в киевской руси зародилось особое красноречие

Древнерусское красноречие. Истоки и традиции

Становление риторики в Древней Руси связано с принятием христианства и с приобщением к лучшим традициям античной риторической культуры.

в киевской руси зародилось особое красноречие. Смотреть фото в киевской руси зародилось особое красноречие. Смотреть картинку в киевской руси зародилось особое красноречие. Картинка про в киевской руси зародилось особое красноречие. Фото в киевской руси зародилось особое красноречие

Расцвет жанров ораторского искусства приходится на XII в. Из речей- поучений выделяется «Поучение» Владимира Мономаха; «Моление Даниила Заточника» — образец «послания» с жалобами на свои невзгоды и просьбами о милости; «Слово о полку Игореве» — художественное произведение и страстный патриотический призыв к единению.

Эти произведения свидетельствуют о расцвете красноречия в Киевской Руси. Образцами риторически изощренной, искусной проповедниче- ской речи являются сочинения митрополита Иллариона, Кирилла Туровского, Серапиона Владимирского. Например, «Слово в новую неделю по пасце» Кирилла, епископа Туровского, деятельность которого относится ко второй половине XII в., насыщено символами, сравнениями и другими тропами, восходящими к Библии и проповедям «отцов церкви».

В то же время «Слову» свойствен некоторый лиризм, в нем используются образы родной природы в аллегориях и метафорах: «Ныне зима греховная покаянием престала есть, и лед неверия богоразумием растаяся… Днесь весна красуется, оживляющи земное естьство… Весна убо красная есть Вера Христова, яже крещением поражает человеческое паки естьство; бурнии же ветри — греховнии помыслы…».

в киевской руси зародилось особое красноречие. Смотреть фото в киевской руси зародилось особое красноречие. Смотреть картинку в киевской руси зародилось особое красноречие. Картинка про в киевской руси зародилось особое красноречие. Фото в киевской руси зародилось особое красноречие

Изучение таких памятников свидетельствует об очень высоком уровне риторических приемов у риторов Древней Руси. Эти традиции укреплялись и обогащались в эпоху Московской Руси (XIV — середина ХVII в.). Однако учебные книги по риторике появились у нас только в начале XVII в.

Первая русская «Риторика» (предполагается, что ее автором был митрополит Новгородский и Великолуцкий Макарий) представляет собой перевод учебника немецкого гуманиста Филиппа Меланхтона (1497—1560). Эта «Риторика» была написана на латинском языке и из- дана в 1577 г. во Франкфурте. В древнерусском переводе был сделан ряд отступлений от оригинала: снята фамилия автора, латинские имена заменены русскими, в отдельных случаях введены новые примеры.

Русский переводчик к самым трудным и недоступным статьям оригинала добавлял свои пояснения. До наших дней дошло 34 экземпляра этого рукописного учебника. Современные историко-филологические исследования помогли тщательно изучить и перевести его на русский язык.

«Риторика» Макария состоит из двух книг. Первая написана в форме диалога «ради скорого и доброго научения». Автор рассказывает о риторике, которая представлена как «краснословие, или сладкогласие», и о пяти ее частях: «изобретение дела», «чиновное различие» (расположение), «соединение слов», «память» и «гласомерное и вежливое слово» (произношение). «Изобретение применительно к речи определялось как «способность помыслы рождать», излагать все «существо дела ясно и правдоподобно».

Эта книга, раскрывающая сущность самой науки риторики, была написана для русского читателя, которому неизвестны были ни название, ни содержание этой науки.
Во второй книге — «Об украшении слова» — излагалось учение о риторических тропах и фигурах.

Автор спрашивает: «Что есть троп?» — и объясняет: «Троп есть перемена или обращение слова от истинной свойственной ему природы к вещи подобной или ближней. Например, Демосфен говорит: “Филипп, царь Македонский, величеством и вы- сотой совершенных им дел опьянен был”. Но здесь нет истинного значения пьянства».

Интересно, что Макарий выделил в русской речи «три рода глаголания»: «смиренный», который относится к разговорной, обиходной речи; «высокий», представляющий собой образную речь; «мерный», который характерен для письменной и деловой речи. Он представляет собой сплав «смиренного» и «высокого». Сочинение Макария изучали во многих монастырях в Москве, Новгороде, Ярославле, это был основной учебник риторики в России.

В 1699 г. появляется новая «Риторика». Предполагают, что ее из- дателем был Михаил Иванович Усачев. В этой книге каждый из «родов глаголания» наделяется особой функцией («должностью»). Смиренный род выполняет задачу «научити», средний — «усладити», высокий — «возбудити», — указывает Н.Н. Кохтев.

В начале XVIII в. было создано риторическое сочинение «De officium oratore» Феофаном Прокоповичем (1681—1736), крупнейшим обще- ственным и церковным деятелем эпохи Петра I, поддерживавшим его реформы. Это сочинение представляет собой запись лекционного курса, прочитанного Феофаном Прокоповичем на латыни в 1706—1707 гг. в Киево-Могилянской академии. При жизни ученого его работы были широко известны по рукописным спискам в Украине, России, Белоруссии. Они сыграли большую роль в формировании науки о языке и литературе славянских народов.

В «Риторике» Феофана Прокоповича рассматривается общая теория словесности, ее ораторский и поэтический жанры, их языковые средства. Он подробно пишет о требованиях к оратору; рассматривает природу и назначение трех стилей литературного языка — высокого, среднего, низкого; останавливается на подборе доказательств, на композиции произведений исторической и ораторской прозы, их языковых особенностях.

Очень важно, что теоретические положения Ф. Прокопович создавал на основе своего ораторского и писательского опыта. Он всегда стремился стать понятным слушателю, поэтому использовал кон- кретные живые образы, был против «высокопарных» и «гремящих» слов.

Современники считали Прокоповича великим ритором, в учеб- никах XVIII в. цитировалось его «Слово на погребение Петра» как образец ораторского искусства: «Что се есть? До чего мы дожили, о Россияне? Что видим, что делаем? Петра Великого погребаем! Не мечтание ли се? Не сонное ли нам привиделось? Ах, какая истинная печаль!» В истории русской культуры старинные риторики сыграли значительную роль, представляя собой «своеобразные энциклопедии лингвистических и стилистических знаний своего времени».

Источник

Лекция №5.

Лекция № 5. Ораторское красноречие. Дидактическая проза.

Агиография Киевской Руси.

Благодати» митрополита Илариона.

2.Дидактическая проза Киевской Руси. «Поучение» Владимира

3.Житийная литература Киевской Руси.

4.Паломническая литература Киевской Руси. «Хождение» игумена

Даниила в «святую землю».

В связи с принятием христианства на Руси распространяется жанр поучений. Он служит важным средством пропаганды нового религиозного вероучения.

Дидактическая церковная проповедь не имеет художественного значения. Она лежит за пределами художественной литературы. (Таковы, например, поучения Феодосия Печерского, Луки Жидяты).

Наряду с церковными поучениями создаются торжественные, эмоционально-образные проповеди с четко выраженной политической направленностью.

Таково «Слово о Законе и Благодати» Митрополита Илариона. Это выдающееся произведение ораторской прозы XI века. Сведения о жизни и литературной деятельности Илариона крайне скудны. Упоминание о нем мы находим в «Повести временных лет». Под 1051 годом сообщается о том, что Ярослав Мудрый поставил Илариона, бывшего прежде священником княжеской церкви в Берестове, главой русской церкви – Митрополитом Киевским. Но Иларион недолго занимал этот пост. Уже в 1055 году в Новгородской летописи в качестве русского митрополита упоминается грек по имени Ефрем. Что произошло с Иларионом, ученым неизвестно.

Существует гипотеза ученого М.Д. Приселкова о том, что Иларион в 1053 году покидает Митрополию, уступив пост Митрополита греку. Сам же уходит в Киево-Печерский монастырь, принимает монашество и новое имя – Никон. По мнению М.Д. Приселкова, это тот самый Никон, которому академик А.А. Шахматов приписывал составление Первого Киево-Печерского свода в 1073 году. Догадка Приселкова – всего лишь гипотеза.

Неясен и вопрос об объеме литературной деятельности Илариона. Несомненно принадлежащими Илариону можно назвать «Исповедание веры» (небольшой отрывок в несколько строк из поучения священникам) и знаменитое «Слово о Законе и Благодати».

«Слово…» было написано между 1037-1050 годами и является, бесспорно, центральным и единственным литературным произведением Илариона. Хотя ни в одном из дошедших до нас списков «Слова…» имя Илариона не обозначено, ученые доказали его авторство. (Если говоря о «Повести временных лет», мы отмечали, что она является первым дошедшим до нас памятником русской литературы, то о митрополите Иларионе можно сказать, что это первый русский писатель, имя которого нам известно).

«Слово о Законе и Благодати» состоит из трех частей. Об этом сообщает автор в полном заглавии произведения: «О Законе Моисею данном, и о Благодати и истине Иисусом Христом бывшим, и как Закон отойдет, Бдагодать же и истина всю землю наполнит, и похвала князю нашему Владимиру, от которого были крещены, и молитва к Богу от всей земли нашей».

Основная идея первой части «Слова…» – доказательство превосходства Нового завета над Ветхим заветом. Сопоставляя иудаизм – «Закон» с христианством – «Благодать», Иларион доказывает преимущество Благодати перед Законом. Свое доказательство он основывает на следующих доводах. Закон был распространен только среди иудейского народа. Благодать –достояние многих народов. Ветхий завет – Закон, данный Богом пророку Моисею на Синайской горе, регламентировал жизнь только еврейского народа. Новый завет – Благодать – имеет всемирное значение, каждый народ обладает полным правом на свободное избрание этой Благодати. Таким образом, Иларион отвергает монопольное право Византии на исключительное владение Благодатью.

Благодать для Илариона – синоним истины, Закон же – лишь тень, подобие истины. Закон – слуга и предтеча Благодати, Благодать же – слуга будущему веку.

Основная идея второй части «Слова…» – похвала князю Владимиру. Прославив Владимира за его обращение к христианству, за распространение христианской веры в Русской земле, за его щедроты к бедным, Иларион переходит к прославлению Ярослава Мудрого (Георгия) и жены его Ирины как продолжателей дела Владимира. Далее следует патетическое обращение к умершему князю встать из гроба и посмотреть на процветание Русской земли и русской церкви. В заключение Иларион обращается к Владимиру с просьбой помолиться о земле Русской, о людях ее и о сыне своем Ярославе.

В третьей части «Слова…» звучит молитва к Богу от лица всей Русской земли.

Содержание «Слова…» подсказано было Илариону в первую очередь живой современностью, той политической ситуацией, которая в пору Ярослава Мудрого создалась для Киевского государства и молодой русской церкви. Написание «Слова…» вызвано было стремлением Илариона отстоять идею независимости русской церкви от Византии, а также идею равноправия всех христианских народов независимо от времени приобщения их к христианству.

Идеей «Слова…», заключенной в похвале Владимиру является апология или восхваление во-первых, русского князя как распространителя христианства в Русской земле, во-вторых, населяющих эту землю «новых людей», в-третьих, самой Русской земли, которая «ведома и слышима» во всем мире, в-четвертых, русской церкви.

«Слово…» Илариона относится к жанру ораторского красноречия. Написано оно для высокообразованных людей. Автор сам прямо об этом заявляет: для «преизлиха насытьшемся сладости книжныя». Отсюда особенности его ораторского стиля: символический параллелизм, сравнения, олицетворение отвлеченных понятий, метафоры, антитезы, повторения, риторические восклицания и вопросы. Автор широко использует цитаты из Библии.

Образцы символического параллелизма мы имеем в тех случаях, когда Закон сопоставляется с тенью, светом Луны, ночным холодом, с библейскими персонажами рабыней Агарью и ее сыном Измаилом, Благодать сопоставляется с солнечным сиянием, с теплотой, с Сарой и ее сыном Исааком. (Авраам – муж Сары).

Эти символические параллели призваны наглядно показать превосходство Благодати над Законом.

В первой части «Слова…» Иларионом последовательно соблюдается принцип антитезы – типичный прием ораторского красноречия. Например: «…прежде Закон, потом Благодать, прежде тень, потом истина…»

В похвале Владимиру автор сравнивает деятельность русского князя с деятельностью апостолов – учеников Христа: «Как хвалит похвалою великою римская страна Петра и Павла, Индия – Фому, Египет – Марка, похвалим же и мы, по силе нашей, великого и дивного наставника нашего, великого князя нашей земли Владимира, внука старого Игоря, сына же славного Святослава…». Примечательно, что Иларион разделяет родовую точку зрения летописца и подчеркивает, что Владимир – сын Святослава, внук Игоря. (Так же примечательным является и то, что Владимир назван «каганом», это тюркское слово, позднее писали «кан», еще позднее – «хан», следовательно Владимир Святославич назывался у нас и восточным титулом).

Широко использует Иларион метафоры, символы и метафорические сравнения: Закон – «иссохшее озеро», Благодать – «наводнившийся источник», язычество – «тьма служения бесовского».

Нередко употребляются риторические вопросы и восклицания – типичные приемы торжественного красноречия, при помощи которых достигается большая эмоциональность речи.

Высокое художественное мастерство обеспечило «Слову…» большую популярность в средневековой письменности. Оно становится образцом для книжников XII-XV веков, которые используют отдельные приемы и стилистические формулы произведения.

Владимир Мономах (внук византийского императора Константина Мономаха со стороны матери) был одним из самых выдающихся русских людей конца XI начала XII века. Мудрость и доброта – вот те качества, которые завоевали ему любовь и уважение современников и потомков.

Владимир был сыном Всеволода, четвертого сына Ярослава Мудрого. С раннего детства его приучали переносить невзгоды и лишения. Когда княжичу исполнилось восемь лет, его посадили на коня. «Посажение на конь» означало, что мальчик стал уже отроком и может вместе с отцом участвовать в военных походах и в «ловах» – в охоте на дикого зверя. В шестнадцать лет Мономах совершил свой первый самостоятельный поход: через леса и болота «сквозь вятичей» он проехал в Ростов (Великий), входивший в состав земель его отца.

Владимир еще дважды ездил в Ростово-Суздальскую землю, в «Залесский край», как тогда называли. В 1108 году, во время одной из этих поездок, Владимир заложил город над рекой Клязьмой и дал ему свое имя. С этого года начинается история города Владимира, будущей столицы Северо-Восточной Руси.

Мономах женился на английской принцессе Гите, дочери английского короля Гарольда, погибшего в 11066 году при Гастингсе, в битве с норманнским герцогом Вильгельмом Завоевателем.

Вся жизнь Владимира Мономаха, по образному выражению академика А.С. Орлова, прошла «на коне и на ковре». «На коне» – в военных походах и в разъездах по делам государства, в охоте на диких зверей. «На ковре» – в совещаниях с дружиной и князьями, когда, по древнему обычаю, участники совета, все, кто «думал» вместе с князем, сидели с ним на одном ковре.

Во времена Мономаха единое Русское государство уже распалось на уделы. Князья дрались между собой в междоусобных бранях. А тем временем половцы, пришедшие на смену печенегам, совершали опустошительные набеги на Русь. (Половцы стали совершать набеги на Русь с 1061 года).

Мономах собирал княжеские съезды, призывал князей к миру, всегда отстаивал справедливость. «Почто губим Русскую землю, сами между собой устраивая распри? – говорил он. – А половцы землю нашу раздирают на части и рады, что между нами рати. Объединимся единым сердцем и будем блюсти Русскую землю».

Владимир Мономах прославился успешными походами против половцев. С 1103 по 1116 год он совершил четыре успешных похода против половцев. Половцы были отброшены далеко за Дон и на Кавказ. Именем Мономаха половцы пугали своих детей в колыбели.

Владимир Мономах отличался широким образованием. Он был знаком с литературным произведениями и своих соотечественников, и иностранных авторов.

По своему жанру его «Поучение» восходит к греческой дидактической литературе и имеет древнюю традицию. Но в отличие от византийских поучений, носящих в основном церковный характер, «Поучение» Мономаха – произведение светское и политическое. Владимир Мономах – это первый известный нам мирской или светский писатель Древней Руси.

Характерная особенность «Поучения» – тесное переплетение дидактики (поучение) с автобиографическими элементами.

Центральная дидактическая часть начинается с общего философского рассуждения о человеколюбии, о милости Бога, о необходимости победы над злом и возможности этой победы, залогом чему являются красота и гармония созданного Богом мира. Воздав хвалу божественной гармонии мира, Владимир Мономах вновь обращается к детям с просьбой выслушать его поучения. Поучение выходит за узкие рамки семейного завещания и приобретает большое общественное значение.

На примере богатого жизненного опыта Владимир дает высокий образец служения князя интересам своей земли.

На первом месте «Поучения» – задачи общегосударственного порядка.

Священные обязанности князя:

1. Забота о благе своего государства, его единстве, соблюдение клятв и договоров.

3. Попечение и забота о благе церкви. Соблюдение религиозной обрядности. Тремя делами: покаянием, слезами и милостыней можно искупить все грехи свои.

В соответствии с нормами христианской морали Мономах призывает всех князей:

1. Заботливо относиться к убогим, просящим.

2. Быть справедливым по отношению к бедным.

3. Чтить старых, как отцов, молодых, как братьев.

4. Навешать больных, провожать в последний путь покойников.

5. Уважать, чтить свою жену.

6. Трудиться (основное положительное качество – трудолюбие).

7. Не лениться (основной порок – лень, она может нанести ущерб хозяйству, вызвать внезапную гибель во время походов).

8. Всю жизнь учиться.

Во второй – автобиографической – части Владимир Мономах приводит примеры из своей личной жизни. Он совершил 83 больших похода, а сколько малых, не может назвать. Перечисляя свои «пути» – походы, Владимир располагает их в хронологической последовательности (с 1072 по 1117г.) После походов Мономах перечисляет заключенные им мирные договоры с половецкими князьями: без одного двадцать. Затем следует описание «ловов», обнаруживая страстную душу смелого охотника.

В заключении Владимир Мономах обращается к Богу с благодарностью за то, что он дал ему возможность прожить такую долгую и такую достойную жизнь.

1) «Сказание о Борисе и Глебе».

Образцом оригинальной древнерусской агиографии является анонимное «Сказание о Борисе и Глебе». Создано оно в конце XI – начале XII века. В основу произведения положен исторический факт – убийство Святополком (сын Владимира Святославича) своих младших братьев Бориса и Глеба в 1015 году.

Составитель произведения ставил перед собой четкую политическую задачу – осудить княжеские братоубийственные распри и утвердить идею родового старшинства. Автор «Сказания…» отступает от традиционной композиционной схемы жития (описание всей жизни героя от рождения до смерти). Он излагает лишь один эпизод из жизни своих героев – их злодейское убийство.

Борис и Глеб изображаются идеальными христианскими героями мучениками. Они добровольно принимают «мученический венец». Исследователи относят это произведение к жанру мартирологического (или

мученического) жития. Повествовательной манере «Сказания…» свойственны историзм, политическая тенденциозность, глубокий драматизм и лиризм. Вместе с тем прославление героев выдержано в духе агиографического стиля. Автор часто прибегает к драматизации повествования: использует монологи, плачи, молитвы героев, которые служат средством выражения их благочестивых чувств.

Героям христианской добродетели, героям-мученикам, идеальным князьям противопоставлен отрицательный персонаж – Святополк «окаянный». Он одержим завистью, гордостью, властолюбием и лютой ненавистью к своим братьям. Причина этих отрицательных качеств Святополка кроется, по мнению автора, в его происхождении, в том, что он «сын двух отцов» – Ярополка и Владимира.

«Сказание…» было очень популярно в древнерусской литературе. До нас оно дошло в ста семидесяти списках.

2) Творчество Нестора.

Талантливым агиографом выступает великий писатель Древней Руси – Нестор. Его перу принадлежат два жития: «Чтение о житии и погублении Бориса и Глеба» и «Житие Феодосия Печерского».

«Чтение…» Нестора значительно отличается от анонимного «Сказания о Борисе и Глебе». Нестор создал свое произведение в 80-ые годы XI века специально для церковной службы, для церковного прославления русских князей. Открывается «Чтение…» обширным риторическим вступлением, которое приобретает публицистический характер.

Центральная часть «Чтения…» посвящена агиобиографиям Бориса и Глеба. В отличие от «Сказания…» Нестор опускает многочисленные исторические подробности, акцентирует внимание на религиозно-дидактических рассуждениях, приближая тем самым свое произведение к византийскому образцу.

Завершается «Чтение…» описанием многочисленных чудес, которые произошли после смерти князей и которые свидетельствуют об их славе и святости. Нестор сохранил основную политическую тенденцию «Сказания…» – осуждение братоубийственных войн, осуждение княжеских распрей.

«Житие Феодосия Печерского» представляет собой связное и живое повествование об одном из основателей Киево-Печерского монастыря. Здесь в большей мере, нежели в «Чтении…» представлены черты исторической действительности, показана роль Киево-Печерского монастыря в общественной жизни Руси.

«Житие…» имеет традиционную трехчастную композиционную структуру:

1) авторское вступление-предисловие;

2) центральная часть – повествование о жизни героя;

Произведение можно определить как житийную повесть, состоящую тз отдельных эпизодов, объединенных главным героем и автором-повествователем в единое целое. От византийских агиографий оно отличается своим историзмом, патриотическим пафосом и отражением особенностей политической и монастырской жизни Руси XI века.

3) «Киево-Печерский патерик».

В стенах Киево-Печерского монастыря был создан замечательный памятник высокого художественного достоинства – «Киево-Печерский патерик».

Монастырь был основан в середине XI века и уже в «Повести временных лет» под 1051 годом читается рассказ об основании монастыря, а в статье 1074 года – о некоторых его подвижниках. Но сам патерик был создан значительно позднее. Он сформировался в результате переписки двух монахов Киево-Печерского монастыря – Симона и Поликарпа в начале XIII века. Симон за свой ум, образованность и нравственный облик получил епископскую кафедру в Суздале и Владимире. Поликарп же остался в Киево-Печерском монастыре. Он был человеком властолюбивым, гордым, стремился получить сан епископа, а когда искомый чин достался другому, он почувствовал себя ущемленным и униженным. Об этом он написал своему другу Симону. Тот ответил Поликарпу посланием, где утверждал, что быть в дому Пресвятой Богородицы (то есть в монастыре) – высшее счастье. К своему письму Симон приложил 14 отдельных повествований о святых, прославившихся в обители, о чудесах, связанных с монастырем. Поликарп, в свою очередь, прибавил к ним 11 известных ему сказаний. Таким образом в ядро «Киево-Печерского патерика» вошли два послания, 14 повествований Симона и 11 повествований Поликарпа. Объединив эти сказания, Поликарп преподнес сборник игумену Акиндину.

Произведение состоит из двух частей. В первой части «Патерика» описывается чудесное воздвижение главной церкви Киево-Печерского монастыря. Здесь рассказывается о знамении, о том, как мастера сами, без вызова пришли из Византии, как измеряли окружность на земле, где должен был быть воздвигнут храм по чудесному указанию Богородицы.

Вторая часть «Патерика» посвящена описанию монастырской жизни, монастырского быта. Все это неразрывно связано с мотивами чудес. В качестве примера можно взять «Сказание о Марке Печернике» и «Сказание о Прохоре Лебеднике». «Патерик» изобилует такими рассказами, которые А.С. Пушкин назвал «прелестью простоты и вымысла». Чудеса в патерике – явления будничной жизни, обыкновенное дело.

До нас дошли четыре редакции «Киево-Печерского патерика». (Арсениевская, созданная в начале XV века по инициативе тверского епископа Арсения; Феодосиевская, созданная примерно в начале XV века и две Кассиановские редакции, созданные в 60-ые годы XV века в самом Киево-Печерском монастыре).

Литературное и идеологическое значение патерика было исключительно велико. Во-первых, он подытоживал развитие русской агиографии XI – XII веков. Во-вторых, рассказывая о славном прошлом знаменитого монастыря, будил чувство общерусского патриотизма. В-третьих, в страшные годы монголо-татарского ига напоминал о временах процветания и могущества Киевской Руси.

III. Паломническая литература Киевской Руси. «Хождение» игумена Даниила.

Паломническая литература Киевской Руси представлена «Хождением» игумена Даниила. Игумен Даниил совершил паломничество в Палестину в 1106-1108 годах. Он был ученым человеком и хотел сам лично увидеть те места, о которых он знал из прочитанных им книг. Прежде всего из Евангелия. Даниил хотел увидеть город Иерусалим, гроб Господень, Святую землю, Голгофу. Описание путешествия Даниила этнографически точно. Он записывал все, что видел, все, что ему рассказывали: где пуп земли, где Вифлеем. Эти записи своим патриотическим пафосом перекликаются с летописью. Например, Даниил с гордостью сообщает, что его, русского игумена, с честью принял король Балдуин (Иерусалим тогда был захвачен крестоносцами). Он молился у гроба Господня за всю Русскую Землю. И когда лампада, поставленная Даниилом от всей Земли Русской зажглась, а поставленная римлянином – не зажглась, Даниил увидел в этом проявление особой божьей милости к Руси.

Есть в произведении и элементы апокрифов: рассказ о Голгофе. (Под распятием находится могила праотца всего человечества Адама. Когда Христа распяли, надгробный камень треснул, и его кровь омыла голову Адама, то есть смыла все грехи рода человеческого. В канонических книгах Священного писания ничего подобног нет.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *