в каком классе проходят вторую мировую войну по истории
Время меняет историю: современные учебники не оставили места для героев Великой Отечественной
Одной из самых кровавых страниц в истории нашей Родины в школьном учебнике отведено 36 страниц. Великую Отечественную войну проходят в 9‑м и 11‑м классах за 7—8 уроков. Программа вскользь затрагивает блокаду Ленинграда, одним пунктом проходит по партизанскому движению, а про Зою Космодемьянскую, Александра Матросова и Николая Гастелло даже не упоминает. Эксперты-историки объяснили, как время меняет героев и нужно ли подробно изучать события Второй мировой в школе.
Альтернативная наука
7 часов, 36 страниц — это много или мало? Притом что с каждым мгновением наша история растет, в ней появляются новые факты, цифры, события и герои. Преподаватели считают, что часов явно недостаточно, и разворачивают стратегические действия в умах учеников на дополнительных занятиях, викторинах и тематических кинопоказах.
— Мы проходим самое основное, по верхам. Будь я министром образования, ввела бы по Великой Отечественной войне отдельный предмет, — считает учитель истории Чигиринской школы Лариса Раздобреева. — Мы изучаем начало и окончание войны, основные битвы — Московскую, Сталинградскую, Курскую, тыл и партизанское движение, культуру в годы войны. Потребность в дополнительных знаниях есть. Ребятам интересны факты, детали, они с интересом смотрят фильмы, где показаны форма, техника, быт солдат, читают дополнительную литературу и от руки пишут рефераты о героях.
Дети рекомендуют посмотреть: «А зори здесь тихие», «В бой идут одни старики», «Они сражались за Родину», «Список Шиндлера», «Пианист», «Сталинград», «Мы из будущего».
Современные дети склонны сомневаться, рассуждать и выяснять — в интернете на любое событие можно найти достаточно противоречивую информацию.
— Я всегда говорю ученикам, что существует множество разных точек зрения на историю, есть даже такое понятие, как альтернативная история, — продолжает Лариса Анатольевна. — Один говорит так, другой — этак. Ваше право принимать любое мнение, но послушайте меня, послушайте другого человека, почитайте сами. Прежде чем о чем‑то судить, нужно узнать об этом как можно больше.
Случай с Зоей Космодемьянской
Российский кандидат исторических наук педагог Дмитрий Занков в одной своей статье описал такой случай. «После рассказа в общих чертах о партизанском движении даю задание подготовить рефераты о Зое Космодемьянской. Каюсь, я совершил немалую ошибку. Ведь знал же, что практически единственным источником для подготовки рефератов у современного студента является интернет. Разумеется, следовало бы и мне вбить фамилию Зои в поисковик и посмотреть, а что же за ссылки будут на первой страничке, дальше которой заглядывает совсем уж редкий студент. Сделать это все‑таки пришлось, но уже после того, как мои студенты точно в срок принесли мне рефераты.
Вокруг личности Зои Космодемьянской в современное время развернулась острая полемика.
Говорилось в них о том, что Зоя Космодемьянская была, скорее всего, сумасшедшей, с детства страдавшей приступами шизофрении. Поступок Зои объявлялся абсолютно бессмысленным с военной точки зрения, аморальным по отношению к русским колхозникам, которые из‑за партизанки лишились своего жилья. Особо смаковалось, что именно русские и требовали от немцев жестокого наказания девушки, оскорбляли и избивали ее. В общем, обычный материал в стиле разоблачения всего и вся, сопровождающийся многочисленными заверениями в раскрытии страшных тайн, но очень слабо подкрепленный доказательствами. И ведь студенты ни в чем не виноваты — честно выполнили домашнее задание».
Военные рассекретили новые знания
Сегодня, действительно, в связи с рассекречиванием военных архивов возникают спорные моменты в оценке многих фактов, событий и личностей.
Поток информации растет, и невозможно уместить в один учебник абсолютно все аспекты. Чтобы разобрать по полочкам четыре тяжелых военных года и рассмотреть каждое событие со всех точек зрения, просто не хватит школьных уроков. К слову, количества часов, отданных на изучение истории, в школах меньше не стало. Как было два часа в неделю, так и осталось. А на войну выделили даже больше времени. По словам методистов педагогического университета, если в 2011 году на изучение Второй мировой в девятых классах давалось пять уроков, то в этом году — восемь. В 10‑х классах — пять и семь соответственно.
Не очернение, а реальная картина
— Любой вопрос о войне — спорный, дискуссионный. Сегодня нет единой оценки, как это было в советской историографии, — говорит доктор исторических наук Андрей Кузин. — Мы со студентами и за 20 часов не все успеваем обсудить.
Фото: Дмитрий Тупиков
Поэтому преподаватели вузов сознательно наращивают количество часов на военную тематику и разбирают вопросы, которые не рассматриваются в школьной программе. Чтобы студент — будущий учитель истории был подкован и не ориентировался только на учебник.
— В школе есть толковые ребята, которые интересуются темой, могут задать спорный вопрос. Например, считается, что Германия вероломно напала на СССР, а в периодических научных изданиях опубликованы документы о подготовке превентивного удара агрессору со стороны нашей страны. Понятно, что со школьниками такие вещи не обсуждаются. Но учитель должен владеть информацией.
Речь, по словам Андрея Васильевича, идет не об очернении событий войны, а о новом подходе к их оценке и освещению.
— С подачи Сталина долгие десятилетия говорили, что у Гитлера было преимущество — больше солдат, танков, самолетов. А когда рассекретили архивные данные, оказалось, что соотношение сил было равным, а по отдельным параметрам Красная армия даже превосходила силы противника. Манипуляция статистикой, Сталин оправдался перед народом, почему немцы дошли до Волги, Москвы и блокировали Ленинград. Наверняка сегодняшний школьник в курсе этого, но даже если не знает, нужно давать тему объективно, — считает профессор. — Показывать реальную ситуацию накануне нападения Германии.
Учат в школе
⇔ 7 параграфов отдано в учебнике по истории за 9-й класс на изучение Второй мировой.
⇔ СССР накануне Великой Отечественной войны — 4 страницы.
⇔ Начало Великой Отечественной войны — 8 страниц.
⇔ Немецкое наступление 1942 г. и предпосылки коренного перелома — 7 страниц.
⇔ Советский тыл в Великой Отечественной войне — 7 страниц.
⇔ Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны — 5 страниц.
⇔ Народы СССР в борьбе с немецким фашизмом — 5 страниц.
⇔ СССР на завершающем этапе Второй мировой войны — 10 страниц.
Устами детей: почему важно помнить о войне
— Война — это одновременно и самый гордый, и самый кровавый момент в истории нашей Родины, — говорит 9-классник Богдан Ушаков. — Потому что мы смогли побороть такую силу, как нацистская Германия и блок «Оси». А кровавый — потому что погибло много невинного народа.
Оба прадеда Богдана — Валентин и Михаил Каноненко — прошли всю войну, вернулись с орденами и медалями. «Я горд, что память о них жива, — истории о них есть в музее Чигирей», — говорит школьник.
— О тех событиях нужно помнить, чтобы подобное не повторялось. Особенно актуально это сейчас, в наше время, когда процветают неонацистские организации, которые могут подрывать внутреннюю стабильность государства, — по-взрослому рассуждает Богдан Ушаков.
Новости
Великая Отечественная война в школьных учебниках и детской литературе: формирование исторической памяти
В техническом плане на первый план здесь выходит проблема количества часов на изучение периода 1941–1945 гг. До перехода к концентрической системе, утвержденной новыми примерными основными образовательными программами (ПООП), он изучался дважды, в рамках обоих концентров в средней и старшей школе. Это, соответственно, давало возможность учителю заложить базу, а затем углубить изучение отдельных, важных с воспитательной точки зрения военных событий во втором концентре изучения истории. С перестройкой структуры школьного исторического образования учителя фактически лишились такой возможности, поскольку изучение истории Великой Отечественной войны теперь согласно ПООП предусмотрено только в старшей школе, а если учесть рекомендации Историко-культурного стандарта, то и вовсе в 10 классе. В рамках подобной структуры на события 1941–1945 гг. может быть отведено в базисном учебном плане не более 6–7 часов. Возможно, в ближайшее время проблема будет разрешена появлением рекомендаций об изучении периода всего XX в. отечественной истории в течение двух лет – в 10–11 классах. Однако в действующих условиях реализация воспитательного компонента образовательного процесса на примерах из истории Великой Отечественной войны затруднена в силу нехватки учебного времени.
В этой ситуации, учитывая ограниченность учебного времени, учителю истории рекомендуется использовать на уроках соответствующие отрывки литературных произведений, ярко и образно характеризующих настроения общества или даже суть изучаемых событий. Примеры такой организации учебного материала представлены в учебнике по истории России 1914 – начала XXI в. В.А. Никонова и С.В. Девятова.
Так, в качестве своеобразного эпиграфа к уроку о битве за Москву (1941 г.) могут быть предложены слова поэта Наума Каржавина:
Казалось, что лавина злая
Сметёт Москву и мир затем,
И заграница, замирая,
Молилась на Московский Кремль.
Из этого четверостишия может быть сформулирована главная учебная задача урока : «Почему итоги Московской битвы имели значение не только для исхода войны на советско-германском фронте, но и для всей Второй мировой войны?». Отвечая на этот вопрос в ходе работы на уроке, обучающиеся вспоминают, что вермахт не знал поражений до битвы за Москву. Последовательно рассматривая этапы битвы, они осознают, какие усилия, моральные и физические, были приложены советскими солдатами и офицерами, чтобы не только остановить врага у стен столицы, но и обратить его в бегство. Впервые с момента начала войны немецко-фашистские войска были разгромлены и это показало всему миру, что исход сражений против захватчиков не только для Красной армии, но и для других стран может быть иным, нежели ранее. В связи с этим моральное значение победы под Москвой было не меньшим, чем военное.
Реализация подобного подхода позволит обострить эмоциональные переживания обучающихся, не сводя их лишь к усвоению фактической канвы событий, будет способствовать у них выработке эмпатии в отношении страданий и подвигов советского народа.
Надеемся, что данные рекомендации помогут учителям в изучении не только событий истории Великой Отечественной войны, но и воспитания эмпатии и уважения к подвигу советских солдат и тружеников тыла в условиях ограниченности учебного времени.
СССР во Второй мировой войне: как преподавать тему. Советы учителям истории
Как сегодня преподавать тему главной войны XX века? Как создать у детей чувство сопричастности? Что делать с «тонкими» моментами, ошибками, недостоверной или неофициальной информацией? На эти вопросы отвечает специалист Института военной истории РАН Юрий Александрович Никифоров. Сегодня мы поговорим об организационной и методической стороне темы, а в следующей статье остановимся на типичных ошибках, которые допускаются при изучении Второй мировой войны.
О цели исторического образования. Главное, чего мы хотим добиться от уроков истории в школе, – это чувство сопричастности, сопереживания предкам. Само по себе знание очень важно, так как без него ты не сможешь ощутить этой сопричастности, однако перечисление мертвых фактов и точное воспроизведение событий не сделают тебя гражданином своей страны.
Патриотизм – это не рациональная категория. Это мировоззрение, чувство, поэтому одни только знания для учеников бесполезны. Что нам с этих безликих героев, с их подвигов, если они для нас абстрактны? Ну а если это не просто герой, а твой дедушка, тогда чувство контакта с историей неизбежно возникнет.
Наверное, можно прожить жизнь, не зная ничего о своей стране, и даже иметь айфон. Но так ты не сможешь принять определенный тип культуры, и тогда правомерно ли будет тебе говорить: «Мы победили в 1945 году»?
Читайте и смотрите также:
О программе и учебных часах. Главная проблема современного учителя истории – недостаток времени. Учебных часов едва хватает, чтобы просто «пройти» тему, а ведь хочется еще и качественного погружения. Важно найти хотя бы час, организовать учебную дискуссию, вместе обдумать все сложные моменты, рассмотреть разные трактовки. Школьная программа настолько насыщена событийным материалом, что учитель просто не успевает.
О личном мнении учителя. Если педагог по идеологическим причинам внутренне не согласен с трактовкой событий, которая дается в официальном учебнике истории, переубедить его очень трудно. Но вопрос всегда в том, откуда взялось это несогласие? Очень жаль, когда личное мнение учителя формируется под воздействием двух-трех прочитанных модных книг, написанных недобросовестными авторами. Уважаемые педагоги, прошу вас, пусть вами не движет желание любой ценой пойти против официальной версии. Не верьте слабым, но соблазнительным доводам, не принимайте на веру хвастливые тезисы. Доверяйте источникам, проверяйте версии, будьте историками – и тогда вы поймете, что все в нашей истории гораздо сложнее, чем иногда хочется себе представить.
О роли учебника. В нынешних условиях учебник по истории постепенно теряет роль единственного проводника знаний. Сейчас как никогда доступны бесценные первичные источники информации. Практически каждый учитель имеет возможность прямо на уроке подключить свой класс к интернет-порталам, где выложены в открытом доступе реальные хроники, архивные аудиозаписи военных лет, сканы документов. Подумайте сами, что убедительнее – услышать на уроке речь Сталина или прочитать о ней в учебнике?
Читайте и смотрите также:
О самостоятельной работе учеников. Одна из наших задач – развить у детей критическое мышление. Лично я за самостоятельную проработку учащимися некоторых тем, за поиск источников, за вдумчивое самостоятельное чтение. Подозреваю, что любой учитель горько усмехнется: где взять временной ресурс? Ведь каждый предметник мечтает загрузить школьника именно своим предметом. Скажем так: самостоятельная работа с историческими источниками для учеников желательна, но необязательна. Если есть возможность, если есть в классе мотивированные ученики – давайте им такие задачи.
О самостоятельной работе учителей. Привлекая к работе дополнительные источники, помните об одном: у педагога всегда должен быть четкий план: зачем сейчас используется тот или иной источник, чего мы ждем от ученика, направляя его на поиск информации? Чаще всего в «чистом виде» научную литературу в школе использовать невозможно: форма подачи материала очень сложная. Работайте над источниками самостоятельно, отбирайте конкретные фрагменты, чтобы затем дать их ученикам для работы. Просите их составить цитатник, адаптируйте сложный материал, тогда гораздо больше учеников смогут «потянуть» самостоятельную работу.
О работе с картографическим материалом. Представление о любом историческом событии будет неполным, если мы ограничимся только ответом на вопрос, что происходило. Для истории принципиально важно – где. Историческая хронология и география – это неотъемлемая часть исторического знания, поэтому важно при изучении темы Второй мировой войны работать с постоянной опорой на картографический материал.
Читайте и смотрите также:
О книгах, кино и других культурных артефактах. К счастью, у нас есть возможность при изучении Великой Отечественной войны использовать художественные произведения, созданные участниками войны или детьми войны. Песни военных лет, стихи, проза, литературные очерки фронтовых корреспондентов – ведь это все тоже документы войны. Почитайте отрывки из Константина Симонова, Твардовского, посмотрите фрагменты кино, снятого в 1950–1960-е годы. Это наши лучшие фильмы, самые сильные, самые правдоподобные, потому что созданы были участниками и очевидцами событий.
О масштабах темы. Порок нашей историографической традиции – европоцентризм. Нам задан такой дискурс, что самое главное всегда происходит в Европе. Это, мягко говоря, совсем не очевидно, особенно для миллиардов людей, живущих в Азии и Америке. То же и со Второй мировой войной: мы очень мало говорим с учениками о военных действиях на Востоке. Китайские историки, например, считают естественным связывать начало Второй мировой с нападением Японии на Китай, с началом оккупации Северного Китая. Все это есть в курсе всеобщей истории, но на историю России все эти факты слабо проецируются.
О преподавании истории СССР в контексте мировой истории. Это очень тяжелая задача для учителя истории и требует от него особой, дополнительной подготовки. Наложить один учебный материал на другой, чтобы получилась не путаница, а связная картина, – это действительно сложно. У вас получится, если вы сделали осознанный выбор – преподавать историю СССР без отрыва от мировой истории. Результат будет значительно лучше, чем если вы будете разделять историю России и историю мира.
Читайте в следующем материале: каких шаблонов надо избегать, когда речь идет о Второй мировой войне.
аттестация
Погода
Рейтинги
Методические рекомендации по изучению ВОВ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ИЗУЧЕНИЮ ИСТОРИИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
Патриотизм – это не значит только одна любовь к родине.
Это гораздо больше.
Это – сознание своей неотъемлемости от родины
и неотъемлемое переживание вместе с ней
ее счастливых и ее несчастных дней
(А.Н.Толстой)
В 2010 г. будет праздноваться 65-летний юбилей Великой Победы советского народа в Великой Отечественной войне
Гражданско-патриотическое воспитание учащихся в период празднования 65-й годовщины Победы советского народа в Великой Отечественной войне рекомендуется осуществлять через:
Особое внимание целесообразно уделить интерактивным формам работы, предполагающим активное участие самих учащихся в деятельности.
В настоящее время приобретает огромную идеологическую значимость создание единого информационного пространства учреждения образования с использованием новейших компьютерных технологий, соответствующего современным техническим требованиям. Компьютерные информационные ресурсы, услуги Интернет и мультимедийные комплексы при грамотном их использовании способствуют вовлечению учащихся в активный познавательный и воспитательный процесс, получению необходимой информации для формирования собственного аргументированного мнения по той или иной проблеме, ее всестороннему исследованию.
Для усиления и обеспечения более широкой системы информирования рекомендуется постоянно обновлять информационные уголки, информационные стенды, выставки литературы по патриотической и военной тематике, витражи, бюллетени; организовать тематические выпуски стенгазет, радиостудий, посвященные 65-й годовщине Победы советского народа в Великой Отечественной войне.
Большими воспитательными возможностями располагает музейная педагогика. Государственные музеи и мемориальные комплексы предоставляют возможность ознакомления с уникальными экспонатами и событиями времен Великой Отечественной войны, проведения учебных занятий, а также наиболее значимых торжественных мероприятий в обстановке военной эпохи.
Огромное воспитательное воздействие на учащихся оказывает работа по оформлению экспозиций музеев, пропаганда их фондов, встречи с участниками событий, подготовка учащихся-экскурсоводов. В музеях организуются тематические выставки, приуроченные к наиболее значимым событиям времен Великой Отечественной войны. Эффективностью отличаются такие формы музейной педагогики, как организация походов, экскурсий и поисковых экспедиций с целью пополнения фонда музея; проведение тематических выставок; конференций по гражданско-патриотической тематике; встречи с ветеранами войны и труда.
Цель занятий: создание условий для формирования гражданских и патриотических чувств школьников через обращение к памяти о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.
Задачи :
Педагогическими и методическими условиями успешного проведения занятия являются:
При подготовке уроков необходимо напомнить ребятам о 300-летнем юбилее победы русских войск в Полтавском сражении 27 июня 1709 года. Следует вспомнить о мужестве и героизме воинов, исполнивших свой интернациональный долг в Афганистане. Советские войска находились на территории Афганистана девять лет, один месяц и девятнадцать дней – с 1979 по 1989 гг. 20 лет назад завершился вывод советских войск из Афганистана – 15 февраля 1989 года последнее подразделение 40-й армии СССР покинуло эту страну.
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УРОКОВ В 1 – 4 КЛАССАХ
Формы урока в начальной школе могут быть самыми разнообразными, главное, чтобы они были интересными и действенными, способствовали формированию гордости за историю своего города, страны и ее знаменитых людей, соответствовали возрасту учеников:
На уроке возможно использование такого оборудования:
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УРОКА В 5 – 9 КЛАССАХ
Формами урока в основной школе могут быть:
При организации первого урока следует обратить внимание на необходимость интернационального воспитания учащихся, так как победа в Великой Отечественной войне является подвигом многих народов, сплотившихся не против немецкой нации, а против фашизма.
– Какие известные вам события можно вписать в этот промежуток между 22 июня 1941 года и 9 мая 1945 года?
По мере их перечисления учитель сам или силами заранее подготовленных учащихся кратко комментирует содержание этих событий, расставляет их в хронологическом порядке и при необходимости привлекает творческие работы учащихся, которые представлены на стенде.
Возможны аннотации к книгам по истории Великой Отечественной войны, просмотр фрагментов из кино – или видеофильмов о войне.
При этом обязательно будет названо одно из важнейших событий Великой Отечественной войны – Битва за Москву.
Далее целесообразно спросить учащихся:
Заслушав ответы учащихся, учитель должен обратить внимание на то, что одной из черт гражданина является его благодарная память о живых страницах биографии своей страны, своего народа. Одной из таких незабываемых страниц является битва за Москву.
В исторических судьбоносных событиях познается человек, его возможности, его характер, духовные силы.
Откуда брались силы у курсантов подольских пехотного и артиллерийского училищ, которые во время битвы под Москвой на Ильинском направлении шесть дней сдерживали фашистов? А если бы они не отдали бы свои жизни, неизвестно, как бы обернулись события: дорога на Москву была бы открыта. Где истоки духовных сил, мужества, самопожертвования у 160 тысяч москвичей – участников народного ополчения?
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УРОКА В 10 – 11 КЛАССАХ
Патриотизм – это чувство сопричастности
к судьбам своей Родины,
готовности служить ей, защищать ее интересы
(Д.С.Лихачев)
Формами работы на уроке в старшей школе могут быть:
На основе осмысления старшеклассниками исторического значения победы нашего народа в Великой Отечественной войне, вклада СССР в разгром фашизма во Второй мировой войне необходимо создать условия для воспитания гражданственности, патриотизма, развития мировоззренческих убеждений старшеклассников, расширения их социального опыта, развития способностей сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определения личностного отношения к истории Великой Отечественной войны.
При проведении урока целесообразно учитывать то, что учащиеся 10-11 классов в период их обучения в 9 классе изучали историю Второй мировой, поэтому им знакомы следующие факты, явления, процессы и личности:
Особое внимание в 9 классе уделялось изучению истории Великой Отечественной войны. Рассматривались темы:
Часть вопросов урока предлагается на проблемном уровне, учитывая подготовленность класса и учителя.
КАЛЕНДАРЬ
Великой Отечественной войны
Учредительное заседание Организации Объединенных
Наций в Сан-Франциско.
Харьковская наступательная операция Красной Армии