в каком году было издано произведение салтыкова щедрина история одного города

История одного города

Содержание

История создания

На время оставив работу над циклом «Помпадуры и помпадурши», Салтыков загорелся идеей создания романа «История одного города», тематически родственного «Помпадурам и помпадуршам».

В январе 1869 года сатирик выступает с первыми главами «Опись градоначальникам» и «Органчик» в журнале «Отечественные записки» (№ 1), но до конца года приостанавливает работу, чтобы осуществить идею создания сказок («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Пропала совесть», «Дикий помещик»). Кроме этого, наметилось произведение «Господа ташкентцы», нужно было довести до логического конца «Признаки времени» и «Письма о провинции». Не оставляет Салтыков работу в журнале: появляется серия публицистических и литературно-критических статей и рецензий. В течение десяти лицистических и литературно-критических статей и рецензий.

Вернувшись к работе над романом, уже в № 1-4, 9 («Отечественные записки») 1870 года он публикует продолжение «Истории одного города». В 1870 году книга вышла отдельным изданием под названием «История одного города». По подлинным документам её издал М. Е. Салтыков (Щедрин).

М. Е. Салтыков-Щедрин знал, что «писатель, которого сердце не переболело всеми болями того общества, в котором он действует, едва ли может претендовать в литературе на значение выше посредственного и очень скоропреходящего». Тем не менее прежний интерес читающей публики к творчеству Салтыкова после публикации романа несколько угас.

Сюжет

Начинается повесть со слов автора, представляющегося исключительно издателем, который якобы нашёл настоящую летопись с рассказом о вымышленном городе Глупове. После небольшого вступления от лица вымышленного летописца идёт рассказ о «корни происхождения глуповцев», в котором автор даёт первые зарисовки сатиры на исторические факты. Но собственно основная часть повествует о самых выдающихся градоначальниках города Глупова.

Дементий Варламович Брудастый, восьмой градоначальник Глупова правил очень непродолжительный срок, но оставил заметный след в истории города. Он выделился среди других тем, что не был обыкновенным человеком, а в голове вместо мозга у него был странный приборчик, выдававший одну из нескольких запрограммированных в него фраз. После того, как об этом стало известно, начались междоусобицы, приведшие к свержению градоначальника и началу безвластия. За недолгий срок в Глупове сменилось шесть правительниц, которые под разными предлогами подкупали солдат, чтобы захватить власть. После в Глупове воцарился на много лет Двоекуров, образ которого напоминал Александра I, потому что он, оробев, не выполнил какого-то поручения, из-за чего всю жизнь грустил.

Но дольше всех правил Глуповым Василиск Семёнович Бородавкин, за время своей власти подвергший уничтожению Стрелецкую и Навозную слободы.

Сатирическая направленность

По своей направленности повесть является сатирой на многих исторических персон Российской империи и на некоторые события указанной в Описи Градоначальников эпохи.

Сам Щедрин говорил:

«Если бы я действительно писал сатиру на XVIII век, то, конечно, ограничился бы „Сказанием о шести градоначальницах“»

Но кроме явных параллелей в Сказании о шести градоначальницах, которое содержит аллюзии на императриц XVIII века Анну Иоанновну, Анну Леопольдовну, Елизавету Петровну и Екатерину II и их приход к власти через дворцовые перевороты, в повести большое количество пародий на других исторических деятелей той эпохи — Павла I, Александра I, Сперанского, Аракчеева и других. В мультфильме, снятом по мотивам произведения, в качестве города Глупова выступает реальный город Кострома: показаны существующие и существовавшие в описываемую эпоху здания (например, пожарная каланча).

Источник

История создания “Истории одного города”

История создания “Истории одного города” не просто интересна, но и полезна для понимания композиции романа. В 1869 году в январском номере “Отечественных записок” М. Е. Салтыков-Щедрин напечатал несколько глав своего будущего произведения. Потом работа над романом была приостановлена: автор был занят написанием сказок и статей. Вернувшись к своему детищу, Салтыков-Щедрин встретился с жёсткой цензурой и осуждением критиков, однако это не повлияло на творческий процесс. Идея, творческий замысел и духовная сила талантливого писателя сыграли решающую роль в 1870 году были напечатаны оставшиеся главы романа, а также полная версия произведения – отдельным изданием.

Высокоинтеллектуальная сатира на русскую историю

С первых страниц читателю становится понятно, что роман – это пародия на некие летописные исторические источники. Действительно, автор “смастерил” острую ироническую пародию на “Повесть временных лет”, а также на “Слово о полку Игореве”. Он ставит под сомнения исторические сведения, которые преподносят потомкам эти источники. Очень ярко и своеобразно автор интерпретирует историю своего народа, превращая её в дидактическое пособие для потомков. Многие критики – современники Салтыкова-Щедрина высказали мнение о том, что в романе отразилась современная эпоха: погружение в историю – лишь предлог, чтобы завуалировать глубокий смысл произведения. Другие же называли роман – антиутопией. Возможно, произведение вобрало черты исторической сатиры, доведённой до фантастики и антиутопии с поучительным внутренним содержанием.

Запреты цензуры

Неудивительно, что цензура рассмотрела в романе М.Е. Салтыкова-Щедрина беспощадную сатиру на самодержавие, монархию, бездумное правление, которое не учитывает интересы народа, а пользуется плодами его труда. Картина, которую нарисовал автор настолько плачевна, что некоторые главы кажутся абсурдными, но эта крайность необходима для достижения художественной цели. Писателя обвинили в искажении исторической правды, в немыслимой интерпретации прошлого русского народа. На самом деле Салтыков-Щедрин оказал огромную услугу, создав это произведение, ни только литературе, но и истории. Он показал пороки властей и менталитет простого народа, проанализировал огромный пласт истории творчески, что особенно ценно. Годом написания “Истории одного города” принято считать 1870 год, хотя свой идеальный “облик” книга получила спустя 9 лет.

Окончательный вариант

Писателю пришлось идти на компромисс, правя многие принципиально важные места своего произведения. Только спустя 9 лет, в 1879 году писатель смог издать тот вариант романа, который знаком потомкам. В этой редакции особенно “безжалостно” прорисованы образы градоначальников, тщательно продумана последовательность глав и событий, происходящих в повествовании. Ирония, сарказм автора достигают фантастических масштабов, это позволяет выделять то, что скрыто в исторических документах. Писатель получил неограниченную возможность называть вещи своими именами, донести до читателя самое главное. Русский народ ещё далёк от свободы собственной мысли, он не готов нести ответственность за собственную жизнь: это причина людских бедствий – незрелость самосознания. Именно заключительный вариант романа позволил автору воплотить художественный замысел в полную силу, проявить всю мощь таланта.

Источник

Краткая история создания романа «История одного города»

Сатирический роман «История одного города» был написан М.Е. Салтыковым-Щедриным в 1869-1870 гг. Идея создать принципиально новое произведение возникла у автора внезапно. В это время писатель работал над циклом «Помпадуры и помпадурши».

Первые главы новой творческой работы М.Е. Салтыкова-Щедрина были опубликованы в журнале «Отечественные записки». Это случилось в январе 1869 года. Однако роман в 1869 так и не был закончен. Автор переключил свое внимание на создание сказок. Еще несколько произведений автор рассчитывал дописать в 1869 году. «История одного города» в эти планы не входила.

В 1870 году М.Е. Салтыков-Щедрин вернулся к сатирическому роману. Продолжение произведения было также опубликовано в «Отечественных записках». Именно в 1870 года была напечатана отдельная книга с заглавием «История одного города». В сохранившихся документах значится, что создал ее М.Е. Салтыков-Щедрин. В этом варианте автор восстановил темы, которые ранее были не одобрены цензурой. Текст приобрел своеобразную остроту. Его можно отнести к злободневным. Основные изменения коснулись градоначальников и их взаимоотношений с простым русским народом. М.Е. Салтыков-Щедрин сделал образы персонажей более емкими и выразительными.

За время работы над сатирическим романом писатель несколько раз менял последовательность глав. Второе издание произведения было опубликовано в 1879 году. Третья книга вышла в свет в 1883 году. Эти варианты знаменитого произведения также претерпели некоторые изменения.

Не все читатели тепло приняли творческую работу автора. «История одного города» породила массу вопросов среди литературоведов. У произведения нет единого толкования. Некоторые читатели негодовали, какой же истинный смысл заложил писатель в сатирический роман. М.Е. Салтыков-Щедрин не мог оставаться в стороне. После выхода статьи А. Суворина он поспешил ответить известному публицисту. А. Суворин не стал вникать в глубокий смысл статьи. В своей критической статье он высказал мысль, что автор хотел лишь посмеяться над русским народом, показать его несовершенства. Известный публицист утверждал, что М.Е. Салтыков-Щедрин специально исказил исторические факты, чтобы поглумиться над простыми людьми. Однако А. Суворин не смог оценить художественные приемы писателя, используемые им способы передачи своих мыслей.

И.С. Тургенев придерживался другого мнения. Он посчитал, что книга М.Е. Салтыкова-Щедрина заслуживает высших похвал. Иван Сергеевич отметил, что именно так, как показано в произведении, выглядела сатирическая история общества страны.

С помощью творческой работы автор изобразил сатиру на многих высокопоставленных персон. Он повествует именно о тех событиях, которые были ему интересны. М.Е. Салтыков-Щедрин вынашивал план по созданию своего невероятного шедевра на протяжении нескольких лет. Изначально у выдающегося произведение было название «Глуповский Летописец». Но со временем этот вариант перестал устраивать писателя.

Произведение «История одного города» — одна из значимых творческих работ русской литературы XIX столетия. Автор при изображении государственного строя использовал гротеск. М.Е. Салтыков-Щедрин показал пародию на иерархию, которая царила в державе. Автору удалось обличить пороки в социальной и политической сфере страны. М.Е. Салтыков-Щедрин постарался отобразить реальную жизнь народа, сделать акцент на проблемах, знакомых каждому. Но не все современники автора захотели посмотреть правде в глаза. Некоторые просто отказались верить написанному в сатирическом романе.

Источник

Анализ произведения «История одного города», Салтыков Щедрин

В 1870 году после ряда публикаций отдельных глав вышло в свет произведение Михаила Салтыкова-Щедрина «История одного города». Это событие получило широкий общественный резонанс: писателя обвиняли в насмешках над русским народом и очернении фактов российской истории. Жанр произведения – сатирическая повесть, обличающая нравы, взаимоотношения власти и народа в самодержавном обществе.

Повесть «История одного города» насыщена такими приемами, как ирония, гротеск, эзопов язык, иносказание. Все это позволяет автору, в отдельных эпизодах доводя до абсурда описываемое, ярко изобразить абсолютную покорность народа любому произволу власти. Пороки современного автору общества не изжиты и в наши дни. Прочитав «Историю одного города» в кратком изложении по главам, вы ознакомитесь с самыми важными моментами произведения, наглядно демонстрирующими сатирическую направленность повести.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории

Кучминой Надеждой Владимировной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

История создания

На время оставив работу над циклом «Помпадуры и помпадурши», Салтыков-Щедрин загорелся идеей создания «Истории одного города», тематически родственной «Помпадурам и помпадуршам».

В январе 1869 года сатирик выступает с первыми главами «Опись градоначальникам» и «Органчик» в журнале «Отечественные записки» (№ 1), но до конца года приостанавливает работу, чтобы осуществить идею создания сказок («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Пропала совесть», «Дикий помещик»). Кроме этого, наметилось произведение «Господа ташкентцы», нужно было довести до логического конца «Признаки времени» и «Письма о провинции». Не оставляет Салтыков-Щедрин работу в журнале: появляется серия публицистических и литературно-критических статей и рецензий.

Вернувшись к работе над повестью, уже в № 1-4, 9 («Отечественные записки») 1870 года он публикует продолжение «Истории одного города». В 1870 году книга вышла отдельным изданием под названием «История одного города». По подлинным документам её издал М. Е. Салтыков-Щедрин.

«История одного города» вызвала массу толкований и негодований, что заставило Салтыкова-Щедрина ответить на статью известного публициста А. Суворина. Автор критической статьи «Историческая сатира», появившейся в апрельском номере журнала «Вестник Европы» за 1871 год, обвинил писателя в глумлении над русским народом и искажении фактов русской истории, не проникая в глубину замысла и суть художественного своеобразия произведения. И. С. Тургенев называл книгу замечательной и считал, что в ней отражена «сатирическая история русского общества во второй половине прошлого и начале нынешнего столетия».

Раскрытие проблем

Проблематика романа насыщена моральными, общественными и политическими вопросами. Все они являются актуальными и сегодня. В произведении раскрываются следующие проблемы:

в каком году было издано произведение салтыкова щедрина история одного города. Смотреть фото в каком году было издано произведение салтыкова щедрина история одного города. Смотреть картинку в каком году было издано произведение салтыкова щедрина история одного города. Картинка про в каком году было издано произведение салтыкова щедрина история одного города. Фото в каком году было издано произведение салтыкова щедрина история одного города

Основной смысл романа состоит в том, чтобы в последующем оградить народ от потакания правителям и обличить их произвол, сокращая возможность волнений и подготавливая людей к значительным переменам в государственном и общественном строе страны. В этом и есть идея замысла писателя: выжечь сатирой все стороны жизни, мешающие развитию обычного народа.

Книга учит быть ответственными за свою судьбу. Наблюдая за градоправителями, удается увидеть все их недостатки, а также то, насколько ужасно они относятся к людям. Можно сделать соответствующий вывод: народ не должен допускать такого отношения к себе. Правительство необходимо критиковать и направлять на путь истинный, в противном случае оно превратится в бездушную машину.

Сюжет

Начинается повесть со слов автора, который якобы нашёл настоящую летопись с рассказом о вымышленном городе Глупове. После небольшого вступления от лица вымышленного летописца идёт рассказ о «происхождении глуповцев», в котором автор повествует о самых выдающихся градоначальниках города Глупова.

, восьмой градоначальник Глупова, правил очень непродолжительный срок, но оставил заметный след в истории города. Он выделился среди других тем, что не был обыкновенным человеком, а в голове вместо мозга у него был странный приборчик, выдававший одну из нескольких запрограммированных в него фраз (напоминает человекоподобного робота). После того, как об этом стало известно, началось свержение градоначальника. За недолгий срок в Глупове сменилось шесть правительниц, которые под разными предлогами подкупали солдат, чтобы захватить власть. После в Глупове воцарился на много лет
Двоекуров
, образ которого напоминал Александра I, потому что он,
оробев
, не выполнил какого-то поручения, из-за чего всю жизнь грустил.

, бывший денщик князя Потёмкина, градоначальник «предприимчивый, легкомысленный и увлекающийся»[1], подверг город за время своей власти голоду, а умер от обжорства.

Но дольше всех правил Глуповым Василиск Бородавкин

, за время своей власти подвергший уничтожению 33 деревни, взыскав таким образом недоимок в два рубля с полтиною. А так же Стрелецкую и Навозную слободы.

Бородавкин, стремлением к проведению реформ, направленных на просвещение, напоминает Петра I.

Пфейфер («голштинский выходец») — Петр III.

Негодяев («бывый гатчинский истопник») — Павел I.

Микаладзе («черкашенин») — возможно, Д. Е. Цицианов (а также грузинский царевич Мириан Ираклиевич).

Беневоленский — М. М. Сперанский (глава «Комиссии составления законов» 1804—1808 гг.)

Грустилов — Александр I.

Угрюм-Бурчеев — граф Аракчеев.

Перехват-Залихватский — Николай I.

Другие персонажи

Если главные герои – градоначальники, второстепенные – народ, с которыми они взаимодействуют. Простой народ показан как собирательный образ. Автор в целом изображает его как повинующегося своему правителю, готового терпеть все притеснения и различные странности своей власти. Показаны автором как безликая масса, которая бунтует только тогда, когда вокруг происходит повальная гибель людей от голода или пожаров.

Сатирическая направленность

По своей направленности роман является сатирой на многих исторических персон Российской империи и на некоторые события указанной в Описи Градоначальников

Сам Щедрин говорил:

«Если бы я действительно писал сатиру на XVIII век, то, конечно, ограничился бы „Сказанием о шести градоначальницах“»

Но, кроме явных параллелей в Сказании о шести градоначальницах

, которое содержит аллюзии на императриц XVIII века Анну Иоанновну, Анну Леопольдовну, Елизавету Петровну и Екатерину II и их приход к власти через дворцовые перевороты, в повести большое количество пародий на других исторических деятелей той эпохи — Павла I, Александра I, Сперанского, Аракчеева и других. В мультфильме, снятом по мотивам произведения, в качестве города Глупова выступает реальный город Кострома: показаны существующие и существовавшие в описываемую эпоху здания (например, пожарная каланча).

Основная тематика

Тема произведения довольно многогранна. Здесь раскрываются нравственные, моральные, политические и общественные актуальные вопросы того времени:

Театральные постановки

Автор ведет хронику одного города, где проживает глупый, но покорный народ рабов, который терпит любые капризы тиранов. Не в силах править государством, глуповцы попросили иностранца возглавить их. Сначала он присылал к ним наместников, потом, убедившись в коррупционности, алчности и неэффективности руководства, приехал править самостоятельно.

После него все градоначальники были присланы из другой стороны и выбраны за них, а люди подчинялись каждому приказанию за редкими исключениями. В каждом начальнике воплощен период из истории нашей страны или конкретный политический деятель, поэтому не стоит воспринимать события буквально. Подробный сюжет с именами и основными событиями Вы можете найти здесь.

Соломенный город

Новое легкомыслие осенило бригадира, ее звали Домашка – стрельчиха. Это решительная, мужественная и пьющая женщина, которая жила у стрельцов. Они не хотели ее отдавать бригадиру, да и она была против. Но два раза стегал ее бригадир, а на третий Домашка не выдержала. Отбил он ее у «опчетсва». Они вместе пили до беспамятства.

Новое бедствие настигло город – пожары. Сгорела Пушкарская слобода, затем Болотная и Негодница. Глуповцы обвинили Фердыщенко в новой напасти и заставили его выдать им Домашку и вернуть ее на место. Начальник повинился, поплакал и выполнил их требования. Но на самом деле он не смирился с этим и решил написать начальству в Россию. Оттуда пришла армия на подавление бунта. Так он отомстил горожанам.

Эпоха увольнения от войн

«В 1802 году пал Негодяев». К концу его правления город превратился в «беспорядочную кучу почерневших и обветшавших изб», а местные жители покрылись шерстью и принялись сосать лапу. Новым градоначальником стал «черкашенин» Микаладзе. Чтобы привести глуповцев в порядок, он решил временно отказаться от насаждения просвещения и связанных с этим экзекуций, а также от принятия новых законов. Положительный результат появился уже через месяц. В дальнейшем Микаладзе правил спокойно. Единственная слабость этого градоначальника – излишнее увлечение женщинами. Скончался он в 1806 году. Причиной смерти стало «истощение сил».

Следующим градоначальником стал Беневоленский – человек, имевший особую страсть к написанию законов. Оказалось, что глуповские правители собственные законы издавать не имеют право. Он огорчился и начал писать проповеди. В итоге Беневоленский все-таки не выдержал. Жажда сочинять законы победила. Распространял градоначальник свои приказы странным способом – разбрасывал ночью листочки по улицам. Однажды Беневоленского арестовали за измену. Он писал письма Наполеону, приглашая французского правителя в Глупов. Дело в том, что Бонапарта хотела увидеть купчиха Распопова, у которой жил Беневоленский.

Далее прислали майора Ивана Прыща. Законов он не издавал, но Глупов в его правление процветал. Оказалось, что у Прыща фаршированная голова. Это распознал глуповский предводитель дворянства. Он же и съел голову градоначальника.

Сказание о шести градоначальницах

Градоначальников-самозванцев увез рассыльный, положив их в специальные сосуды, наполненные спиртом. После этого в Глупове началась смута. Власть несколько раз переходила из рук в руки. Первой захватила город Ираида Лукинишна Палеологова – бездетная вдова, промышлявшая ростовщичеством и жестоко истязавшая четырех своих крепостных служанок. Ее свергла Клемантинка де Бурбон – авантюристка, дочка бывшего градоначальника, уволенного за нечестную игру в карты, и ставленница польских панов. Третья претендентка на власть – ревельская уроженка Амалия Карловна Штокфиш, «два месяца жившая у какого-то градоначальника в помпадуршах». Клемантинку она велела посадить в клетку и выставить на площади.

Амалию победила вторая ставленница польских панов – Анеля Алоизиевна Лядоховская. По ее приказу Штокфиш посадили в клетку к Клемантинке. К утру от двух бывших градоначальниц остались только кости – дамы съели друг друга. Тем временем объявились еще две претендентки на власть – Дунька-толстопятая и Матренка-ноздря. В Глупове царила анархия. Анеля под шумок удалилась, вернувшись к прежней жизни. На седьмой день от начала смуты в город прибыл новый градоначальник – Семен Константинович Двоекуров.

Фантастический путешественник

После всех бед, случившихся в Глупове, Фердыщенко решил путешествовать. Правда, под его началом находился только городской выгон. Глуповцам было приказано собраться там, бить в тазы, преподносить дары и поздравлять градоначальника, будто он издалека приехал. Развлечений на выгоне оказалось мало. Фердыщенко успел пострелять горохом из маленькой пушки, несколько раз напиться, задержать встреченного во время «путешествия» пастуха. На третий день пребывания на выгоне градоначальник скончался от переедания. Ему на смену через неделю прислали Василиска Семеновича Бородавкина, что положило начало «золотому веку Глупова».

Источник

История создания романа «История одного города» Салтыкова-Щедрина

История создания романа «История одного города» Салтыкова-Щедрина

Замысел «Истории одного города» постепенно формируется у Салтыкова-Щедрина в течение нескольких лет.

Известно, что в 1867 году писатель знакомит свое окружение со своим новым сказочно-фантастическим «Рассказом о губернаторе с фаршированной головой» (этот рассказ ложится в основу известной нам главы под названием «Органчик» в «Истории одного города»).

В 1868 году Салтыков-Щедрин приступает к непосредственной работе над новым романом. Работа над текстом продолжается в течение 1869-1870 гг.

Интересно, что первоначально произведение носит название «Глуповский Летописец». Заглавие «История одного города» появляется позже.

В 1869-1870 гг. в журнале «Отечественные записки» Салтыков-Щедрин публикует «Историю одного города» по главам. Автор подписывается как Н. Щедрин.

Главы «Истории» публикуются в несколько другой последовательности, чем мы привыкли их видеть. Ниже представлен изначальный порядок глав:

1. «От издателя»
2. «Обращение к читателю. »
3. «Опись градоначальникам. »
4. «Органчик»
5. «Сказание о шести градоначальницах»
6. «Оправдательные документы к Летописцу. Мысли о градоначальническом единомыслии, а также о градоначальническом единовластии и о прочем»
7. «Голодный город»
8. «Соломенный город»
9. «Фантастический путешественник»
10. «Войны за просвещение»
11. «Эпоха увольнения от войн»
12. «О благовидной всех градоначальников наружности»
13. «Устав о свойственном градоправителю добросердечии»
14. «Поклонение мамоне и покаяние»
15. «Подтверждение покаяния. Заключение»
16. «Приложение. О корени происхождения глуповцев»

Отдельное издание 1870 г.

В 1870 году в печать выходит первое отдельное издание «Истории одного города».

В первом отдельном издании 1870 года Салтыков восстанавливает некоторые цензурные изменения. Текст романа становится более «острым».

Особенно много изменений касается характера взаимоотношений градоначальников и народа. Также более сжатой и выразительной становится характеристика некоторых градоначальников.

Второе и третье отдельные издания

В 1879 году выходит второе отдельное издание «Истории одного города». В 1883 году выходит третье отдельное издание произведения. В оба эти издания Салтыков-Щедрин также вносит некоторые правки.

На данный момент текст «Истории одного города» печатается по последнему прижизненному изданию 1883 года.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *