объявления брака в церкви никаких помех к свадьбе не выявлено. Такой же билет выписывался жениху.
Накануне венчания дворяне рассылали свадебные приглашения в виде особых именных билетов. В приглашениях указывались имена и сословная принадлежность жениха и невесты, название церкви, в которой будет проходить венчание, час венчания, и адрес, где состоится свадебный бал. Часто к пригласительным билетам прилагались меню и подробное описание распорядка свадебного торжества.
В день венчания жених через сваху или тетку посылал невесте «женихову шкатулку» с гостинцами и венчальными принадлежностями (фатой, обручальными кольцами, венчальными свечами, духами, булавками и т.д.). Получив подарок от жениха, тетка невесты, так называемая «снарядиха», начинала одевать молодую к венцу.
Обувал невесту «свадебный отрок», младший брат или другой близкий родственник. На дворянской свадьбе функции свадебного отрока были более широкими: он подавал на серебряном подносе перчатки и фату, провожал невесту до кареты и нес за ней шлейф. Иногда для большей торжественности свадебных отроков было двое. Мальчики были одного роста, примерно одного типа внешности и одеты в одинаковую одежду.
В дворянских семьях были в ходу амулеты (различные ладанки, перстни с перчатками, подвески, дорогие ювелирные украшения и др.), которые берегли как зеницу ока и передавали из поколения в поколение вместе с легендами об их чудодейственной силе. Эти амулеты старались сохранить даже в случае полного разорения. В день публичного извещения о предстоящем браке мать передавала дочери с глазу на глаз какой-нибудь амулет, который обязательно находился при невесте в момент венчания.
Хоть традиции и отличались у разных социальных групп, и в разных регионах, попробуем реконструировать сам день свадьбы (венчания). Итак…
Собственно свадьба предварялась длительным подготовительным периодом: накануне венчания жених и невеста соблюдали пост и исповедовались у духовника, а утро дня венчания должны были провести в долгой искренней молитве. Невеста в этот день ничего не ела и, по старой русской традиции, обязана была плакать. После благословения родителей жених и невеста отдельно ехали в церковь, которую обычно заранее красиво украшали и ярко освещали. Впереди везли венчальную икону в отдельной карете. Невесту в храм вводил посаженный отец. Невесты были наряжены в глазетовое или парчовое белое платье с длинным рукавом, им делали прически с пудреными волосами и венком из красных роз — их красный цвет символизировал дань древнерусской традиции покрытия невесты красным покрывалом. Кстати, свадебный торт также украшали красными розами, а также лебедем, рогом изобилия и подковой.
На пути от дома невесты к свадебному поезду совершался обряд осыпания жениха и невесты зерном и мелкими деньгами. Осыпание происходило неоднократно в разные моменты свадебного обряда: во время отправления свадебного поезда из дома жениха, во время отъезда новобрачных в церковь и во время прибытия свадебного поезда после венчания в дом мужа.
Ритуалы второго дня также во многом сохраняли старые русские традиции. Молодых называли князем и княгиней, они сидели во главе стола, который часто, уже на европейский манер, украшали балдахином с цветами. После свадебного пира начинались танцы, первым из которых был полонез с невестой в первой паре. В конце XVIII века вошло в моду танцевать вальс, первыми танец начинали жених и невеста. Со второго дня начинался долгий объезд молодыми всех родственников: сначала родни мужа, а затем жены. Так утверждались узы нового родства. Все это скреплялось подарками: от денег до бриллиантов. Особо богатые московские дворяне прямо из церкви после венчания отправлялись в коляске за границу — в свадебное путешествие. Те, кто имел средний достаток, обычно на третий день отъезжали в деревню, в свою усадьбу.
Так, столь причудливо и противоречиво переплелись в XVIII столетии старорусские и новые, навеянные европейскими модами, свадебные традиции.