в п астафьев страницы биографии конь с розовой гривой урок 6 класс

План-конспект урока по литературе тему В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой»

в п астафьев страницы биографии конь с розовой гривой урок 6 класс. Смотреть фото в п астафьев страницы биографии конь с розовой гривой урок 6 класс. Смотреть картинку в п астафьев страницы биографии конь с розовой гривой урок 6 класс. Картинка про в п астафьев страницы биографии конь с розовой гривой урок 6 класс. Фото в п астафьев страницы биографии конь с розовой гривой урок 6 класс

ООО Учебный центр «ПРОФЕССИОНАЛ»

по русской литературе в 6 классе

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ковылинская средняя общеобразовательная школа»

тему В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой»

Разработал: Коротина Лариса Александровна

слушатель курсов профессиональной переподготовки « Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации »

Проверил: Ергизова Людмила Геннадьевна

Тема урока : В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой »

Да та проведения: 2.03.2017

Тип урока: урок изучения нового материала (беседа)

Технология урока: информационно-коммуникативная

Цель урока : понять идейно-нравственное содержание рассказа; совершенствовать диалогическую и монологическую речь учащихся

— формирование умения анализировать текст художественного произведения;

— познакомить с методом сравнения.

— развивать читательскую культуру учащихся;

— развивать творческие способности, воображение учащихся.

— воспитывать нравственно и духовно учащихся;

— прививать любовь и внимательное отношение к слову.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: понять и принять идейное направление художественного произведения; уметь сравнивать героев.

Метапредметные: развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Личностные: формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.

Основные термины, понятия: рассказ, фабула, эпизод, диалект.

Организационный момент (2 мин.)

Повторение изученного материала (актуализация знаний) (10 мин.)

Изучение новых знаний, формирование новых умений (25мин.)

Задание на дом (3 мин.)

Сколько лет прошло! Сколько событий минуло!

А я все не могу забыть бабушкиного пряника — того

дивного коня с розовой гривой.

Здравствуйте ребята. Сейчас у нас урок литературы. Сегодня на занятии мы поговорим о произведении В.Астафьева «Конь с розовой гривой». Но прежде, чем мы приступим к изучения нового материала, давай те повторим то, что мы изучали на прошлом уроке.

II. Проверка домашнего задания

Учитель: Расскажите о жизни писателя В. Астафьева, его детстве, (Виктор Астафьев родился в 1924 году в Сибири, на берегу Енисея, в поселке, со всех сторон окруженном тайгой. Даже в краткой биографии Астафьева можно перечислить много трагических моментов. Еще когда Виктор был ребенком, его отца арестовали, а мать умерла во время одной из поездок к мужу. После того, как отец Виктора вышел из тюрьмы и еще раз женился, семья переехала в город Игарка Красноярского края. Когда отец попал в больницу, а новая семья отвернулась от Виктора, он оказался в буквальном смысле на улице. Проскитавшись два месяца, был направлен в детский дом. Детство Виктор Астафьев провел с бабушкой и дедом. Об этом времени у писателя осталось много светлых воспоминаний, которые позже он описал в автобиографии. Когда ему еще не исполнилось 18 лет, он ушел добровольцем на фронт. Вернувшись с войны, начал заниматься литературой).

Один из таких рассказов – рассказ «Конь с розовой гривой», который вы прочитали дома к сегодняшнему уроку.

II I . Изучение нового материала

Учитель: Скажите, пожалуйста, почему рассказ называется «Конь с розовой гривой»? (работа над сюжетом)

Пряничный конь с розовой гривой — мечта деревенских ребятишек. Чтобы получить такого коня, Витя отправляется с ребятишками Левонтия собирать землянику, чтобы после ее продажи бабушка купила ему пряник. Но после того, как собранную ягоду съели, он поддаётся уговорам своего приятеля Саньки набить туесок травой, а землянику насыпать сверху. После совершения поступка, его начинает мучить совесть и тревога: «А вдруг обман раскроется». В конце концов, обман действительно раскрывается. Вите стыдно посмотреть в глаза бабушке, но он все-таки просит у нее прощения. Бабушка прощает своего внука, вручает ему заветный пряник.

Учитель: – От чьего лица ведется повествование? ( От лица самого автора )

Учитель: – Кто из детей вам больше всего понравился, запомнился? Чем именно? ( Учащиеся высказывают своё мнение )

Учитель: Давайте немного отдохнем и восстановим силы.

Тик-так, тик-так, в доме кто умеет так? (Руки разведены в стороны, плечи подняты.)
Это маятник в часах отбивает каждый такт (Наклоны влево-вправо.)
А в часах сидит кукушка, у нее своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.)
Прокукует птичка время, (Приседают.)
Снова спрячется за дверью, (Закрывают лицо руками.)
Стрелки движутся по кругу, не касаются друг друга. (Вращают туловищем вправо.)
Повернемся мы с тобой против стрелки часовой. (Вращают туловищем влево.)
А часы идут, идут, (Ходят на месте.)
Иногда вдруг отстают. (Ходят в замедленном темпе.)
А бывает, что спешат, словно убежать хотят! (Бегут на месте.)
Если их не заведут, то они совсем встают. (Дети останавливаются.)

Учитель: – Какой предстает перед читателем жизнь соседей, и как ее воспринимает мальчик? ( Бедность крестьян, жизненная неустроенность семьи дяди Левонтия. Тяжелый труд мужчин и женщин «на бадогах», малые заработки, неудовлетворенность жизнью («Что такое жисть?»), жестокость крестьянского быта (судьба Левонтихи, детей).)

Диалектэто (греч. dialektos — говор, наречие) разновидность общенародного языка, употребляемая сравнительно ограниченным числом людей, связанных общностью территориальной, социальной, профессиональной.

Запись диалектных слов в словарь.

Увал – пологий холм

Шаньга – булочка с творогом

Заимка – земельный участок, вдали от села

Поскотина – пастбище, выгон

Туесок – берестяная корзина с крышкой

Бадога – длинные поленья

Яр – крутой край оврага

IV . Закрепление полученных знаний

Поклон бабушке, ее жизненным урокам. Поклон за доброту, умение прощать. Это знак благодарности за то, что Виктору дала бабушка.

Бабушка понимала, что Виктор совершил такой проступок под влиянием мира левонтьевских. Она знала, что Виктор сам бы никогда так не поступил. Бабушка любит Виктора и жалеет его. Но любовь эта ответственная, не такая, как любовь в семье Левонтия.

Учитель: Ребята, а сейчас давайте оценим работу на уроке каждого из вас.

Учащиеся по очереди оценивают ответы друг друга, комментируя оценку данную однокласснику. Все оценки выставляются в журнал.

Примерная схема составления таблицы:

Описание жилья. Как выглядят дома этих семей, обстановка.

О чём говорит обстановка в этих домах?

Отношение к деньгам.

— составить характеристику Вити и детей дяди Левонтия (Е.В.)

— подготовить художественный пересказ диалога бабушки и Вити ( поход за земляникой) (Т.С.)

— подготовить художественный пересказ эпизода «Раскаяние Вити» (А.М.)

— подготовить пересказ фабулы рассказа «Конь с розовой гривой» (Л.Г.)

Учитель: Ребята наш урок подошел к концу. Спасибо всем за плодотворную работу на уроке. Я надеюсь, что все наши уроки будут проходить также, в атмосфере взаимопонимания и уважения. До свидание!

1. Виктор Астафьев. Собрание сочинений в пятнадцати томах. Тома 4, 5.

Красноярск, «Офсет», 1997 г.

2. Литература. 6 класс. Учеб. Для общеобразоват. Организаций. В 2 ч. Ч.2/( В.П. Полухина, В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин); под ред. В.Я. Коровиной. М: Просвеение, 2015г.

3. Методические советы для 6 класса. Литература. Под редакцией В. И. Коровина, Москва «Просвещение» 2012

Источник

Урок по литературе в 6 классе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой»

в п астафьев страницы биографии конь с розовой гривой урок 6 класс. Смотреть фото в п астафьев страницы биографии конь с розовой гривой урок 6 класс. Смотреть картинку в п астафьев страницы биографии конь с розовой гривой урок 6 класс. Картинка про в п астафьев страницы биографии конь с розовой гривой урок 6 класс. Фото в п астафьев страницы биографии конь с розовой гривой урок 6 класс

Конспект урока по литературе в 6 классе по произведению

В. Астафьева «Конь с розовой гривой»

Тема урока: «Знакомство с рассказом В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой»»

Тип урока : урок объяснения нового материала.

Обеспечить усвоение учащимися понятий: «нравственность», «нравственные ценности».

Рассмотреть нравственные проблемы, поднятые в рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой».

Анализировать героев произведения.

Развивать навыки осмысленного чтения.

Совершенствовать диалогическую и монологическую речь учащихся.

Способствовать познанию общечеловеческих ценностей: прощение, любовь, ответственность.

Формировать навык использования толкового словаря для определения лексического значения слова.

Воспитывать чувство ответственности за свои поступки

Воспитывать у учащихся такие нравственные ценности как: доброта, совестливость, умение признавать свои ошибки.

Оборудование: портрет В.П. Астафьева, памятки, иллюстрации к рассказу, кластеры, презентация, песня «Родительский дом».

Методические приемы: рассказ учителя, беседа, работа с текстом, опрос, словарная работа, инсценировка эпизода.

1. Литература 6 кл. Под редакцией В. И. Коровина Москва «Просвещение» 2012.

2. Программы общеобразовательных учреждений. Литература. Под редакцией Коровиной В.Я.

Словарная работа : доброта, мудрость, красота, совесть, память, нравственность.

Сколько лет прошло! Сколько событий минуло!

А я все не могу забыть бабушкиного пряника — того

дивного коня с розовой гривой.

Звучит первый куплет и припев песни «Родительский дом».

«Все мы родом из детства…»

— Как вы их понимаете?

Да, именно в детстве закладываются и формируются те человеческие качества, которые будут у него потом на протяжении всей жизни.

-Как эти слова согласуются со словами из песни «Родительский дом – начало начал…»

Вспомним немного об авторе. (Сообщение ученицы)

Мы знаем, что название сборника, куда входит рассказ «Конь с розовой гривой» называется «Последний поклон», а первое его название «Страницы детства» и к нему В.Астафьев в качестве эпиграфа берет стихотворение К. Кулиева «Детство».

— Какое слово можно назвать здесь ключевым?

— Какие слова являются однокоренными к этому слову?

— Почему же человек столько переживший и испытавший, прошедший страшную войну, почти через сорок лет вспоминает о таком незначительном событии из далёкого детства?

Сегодня мы приступаем к изучению творчества Астафьева В. Дома вы прочитали произведение «Конь с розовой гривой», о котором мы сегодня поговорим.

II. Изучение нового материала

Виктор Петрович Астафьев — известный талантливый писатель, ушел из жизни совсем недавно. Это был очень честный, чуткий, требовательный к себе человек. Большинство произведений Астафьева автобиографичны, почти все они о родине Виктора Петровича – Сибири, о далеком деревенском детстве. Родился он в Сибири, на Енисее, в селе Овсянка, там он жил и последние годы жизни.

Рассказ «Конь с розовой гривой» открывает добрый и светлый мир народной жизни, увиденный детскими глазами, показывает живой и наблюдательный детский характер. «Конь с розовой гривой», такой романтичный, сказочный образ, оказывается всего-навсего «пряником конем». Наша с вами задача: проанализировать содержание рассказа и выяснить, какие жизненные уроки он несет.

– Что вы узнали о жизни писателя из его предисловия к книге рассказов «Конь с розовой гривой»? (После смерти бабушки В. П. Астафьев жил в детском доме. Повзрослев, работал на Урале. Принимал участие в Великой Отечественной войне. Тягу, как он выражался, «к сочинительству» испытывал с самого детства.)

— Как вы думаете, где и когда происходит действие рассказа «Конь с розовой гривой»? (Действие происходит в одной из деревень на берегу Енисея в первые годы после гражданской войны.)

— Что это было за время? Как жилось людям? (Время было трудное, герой рассказа — сирота, у него мать утонула, жил он с бабушкой, дедушка приезжал с заимки время от времени; семья Левонтьевых жила очень бедно, было много детей, денег на всех не хватало, отец семейства много пил, пропивал деньги, да и работать не любил.)

– От чьего лица ведется повествование? ( От лица самого автора )

– Кто из детей вам больше всего понравился, запомнился? Чем именно? (Учащиеся высказывают своё мнение)

– Какое событие является завязкой действия в рассказе? (Сборы за земляникой.)

– Какой предстает перед читателем жизнь соседей, и как ее воспринимает мальчик? (Бедность крестьян, жизненная неустроенность семьи дяди Левонтия. Тяжелый труд мужчин и женщин «на бадогах», малые заработки, неудовлетворенность жизнью («Что такое жисть?»), жестокость крестьянского быта (судьба Левонтихи, детей).)

— Как автор при помощи текста показывает, что действие происходит в Сибири? (Автор использует сибирские диалектизмы)

3. Словарная работа

Увал – пологий холм

Туесок – берестяная корзина с крышкой

Бадога – длинные поленья

Шаньга – булочка с творогом

Заимка – земельный участок, вдали от села

Поскотина – пастбище, выгон

Яр – крутой край оврага

Двое учащихся читают отрывок по ролям

Действующие лица : бабушка и внук.

Бабушка: Левонтьевские ребятишки собираются на увал по землянику.

Внук: Да? Баба, можно и я пойду?

Бабушка: Можно. Сходи, сходи с ними. Наберешь туесок. Я повезу свои ягоды в

город, твои тоже продам и куплю тебе пряник

Бабушка: Конём, конём.

Внук: Пряник конём! Это же моя мечта! Я его засуну под рубаху, буду бегать и

сколько будет, внимания!

Бабушка: Иди, иди уж. Дитятко ты моё!

5. Беседа + работа с текстом

— Почему пряник конем для рассказчика был желанным подарком?

— Каким образом герой надеется осуществить свою мечту? (Он отправляется в лес за земляникой вместе с левонтьевскими ребятишками, чтобы «трудом своим заработать пряник».)

— Найдите в тексте описание посуды левонтьевских ребятишек и героя-рассказчика. ( Соседские ребята несли бокалы с отбитыми краями, старые, наполовину изодранные на растопку берестяные туески…ковшик без ручки)

— Битая посуда не только признак бедности, а признак отношения квещам, к труду вообще. Такие люди и сами не любят работать, и не ценятчужой труд. Напротив, в семье героя знают цену труду.

6. Составление таблицы

С какими двумя мирами мы встречаемся в рассказе? Быт каких двух семей рисует нам автор?

Это семья самого Виктора и семья дяди Левонтия, соседа.

Совершенно верно. Чем эти семьи отличаются друг от друга? В каком отношении мы можем их сравнить?

Левонтий совсем не следит за своими детьми, а Екатерина Петровна опекает своего внука, воспитывает его.

Хорошо, вот вы заговорили о ценностях, на них и остановимся подробно.

Что еще можно сравнить в этих двух домах?

1. Описание жилья. Как выглядят дома этих семей, обстановка.

Было свое хозяйство.

Чистота, порядок в доме.

«Вытряхивала половики, занималась хозяйством.

«Стоял он сам собою, на просторе, и ничего-то ему не мешало смотреть на свет белый кое-как застекленными окнами – ни забор, ни ворота, ни наличники, ни ставни».

Левонтий бил остатки стекол в окнах, ругался, гремел, плакал.

О чём нам говорит обстановка в этих домах?

Сразу видно, что в этом доме все трудолюбивы.

В доме Левонтия все сами по себе, занимаются бездельем.

2. Внешний вид хозяев домов. Как они себя ведут, во что одеты.

Дед аккуратно одет.

Загнанная, суетливая, покорная тетка Васеня.

Левонтий любил поговорить, особенно пьяненький.

Выходил на улицу в рубахе без пуговиц, штаны на одной пуговке держались.

3. Отношение к деньгам.

Запас на черный день.

Всегда брала в долг. Когда Левонтий приезжал с деньгами, закатывали пир на всю деревню.

Катерина Петровна учит совестливости, честности. Хочет, чтобы ее внук вырос совестливым, а не таким, как левонтьевские.

Родители не следят за детьми. Дети предоставлены сами себе. Живут вне правил и законов деревни.

Вывод : таким образом, эти миры отличаются двумя способами существования. В семье Виктора это ответственность, основательность, трудолюбие, постоянная забота о завтрашнем дне. И полная противоположность в семье Левонтия, где нет этой ответственности, основательности, где будням предпочитают праздники, где живут только сегодняшним днем, а не завтрашним.

Как же Виктор относится к этим двум мирам?

Виктора в доме Левонтия привлекает именно свобода, беспечность, вольность. Ему хочется жить так же, как левонтьевские ребятишки, легко и просто, не думая ни о чем. Но он воспитывался в иной семье, в семье своей бабушки. Бабушка живет у него в сердце, он ее очень любит, хотя она и строгая.

В каком эпизоде наиболее ярко видно, что мир левонтьевских привлекает Виктора? Что ему тоже хочется быть такими?

Что же там происходит?

Какой же выбор делает Виктор в итоге? Какой мир ему остается дорог?

Сначала Виктор выбирает мир левонтьевских ребятишек, так как соглашается все-таки на обман. Но в итоге он все-таки остается в мире своей бабушки, так как он понимает, что поступил очень плохо и раскаивается. Виктор не может жить так, как левонтьевские, так как бабушкино начало уже живет в нем самом. Ему стыдно за свой поступок.

На всю жизнь запомнил Виктор Петрович этот случай из жизни, пронёс светлые воспоминания о бабушке. В рассказе «Последний поклон» он пишет:

«И живёт в сердце вина. Гнетущая, тихая, вечная. Виноватый перед бабушкой, я пытаюсь воскресить её в памяти, поведать о ней другим людям, чтоб в своих бабушках и дедушках, в близких и любимых людях отыскали они её, и была бы её жизнь беспредельна и вечна, как вечна сама человеческая доброта … Нет у меня таких слов, чтоб смогли передать всю мою любовь к бабушке, оправдали бы меня перед нею… Я знаю, бабушка простила бы меня. Она всегда и всё мне прощала. Но её нет. И никогда не будет. И некому прощать».

Эти слова посвящены не только Екатерине Петровне, а всем близким людям, которые воспитывают нас своей любовью, мудростью и добротой.

V. Домашнее задание

Сделать иллюстрацию к одному из эпизодов рассказа и озаглавить ее.
Напишите, пожалуйста, синквейн «Бабушка».

Источник

Урок литературы в 6 классе по рассказу В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой».

в п астафьев страницы биографии конь с розовой гривой урок 6 класс. Смотреть фото в п астафьев страницы биографии конь с розовой гривой урок 6 класс. Смотреть картинку в п астафьев страницы биографии конь с розовой гривой урок 6 класс. Картинка про в п астафьев страницы биографии конь с розовой гривой урок 6 класс. Фото в п астафьев страницы биографии конь с розовой гривой урок 6 класс

Урок литературы в 6 классе.

Цель урока: проследить, как решает писатель важные для каждого человека проблемы – каким быть человеком, что такое ложная и истинная любовь; воспитывать чувство ответственности за свои поступки; развивать монологическую речь, навыки работы с текстом, умение рассуждать на предложенную тему.

Оборудование: портрет писателя, учебник, доска, мел.

Основная тема многих рассказов В.П.Астафьева – тема взросления, становления личности человека. Писатель показывает, как один, казалось бы, незначительный случай может повлиять на всю жизнь человека, что делает его старше, меняет. Случай, описанный в рассказе «Конь с розовой гривой» как раз из таких. Мы должны разобраться, как главный герой приходит к пониманию истинной любви, на основе каких нравственных законах должен жить человек, чтобы оставаться настоящим человеком, приносит людям добро.

— Как вы понимаете, что такое добро? (Всё хорошее)

— Что такое зло? (Всё плохое)

— Каким вы представляете главного героя? (устное рисование)

Мальчик лет семи – восьми, у которого погибла мама, нет отца, живёт у бабушки и деда. Он бедно одет, но одежда у него всегда чистая. На завтрак всегда хлеб с молоком, чего нет у ребятишек Левонтьевых.

— Что является завязкой рассказа?

— Найдите описание пряника (с. 95, чтение).

— Почему этот пряник казался мальчику сказочным? (Редкость для такого времени, лакомство не для всех. А самое главное – почёт, внимание. Особенно льстит Вите отношение со стороны левонтьевских ребят.)

— Расскажите о Левонтии, его семье. (устное рисование)

— Объясните, почему Витю неудержимо тянет к Левонтьевым? Что привлекло его в этой семье? (с.97-98, чтение)

— Можно ли назвать такое отношение соседей к Вите любовью? (Нет, это жалость и то редкая, пьяная.)

Отметим это на схеме. (Запись «Пьяная жалость Левонтия»)

— Истинное отношение Левонтьевых к герою проявляется в дальнейших событиях. Ребята отправляются за земляникой.

— А какой туесок был у Вити? (аккуратный)

— О каком качестве мальчика можно сказать, судя по этой детали? ( Он умеет ценить труд. Сам приучен работать.)

— Зачитаем эпизод, как Витя собирает ягоды. (с.99) Кто приучил мальчика к труду? (бабушка)

— Зачем? (Она знает, что без труда человек не может хорошо жить. Трудолюбивый всегда добьётся своей цели в жизни.

Вспомним, Витя идёт, чтобы своим трудом заработать на пряник. Мальчик понимает, что даром ничего не даётся. Так воспитала его бабушка, она вложила в него одно из основных качеств хорошего человека – трудолюбие. Отметим на схеме сверху «Семья мальчика – нравственная основа жизни», чуть ниже «Трудолюбие».

— Как проявляют себя левонтьевские ребята в работе? (безответственно) (с. 99)

— Как случилось, что Витя поступил также? Прочитаем по ролям этот эпизод на с. 100.

— Что чувствует герой в этот момент? Опишите его состояние. ( Он отчаялся, покаялся, хорохорится, махнул рукой на всё, его понесло – хвастается. Он становится таким же, как и левонтьевские ребята.) Отметим это на схеме внизу под стрелкой «Напускная отчаянность», безалаберность».

— Переживает ли Витя, что не исполнил данное бабушке обещание? (Да.) Докажите текстом. (с.102 выборочное чтение)

— Какое нравственное качество мальчика проявляется в этом эпизоде? (Чувство долга.) Запишем в схеме сверху «Чувство долга».

— И тут опять якобы дружеский совет Саньки. Что он советует Вите? (Нарвать в туесок травы, сверху насыпать ягод.) Запишем в схеме снизу «Обман бабушки».

— Понимает ли Витя, что совершает плохой поступок? Докажите текстом. (с.102 выборочное чтение)

— Какое чувство возникает у героя в это момент? (Чувство стыда)

Отметим на схеме сверху «Чувство стыда».

— Что ещё плохого совершает мальчик под влиянием Саньки? (Крадёт у бабушки калач.) Верно, ведь плохой поступок часто влечёт за собой другой плохой из-за того, что человеку бывает трудно сказать в ответ «нет». Именно в такой ситуации находится Витя. Сможет ли он противостоять таким «дружеским советам» Саньки? Ответим на этот вопрос чуть позже. На схеме отмечаем « Кража калачей».

— Когда мальчик окончательно понял свою вину перед бабушкой? Зачитайте.(с.103) Что чувствует герой? (Угрызения совести, называет себя окончательно запутавшимся преступником.) Записываем на схеме сверху «Угрызения совести».

— Витя решает рассказать всё бабушке, но не успевает – она уезжает рано утром в город. С каким чувством мальчик ждёт её возвращения? (Хочет избежать наказания, страх.)

— Мы видим, что творится в душе героя. А что происходит в это время в природе? (выраз. чт. наиз. описаия природы с.105)

— Для чего автор вводит пейзаж в повествование? (На фоне красоты, спокойствия, гармонии природы ярче прослеживаются переживания героя. Жить хорошо, а ему-то плохо!)

— И опять Санька со своими советами тут как тут. Что он предлагает? (Не ходить домой, будто утонул, т. е. уйти от ответственности за содеянное.) Отмечаем на схеме снизу «Совет Саньки, как не отвечать за свои поступки».

— Как на это отвечает Витя ? Найдите в тексте. (с.106)

-Вспомните начало рассказа, каким был герой и каким сейчас видим его. Что изменилось в нём? (Стал решительнее, нашёл силы сказать Саньке «нет» в ответ на его дурной совет.)

— Почему Витя отказывается от этого? (У него есть чувство ответственности.) Запись на схеме сверху «Чувство ответственности».

— Сколько ни оттягивал Витя встречу с бабушкой, всё равно это произошло. Перескажите этот эпизод.

— Итак, Витя раскаивается в своём поступке, ведь он не только обманул бабушку, но и сделал её обманщицей. Запись на схеме сверху «Раскаяние, признание вины».

— Почему же бабушка даёт Вите пряник конём? (Внук раскаялся. Она простила его.)

-Какой жизненный урок получил герой из этой истории? (Он понял, что бабушка его любит, он не одинок, надо жить по законам совести, вовремя сказать «нет» плохому советчику, а самое главное – надо уметь прощать, быть добрым. И такой урок доброты, воплощением которого стал пряник, он получает от бабушки. И Витя понимает, что бабушка любит его истинной любовью. Отмечаем на схеме сверху «Усвоение урока доброты, милосердия».

Итак, видим: сначала наш герой на перепутье добра и зла, нравственности и безнравственности. Ему сложно понять, где ложная любовь, где истинная. Но он, проходя через нравственное испытание, понял, что истинная любовь там, где есть добро, и для Вити это его семья.

5. Подведение итогов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *