в каком возрасте ф шуберт сочинил балладу лесной царь
В каком возрасте ф шуберт сочинил балладу лесной царь
«Лесной царь» — произведение, в котором ярко проявилось романтическое влечение к необычному, к образам фантастическим, к сюжетам, где реальное подчас неотделимо от вымышленного. Характерно само обращение к жанру баллады.
С конца XVIII и особенно в XIX веке возрастающий интерес к фольклору возрождает балладную поэзию. Для поэтов и музыкантов романтического направления этот род искусства обладает особой притягательностью. Баллада, одна из форм народно-поэтического творчества, своими корнями уходит в далекое средневековье. Пережив длительную эволюцию, баллада сложилась в эпико-драматический жанр со своими типическими признаками. Прежде всего — это произведения сюжетные. Сюжеты баллад легендарны, иногда навеяны отдаленными историческими событиями или старинными преданиями, преображенными народной молвой. Развитие действия часто происходит на мрачно-фантастическом фоне, в необычных условиях.
Баллада — развернутое эпическое полотно, в котором объективное повествование о давно прошедшем свободно переходит в драматический показ событий; в то же время эпичность и драматизм не исключают личного авторского отношения, лирических отступлений. Сплетение эпического, драматического и лирического открывало широкий простор творческой фантазии.
В немецкой поэзии возрождением и новой жизнью баллада обязана Гёте, Шиллеру, Гейне. В музыке известностью пользовались баллады немецкого композитора конца XVIII века И. Р. Цумшгега (1760—1802). Шуберт еще в конвикте увлекался его балладами. У самого же Шуберта песен баллад не так много, и «Лесной царь» остается самым совершенным его созданием в этом новом жанре романтической музыки.
Но характерно для Шуберта, что сгущенную фантастичность картины «Лесного царя», мрачную ночь, бешеную скачку коня, бредовые видения умирающего ребенка он облекает в реальные образы действительного мира, отчего драматизм происходящего становится более ощутимым, остро впечатляющим.
«Лесной царь» — свободная композиция, музыкальное строение которой подчинено развертыванию сюжета. Замечательна при этом гармония всех соотношений: сквозного музыкально-драматического развития и симметричности форм, вокального и инструментального начал, выразительности и изобразительности.
Ритм сопровождения, его непрерывное тяжелое биение (октавные и аккордовые репетиции триолями), пронизывает балладу, скрепляет и объединяет все части целого. В эту безостановочную октавную дробь — подражание топоту коня, скачке — вклиниваются тревожно-возбужденные гаммообразные взлеты в басу. Объединяя изобразительные и выразительные приемы, Шуберт создает полную зрительно-слуховую иллюзию.
Начинается баллада большим фортепианным вступлением, материал которого продолжает затем развиваться в партии сопровождения.
Кроме фортепианного вступления есть еще и вокальное обрамление, то есть вокальное вступление и послесловие; оно ведется от лица рассказчика-повествователя:
Кто скачет, кто мчится под хладною мглой?
Ездок запоздалый, с ним сын молодой.
Словами рассказчика завершается повествование:
Ездок погоняет, ездок доскакал.
В руках его мертвый младенец лежал.
(перевод В. Жуковского)
Остальной текст — прямая речь, распределенная между отцом, его сыном и лесным царем.
Реальные лица — повествователь, отец, ребенок — объединены близостью интонационного строя. Но в соответствии с текстом, в музыку баллады всякий раз привносятся новые штрихи, которые оттеняют индивидуальные черты, состояние каждою персонажа.
В мелодии рассказчика преобладают аккордовые звуки, ходы на квинту, кварту; это придает ей характер драматической декламации:
В партиях отца и ребенка драматизм чувств выражен усиленной хроматизацией мелодии, обострением речитативно-декламационных оборотов, напряженностью самой тесситуры, особенно в партии ребенка. Его фразы выделяет жесткая диссонантность малых секунд и нон, которые возникают от непрерывного «трения» вокальной мелодии и октавных репетиций в фортепианной партии:
Драматическим репликам реальных персонажей противопоставлена манящая, завлекающая сладость речей лесного царя. Мелодия его с плавными и закругленными каденциями пронизана интонациями зовов; фактура сопровождения то собирается в как бы шелестящие, слегка «пританцовывающие» аккорды, то «расстилается» в гармонических фигурациях:
Только в третий раз, когда попытки завлечь ребенка сменяют угрозы — «Дитя, я пленился твоей красотой: неволей, иль волей, а будешь ты мой», — звучит основной материал баллады, и партия лесного царя включается в общую репризу. Здесь развитие достигает максимального напряжения и динамизированная реприза перерастает в кульминационную вершину всего произведения. «Сухой» речитатив заключительной фразы, произносимой повествователем, ее суровый лаконизм еще резче подчеркивает трагизм ситуации:
В каком возрасте ф шуберт сочинил балладу лесной царь
Франц Шуберт «Лесной царь»
Историю создания «Лесного царя» Шуберта, содержание произведения и множество интересных фактов читайте на нашей странице.
История создания
В 1815 Франц Шуберт , вернувшись в родительский дом после окончания семинарии, заступил на должность помощника учителя в школе, где преподавал его отец. Мечтая заниматься только композиторским творчеством, Франц каждую свободную минуту посвящал сочинению музыкальных произведений. В результате активного увлечения композицией только за 1815 год молодой композитор создал почти 150 песен, 2 симфонии, 4 оперы, 2 мессы, струнный квартет и 2 фортепианные сонаты. Среди всего этого многообразия творений юного Шуберта была баллада «Лесной царь».
Впоследствии друг композитора Йозеф фон Шпаун в своих воспоминаниях писал, что зайдя вечером с приятелем навестить Франца, который в то время ещё жил в доме своего отца, они увидели, как Шуберт, расхаживая по комнате, с воодушевлением читает вслух балладу Иоганна Вольфганга фон Гёте «Лесной царь». Вдохновлённый сочинением своего любимого поэта и драматурга, композитор внезапно сел за стол и в течение непродолжительного времени музыкальным языком на листе нотной бумаги выразил все свои впечатления от прочитанного произведения.
Но поскольку в доме не было фортепиано, а всем было интересно, что же в конечном итоге получилось, друзья, долго не раздумывая, в тот же вечер решили пойти в конвикт, чтобы там прослушать новое сочинение Франца. В школе их встретил органист Венцель Ружичка, который выслушав просьбу бывших учеников, незамедлительно сел и сыграл новое произведение своего талантливого воспитанника. Восторгам уважаемого музыканта не было предела.
Шуберт, будучи очень требовательным к себе в творчестве, три раза, внося изменения, пересматривал свою балладу и только через пять лет после создания позволил впервые исполнить её на одном из частных собраний. После этого окончательная версия «Лесного царя» была опубликована лишь в 1821 году и в тот же год в знаменитом венском театре «Кернтнертор» состоялась публичная премьера произведения.
Интересные факты
Содержание
В произведении рассказывается о том, как в сумерках холодной порой по лесной дороге на коне скачет всадник с больным маленьким ребёнком. Сыну кажется, что лесной царь зовёт его к себе. Отец успокаивает малыша, объясняя, что всё это ему лишь мерещится. Ребёнок испуганно кричит и отец сильнее подгоняет коня. Однако когда он доскакал, ребёнок был уже мёртв.
В балладе четыре персонажа: рассказчик, отец, сын и лесной царь, и все они озвучиваются одним вокалистом. Это представляет сложность для певца, так как каждое действующее лицо изображается в определённом диапазоне и различными ритмическими рисунками.
Партия рассказчика, пронизанная драматическими интонациями, так как именно ему приходится объявлять о смерти ребёнка, исполняется в баритонном диапазоне. Для ребёнка композитор выбрал высокую теноровую тесситуру. Его партия исполняется с большим напряжением, и каждое её новое проведение исполняется на полтона выше, что увеличивает эмоциональный накал. Образ Лесного царя обрисован завлекающей сладостной мелодией, исполняемой на пианиссимо в среднем теноровом регистре. Партия отца поётся в басовом регистре.
В балладе есть и пятый персонаж – это лошадь. Быстрые триоли, звучащие в аккомпанементе на протяжении всего произведения имитируют удары её копыт.
Текст
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
«Лесной царь» Шуберта
Урок «Ф.Шуберт «Лесной царь»»
Разделы: Музыка
Цель: формировать у обучающихся эмоциональное осознанное восприятие музыкального образа на примере баллады «Лесной царь» Ф.Шуберта.
Принадлежность: данная разработка может быть использована при изучении творчества Шуберта на уроках музыкальной литературы в музыкальной школе и на уроках музыки и литературы (в качестве дополнения) в курсе общеобразовательной школы.
Все указанные файлы запускаются автоматически по ходу Презентации.
Франц Петер Шуберт
797-1828
Великий австрийский композитор
(После 1 куплета «Аве Марии» звук микшируется).
Франц Шуберт родился 215 лет назад 31 января 1797 года в австрийском городе Лихтентале (ныне Альзергрунд) в семье школьного учителя. С шести лет он учился в приходской школе. Дома вечерами в семье Шуберта часто музицировали, Франц играл на скрипке и фортепиано, прекрасно пел. В 11 лет Франц поступил в Конвикт (придворную капеллу), заведение с жесткой дисциплиной, почти как суворовское училище, где Шуберт был певчим в хоре, а также играл в симфоническом оркестре на альте.
Все учителя музыки отказывались обучать юного Франца, оправдываясь словами: «Его Бог научил, мне с ним делать нечего».
Когда голос Шуберта стал ломаться, он оставил Конвикт, и устроился учителем в школу. Но преподавательская работа тяготила его, к тому же она отвлекала от творчества.
Замечателен также сборник «Лебединая песня», из которого многие песни приобрели всемирную известность (например, «Серенада»).
Однако при жизни композитора его произведения почти не исполнялись и не издавались.
Просмотр презентации «Шуберт. Лесной царь». (Обучающиеся читают поочередно текст слайдов презентации, которые демонстрирует преподаватель на экране)
Баллада «Лесной царь»
Слайды 4-7 Прослушивание баллады на протяжении слайдов.
Слайд 8
Итак, в балладе мы слышим несколько героев: обучающиеся перечисляют: рассказчик, отец, сын, лесной царь.
Что можно сказать о музыкальной характеристике героев? (учащиеся должны указать на взволнованность рассказчика, встревоженность отца, испуг и напряжение сына, сладость и привлекательность интонаций лесного царя).
Сейчас я предлагаю вам еще раз прослушать эту балладу, только уже на родном языке Гёте и Шуберта. И сейчас перед вами ставится задача не просто прослушать, но услышать все интонации и речевые обороты, которые так тонко передает в музыкальном измерении Франц Шуберт. (звучит «Лесной царь» на немецком языке).
Обсуждение с обучающимися музыкального языка баллады. (Учащиеся отвечают на вопросы учителя, дают собственную характеристику музыке).
Какими средствами музыкальной выразительности пользуется композитор, чтобы изобразить чувства, мысли или речь каждого героя?
Прослушав произведение от начала до конца можно ли сказать, что все сцены и образы сливаются в единый драматический образ?
Аккомпанемент играет главную изобразительную роль?
В случае затруднения учащихся в ответах на вопросы, можно прослушать балладу отрывками, останавливаясь на отдельных репликах героев с целью более детального разбора средств музыкальной выразительности с использованием файлов 04.mp3 или 05.mp3 вне Презентации.
Далее проводится рефлексия содержания учебного материала:
После смерти Ф.Шуберта на одном из концертов балладу «Лесной царь» исполняла певица Вильгельмина Шредер-Девриент. На этом концерте присутствовал Иоганн Гёте, который был потрясен мастерством исполнения певицы; вспомнил, что когда-то он слушал «Лесного царя», но он не произвел на него впечатления. Сейчас же, по выражению Гёте, вся композиция приняла «явственный образ».
Иными словами, очень важно, чтобы исполнитель проникся той музыкальной мыслью, которую передал нам композитор путем нотной записи. Чтобы исполнитель донес до слушателя тот истинный образ, чувства и эмоции автора. Ведь Шуберт рассказал нам о своих переживаниях и муках. Рассказал искренне, не написав при этом ни одной фальшивой ноты.
- симптом бабинского справа что это
- one piece вано персонажи