в каком жанре написаны произведения русские женщины кому на руси жить хорошо мороз красный нос
Тесты по творчеству Н.А.Некрасова
Тесты по творчеству Н.А.Некрасова
для промежуточного контроля
1. Соотнесите стихотворения Н.А.Некрасова с темами его творчества:
а) «В полном разгаре страда деревенская. » а) любовная лирика
б) «Вчерашний день, часу в шестом», «Муза» б) тема поэта и поэзии
в) «Я не люблю иронии твоей» в) тема Родины и народа
г) «Размышления у парадного подъезда», г) судьба крестьянки при
« В дороге» крепостном праве
а) а – г; б – б; в – а: г – в
в) а – г; б – в; в – б; г – а.
2. Найдите лишнее в перечисленных произведениях Некрасова.
б) «Смерть поэта» г) «Белинский В.Г.»
3. Поэма, в которой герои путешествуют от селения к селению:
а) «Русские женщины» в) «Коробейники»
б) «Кому на Руси жить хорошо» г) «Мороз, Красный нос»
4. Чей это портрет из поэмы «Кому на Руси жить хорошо»:
Лет тридцати осьми.
Красива; волос с проседью,
Глаза большие, строгие
а) Матрены Тимофеевны; б) матери Григория Добросклонова; в) губернаторши
5. Чей это портрет из поэмы «Кому на Руси жить хорошо»:
С большущей сивой гривою
Чай, двадцать лет нестриженной,
С большущей бородой,
Дед на медведя смахивал.
Особенно как из лесу,
а) Савелия; б) Якима Нагого; в) Ермилы Гирина
6. Вставьте пропущенное слово:
7. В стихотворениях «Вчерашний день, часу в шестом», «Муза»,
«Элегия», «Поэт и гражданин», «Умру я скоро», «Блажен незлобивый
поэт», «О, Муза! Я у двери гроба…», «Стихи мои, свидетели живые. »,
а) любовная лирика ; б) тема Родины и народа; в) тема поэта и поэзии
8. Чей это идеал счастья в поэме «Кому на Руси жить хорошо»:
Не надо мне ни серебра, И каждому крестьянину
Ни золота, а дай господь, Жилось вольготно, весело
Чтоб землякам моим На всей святой Руси!
а) Григория Добросклонова; б) Ермила Гирина; в) Якима Нагого.
9. Из какого стихотворения эти строки?
Форме дай щедрую дань Строго, отчетливо, честно
Временем: важен в поэме Правилу следуй упорно:
Стиль, отвечающий теме, Чтобы словам было тесно,
Стих, как монету чекань Мыслям — просторно
а) «Подражание Шиллеру.II.Форма» ; б) «Несжатая полоса»
в) «Вчерашний день, часу в шестом»
10. Какой едва ли ни лучший журнал 50—60-х гг. ХIХ столетия
возглавлял Н.А.Некрасов с 1847 года?
а) «Современник»; б) «Отечественные записки»; в) «Телескоп»
11. Кто из героев поэмы «Кому на Руси жить хорошо»:
В семь лет мирской копеечки
Под ноготь не зажал,
В семь лет не тронул правого,
Не попустил виновного
а) Савелий; б) Яким Нагой; в) Ермил Гирин.
12. Вставьте пропущенное слово:
«Пиши: В деревне Босове
Он до смерти работает,
До полусмерти пьёт!»
а) Савелий; б) Яким Нагой; в) Ермил Гирин.
13. В чьих устах о народной душе в поэме «Кому на Руси жить хорошо»
слышится грозное предупреждение?
У каждого крестьянина
Душа, что туча черная —
а) Савелия; б) Якима Нагого; в) Ермила Гирина.
14. В стихотворениях «В дороге», «Орина, мать солдатская», «В
полном разгаре страда деревенская. »; «Несжатая полоса»,
«Размышления у парадного подъезда», «Железная дорога»,
«Плач детей», «О погоде» раскрывается тема:
а) тема любви; б) тема Родины и народа; в) тема поэта и поэзии
Тесты по творчеству Н.А.Некрасова
для промежуточного контроля на 1 курсе
1. В стихотворениях Н.А. Некрасова: «Мы с тобой бестолковые
люди…», «Я не люблю иронии твоей», «Да, наша жизнь текла
мятежно», «Застенчивость», «Гадающая невеста», «Ты всегда хороша
несравненно» раскрывается тема:
а) любовная лирика ; б) тема Родины; в) философская лирика.
а) «Княгиня Трубецкая»; б) «Кому на Руси жить хорошо»; в) «Дедушка»
3. Узнайте персонажа поэмы «Кому на Руси жить хорошо» по описанию:
… Нос клювом, как у ястреба,
Один здоровый — светится,
А левый — мутный, пасмурный,
Как оловянный грош!
а) Оболт – Оболдуев; б) Князь Утятин; в ) поп.
4. Вставьте пропущенные слова в отрывки из поэмы «Кому на Руси…»:
а) « Из смежных деревень — б) «Было двенадцать разбойников,
Заплатова, Дырявина, Был ……………. атаман,
Разутого, Знобишина, Много разбойники пролили
Горелова, Неелова, Крови честных христиан»
………… тож». («О двух великих грешниках»)
а) Неурожайка, Кудеяр; б) Босово, Разин; в) Радово, Болотников
5. Чей это портрет из поэмы «Кому на Руси жить хорошо»:
Грудь впалая; как вдавленный Похож он: шея бурая,
Живот; у глаз, у рта Как пласт, сохой отрезанный,
Излучины, как трещины Кирпичное лицо,
На высохшей земле; Рука — кора древесная,
И сам на землю-матушку А волосы — песок
а) Савелия, богатыря Святорусского; б) Ермила Гирина; в) Якима Нагого
6. В каких поэмах Н. А.Некрасова используются сказочные элементы:
а) «Русские женщины», в) «Дедушка»
б) «Кому на Руси жить хорошо», «Мороз, Красный нос»
в) «Коробейники», «Мать»
7. Кто в поэме «Кому на Руси жить хорошо» сочинил эту песню:
Ты и убогая, Ты и бессильная,
Ты и обильная, Матушка – Русь.
а) Григорий Добросклонов; б) Ермил Гирин; в) Яким Нагой
8. Сравните отрывок из поэмы «Кому на Руси жить хорошо» и его
перевод на китайский язык, чего не смогли перевести китайцы:
Перевод на китайский: Отрывок из поэмы Некрасова:
«И русские крепко спят, Вышли не бужены,
Но еще не зажженная искра Встали не прошены,
Таится в их сердцах. Жита по зернышку
Они проснутся без призыва, Горы наношены,
Сила в ней скажется
а) не отразили веры поэта в великое будущее русского народа;
б) не отразили жизнь помещиков в пореформенной России;
в) не отразили проблемы счастья в поэме.
9. Вставьте пропущенное слово в названии стихотворения Некрасова
а) несравненно; б) без сомненья; в) вдохновенно.
10 . Как можно определить жанр произведений Н.А.Некрасова «Русские
женщины», «Кому на Руси жить хорошо», «Мороз, Красный нос»:
а) поэмы; б) стихотворные рассказы; в) стихотворные новеллы
11. «. Уже первые строки поэмы рисовали безотрадную жизнь недавно «освобожденных» крестьян». (В.Е. Евгеньев-Максимов). Почему автор поставил слово «освобожденных» в кавычки?
а) якобы «освобожденные» крестьяне должны были вплоть до полного
выкупа своего земельного надела, трудиться на господ, исполнять те
же самые повинности, какие существовали и при крепостном праве.
б) крестьяне стали свободны от помещиков;
в) крестьян освободили от земли
12. Вставьте пропущенное слово в названии стихотворения Некрасова
а) шумных; б) темных; в) ярких.
13. Какие крестьяне после реформы 1861 года стали называться
а) крестьяне, перешедшие с разрешения помещика к выкупу земельных
наделов, назывались собственниками, а не перешедшие на выкуп –
б) крестьяне временно выполнявшие сезонные работы;
в) крестьяне временно трудившиеся только на земле помещика.
14. Какая из героинь в поэме «Кому на Руси жить хорошо» не склоняет
головы перед грозными начальниками и утверждает:
В груди у них нет душеньки,
В глазах у них нет совести,
На шее — нет креста!
а) Матрена Тимофеевна; б) батрачка Домна; в) княгиня Трубецкая.
Ответы на тесты по творчеству Н.А.Некрасова
I вариант: 1.а; 2.б; 3.б; 4.а; 5.а; 6.б; 7.в; 8.а; 9.а; 10.а; 11.в; 12. в;
II вариант: 1.а; 2.а; 3.б; 4.а; 5.в; 6.б; 7.а; 8.а; 9.б; 10.а; 11.а; 12.а;
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-866263
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Минобрнауки учредит именные стипендии для студентов из малочисленных народов
Время чтения: 1 минута
В российских школах оборудуют кабинеты для сообщества «Большой перемены»
Время чтения: 1 минута
В Осетии студенты проведут уроки вместо учителей старше 60 лет
Время чтения: 1 минута
Российский совет олимпиад школьников намерен усилить требования к олимпиадам
Время чтения: 2 минуты
Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
В каком жанре написаны произведения русские женщины кому на руси жить хорошо мороз красный нос
Укажите род литературы, к которому относится произведение Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
Поэма Н. А. Некрасова сочетает в себе признаки двух литературных родов: лирики и эпоса. Лироэпика (лироэпос) — один из родов литературы в традиционной классификации. В лироэпических произведениях художественный мир читатель наблюдает и оценивает со стороны как сюжетное повествование.
Укажите имя и отчество героини, от лица которой ведётся повествование.
Повествование ведёт героиня поэмы Матрёна Тимофеевна.
Как называется приём, основанный на употреблении одинаковых слов в художественном тексте: «Мы идём, идём – / Остановимся…»)?
С целью придания особого колорита тексту, возможно, необходимости подчеркнуть что-либо автор использует повтор (лексический повтор) — стилистическую фигуру, заключающуюся в намеренном повторении в обозримом участке текста одного и того же слова либо речевой конструкции.
Ответ: повтор или лексический повтор.
В приведённом фрагменте речь идёт о важном, поворотном событии в жизни героини. Каким термином обозначается последовательность событий в художественном произведении?
Последовательность событий в художественном произведении называется сюжетом. В основе сюжета лежит фабула. Фабула — это система связанных между собой мотивов в произведении, охватывает все происшествия, соединенные в причинно-следственные ряды.
Ответ: сюжет или фабула.
Заполните пропуски в приведённом ниже тексте соответствующими терминами. В бланк ответов №1 впишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов два термина в той же форме и последовательности, что и в тексте.
Поэма «Кому на Руси жить хорошо» — это крупное по объёму многочастное стихотворное произведение, в котором сливаются воедино _____________ и ________ начала
←Поэма «Кому на Руси жить хорошо» — это крупное по объёму многочастное стихотворное произведение, в котором сливаются воедино эпическое и лирическое начала.
Назовите произведение отечественной или зарубежной литературы (с указанием автора), в котором изображены яркие женские характеры. Чем схоже (или чем различается) их изображение в этом произведении и изображение некрасовской героини?
Яркие женские характеры представлены во многих произведениях русской литературы. Например, в повести Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка». Образ Маши Мироновой вначале представляется как образ спокойной, тихой, послушной девушки. Главный герой практически сразу начинает испытывать к ней любовные чувства. По-настоящему характер капитанской дочки раскрывается дальше по ходу повествования. Показательным становится эпизод, в котором Маша идет просить императрицу о помощи Петру Гриневу. И Некрасов, и Куприн показывают нам сильных духом женщин, готовых бороться за свое счастье. Как и героиня «Кому на Руси жить хорошо», Маша самоотверженна, чиста, красива душой.
Выберите ОДНО из заданий (5.1 или 5.2) и укажите его номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2.
Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.
5.1. Какие черты некрасовских женщин воплотились в образе героини-рассказчицы?
5.2. К. И. Чуковский писал: «Некрасов был органически близок народу, фольклор никогда не был для него фетишем. Поэт распоряжался им совершенно свободно, творчески подчиняя его своим собственным — некрасовским — идейным задачам, своему собственному — некрасовскому стилю, ради чего и подвергал его, в случае надобности, решительной и энергичной трансформации, по-новому переосмысляя его. » Опираясь на приведённый фрагмент, докажите или опровергните эту точку зрения.
Одна из героинь поэмы «Кому на Руси жить хорошо» Матрёна Тимофеевна — женщина сильная, самоотверженная, готовая в огонь и в воду за любимого, за детей. Не побоялась она просить за мужа губернаторшу, не побоялась накликать на себя немилость.
5.2. В приведённом фрагменте текста поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» находим подтверждение мнению К. И. Чуковского. Слог поэмы простой, певучий, жанрово напоминает народную песню. Фольклорные элементы органично вплетаются в повествование: обращение «голубушка», постоянные эпитеты: мука смертная, мать родная; народная песня завершает повествование. Прибегая к фольклору, поэт решал и ещё одну задачу: чтобы быть реалистичным, чтобы создать живые, яркие образы, о народе говорить надо народным языком. Ему это удалось. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» стала самобытным художественным произведением.
Художественное своеобразие поэмы «Кому на Руси жить хорошо»
Поэзия всегда играла важную роль в русской литературе. Русские авторы внесли немалый вклад в мировое культурное наследие. Свою лепту внес и Николай Некрасов — пожалуй, один из самых значимых русских поэтов, чьё творчество глубоко отзывается в душе каждого человека. Его так и не завершённая поэма «Кому на Руси жить хорошо» стала высшей точкой творческой жизни писателя. В неё он вложил все свои творческие силы и опыт, и сегодня большая часть людей знает о Некрасове именно благодаря его последнему творению. Многомудрый Литрекон советует Вам углубиться в детальный разбор этого произведения, чтобы увидеть все те богатства формы и содержания, которые поэт вложил в свою книгу.
История создания
Некрасов начал работать над этой поэмой в шестидесятых годах девятнадцатого века, когда Российская империя стояла на историческом перепутье, а в стране царило воодушевление и появилась жажда перемен.
Автору пришёл на ум по-настоящему эпический замысел: создать поэму из 6-8 частей, которая бы охватила все сферы жизни российского общества. Он начал работу в начале 60-х годов, и уже в 1865 году была готова первая часть книги. История написания поэмы «Кому на Руси жить хорошо» представляет собой довольно интересные факты:
Творческая история и публикация поэмы «Кому на Руси жить хорошо» лишний раз доказывают, что проблемы, о которых говорил Н.А. Некрасов, реально существовали.
«Кому на Руси жить хорошо»: история создания, жанр и композиция
Работу над поэмой Некрасов начал в 1863 году, когда был написан «Мороз, Красный нос», и продолжал до самой смерти. Но если поэму «Мороз…» можно сравнить с трагедией, содержанием которой становится гибель человека в героической борьбе с неподвластными ему стихиями, то «Кому на Руси жить хорошо» — это эпопея, где отдельный человек находит смысл и счастье своего существования в единстве с миром людей и миром как Божьим созданием. Некрасова интересует целостный образ народа, и высвеченные в поэме отдельные образы даны как эпизодические, история их жизни лишь на время всплывает на поверхность эпического потока. Поэтому поэму Некрасова можно назвать «народной эпопеей», а ее стихотворная форма подчеркивает родство с народным эпосом. Некрасовский эпос «слеплен» из разных фольклорных жанров: сказки, байки, загадки, пословицы, духовных стихов, трудовых и обрядовых песен, протяжной лирической песни, притчи и т. д.
У эпопеи Некрасова была четкая социальная задача. В этом смысле его произведение вполне злободневно и актуально. В 60—70-е годы начинается движение «хождения в народ», практика «малых дел», когда русская интеллигенция добровольно шла в деревни, организовывала школы и больницы, пыталась перестроить быт и труд крестьян, вывести их на пути просвещения и культуры. В это же время усиливается интерес и к самой крестьянской культуре: собирается и систематизируется русский фольклор (образ такого собирателя — Павлуши Веретенникова — есть в поэме). Но самым верным средством изучить положение народа была статистика, наука, которая в это время получила самое бурное развитие. Кроме того, эти люди: учителя, врачи, статистики, землемеры, агрономы, ученые-фольклористы — оставили нам серию замечательных очерков о жизни и быте пореформенной России. Социологический срез деревенской жизни делает в своей поэме и Некрасов: перед нами проходят почти все типы русского сельского населения, от нищего до помещика. Некрасов пытается увидеть, что же произошло с крестьянской Русью в результате реформы 1861 года, перевернувшей весь привычный уклад жизни. В чем Русь осталась прежней Русью, что безвозвратно ушло, что появилось, что вечно и что преходяще в народной жизни?
Принято считать, что своей поэмой Некрасов отвечает на вопрос, поставленный им в одном из стихотворений: «Народ освобожден, но счастлив ли народ? » На самом деле это вопрос риторический. Понятно, что несчастлив, и тогда поэму писать незачем. Но вопрос, ставший заглавием: «Кому на Руси жить хорошо? » — переводит искания Некрасова из философской и социологической областей в область этическую. Если не народу, то кому все же живется хорошо?
Чтобы ответить на главный вопрос, и отправляются в дорогу «странные» люди, т. е. странствующие, — семеро мужиков. Но эти люди странные и в привычном нам значении. Крестьянин — человек оседлый, привязанный к земле, для которого нет отпусков и выходных, жизнь которого подчиняется только ритму природы. А они пускаются странствовать, да еще когда — в самую страдную пору! Но эта их странность — отражение того переворота, который переживает вся крестьянская Русь. Вся она сдвинулась, стронулась с места, вся она в движении, как весенние потоки, то прозрачные, чистые, то мутные, несущие зимний сор, то спокойные и величавые, то бурливые и непредсказуемые.
Поэтому в основе композиции поэмы лежат мотивы дороги и поиска. Они позволяют пройти по всей Руси и увидеть ее целиком. Но как показать всю Русь? Автор использует прием панорамного изображения, когда образ создастся рядом обобщенных картин, массовых сцен, из которых выхватываются отдельные лица и эпизоды.
Источник: В мире литературы. 10 кл. / А.Г. Кутузов, А.К. Киселев и др. М.: Дрофа, 2006
Направление, жанр, размер
Сюжет и композиция поэмы «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова сочинение по теме
Поэма «Кому на Руси жить хорошо» – это любимое произведение Некрасова, идею которого он вынашивал не один год, мечтая отразить в поэме все наблюдения о крестьянской жизни. Немалый срок – 14 лет – заняло и написание произведения, причем в процессе работы над ним поэт несколько раз изменял первоначальный замысел. Неудивительно, что композиция поэмы «Кому на Руси жить хорошо» считается сложной, а порою о ней отзываются как о рыхлой и не до конца сформированной.
Однако, рассматривая особенности композиции «Кому на Руси жить хорошо», необходимо учитывать специфику жанра самой поэмы. Жанр «Кому на Руси жить хорошо» определяется как поэма-эпопея, т.е., это произведение, описывающее жизнь целого народа во время какого-либо значительного исторического события. Чтобы изобразить народную жизнь во всей ее полноте, требуется соблюдение эпопейной композиции, в которую включается многогеройность, наличие нескольких сюжетных линий либо вставных эпизодов, а также некая недосказанность.
Сюжет поэмы «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова линеен, он построен на описании путешествия семи мужиков-временнобязанных в поисках счастливого человека. Их встреча описывается в экспозиции поэмы: «На столбовой дороженьке / Сошлись семь мужиков».
Сразу заметно, что Некрасов старается стилизовать свое произведение под народное: он вводит в него фольклорные мотивы. В экспозиции и последующей завязке угадываются сказочные элементы: неопределенность места и времени действия («в какой земле – угадывай»), наличие сказочных персонажей и предметов – говорящая птичка, скатерть-самобранка. Значимым является и количество мужиков – их семеро, а семь в сказках всегда считалось особенным числом.
В дальнейшем Некрасов нечетко придерживается первоначального сюжетного плана: ряд эпизодов, например с купцом, читателю так и не встретится, зато появится множество крестьян, каждый со своей неповторимой судьбой. Это может показаться странным: ведь в завязке о счастливой крестьянской жизни речи даже не шло. Тем не менее, для автора не столь важно поскорее приблизить действие поэмы к закономерной развязке: найденному счастливому человеку. Некрасов желает, в первую очередь, изобразить картину народной жизни в сложный пореформенный период. Можно сказать, что семеро главных героев на деле вовсе не являются главными и служат, по большей части, адресатами многочисленных историй и «глазами» автора. Основными действующими лицами и истинными героями поэмы оказываются либо те, кто истории рассказывает, либо те, о ком их рассказывают. И читатель знакомится с солдатом, счастливым тем, что его не забили, холопом, гордящимся своей привилегией доедать из господских мисок, бабкой, у которой на огороде ей на радость уродила репа… Из большого количества маленьких эпизодов складывается народное лицо. И, пока внешний сюжет поиска счастливого, казалось бы, стоит на месте (главы «Пьяная ночь», «Счастливые»), активно развивается сюжет внутренний: изображается постепенный, но уверенный рост народного самосознания. Крестьяне, еще растерянные от неожиданного обретения свободы и не до конца определившиеся, на какое же благое дело ее употребить, тем не менее не хотят отдавать ее назад. Из случайных разговоров, из кратко описанных человеческих судеб перед читателем вырастает общая картина Руси: нищей, пьяной, но все же активно стремящейся к лучшей и справедливой жизни.
Также в ряду композиционных особенностей поэмы следует отметить большое количество стихотворных фрагментов, стилизованных под народные песни. С их помощью автор, во-первых, создаёт определённую атмосферу, делая свою поэму ещё более «народной», а, во-вторых, вводит с их помощью дополнительные сюжетные линии и дополнительных героев. Песни отличаются от основного повествования размером и ритмикой — и то, и другое было позаимствовано автором из устного народного творчества. Отдельно стоят песни Гриши Добросклонова, с фольклором не связанные; в уста этого героя автор вложил собственные стихи, выразив через них свои идеи и убеждения. Насыщенность поэмы подобными вставками, а также многочисленными народными присказками, поговорками, пословицами, искусно вплетёнными в текст, создаёт особую атмосферу повествования и приближает поэму к людям, давая ей полное право называться народной.
Сюжет «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов остался не реализованным до конца, но основную задачу — изобразить жизнь русского народа — автор в поэме все же решил. Более того, последняя часть, «Пир на весь мир», приводит читателя к ожидаемой кульминации. Счастливым человеком на Руси оказывается Гриша Добросклонов, желающий прежде всего не своего, а народного счастья. И жаль, что песен Гриши странники не слышат, ведь путешествие их уже могло бы закончиться.
Разобраться в сюжетной линии и композиции поэмы Николая Некрасова будет особенно полезно ученикам 10 класса перед написанием сочинения на соответствующую тему.
СочиненияГлавная героиня «Грозы» Островского сочинение по теме
СочиненияИстория создания «Кому на Руси жить хорошо» – как и когда писалась поэма
Композиция
Проблема композиции поэмы «Кому на Руси жить хорошо» обусловлена её незаконченностью. Изначально произведение должно было быть в два раза больше итогового результата. Из-за близкой смерти Некрасов был вынужден сократить объём поэмы.
В результате основная часть получилась куда короче, чем планировалось, и занимает всего две части, кульминация наступает в третьей, а финал в четвёртой.
Структура «Кому на Руси жить хорошо» — это не следствие работы писателя, а выбор его друзей. Он ушел из жизни настолько внезапно, что даже не успел внести определенный порядок в рукописи. Но его близкие люди помнили, как важно было это творение для поэта, и собрали главы в единое произведение уже после смерти автора. Этим объясняется нелогичность и фрагментарность некоторых эпизодов. Между ними нет законченной и основательной связи.
Порядок глав детально изображен в кратком содержании по главам от Многомудрого Литрекона.
История написания
Это одна из последних поэм Н. А. Некрасова. Ее создание происходило при уже очень серьезной болезни писателя — у него был диагностирован рак. Именно по этой причине произведение не окончено. Его по частичкам собрали родные автора и расставили все эпизоды в произвольном порядке, едва понимая, каково идейное изображение, особенности языка, противоречивость героев, жанровую композицию, как автор пытался обрисовать и охарактеризовать пейзаж, не понимая, в чем состоит своеобразие композиции этого произведения и как Некрасов умело пользуется эпитетами, создавая свою поэму, уже будучи сломленным смертельным заболеванием.
Писатель умирал в мучениях и все-таки ответил на вопрос, кому на Руси жить хорошо. Счастливцем был непосредственно поэт, поскольку преданно служил интересам обычных людей. Именно это поддерживало Некрасова в борьбе со смертельным заболеванием. Так, история произведения начинается вначале 60-х гг. XIX столетия, приблизительно в 1862 г. (крепостничество было отменено в 1861 г.), а первая глава написана в 1864 г.
Поэма издавалась фрагментами. Пролог опубликовали в январе в газете «Современник» в 1865 г. Через время выходят и остальные части. Все это время мастерство писателя беспощадно критиковалось и подвергалась цензуре. В 70-х гг. Некрасов пишет основные главы произведения: «Пир на весь мир», «Крестьянка», «Последыш».
Он хотел описать намного больше, однако из-за быстрого развития заболевания не смог. Он был убежден, что такой святой человек, как Добросклонов, поможет Родине, которая погрязла в несправедливости и бедности. Невзирая на жесткие нападки критиков, он отстаивал свое правое дело до самой кончины.
Семеро крестьян, случайно встретившихся на дороге, пытаются найти ответ на вопрос: «Кому живется весело, вольготно на Руси?». Каждый мужик высказывает свою догадку. В список вошли почти все сословия, начиная с духовенства и заканчивая российским императором. Не сумев найти консенсуса, герои решают отправиться в путешествие и спросить ответ лично у представителя каждого сословия.
Во время своего путешествия они встречают и священника, и помещика – однако с удивлением узнают, что и сильные мира сего живут также плохо, как и остальные, а в их жизнях нет счастья. Однако основной упор делается на нелёгком быте и страданиях крестьян, прозябающих в нищете и невежестве.
В кульминации поэмы крестьяне сталкиваются с Григорием Добросклоновым – семинаристом, певцом и народным заступником. Этот молодой человек – символ зарождающегося народного самосознания, идейный борец, который готов отдать свою жизнь за счастье своего народа. Именно его Некрасов и считает самым счастливым человеком на Руси, ведь именно Григорию суждено изменить её. Более подробно о содержании поэмы Литрекон рассказал в кратком пересказе для читательского дневника.
Жанр и композиция «Кому на Руси жить хорошо»
Жанр и композиция. Споры о композиции произведения ведутся до сих пор, но большинство ученых пришло к выводу, что она должна быть такова: «Пролог. Часть первая», «Крестьянка», «Последыш», «Пир — на весь мир». Доводы в пользу именно такого расположения материала следующие. В первой части и главе «Крестьянка» изображен старый, отживающий мир. В «Последыше» показана гибель этого мира. В заключительной части «Пир — на весь мир» особенно ощутимы признаки новой жизни, общий тон повествования более светлый, радостный, чувствуется устремленность в будущее, связанная прежде всего с образом Гриши Добросклонова. Кроме того, концовка этой части играет роль своеобразной развязки, поскольку именно здесь звучит ответ на вопрос, поставленный в начале произведения: «Кому живется весело, вольготно на Руси?». Счастливым человеком оказывается народный заступник Гриша Добросклонов, который в своих песнях предсказывал «воплощение счастия народного». В то же время это развязка особого рода. Она не возвращает странников в их родные дома, не кладет конец их поискам, потому что странники не знают о счастье Гриши. Вот почему возможно было написать продолжение поэмы, где странники должны были искать счастливого человека и дальше, идя при этом по ложному следу — вплоть до самого царя.
Особенностью композиции поэмы является построение, основанное на законах классического эпоса: она состоит из отдельных относительно автономных частей и глав, герой ее — не отдельный человек, а весь русский народ, а потому по жанру это — эпопея народной жизни.
Внешняя связь частей поэмы определяется мотивом дороги и поиска счастливого, что также соответствует жанру народно-эпического сказа. Сюжетно-композиционный прием организации повествования — путешествие героев-крестьян — дополняется включением авторских отступлений и внесюжетных элементов. Эпичность произведения определяется и величаво-спокойным темпом повествования, основанного на фольклорных элементах. Жизнь пореформенной России показана во всей ее сложности и многогранности, а широта охвата общего взгляда на мир как некую цельность сочетается с лирической взволнованностью автора и подробностью внешних описаний. Жанр эпической поэмы позволил Некрасову отразить жизнь всей страны, всей нации, причем в один из ее самых сложных, переломных моментов.
Жанр и композиция «Кому на Руси жить хорошо»
Оцените пожалуйста этот пост
На этой странице искали :
Сохрани к себе на стену!
Главные герои и их характеристика
Система образов в поэме «Кому на Руси жить хорошо» делится на несколько типов героев:
Кроме того, Н.А. Некрасов изобразил в поэме образ России. Это нищая, но в то же время богатая духовно страна, которая нуждается в обновлении. Она щедра по отношению к своему народу, но стянута цепями самодержавия.
Распределение героев по типам наглядно представлено в таблице от Многомудрого Литрекона:
В поэме еще много героев, и Многомудрый Литрекон охотно о них расскажет, если Вы напишите об этой надобности в комментариях.
Тематика в поэме «Кому на Руси жить хорошо» является интересным поводом для размышлений современного человека:
Нравственные уроки поэмы «Кому на Руси жить хорошо» — это призыв к справедливости и гуманности, обращенный ко всем сословиям, но больше всего — к дворянам, которые близки к государю и могут повлиять на судьбу народа.
Композиция и жанр поэмы «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова Н.А.
Замысел поэмы «Кому на Руси жить хорошо» возник в начале 1860-х годов. Некрасов продолжал работу над поэмой до конца жизни, но так и не успел завершить ее. Поэтому при публикации поэмы возникли серьезные сложности — последовательность глав оставалась неясной, авторский замысел можно было угадать лишь примерно. Исследователи творчества Некрасова остановились на трех основных вариантах расположения глав в поэме. Первый основывался на последовательности времен года в поэме и авторских пометках и предлагал следующий порядок: «Пролог и первая часть» — «Последыш» — «Пир — на весь мир» — «Крестьянка». Второй менял местами главу «Пир — на весь мир» и «Крестьянка». При таком расположении замысел поэмы выглядел более оптимистично — от крепостного права к поминкам «по крепям», от сатирического пафоса к патетическому. В третьем и самом распространенном варианте, — скорее всего, именно он и встретился вам при чтении поэмы («Пролог и первая часть» — «Крестьянка» — «Последыш» — «Пир — на весь мир») — тоже была своя логика. Пир, устроенный по поводу смерти Последыша, плавно переходит в «пир на весь мир»: по содержанию главы «Последыш» и «Пир — на весь мир» связаны очень тесно. В главе «Пир — на весь мир» находится, наконец, и по-настоящему счастливый человек. Мы будем опираться на третий вариант, просто потому что именно он стал общепринятым при публикации поэмы, но при этом будем помнить, что поэма осталась незаконченной и мы имеем дело с реконструкцией, а не действительным авторским замыслом.
Сам Некрасов называл свое произведение «эпопеей современной крестьянской жизни». Эпопея — один из самых древних литературных жанров. Первая и самая знаменитая эпопея, на которую ориентировались все авторы, обращающиеся к этому жанру, «Илиада» Гомера. Гомер дает предельно широкий срез жизни греков в решающий для нации момент, период десятилетней войны греков с троянцами — в переломный момент народ, как и отдельная личность, раскрывается ярче. С простодушием греческого простолюдина Гомер не упускает даже мельчайших деталей жизненного и военного уклада своих героев. Перечисленные признаки стали жанрообразующими, мы без труда найдем их в любой эпопее, в поэме «Кому на Руси жить хорошо» в том числе.
Некрасов старается коснуться всех граней народного бытия, с вниманием относится к самым незначительным подробностям народной жизни; действие поэмы приурочено к кульминационному для русского крестьянства моменту — периоду, наступившему после отмены крепостного права в 1861 году.
Композиционным стержнем эпопеи стало путешествие семи мужиков, позволившее предельно расширить границы художественного пространства поэмы. Семь странников представляют собой как бы одно целое, они плохо отличимы друг от друга; независимо от того, говорят они по очереди или хором, их реплики сливаются. Они только глаза и уши. В отличие от поэмы «Мороз, Красный нос», в «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов старается быть абсолютно незаметным, спрятаться за полог и показать народную точку зрения на происходящее. Иногда, например, в знаменитом отрывке о Белинском и Гоголе, которого мужик пока что не несет с базара, авторский голос все же прорывается наружу, но это одно из немногих исключений.
Основные проблемы
Социальная и нравственная проблематика поэмы «Кому на Руси жить хорошо» демонстрирует вечные вопросы, на которые русские люди до сих пор ищут ответы. Многие проблемы не имеют решения до сих пор.
Сюжет и композиция поэмы «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова Н.А.
Тема поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» (1863-1877) — изображение пореформенной России на протяжении десяти-пятнадцати лет после отмены крепостного права. Реформа 1861 года является чрезвычайно важным событием в русской истории, потому что она кардинальным образом изменила жизнь целого государства и всего народа. Ведь крепостное право определяло экономическую, политическую, культурную ситуацию в России примерно триста лет. А теперь оно было отменено и привычная жизнь нарушена. Некрасов формулирует эту мысль в поэме так: Порвалась цепь великая, Порвалась-расскочилася: Одним концом по барину, Другим по мужику. («Помещик») Идея поэмы — рассуждение о счастье человека в современном мире Она сформулирована в самом заглавии: кому живётся хорошо на Руси. Сюжет поэмы строится на описании путешествия по Руси семи временнообязанных мужиков. Мужики ищут счастливого человека и на своём пути встречают самых разных людей, слушают рассказы о разных человеческих судьбах. Гак в поэме разворачивается широкая картина современной Некрасову русской жизни.
Короткая экспозиция сюжета помещается в прологе поэмы: В каком году — рассчитывай, В какой земле — угадывай, На столбовой дороженьке Сошлись семь мужиков: Семь временнообязанных, Подтянутой губернии, Уезда Терпигорева, Пустопорожней волости, Из смежных деревень — Заплатова, Дырявина, Разугова, Знобишина,
Горелова, Неелова, Неурожайка тож. Мужики сошлись случайно, потому что каждый шёл по своему делу: одному надо было к кузнецу, другой спешил пригласить попа на крестины, третий нёс продавать на базар соты, братья Губины должны были поймать своего упрямого коня и т.д. Завязка сюжета поэмы — клятва семи героев: В домишки не ворочаться, Не видеться ни с жёнами. Ни с малыми ребятами, Ни с стариками старыми. Покуда делу спорному Решенья не найдут — Кому живётся счастливо, Вольготно на Руси? (пролог) Уже в этом споре мужиков Некрасов представляет план развития сюжетного действия в произведении — с кем будут встречаться странники: Роман сказал: помещику, Демьян сказал: чиновнику, Лука сказал: попу. Купчине толстопузому! — Сказали братья Губины, Иван и Митродор. Старик Пахом потужился И молвил, в землю глядючи: Вельможному боярину, Министру государеву. А Пров сказал: царю. (пролог) Как известно, Некрасов не закончил поэму, поэтому задуманный план выполнен не до конца: крестьяне поговорили с попом (глава «Поп»), с помещиком Оболтом-Оболдуевым (глава «Помещик»), наблюдали «счастливую жизнь» вельможи — князя Утятина (глава «Последыш»). Все собеседники странников не могут назвать себя счастливыми все недовольны своей жизнью, все жалуются на трудности и лишения. Однако даже в неоконченной поэме присутствует кульминации встреча мужиков в главе «Пир — на весь мир» (в разных изданиях на звание главы пишется по-разному — «Пир — на весь мир» или «Пир на весь мир») со счастливым человеком — Гришей Добросклоновым. Правда, мужики не поняли, что видят перед собой счастливца: уж очень этот юноша внешне был непохож на человека, которого, по крестьянским представлениям, можно назвать счастливым. Ведь странники искали человека с крепким здоровьем, с достатком, с хорошей семьёй и, конечно, с чистой совестью — вот в чём счастье, по мнению мужиков. Поэтому они спокойно проходят мимо нищего и незаметного семинариста. Тем не менее именно он чувствует себя счастливым, несмотря на то что беден, слаб здоровьем, впереди у него, по словам Некрасова, короткая и трудная жизнь: Ему судьба готовила Путь славный, имя громкое
Народного заступника, Чахотку и Сибирь. («Пир — на весь мир») Итак, кульминация находится буквально в последних строчках поэмы и практически совпадает с развязкой: Быть бы нашим странникам под родною крышею, Если б знать могли они, что творилось с Гришею. («Пир — на весь мир») Следовательно, первой особенностью композиции поэмы является совпадение кульминации и развязки. Вторая особенность заключается в том, что, по сути, вся поэма, исключая пролог, где находится завязка, представляет собой развитие действия, построенного весьма сложно. На описанный выше общий сюжет поэмы нанизываются многочисленные жизненные истории героев, встреченных путешественниками. Отдельные истории внутри поэмы объединяются сквозной темой дороги и главной идеей произведения. Такое построение не раз использовалось в литературе, начиная с «Одиссеи» Гомера и кончая «Мёртвыми душами» Н.В.Гоголя. Иными словами, поэма композиционно похожа на пёструю мозаичную картину, которая составлена из множества камешков-кусочков. Собранные вместе, отдельные истории, услышанные странниками, создают широчайшую панораму пореформенной русской действительности и недавнего крепостного прошлого. Каждый частный рассказ-история имеет свой более или менее законченный сюжет и композицию. Жизнь Якима Нагого, например, описана оченькратковглаве«Пьянаяночь». Этот немолодой крестьянин всю жизнь тяжело и много работал, на что определённо указывает его портрет: Грудь впалая; как вдавленный Живот; у глаз, у рта
Барин вернулся домой,причитая: «Грешен я, грешен! Казните меня!». Будешь ты, барин, холопа примерного, Якова верного Помнить до судного дня! В заключение следует повторить, что поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» композиционно построена сложно: в общий сюжет включены законченные рассказы, имеющие свои собственные сюжеты и композиции. Рассказы-истории посвящены отдельным героям, в первую очередь крестьянам (Ермилу Гирину, Якову верному, Матрёне Тимофеевне, Савелию, Якиму Нагому и др.). Это несколько неожиданно, потому что в споре семи мужиков названы представители всех сословий русского общества (помещик, чиновник, поп, купец), даже царь — все, кроме крестьянина. Поэма писалась примерно пятнадцать лет, и за это время её план в сравнении с первоначальным замыслом несколько изменился. Постепенно Некрасов приходит к выводу, что главной фигурой русской истории является крестьянин, который кормит и защищает страну. Именно настроение народа играет всё более заметную роль в государстве, поэтому в главах «Крестьянка», «Последыш», «Пир — на весь мир» главными героями становятся люди из народа. Они несчастливы, но обладают сильными характерами (Савелий), мудростью (Яким Нагой), добротой и отзывчивостью (вахлаки и Гриша Добросклонов). Недаром поэма заканчивается песнью «Русь», в которой автор выразил свою веру в будущее России. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» не была окончена, однако она может рассматриваться как цельное произведение, так как идея, заявленная вначале, нашла своё законченное выражение: счастливым оказывается Гриша Добросклонов, который готов отдать жизнь за счастье простых людей. Иными словами, в ходе работы над поэмой автор заменил крестьянское понимание счастья народническим: счастье отдельного человека невозможно без счастья народа.
Смысл
В свой поэме Некрасов отобразил отмирание старого мира. И зарождение нового. Россия, находящаяся на границе двух эпох, становится на путь перемен.
С одной стороны, мы видим дворянские пережитки и следы крепостничества, которые уродуют русский народ, превращают его в аморфную массу невежественных рабов. С другой же, мы видим, как постепенно в мужиках проявляются зачатки самосознания, как появляются настоящие патриоты своей Родины, вроде Гирина и Добросклонова. Это и есть основная идея поэмы «Кому на Руси жить хорошо» — показать глобальные изменения в России и вдохновить читателей на совершенствование страны.
Главная мысль и авторская позиция Некрасова заключается в том, что Россия войдёт в новую эпоху обновлённой и свободной, а её народ будет жить в мире и достатке. Но для этого людям надо сплотиться и осознать новый статус: она не подданные и не холопы, а именно граждане со своими правами и обязанностями.
Фольклор и язык
Желая погрузить читателя в атмосферу обычной российской провинции, поэт прибегнул к смелому сочетанию литературной, разговорной речи и фольклорных элементов. Некрасов часто употребляет уменьшительно-ласкательные суффиксы и изменяет окончания слов на диалектные, что позволяет ему передать свойственные народной речи певучесть и мягкость. Также используются многочисленные инверсии:
Я потупленную голову, Сердце гневное ношу.
В сюжет часто вклиниваются самые разные песни, загадки, пословицы, легенды и былины. Например, песня «Соленая», которую мама Гриши Добросклонова сочинила из-за недостатка соли.