в какой логике нужно расположить основные формы при формировании графического навыка

Формирование графических навыков

в какой логике нужно расположить основные формы при формировании графического навыка. Смотреть фото в какой логике нужно расположить основные формы при формировании графического навыка. Смотреть картинку в какой логике нужно расположить основные формы при формировании графического навыка. Картинка про в какой логике нужно расположить основные формы при формировании графического навыка. Фото в какой логике нужно расположить основные формы при формировании графического навыка Ирина Алексеева
Формирование графических навыков

Формирование графических навыков

Письмо с самого начала является сознательным актом. Обучение ему связано с требованием правильного и четкого изображения письменных знаков, а также с воспитанием настойчивости, стремления добиться наилучших результатов, воспитанием аккуратности, бережного отношения к тетради. Обучение письму невозможно без развития внимания, наблюдательности и таких сложных форм мыслительной деятельности учащихся, как анализ и синтез. Успех обучения письму в значительной мере зависит от того, насколько активен ученик, что, в свою очередь, определяется воспитанием правильного отношения его к письменным заданиям.

1. развивать зрительно-моторную координацию движений и зрительно-пространственные представления;

2. развивать крупную (кистевую) и мелкую (пальцевую) моторику, право- и левостороннюю ориентацию, внимание;

3. формирование интереса к выполнению графических упражнений и заданий;

4. воспитывать чувство коллективизма при выполнении совместных действий.

Тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка. Реализация упражнений позволит развить и совершенствовать точные движения пальцев рук и скоординировать ловкость движений. Для формирования у ребенка графического навыка необходимо обучать его с помощью системы специальных упражнений.

Для развития мелкой моторики рук следует использовать:

упражнения на освоение предметных действий.

При выполнении различных видов заданий, ребенок приобретает опыт графических движений.Необходимо сразу учить ребенка правильным приемам действия:

вести линию сверху вниз и слева направо;

уметь выполнять линии различной толщины и формы;

штриховать ровно и без пробелов, не выезжая за контур.

При выполнении упражнений следует обращать внимание на:

правильность посадки за столом;

выполнение нужно начинать с простых заданий и постепенно повышать сложность.

Выполнение штриховок (с различным направлением движения руки)

Ребенка просят выполнить различные виды штриховок по образцам:

• вертикальные (сверху вниз)

• горизонтальные (слева направо)

«клубочками» (круговые движения руки)

Линии должны выполняться одним движением кисти руки. Штриховки вначале должны быть крупными, по мере приобретения ребенком навыка выполнения их размер уменьшается.

Формирование графических навыков в дошкольном возрасте Ключевые слова: графические навыки, традиционные и нетрадиционные формы работы с детьми, Одним из наиболее важных аспектов работы воспитателя.

Формирование коммуникативных навыков детей дошкольного возраста Формирование коммуникативных навыков детей дошкольного возраста Педагога-психолога дошкольной организации на 2019 – 2024 гг. Актуальность.

Формирование графомоторных навыков у дошкольников Графо- моторные навыки являются составной частью моторных способностей человека. Их развитие базируется на основе формирования и совершенствования.

Формирование графомоторных навыков у дошкольников Работая с дошкольниками, мы наблюдаем, какие сложности и трудности возникают у детей, когда им необходимо выполнять какие-либо действия,.

Формирование культурно-гигиенических навыков младших дошкольников Цель: формировать культурно-гигиенические навыки у детей младшего дошкольного возраста (3-4 года) в повседневной жизни в детском саду и.

Консультация «Формирование навыков рассказывания» Формирование навыков рассказывания в онтогенезе У детей без речевой патологии развитие навыка рассказывания происходит постепенно в системе.

Формирование универсальных учебных навыков у дошкольников В жизни каждого дошколёнка рано или поздно наступает момент важного шага- поступление в школу. Начало этапа обучения- очень непростой период.

Консультация для родителей! Формирование графических навыков у дошкольников В системе общественного воспитания детей дошкольного возраста большое место отводится рисованию, имеющему важное значение для воспитания.

Консультация для родителей «Формирование навыков самообслуживания» В настоящее время система дошкольного образования широко ориентирована на систематическое педагогическое взаимодействие с детьми раннего.

Консультация для воспитателей «Развитие мелкой моторики и графических навыков детей старшего дошкольного возраста» В настоящее время у значительной части детей дошкольного возраста наблюдается слабое развитие зрительно-двигательных связей, недостаточное.

Источник

Особенности организации занятий по формированию графических навыков у дошкольников

в какой логике нужно расположить основные формы при формировании графического навыка. Смотреть фото в какой логике нужно расположить основные формы при формировании графического навыка. Смотреть картинку в какой логике нужно расположить основные формы при формировании графического навыка. Картинка про в какой логике нужно расположить основные формы при формировании графического навыка. Фото в какой логике нужно расположить основные формы при формировании графического навыка Галина Пидусова
Особенности организации занятий по формированию графических навыков у дошкольников

Проблема обучения дошкольников графическим навыкам письма занимает особое место в системе подготовки к обучению в школе. Важным показателем функциональной готовности ребенка к школе, обеспечивающим освоение им основ современного правописания, является развитие координированности движений, в том числе мелкой моторики руки.

Акт письма определяется учеными (Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, Е. Д. Гурьянов, Л. Р. Лурия) как сложный вид координационной деятельности человека. Основными двигательными компонентами письма являются исполнительный орган, кинестетические ощущения, координированные движения руки определенного уровня и направленности, специальные двигательные и графические умения. Как указывают врачи, физиологи, психологи, причины этого кроются в том, что слабые мышцы пальцев и кистей рук быстро устают;утомляет и однообразная работа: палочка, крючок, верхнее соединение, нижнее соединение и т. Д

Важным показателем функциональной готовности ребенка к школе, обеспечивающим освоение им основ современного правописания, является развитие координированности движений, в том числе мелкой моторики руки.

Сложные двигательные навыки (в том числе и графические) усваиваются путем целенаправленного обучения в условиях специально организованных упражнений (А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Т. С. Комарова, В. А. Силивон).

Выполняя графические упражнения, ребенок учится точно следовать инструкции и работать самостоятельно, связно и последовательно высказывать свои суждения, что особенно важно при его подготовке к обучению в школе.

На первых этапах работы уместно использовать фломастеры: они оставляют четкий, яркий след и не вызывают напряжения руки ребенка при проведении линий разной конфигурации. Цветные карандаши позволяют выполнять изображения в цвете. Сочетание в изображении цветных карандашей и фломастеров формирует у детей опыт работы с различными материалами с учетом их изобразительных особенностей, закрепляет навыки регуляции силы нажима.

При выполнении графических упражнений также уместно использовать простой карандаш повышенной мягкости. Карандаши должны быть хорошо заточены, иметь достаточную длину. Ручку использовать не рекомендуется

Формирование графических навыков может проходить на занятиях во время НОД, при самостоятельной работе с детьми в дошкольном учреждении и в условиях семьи. Занятия могут проводиться как индивидуально, так и с группой детей. Длительность занятий 10—20 минут. Занятия желательно объединять в блоки в соответствии со степенью сложности графических упражнений и уровнем точности их исполнения. Каждое графическое упражнение несет определенную методическую нагрузку, поэтому не стоит торопить детей.

Например, при выполнении графических упражнений первого блока дети закрепляют умение держать карандаш (или фломастер) свободно, легко производить им движения в различных направлениях (графическая игры «Дострой замок», «Раздели круг пополам», «Построй башни», «Дорисуй заборчик»).

В следующем блоке происходит усложнение графических упражнений путем использования линий более сложной конфигурации, воспроизведения узоров по клеточкам («Найди фрагменты изображения», «Повтори рисунок по клеточкам»).

Последующий блок — дети закрепляют приемы расположения графических элементов на плоскости, упражняются в правильном определении направления линий и движений руки, четкой передаче конфигурации элементов узора с учетом ритма, симметрии.

Усложнение претерпевает и характер графических упражнений: от образных, конкретных изображений к условным (использование точек, штрихов, графем). Комбинируются петельные, зигзагообразные, спиралевидные элементы, создающие образы стилизованных цветов, веток, ягод. Выполнение графических упражнений этого блока требует от детей более высокой степени точности.

В процессе занятия необходимо обращать внимание на умение ребенка не выходить за контур изображения при закрашивании и штриховке, выдерживать направление линий до заданного места, произвольно делать остановку, понимать опорную линию.

Рисуя узор, дети учатся держать линию. Рисование травки, точек, коротких штрихов учит ограничивать движения, что необходимо при написании букв, слов, строки.Многие детали узора напоминают фрагменты букв: овал, завитки, крючки, палочки, волны.

В практике подчас имеет место и нежелательный перенос некоторых приемов, усвоенных в дошкольном периоде при рисовании. Например, приемы держания карандаша переносятся на положение ручки в руке при письме, а они не совсем совпадают. Привычка рисования прямых линий (домика, дерева, забора и так далее) приводит у некоторых детей к тому, что требование письма «на себя» при наклонном положении бумаги пишется перпендикулярно линии строки. Конечно, не у всех детей одинаково влияние прошлого опыта. Однако требуются специальные приемы по преодолению этой привычки. Больше всего необходимы упражнения в самом письме.

Большое значение имеет индивидуальный подход к решению проблем и трудностей. Индивидуальная работа с детьми по формированию моторных функций требует большого терпения, многократных объяснений и показа, на отработку каждого упражнения уходит длительное время.

Занятия по формированию графических навыков должны организовываться регулярно, с учетом принципа «от простого к сложному). Необходимо с каждым ребенком последовательно проходить все этапы обучения, учитывая индивидуальные особенности воспитанника. Индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (далее — особые образовательные потребности, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья; ФГОС ДО).

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования,14 ноября 2013 г.

Регистрационный N 30384, от 14. 11. 2013 г.,

2. Горбатова Е. В.Готовим руку к письму: графические игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / В. В. Горбатова. —Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2005. — 24 с.

3. Филиппова С. О. Подготовка дошкольников к обучению письму.

Методическое пособие. – Спб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1999. – 94с.

4. Хархан Г. В. Подготовка руки к письму средствами декоративного рисования // «Логопед», 2004г. №5.

Г. В. Пидусова, воспитатель ВКК

МБДОУ «Детский сад обшеразвивающего

в какой логике нужно расположить основные формы при формировании графического навыка. Смотреть фото в какой логике нужно расположить основные формы при формировании графического навыка. Смотреть картинку в какой логике нужно расположить основные формы при формировании графического навыка. Картинка про в какой логике нужно расположить основные формы при формировании графического навыка. Фото в какой логике нужно расположить основные формы при формировании графического навыкаИгровые приёмы для развития графических навыков Консультация для педагогов и родителей Уважаемые коллеги, я продолжаю тему, начатую в прошлой публикации, которая была посвящена проблеме.

Консультация для родителей «Развитие графических навыков у детей старшего дошкольного возраста» Начало обучения письму — очень важный момент в жизни ребенка. От того, насколько он будет успешным, во многом зависит эффективность обучения.

Консультация «Особенности формирования графических навыков у детей дошкольного возраста» Графические навыки относятся к сенсорным навыкам человека, но при этом они связаны с учебной деятельностью, что отличает их от большинства.

Особенности организации дидактических игр у младших дошкольников Особенности организации дидактических игр у младших дошкольников Для успешной организации дидактических игр существуют три основных этапа:.

Особенности развития мелкой моторики руки у дошкольников в процессе организации кружковых занятий по вышивке Перед руководителями кружков нередко встают вопросы: с чего начать занятия? Какие упражнения дать учащимся на первых порах? Как повышать.

Перспективный план проведения совместной образовательной деятельности по формированию графических навыков в старшей группе. Перспективный план проведения совместной образовательной деятельности по формированию графических навыков в старшей логопедической группы.

Проект «Развитие графических навыков письма у дошкольников» Вид проекта: долгосрочный, групповой, практико-ориентированный. Поступление в школу – событие в жизни ребенка. Современная школа предъявляет.

Программа занятий по развитию коммуникативных навыков старших дошкольников «Подвижные игры» Программа занятий по развитию коммуникативных навыков старших дошкольников «Подвижные игры» Введение В настоящее время, когда даже дошкольники.

Развитие графических навыков письма и мелкой моторики у дошкольников (из опыта работы) В доме растет малыш… И родителей, конечно же, волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно.

Развитие графических навыков у детей 6–7 лет с общим недоразвитием речи Ребенку в первом классе труднее всего приходится на уроках русского языка. Как считают врачи, физиологи, психологи, причины кроются в том,.

Источник

МПРЯ 2-3курс

в какой логике нужно расположить основные формы при формировании графического навыка. Смотреть фото в какой логике нужно расположить основные формы при формировании графического навыка. Смотреть картинку в какой логике нужно расположить основные формы при формировании графического навыка. Картинка про в какой логике нужно расположить основные формы при формировании графического навыка. Фото в какой логике нужно расположить основные формы при формировании графического навыка

в какой логике нужно расположить основные формы при формировании графического навыка. Смотреть фото в какой логике нужно расположить основные формы при формировании графического навыка. Смотреть картинку в какой логике нужно расположить основные формы при формировании графического навыка. Картинка про в какой логике нужно расположить основные формы при формировании графического навыка. Фото в какой логике нужно расположить основные формы при формировании графического навыка

Список вопросов теста

Вопрос 1

Какой школьный предмет появился в школе после того, как при Петре I был упрощен шрифт на европейский манер по образу латинских букв.

Варианты ответов
Вопрос 2

В конце 19 века был впервые применен метод обучения письму: а) линейный

Варианты ответов
Вопрос 3

Карстер описал свой метод обучения письму:

а) в начале 19 века

б) в середине 19 века

Варианты ответов
Вопрос 4

Устойчивая манера письма – это…

Варианты ответов
Вопрос 5

Какие санитарно-гигиенические требования при письме ребенок должен помнить и выполнять:

Варианты ответов
Вопрос 6

Речевая форма при формировании графического навыка – это… а) анализ буквы и ее элементов б) проговаривание алгоритма написания буквы про себя в) знание алгоритма написания букв

Варианты ответов
Вопрос 7

Какие формы выделяют при формировании графического навыка – это… а) материальная, речевая, умственная б) копировальная, генетическая, ритмическая в) материальная, речевая, линейная

Варианты ответов
Вопрос 8

Кто в России разработал наиболее совершенный звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте:

Варианты ответов
Вопрос 9

Сколько основных зрительных элементов содержит каллиграфия:

Варианты ответов
Вопрос 10

Укажите сущность ритмического метода обучения письму: а) перед написанием проводятся ритмические упражнения б) осуществляется письмо под счет в) обводят образцы букв перед их написанием

Варианты ответов
Вопрос 11

Какой алфавит лежит в основе славянского (русского) алфавита: а) глаголица б) кириллица в) латиница

Источник

Статья Формирование графического навыка

в какой логике нужно расположить основные формы при формировании графического навыка. Смотреть фото в какой логике нужно расположить основные формы при формировании графического навыка. Смотреть картинку в какой логике нужно расположить основные формы при формировании графического навыка. Картинка про в какой логике нужно расположить основные формы при формировании графического навыка. Фото в какой логике нужно расположить основные формы при формировании графического навыка

Особенности формирования графического навыка письма у детей младшего школьного возраста

В отличие от устных форм речевой деятельности, которыми человек может овладеть и вне обучения (конечно, до определенного уровня), писать нужно учиться. Причем процесс этот длительный и непростой.

Известный ученый психолог А.Р. Лурия отмечал, что «процесс письма с полным основанием относится психологией к наиболее сложным, осознанным формам речевой деятельности».

Для того чтобы правильно обучать учащихся чистописанию, надо знать, как у учащихся формируются графические навыки письма, какскладывается почерк и каковы наилучшие условия формирования этих навыков.

Прежде чем вести речь об этапах обучения письму, необходимо уточнить значение основных понятий.

С начала обучения в 1 классе учитель начинает формировать у детей первоначальный графический навык, параллельно ведя работу над каллиграфическим письмом.

Основные этапы обучения письму

Период обучения первоначальному письму состоит из трех этапов: подготовительного, основного и заключительного.

Н а подготовительном этапе ребенок знакомится с основными структурными единицами графической системы письменных букв русского алфавита, их вариантами по размеру и пространственному положению. Он должен научиться различать основные элементы по форме, используяшаблоны, правильно называть и уметь писать в определенной последовательности, ориентируясь на сигнальную красную точку со штрихом. На этом же этапе дети знакомятся с правилами посадки, основными организационными и гигиеническими требованиями к письму.

Основной (буквенный) период охватывает время обучения письму букв и их соединений, когда дети впервые знакомятся с конфигурацией письменных букв и овладевают их начертанием.

Заключительный (послебукварный) этап включает в себя: закрепление написания букв сложных начертаний, идет повторение письма изученных букв по группам, совершенствуются умения писать под диктовку, списывать с печатных и рукописных текстов, ученики знакомятся с письмом слов, имеющих Ъ и Ь знаки, уточняются типы соединений букв, дети учатся контролировать свое письмо, сравнивая с образцами на доске или на индивидуальных карточках.

Работа по формированию графических навыков у младших школьников начинается с 1 класса и продолжается в течение всего обучения в начальной школе. Цели и задачи такой работы тесным образом связаны с формированием правильных и устойчивых орфографических, грамматических и синтаксических навыков письма. Поэтому на уроках необходимо формировать умения каллиграфического самоконтроля и графической зоркости.

В основе сформированности графического навыка письма у младших школьников лежит система работы по формированию навыка правильного соединения букв. Обучение должно проводиться обязательно дифференцированно и на протяжении всех четырех лет обучения в начальной школе. При управлении обучением нужно дать учащимся полный набор ориентиров для правильного выполнения действия.

С этой целью необходимо:

2.Проанализировать материал и орудия действия : предполагается, что тетрадь должна иметь соответствующую разлиновку – обязательная рабочая строка с выделенными верхней и нижней линейками и косой линией.

3.Проанализировать способ выполнения действия и условия его выполнения (посадка на стуле, положение корпуса, положение ног, расстояние от глаз до тетради, положение рук на столе относительно корпуса, положение руки на столе, положение левой руки, положение тетради на столе, положение плеч, положение головы относительно корпуса, отсутствие повышенного напряжения рук и корпуса, правильное распределение силы нажима на ручку и ручкой – на тетрадь, положение ручки в руке и направление ее верхнего конца в плечо, расположение букв в тетради относительно туловища.

Каждое из этих правил не только помогает формированию графического навыка, но и влияет на состояние здоровья школьника.

5.Составить план выполнения задания первоначально анализ задания, материала, орудий, способа выполнения, а затем перечень исполнительных операций.

6.Обеспечить самоконтроль учеников за выполнением задания с одновременным анализом и коррекцией.

При формировании правильного графического навыка выполнение действия осуществляется с ориентировкой на выделенные признаки в трех последовательно сменяющихся формах : материальной, речевой, умственной.

Материальная форма предполагает составление плана задания, который обеспечивает понимание алгоритма действия (рассматривание графического рисунка буквы, вместе с учителем выделение элементов, нахождение аналогичных элементов в уже изученных буквах, определение последовательности движений и т.д.).

Речевая форма – с самостоятельным проговариванием. Задание выполняется с предварительным проговариванием вслух содержания очередной операции, т.е. написание буквы выполняется при условии устного проговаривания письма всех мелких элементов в заданной последовательности. Речевое выражение действия должно быть точным, т.е. ученик должен уметь описать алгоритм написания изученной буквы.

Умственная форма предполагает весь ход действия «в уме» при написании букв.

Следует отметить, что по мере увеличения количества изученных букв исчезает необходимость в развернутой поэтапной отработке, и все три формы сливаются, т.е. ученик начинает мыслить предельно кратко.

Отсутствие взаимодействия между мыслительной, речевой, умственной формами влияют на недостаточную сформированность правильного графического навыка.

При обучении письму происходит интенсивное развитие умственной, речевой и мыслительной деятельности, что способствует формированию графической зоркости.

Для того чтобы учебный процесс способствовал всестороннему развитию личности школьника, нужно обеспечить высокий тонус его психической деятельности. При обучении письму усилия педагога должны быть направлены, прежде всего, на становление необходимых психологических и физиологических механизмов, обеспечивающих осознанное письмо, а не просто на отработку каждой отдельно взятой буквы и ее соединений.

Согласно Н.Г. Агарковой важно целенаправленно способствовать:

— поднятию на новый уровень наглядно-образного и отвлеченного мышления младших школьников, необходимого для восприятия конфигурации букв, для установления сходства и различия знаков, для выработки плана правильных движений при письме;

— совершенствованию способности к зрительному восприятию различных форм;

— становлению умения ориентироваться в пространстве места, строки, легко определять пространственные отношения между элементами письма;

— укреплению руки, улучшению координации движений и в целом развитию умения самостоятельно управлять всей сложной системой действий пишущей руки;

Четкое выделение учителем задач, их ясное осознание учеником коренным образом сказывается на успешности формирования графического навыка.

Неформальному проведению работы по формированию графического навыка и каллиграфического письма помогают следующие упражнения, которые следует использовать на минутках каллиграфии (чистописания) на протяжении всего периода обучения в начальной школе.

Диктовка алгоритмов написания элементов букв и их соединений (Приложение А).

Упражнения по выяснению ошибок в графическом написании букв и их соединений.

Графическое обозначение на образце всех элементов букв, соединений элементов и букв между собой, просветов в верхней нижней частях букв.

4. Работа по образцам, данным учителем.

5. Работа с карточками (Приложение Б)

Планомерная работа по формированию графического навыка благотворно скажется не только на формировании почерка взрослеющего человека, но и на более лёгком и успешном прохождении дальнейших ступней школьного обучения.

Таким образом, разработанный алгоритм письма ориентирует учителя на включение в учебную деятельность более детального анализа элементов букв-знаков, разнообразных по форме умственных операций (анализ, синтез, сравнения буквенных знаков), на использование зрительно-двигательных образов изучаемых в основе четкого и связного письма.

Осуществляя работу над формированием графических навыков письма, педагогу необходимо ориентироваться как на отдельные принципы обучения, так и на их систему, обеспечивая научно-обоснованный выбор целей, отбор содержания, методов и средств организации деятельности учащихся, создание благоприятных условий и анализ учебного процесса.

Учитель должен видеть противоположные стороны, (овладение знаниями и развитием, элементаризм и системность в знаниях, соотношение абстрактного и конкретного), и умело регулировать их взаимодействие, опираясь на законы и принципы, добиваясь гармоничного педагогического процесса.

Формирование графического навыка письма у младших школьников приобрело в последние годы особую актуальность. Этой проблемой занимаются педагоги, физиологи, учителя, методисты.

Основная цель работы при формировании графического навыка письма является автоматизация навыка письма, ускорение темпа с сохранением правильности.

Основные приемы, используемые на уроках письма]:

1.Показ написания учителем (на доске или в тетрадях с комментированием движений руки).

2.Ведение руки ученика при написании букв (рука ученика в руке учителя).

3.Списывание с готового образца (на доске, в тетрадях, в прописях).

4.Воображаемое письмо, письмо в воздухе (по написанному на доске образцу или без него).

5.Анализ формы букв (по зрительным или по двигательным элементам буквы).

6.Конструирование буквы из элементов-шаблонов.

7.Обведение букв по шаблону.

8.Усвоение правил письма (дети пишут по правилам для каждого вида работы);

9.Письмо под счет (движения ручки вверх на “раз”, вниз – на и).

10.Анализ ошибочного написания (анализируются свои графические ошибки, прописывается правильный вариант).

11.Письмо с игрушкой (на запястье рабочей руки закрепляется легкая мягкая игрушка на резинке, прописывая упражнения, дети оценивают работу игрушечного персонажа) и др.

Для обеспечения эффективной работы по совершенствованию процесса формирования графических навыков учителю необходимо:

1.Знать психолого-физиологические особенности формирования графических навыков письма, гигиенические условия письма;

2.Осознать важность педагогических принципов обучения письму;

3.Знать различные системы работ по формированию графических навыков;

4.Выбирать эффективные приёмы обучения графическим навыкам;

5.Анализировать графические ошибки детей при письме и на этой основе намечать способы их предупреждения и исправления.

В условиях современного обучения не потеряло актуальности утверждение известного методиста С.П.Редозубова о том, что, борясь за хороший почерк и хорошую тетрадь, мы, по существу, боремся за грамотность учащихся.

Установлено, что уровень развития графических навыков влияет на грамотность в следующих случаях:

1.При крупном почерке учащиеся труднее усваивают орфографию, т.к. в этом случае детский глаз с напряжением охватывает слово и плохо вычленяет орфограммы;

2.Нечёткое, неряшливое письмо букв и соединений искажает структуру слова и вызывает появление ошибок.

Чаще всего ошибки типа замен, искажения букв является следствие их оптического или кинетического сходства. Погрешности в методике формирования графических навыков в 1 классе также вызывают стойкие ошибки.

Так, требование безотрывного письма ведёт за собой недописывание элементов букв. А упражнения в механическом списывании образцов вызывают появление двойных букв. Замечено, что грамотность письма снижается в условиях повышения скорости письма, а также при индивидуальном замедленном темпе письма у ученика.

Формирование графических навыков осуществляется в тесной связи с функционированием всей психики, с различными психическими процессами. Это отмечается в исследованиях В.Г. Петровой, Т.В. Власовой, В.И. Лубовского и других.

Зрительное восприятие – сложная система деятельности, включающая сенсорную обработку визуальной информации, её оценку, интерпретацию и категоризацию. Отставание в развитии зрительного восприятия, наблюдаемое у учеников в младшем школьном возрасте, является одной из причин испытываемых ими затруднений при формировании навыка письма. Несовершенство процесса переработки сенсорной информации, неполноценность пространственного анализа и аналитико-синтетической деятельности младших школьников данной категории затрудняют соотнесение выделенной формы со зрительным образом буквы.

Зрительный образ изучаемой буквы должен быть отдифференцирован от всех других букв, особенно сходных графически. Анализ буквы не является простой задачей для учеников начальной школы, так как многие буквы сходны по начертанию.

При слуховое восприятии у учеников возникают затруднения в дифференциации речевых звуков, что говорит о недостатках фонематического слуха, наиболее отчетливо выступающие в сложных условиях: при быстром произнесении слов, в многосложных и близких по произношению словах.

Причиной дефектов восприятия у младших школьников является несформированность ориентировочной деятельности. В.И. Лубовским замечено, что ученики младшего школьного возраста не умеют целенаправленно рассматривать то, на что направлен их взгляд, и вслушиваться в то, что звучит в данный момент, будь то речь или какие – то другие звуки.

Ученики младшего школьного возраста, по мнению В.А. Насоновой, проявляют слабость самоконтроля во время письма. Для них характерно несовершенство как зрительного, так и двигательного контроля за движениями. Слабый контроль за графической стороной письма учеников проявляется в следующем:

— дети при письме не соблюдают интервал между буквами в словах;

— неравномерно расставляют слова на строке;

— пишут буквы слишком размашисто или слишком узко;

— разнонаправленность наклона или чрезмерный наклон вправо или влево;

— не соблюдают расположение букв по линии строки, не держат линейность при письме;

— не выдерживают нужную высоту букв (слишком круто, слишком мелко);

— нередко обнаруживается ломаность, вычурность письма.

Графические ошибки свидетельствуют о несформированности четкости и устойчивости почерка учащихся.

Погрешности в письме могут быть вызваны нарушением санитарно-гигиенического аспекта деятельности обучающегося. Недостатки, которые часто встречаются в практике при поступлении детей в школу:

— за партой сидят скорчившись, поджав ноги, навалившись грудью на парту;

— пишут буквально «носом»;

— левое плечо выдвинуто вперед и торчит углом, кисть левой руки засунута под мышку правой руки или подпирает голову;

— локоть правой руки или резко свисает вниз или слишком уходит вправо вверх от края стола, или плотно прижата к корпусу;

— голова при письме имеет сильные наклоны к левому или правому плечу;

— вся фигура ребенка выражает напряжение и усилие.

В результате такой посадки у учащихся возникает излишнее утомление, которое выражается в двигательном беспокойстве, частых изменениях положения тела, возбуждении. Систематическое нарушение санитарно-гигиенических правил причиняет серьезный ущерб здоровью и нормальному развитию организма школьника.

Т.е, формирование графических навыков учеников в младшем школьном возрасте осуществляется с определенными трудностями. Низкий уровень познавательной активности, замедленность процесса переработки сенсорной информации, несовершенство межанализаторной интеграции и ориентировочной деятельности, а так же слабость самоконтроля затрудняют овладение графическими навыками учащихся, а так же приводят к ошибкам данного навыка.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *