в прекрасном и яростном мире история создания

О противоречивом мире реальности и о месте человека в жизни рассуждает Андрей Платонов в рассказе «В прекрасном и яростном мире», краткое содержание и анализ которого помогут читателям перед уроком быстро ознакомиться с произведением и понять его.

Разумеется, лучше всего прочитать оригинальный текст произведения, особенно если намечается сочинение на тему рассказа.

История создания А. Платонова

Рассказ был издан в 1938 году. В описываемых событиях чувствуется отпечаток того времени: постоянная подозрительность по отношению к людям, быстрый суд.

в прекрасном и яростном мире история создания. Смотреть фото в прекрасном и яростном мире история создания. Смотреть картинку в прекрасном и яростном мире история создания. Картинка про в прекрасном и яростном мире история создания. Фото в прекрасном и яростном мире история создания

Андрей Платонович Платонов (1899-1951)

В основу произведения легли собственные воспоминания Платонова, который успел потрудиться к тому времени помощником машиниста. Именно поэтому автор так подробно и со знанием дела написал об этой нелёгкой и ответственной профессии.

Первые издания выходили под другими названиями: «Машинист Мальцев», «Воображаемый свет».

Главные герои и их характеристика

Героев в рассказе немного:

«В прекрасном и яростном мире» – краткое содержание рассказа

Для читательского дневника достаточно взять несколько предложений, которые можно сформировать из нижеприведенного пересказа.

Глава 1

Тридцатилетний Александр Васильевич Мальцев работал машинистом первого класса в Толубеевском депо и считался лучшим в своём деле. Его помощником назначили Костю, который был очень горд этим. В работе Мальцев больше молчал, временами был грустным.

в прекрасном и яростном мире история создания. Смотреть фото в прекрасном и яростном мире история создания. Смотреть картинку в прекрасном и яростном мире история создания. Картинка про в прекрасном и яростном мире история создания. Фото в прекрасном и яростном мире история создания

Постепенно Костя понял: его напарник считал, что никто больше так не знает и не любит машину, как он. Александр Васильевич лишь однажды доверил управление паровозом Косте. В результате паровоз начал опаздывать. Мальцев снова взял управление в свои руки и быстро нагнал упущенное время.

Глава 2

Костя работал с Мальцевым уже год. Однажды диспетчер попросил машиниста ликвидировать отставание на одном составе. Тот согласился, и паровоз быстро побежал по рельсам.

в прекрасном и яростном мире история создания. Смотреть фото в прекрасном и яростном мире история создания. Смотреть картинку в прекрасном и яростном мире история создания. Картинка про в прекрасном и яростном мире история создания. Фото в прекрасном и яростном мире история создания

Костя закричал, и Мальцев наконец остановил поезд. В это время они увидели впереди другой состав. Тут мастер передал управление помощнику и признался, что ослеп из-за молнии.

Костя отвёл состав в депо, рассказал о случившемся и пошёл провожать слепого напарника домой. Неожиданно Мальцев заявил, что зрение вернулось и даже описал вышедшую из дома жену.

Глава 3

Мальцева осудили. Помощник старался его защитить перед судом. Но ответить на вопрос, почему машинист сразу не отдал управление ему, Костя не мог.

Сам же Мальцев объяснял это тем, что он видел путь в своём воображении. Но красного сигнала он не видел, и, если бы не Костя, два состава столкнулись бы, погибли бы люди.

Глава 4

Когда Мальцев оказался в тюрьме, Костя узнал, что существует установка для создания искусственной молнии. Он рассказал об этом следователю и предложил провести эксперимент. Костя хотел проверить, насколько психика машиниста подвержена электрическому разряду.

в прекрасном и яростном мире история создания. Смотреть фото в прекрасном и яростном мире история создания. Смотреть картинку в прекрасном и яростном мире история создания. Картинка про в прекрасном и яростном мире история создания. Фото в прекрасном и яростном мире история создания

Следователь провёл эксперимент, но случилось непредвиденное: от удара искусственной молнии Мальцев снова ослеп. Машиниста оправдали, но следователь очень переживал, что ради этого пришлось заплатить такую цену. Он боялся, что зрение Мальцева не восстановится.

Костя тоже изменился, ожесточился. Он не понимал, почему этот безумный и враждебный мир сокрушает самых лучших людей.

Глава 5

Костя стал управлять составом, и частенько видел слепого мастера, сидящего на вокзале. Однажды Костя взял его с собой в рейс.

Он положил одну руку Мальцева на тормоз, а другую на реверс. Поверх них положил свои руки и управлял паровозом. Он всё же надеялся, что учитель сможет видеть и вернётся к любимому делу. Когда впереди замаячил жёлтый круг светофора, Костя не стал снижать скорость.

Неожиданно всё нужное сделал сам Мальцев, который сказал, что видит светофор. Он же и довёл состав до станции. Эту ночь Костя провёл у него дома, чтобы больше не оставлять учителя одного и защитить его от враждебных сил прекрасного и яростного мира.

в прекрасном и яростном мире история создания. Смотреть фото в прекрасном и яростном мире история создания. Смотреть картинку в прекрасном и яростном мире история создания. Картинка про в прекрасном и яростном мире история создания. Фото в прекрасном и яростном мире история создания

Анализ произведения

Жанр «В прекрасном и яростном мире» – рассказ. Некоторые издания публиковали его с подзаголовком «Фантастический рассказ».

Действительно, в нём много фантастических деталей, например, научно не доказанное воздействие молнии на зрение, чудесное прозрение. Но фантастика в рассказе отступает на второй план. Герои и их характеры читателю намного важнее.

Главная мысль произведения – как человек должен переносить испытания. Рассказ учит добиваться своего, не сдаваться и не отчаиваться. Автор на примере героев призывает бороться за счастливую судьбу и верить в себя.

Источник

Анализ произведения А.П. Платнова «В прекрасном и яростном мире»

Автор: Guru · 27.07.2021

Из-за непростых отношений с советской властью о писателе Платонове А.П. люди узнали более подробно, только после его смерти. Своеобразное творчество писателя оценили многие читатели. Произведения написанные Платоновым актуальны и сейчас.

История написания

При написании произведения автор опирался на свои знания. А.П. Платонов служил помощником машиниста в депо начиная с 1915 по 1917 год, и благодаря полученному опыту реалистично описал происходящие события. Именно в этот период своей жизни он начал работать над произведением «В прекрасном и яростном мире».
Это было сложное время для Платонова. В стране были политические репрессии, преследования и страх. Многие люди стали жертвами необоснованных гонений, в их число также входил Платонов.
Он родился в простой, трудовой семье. Андрей Павлович был старшим ребёнком из 12 детей. Ещё в детстве начал работал на железной дороге.
В 1917 году, когда окончилась революция, писатель примкнул к большевикам, приняв за истину их щедрые обещания и громкие призывы. Андрей Павлович пошёл на Гражданскую войну добровольно, стал корреспондентом и освещал события, происходившие в красной армии.
После войны вступил в партию и вкладывал все силы в обустройство деревни: строил гидростанцию, сооружал инфраструктуру в поселении. Но конфликтные ситуации, происходящие у него с партийными работниками, привели его к тому, что его исключили из этой ячейки. Неоднократные попытки восстановится результатов не дали.
Всё разочарование в своих убеждениях, Платонов отразил в книгах. Андрей Павлович насмехался над репрессивными способами, которые использовались для достижения пятилеток. Душевные переживания автора можно понять, прочитав его повесть «Впрок». На его видение мира обратили внимание как читатели, так и партийные работники.

Жанр, направление

Творческую работу «В прекрасном и яростном мире» можно причислить к жанру рассказа. Из-за маленького объёма произведения и выстроенной одной сюжетной линии. По направлению в литературе это повествование можно отнести к реализму. Главные персонажи — простые люди, пребывающие в типичных условиях. Чтобы дать характеристику героям, важно понимать их психологию, только так получится узнать причину поступков.

Что означает название

Заголовок в книге «В прекрасном и яростном мире» изменяли три раза. Последний стал меньше всего привязанным к какой-либо личности. Однако он отображал, очевидные вещи для читателя: как писатель и персонажи рассказа относятся к окружающему миру.
О чём рассказ
Повествователя по имени Константин назначают в бригаду к машинисту депо пользующимся уважением у начальства — Александру Васильевичу Мальцеву. И невзирая на то, что Мальцеву только 30 лет, никто не может сравниться с ним в профессионализме.
Рассказчику, А. В. Мальцев представляется человеком невнимательным, равнодушным. Который не доверяет помощникам, постоянно держит на контроле сделанную работу.
Через год, когда внезапная вспышка молнии ослепила бригадира и за малым не свершилась авария, его освобождают от работы. Спустя время у Мальцева восстанавливается зрение, и следователи подозревают, что бригадир лжёт. Машиниста отправляют в тюремное заключение.
Неожиданно повествователь узнаёт, что в одном из университетов есть прибор Теслы. Это устройство может самостоятельно осуществлять вспышки молнии. Рассказчик предлагает устроить эксперимент над бывшим бригадиром, после чего А. В. Мальцев снова теряет зрение. Благодаря этому его выпускают из тюремного заключения.
Немного позже, Константин становится главным машинистом в депо. Он предлагает бывшему бригадиру Мальцеву, проехать с ним на поезде. В конце книги у Мальцева восстанавливается зрение и с Константином они начинают дружить.

Описание героев

Константин
Повествователь является помощником Мальцева — главного бригадира. Спустя время он становится машинистом. Константин ведёт рассказ от первого лица, и читатель видит происходящее именно его глазами. Свою работу он знает хорошо. Ведь сам требовательный Мальцев обучал Константина. Бригадир перед читателем предстаёт как человек равнодушный, мрачный, не разговорчивый, но преданный своей работе. Константин принимает попытки защитить своего наставника, который чуть не совершил аварию. Однако, имея благие намерения, действует он противоречиво: настаивает на эксперименте с молнией. Чтобы убедиться, действительно ли от неё можно потерять зрение. Проведя такой опыт, Мальцев снова теряет зрение. После этого случая у Константина меняется мнение, и они становятся друзьями. Если сравнивать рассказчика с бригадиром, то он более открыт в общении с людьми, способен сочувствовать чужим людям. Чувствительный, страстный – негодует на Александра Васильевича и в то же время сочувствует ему. В заключении произведения он проявляет искреннюю радость, что все решилось благополучно.
Мальцев Александр Васильевич
В Тулубеевском депо его причисляют к специалисту, лучшему машинисту. Может умело выйти из сложной ситуации. До пункта назначения он прибывает гораздо раньше назначенного срока. Мальцеву руководство доверило управлять пассажирским поездом, т.к. было уверено в его профессионализме. Он осознаёт, что незаменим в работе. Только труд придаёт ему силы и вдохновение. И перестав заниматься любимым делом, он лишается смысла жизни.

Темы, поднимаемые писателем в рассказе «В прекрасном и яростном мире»
Талант. Автор описал человека, который не может жить без работы. Все мысли его были о работе. Благодаря этому Мальцев стал мастером своего дела и приобрёл почёт и почтение у руководства.
Личность человека и общество. Писатель показал отрицательные стороны тех людей, кто громогласно заявляет о своей помощи людям, но на деле этого не происходит. Машинист Мальцев хоть и не ярый борец за права народа, но сделал на порядок больше, чем те, кто таким хотел казаться.
Дружба. Человеку, который избегает общения, нелегко найти друзей. Но Константину удалось наладить дружеские отношения с Мальцевым.
Труд. Смотря на машиниста, с какой любовью он относится к работе, отдавая все свои силы, читатель осознаёт цену труда. Герои рассказа почитают труд и показывают, что именно по работе нужно оценивать человека.
Совесть. Благодаря Константину, организовавшему эксперимент с молнией, следователь почувствовал укор совести за то, что несправедливо обвинил Мальцева.
Главная идея
Что хотел рассказать автор? Стремление всё идеализировать, переходит у Мальцева в злость, отстранённость и равнодушие к людям. Великодушный позыв к справедливости, превращается в жестокость и отнимает зрение у машиниста. Благодаря таким людям, как машинист Мальцев, окружающий мир становится лучше. Побеждая страдания и боль, но никак по-другому.

Источник

«В прекрасном и яростном мире», анализ рассказа Платонова

История создания

Первоначальное название рассказа – «Машинист Мальцев». Под таким заголовком он был напечатан в сокращённом виде во втором номере журнала «30 дней» за 1941 г., а в третьем номере журнала «Дружные ребята» за 1941 г. под названием «Воображаемый свет». Рассказ был написан в 1938 г.

В произведении отражён опыт писателя, который в 1915-1917 гг. работал помощником машиниста в окрестностях Воронежа, да и отец его был механиком и помощником машиниста.

Литературное направление и жанр

В некоторых изданиях «В прекрасном и яростном мире» печатается с подзаголовком «Фантастический рассказ». Действительно, двойное ослепление молнией, двойное восстановление зрения не имеют научных доказательств. И совершенно неизвестно, как влияет молния и предшествующая ей электромагнитная волна на зрение отдельных людей. Для читателя даже неважно, есть ли вообще эта электромагнитная волна.

Все эти физические и биологические объяснения ослепления машиниста Мальцева и его чудесного исцеления действительно фантастичны, но в целом рассказ реалистичен. Главное в нём – не фантастические элементы, а характеры рассказчика и машиниста Мальцева, показанные в развитии.

Тематика и проблематика

Тема рассказа – одиночество мастера. Основная мысль состоит в том, что талант часто приводит к гордыне, которая делает человека слепым. Чтобы увидеть мир, нужно раскрыть ему навстречу сердце.

В произведении поднимается проблема превозношения и сочувствия, одиночества, проблема справедливости наказания человеком человека, проблема вины и ответственности.

Сюжет и композиция

Небольшой рассказ состоит из 5 частей. Повествование динамично, охватывает два года. Рассказчик становится помощником машиниста Мальцева на новом паровозе и работает с ним около года. Вторая главка посвящена той самой поездке, во время которой машинист ослеп и чуть не въехал в хвост товарному поезду. Третья главка описывает суд над Мальцевым и обвинение его.

Четвёртая часть повествует о событиях, происходящих через полгода, зимой. Рассказчик находит способ доказать невиновность Мальцева, но искусственная молния вызывает необратимую слепоту заключённого. Рассказчик ищет пути помочь слепому.

Пятая часть повествует о событиях, случившихся ещё через полгода, летом. Рассказчик сам становится машинистом и берёт с собой в дорогу слепого машиниста. Рассказчик управляет машиной, положив свои руки на руки слепого машиниста. В какой-то момент слепой смог разглядеть жёлтый сигнал, а потом стал зрячим.

Каждая часть рассказа фиксирует какой-нибудь эпизод из истории о Мальцеве: обычная поездка – роковая поездка – суд – эксперимент с молнией и освобождение – исцеление.

Название рассказа связано с последними словами рассказчика, желающего уберечь Мальцева от враждебных сил прекрасного и яростного мира.

Герои и образы

Образ прекрасного мира, враждебного человеку – основной в рассказе. В рассказе два главных героя: машинист Александр Васильевич Мальцев и рассказчик, которого Мальцев называет Костя. Рассказчик и Мальцев не особенно дружны. Рассказ – это история их взаимоотношений, сближения, обретения в беде друга.

Машинист Мальцев – настоящий мастер своего дела. Уже в 30 лет он имеет квалификацию машиниста первого класса, именно его назначают машинистом новой мощной машины «ИС». Рассказчик восхищается работой своего машиниста, который ведёт паровоз «с уверенностью великого мастера, с сосредоточенностью вдохновенного артиста». Основная черта, которую у Мальцева подмечает рассказчик – равнодушие к людям, работающим вместе с ним, некая отчуждённость. Одна из особенностей Мальцева огорчает рассказчика: машинист перепроверяет всю работу своего помощника, как будто не доверяет ему. Во время работы Мальцев не разговаривает, а только стучит ключом по котлу, давая безмолвные указания.

Рассказчик со временем понял, что причина такого поведения Мальцева в чувстве превосходства: машинист считал, что лучше понимал паровоз и больше любил его. Эта гордыня, смертный грех, возможно, и стала причиной его испытаний. Хотя таланта Мальцева действительно никто не мог понять, как и превзойти его в мастерстве.

Мальцев не видел молнии, а, ослепнув, не понял этого. Мастерство его было так велико, что он вслепую вёл машину, внутренним зрением видя, представляя весь привычный путь, но, конечно, не умея рассмотреть красный сигнал, казавшийся ему зелёным.

Выйдя из тюрьмы, слепой Мальцев не может привыкнуть к своему новому положению, хотя не бедствует, получая пенсию. Он смиряется перед рассказчиком, который предлагает ему проехать в его паровозе. Возможно, именно это смирение стало началом выздоровления Мальцева, который сумел довериться рассказчику. Его внутренний мир раскрылся вовне, он заплакал и увидел «весь свет». Не только материальный, но и мир других людей.

Рассказчик – человек, любящий свою работу, как и Мальцев. Даже созерцание хорошей машины вызывает у него воодушевление, радость, сравнимую с чтением стихов Пушкина в детстве.

Для рассказчика важно хорошее отношение. Он человек внимательный и старательный. В нём заложена удивительная и редкая способность сочувствовать и защищать. Эта черта рассказчика, как и его профессия, автобиографичны.

Например, рассказчику представляется, что паровоз спешит на защиту далёких земель. Так и забота о Мальцеве побуждает рассказчика добиваться справедливости на суде, встречаться со следователем, чтобы оправдать невиновного Мальцева.

Рассказчик – человек прямой и правдивый. Он не скрывает, что обижен на Мальцева, прямо говорит ему, что тюрьмы не избежать. Всё-таки рассказчик принимает решение помочь Мальцеву, «чтобы защитить его от горя судьбы», от «роковых сил, случайно и равнодушно уничтожающих человека».

Рассказчик не считает себя виноватым во вторичной слепоте Мальцева, он доброжелателен, несмотря на то, что Мальцев не желает прощать его или беседовать с ним. Уже после чудесного исцеления Мальцева рассказчик желает защищать его, как родного сына.

Ещё один герой рассказа – справедливый следователь, который провёл эксперимент с искусственной молнией и терзается угрызениями совести, потому что доказал «невиновность человека посредством его несчастья».

Стилистические особенности

Поскольку рассказ написан от первого лица, а рассказчик Костя, хоть и любит Пушкина. человек технического склада, Платонов нечасто использует свой специфический, наполненный странной метафоричностью язык. Этот язык прорывается только в особенно важные для автора моменты, например, когда автор словами машиниста объясняет, что машинист Мальцев вобрал весь внешний мир в своё внутреннее переживание, таким образом обретя власть над ним.

Рассказ изобилует профессиональной лексикой, связанной с работой паровоза. Очевидно, и во времена Платонова мало кто понимал детали работы паровоза, а сегодня, когда паровозов нет, эти подробности вообще непонятны. Но профессионализмы не мешают читать и понимать рассказ. Наверное, каждый читатель представляет что-то своё, когда читает, что Мальцев отдал «реверс на полную отсечку». Важно, что Машинист исполнял свою трудную работу хорошо.

В рассказе важны детали. Одна из них – взгляд и глаза Мальцева. Когда он ведёт машину, глаза его глядят «отвлечённо, как пустые». Когда Мальцев высовывает голову, рассматривая окружающий мир, его глаза блестят воодушевлением. Слепые глаза машиниста снова становятся пустыми и спокойными.

Источник

«В прекрасном и яростном мире»: необыкновенность платоновской литературной вселенной

Меню статьи:

Андрея Климентова в литературных кругах знали под фамилией «Платонов». Произведение, названное «В прекрасном и яростном мире», – плод конца 1930-х годов. В этот период творчество писателя приобретает притчевый, метафорический характер. Хотя этот рассказ весьма реалистичен и основан на событиях, которые случались в действительности. Но и здесь есть элементы фантастики и разыгравшегося воображения…

Из истории написания произведения

Изначально Платонов назвал свое творение «Машинистом Мальцевым». Именно под этим названием текст стал известен публике в 1941 году. Рассказ напечатали в периодическом издании «30 дней». Позже произведение также выходило в «Дружных ребятах», но уже под другим заголовком: «Воображаемый свет». Год рождения платоновского шедевра – 1938-й. Андрей Платонович пишет о 1915–1917 годах – нелегком времени для России. В этот период писатель работает механиком – помогает машинисту в Воронежской области. Этим промыслом занимался также отец автора. Опыт этих лет и работы стал основой произведения.

О литературном направлении и жанре рассказа

Иногда, читая этот текст, можно встретить подзаголовок – «Фантастический рассказ». И правда, кажется, в науке нет доказательств возможности потерять зрение от молнии, а потом восстановить его. Пока что ученые не знают всех деталей о влиянии молнии и электромагнитной волны, которая ей предшествует, на глаза людей. Впрочем, для читателя эти подробности и научная скрупулезность не столь важны.

в прекрасном и яростном мире история создания. Смотреть фото в прекрасном и яростном мире история создания. Смотреть картинку в прекрасном и яростном мире история создания. Картинка про в прекрасном и яростном мире история создания. Фото в прекрасном и яростном мире история создания

Физиология, биология, физика, выдумка, реальность – все это сливается воедино в фантастическом описании исцеления машиниста. Однако все остальные черты произведения вполне напоминают реализм. Платонов обращается также к психологизму: в тексте аккуратно прописывается характер и автора-рассказчика, и механика-героя. Причем это описание динамичное, а не статичное.

О теме и проблеме произведения

В центре повествования – одиночество героя. Платонов часто описывает талантливых, даже гениальных, людей. Впрочем, мастерство этих персонажей не спасает от одиночества. Автор предостерегает читателя: талант часто имеет оборотную сторону – гордыню.

И эта гордыня ослепляет человека. Это – центральная метафора рассказа. Как вернуть себе прежнее зрение? Как избавиться от слепоты? Ответ и прост, и сложен одновременно: раскрывая сердце миру, мы снова имеем возможность видеть его.

Платонов поднимает проблему сострадания и сочувствия, гордыни. Автор размышляет о превозношении и справедливости, о вине и об ответственности. В особенности, писателя интересует, справедливо ли, когда один человек наказывает и судит другого человека.

О сюжете и композиции текста

В этом маленьком по объему произведении читатель насчитает целых пять частей.

1 часть

Платонов любит динамику, поэтому умудряется уместить на нескольких страницах два года жизни. Автор постепенно дослуживается до помощника машиниста. Место работы – новенький паровоз. Так, в трудах, проходит год. Это первая часть.

2 часть

Во второй части рассказывается о поездке, когда машинист потерял зрение. Из-за слепоты машиниста чуть не случилась ужасная трагедия: паровоз почти столкнулся с товарным поездом.

3 часть

Конечно, за такой проступок машиниста отдали под суд, выдвинув соответствующее обвинение. Так заканчивается третья часть.

4 часть

В четвертой части автор пишет о том, что произошло зимой. Прошло полгода. Рассказчику удается оправдать машиниста, однако кое-что остается непоправимым: слепота Мальцева. Автор искренне хочет помочь слепому механику.

5 часть

События пятой части раскрывают случившееся еще через шесть месяцев. Зима сменилась летом. Автор получил повышение и теперь сам стал машинистом. В очередной поездке рассказчика сопровождает бывший слепой начальник. Слепой Мальцев положил руки на руль. Его подстраховывает рассказчик, который положил свои руки сверху. Это очень символично. И вот, внезапно, слепец увидел желтое сигнальное пятно, а потом и вовсе вернул себе зрение.

Линия событий

Таким образом, в каждой части фиксируется определенная сцена из повествования о слепом машинисте. Мы бы могли выстроить такую линию событий:

Что касается названия произведения, то его смысл проясняется в конце, когда автор произносит свои последние слова. Рассказчик стремится уберечь товарища от злобного мира. Окружающий человека мир прекрасен, но в то же время яростен и враждебен.

О героях и образах платоновского творения

В центре произведения – яростный и прекрасный мир. А точнее – образ такого мира. В произведении действуют два ключевых персонажа:

Поначалу эти два героя не слишком ладят между собой. Повествование – это, по сути, описание взаимоотношений, динамики развития дружбы между этими персонажами. Наконец, автор говорит, что настоящая дружба – это поддержка друг друга в трудное время.

Образ Мальцева

Машиниста можно с легкостью назвать истинным мастером в своей профессии. Когда Мальцеву исполнилось тридцать лет, герой стал машинистом первого разряда. Мальцева назначили работать на новый паровоз «ИС». Работа, мастерство мужчины восхищает рассказчика. Мальцев похож на артиста, которого вдохновляет путь, процесс вождения паровоза. Однако при этом Мальцев равнодушен к окружающим, мастер отчужден. И эта специфическая черта машиниста не радует его коллегу. Мальцеву свойственно недоверие к помощнику, да и в жестах, в поведении машиниста появляется некая механичность.

Проходит время, и рассказчик осознает, что Мальцев считает себя выше и лучше других. Это гордыня. С другой стороны, машинист лучше ладит с паровозом, чем с людьми. Машины ближе Мальцеву.

Произведение «Неизвестный цветок», принадлежит к поздним творениям Платонова. Предлагаем читателям ознакомиться с его описанием

Гордыня, как мы помним, считается смертным грехом. Вероятно, именно в этом грехе кроется причина последующих страданий героя. Но Мальцев был, безусловно, талантливым: равных Мальцеву по мастерству не находилось.

Молнию, ослепившую героя, Мальцев не увидел. Однако понял, что это была она. Но профессионализм машиниста позволял мужчине вести паровоз и без зрения. Внутреннее зрение сохраняло образ привычного пути. Однако герой не сумел разглядеть красный сигнальный свет – принял тот за зеленый.

За проступок машиниста осудили и приговорили к тюрьме. Получив свободу, слепец попытался приспособиться к своей новой жизни. Мальцеву назначили пенсионные выплаты. Однако мужчине не хватало привычных поездок и родного паровоза. В результате, Мальцев сближается со своим бывшим помощником. Тот теперь работает машинистом. Гордыня Мальцева проходит, сменяясь смирением. Рассказчик приглашает бывшего командира проехаться вместе. Платонов намекает, что умение преодолеть гордыню и склонить голову в смирении – истинная причина исцеления героя. Мальцев доверяется рассказчику – этому тоже мужчине пришлось учиться. Слепой машинист раскрывается сердцем миру, на глазах мужчины появляются слезы. А с этими переживаниями возвращается и зрение. При этом, герой обретает не только материальное зрение, но и внутреннее (это симбиоз физиологии и души).

Образ рассказчика

Платонов описывает рассказчика человеком, который очень любит свое дело. Любит так, как и начальник – Мальцев. Созерцание хороших, красивых, добротных машин доставляет герою искреннее удовольствие. Рассказчик воодушевляется, когда занимается своей работой. Это напоминает ему вдохновение от шекспировских стихов, которые рассказчик читал ребенком.

в прекрасном и яростном мире история создания. Смотреть фото в прекрасном и яростном мире история создания. Смотреть картинку в прекрасном и яростном мире история создания. Картинка про в прекрасном и яростном мире история создания. Фото в прекрасном и яростном мире история создания

Рассказчик умеет сочувствовать, старается относиться к людям по «золотому правилу морали». Внимательность, старательность, доброта, прямота, правдивость, желание помогать и защищать – характерные черты этого героя. Этот персонаж – автобиографичен. Когда мужчина работает на паровозе, то воображает, что машина спешит защищать дальние земли. Похожим образом рассказчик заботится о Мальцеве. Например, защищает начальника в суде, добиваясь справедливости.

Так как герой любил правду, рассказчик не скрывал обиду на машиниста. Мужчина прямо сообщил Мальцеву, что его ждет тюрьма. Несмотря на прошлые обиды, добрый человек все же помогает начальнику. Рассказчик не считает справедливыми роковые силы, равнодушные к людям, уничтожающие судьбы людей. Герой не видит своей вины в несчастье машиниста. Помощник беседует с командиром – несмотря на то, что тот не прощает его.

Образ следователя

Это второстепенный персонаж произведения. Следователь – это некое воплощение справедливости. С этим героем связан момент проведения эксперимента. Следователя грызет совесть, потому что невиновность подсудимого пришлось доказывать через несчастье.

Стилистическая специфика текста

Повествование ведется от первого лица. Рассказчиком выступает мужчина по имени Костя. Герою нравятся стихи Пушкина и вообще – для Кости типична легкая мечтательность. Для Платонова характерен технический склад ума, дополненный своеобразными, странными метафорами. В этом кроется особенность платоновского языка. Платонов словно обнажается в ключевых эпизодах, и тогда речь автора становится еще метафоричнее.

В тексте много профессиональной лексики, которая относится к работе машин, паровозов. Наверное, современники Платонова тоже (как и читатели сегодня) плохо разбирались в нюансах работы механизмов. В нынешнем же мире паровозов и вовсе нет, так что эти профессионализмы – уникальная черта, экстравагантная изюминка автора.

Непонятность некоторых слов не мешает понять суть рассказа. Более того, эта черта способствует индивидуальному прочтению.
Платонов делает акцент на деталях:

Анализ ключевых эпизодов

«В прекрасном и яростном мире» насчитывается несколько ключевых для понимания эпизодов.

Автоматичность машиниста

Платонов описывает сцену, когда начальник разрешает помощнику своими силами вести паровоз. Однако помощник не выполняет график на 100%: машинист замечает, что состав отстает на несколько минут. Тогда Мальцев сам садится за руль и приводит паровоз вовремя, нагнав потерянное время. Мальцев ладит с паровозом, как с другом. Однако людям не доверяет, стремясь все контролировать и проверять. В какой-то момент машинист и сам уподобляется автоматическому механизму.

Встреча с молнией

Машинист выполнял особо сложные задания, которые не мог выполнить никто другой. Как-то раз случилось нечто непредвиденное, и это перевернуло жизнь Мальцева. Нашим героям достался сильно опаздывающий состав. Мальцева попросили сократить отставание от графика. Машинист принялся за дело, введя паровоз в область, где разыгралась гроза. В ветровое стекло попала молния и ослепила машиниста. Но Мальцев не признался в этом.

Ночью помощник замечает, что начальник ведет состав хуже. А наутро тайна машиниста стала очевидной. Путешественникам встретился человек, подающий знаки, чтобы паровоз остановился. Однако Мальцев не увидел этого. Тогда рассказчик начал кричать, после чего начальник надавил на тормоз. Катастрофы чудом удалось избежать. В этот момент Мальцев, отбросив гордыню, признал свою слепоту, передав управление составом помощнику. О случившемся доложили начальству. Рассказчик проводил машиниста домой, и вскоре тот снова начал видеть.

Суд и эксперимент

У Платонова говорится о двойном ослеплении героя. Как это произошло? За проступок машиниста, как мы помним, судили. Помощник выступал в этом деле свидетелем. Рассказчик не считал командира виновным, потому что Мальцев, собственно, не виноват в слепоте. Герой ослеп внезапно – от близкой молнии. Однако следователь отнесся к этой гипотезе скептически. Ведь молния еще не приводила к потере зрения. Но рассказчик сказал, что причина слепоты – не сам разряд, а яркий синий свет молнии.
Мальцева, тем не менее, осудили. Ведь машинист вовремя не признался в произошедшем, не попросил помощника сесть за руль. В результате герой рисковал жизнями людей, которые могли пострадать. Мальцев оказался в тюрьме. А рассказчик теперь служил вместе с другим машинистом. Однако мысли о бывшем начальнике не давали герою покоя.

в прекрасном и яростном мире история создания. Смотреть фото в прекрасном и яростном мире история создания. Смотреть картинку в прекрасном и яростном мире история создания. Картинка про в прекрасном и яростном мире история создания. Фото в прекрасном и яростном мире история создания

Думая, как помочь Мальцеву, рассказчик изобрел эксперимент. Для этого понадобится установка Тесла, чтобы извлечь искусственную молнию. Но машиниста не предупредили об эксперименте. И в итоге герой снова утратил зрение. Однако ныне не было почти никаких шансов, что Мальцев снова сможет видеть. Рассказчик вместе со следователем винили себя в новой слепоте заключенного. К любимой работе Мальцев, даже обретя свободу, вернуться уже не смог.

Сила сопротивления

Мальцев задумался, что в мире (прекрасном и жестоком, яростном) существуют роковые силы. Эти силы вмешиваются в жизнь людей случайным образом. Некоторые люди – более слабые – сдаются. Но не Мальцев: герой борется и сопротивляется ситуации.

Проходит год с момента фатальных событий. Помощник работает машинистом. Водит пассажирские поезда. Мальцев часто приходил на старую работу, ходил туда-сюда по платформе, тосковал. Рассказчик понимал: бывший машинист лишился смысла жизни. Но чем же ему помочь?

Произведение “Потомки солнца” Андрея Платонова – уникальный пример советской литературы. Предлагаем читателям ознакомиться с его описанием

Мальцев, между нет, раздражался, когда ему сочувствовали и жалели его. Рассказчик предложил Мальцеву проехаться вместе, позволив сесть на свое место – у руля. Подстраховывая старого командира, рассказчик держал руки слепца на руле. Так друзья успешно преодолели путь. Обратная дорога прошла так же. Если же участки встречались тихие и спокойные, бывший помощник и вовсе давал Мальцеву рулить самостоятельно. Опоздания не ожидалось, товарищи укладывались в график. И случилось чудо – к Мальцеву вернулось зрение. Так закончилась борьба героя с собой и с враждебными обстоятельствами. Мир из яростного стал прекрасным.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *