вадик королев oqjav биография
Москвич
Это мой город: лидер группы OQJAV Вадик Королев
О минусах посещения известных ресторанов в центре Москвы по вечерам и о том, что в падениях на московской плитке виновата наша походка.
Я родился…
Пермь, левый берег, Гайва, роддом не помню.
Сейчас живу…
В Москве, переехал десять лет назад, когда нужно было или становиться наконец уже сотрудником прокуратуры, или идти куда-то еще. Вот пошел куда-то еще.
Люблю гулять в Москве…
Люблю Трубную и вот эти Сухаревские переулки, но и ледяными Патриками ночами не брезгую. Люблю парки, похожие на леса, более других — Филевский.
Мой любимый район…
Тверской, там и живу, «чего и вам желая».
Мой нелюбимый район…
Печатники. Я с него начал, мы сняли там с ребятами первую квартиру. Слишком контрастные воспоминания, впрочем, не без прекрасного.
В ресторанах…
Если поздно, то как все — «32.05» или Noor, скука, конечно, но там всегда норм, из минусов — всегда встретишь всех, и когда хочешь, и когда не хочешь. А вот если не совсем поздно — ищите женщину и меня в Tilda, что в Сытинском за «Макдаком» на Пушке, там лучшее меню в городе, нет пафоса, четыре стола и даже время от времени появляющийся хозяин, внимательный, чуткий и очень хитрый, ну да Боб ему судья.
Место в Москве, в которое все время собираюсь, но никак не могу доехать…
Каток. Точу, рисую, мечтаю, в последний момент не получается, скорблю, иду в бар. Но по-прежнему в перспективе думаю стать профессиональным хоккеистом.
Главное отличие москвичей от жителей других городов…
В первую очередь москвичи, конечно, самые добрые, толерантные, красивые, талантливые, «породистые» и сексуальные уроженцы Москвы и других городов.
В Москве лучше, чем в Нью-Йорке, Берлине, Париже, Лондоне…
Наша встреча, наш замерзший пруд, твой забытый на бетоне и возвращенный красивой парой телефон, «последний поцелуй после жаркого лета». Москва прекрасна.
В Москве за последнее десятилетие изменилось…
По ощущениям, будто все сблизилось с западным миром в плане сервиса и ландшафта.
Нормальная сейчас Москва: на Курский вокзал не ходи, на площадь трех вокзалов не ходи, на Савеловский вокзал не ходи, в остальном у нас все впереди.
Хочу изменить в Москве…
Не запинаться о плитку, но это, кажется, у всех так. Возможно, вопрос в нашей походке, странно, что почти у всех, опять же. Московская плитка vs московская походка.
Мне не хватает в Москве…
Большой воды. В Перми Кама широка, это идет с дедом, бабой, лесом, кровью, это не исправить, нужен тот лес, нужна большая вода, у Москвы здесь нет вины, как и возможности решения.
Если не Москва, то…
Все вышеназванные столицы нравятся, был, по-разному тянут. В деревню и прочую дикую гавань, на невспаханное поле порою тоже тянет, но тянет на побывку, перезагрузку, грязевые ванны, и сразу назад, в шум, пыль, шут, быль, ха-ха-ха, короче, обратно.
В Москве меня можно чаще всего застать кроме работы и дома…
На улице, да на любой скамье в кольце, наверное.
Выступать 3 января в парке «Зарядье»…
Обожаю большие открытые площадки, озера и людей и знаю, что не все материально могут позволить себе обычно прийти на концерт, пусть и любят, и вот и она, возможность! Будет настоящий веский классный концерт, мы всех ждем!
Концерт OQJAV в рамках фестиваля «Путешествие в Рождество» на сцене Большого амфитеатра 3 января с 14.00.
OQJAV
Биография
OQJAV формально считают инди-поп-группой. Но на самом деле квалифицировать стиль, в котором выступает коллектив, сложно. Главным в его музыке называют лирику вокалиста, а инструментальное сопровождение являет собой бесконечный опыт поиска оптимального звучания.
История создания и состав
Первый состав команды представлял собой тройку уже опытных музыкантов. Лидер — Вадик Королев, незадолго до рождения OQJAV ушел из «Пилар». Катя Павлова пребывала в творческом отпуске, хотя числилась в «Обе две» и осваивала бас-гитару.
Катя и Вадик встретились и влюбились друг в друга. В интервью вокалист рассказал, что им пришла в голову идея поиграть вместе. И это оказалось удивительно легко и логично. А вскоре к ним примкнул Даниил Шайхинуров.
Даниил ранее играл в La Vtornik. А на родине, в Екатеринбурге, работал в собственной группе — Red Delishes. Шайхинуров не имел специального образования — в музыкальной школе отучился 2 года и бросил, затем стал самостоятельно заниматься творчеством. Королев же по специальности юрист. Катя долгое время работала в организации, занимающейся торговлей бетона.
Вопроса, кто же будет петь, не возникало. Павлова осваивала бас-гитару, а Вадик взялся за микрофон. Лидер группы совмещал репетиции с работой на складе Dolce & Gabbana. Песни, как признавался солист, рождались прямо рядом с коробками с товаром.
Интересна история создания названия OQJAV. Как-то раз Королев и ответственный за съемку клипов команды Кирилл Зотов пили пиво на Арбате. Было холодно, и Вадик стоял, ссутулившись. Зотов тогда ему сказал, что тот похож на памятник. А вокалист спросил: «Окуджав, что ли?».
Позже в интервью фронтмен признался, что его вдохновил памятник великого советского поэта. Образ сутулой фигуры навеял воспоминания из детства, когда мать или учительница постоянно говорила держать спину ровно. И этим вызывали внутренний протест — почему нельзя сидеть так, как удобно. В первоначальном названии группы — «Окуджав» легла идея «легитимизации сутулости», некой свободы самовыражения.
Однако впоследствии пришлось отойти от такого наименования. Маркетологи коллектива сильно постарались — плакаты с трио висели по всей Москве. А родственникам советского барда это пришлось не по душе. С Вадиком связался адвокат семьи и попросил не доводить дело до конфликта. Тогда Шайхинуров предложил коллегам изменить написание — использовать латинские буквы, при этом произношение оставить прежним.
В таком составе команда просуществовала до мая 2017 года. Отыграв последние концерты в Санкт-Петербурге, двое участников — Павлова и Шайхинуров, покинули OQUJAV. Катя вернулась в «Обе две», а Даниил перешел в дрим-поп-группу «Мы».
Первое время после ухода участников фронтмен не знал, что делать дальше. Неожиданно в поле зрения солиста появился Ярослав Тимофеев.
Тогда будущий клавишник коллектива занимался журналистикой и специализировался на обзоре музыкальных мероприятий в газете «Известия». Однажды поехал писать про Пасхальный фестиваль, где и встретился с Королевым. Тот предложил Тимофееву совместное творчество. И Ярослав согласился — отчасти потому, что это предприятие вызвало у него научный интерес, отчасти — из-за человеческой симпатии к фронтмену.
Место Кати Павловой вскоре занял Дмитрий Шугайкин. Этот человек стал для команды неким стабилизатором. В интервью бас-гитарист поделился, что с дедлайнами у него обстоят дела много лучше, чем у коллег. И ему сложно работать, если нет четкого плана действий на 2 недели. Так, Шугайкин стал приучать Ярослава и Вадика к порядку, те же показали ему, как можно приспособиться жить в некоем хаосе.
Вновь собранная группа, которая в таком составе работает и сейчас, живет как единый организм. У троих участников синхронизированные графики и общий календарь. Причем само по себе творчество дается участникам OQJAV легко и без натуги. И каждый видит в этом счастье — создавать песни и получать от этого невероятное удовольствие.
Музыка
Дебютный альбом вышел в 2014 году под названием «Окуджав», в который вошли хиты «Джек», «Взрослые» и «Перед сексом». Впрочем, коллектив заявил о себе раньше — в 2013 году выпустил ЕР «Цирк». Первый релиз удостоился престижной премии «Степной волк» в номинации «Дебют».
Первое время коллектив OQJAV стали воспринимать как побочный проект Кати Павловой, несмотря на то, что в этой команде та редко подходила к микрофону, отвечая за бас. Тем не менее вскоре музыкантам удалось продемонстрировать свою самобытность.
У Вадика Королева к тому времени выработалась аллергия на шум из-за особенности звучания «Пилар». Поэтому он перешел на интимный шепот, который старался не перекрывать вкрадчивый инструментальный аккомпанемент.
Участники с каждой песней сходились в одном мнении — чем больше расстояние между нотами, тем выигрышнее звучит композиция. И музыканты старались не растерять это сдержанность и воздушность.
Первый альбом коллектива был про то, что «чувствует молодой человек около 30». Вторая пластинка «Марта», которая вышла в 2016 году, продолжила эту линию. Песни, представленные в ней, — «Китай-город», «Татарка», «Девяностые», также звучат в жанре инди-попа.
OQJAV — «Линда»После ухода Кати Павловой и Шайхинурова вышел ЕР «Предатель». На тот момент в группу еще не пришел Дмитрий Шугайкин. Но Королеву и Ярославу Тимофееву удалось за короткий промежуток времени выпустить сразу несколько треков, которые показали ведущую роль классического бэкграунда, — «Линда», «Парижанка» и «Каблучки».
Третья в списке дискографии пластинка получила легкомысленное название «Листики-цветочки». Однако автор текстов песен Вадик вложил в нее глубокий смысл. Альбом затронул тему расставания. А главная идея сборника звучит так — все самое ценное не всегда возвращается.
Вообще стиль OQJAV после возрождения в 2017 году в обновленном составе изменился. Королев «перепродумал» группу, сделав упор на классическом, взрослом и вдумчивом звучании. И, как считают поклонники коллектива, от этого только выиграл, убрав лишний лоск.
В октябре 2019 года команда выпустила ЕР «Кегельбан» (треки «Портвейн», «Сложный выбор», «На размер больше»). Этот мини-альбом стал некой точкой, завершающей определенный этап в биографии OQJAV. На тот момент музыканты уже работали над другим проектом, но хотелось «скинуть вес» и оставить в прошлом былое звучание.
OQJAV сейчас
В ноябре 2020 года вышел четвертый альбом — «Кромешна». Первоначальное наименование пластинки — «Похожий человек». Но обоюдным решением музыканты сменили этот вариант, решив обозначить в названии главную мысль — царство тьмы, раскрашенной тоской, печалью или грустью. К примеру, трек «Капуста» стал, по словам Ярослава, «той стадии одиночества, когда даже вечный собеседник в голове, с которым мы все разговариваем, ушел».
OQJAV — «Татарка»К началу 2020 года композиции были практически готовы. Но из-за самоизоляции участники коллектива не виделись и вынуждены были сделать перерыв в творчестве. У Вадика же в это время родились новые песни, с которыми тот поделился с коллегами. В результате первоначальный вариант «Кромешны» сильно отличился от финального сборника.
С поддержкой нового альбома команда организовала концерты в Москве и Санкт-Петербурге, в том числе и на новой сцене Александринского театра. Из-за ограничений в количестве человек коллектив решил вести и онлайн-трансляцию — билеты на просмотр живого исполнения продавались также на официальном сайте и в инстаграм-аккаунте группы.
Солист OQJAV Вадик Королев — о кегельной дорожке, соцсетях и текстах песен
«Я совсем не чувствую себя Вадимом», — улыбается Королев, объясняя, почему при знакомстве представляется всегда Вадиком и никак иначе. Юрист по образованию, он пишет проникнутые лирикой тексты, читает только бумажные книги и любит пошутить. Своеобразной шуткой ему кажется и новый мини-альбом OQJAV под названием «Кегельбан», с размышлений о котором начинается разговор.
— «Кегельбан» для группы — как будто не совсем привычная история. Это обращение, скорее, к прошлому и веселым шуткам?
— Сначала я хотел сделать ретросрез. Время от времени появляются как бы старые песни, в последнее время все меньше и меньше, и мне хотелось это как-то зафиксировать, потому что я понимал, что тот большой альбом, который зреет, никак со старыми песнями не связан. Мне хотелось скинуть этот вес. Изначально последняя песня — «Портвейн» — в альбоме не предполагалась, это должна была быть многослойная шутка из четырех песен, а потом я все-таки показал ребятам (Дмитрию Шугайкину и Ярославу Тимофееву, участникам группы. — «РБК Стиль») «Портвейн» и захотелось сместить акцент. Мы сразу поняли, что эта песня может быть только в конце, она не может ни открывать альбом, потому что сразу задаст совершенно неверное настроение, ни быть где-то в середине.
— Как в этот раз вы определяли порядок композиций?
— По поводу последней песни мы были солидарны, а остальные вертели, думали. В итоге, мне кажется, был принят компромиссный вариант. Как-то мне чуть-чуть хотелось иначе, Славе тоже хотелось как-то по-другому, а Дима сохранял нейтралитет.
— Откуда вообще взялось название «Кегельбан»? Как появилась эта кегельная дорожка?
— Я как-то шел по улице и мне пришли эти первые строчки: «Мы играем в кегельбан, кегельбан. Десять девушек, пара ребят». Было хорошее игривое настроение, и я понял, что не знаю, что такое кегельбан. То есть они, эти слова, сначала пришли, а потом так: «Что такое этот кегельбан?» Многие заблуждаются, думая, что кегельбан и боулинг — это одно и то же. Я зашел в «Википедию», посмотрел. Принцип тот же: нужно шариками сбить кегли, чем больше, тем лучше, но другие правила подсчета, другие шары — в них нет дырок, другая длина дорожки, ну и так далее. Мне стало интересно, я стал вбивать в поисковике «Поиграть в кегельбан в Москве», и меня все время выбрасывало на боулинг. Я так и не нашел, кстати, поэтому не знаю, есть ли он вообще в городе. Кажется, что нет, и это смешно, есть в этом какой-то сектантский дух. И я представил, что все-таки есть одно такое место и, например, во всей России этой игрой увлекаются, не знаю, ну скажем 15 человек. Представил, как это все происходит и что мы играем.
— То есть одноименная альбому песня сразу же родилась из этой фантазии про не боулинг, но кегельбан? Или пришлось прерваться на изучение игры?
— На самом деле почти вся песня написалась сразу, то есть я после первых строк задумался, но продолжил писать и появился припев. Чаще всего пишется сразу, лучше это не терять. Потому что если потеряешь, потом можешь не вернуться в то состояние и получится или искусственно, или … ну, в общем, какая-то ложь получится. Поэтому если чувствуешь, что идет, лучше все отложить, перед всеми извиниться, сбежать, если не похороны, сесть где-то.
— Позволю себе параллель с литературой. Многие писатели — Стивен Кинг, например — говорят и говорили о том, что писать нужно каждый день вне зависимости от обстоятельств, от того, пишется или нет. Может ли такое быть в музыке, если мы говорим о текстах песен? Вы когда-нибудь такое практиковали?
— Я не то чтобы в нее не верю, в эту схему, когда нужно выдавливать из себя что-то каждый день, но не знаю, как у них находится терпение и мужество это все реализовать на практике. У меня такого до недавнего времени, честно скажу, никогда не было. Все песни — они из какого-то хаоса, что-то там на тебя падает, и ты это или успеваешь зафиксировать, или не успеваешь. Поэтому я никогда не боялся, если, например, песни не приходили в течение какого-то длительного времени. У меня бывало так, что месяца три вообще ничего не приходит: ни стихи, ни песни. Ну, пишу какие-то посты в фейсбуке, перевожу через крокодиловы слезы саблезубых тигров, энергия направлена в какое-то другое русло. И я понимал, что, значит, пройдет время и меня прорвет сразу на много всего, и пока неизменно так происходило. Поэтому, что такое творческий кризис, я в целом не знаю. Или когда он есть, я точно понимаю, что это временно. У OQJAV нет каких-то обязывающих, связывающих нас контрактов с лейблом или договоренностей между собой, что мы должны выпускать в год по альбому. Да даже если и был бы такой контракт, песня — это же не роман, она в любом случае как-то придет. Но вот недавно к нам как к группе обратился театр с предложением написать 8–10 песен к драматическому спектаклю. И вот это совершенно другого порядка работа, именно работа. Это очень интересно, потому что ты, по сути, подключаешь те же творческие ресурсы, но все иначе. То есть, во-первых, лирический герой — это максимально не ты. В нашем случае это вообще восемь женщин, как в фильме Озона. И нам нужно написать восемь песен от лица женщин и пару их дуэтов. И вот ты садишься, сначала вникаешь в пьесу, потом — в каждого персонажа, в то, какая у каждой из них проблема, какая тайна, где по ходу текста предположительно стоит песня, какую историю нужно в этот момент рассказать. И эта работа очень интересна, и, самое смешное, что она предполагает сроки, потому что иначе — срыв спектакля. И поэтому ты прямо в тонусе, то есть используешь ту же самую свойственную тебе звукопись, ощущение рифмы и так далее, но идешь в совершенно иное русло. Но это, конечно, работа от мозга, совершенно от мозга.
— Для вас это первый такой опыт?
— Первый, я вообще ни разу не писал, так сказать, на заказ. Причем мы (то есть OQJAV) сомневались. А я говорю: «Да классно же, давайте отвлечемся, вот мы сейчас сдали «Кегельбан», давайте займемся этой работой, а те песни, которые потом пойдут, они так или иначе никуда не пропадут». Потому что даже если ты очень занят работой, съемкой, чем-то еще, настоящая песня на тебя всегда упадет. У меня такое и происходит сейчас — период какой-то грандиозно плодотворный, и пишется и то, и то, и то, и каждый день. Боже мой, остановите меня, Страшила и Железный Дровосек!
Чаще всего пишется сразу, лучше это не терять.
— Вам нужны какие-то внешние впечатления, например, пройтись по улицам или, допустим, сесть дома и свечку зажечь, чтобы лучше думалось и писалось?
— Что касается спектакля, то когда мне нужно, допустим, подумать про конкретного героя и есть четыре свободных часа, я выхожу из дома, иду в парк, кручу-верчу, захожу в кафе, беру там чай или кофе — да, так это работает. Но вообще я никогда не жду никакого вдохновения, и более того, любой ритуал — это как комфортные условия, для меня они враги. То есть если у меня будет классное кожаное кресло, дубовый письменный стол и кто-то все время будет носить кофе и вино, я никогда точно ничего не напишу. Это другое, это максимально интимный процесс, ты в моменте этого самого процесса одновременно максимально один, то есть никого не может быть, никаких ни советников, ни помощников, и одновременно как-то связан с этим всем, со всем окружающим. Я противник системы в том смысле, что когда что-то систематизируется, мне сразу становится скучно. Я не мог делать уроки, потому что понимал, что вот я встаю и у меня есть какое-то время на уроки, и так каждый день. И меня раздражали тренировки, потому что я знал, что, черт, тренировки в понедельник, среду и пятницу. А потом ты приходишь к следующему понедельнику и такой: «Уже ведь были понедельник, среда и пятница. Зачем это все?» Или вот придумаешь себе каждый день отжиматься. Поотжимался один раз, второй, а потом скучно и лень. Я не могу так. Я даже кофе не каждый день варю, пусть и турка красивая, иногда не хочется, иногда хочется.
— Куда записывать слова, когда они сами вдруг падают?
— Раньше был блокнот. Потом я понял, что блокнот в условиях современности — это в****н. Как другое слово подобрать? Ну, в смысле, ходить с этим блокнотом, писать в нем… Так что с относительно недавнего времени — только телефон. Если мелодия, то диктофон, если текст, то заметки.
— Получается, тексты группе всегда приносите вы. Как выстроены отношения в OQJAV? Вы чувствуете, что как у человека, который всех, в общем-то, в одну группу и собрал, у вас больше обязанностей, ответственности и, может быть, как вывод, прав? Или вы за демократию?
— Ответственность — это же такая внутренняя штука. Скорее всего, у меня ответственности больше. А так у нас демократия. И если принимается какое-то конкретное решение и Слава с Димой, например, заодно, а я нет, то решаем мнением большинства. Чаще всего бывает так, что мы идем к одному, но, естественно, в любом случае все обсуждаем. То есть бывало так, что один — за одно, другой — против, но или тот, или другой убеждали. Это нормально. Всегда происходит диалог. А вот эта ответственность, о которой мы говорим, проявляется, скорее, в плане инициативы, поскольку чаще всего я приношу что-то первичное — текст, мелодию. Мол, «ребята, а вот сейчас давайте такую историю расскажем. Расскажем?». Мы иногда говорим и про тексты. Ребята чуткие, умные и безнравственные, поэтому в основном ничего объяснять не надо, но иногда спрашивают: «Вот эта строка о чем?» И меня в этом процессе совершенно не обламывает объяснить, потому что когда так называемый продукт уже вышел — это одно. А когда вы занимаетесь сотворчеством, то каждый должен понимать, куда идти, и если там какая-то хитрая метафора и она мне, например, очевидна, и кажется, что это не нужно объяснять, но ребята спрашивают, я отвечаю. Ведь можно в другую сторону музыкально повести песню. И это не будет никак не связано с начальными строками. А это уже пчелы против меда.
— У вас ведь, помимо OQJAV, есть еще дуэт с аккордеонисткой Женей Поповой «Королев Попова». Как он сложился, зачем он вам обоим?
— Глобально мне очень просто разделять проекты, потому что OQJAV — это песни, а «Королев Попова» — это стихи и Женина музыка. Для Жени это авторский проект, она реализуется в нем как композитор. Что касается всех процессов, они максимально быстрые. Это связано с тем, что у нас всего один инструмент — аккордеон, и главное — сразу поймать волну. То есть если в OQJAV мы сначала придумываем гармонию, а потом начинаем в деталях размышлять, например, какие барабаны сюда подходят, думать над партиями, потом искать сам звук, выкидывать, менять что-то в процессе, ну и все подобное, порой в другой последовательности, то здесь такого нет. У Жени две руки на аккордеоне, у меня только голос. С этим же связана и легкость в плане репетиций. У «Королев Попова» публика очень камерная, как и сам проект.
— Возвращаясь к мини-альбому OQJAV. Его титульную композицию вы записали вместе с Анастасией Великородной, актрисой Мастерской Дмитрия Брусникина. В связи с этим вопрос про театр. Это для вас что-то постоянное в жизни? Следите за афишей?
— У меня все произошло случайно. И с Мастерской Брусникина, и с театром вообще. Мастерская прекрасна, я фанат, с некоторыми ребятами мы близки, дружим, делаем что-то совместное: вот «Кегельбан» с Настей, отдельный, пока не выпущенный проект с Игорем Титовым, шопинг с Мариной Васильевой. Но и за пределами мастерской — всюду театр и кино, мои соседи по квартире — режиссер Серзин и актер Перевалов. И ты так или иначе как-то с этим все время связан, что касается театральной повестки и какой бы то ни было повестки. Нет, ни за чем не слежу, потому что у меня башка кипит от информации и моя задача от нее наоборот избавляться. Поэтому я не верю в хобби в том числе, неужели может быть скучно? Просто открываешь ленту Facebook, видишь случайно пост про спектакль и как раз свободен в этот день. Надо же как-то перезапуститься, сходить на что-то — и вот идешь.
— А не утомляет ли Facebook, да и социальные сети вообще?
— Что касается мессенджеров, то есть этой стороны социальных сетей, они, конечно, очень удобны. Другое дело, что мы не удерживаемся и начинаем шутить, баловаться, флиртовать, тратить время. Хотя, по идее, нужно просто обмениваться информацией. В общем, для работы мессенджеры подходят и для радости. В плане всего остального — да, нам сложнее, чем 15 лет назад, мы в постоянной оценке: оцениваем сами, оценивают нас, это отнимает кучу времени и дестабилизирует эго, то есть мы в вечном микрострессе из-за соцсетей, это ужас, да-да, это ужас, два раза даже пришлось сказать, потому что это просто ужасно.
— Разговор про социальные сети наводит на мысли о дистанции, которая, с одной стороны, между людьми уменьшается, а с другой, увеличивается. А что касается расстояния между вами как музыкантом и вашей публикой, как вы его чувствуете и воспринимаете?
— На концертах дистанция невероятно маленькая, но вот когда пишешь — временно огромная. И это еще всегда проблема состояния. К примеру, я сейчас не нахожусь уже в состоянии «Кегельбана». Это все мной давно пережито, и я сам сегодня про другое, про другие песни. Меня все время немного злит, что этот момент всегда упускается, и ты презентуешь, показываешь людям впервые альбом через очень долгое время. Но концерты — обмен с публикой — время бесценное. Когда люди в материале, когда все сразу циркулирует, можно и не петь, потому что люди сами поют, это классно, такой верный обмен.