в музыке характерная тема или музыкальный оборот которые обрисовывают какой либо персонаж оперы
Значение термина лейтмотив в музыке и литературе
Термин лейтмотив имеет немецкие корни (Leitmotiv) и переводится как «ведущий мотив». В музыкальном творчестве он является отличительной темой или оборотом, обрисовывающим какого-либо героя балета или оперы. Лейтмотив характеризует особенности персонажа или некую драматическую сцену в разные эпизоды произведения. Он неоднократно повторяется по ходу всего действия.
Оперное значение слова лейтмотив
Википедия сообщает, что первым автором, который смог внедрить этот посыл внутрь своих произведений, стал Рихард Вагнер, знаменитый немецкий композитор. Благодаря такой находке, его музыка приобрела всепоглощающую беспрерывность действия.
Сам автор никогда не пользовался обозначением «лейтмотив». В 1871 году музыковед и педагог из Германии Ф. Йенс стал применять это слово впервые. А. Г. Вольцоген широко использовал термин для анализа творчества Вагнера.
В музыке лейтмотив выполняет не только эмоциональную функцию, но действует как формообразующая и объединяющая категория. По степени развития мастерства оперной музыки термин начинал играть все более существенные роли. Его принцип намечался уже в самом раннем произведении Монтеверди «Орфей». У Скарлатти и Люлли лейтмотив выявляется в зачаточной форме, и проскальзывает лишь незначительными фрагментами. В конце XVIII века этот музыкальный образ приобретает большой смысл в поздних операх Моцарта и в произведениях французских композиторов революционной эпохи.
Термин однозначно утверждается в период развития музыкального романтизма и становится главным средством воплощения идеи отдельно взятой оперы. В произведениях наблюдается столкновение двух противоборствующих сил и появление контраста для изображения драматургического развития.
Вагнер занимается разработкой опер на основании полноценных лейтмотивов. В его поздних произведениях этот музыкальный образ отражает важнейшие эпизоды и досконально пронизывает полифоническую составляющую.
На заметку! Так как перенасыщенность произведения этими музыкальными категориями могла ослабить восприятие целого, во времена Вагнера авторы снижали чрезмерную сложность.
Термин в хореографии
Первые зачатки лейтмотива в балетной музыке были видны в «Жизели» А. Адана (1841), а, спустя три десятка лет, этот принцип наиболее удачно внедрился в «Коппеллии» Л. Делиба и произведениях П. И. Чайковского. Сам жанр вскоре породил специфическую проблему — хореографическую. Для этого в балете используют pas ballote — сложнейший в исполнении приём, требующий большой силы. Хореографический и музыкальный синтез был удачно создан в произведениях советских авторов (Хачатурян, Григорович, Прокофьев).
Лейтмотив в инструментальной музыке
Мотивный принцип играет здесь одну из важнейших ролей. Эта техника взяла своё начало ещё во времена клавесинной игры, а позже была значительно возвеличена авторами Венского классицизма. К примеру, у Берлиоза в его «Фантастической симфонии» лейтмотив, видоизменяясь, пронизывает все пять частей. Этот музыкальный образ утверждается как портретная характеристика основного героя, но порой служит конструкции, отстраняясь от персонификации.
За двухвековую историю лейтмотива, принцип характеризуют более подходящим для исполнения на инструментах, чем для вокальных партий, за счёт гармоничности и более широкого спектра действия.
Что такое лейтмотив в литературном контексте?
Здесь слово лейтмотив означает один из главных структурных элементов текста. Принцип статичного повторения можно обнаружить уже на страницах древнего эпоса у Гомера. Лейтмотив — это важнейший фактор, который играет роль не только напоминания, но и становится основным компонентом произведения.
Французские символисты, в числе которых выделяют Бодлера и Малларме, предпринимали попытки перенести музыкальные приёмы в области рукописей. Авторы стремились выйти за рамки обычного рационального значения слов и открыть более широкий смысл, подобно тому, как это делает мелодия.
Роль лейтмотива автоматически снижается или увеличивается за счёт сценического выражения самой драматургии. Чтобы принцип стал действительно ключевым фактором, необходимо многократное повторение и варьирование в различных формациях, придавая все новые краски одному персонажу. В силу этого лейтмотив наполняется ассоциациями и обретает некое подобие символизма, что позволяет ему обособиться от основного изложения. Образное воплощение темы произведения и проблематики обеспечивается благодаря системе главных мотивов.
Термин в стихотворении
Лейтмотив в этом виде литературы обладает непосредственным фундаментом и содержит элементы произведения. Выявив его, легко обнаружит предпосылки. Базой всего стихотворения выступают первые всплески, импульсы, отвечающие за изначальное и дальнейшее впечатление. Следующие за ними формы постепенно входят в осознание. Каждая фраза в поэтическом произведении имеет собственное место, а ее воздействие предопределено ещё до начала чтения.
Значение слова «лейтмотив»
1. Муз. Гармонический или мелодический оборот, постоянный звуковой образ, который характеризует какого-л. героя или какую-л. драматическую ситуацию и повторяется всякий раз, когда появляется этот герой или наступает данная ситуация.
2. перен. Основная мысль, неоднократно повторяемая и подчеркиваемая. Лейтмотив книги.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ЛЕЙТМОТИ’В, а, м. [нем. Leitmotiv, букв. руководящий мотив] (книжн.). 1. Гармонический или мелодический оборот, постоянный звуковой образ (преимущественно в опере), употр. композитором для характеристики какого-н. героя или какого-н. переживания, сценического положения и повторяющийся всякий раз при появлении героя или при наступлении данного положения в ходе действия (муз.). Лейтмотивы в операх Римского-Корсакова. 2. перен. Основная мысль, руководящее начало, главный тон. Л. книги. Л. рассуждения.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
лейтмоти́в
1. муз. музыкальная мысль, мелодия, связанная в опере, балете, программной пьесе с определенным персонажем, воспоминанием, переживанием, явлением или отвлечённым понятием, возникающая в музыке при его появлении или упоминании в ходе сценического действия ◆ Его музыка, оркестровка, лейтмотивы так убедительны, ясны и красноречивы, что, казалось бы, и мертвый заиграет. К. С. Станиславский, «Моя жизнь в искусстве», 1925-1928 г. (цитата из НКРЯ)
2. перен. основное положение, ведущая мысль, неоднократно повторяемая, подчеркиваемая ◆ В приведенных отрывках дан лишь один из лейтмотивов чеховского творчества. С. Н. Булгаков, «Чехов как мыслитель», 1910 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Образ «смертной чаши» как лейтмотив проходит через всю повесть. Н. К. Гудзий, «История древней русской литературы. (XI-XV вв.)», 1938 г. (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: караванщик — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
что такое лейтмотив?
Лейтмоти́в (нем. Leitmotiv — «главный, ведущий мотив» ) — в музыке характерная тема или музыкальный оборот, которые обрисовывают какой-либо персонаж оперы, балета, программной пьесы, его отдельные черты или определённую драматическую ситуацию и звучат при упоминании о них, при появлении персонажа или при повторении драматической ситуации в разных частях произведения. Термин был введён в теорию музыки Рихардом Вагнером, который первым начал активно использовать лейтмотивы в своих операх.
Термин лейтмотив применяется также в литературоведении. Здесь он обозначает как главенствующую тему произведения или творчества писателя в целом, так и совокупность групп тематических элементов или выразительных средств, постоянных, «канонических» для определенного жанра и стиля. Также под лейтмотивом иногда подразумевается комплекс тематических и выразительных средств, который постоянно повторяется на протяжении данного художественного целого — литературного произведения; в этом употреблении понятие лейтмотива приближается к своему первоначальному музыкальному значению.
Лейтмоти́в (нем. Leitmotiv — «главный, ведущий мотив» ) — в музыке характерная тема или музыкальный оборот, которые обрисовывают какой-либо персонаж оперы, балета, программной пьесы, его отдельные черты или определённую драматическую ситуацию и звучат при упоминании о них, при появлении персонажа или при повторении драматической ситуации в разных частях произведения. Термин был введён в теорию музыки Рихардом Вагнером, который первым начал активно использовать лейтмотивы в своих операх.
Яркий мелодический оборот, повторяющийся в музыкальном произведении.
Ответ на вопрос Яркий мелодический оборот, повторяющийся в музыкальном произведении., в слове 9 букв:
Лейтмотив
Определение слова Лейтмотив в словарях
Лейтмотив Лейтмоти́в ( — «главный, ведущий мотив»), в музыке — характерная тема или музыкальный оборот, которые обрисовывают какой-либо персонаж оперы, балета, программной пьесы, его отдельные черты или определённую драматическую ситуацию и звучат при упоминании о них, при появлении персонажа или при повторении драматической ситуации в разных частях произведения.
Парцифаль[12] не смог сохранить свой Грааль; Лоэнгрин снова одинок, он самоотверженно защищал честь Эльзы, но ему все равно пришлось покинуть этот мир — лейтмотив вагнеровской музыкальной драмы, лейтмотив жизни Людвига II!
Человек и техника грядущего; человек, посредством науки и техники покоряющий недоступные пространства земли, океана, воздуха и даже космоса, таков лейтмотив творчества Жюля Верна и других научных фантастов того времени.
Предательство Системой «своего» человека и принципов профессионализма лейтмотив Корецкого, неудивительный для профессионала.
Я предвижу: лейтмотив разовьется в могучем ритме седалищ, подчеркнутом поскрипываньем стульев, грянут всхлипывающие вступленья сморканий, аккорды высококолоратурного кашля.
За операционным столом невозможно было разместить всех друзей Робина, он водрузил блюдо со своим новым кушаньем, рецепт которого был придуман его древним предком, графом Карапетяном; Робин отрыл рецепт на даче своей прабабки по отцовской линии в комнате, которую не открывали после ее смерти, Кройер рисовал ее в той комнате, и краски там источали запах, определяя лейтмотив любой смерти натурщиц Кройера.
Главная тема произведения
Последняя бука буква «в»
Ответ на вопрос «Главная тема произведения «, 9 (девять) букв:
лейтмотив
Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова лейтмотив
Определение слова лейтмотив в словарях
Большая Советская Энциклопедия Значение слова в словаре Большая Советская Энциклопедия
(нем. Leitmotiv, буквально ≈ ведущий мотив), музыкальный оборот (мотив, фраза, реже целая тема, иногда гармоническая последовательность), неоднократно повторяющийся в качестве сквозного образа музыкального произведения. Обычно служит характеристикой или.
Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков Значение слова в словаре Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков
лейтмотива, м. (нем. Leitmotiv, букв. руководящий мотив) (книжн.). Гармонический или мелодический оборот, постоянный звуковой образ (преимущественно в опере), употр. композитором для характеристики какого-н. героя или какого-н. переживания, сценического.
Примеры употребления слова лейтмотив в литературе.
Также зачастую и неоправданной велеречивости церковнославянизмов, звучащей в устах платоновских героев, автор скорее именно сочувствует, остраняя эти выражения для нас, своих читателей, без сарказма и издевки, оставляя их звучать как внутренний лейтмотив своего текста, который в итоге выбивается наружу, начинает звучать громче других.
Задачи укрепления единства неприсоединившихся стран на последовательной антиимпериалистической основе прошли лейтмотивом через серию визитов Ф.
Музыкальная драматургия этой хореографической драмы основана на развернутой системе лейтмотивов, которые в процессе развития симфонически трансформируются.
Источник: библиотека Максима Мошкова